Научная статья на тему 'Перспективы развития патентной системы налогообложения в Республике Дагестан'

Перспективы развития патентной системы налогообложения в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / патентная система налогообложения / вмененный налог / упрощенная система налогообложения / taxes / patent system of taxation / imputed tax / simplified system of taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич

Раскрыта экономическая сущность патентной системы налогообложения. Проанализированы российский и зарубежный опыт применения различных форм вмененного налогообложения с определением видов деятельности, в которых применение патентной системы налогообложения наиболее эффективно. Разработан механизм и этапы перехода налогоплательщиков Республики Дагестан на патентную систему налогообложения и оценены экономические последствия такого перехода для хозяйствующих субъектов и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of development of the patent system of taxation in the Republic of Dagestan

The economic essence of the patent system of taxation is revealed. The Russian and foreign experience in the application of various forms of imputed taxation with the definition of activities in which the use of the patent system of taxation is most effective is analyzed. The mechanism and stages of transition of taxpayers of the Republic of Dagestan to the patent system of taxation are developed and economic consequences of such transition for economic entities and the region are estimated.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития патентной системы налогообложения в Республике Дагестан»

УДК 336.221.4 й0\: 10.24411/1813-3528-2018-10033

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Аннотация: Раскрыта экономическая сущность патентной системы налогообложения. Проанализированы российский и зарубежный опыт применения различных форм вмененного налогообложения с определением видов деятельности, в которых применение патентной системы налогообложения наиболее эффективно. Разработан механизм и этапы перехода налогоплательщиков Республики Дагестан на патентную систему налогообложения и оценены экономические последствия такого перехода для хозяйствующих субъектов и региона.

Ключевые слова: налоги, патентная система налогообложения, вмененный налог, упрощенная система налогообложения

Abdulmanapov P.G. Prospects of development of the patent system of taxation in the Republic of Dagestan

Abstract: The economic essence of the patent system of taxation is revealed. The Russian and foreign experience in the application of various forms of imputed taxation with the definition of activities in which the use of the patent system of taxation is most effective is analyzed. The mechanism and stages of transition of taxpayers of the Republic of Dagestan to the patent system of taxation are developed and economic consequences of such transition for economic entities and the region are estimated. Keywords: taxes, patent system of taxation, imputed tax, simplified system of taxation.

Внесение изменений в налоговую систему Российской Федерации в последние годы сопровождается существенными трансформациями в налоговом администрировании и повышением качества ее функционирования за счет совершенствования законодательства о налогах и сборах. Государство продолжает улучшать налоговые инструменты, направленные на стимулирование и развитие малого предпринимательства.

Эффективным инструментом налоговой политики, позволяющим решать вопросы уменьшения «теневой» экономики, упрощения налогового администрирования, обеспечение налоговых поступлений от субъектов, деятельность которых наименее заметна для контролирующих органов, является конструкция вмененного налога в форме патента. Значимым событием в развитии отечественного малого бизнеса стало введение с 1 января 2013 года специального режима «Патентная система налогообложения», суть которого заключается в получении специального документа - патента, который дает право на осуществление одного или нескольких из 63 видов деятельности, определенных ст. 346.43 НК РФ.

Основными целями введения патентной системы налогообложения, отражающими ее экономическую сущность, являются:

-совершенствование форм реализации экономического и социального потенциала индивидуального предпринимательства,

-вывод из «тени» лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и увеличение на этой основе поступлений в бюджетную систему;

-содействие развитию само занятости населения в регионах, повышение его инвестиционной активности;

Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич

Научный сотрудник, к.э.н.

ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала raha77@mail.ru

-обеспечение роста доходности малого предпринимательства за счет снижения налоговой нагрузки;

-упрощение системы налогового администрирования, налогового учета и отчетности.

Достижение указанных целей предполагает поддержку индивидуальных предпринимателей со стороны федерального и регионального уровней власти, а также представительных органов местного самоуправления по целому ряду организационных, финансовых, экономических и социальных задач, решение которых обеспечит адаптацию и развитие нового налогового режима.

Индивидуальное предпринимательство как форма ведения бизнеса достаточно широко распространено в РФ. Патентная система была введена в качестве дополнительной меры поддержки малого предпринимательства, позволяющая раскрыть его потенциальные возможности. Отличающаяся простотой понимания и применения налогоплательщиками, она может вполне стать привлекательной для индивидуальных предпринимателей в российских регионах.

