Научная статья на тему 'Налоговые проверки как одна из основных форм налогового контроля'

Налоговые проверки как одна из основных форм налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговый контроль / налоговая сфера / налоговые проверки / tax control / tax sphere / tax audits

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марина Руслановна Дзагоева, Аманда Альбертовна Тедеева

Важно понимать, что обеспечить нормальную работу государственной налоговой системы можно лишь путем применения налоговых проверок, выступающих в формате инструмента для осуществления налогового контроля. Все это помогает также добиться эффекта своевременного и полного поступления финансовых ресурсов в бюджеты разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax audits as one of the main forms of tax control

Tax audits as a form of tax control are very important for the further effective implementation of actions established by law for the full functioning of the tax system, and the timely receipt of taxes to the budget.

Текст научной работы на тему «Налоговые проверки как одна из основных форм налогового контроля»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 179—184. Audit journal. 2023;(4):179—184.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 657

https://doi.org/1 0.2441 2/1 727-8058-2023-4-1 79-1 84 NIION: 201 7-0074-4/23-1 81

EDN: https://elibrary.ru/BRKXGP MOSURED: 77/27-021-2023-04-381

Налоговые проверки как одна из основных форм налогового контроля

Марина Руслановна Дзагоева1, Аманда Альбертовна Тедеева2

1 2 Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Владикавказ, Россия

1 dzagoeva1971@mail.ru

2 office@unity-dana.ru

Аннотация. Важно понимать, что обеспечить нормальную работу государственной налоговой системы можно лишь путем применения налоговых проверок, выступающих в формате инструмента для осуществления налогового контроля. Все это помогает также добиться эффекта своевременного и полного поступления финансовых ресурсов в бюджеты разного уровня.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая сфера, налоговые проверки

Для цитирования: Дзагоева М.Р., Тедеева А.А. Налоговые проверки как одна из основных форм налогового контроля // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 179-184. https://dol.org/10.24412/1727-8058-2023-4-179-184. EDN: https://elibrary.ru/BRKXGP.

TAXES AND TAXATION

Original article

Tax audits as one of the main forms of tax control

Marina R. Dzagoeva1, Amanda A. Tedeeva2

1 2 Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz, Russia

1 dzagoeva1971@mail.ru

2 office@unity-dana.ru

Abstract. Tax audits as a form of tax control are very important for the further effective implementation of actions established by law for the full functioning of the tax system, and the timely receipt of taxes to the budget. Keywords: tax control, tax sphere, tax audits

For citation: Dzagoeva M.R., Tedeeva A.A. Tax audits as one of the main forms of tax control // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):179—184. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-179-184. EDN: https://elibrary.ru/BRKXGP.

По своей сути налоговые проверки следует расценивать в качестве одной из самых популярных форм контроля. Они позволяют быстро и эффективно контролировать всю деятельность лиц, выступающих в роли плательщиков налогов. Налоговые проверки представляют собой базовый инструмент для осуществления налогового кон© Дзагоева М.Р., Тедеева А. А., 2023

троля. Они имеют формат некоего набора действий, имеющих процессуальный характер, которые реализуются государственными уполномоченными органами с целью обеспечения соблюдения действующего законодательства в области налогов и сборов. Это реализуется через сопоставление отчетности, представленной налогоплательщиком, с фактическими данными реализуемой им финансовой, а также хозяйственной деятельности.

Согласно положениям ст. 82 НК РФ, подобный контроль реализуется государственными налоговыми органами в формате налоговых проверок. С налогоплательщиков могут брать разные объяснения, возможны проверка учетной информации, осмотр помещений и т.д. [1].

Именно налоговые органы имеют необходимые компетенции для практической реализации функций налогового контроля через осуществление проверки деятельности лиц, имеющих статус налогоплательщиков. Согласно ст. 87 НК РФ существуют следующие формы налоговых проверок:

• имеющие камеральный формат;

• проводимые в выездной форме [1].

При проведении подобных форм налоговых проверок уполномоченными государственными налоговыми органами может возникать необходимость в получении более детальной информации о работе лица, имеющего статус налогоплательщика, с иными лицами. В таком случае налоговые органы могут истребовать все необходимые им документы, касающиеся работы налогоплательщика, находящегося под проверкой [1].

На сегодняшний день действует запрет относительно проведения повторных проверок в выездном формате, касающихся одних и тех же налогов в рамках одного и того же временного периода. При этом существуют исключения, заключающиеся в том, что подобная проверка может проводиться повторно при реализации процедуры реорганизации, ликвидации предприятия. Вышестоящий налоговый орган может также инициировать повторную проверку в рамках процедуры контроля деятельности нижестоящего налогового органа, проводившего налоговую проверку налогоплательщика. Для проведения такой контрольной повторной проверки должно быть официально выпущено мотивированное постановление вышестоящим налоговым органом с полным соблюдением всех действующих положений НК РФ.

