Перспективы развития мирового нефтяного рынка Prospects for the development of the global oil market
Молдован Артём Анатольевич
Кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургский Государственный Университет
Россия, Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Moldovan Artem A.
Candidate of economic Sciences, associate Professor Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Яньшина Екатерина Алексеевна
Студент
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Россия, Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Yanshina Ekaterina Alekseevna
Student
Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Четвериков Егор Андреевич
Студент
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Россия, Санкт-Петербург e-mail: eg. tchetverekov@yandex. ru
Chetverikov Egor Andreevich
Student
Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg e-mail: eg. tchetverekov@yandex. ru
Аннотация.
Статья посвящена анализу состояния мирового нефтяного рынка на сегодняшний день, а также дальнейших перспектив его развития. Рассматриваются и анализируются различные факторы формирования спроса и предложения «чёрного золота», прогнозируются перспективы развития нефтяного рынка. Более того, было проведено исследование желаемой цены на нефть и будущего России в данном секторе.
Annotation.
The article is devoted to the analysis of the state of the world oil market today, as well as further prospects for its development. Various factors of the formation of supply and demand of "black gold" are examined and analyzed, and prospects for the development of the oil market are forecasted. Moreover, a study was conducted of the desired oil price and the future of Russia in this sector.
Ключевые слова: нефть, нефтяной рынок, экспорт, механизмы государственной поддержки, инвестиции, электромобиль, ОПЕК (организация стран-экспортёров нефти), «ЛУКОЙЛ», коэффициент извлечения нефти (КИН), методы увеличения нефтеотдачи (МУН), двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
Key words: oil, oil market, export, mechanisms of state support, investments, electric car, OPEC (organization of oil exporting countries), «LUKOIL», oil recovery factor, enhanced oil recovery (EOR), internal combustion engine (ICE).
Введение. Нефть является одним из главных топливо-энергетических ресурсов в современном мире, достойных аналогов которой всё ещё не удалось найти несмотря на многообразие появившихся альтернативных источников энергии. Удобная транспортировка и использование, большая энергоёмкость и необходимость в потребности этого ресурса приносит огромные прибыли от её добычи и экспорта странам, имеющим значительные месторождения «чёрного золота». Нефтяной рынок можно считать важным игроком в нынешних реалиях, ведь рост и падение цен на нефть могут значительно повлиять на изменение курса доллара. Всё это указывает на неоспоримо возросшую роль нефти на экономическое развитие за последние годы.
Однако в последнее время всё большее количество учёных сходятся во мнении о том, что эта роль будет медленно сокращать свои позиции на мировом рынке. Происходить, по их расчётам, это будет потому, что нефть будет вытеснена другими альтернативными источниками энергии. Другая же часть исследователей считает, что нефть ещё долго будет оставаться на вершине рынка энергоресурсов, а возможно, даже усилит свои позиции благодаря применению новых технологий.
Россия как незаменимый участник нефтяного рынка, обладающая огромными запасами нефтяных месторождений, также задумывается о перспективах будущего данного сектора, который является её главным товаром экспорта и составляет 28,1% от ВВП на 2019 год по данным «Российского экспортного центра».
В силу вышеперечисленных проблем и разногласий целью нашего исследования является анализ ситуации на рынке нефти на данный момент, а также прогнозирование будущих перспектив её развития исходя из научно обоснованных данных и мнений экспертов в этой области.
I. Формирование спроса и предложения на рынке нефти.
Как и в любой отрасли, развитие нефтяного рынка определяется огромным количеством факторов, которые формируют мировое предложение и спрос на нефть. Спрос на нефть формируется в результате действия таких факторов, как рост мировой экономики, климатические условия, энергоёмкость данного региона, а также способность конкурировать с другими источниками энергии, являющимися субститутами для «черного золота». На предложение оказывают влияние следующие факторы: технологическая развитость добычи, политика стран-экспортёров нефти, соглашения в различных союзах (например, в ОПЕК), а также случайные факторы, такие как погодные условия или военные действия в зонах добычи.
Рассмотрим основные факторы, формирующие спрос на нефть подробнее.
Первым из них является степень развития мировой экономики. Между данными факторами существует прямая зависимость, что отчётливо видно в последние годы. Так, в период 1999-2008 годы, увеличение мирового ВВП на 1% сопровождалось ростом мирового потребления нефти на 0,3-0,4%.
