Научная статья на тему 'Перспективы развития права денежного обращения подотрасль финансового права'

Перспективы развития права денежного обращения подотрасль финансового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
779
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ / ДЕНЬГИ / ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ / ПОДОТРАСЛЬ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Товмасян Регина Эдуардовна

В статье рассматривается финансовое право и сделан вывод о необходимости выделения новой подотрасли финансового права право денежного обращения. Под правовым регулированием денежного обращения понимается нормативное закрепление (установление) порядка движения денежной массы. Очень важно отметить, что именно порядок движения денежных средств, а не причина их движения является предметом финансового правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития права денежного обращения подотрасль финансового права»

УДК 347.73 ББК 67.402.4 Т 50

Р.Э. Товмасян

Перспективы развития права денежного обращения - подотрасль финансового права

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается финансовое право и сделан вывод о необходимости выделения новой подотрасли финансового права - право денежного обращения. Под правовым регулированием денежного обращения понимается нормативное закрепление (установление) порядка движения денежной массы. Очень важно отметить, что именно порядок движения денежных средств, а не причина их движения является предметом финансового правового регулирования.

Ключевые слова:

движение денежной массы, деньги, право денежного обращения, подотрасль, финансовое право.

Наиболее дискуссионным и интересным вопросом в современном финансовом праве является финансово-правовое регулирование денег и денежного оборота.

Общественные отношения, составляющие предмет финансового права весьма разнообразны и неоднородны, в связи, с чем финансово-правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, группируются в финансово-правовые институты. Таким образом, финансово-правовой институт представляет собой законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы однородных общественных отношений, входящих в предмет финансового права. В числе таковых, в качестве примера, можно назвать институт финансового контроля, институт государственных доходов, институт налогового контроля, институт наличного денежного обращения.

В свою очередь родственные правовые институты, объединяющие юридические нормы одной отрасли права, образуют подотрасль права. Эти правовые образования регулируют отдельные достаточно крупные массивы общественных отношений, отличающихся определенной спецификой и известной родовой обособленностью. Подотрасль права характеризуется наличием в ее составе нескольких правовых институтов с одновременным выделением некоторых общих положений, свойственных всем входящим в подотрасль институтам [8, с.15]. Это цельное по составу и предмету регулирования образование, которое

регламентирует особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса той или иной отрасли права [7, с.18].

Таким образом, подотрасль финансового права объединяет нормы нескольких финансово-правовых институтов, регулирующих отдельные относительно обособленные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства. В рамках финансового права традиционно выделяются две подотрасли: бюджетное и налоговое право [8, с.15]. Однако на сегодняшний день существуют еще относительно новые научные концепции, обосновывающие выделение в системе финансового права подотрасли государственного и муниципального финансового контроля [5, с.111], права денежного обращения [9], валютное право.

Необходимо, по нашему мнению, выделить в рамках финансового права подотрасли, объединяющей правовые нормы, регулирующие денежное обращение в Российской Федерации. В эту подотрасль входят институты наличного денежного обращения, безналичного денежного обращения и институт валютного обращения. Необходимо особо подчеркнуть, что под правовым регулированием денежного обращения понимается нормативное закрепление (установление) порядка движения денежной массы. Очень важно отметить, что именно порядок движения денежных средств, а не основание (причина) их движения является предметом финансового правового регулирования.

Основания движения денежной массы могут иметь различную правовую природу. Например, если переход права собственности на денежные средства обусловлен сделкой, то природа основания движения денег от одного собственника к другому будет гражданско-правовой. С другой стороны, основанием движения денежных средств может быть обязанность гражданина или юридического лица уплатить налоги, в данном случае причина денежного обращения имеет финансово-правовую природу. Однако несмотря на то, что правовая природа оснований движения денежных средств может быть как гражданско-правовой, так и административно-правовой и уголовноправовой, или иметь в своей основе трудовые правоотношения, регулирование порядка движения денежной массы, т.е процесса перехода денежных средств от одного собственника к другому, регламентация механизма осуществления любых расчетов, не зависимо от правовой природы обязательств имеет финансово-правовую природу [4, с.356].

Установление порядка движения денежной массы в наличной и безналичной форме является одним их основных направлений деятельности государства.

Формально этот процесс не представляет собой деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, однако денежное обращение опосредует и формирование, и распределение и использование этих фондов. Отсутствие правового регулирования денежного обращения, т.е отсутствие установленного порядка движения денежных средств сделало бы невозможным само существование экономики, основанной на товарноденежном хозяйстве и исключило бы осуществление любой финансовой

деятельности, в том числе и государственной. Иными словами, законодательно закрепленный порядок денежного обращения является необходимым условием осуществления финансовой деятельности государства, в связи, с чем общественные отношения, возникающие в процессе денежного обращения, включаются в предмет финансового права.