В ст. 87 НК РФ указан период времени, способный выступать в качестве предмета проведения различных форматов налоговых проверок. В данном случае речь идет о периоде в три календарных года, которые предшествуют налоговой проверке.

Статья 113 НК РФ четко определяет сроки наступления ответственности при допущении тех или иных налоговых нарушений. Его дли-

тельность составляет три года. Он исчисляется начиная со следующего дня с момента совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. При допущении и наличии подтверждения факта совершения грубого нарушения (неуплата или же неполная уплата налогов, несоблюдение правил учета доходов и расходов и т.д.) данный срок будет исчисляться начиная со следующего дня окончания налогового периода, в рамках которого совершалось такое нарушение.

К числу основных задач системы администрирования налогов стоит отнести реализацию налогового контроля. В качестве основного инструмента для решения данной проблемы следует рассматривать разные формы налоговых проверок.

По мнению большинства специалистов и исследователей, налоговый контроль различают по времени его осуществления. Таким образом, принято выделять предварительный, текущий и последующий налоговый контроль.

Процесс предварительного контроля реализуется в рамках осуществления подготовительных процедур в отношении лица, выступающего в роли плательщика налогов. В рамках данного этапа проводятся проверка информации налоговыми органами, а также определение прочих информационных источников, касающихся работы налогоплательщика. Предварительный контроль помогает определить перечень лиц, в отношении которых существует самый высокий уровень риска допущения налоговых нарушений.

Система предварительного контроля не способна целиком учесть существующие требования, касающиеся контрольных действий. Одним из основных направлений работы налоговых органов являются предупреждение совершения налоговых нарушений, привитие верных представлений о налоговой дисциплине налогоплательщикам. Важно обеспечить формирование системы общих интересов государства и налогоплательщиков, создать такую среду, которая будет давать налогоплательщикам полное ощущение полноценного участника правоотношений в рамках отечественной налоговой системы. Реализация таких мер поможет уменьшить общую численность лиц, пытающихся избежать уплаты налогов. Это выведет значительную часть отечественного бизнеса из тени.

Предварительный контроль, как правило, осуществляется в рамках стадии планирова-

ния будущей налоговой проверки. Для этого проводится процедура анализа дополнительных данных, что помогает выявить наиболее оптимальное направление контролирующей работы.

Основная задача системы текущего контроля заключается в обеспечении непрерывного отслеживания действий, осуществляемых плательщиком налогов, с целью выявления возможных нарушений с его стороны.

Камеральные проверки зачастую используются для реализации основной части задач системы текущего контроля. По сути, речь идет об осуществлении проверок в отношении налогоплательщиков, занимающихся в самостоятельном порядке определением факта появления обязательств, связанных с необходимостью уплаты налогов. В данном случае фактически отсутствует возможность определения самого факта появления у налогоплательщика каких-либо налоговых обязательств, кроме случаев, связанных с практической реализацией имеющегося у него имущества. В подобной ситуации начинают работать иные государственные органы, на которые НК РФ накладывает обязательства, связанные с сообщением по факту проведения подобных операций. Стоит отметить, что налоговые органы имеют скудный набор прав при проведении камерального формата проверок. Это исключает возможность установления ими факта наличия серьезных налоговых нарушений.

Система последующего контроля предполагает необходимость проведения проверки, а также ревизии работы лица, выступающего в качестве плательщика разных налогов, сборов. Проводится полная проверка всей его документации, что помогает определить размер подлежащих к уплате налогов, сборов.

Проведение камеральной проверки осуществляется не только в отношении налогоплательщиков, но и в отношении лиц, выступающих в качестве плательщиков разных сборов и налоговых агентов. В основе подобной проверки лежит следующий принцип: сперва проводится процедура изучения документации предприятия. При возникновении вопросов может потребоваться предоставление дополнительной информации. Зачастую такая проверка помогает выявить ошибки, имеющие сугубо арифметический характер при сверке данных в документах.

Подобная проверка отличается наличием сразу двух значений. Она выступает в качестве инструмента контроля и помогает отбирать налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговая выездная проверка. Назначение налоговой проверки в выездной форме происходит лишь при отсутствии возможности проведения полноценной камеральной проверки. По сути, речь идет о ситуации, предполагающей обязательную необходимость присутствия инспектора на проверяемом предприятии.