Также ведущую роль в формировании спроса играют промышленно-развитые страны, нуждающиеся в этом ресурсе. Выделяется 3 основных центра потребления нефти: Северная Америка и США в частности, Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион, включающий в себя Японию и Китай. Данные центры потребляют более 50% нефти от мирового уровня. Согласно исследованиям, за последние годы большую часть прироста составляют азиатские страны, что связано с увеличивающимися темпами их развития.
Существенное влияние на спрос оказывает и энергоёмкость отдельных экономик, то есть доля потребления энергии на единицу ВВП. Существует зависимость, согласно которой рост доли неэнергоёмких отраслей и увеличение эффективности энергопотребляющих технологий приводят к понижению энергоёмкости. Также по мере разрастания экономики снижается и потребление нефти на единицу ВВП.
Конечно, нельзя не сказать о том, что налоговая политика стран, как прямая, так и косвенная, тоже оставляет огромный след при формировании спроса. Высокие налоги на нефтепродукты повышают стоимость их
реализации, в частности - бензина. Так, в некоторых странах Западной Европы доля налогов в цене бензина может доходить до 75% от конечной цены. Параллельно с этим, страны, желающие снизить количество автомобилей на улицах, вводят налоги на машины, что также пагубно сказывается на «черном золоте». Например, в Японии существует девять видов налогов, которые приходятся на владельцев автомобилей. Все это снижает спрос на товары-комплименты нефти, а, следовательно, и на саму нефть тоже.
Нефть применяется в огромном количестве отраслей промышленности, но основным источником спроса является именно транспортный сектор. С ростом популярности электромобилей всё большее количество экспертов задаются вопросом, сможет ли нефть в ближайшем будущем сохранить роль главного источника энергии для транспорта. Именно от этого во многом и будет зависеть дальнейшая динамика мирового спроса на нефть.
Рост популярности электромобилей является отчасти следствием политики ряда стран, направленной на декарбонизацию транспортного сектора. Во многих государствах действуют программы по повышению экономичности автомобилей. Отдельные страны заявляют о желании со временем полностью отказаться от автомобилей с ДВС. Так, Норвегия и Голландия строят планы по полному переходу на электромобили после 2025 года; Германия предлагает ввести запрет на продажу автомобилей с ДВС с 2030 года; правительство Индии, обеспокоенное проблемами экологии, также обсуждает возможность запрета продаж автомобилей с ДВС в 2030 году.
К мерам поддержки развития электротранспорта относятся различные виды субсидирования, освобождение от уплаты налогов, а также определенные привилегии для владельцев электрических транспортных средств. Например, в США при приобретении электромобиля потребитель освобождается от федеральных налогов на сумму до 7,5 тысяч долларов. В Китае налоговые льготы составляют от 6 тыс. до 10 тыс. долл. Наиболее высокие льготы в Норвегии, где потребитель электромобиля освобождается от налога с продаж в размере, эквивалентном 12 тысяч долларов, а также от НДС в размере 25%.
Действуют и другие формы льгот, например, в Китае владельцы электромобилей освобождаются от уплаты налога на имущество. Для них также действует упрощенная процедура регистрации, что особенно актуально для крупных городов, в которых существуют ограничения на выдачу регистрационных знаков.
Однако существует один из главных барьеров на пути массового распространения данного вида транспорта - высокая стоимость электромобиля. Его наиболее дорогостоящим компонентом является батарея.
Также рост популярности электротранспорта во многом связан с тем, что электромобиль часто воспринимается многими как экологически чистый вид транспорта, способный существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Однако в действительности это не совсем так. Во-первых, некоторые источники энергии для электромобиля могут быть не совсем «чистыми», например уголь. В этом случае экологические последствия от распространения электромобилей будут отрицательными. Во-вторых, литий и прочие компоненты батарей способны оказать значительное негативное воздействие на окружающую среду. В-третьих, влияние электромагнитного излучения от батареи электромобиля на организм человека до конца не изучено. В отсутствие должного контроля рост производства литий-ионных источников энергии существенно увеличит нагрузку на окружающую среду, что затормаживает распространения электромобилей.
