Научная статья на тему 'Перспективы развития материально-технической базы учреждений социальной инфраструктуры республики Саха (Якутия)'

Перспективы развития материально-технической базы учреждений социальной инфраструктуры республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Набережная А.Т., Павлова А.Н., Десяткина Л.И.

Рассмотрены перспективы развития материально-технической базы учреждений социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития материально-технической базы учреждений социальной инфраструктуры республики Саха (Якутия)»

15(198) - 2011

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

УДК 316.42(571.56)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

А. Т. НАБЕРЕЖНАЯ, кандидат экономических наук,доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: atnaber@mail.ru

А. Н. ПАВЛОВА, старший научный сотрудник E-mail: atnaber@mail.ru

Л. И.ДЕСЯТКИНА, старший научный сотрудник E-mail: ire2000@mail.ru Институт региональной экономики Севера

Рассмотрены перспективы развития материально-технической базы учреждений социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: социальная инфраструктура, качество жизни населения;уровень жизни, материально-техническая база.

В последние годы руководство страны обозначило курс на модернизацию общества и экономики, который ставитсвоей целью повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения [6]. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30.11.2010 определена необходимость перевести стандарты жизни людей на качественно новый уровень [4].

Качество и условия жизни населения во многом определяются развитостью социальной инфраструктуры территории его проживания [2], что

предполагает развитие и оптимальное размещение учреждений социальной инфраструктуры во всех населенных пунктах государства. Таким образом, с одной стороны, реализуются конституционные права населения, с другой — идет некоторое сглаживание различий в уровне жизни сельских и городских жителей, а также жителей небольших и крупных населенных пунктов за счет бесплатных социальных услуг, гарантированных государством. Все это подчинено одной глобальной цели выравнивания уровня жизни населения на территории страны, создания единообразных комфортных условий жизни для всего населения. Региональные исследования развития социальной инфраструктуры требуют комплексности и единых методологических подходов к оценке и прогнозу тенденций его развития на перспективу, что определяет высокую степень актуальности изучаемой проблемы.

Анализ обеспечения финансовыми ресурсами отраслей социальной сферы, который в принципе

предопределяет развитие социальной инфраструктуры республики, показывает, что за последние годы идет рост расходов на социально-культурные мероприятия в общем расходе консолидированного бюджета республики. Если их доля в 2000—2005 гг. была менее половины всех расходов, то в 2008 г. составила51,4%.

В структуре расходов на социально-культурные мероприятия Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — всегда высокой остается доля расходов на систему образования, в 2008г. она составила 55,6%; доля расходов на культуру, кинематографию и средства массовой информации составила 7,9%, на здравоохранение и физическую культуру — 20,4% и на социальную политику — 16,1 % всех расходов. В общей структуре расходов социально-культурных мероприятий идет снижение доли финансирования всех отраслей, предоставляющих услуги образования, здравоохранения и культуры за счет стабильного увеличения доли расходов на социальную политику, что связано с расширением функций государства по оказанию социальной поддержки различным слоям населения.

В фактических ценах абсолютные показатели финансовых расходов на социально-культурные мероприятия на душу населения ежегодно растут (табл. 1). В 2008 г. по сравнению с 2005 г. среднедушевые расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия выросли в 1,49 раза, на социальную политику — в 2,4 раза. Хотя финансовое обеспечение отраслей социальной сферы заметно улучшилось и производится их планомерное финансирование согласно утвержденным региональным нормативам с ежегодной поправкой, его уровень остается недостаточным для нормального функционирования учреждений, своевременного капитального ремонта, реконструкции, оснащения благоустройством и дальнейшего развития.

Авторами составлен прогноз потребности населения в материально-технической базе учреждений социальной инфраструктуры в PC (Я) на основе их нормативов и прогноза численности возрастной структуры населения по республике, рассчитанного сектором экономики народонаселения и демографии Института региональной экономики Севера в двух вариантах (табл. 2).

В прогнозе приведены только дополнительные потребности в новых дошкольных и ученических местах в зависимости от изменения соответствующего количества детей без учета восстановления ветхих и аварийных зданий. Реновация устаревшей материальной базы должна идти параллельно новому вводу мощностей. В целом по PC (Я) должны быть восстановлены 103 аварийных дошкольных учреждения, капитальный ремонт необходимо провести в 63,6 % учреждений. Очень большой проблемой остается низкий уровень благоустройства учреждений, особенно в сельской местности, это также требует значительных финансовых вливаний.

В I варианте развития материальной базы дошкольных образовательных учреждений к концу 2025 г. заложен 80 %-ный охват детей в возрасте 1—6 лет, т. е. за прогнозируемый период необходимо построить 2,7тыс. дошкольных мест, что требует ввода 900 дошкольных мест ежегодно. Boll варианте за этот период необходимо ввести 14,7 тыс. мест, ежегодно необходим ввод около 4,9тыс. мест. При этом к 2025 г. будет достигнут 70 %-ный охват детей соответствующего возраста. I вариант предполагает увеличение ввода дошкольных мест в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2009г., по II варианту ввод должен возрасти в8,3 раза.