Камеральный формат налоговой проверки осуществляется непосредственно по месту размещения налогового органа. Она предполагает изучение предоставленной налогоплательщиком документации, которая выступает в качестве основания для расчета налогов, подлежащих к уплате.

Проведение такой формы проверки предполагает наличие у налогового органа права получения от лица, выступающего в роли налогоплательщика, различных дополнительных документов, объяснений и т.д., способных подтвердить не только правильность, но и факт своевременности расчета и уплаты налогов. Согласно ст. 93 НК РФ, на предоставление такой документации на основании требований налогового органа выделяется пятидневный срок. При непредоставлении, неполном предоставлении подобных документов возникает нарушение налогового законодательства (ст. 126 НК РФ).

Налоговая проверка в камеральной форме реализуется ответственными и уполномоченными налоговыми органами в течении трехмесячного срока с момента предоставления лицом, выступающим в роли налогоплательщика, налоговой декларации, иной документации, которая используется при расчете налогов.

При выявлении в ходе проведения такой проверки ошибок информация об установлении данного факта предоставляется налогоплательщику, после чего он обязан будет внести необходимые правки в установленный срок.

В ходе осуществления процедуры камеральной проверки налоговый орган будет иметь право на получение от налогоплательщика дополнительной информации, а также дополнительной документации, объяснений, которые могут подтвердить верность как расчета, так и факт своевременной уплаты налоговых сборов.

При выявлении в ходе такой проверки доплат по налогам ответственный и уполномоченный налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование о погашении неуплаченных налогов и начисленной пени.

Стоит отметить, что серьезным шагом к формированию системы превентивной борьбы с налоговыми нарушениями стал факт создания Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Главная задача данной системы заключается в обеспечении улучшения общей налоговой дисциплины при одновременном уменьшении общего числа споров, возникающих вокруг налогов. Согласно этому документу, процесс планирования выездных налоговых проверок становится открытым. Процесс отбора налогоплательщиков осуществляется на основе комплекса критериев риска вероятности допущения нарушений действующего налогового законодательства [2].

Система выездных налоговых проверок помогает выявлять факт допущения серьезных нарушений налогового законодательства, ведущих к снижению размера уплаченных налогов. В рамках таких проверок уполномоченные налоговые органы имеют право на осуществление любых мероприятий в рамках системы налогового контроля. На основании итоговых результатов проведения такого формата проверки удается добиться получения бюджетом самых больших поступлений. Процесс планирования таких проверок является серьезнейшим этапом всей контрольной и ревизионной деятельности уполномоченных налоговых государственных органов. Структурно он состоит из следующих элементов:

• список лиц, выступающих в роли налогоплательщиков, в отношении которых проводится такой контроль;

• общие сроки осуществления процедуры проверки;

• необходимые кадры для реализации такой проверки.

Возникает проблема: непонятно, насколько выгодно проводить такие проверки, так как затраченные государством ресурсы могут попросту не окупиться. Такая проверка предполагает серьезные издержки, при этом уровень ее эффективности достаточно низок.

Проведение подобных проверок осуществляется на основании решения руководителя налогового органа в отношении юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей. Такие проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного или же сразу нескольких налогов. У налогового органа нет права на проведение на протяжении одного календарного года двух проверок в выездном формате [1].

Длительность налоговой проверки не может превышать двухмесячный срок. В отдельных случаях налоговый орган может принять решение об увеличении такой проверки до трех месяцев. В ходе осуществления таких проверок организаций, имеющих филиалы, проверка увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого отдельного филиала.

В случае возникновения необходимости при проведении такого формата проверки может также проводиться процедура инвентаризации имущества, принадлежащего лицу, выступающему в роли налогоплательщика. Может проводиться осмотр территорий, различных помещений, которые используются налогоплательщиком с целью извлечения прибыли. В случае, если у уполномоченных органов, занимающихся проведением такой проверки, возникают достаточные основания о существовании вероятности уничтожения документации, указывающей на факт совершения налоговых нарушений, осуществляется процедура их выемки (ст. 94 НК РФ). При этом ответственным должностным лицом составляется специальный акт. В данный документ вносится четкое обоснование необходимости осуществления соответствующей процедуры выемки документации вместе с описанием списка изъятых у предприятия документов.

В ходе осуществления налоговым органом процедуры выемки документов налогоплательщик имеет право делать различные замечания, которые по его личному требованию также заносятся в акт выемки. Все изымаемые налоговым органом документы должны быть пронумерованы, а также прошнурованы и скреплены печатью и подписью налогоплательщика. Если же налогоплательщик отказывается ставить подпись, то об этом факте составляется отдельная отметка. Налогоплательщик получает копию акта о проведении процедуры выемки документов. Федеральный орган исполнительной власти, имеющий необходимые полномочия в сфере контроля, надзора за налогами и сборами, отвечает за

составление и формирование формы решения руководителя налогового органа об осуществлении налоговой выездной проверки.

