Научная статья на тему 'Перспективы развития методологии и инструментария налогового администрирования как адаптивного механизма регулирования экономики'

Перспективы развития методологии и инструментария налогового администрирования как адаптивного механизма регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налогообложение / налоговое администрирование / прогнозирование / модели прогнозирования банкротства / экономический рост / taxation / tax administration / forecasting / bankruptcy forecasting models / economic growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мадина Руслановна Тускаева, Владимир Олегович Бердников

На современном этапе развития формирование эффективного инструментария налогового администрирования с использованием информационных и иных технологий позволит гибко реагировать на изменчивые условия внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мадина Руслановна Тускаева, Владимир Олегович Бердников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of methodology and tools for tax administration as an adaptive mechanism for regulating the economy

At the present stage of development, the formation of effective tax administration tools using information and other technologies will make it possible to flexibly respond to changing environmental conditions.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития методологии и инструментария налогового администрирования как адаптивного механизма регулирования экономики»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 207 — 210. Audit journal. 2023;(4):207 — 210.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.221

https://doi.org/1 0.2441 2/1 727-8058-2023-4-207-210 NIION: 201 7-0074-4/23-1 87

EDN: https://elibrary.ru/RRDHDN MOSURED: 77/27-021-2023-04-387

Перспективы развития методологии и инструментария налогового администрирования как адаптивного механизма

регулирования экономики

Мадина Руслановна Тускаева1, Владимир Олегович Бердников2

1 2 Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Владикавказ, Россия

1 madina.tuskaewa@yandex.ru

2 vob99@mail.ru

Аннотация. На современном этапе развития формирование эффективного инструментария налогового администрирования с использованием информационных и иных технологий позволит гибко реагировать на изменчивые условия внешней среды.

Ключевые слова: налогообложение, налоговое администрирование, прогнозирование, модели прогнозирования банкротства, экономический рост

Для цитирования: Тускаева М.Р., Бердников В.О. Перспективы развития методологии и инструментария налогового администрирования как адаптивного механизма регулирования экономики // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 207— 210. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-207-210. EDN: https://elibrary.ru/RRDHDN.

TAXES AND TAXATION

Original article

Prospects for the development of methodology and tools for tax administration as an adaptive mechanism for regulating

the economy

Madina R. Tuskayeva1, Vladimir O. Berdnikov2

1 2 Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz, Russia

1 madina.tuskaewa@yandex.ru

2 baysangurov2012@mail.ru

Abstract. At the present stage of development, the formation of effective tax administration tools using information and other technologies will make it possible to flexibly respond to changing environmental conditions.

Keywords: taxation, tax administration, forecasting, bankruptcy forecasting models, economic growth For citation: Tuskayeva M.R., Berdnikov V.O. Prospects for the development of methodology and tools for tax administration as an adaptive mechanism for regulating the economy // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):207—210. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-207-210. EDN: https://elibrary.ru/RRDHDN.

© Тускаева М.Р., Бердников В.О., 2023

Введение. На сегодняшний день посредством инструментов налогового администрирования государство стремится к эффективному перераспределению ресурсов в рамках выполнения социально-экономической роли государственных институтов в развитии страны. Учет рисков и перспектив развития, в частности в сфере налогообложения, позволит сформировать эффективную и комфортную систему для всех ее участников.

Материалы и методы исследования. Данная работа подготовлена на основе материалов исследований отечественных и зарубежных ученых, а также с учетом законодательства о налогах и сборах. Использованы методы анализа, синтеза, сравнения, наблюдения и прогнозирования.

Обзор литературы. Оценивая вклад представителей научного сообщества в рассмотрение вопросов анализа финансовой устойчивости и платежеспособности субъектов экономической деятельности, а также оценки риска и расчетов вероятности банкротства, невозможно не отметить таких зарубежных ученых, как Э. Альтман, Г. Спрингейт, Д. Фулмер, Р. Лис, Р. Тафлер и Г. Тишоу, Д. Чессер, Дж. Олсон и др.

