Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МНОГОФИЛИАЛЬНОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ УСИЛИВАЮЩЕГОСЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МНОГОФИЛИАЛЬНОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ УСИЛИВАЮЩЕГОСЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОФИЛИАЛЬНЫЙ БАНК / УГРОЗЫ УСТОЙЧИВОСТИ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СПРОС / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнарев Л.Я.

Многофилиальные коммерческие банки, являясь равноправными субъектами российского банковского сектора, в 2013 - начале 2014г. столкнулись с суровыми вызовами экономической реальности. Ухудшение макроэкономического климата, возникновение геополитических разногласий создают опосредованное давление на отечественный банковский сектор. Увеличение концентрации рисков деятельности многофилиальных банков в условиях усиливающегося влияния факторов внешней среды привело нас к необходимости выявления угроз их устойчивости и перспектив развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МНОГОФИЛИАЛЬНОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ УСИЛИВАЮЩЕГОСЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ»

Кушнарев Л.Я. студент

Уральский институт управления филиал РАНХиГС при Президенте РФ Россия, г. Екатеринбург ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МНОГОФИЛИАЛЬНОГО БАНКА В

УСЛОВИЯХ УСИЛИВАЮЩЕГОСЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ

ФАКТОРОВ

Аннотация. Многофилиальные коммерческие банки, являясь равноправными субъектами российского банковского сектора, в 2013 -начале 2014г. столкнулись с суровыми вызовами экономической реальности. Ухудшение макроэкономического климата, возникновение геополитических разногласий создают опосредованное давление на отечественный банковский сектор. Увеличение концентрации рисков деятельности многофилиальных банков в условиях усиливающегося влияния факторов внешней среды привело нас к необходимости выявления угроз их устойчивости и перспектив развития.

Ключевые слова: многофилиальный банк; угрозы устойчивости; макроэкономический климат; банковский сектор; инвестиционный спрос; перспективы развития.

ПАО Сбербанк сокращает сеть своих отделений и филиалов из-за необходимости экономии, что может снизить доступность банковского сервиса для жителей отдаленных регионов, в которых ПАО Сбербанк иногда является единственным коммерческим банком, позволяющим совершать вест спектр банковских операции любой категории граждан.

Экономия является вынужденной из-за экономической ситуации в стране.

На конец 2015 года филиальная сеть ПАО Сбербанк в России состояла из 16,4 тыс. точек обслуживания клиентов, из которых около 581 новых точек открыто в течение года (табл. 1).

Таблица 1 - Филиальная сеть ПАО Сбербанк в 2015-2016 гг., ед.

Показатели 1 сен 2015

Территориальные банки 14 14

Отделения 79 79

Офисы банковского обслуживания (ВСП) 15 863 16 400

Филиалы за рубежом (Индия) 1 1

Представительства за рубежом (Китай, 2 2

По причине несоответствия установленным критериям геомаркетинга и неудовлетворительного состояния помещений было закрыто 1 227 точек.

При этом доля филиальной сети, расположенной в малонаселенных и экономически слаборазвитых регионах (МиЭСР), не претерпела негативных

изменений: значение показателя незначительно увеличилось по сравнению с прошлым годом и составило 27 % (рис. 1).

Расширить доступ населения к банковским услугам в таких регионах позволяют также передвижные банковские подразделения и дистанционные каналы обслуживания — устройства самообслуживания, СМС-сервис «Мобильный банк», а также мобильные приложения и интернет-банк «Сбербанк Онлайн».

Рис. 1.Точки обслуживания клиентов ПАО Сбербанк в России в 20132015 годах, в том числе расположенные в малонаселенных и экономически

слаборазвитых регионах (МиЭСР)

В 2015 году продолжена реализация программы «Переформатирование подразделений филиальной сети», в рамках которой ПАО Сбербанк стремится создать удобные, современные и многофункциональные точки обслуживания для клиентов.

В 2015 году было модернизировано 607 подразделений, из которых 57 организовано с нуля. В переформатированных подразделениях выстроена понятная система навигации, выделены зоны для консультаций клиентов и ожидания. Дополнительно в отделениях нового формата обеспечивается повышенный уровень доступности банковских услуг за счет организации сервиса самообслуживания, предоставляемого в режиме «24/7».

Всего с начала реализации программы открыто 6,6 тыс. точек обслуживания клиентов (табл. 2), обеспечивающих высокие стандарты комфорта и сервиса. Ввиду того, что большая часть нашего бизнеса сосредоточена в крупных городах, основной акцент мы делаем на переформатировании филиальной сети в населенных пунктах с населением более 100 тыс. человек (69 % от общего количества переформатированных подразделений).