Более того, повышение топливной эффективности автомобилей с ДВС, которая ожидается в ближайшие годы, будет вносить больший вклад в экономию топлива в перспективе до 2030 года, чем распространение электромобилей.
Таким образом, электромобили вряд ли смогут существенно ограничить мировое потребление нефти в ближайшие 10-15 лет, а уж тем более привести к его падению.
Можно будет наблюдать следующую тенденцию: рост среднего класса в развивающихся странах Азии будет способствовать росту мирового автопарка. Увеличение мирового автопарка будет сопровождаться ростом спроса на нефть со стороны транспортного сектора. Традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания продолжат занимать доминирующее положение в структуре мирового автопарка, несмотря на увеличение доли электромобилей. Электромобили позволят обеспечить повышение топливной эффективности мирового автопарка и будут сдерживать рост цен на топливо.
Таким образом, перспективы повышения использования нефти в большей степени будет зависеть от ситуации в мировой экономике. Необходимым условием для роста мирового спроса на нефть как раз и является устойчивое развитие мира. Последующие темпы роста спроса на «черное золото» будут зависеть от способности Индии и Китая, как развивающихся стран, обеспечить высокие темпы экономического роста в ситуации выросших рисков в макроэкономике, а также способности нефти конкурировать с электромобилями, с каждым годом набирающими все большие обороты.
Что касается предложения, можно выделить следующие основные факторы, которые его определяют.
Во-первых, это геолого-технологические факторы, которые характеризуют запасы нефти в данном регионе, а также извлекаемый потенциал при имеющихся технологиях. При развитии технического прогресса и использовании более совершенных технологий меняются границы добычи в конкретном регионе. Так, в результате возникновения новых технологий, появилась возможность освоения месторождений Северного моря.
Как и при формировании спроса, на предложение нефти оказывает огромное влияние налоговая политика государства. Для привлечения инвестиций со стороны и увеличения производства нефти государство пересматривает налоговую систему для нефтяного сектора. Это стимулирует инвестиции из-за рубежа, что благоприятно сказывается на экономике данной страны в целом.
Стоит отметить, что, помимо деятельности ОПЕК и реальных цен на нефть, на предложении нефти сказываются и случайные факторы, такие как военные действия, аварии, природные катаклизмы, различного рода волнения в государствах, санкции и многое другое. И хотя данные события происходят не так часто, их влияние на мировой рынок может оказаться значительным, как это было во время «Арабской весны», проходившей в 2011 году.
До 2030 года основными источниками роста добычи традиционной нефти среди членов ОПЕК будут Иран и Ирак. эти страны обладают огромными ресурсами углеводородов, позволяющими им в перспективе стать крупнейшими энергетическими державами при условии экономической и политической стабильности. по данным Е1А, доказанные запасы нефти Ирана в 2016 году составляли 158 млрд барр., а Ирака - 143 млрд барр. суммарно доказанные запасы этих двух стран превышают запасы Саудовской Аравии.
Таким образом, спрос и предложение нефти зависят от огромного количества прямых и косвенных факторов, что делает данный рынок непредсказуемым, а меняющиеся каждый день в различных направлениях цены влияют на экономику всего мира.
II. Прогнозы развития нефтяного рынка.
Прошло несколько лет с момента публикации Обзора «Основные тенденции развития глобальных рынков нефти и газа до 2025 года», подготовленного компанией «ЛУКОЙЛ». За это время в мировой энергетике произошли масштабные изменения, которые заставляют во многом переосмыслить перспективы дальнейшего развития нефтяной отрасли.
Во-первых, рост добычи сланцевой нефти в Соединенных Штатах Америки (США) превзошёл все самые смелые прогнозы, что вынудило ОПЕК изменить стратегию. Стремясь сохранить свою рыночную долю, Саудовская Аравия отказалась сокращать добычу, что привело к резкому падению цен на нефть.
Во-вторых, в конце 2015 года были сняты международные санкции с Ирана, что позволило этому крупному производителю увеличить добычу, усилив тем самым конкуренцию на и без того затоваренном рынке.
В-третьих, существенно снизилась себестоимость производства электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ) и сформировались предпосылки для активного развития рынка электротранспорта.
Наконец, по результатам 21-й климатической конференции Организации Объединенных Наций (ООН) было одобрено соглашение о рамках международного сотрудничества по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу после 2020 года.