Что касается проработки и прикладной адаптации теоретической базы налогового администрирования в условиях российской экономики, то среди представителей научной сферы, проводивших изыскания в данных направлениях, можно выделить Л.И. Гончарен-ко, О.А. Миронову, Ф.Ф. Ханафееву, Г. Г. Безрукова, Е.В. Березину, А.С. Баландину, О.С. Беломытцеву и др.

Основная часть. В научной среде понятие налогового администрирования рассматривается как «система управления налоговыми отношениями в государстве, функционирующая на основе законодательной деятельности налоговых органов на всех уровнях».

Совершенствование самой системы налогообложения и взаимодействие граждан с государственными органами не происходят без ошибок и нежелательной бюрократизации, усложнения некоторых аспектов начисления и уплаты налогов, предоставления льгот и других процессов. Тем не менее, ряд новшеств становится обыденностью, облегчает исполнение гражданами своих обязательств и повышает доступность предоставляемых государством услуг. Единый портал государственных услуг Российской Федерации (портал

«Госуслуги»), личный кабинет налогоплательщика, Единый налоговый счет расширяют возможности в личной, коммерческой и иной деятельности.

Разумеется, активное развитие технологий и экономических отношений порождает новые вызовы современности как для простых обывателей, так и для социально-экономических институтов, представителей делового сообщества, государств и международных объединений. К примеру, на сегодняшний день идет активная дискуссия касательно вопросов введения в оборот цифрового рубля, так называемых «электронных денег». Потенциал, риски и последствия использования такого ресурса окажут значительное влияние на механизмы платежных систем и финансовые потоки в целом в масштабах государства. Таким образом, вопросы виртуализации экономики от идей автономных до государственных институтов криптовалют переходят к «эмиссии» и централизованному регулированию аналогичных процессов в правовом поле в общенациональных и государственных интересах. Такое нововведение может потребовать расширения вычислительных мощностей и технического оснащения, однако данный шаг в долгосрочной перспективе развития информационных технологий становится лишь вопросом времени. Разработка цифрового рубля осуществляется Центральным банком Российской Федерации, что дает возможность проводить тестирования и адаптировать инструменты данной финансовой подсистемы с учетом возникающих проблем и выявляемых недостатков. В то же время следует понимать, что социально-экономическая и технологическая дифференциация регионов, особенно в масштабах нашей страны, станет одним из основных препятствий на пути внедрения подобных механизмов, ведь даже электронный вид оплаты доступен не везде в одинаковой степени. Централизованный характер подобных инновационных процессов позволяет концентрировать, структурировать и анализировать большие потоки данных, которые можно использовать для совершенствования модели и других исследований и разработок.

При детальном изучении рассматриваемого вопроса возникают вопросы относительно альтернатив и возможных путей развития налогового администрирования, что способно позволить мерам налогового администрирования не только обладать стимулирующими и

ограничивающими функциями, но и носить прогнозный, а порой и превентивный характер против ослабляющих внешних факторов, стать механизмом социальной и экономической защиты наиболее уязвимых субъектов деятельности. Динамичность рыночной модели экономики, а также современные условия геополитической нестабильности придают попыткам спрогнозировать финансово-экономическое состояние организаций и субъектов предпринимательской деятельности более вероятностный характер. Тем не менее, большое количество вводных данных может повысить репрезентативность выборки в контексте наиболее распространенных затруднений налогоплательщиков в процессе экономической деятельности на протяжении жизненного цикла самих субъектов и систем, в которых они функционируют. Это может быть моделирование, машинное обучение, в частности, можно рассмотреть возможность применения моделей прогнозирования банкротства организаций. Применение таких моделей придаст прогностический характер налоговому планированию, позволит устанавливать и регулировать ставку налогообложения более обоснованно, с учетом финансово-экономического состояния конкретного предприятия и даже отрасли. Ведь ухудшение условий деятельности организации может быть связано с экономическими кризисами, кадровым и ресурсным дефицитом, технологическим устареванием производственного оборудования, моральным устареванием производимого товара или оказываемой услуги, неэффективным управлением капитала и другими причинами. Анализ финансово-экономических показателей организации, сопоставление их динамики и прогнозных значений с выверенными паттернами и сценариями неблагоприятных исходов, подтвержденных общей практикой, позволят предугадать возможность кризисного исхода и заблаговременно подготовить индивидуальное сочетание решений и мероприятий для конкретного случая.