Следует отметить, что пока в юридической науке термин «право денежного обращения» не получил широкого распространения и признания, однако с нашей точки зрения, совокупность правовых норм, регулирующих порядок движения денежной массы на территории Российской Федерации должна быть признана именно подотраслью, а не институтом, российского финансового права [3, с.107]. К аргументам в пользу такого подхода можно отнести следующие:

- общественные отношения, возникающие по поводу денежного обращения, обладают определенным своеобразием и родовой обособленностью в рамках финансовых отношений;

- совокупность норм, регулирующих денежное обращение как подотрасль финансового права включает в себя несколько правовых институтов, а именно:

1) институт наличного денежного обращения, который

представлен правовыми нормами, регулирующими наличное денежное обращение;

2) институт безналичного денежного обращения, который представлен правовыми нормами, регулирующими движение безналичных денежных средств;

3) институт обращения иностранной валюты, который

представлен правовыми нормами, регулирующими валютные операции.

Таким образом, совокупность норм, регулирующих движение

денежной массы, является не институтом финансового права, как это утверждается в отечественной юридической литературе, а представляет собой более крупное правовое формирование, включающее в свой состав несколько правовых институтов.

- наличие у всех названных институтов некоторых общих положений, принципов денежного обращения, распространяющихся на все общественные отношения, которые связаны с движением денежных средств. К ним можно отнести следующие:

а) денежной единицей РФ является рубль;

б) рубль является единственным законным платежным средством обязательным к приему как средство платежа на всей территории РФ;

в) введение и эмиссия других денег в РФ не допускается;

г) официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается;

д) органом, осуществляющим государственное регулирование денежным обращением в РФ, является Центральный банк РФ.

Право денежного обращения не образует самостоятельной отрасли права, а является неотъемлемой составной частью (подотраслью) российского финансового права. Это утверждение основано на том, что предмет финансового права включает в себя и отношения, возникающие в процессе движения денежной массы. Очевидно, что и формирование, и распределение, и расходование государственных денежных фондов опосредуется денежным обращением. Без денежного обращения не возможно ни сформировать, ни использовать ни один государственный денежный фонд.

Справедливости ради необходимо отметить, что денежное обращение опосредует создание и использование не только государственных фондов денежных средств, но и денежных фондов негосударственных образований. Иными словами, движение денежных средств происходит не только в рамках денежных фондов государственных структур (коммерческих и некоммерческих), но и занимает значительное место в гражданском обороте. То, что отношения, связанные с движением денежной массы часто являются составной частью гражданских правоотношений, не меняет их публичноправовую сущность.

Все вышесказанное позволяет нам утверждать, что право денежного обращения, как подотрасль финансового права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу процесса движения наличных и безналичных денежных средств. При этом движение денежных средств включает в себя несколько этапов: эмиссия денег; движение денег от одного собственника к другому, иными словами переход права собственности на деньги; изъятие денег из обращения.

При этом каждый из перечисленных этапов денежного обращения регулируется законодательством. Это объясняется особой важностью денежного обращения для экономики государства. Предметом права денежного обращения являются общественные отношения, возникающие по поводу процесса движения денежных средств. Метод права денежного обращения совпадает с методом финансового права - это метод властных предписаний, основанный на императивном регулировании общественных отношений.

Институты права денежного обращения включает в себя нормы, регулирующие порядок осуществления расчетов, т.е расчетные отношения. Расчетные отношения традиционно относятся к гражданско-правовым отношениям, поскольку эти отношения часто возникают в рамках других гражданских правоотношений. Например, расчетные правоотношения возникают при исполнении основного гражданско-правового обязательства по оказанию каких-либо услуг на возмездной (денежной) основе.

Однако мы придерживаемся иной точки зрения относительно сущности и правовой природы расчетных правоотношений. Под расчетными правоотношениями следует понимать урегулированные правом общественные отношения, возникающие по поводу движения, перемещения денежных средств. Поскольку содержанием расчетных правоотношений

является перемещение денежных средств, следовательно, это не что иное, как денежное обращение, т.е движение денежной массы. Денежное обращение имеет публично-правовой характер и регулируется с целью защиты не частных, а публичных интересов, и поэтому относится к публичному праву. С другой стороны, денежное обращение неразрывно связано с денежными фондами, которые образуются и расходуются посредством как раз движения денежной массы. Общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, регулируются нормами финансового права, следовательно, расчетные отношения однозначно являются финансовоправовыми, если одним из субъектов этого правоотношения является государство как собственник государственных денежных фондов. Такие отношения, как правило, возникают вне рамок гражданских обязательств: например, налоговые правоотношения порождают расчетные правоотношения. Между установлением, исчислением, уплатой налога и его поступлением в доход государства всегда есть еще одна стадия -перечисление налогового платежа, которая также как и остальные стадии налогового правоотношения подлежит правовому регулированию. В данном случае расчетные правоотношения возникли в рамках финансово-правовых отношений. Следовательно, если расчетные отношения возникают по поводу формирования, распределения и использования государственных денежных фондов, они являются финансово-правовыми [6, с.33].

