Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОНЦЕРНЫ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров М.В., Внучков А.Ю., Кивелюк И.И.

В статье проведен анализ тенденций развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. К числу основных тенденций развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) РФ можно отнести следующие: создание крупных оборонно-промышленных интегрированных структур по разработке и производству современного вооружения и военной техники на национальном, транснациональном и трансатлантическом уровнях; сближение военного и гражданского секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК: 355/359

ЗахаровМ.В. студент

Московский Технологический Университет

Россия, Москва Внучков А. Ю. студент

Московский Технологический Университет

Россия, Москва Кивелюк И.И. студент

Московский Технологический Университет

Россия, Москва. Zakharov M. V. student

Moscow Technological University Russia, Moscow Vnuchkov A.Y. student

Moscow Technological University Russia, Moscow Kiveljuk I.I. student

Moscow Technological University Russia, Moscow ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. В статье проведен анализ тенденций развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. К числу основных тенденций развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) РФ можно отнести следующие: создание крупных оборонно-промышленных интегрированных структур по разработке и производству современного вооружения и военной техники на национальном, транснациональном и трансатлантическом уровнях; сближение военного и гражданского секторов экономики.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, военно-промышленные концерны, системы управления, стратегическая реструктуризация, диверсификация, вооружение, военная техника, ведущие страны.

Abstract. The article analyzes the development trends of the military-industrial complex of the Russian Federation. Among the main trends of development of military-industrial complex (MIC) of the Russian Federation include the following: the creation of large military-industrial integrated

structures for the development and production of modern weapons and military equipment at the national, transnational and transatlantic levels; convergence of military and civilian sectors of the economy.

Keywords: military-industrial complex, military-industrial concerns, management, strategic restructuring, diversification, weapons and military equipment, the leading countries.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в начале XX века в мире началась стремительная смена геополитической ситуации, начали появляться новые центры силы, каждый из которых имеет собственные экономические, политические и другие интересы, что приводит к росту напряженности в отношениях между странами, обострению военных конфликтов и появлению новых. При этом влияние международных организаций, несмотря на их авторитетность и длительное существование, становится все менее эффективным, о чем свидетельствует появление новых конфликтов и напряжения во взаимоотношениях между ведущими странами мира.

После окончания «холодной войны» в ведущих странах мира существенные изменения приобрели отношения между военными, государством и промышленностью. Резкое понижение расходов на оборону и одновременно повышение издержек производства и расходов на научно-опытно-конструкторские и исследовательские работы стали мощнейшим стимулом для всесторонней реорганизации оборонной промышленности во времена «холодной войны» во всех крупных государствах. [5, с.328]

Взаимосвязанный процесс общей транснациональной и национальной корпоративной перестройки оборонного сектора способствует значительной транснационализации оборонной промышленности. Большие западноевропейские компании становятся все более взаимозависимыми не только на уровне общего развития или производства, но также и на уровне капиталовложений. Наряду с реструктуризацией происходит приватизация оборонного сектора промышленности и частичный его переход на гражданские рельсы. Правительства государств-поставщиков оружия «второго эшелона», к которым можно отнести все европейские страны, сталкиваются на современном этапе с острейшей дилеммой оборонного производства: для обеспечения рентабельных военных возможностей, национальный ОПК все больше транснационализируется, меняя сами понятия национальной оборонной промышленности и национальной обороны. Вышеупомянутые вопросы необходимо проанализировать с целью оптимизации деятельности и развития оборонно-промышленного комплекса РФ. [5, с.329]

ОПК как сектор экономики, предназначенный для разработки и производства продукции оборонного назначения, фактически является фундаментом военной безопасности и обороны страны. Поддержание высокого уровня его развития для многих развитых стран является одним из

приоритетных военно-экономических задач национальной политики в системе обеспечения суверенитета государства. [1, с.73]

Отметим, что общим подходом российских ученых по вопросам реформирования оборонно-промышленного комплекса в странах, бывших сателлитах СССР, в частности, в РФ, или суверенных странах, которые возникли на обломках Советского Союза, в целом критическое отношение к этому вопросу и низкая оценка перспективности развития и эффективности деятельности ОПК новых членов НАТО. По мнению автора, это связано с заметным влиянием официальной государственной политики Российской Федерации относительно Североатлантического альянса на деятельность российских исследователей.