На протяжении всей истории существования патентной системы налогообложения можно выделить несколько эволюционно значимых этапов ее развития. Свое начало патентная система берет в конце семнадцатого века, на девятнадцатый век пришелся расцвет этой системы, а в период тридцатых годов двадцатого века патентная система была отменена во многих государствах мира. [10, с.50]. В России патентная система зародилась в 1996 году, когда вступил в силу федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В этом законе предусматривается порядок уплаты патентного налога для частных предпринимателей. В 1999 году в силу вступила система единого налога на вмененный доход, при котором уплата налога не зависела от фактической прибыли организаций.

Сравнительная характеристика российской и зарубежной практики применения патентной системы налогообложения дает основания трактовать нашу систему как отличающуюся более жесткими рамками и условиями ее применения. В частности, в Российской Федерации начисленная сумма налога не может быть уменьшена на сумму уплаченных страховых взносов, в то время как, например, в Казахстане стоимость патента уменьшается на сумму социальных отчислений. А при превышении суммы социальных отчислений над суммой патента величина последнего приравнивается к нулю.

Патентная система налогообложения до сих пор считается нововведением, так как она начала работать с 2014 года. Этот молодой режим шлифуется и корректируется для удобства предпринимателей и ФНС. На сегодняшний день можно сделать вывод по статистике использования патентной системы налогообложения, что она нужна начинающим бизнесменам и действительно работает.

Важно объективно оценивать преимущества и недостатки предлагаемых условий. Предприниматель должен решить, из каких финансовых активов он будет оплачивать патент, подходит ли ему требование доходности и численности сотрудников, не получится ли ситуация с экстренным переходом на другую систему налогообложения в связи с невыполнением условий. Ведь сумма, затраченная на оплату патента, не возвращается.

Теперь проанализируем динамику поступления платежей налогоплательщиков, применяющих патентную систему в Российской Федерации. Так, по форме №1-Патент Федеральной налоговой службы, мы выяснили, что по состоянию на 2015 год всего было выдано 241135 патентов, в 2016 году - 321606, а по состоянию на 2017 год - 383256 патентов, причем количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему в 2017 году составило 287766 человек (рис. 1).

383256

321606

241135

2015

2016

2017

Рис. 1. Динамика количества выданных патентов по РФ за 2015-2017гг.

В 2016 году сумма налога, уплачиваемого плательщиками ПСН, рассчитанная исходя из минимального размера потенциально возможного к получению годового дохода, составляла 6 тыс. рублей в год, т.е. 500 рублей в месяц. Исходя из того, что налог на доходы физических лиц составляет 13%, предполагаемая доходность индивидуальных предпринимателей по указанным видам предпринимательской деятельности составляет около 4 тыс. рублей в месяц. Таким образом, сумма налога, исчисленная из установленного главой 26.5 Кодекса минимального размера потенциально возможного к получению годового дохода, не является сдерживающим фактором для приобретения патента.

Таблица 1.

Оценка поступления единого налога на вмененный доход в бюджет Российской

Федерации в 2017 году

Наименование показателей Значения показателей

Всего в том числе:

организации индивидуальные предприниматели

Налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода) (млн. руб.) 951369 339294 612074

Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход (млн. руб.) 142706 50893 91812

Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет (млн. руб.) 79162 28959 50202

Сумма единого налога, поступившего в бюджет (млн.руб.) 78507 26148 52358

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ед./чел.) 2094253 313384 1780869

Реализация предложения об уменьшении суммы уплачиваемого в связи с применением ПСН налога на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на практике приведет к выпадающим доходам местных бюджетов. Так, по предварительной оценке, Министерства экономического развития Российской Федерации, предоставление индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность без привлечения наемных работников, возможности уменьшения суммы налога в связи с применением ПСН на сумму фиксированного страхового взноса в размере не более 50% от суммы налога повлечет за собой уменьшение доходов местных бюджетов в размере не менее 400 - 500 млн. рублей.