После завершения такого рода проверки лицо, которое выступало в роли проверяющего, формируют специальную справку о факте проведения соответствующей проверки, где указывается не только предмет проверки, но и сроки ее проведения. Таким образом, завершением проверки будет являться день формирования налоговым органом справки.

В течение двухмесячного срока после того, как будет составлена справка о факте проведения соответствующей налоговой проверки, уполномоченные должностные лица, работающие в налоговом органе, занимаются составлением акта о факте проведения налоговой проверки в выездном формате [1]. В акте о проведении налоговой выездной проверки в системном формате указывается факт выявленных налоговых нарушений с их документальным подтверждением или же указывается, что они не были выявлены. Прописываются сделанные выводы вместе с предложениями проверяющих лиц о том, каким образом могут быть устранены выявленные ошибки, с указанием статей НК РФ, в которых описана ответственность за те или иные обнаруженные нарушения налогового законодательства в ходе проведения соответствующей налоговой проверки.

Федеральный уполномоченный орган исполнительной власти занимается формированием формы и набора требований, которые предъявляются в отношении акта о налоговой проверке. Составление соответствующего акта реализуется на бумаге. Он составляется на русском языке и должен иметь сквозную нумерацию страниц. Акт не должен содержать помарки, любые подчистки, исправления, кроме тех исправлений, которые были оговорены и заверены подписями лиц, которые должны подписывать соответствующий акт.

Составление такого акта осуществляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается организации, которая проходила проверку, второй остается на хранении у налогового органа. Процесс передачи акта осуществляется на основании расписки или же реализуется иным способом при наличии свидетельства о факте получения акта налогоплательщиком или его уполномоченным официальным представителем. Данный документ состоит из трех частей: вводной, описательной, итоговой.

У лица, выступающего в роли налогоплательщика, имеется право в случае несогласия с обнаруженными фактами нарушения им налогового законодательства и предоставленными ему предложениями по устранению выявленных нарушений в течение двухнедельного срока предоставить налоговому органу в письменном формате письмо с описанием мотивов отказа от подписи акта проверки или своего несогласия с отдельными положениями такого документа.

У лица, имеющего статус налогоплательщика, имеется также право на предоставление посменного возражения или же передачи в рамках согласованного срока налоговому органу обоснований, собственных мотивов отказа ставить подпись под соответствующим проверочным актом.

По истечении сроков, указанных в п. 5 ст. 93 НК РФ, на протяжении двухнедельного срока руководитель налогового органа или его заместитель должен провести процедуру рассмотрения акта налоговой проверки вместе с предоставленными налогоплательщиком документами и иными материалами. На основании итоговых результатов изучения материалов проверки руководителем налогового органа или его заместителем осуществляется вынесение итогового решения:

• об осуществлении процедуры привлечения лица, имеющего статус налогоплательщика, к налоговой ответственности за совершенные правонарушения в сфере налогового законодательства РФ;

• об отказе от необходимости привлечения лица, имеющего статус налогоплательщика, к ответственности за допущенные нарушения налогового отечественного законодательства;

• о необходимости проведения комплекса дополнительных мероприятий, связанных с налоговым контролем.

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (ред. от 08.04.2011).

3. Дзагоева М.Р., Кайтмазов В.А, Доева Д.Т. Оценка эффективности организации налогового контроля // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1(67). С. 1076-1080.

4. Козаева О.Т., Тадтаева В.В. Налоговый контроль и его совершенствование // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53). С. 101-104.

References

1. Tax Code of the Russian Federation.

2. Order of the Federal Tax Service of the Russian Federation dated May 30, 2007 No. MM-3-06/333@ "On Approval of the Concept of

the On-site Tax Audit Planning System" (as amended on 04/08/2011).

3. Dzagoeva M.R., Kaytmazov V.A, Doeva D.T. Assessing the effectiveness of tax control organization // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 2-1(67). pp. 1076-1080.

4. Kozaeva O.T., Tadtaeva V.V. Tax control and its improvement // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 12-4 (53). pp. 101-104.

Информация об авторах

М.Р. Дзагоева — профессор кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор; А.А. Тедеева — магистрант Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the authors M.R. Dzagoeva — Professor of the Department "Taxes. Accounting" of the Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor; A.A. Tedeeva — Master Student of the Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.11.2023; одобрена после рецензирования 21.11.2023; принята к публикации 07.12.2023.

The article was submitted 07.11.2023; approved after reviewing 21.11.2023; accepted for publication 07.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.