Как известно, общественные отношения, урегулированные правом, юридическая наука называет правоотношениями. Поскольку общественные отношения, возникающие в процессе движения денежных средств, являются предметом правового регулирования, они также должны быть признаны правоотношениями. Правоотношения в сфере денежного обращения - это, урегулированные нормами права, общественные отношения, возникающие по поводу установления и исполнения процесса (порядка) обращения на территории конкретного государства наличных и безналичных денежных средств как в национальной, так и в иностранной валюте.

Как и любые правоотношения, правоотношения в сфере денежного обращения обладают определенной структурой, которая включает в себя: объект правоотношений, субъекты правоотношений и содержание правоотношений.

Объектами правоотношений в сфере денежного обращения являются денежные средства, к которым относятся:

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

в) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным

средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

г) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах [3, с.104].

В отличие от национальной денежной единицы, иностранная валюта относится к категории вещей, ограниченных в обороте, или ограниченно оборотоспособных вещей. В соответствии со ст. 140 и 141 ГК РФ [1] порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ, а также порядок совершения сделок с имуществом, признаваемым валютными ценностями, определяется специальным законом («О валютном регулировании и валютном контроле» [2]). Ограничение оборота иностранной валюты проявляется в том, что сделки с ней должны совершаться в соответствии со специально установленными правилами и порядком, отличающимся от обычного порядка совершения гражданско-правовых сделок. Например, покупка-продажа иностранной валюты допускается только через специально уполномоченные банки.

Субъектами правоотношений в сфере денежного обращения выступают органы государственной власти, уполномоченные регулировать процесс (порядок) движения денежной массы и контролирующие соблюдение этого процесса (порядка), физические и юридические лица, осуществляющие платежи или участвующие в расчетах иным способом (например, как посредники - банки и иные кредитные организации).

Содержанием правоотношений в сфере денежного обращения являются корреспондирующие права и обязанности их участников (субъектов).

Конкретный набор этих прав и обязанностей зависит от вида правоотношений в сфере денежного обращения. Правоотношения, которые охватываются предметом права денежного обращения можно классифицировать на:

1. правоотношения, возникающие по поводу порядка проведения эмиссии наличных и безналичных денежных средств. Содержанием этих правоотношений является исключительное право Банка Россиимонопольно осуществлять эмиссию денег в Российской Федерации и корреспондирующие этому праву обязанность всех остальных органов государственной власти не вмешиваться в эту деятельность и обязанность всех физических и юридических лиц на территории РФ принимать в качестве единственного законного средства платежа денежные знаки, выпущенные в обращение Банком России.

2. правоотношения, возникающие по поводу движения наличных денежных средств. Содержанием этих правоотношений является право ЦБ РФ устанавливать ограничения на осуществление расчетов наличными денежными средствами между

юридическими лицами и право органов государственной власти требовать от физических и юридических лиц на территории РФ осуществлять расчеты в наличной денежной форме в порядке, установленном законодательством. И юридическая обязанность физических и юридических лиц

осуществлять расчеты наличными денежными средствами в рамках, установленных законодательством: расчеты с участием физических лиц в наличной форме проводятся без ограничений, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право рассчитываться между собой наличными деньгами в пределах установленной Банком России суммы, все юридические лица обязаны соблюдать установленные Банком России правила ведения кассовых операций.

3. правоотношения, возникающие по поводу порядка движения безналичных денежных средств. Содержанием этих правоотношений является право ЦБ РФ устанавливать правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов и обязанность всех лиц, осуществляющих платежи в безналичной форме соблюдать установленные Банком России правила.

4. общественные отношения, возникающие по поводу порядка движения наличной и безналичной иностранной валюты. Содержанием этих правоотношений является право государственных органов на установление ограничений на обращение иностранных денежных знаков в наличной и безналичной форме и обязанность физических и юридических лиц на территории РФ соблюдать эти ограничения.

Ускорившиеся в России темпы социально-экономических и политических преобразований требуют адекватного реагирования на них, включая необходимость соответствующих обновлений правовой системы страны в целом. Изменения, происходящие в финансовом праве, представляют часть общего процесса формирования новой системы российского права как целостного явления. Поэтому формирование новых подотраслей может дать эффективное решение поставленных задач. Отмеченное обстоятельство дает основание сделать вывод о необходимости разработки новой подотрасли финансового права - право денежного обращения.

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации Ч. I: принят Гос. Думой 30 ноября 1994 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 52. Ст. 3301.

2. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон: принят Гос. Думой 21 ноября 2003 года: ред. 30.10.2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 45. Ст. 2542.

3. Василец В.П. Денежное обращение в России как объект правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 286 с.

4. Горбунова О.Н. Финансовое право: учебник. М., 2002. 495 с.

5. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. 247 с.

6. Журавлева И.А., Крысин С.А. Расчетные правоотношения в системе финансового права // Право и жизнь. 2001. №37. С. 33-48.

7. Карасева М.В. Финансовое право: общая часть: учебник. М., 2000. 256 с.

8. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2000. 600 с.

Химичева Н.И. Проблемы финансового права на новом этапе развития российского государства // КонсультантПлюс: поисково-правовая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.