Заключение. Впоследствии расширение и совершенствование инструментария прогнозирования финансово-хозяйственного состояния экономических субъектов может сформировать предпосылки для масштабирования успешных практик и наработок в сфере менеджмента и налогообложения на уровень городов, агломераций и целых регионов. Разумеется, экономические процессы такого

уровня протекают в совершенно иных масштабах и имеют свою специфику. Однако отслеживание общих закономерностей позволит сформировать механизмы и алгоритмы для гибкого реагирования на изменение экономических и, может, даже иных условий и эффективно оптимизировать налоговую нагрузку на уязвимые в конкретный период времени и совокупности условий организации, сглаживая кризисные тенденции на уровне конкретных предприятий и отраслей. Формирование и совершенствование таких инструментов может стать защитным механизмом для добросовестных предпринимателей, перспективных производителей качественной продукции, что способно сохранить, а впоследствии и увеличить налоговые поступления.

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.).

3. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов / под ред. И.А. Май-бурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 519 с.

4. Тускаева М.Р., Гасиева З.П. Налоги и налоговая система. Практикум: учеб. пособие. Владикавказ, 2018.

5. Тускаева М.Р., Бтемирова Р.И., Рамо-нов Ч.А. Экономическая сущность налогов // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 4. С. 267-269.

6. Тогузова И.З., Тускаева М.Р. Социокультурные и экономические изменения в управлении организациями // Информационные технологии и системы в науке, практике и образовании: сб. науч. ст. 2012. С. 238—240.

References

1. The Tax Code of the Russian Federation (Part One) dated July 31, 1998 No. 146-FZ (as amended on August 4, 2023).

2. The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) dated August 5, 2000 No. 117-FZ (as amended on August 4, 2023).

3. Tax policy. Theory and practice: textbook for undergraduates / edited by I.A. Maiburov. M.: UNITY-DANA, 2017. 519 p.

4. Tuskayeva M.R., Gasieva Z.P. Taxes and the tax system. Workshop: studies. stipend. Vladikavkaz, 2018.

5. Tuskayeva M.R, Btemirova R.I, Ramonov C.A. The economic essence of taxes // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4. pp. 267—269.

4. Toguzova I.Z, Tuskayeva M.R. Socio-cultural and economic changes in the management of organizations // Information technologies and systems in science, practice and education: collection of scientific articles 2012. pp. 238-240.

Информация об авторах

М.Р. Тускаева — заведующий кафедрой «Налоги. Бухгалтерский учет» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент; В.О. Бердников — магистрант финансово-экономического факультета Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the authors M.R. Tuskayeva — Head of the department "Taxes. Accounting" of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

V.O. Berdnikov — Master's Student of the Faculty of Finance and Economics of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.11.2023; одобрена после рецензирования 21.11.2023; принята к публикации 07.12.2023.

The article was submitted 07.11.2023; approved after reviewing 21.11.2023; accepted for publication 07.12.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансы устойчивого развития. Учебник. В 2 книгах. Книга II / под общ. ред. К.В. Ордова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 215 с.

ISBN 978-5-238-03681-6 ISBN 978-5-238-03683-0 (кн. II)

Учебник включает теоретические аспекты организации финансов устойчивого развития, где представлена сущность и принципы зеленого финансирования, дана характеристика современному состоянию индикаторов и рейтингов устойчивого развития. Рассмотрена специфика современных финансовых технологий в системе «зеленых» финансов. Определена архитектура глобальной системы «зеленого» финансирования и ответственного инвестирования. Раскрыты вопросы моделирования финансовых рисков, связанных с изменением климата. Изучена работа налоговых и неналоговых инструментов в системе государственного регулирования «зеленой» экономики. Дополнительные задания и вопросы для самоконтроля позволяют закрепить представленный материал.

Соответствует требованиям федеральных государственных стандартов высшего образования последнего поколения.

Для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.04.08 «Финансы и кредит», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

ФИНАНСЫ

УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.