Согласно отчетным данным налоговых органов Российской Федерации в 2017 году численность налогоплательщиков, применяющих единый налог на вмененный доход, продолжила снижаться. Это говорит о постепенной замене данного налога на иной вид платежей и составила 2094253 человек. Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет, составила в 2017 году 79162 млн. рублей, в то время как поступило 78507 млн. рублей (табл. 1).

В Республике Дагестан по состоянию на 2015 год всего было выдано 83 патента, в 2016 году - 125, а по состоянию на 2017 год - 309 патентов, причем количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему в 2017 году составило 31 человек (рис. 2).

300 250 200 150 100 50 0

2015 2016 2017

Рис. 2. Динамика количества выданных патентов по РД за 2015-2017гг.

В 2015 году по налогу, взимаемому в виде стоимости патента в связи с применением УСН было начислено 390 тыс. рублей. Всего поступило платежей в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации в размере 1013 тысяч рублей (табл. 2).

Таблица 2.

Динамика и оценка поступления ПСН в консолидированный бюджет Республики

Дагестан в 2015 году, тыс.руб.

Начислено к уплате в текущем году Поступило платежей в том числе в доходы:

консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации поступило в доходы местных бюджетов

Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения 390 1033 1013 0

В 2016 году по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения начислено 957 тыс. рублей, а в консолидированный бюджет РД поступило 1027 тыс. рублей налоговых доходов. Стоит отметить, что налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан составили 20052053 тыс. рублей в 2016 году (таб. 3).

Таблица 3.

Динамика и оценка поступления ПСН в консолидированный бюджет Республики _ Дагестан в ^ 2016 году, тыс.руб._

Начислено Поступило налогов, сборов, иных обязательных

к уплате в платежей в доходы:

текущем году федерального бюджета консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации поступило в доходы местных бюджетов

Налог, взимаемый в связи с

применением патентной системы налогообложения 957 1027 1027 1027

Налог, взимаемый в связи с

применением патентной системы налогообложения, 912 1025 1025 1025

зачисляемый в бюджеты

городских округов

Налог, взимаемый в связи с

применением патентной системы налогообложения, 45 2 2 2

зачисляемый в бюджеты

муниципальных районов

Источник: отчетные данные УФНС РД за 2016 год

Налог, взимаемый в связи с применением ПСН и зачисляемый в бюджеты городских округов обеспечил поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РД в размере 1025 тыс. рублей, а в бюджеты муниципальных районов - 2 тыс. рублей. (таб. 4).

Таблица 4.

Динамика и оценка поступления ПСН в консолидированный бюджет Республики

Дагестан в 2017 году, тыс.руб.

Начислено Поступило платежей в том числе в доходы:

к уплате в консолидированного поступило

текущем бюджета субъекта в доходы

году Российской Федерации местных бюджетов

Налог, взимаемый

в связи с

применением 619 1595 1595 1595

патентной системы

налогообложения

Налог,

зачисляемый в бюджеты 557 1524 1524 1524

городских округов

Зачисляемый в

бюджеты муниципальных 62 71 71 71

районов

Налоговые доходы консолидированного бюджета РД в 2017 году составили 21486802 тысячи рублей. Всего в 2017 год начислено к уплате ПСН в размере 619 тыс. рублей, поступило - 1595 тыс. рублей, что на 568 тысяч рублей больше аналогичного показателя прошлого года. Налог, зачисляемый в бюджеты городских округов составил 1524 тыс. рублей, а в бюджеты муниципальных районов - 71 тыс. рублей.

Соотношение начисленного и поступившего в консолидированный бюджет Республики Дагестан представлено на рисунке 3.

Рис.3. Соотношение начисленного и поступившего ПСН в 2015-2017гг., тыс. руб.

Таким образом, темпы роста использования и поступления ПСН в Республике Дагестан выросли на 54% по сравнению с 2015 годом, в абсолютных числах поступление ПСН в консолидированный бюджет Республики Дагестан выросло на 562 тысячи рублей.

По результатам анализа можно сделать вывод о том, что значение патентной системы налогообложения как по Российской Федерации, так и по Республике Дагестан невелико, поэтому необходимо рассмотреть основные проблемы и перспективы совершенствования патентной системы налогообложения на современном этапе.

Важнейшим процессом реформирования налогового законодательства является полная замена с 2018 года единого налога на вмененный доход патентной системой налогообложения. Следовательно, одним из самых главных направлений совершенствования патентной системы является возможность расширения применения данной системы предпринимателями.