В целом, процесс создания оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации происходил в условиях общего реформирования экономики и системы государственного строя России, поиска новых форм организации промышленности и определения в ней роли и места военного сектора. Изменение политического статуса Российского государства в мире, отказ от соблюдения концепции "холодной войны" стали причиной резкого сокращения государственных закупок в области вооружения, что отразилось, в свою очередь, на всей длинной цепи ОПК России - от университетских лабораторий и кафедр, специализированных и академических научно-исследовательских институтов до фабрик и заводов, металлургических и горнопромышленных комплексов и испытательных полигонов. [1, с.78]

Проблема реформирования ОПК в России осложнялась изменением экономической формации и переходом от планово-распределительной системы к рыночным отношениям. Кроме того, существовала особенность объекта реформирования: в отличие от общественного сектора промышленности ОПК состоял из целого ряда объектов, которые имели стратегическое значение, поэтому очень важной была роль страны в регулировании оборонного производства. [3, с. 12]

Последствия всего этого - большое снижение, а во многих случаях -остановка государственного финансирования, сокращение рабочих мест, сворачивание и даже ликвидация ряда производств. Делались попытки перепрофилирования российского ОПК на выпуск гражданской продукции. Выжили только те предприятия, которые были в состоянии выйти на мировой рынок вооружений. По оценкам экспертов, кардинальные внутренние изменения в военном секторе производства в начале 90-х годов прошлого века практически разрушили российский ОПК. [3, с.13]

Только на начало 1996 года в ОПК России был накоплен значительный ликвид в части нормативно-правового и организационно-методического обеспечения, а с принятием "Государственной программы вооружения" были созданы необходимые условия, которые позволили перейти к практической реализации мер по его реформированию: началось формирование финансово-промышленных групп и холдинговых компаний;

были созданы первые федеральные казенные заводы (предприятия, которые производят только вооружение и боеприпасы) начали функционировать элементы рыночной инфраструктуры; многочисленные оборонные предприятия, после того, как им отменили обязательное выполнение государственных оборонных задач, были акционированы без ограничений и выведены из состава военной промышленности. [3, с.15] Ряд предприятий получили лицензии на право непосредственного экспорта вооружения и военной техники. Коренным образом изменилась правительственная вертикаль, которая была прежде всего связана с управлением ОПК и некоторыми высоко технологическими отраслями экономики.

По состоянию на 2000 год в российском оборонно-промышленном комплексе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, в 1999 году объемы производства ОПК впервые за несколько последних лет выросли сразу на 140%, что произошло вследствие увеличения производства всех трех составляющих продукции ОПК: вооружения и военной техники в соответствии с государственным заказом, экспортной продукции и техники для гражданских заказчиков. С другой стороны, государство, по-прежнему оставалась самым ненадежным плательщиком оборонного сектора. [6, с.179]

В 2000 году, после прихода к власти администрации президента РФ В. Путина, в ситуации после почти десятилетнего экономического спада и финансового кризиса, накопила огромный внутренний и внешний долг, существенные ухудшения всех сфер внутренней жизни страны, началось некоторое повышение уровня расходов на оборону. [2, с.207]

Новое правительство начало совершенствования нормативно-правовой базы по реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса страны. Например, 27 июня 2001 было принято "Федеральную целевую программу относительно реформирования и развития ОПК на период 2001 -2006 годов". 30 октября 2001 Совет безопасности и президиум Государственной совета приняли документ "Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".

Кроме того, Комитетом Российской Федерации по военно-техническому составу (ВТС) с иностранными государствами, который был создан в соответствии с Приказом Президента РФ № 1593 от 1 декабря 2000 года, был разработан ряд документов о принципах государственного регулирования в сфере военно-технического сотрудничества. Среди них -"Концепция государственной политики в области ВТС РФ с иностранными государствами на период до 2010 года".

