Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 207 — 210. Audit journal. 2023;(4):207 — 210.
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Научная статья УДК 336.221
https://doi.org/1 0.2441 2/1 727-8058-2023-4-207-210 NIION: 201 7-0074-4/23-1 87
EDN: https://elibrary.ru/RRDHDN MOSURED: 77/27-021-2023-04-387
Перспективы развития методологии и инструментария налогового администрирования как адаптивного механизма
регулирования экономики
Мадина Руслановна Тускаева1, Владимир Олегович Бердников2
1 2 Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
Владикавказ, Россия
1 madina.tuskaewa@yandex.ru
2 vob99@mail.ru
Аннотация. На современном этапе развития формирование эффективного инструментария налогового администрирования с использованием информационных и иных технологий позволит гибко реагировать на изменчивые условия внешней среды.
Ключевые слова: налогообложение, налоговое администрирование, прогнозирование, модели прогнозирования банкротства, экономический рост
Для цитирования: Тускаева М.Р., Бердников В.О. Перспективы развития методологии и инструментария налогового администрирования как адаптивного механизма регулирования экономики // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 207— 210. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-207-210. EDN: https://elibrary.ru/RRDHDN.
TAXES AND TAXATION
Original article
Prospects for the development of methodology and tools for tax administration as an adaptive mechanism for regulating
the economy
Madina R. Tuskayeva1, Vladimir O. Berdnikov2
1 2 Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz, Russia
1 madina.tuskaewa@yandex.ru
2 baysangurov2012@mail.ru
Abstract. At the present stage of development, the formation of effective tax administration tools using information and other technologies will make it possible to flexibly respond to changing environmental conditions.
Keywords: taxation, tax administration, forecasting, bankruptcy forecasting models, economic growth For citation: Tuskayeva M.R., Berdnikov V.O. Prospects for the development of methodology and tools for tax administration as an adaptive mechanism for regulating the economy // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):207—210. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-207-210. EDN: https://elibrary.ru/RRDHDN.
© Тускаева М.Р., Бердников В.О., 2023
Введение. На сегодняшний день посредством инструментов налогового администрирования государство стремится к эффективному перераспределению ресурсов в рамках выполнения социально-экономической роли государственных институтов в развитии страны. Учет рисков и перспектив развития, в частности в сфере налогообложения, позволит сформировать эффективную и комфортную систему для всех ее участников.
Материалы и методы исследования. Данная работа подготовлена на основе материалов исследований отечественных и зарубежных ученых, а также с учетом законодательства о налогах и сборах. Использованы методы анализа, синтеза, сравнения, наблюдения и прогнозирования.
Обзор литературы. Оценивая вклад представителей научного сообщества в рассмотрение вопросов анализа финансовой устойчивости и платежеспособности субъектов экономической деятельности, а также оценки риска и расчетов вероятности банкротства, невозможно не отметить таких зарубежных ученых, как Э. Альтман, Г. Спрингейт, Д. Фулмер, Р. Лис, Р. Тафлер и Г. Тишоу, Д. Чессер, Дж. Олсон и др.
Что касается проработки и прикладной адаптации теоретической базы налогового администрирования в условиях российской экономики, то среди представителей научной сферы, проводивших изыскания в данных направлениях, можно выделить Л.И. Гончарен-ко, О.А. Миронову, Ф.Ф. Ханафееву, Г. Г. Безрукова, Е.В. Березину, А.С. Баландину, О.С. Беломытцеву и др.
Основная часть. В научной среде понятие налогового администрирования рассматривается как «система управления налоговыми отношениями в государстве, функционирующая на основе законодательной деятельности налоговых органов на всех уровнях».
Совершенствование самой системы налогообложения и взаимодействие граждан с государственными органами не происходят без ошибок и нежелательной бюрократизации, усложнения некоторых аспектов начисления и уплаты налогов, предоставления льгот и других процессов. Тем не менее, ряд новшеств становится обыденностью, облегчает исполнение гражданами своих обязательств и повышает доступность предоставляемых государством услуг. Единый портал государственных услуг Российской Федерации (портал
«Госуслуги»), личный кабинет налогоплательщика, Единый налоговый счет расширяют возможности в личной, коммерческой и иной деятельности.
Разумеется, активное развитие технологий и экономических отношений порождает новые вызовы современности как для простых обывателей, так и для социально-экономических институтов, представителей делового сообщества, государств и международных объединений. К примеру, на сегодняшний день идет активная дискуссия касательно вопросов введения в оборот цифрового рубля, так называемых «электронных денег». Потенциал, риски и последствия использования такого ресурса окажут значительное влияние на механизмы платежных систем и финансовые потоки в целом в масштабах государства. Таким образом, вопросы виртуализации экономики от идей автономных до государственных институтов криптовалют переходят к «эмиссии» и централизованному регулированию аналогичных процессов в правовом поле в общенациональных и государственных интересах. Такое нововведение может потребовать расширения вычислительных мощностей и технического оснащения, однако данный шаг в долгосрочной перспективе развития информационных технологий становится лишь вопросом времени. Разработка цифрового рубля осуществляется Центральным банком Российской Федерации, что дает возможность проводить тестирования и адаптировать инструменты данной финансовой подсистемы с учетом возникающих проблем и выявляемых недостатков. В то же время следует понимать, что социально-экономическая и технологическая дифференциация регионов, особенно в масштабах нашей страны, станет одним из основных препятствий на пути внедрения подобных механизмов, ведь даже электронный вид оплаты доступен не везде в одинаковой степени. Централизованный характер подобных инновационных процессов позволяет концентрировать, структурировать и анализировать большие потоки данных, которые можно использовать для совершенствования модели и других исследований и разработок.