Эти события определили новую реальность рынка нефти по сравнению с недавней ситуацией.
Дальнейшее развитие рынка нефти - большой вопрос в современной экономике. Известно, что нефть -это невозобновляемый ресурс, добыча которого рано или поздно достигнет пика, после чего начнет снижаться. В 1956 году американский геофизик Кинг Хаббертон создал модель запасов, на которой показал, что добыча нефти в США достигнет пика к 1970 году, а в мире в 2000 году. Действительно, добыча нефти в США достигла пика в 1971 году, после чего пошла на спад. Что касается мировой добычи, то на рубеже тысячелетий пик не был достигнут. Сторонники данной теории объясняют это тем, что в расчетах геофизика не были приняты во внимание деятельность ОПЕК, которые ограничивают глобальное потребление нефти (рис. 1).
В настоящее время существует несколько точек зрения относительно пика добычи нефти:
1) Геолог Колин Кэмпбелл из «Ассоциации по исследованию пика нефти и газа» вычислил, что пик был достигнут в 2004 году. Позже эта ассоциация, основываясь на современных показателях уровня добычи и имеющихся залежах, сделала вывод, что вершина была в 2010 году.
2) Научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН А. Конторовича прогнозирует пик на 2030-2040 годы с ежедневной добычей до 4,8 млрд. тонн «черного золота».
3) Международное энергетическое агентство прогнозирует наступление пика к 2030 году.
4) Основываясь на нынешних темпах добычи, геологическая служба США делает вывод, что на данный момент нефти достаточно, чтобы продолжать её извлечение в течение 100 лет, при этом пик придётся на 2037 год.
0L_ 1890
I9C0 1950 2 ООО 2030 2IOO 2ISO 2200 VCANS
Рисунок 1. Кривая Хабберта
Невозможно предсказать, что произойдет с добычей ценного ресурса в ближайшем будущем. Однако спрос на энергоноситель падать не намерен, что будет стимулировать дальнейший рост извлечения нефти из недр.
Согласно прогнозу МЭА, среднемировой темп прироста нефтедобычи составит 1,9%, при этом в промышленно развитых странах он будет 0,8%, в развивающихся с переходной экономикой 2,9%. При этом, как упоминалось ранее, наибольшей динамикой будут обладать Китай (4,6%), Южная Азия (4,2%), Восточная Азия (3,6%), а также страны Африки и Латинской Америки (2,5%).
Считается, что за период с 2006 года по 2030 год потребление повысится с 4255 до 5335 млн. т. При этом более 80% роста придутся на развивающиеся страны Азии и Ближнего Востока с высокими темпами экономического развития. Основное потребление нефти останется на транспортной сфере, в которой будет потребляться до 4/5 всей продукции.
Стоить обратить внимание на следующие тенденции изменения мирового рынка нефти:
1) Основной спрос на нефть в ближайшее время придется на страны Северной Америки и СевероВосточной Азии.
2) По мнению аналитиков, экспортёров нефти ожидает благоприятное положение на рынке, поскольку цены будут иметь тенденцию к увеличению в связи с ростом использования ценного ресурса.
3) До 2030 года нефть продолжит оставаться ведущим энергоёмким ресурсом, не имея близких субститутов.
4) Чтобы избавиться от влияния стран ОПЕК и зависимости от их нефти, некоторые государства начнут разработку труднодоступных месторождений, что приведет к развитию технологий и увеличению предложения ресурса.
Также стоит отметить, что такие страны как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Иран и Ирак в скором времени могут значительно увеличить нефтедобычу, при этом некоторые из стран (например, Ирак), смогут выйти в лидеры по экспорту ресурса.
Исследователи считают, что нефтедобыча в скором времени придет к тому, что на извлечение ресурса будет тратиться столько энергии, сколько в итоге её будет получено. Именно в этот момент целесообразность существования мирового рынка нефти будет под вопросом. Сегодня эта проблема имеет место быть, поскольку за последнее время не было разведано ни одного крупного месторождения нефти. Тем не менее, пример с США, где пик был пройден почти 50 лет назад, а некоторые скважины добывают менее 100 л нефти в сутки, при этом их содержание считается прибыльным, показывает нам обратное. Всё дело в том, что высокая степень автоматизации приводит к минимизации издержек данных нефтерождений, что повышает рентабельность использования данных точек.