Выход из кризисной ситуации, в которой оказался российский оборонно-промышленный комплекс, ведущие специалисты в области военной экономики видели в создании крупных интегрированных структур -холдингов или корпораций, так как отдельные предприятия были не способны конкурировать на мировом рынке оружия. [2, с.209]

Таким образом, на современном этапе состояние отечественного ОПК характеризуется, в первую очередь, отсутствием развития, а также спонсирования, которое прекратилось сразу же после развала Советского Союза. Сегодня в нашем государстве действует Российская государственная программа развития вооружений на 2011-2020 годы, которая базируется на прогнозе угроз безопасности РФ на тридцатилетний период, а также военно-технических данных на последующие десять лет.

После принятия в 2006 году программы развития ядерно-промышленного комплекса РФ число оборонных заказов для данной отрасли выросло больше, чем в пять раз, а финансирование увеличилось в четыре с половиной раза, что дало возможность восстановления инфраструктуры центрального полигона на Новой Земле, формирования мощнейшей электронно-вычислительной базы, запуска рентгенографических комплексов, которые не уступают по своим характеристикам, а временами и превосходят аналоги зарубежные. Все критические ядерные технологии сохранены, а также созданы производства, которые замещают те, что были потеряны после распада Союза. Кроме того, объёмы работ по заказам гражданских отраслей увеличились на 121 %. [4]

В последнее время в сфере обеспечения национальной безопасности государства и его обороны подготовлены и на государственном уровне приняты весьма важные основополагающие документы, открывающие перспективы качественно новых этапов инновационного развития ОПК России:

- Стратегия национальной безопасности;

- Военная доктрина;

- Основы государственной политики в сфере развития оборонно-промышленного комплекса;

- Основы военно-технической политики РФ;

- Государственная программа вооружения на 2011-2020 гг. [7].

В марте 2010-го года Президент России утвердил Основы государственной политики в сфере развития ОПК России на период до 2020 -го года и последующую перспективу, что определило основные стратегические ориентиры, задачи и приоритеты и развития оборонно-промышленного комплекса Российского государства. [2, с.211]

С целью роста конкурентоспособности организаций оборонно-промышленного комплекса России производится концентрация производственных, технологических, кадровых и финансовых ресурсов организаций. На начало 2011 года почти завершено организационное реформирование отечественного оборонно-промышленного комплекса, создано 53 интегрированные структуры, которые выпускают около шестидесяти процентов продукции ОПК. [2, с.212]

Таким образом, на основании анализа истории формирования и современного состояния российского оборонно-промышленного комплекса,

можно подытожить, что после достаточно длительного времени, благодаря определенным усилиям военно-политического руководства государства, состояние оборонного сектора промышленности стабилизировалось и началась положительная динамика его роста. Сегодня оборонно-промышленный комплекс России, который является высокотехнологичным сектором экономики страны, не смотря сложности проблем, которые он решает, не только сохраняет, но и наращивает достаточно высокий научно-технический и производственный потенциал, который дает возможность разрабатывать военную и гражданскую продукцию на уровне мировых образцов и способен быть в авангарде инновационного развития государства.

Использованные источники:

1.Бирюков А.В. Инновационные кластеры в оборонной промышленности Российской Федерации. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 200 с.

2.Ерыгина Л. В., Сердюк Р. С. Состояние российской ракетно-космической промышленности и тенденции её развития // Вестник СибГАУ. - 2014. - № 1 (53). - С. 207-212.

3.Моздор С.В., Ольхов Е.Н., Иванов М.О. Межотраслевой обмен инновациями ОПК и передача достижений. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 96 с.

4.Портал машиностроения - [Электронный ресурс]. URL: http://www.mashportal.ru/machinery_news22789.aspx

5.Тихонов С.Г. Оборонные предприятия СССР и России. - М.: ТОМ, 2010. -1216 с.

6.Фирулев О. В., Ерыгин Ю. В. Современное состояние и перспективы совершенствования форм и методов участия государства в развитии инновационной деятельности на предприятиях ракетно-космической отрасли // Вестник СибГАУ. - 2014. - № 2 (54). - С. 179.

7.Центр анализа мировой торговли оружием - [Электронный ресурс]. URL:http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2012/0125/133511299/de tail.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.