При детальном изучении рассматриваемого вопроса возникают вопросы относительно альтернатив и возможных путей развития налогового администрирования, что способно позволить мерам налогового администрирования не только обладать стимулирующими и
ограничивающими функциями, но и носить прогнозный, а порой и превентивный характер против ослабляющих внешних факторов, стать механизмом социальной и экономической защиты наиболее уязвимых субъектов деятельности. Динамичность рыночной модели экономики, а также современные условия геополитической нестабильности придают попыткам спрогнозировать финансово-экономическое состояние организаций и субъектов предпринимательской деятельности более вероятностный характер. Тем не менее, большое количество вводных данных может повысить репрезентативность выборки в контексте наиболее распространенных затруднений налогоплательщиков в процессе экономической деятельности на протяжении жизненного цикла самих субъектов и систем, в которых они функционируют. Это может быть моделирование, машинное обучение, в частности, можно рассмотреть возможность применения моделей прогнозирования банкротства организаций. Применение таких моделей придаст прогностический характер налоговому планированию, позволит устанавливать и регулировать ставку налогообложения более обоснованно, с учетом финансово-экономического состояния конкретного предприятия и даже отрасли. Ведь ухудшение условий деятельности организации может быть связано с экономическими кризисами, кадровым и ресурсным дефицитом, технологическим устареванием производственного оборудования, моральным устареванием производимого товара или оказываемой услуги, неэффективным управлением капитала и другими причинами. Анализ финансово-экономических показателей организации, сопоставление их динамики и прогнозных значений с выверенными паттернами и сценариями неблагоприятных исходов, подтвержденных общей практикой, позволят предугадать возможность кризисного исхода и заблаговременно подготовить индивидуальное сочетание решений и мероприятий для конкретного случая.
Заключение. Впоследствии расширение и совершенствование инструментария прогнозирования финансово-хозяйственного состояния экономических субъектов может сформировать предпосылки для масштабирования успешных практик и наработок в сфере менеджмента и налогообложения на уровень городов, агломераций и целых регионов. Разумеется, экономические процессы такого
уровня протекают в совершенно иных масштабах и имеют свою специфику. Однако отслеживание общих закономерностей позволит сформировать механизмы и алгоритмы для гибкого реагирования на изменение экономических и, может, даже иных условий и эффективно оптимизировать налоговую нагрузку на уязвимые в конкретный период времени и совокупности условий организации, сглаживая кризисные тенденции на уровне конкретных предприятий и отраслей. Формирование и совершенствование таких инструментов может стать защитным механизмом для добросовестных предпринимателей, перспективных производителей качественной продукции, что способно сохранить, а впоследствии и увеличить налоговые поступления.
Список источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.).
3. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов / под ред. И.А. Май-бурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 519 с.
4. Тускаева М.Р., Гасиева З.П. Налоги и налоговая система. Практикум: учеб. пособие. Владикавказ, 2018.
5. Тускаева М.Р., Бтемирова Р.И., Рамо-нов Ч.А. Экономическая сущность налогов // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 4. С. 267-269.
6. Тогузова И.З., Тускаева М.Р. Социокультурные и экономические изменения в управлении организациями // Информационные технологии и системы в науке, практике и образовании: сб. науч. ст. 2012. С. 238—240.
References
1. The Tax Code of the Russian Federation (Part One) dated July 31, 1998 No. 146-FZ (as amended on August 4, 2023).
2. The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) dated August 5, 2000 No. 117-FZ (as amended on August 4, 2023).
3. Tax policy. Theory and practice: textbook for undergraduates / edited by I.A. Maiburov. M.: UNITY-DANA, 2017. 519 p.
4. Tuskayeva M.R., Gasieva Z.P. Taxes and the tax system. Workshop: studies. stipend. Vladikavkaz, 2018.
5. Tuskayeva M.R, Btemirova R.I, Ramonov C.A. The economic essence of taxes // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4. pp. 267—269.
4. Toguzova I.Z, Tuskayeva M.R. Socio-cultural and economic changes in the management of organizations // Information technologies and systems in science, practice and education: collection of scientific articles 2012. pp. 238-240.
Информация об авторах
М.Р. Тускаева — заведующий кафедрой «Налоги. Бухгалтерский учет» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент; В.О. Бердников — магистрант финансово-экономического факультета Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Information about the authors M.R. Tuskayeva — Head of the department "Taxes. Accounting" of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;
V.O. Berdnikov — Master's Student of the Faculty of Finance and Economics of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.11.2023; одобрена после рецензирования 21.11.2023; принята к публикации 07.12.2023.
The article was submitted 07.11.2023; approved after reviewing 21.11.2023; accepted for publication 07.12.2023.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Финансы устойчивого развития. Учебник. В 2 книгах. Книга II / под общ. ред. К.В. Ордова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 215 с.
ISBN 978-5-238-03681-6 ISBN 978-5-238-03683-0 (кн. II)
Учебник включает теоретические аспекты организации финансов устойчивого развития, где представлена сущность и принципы зеленого финансирования, дана характеристика современному состоянию индикаторов и рейтингов устойчивого развития. Рассмотрена специфика современных финансовых технологий в системе «зеленых» финансов. Определена архитектура глобальной системы «зеленого» финансирования и ответственного инвестирования. Раскрыты вопросы моделирования финансовых рисков, связанных с изменением климата. Изучена работа налоговых и неналоговых инструментов в системе государственного регулирования «зеленой» экономики. Дополнительные задания и вопросы для самоконтроля позволяют закрепить представленный материал.
Соответствует требованиям федеральных государственных стандартов высшего образования последнего поколения.
Для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.04.08 «Финансы и кредит», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
ФИНАНСЫ
УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