Таблица 2 - Результаты реализации программы «Переформатирование подразделений филиальной сети» на территории России в 2013-2015 годах

Показатель 2013 2014 2015 Доля от общего количества, %

Количество переформатированных точек обслуживания клиентов -(нарастающим итогом), в том числе: 4 612 5 997 6 604

в крупных городах (с населением более 100 тыс. человек) 3 339 4 189 4 565 69

в малых населенных пунктах (городах с численностью до 100 тыс. человек, поселках, селах) 1 273 1 808 2 039 31

Реализация программы переформатирования стала одним из значимых факторов, позволивших нам получить премию FmBranch в номинациях «Лучшее банковское отделение» и «Самое заботливое банковское отделение» в 2015 году.

В 2016-2018 гг., согласно Стратегии развития Сбербанка, продолжится совершенствование филиальной сети для более комфортного обслуживания клиентов, а также повышения эффективности нашей работы. В 2016 году планируется к переформатированию 640 подразделений филиальной сети.

Руководство ПАО Сбербанк неоднократно заявляло, что ищет новые бизнес-модели, рыночные ниши и резервы по существенному сокращению издержек и изменению системы управления.

В апреле 2016 г. Г.О. Греф обещал существенно оптимизировать систему управления банком и в Москве, и в регионах и сократить затраты за счет управленцев, а начать оптимизацию - с центрального аппарата банка [1] (табл. 3). Позже Греф рассказывал акционерам на годовом собрании, что с 1 июля проведет консолидацию всех 1Т-систем банка и все 16 территориальных банков будут работать на единой платформе. Это также поможет снизить расходы и ускорить операции [1].

Таблица 3 - Достигнутые и ожидаемые результаты сокращения некоторых категорий работников филиальной сети ПАО Сбербанк, чел._

Категория работников 2008 г. 2015 г. 2018 г.

Бэк-офис 59000 17000 6000

Бухгалтеры 33000 1600 600

Руководство Сбербанка рассматривает разные варианты оптимизации региональной сети, один из которых предполагает уменьшение количества территориальных банков с 16 до восьми - за счет объединения и укрупнения подразделений в соседних регионах. Ставится задача в год проводить по 2-3 таких объединения, но формального решения еще нет, как и конкретных сроков, однако есть первые кандидаты для таких проектов [2].

В частности, Восточно-Сибирский (Красноярск) территориальный банк может быть к октябрю 2016 г. объединен с Сибирским банком (Новосибирск), объединенная структура будет базироваться в Новосибирске.

Обсуждается и объединение Юго-Западного банка (Ростов-на-Дону) с Северо-Кавказским (Ставрополь).

Кроме экономии на оплате труда, ПАО Сбербанк сокращает расходы на аренду помещений. В апреле 2016 года Сбербанк объявил о расторжении 177 договоров аренды офисов банка в городах с численностью более 100 000 человек. Банк не смог договориться с арендодателями о снижении арендной платы. В итоге банк решил перевести филиалы в более дешевые офисы [1].

Основной эффект достигается за счет оптимизации управленческих и административных функций. Фактически вместо двух управленческих аппаратов будет один - улучшится соотношение административного и зарабатывающего персонала. Экономия затрат на персонал после таких преобразований обычно достигает 20-30%. Как правило, части сотрудников из числа подпавших под сокращение предлагаются другие варианты работы внутри организации: например, сотрудники, занимающиеся координацией и администрированием сети продаж, могут быть переведены во фронт-офис на клиентскую работу.

В перспективе ПАО Сбербанк заявляет о готовности продолжить работу по созданию оптимальной сети, адаптированной как для крупных мегаполисов, так и для небольших городов и сельской местности. В частности, находится в процессе разработка альтернативного формата присутствия в сельских населенных пунктах [3].

Использованные источники:

1. Сбербанк оптимизирует структуру [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2015/06/05/595328-sberbank-optimiziruet-strukturu (дата обращения 01.10.2016 г.)

2. Сбербанк рассматривает варианты оптимизации региональной сети [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/economy/20150605/1068289749.html (дата обращения 01.10.2016 г.)

3. Ensuring the availability of financial services [Электронный ресурс] Режим доступа: http://2015.report-sberbank.ru/en/social-responsibility/customer-orientation/availability/ (дата обращения 01.10.2016 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.