III. Желаемая цена рынка нефти и будущее России.
Мировой рынок нефти развивается неравномерно: периоды дефицита сменяются периодами профицита. Для устойчивого развития рынка нефти необходима такая цена, которая будет приемлема как для потребителей, так и для производителей. По оценкам Лукойл, в перспективе до 2030 года цена нефти на уровне 80 долл./барр. удовлетворяет данному критерию. С одной стороны, данный уровень цен является необременительным для мировой экономики и потребителей. С другой стороны, цена 80 долл./барр. обеспечивает баланс спроса и предложения за счет ввода необходимого количества новых запасов в разработку. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов за счет применения наиболее экономически эффективных технологий:
120
40 _:_
2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020 2022 2024 2026 2028 2030
— История — Сценарии «Согласие* Сценарий «Согласиел {без инфляции] (с инфляцией)
Рисунок 2. Прогноз цен на нефть марки Brent, долл./барр.
Что касается Российского рынка нефти, то наша нефтяная промышленность в последние годы достигла значительных успехов: добыча нефти и газового конденсата демонстрирует уверенный рост, увеличился выпуск светлых нефтепродуктов, российские НПЗ перешли на производство топлива пятого экологического класса. На рынке автобензина впервые за долгое время образовался профицит. Данные результаты во многом стали следствием политики государства, направленной на стимулирование инвестиционной активности в отрасли.
Вместе с тем в последнее время наблюдается тенденция к росту налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. Режим налогообложения, как нефтедобычи, так и нефтепереработки, подвержен постоянным изменениям. В этих условиях перспективы развития нефтяной промышленности выглядят в высокой степени неопределенными. В попытке решить текущие проблемы государственные органы часто принимают решения, идущие вразрез со стратегическими интересами развития нефтяной промышленности. Пример таких спонтанных решений - отсрочка снижения экспортной пошлины на нефть с 1 января 2016 года и повышение акцизов на моторные топлива с 1 апреля 2016 года, что увеличило налоговую нагрузку на отрасль. Таким образом, диапазон прогнозов добычи в России до 2030 года достаточно широк. Уровень добычи в стране будет во многом зависеть от налоговой политики, проводимой государством. Сохранение действующей системы налогообложения приведет к тому, что добыча нефти в стране начнет сокращаться с 2019 года.
Таким образом, Россия обладает существенным потенциалом по наращиванию добычи при условии активного применения методов увеличения нефтеотдачи (МУН). В случае достижения показателя коэффициента извлечения нефти (КИН) США извлекаемые запасы нефти в России могут быть увеличены на 30 млрд барр., однако действующая налоговая система делает использование третичных методов экономически неэффективными. Без реформирования налоговой системы потенциал России по увеличению КИН с высокой вероятностью останется нереализованным.
Таким образом, еще не достигнутый пик добычи нефти и стабильно растущий спрос на неё приведут к стабильному росту цен на этот ресурс. И, несмотря на то, что в ближайшие 15-20 лет «черное золото» будет являться одним из основных энергоресурсов, многие страны утратят свои позиции в добыче нефти, а основным экспортером станут страны Ближнего Востока.
Список используемой литературы:
1. Бобылев, Ю.Н. Факторы развития рынка нефти / Бобылев Ю.Н., Д.Н. Четвериков. - М.: ИЭПП, 2006.
- 179 с.
2. Добронравин Н.А., Маргания О.Л. Нефть, газ, модернизация общества. - М.: институт «Экономическая школа» государственного университета - Высшей школы экономики «Экономикус», Санкт-Петербург Омега-Л, Москва, 2008. - С. 32-102.
3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - с.734
4. Шафраник Ю.К., Крюков В.А. Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию.. М.: «Перо», 2016.
5. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. Выпуск №1. Итоги 2010 года. // Аналитический бюллетень «РИА-Аналитика». Москва, 2011. - с.40
6. Электронный журнал Oil.Эксперт // URL: http://www.oilexp.ru/ (Дата обращения: 27.11.2019)
7. Справка «Развитие общего и несырьевого экспорта России в январе-апреле 2019». АО «Российский экспортный центр»