Можно выделить основные проблемы, которые требуют решения на данный момент:

1.ПСН могут применять только индивидуальные предприниматели. Необходимо предусмотреть возможность для малых организаций применять данный специальный налоговый режим.

2. Ограничение численности работников (до 15 человек) и площади торгового зала для розничной торговли через объекты стационарной сети (до 50 кв. м). Основная цель ПСН облегчение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, а также мотивация самозанятости. Численность работников до 15 человек и торговая площадь до 50 кв. м. характерна для мелких ИП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Некоторые виды деятельности, которые давали возможность применять ЕНВД, сейчас не подпадают под ПСН, что также ограничивает число предпринимателей, которые могут его применять. Необходимо расширить перечень видов деятельности, и внести в него наиболее распространенные для малого и среднего бизнеса виды.

4.Одна из основных проблем - нельзя уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов, уплаченных в государственные внебюджетные фонды за себя и работников. Для реализации главной цели специальных налоговых режимов - снижения налоговой нагрузки будет целесообразно дать возможность плательщикам уменьшать

стоимость патента на сумму уплаченных взносов, но не более чем на 50%, по аналогии с ЕНВД.

Проблема двойного налогообложения при покупке патентов на ведение одного вида деятельности в разных субъектах РФ. Данную проблему можно решить следующим образом: если стоимость патентов разная, то патент с наименьшей стоимостью оплачивается полностью в соответствующем муниципалитете, а оставшаяся разница в стоимости - в другом; если стоимость патентов одинакова, то в бюджет муниципалитетов уплачивается стоимость первого патента в равных долях.

Самозанятые граждане должны ставиться на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков патентной системы налогообложения и в качестве индивидуальных предпринимателей на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей по истечении срока действия этого патента. Патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципального района, который указан в патенте.

Предлагаемые изменения дадут больше стимулов для открытия бизнеса, снизив налоговую нагрузку на малое и среднее предпринимательство и устранив двойное налогообложение. Экономя на расчетах с бюджетом, ИП и организации смогут направлять средства на свое развитие и расширение бизнеса. Кроме того, сможет пополнить налоговые доходы муниципальных образований, что будет способствовать общему экономическому росту отдельных регионов.

Список источников:

1.Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) (с изм. и доп. от 01.01.2018)

2.Федеральный закон от 29.11.2012г. №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

3.Закон Республики Дагестан «О применении патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в Республике Дагестан» от 29.11.2012 №79.

4.Алексеева С.П. Патентная система налогообложения // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - №7-7.

5.Брылева Е.И. Патентная система налогообложения для малого и среднего бизнеса // Экономика и управление в 21 веке. - 2017. - №24.

6.Вихлянцева Н.А. Патентная система налогообложения как новый налоговый режим // Взаимодействие бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики. - 2016.

7.Воронина Е.А. Патентная система налогообложения в Российской Федерации // Новаинфо. - 2017. - №34.

8.Еремина Н.В. Патентная система налогообложения // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. - 2016.

9.Евдокимова Е.Е. Патентная система налогообложения и пути ее совершенствования // Международный молодежный симпозиум по управлению. - 2016. Абдулаева З.З., Хаджалова Х.М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 924-927.

10.Абдулманапов П.Г. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Дагестан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 3 (75). С. 18.

11.Багомедов М.А. Причины кризиса мировой и российской экономик и меры выхода // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 1. С. 1-7.

12.Гимбатов Ш.М. Экономический кризис и трансформация миграционных связей // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 2. С. 83-85.

13.Гираев В.К. методология стимулирующего управления налогообложением хозяйствующих субъектов // Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 970-986.

14.Гираев В.К. Налоговое стимулирование и экономический рост // Налоги и налогообложение. 2015. № 3. С. 180-195.

15.Гираев В.К. Проблемы налогового регулирования и стимулирования экономики России // Налоги и налогообложение. 2015. № 4. С. 277-288.

16.Гичиев Н.С., Сагидов Ю.Н. Привлечение иностранных инвестиций в экономику региона // Научная монография / Махачкала, 2001.

17.Жирова Г.В. Патентная система налогообложения: проблемы и перспективы развития // Актуальные проблемы современного менеджмента. - 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.