Даже при таких темпах строительства дошкольных учреждений невозможно удовлетворить потребности в них, поэтому необходимо открывать семейные и другие негосударственные формы до-

Таблица 1

Среднедушевые годовые расходы консолидированного бюджета PC (Я) насоциально-культурныемероприятия, тыс. руб.вфактическихценах, [1, 3, 5]

Показатель Год

2000 2005 2006 2007 2008 2009

Расходы на социально-культурные мероприятия, всего 10,7 30,2 34,0 39,3 45,1 -

В том числе:

расходы на образование, всего 5,7 16,6 19,3 21,3 25,1 27,6

в их числе расходы:

на 1 ребенка в дошкольном образовательном учреждении 16,1 48,9 48,8 56,7 70,8 78,9

на 1 ученика в общеобразовательной школе 14,7 51,4 65,9 85,9 112,2 124

расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации 0,8 3,0 2,7 3,0 3,6 —

расходы на здравоохранение и физическую культуру 2,95 7,5 8,1 9,6 9,2 9,0

расходы на социальную политику 1,2 3,2 3,9 5,4 7,6 -

Таблица 2

Прогноз развития материальной базы дошкольных и общеобразовательных учреждений в РС (Я)

Показатель Единица измерения 2009 г. Прогноз Итого ввод мест

2010 2025 гг. В среднем загод

2015 г. 2020 г. 2025 г.

Дошкольные образовательные учреждения

1вариант:

Численность детей в возрасте 1—6 лет, всего Тыс. чел. 83,4 90,5 79,7 64,4 - -

Число мест в дошкольных учреждениях Тыс. мест 48,8 49,7 50,6 51,5 2,7 0,9

Охват детей местами в дошкольных учреждениях % 58,5 54,9 63,5 80,0 - -

Ивариант

Численность детей в возрасте 1—6 лет, всего Тыс. чел. 83,4 95,1 95,1 90,7 - -

Число мест в дошкольных учреждениях Тыс. мест 48,8 53,7 58,6 63,5 14,7 4,9

Охват детей местами в дошкольных учреждениях % 58,5 56,5 61,6 70,0 X -

Государственные и муниципальные общеобразовательные дневные школы

1вариант

Число учащихся, всего: Тыс. чел. 139,8 137,4 145,6 145,9 - -

Число учащихся в I смену Тыс. мест 110,7 113,8 116,9 120,0 9,3 3,1

Доля учащихся во II смену % 20,8 17,2 19,7 17,8 - -

Ивариант

Число учащихся, всего: Тыс. чел. 139,8 142,9 152,4 162,69 - -

Число учащихся в I смену Тыс. мест 110,7 117,2 124,0 130,0 19,3 6,4

Доля учащихся во II смену % 20,8 18,0 18,6 20,0 - -

школьных учреждений, которые в данное время начинают появляться благодаря большому спросу на данные услуги у населения.

В прогнозах развития материальной базы государственных и муниципальных дневных общеобразовательных школ помимо двух вариантов прогноза численности учащихся учтена доля обучающихся во II смену. По I варианту прогноза доля учащихся, которые будут заниматься во II смену, в 2025 г. составит 17,8% от общего количества учащихся, по II варианту — 20%. При этом по I варианту за весь прогнозируемый период необходимо будет ежегодно вводить в среднем по 3,1 тыс. ученических мест, по II варианту — по 6,4тыс. ученических мест. Это требует увеличения инвестиций в развитие материальной базы школ в среднем в 1,1—2,3 раза по сравнению с современным финансированием. Данные Министерства строительства и архитектуры республики показывают, что за 10 последних лет ежегодно в среднем вводилось 2 745 ученических мест, из них требуют восстановления 7 945, находящихся в аварийных зданиях школ, а капитальный ремонт необходимо провести в48,1 % зданий общеобразовательных школ, особенно в сельской местности.

С очень большой нагрузкой работают школы Аллаиховского, Ленского, Мирнинского районов и г. Якутска, в этих районах и городах самая высокая сменность занятий. С одной стороны, экономятся бюджетные деньги на содержание зданий, но

проведение двусменных занятий негативно сказывается на качестве образовательного процесса. В последние годы увеличилась сменность занятий в школах, размещенных в сельскохозяйственных районах, что свидетельствует об оптимизации сети школ. Необходимо вести работу в системе образования по всем направлениям таким образом, чтобы не снижались показатели качества обучения, а для этого необходимо наряду с оптимизацией размещения учреждений вводить односменные занятия.

Прогноз материальной базы учреждений здравоохранения показал, что в связи с тем, что численность населения по I варианту сокращается, а обеспеченность населения койками на 10 ООО чел. превышает нормативную, нового ввода коек не потребуется. По II варианту дополнительно к существующей мощности потребуется ввести за прогнозируемый период 824 койки по республике (табл. 3). Кроме этого, за прогнозный период потребуется восстановить 6,8 % аварийных зданий больниц, в 1,6% провести реконструкцию и проводить ежегодный капитальный ремонт (33,6%). По амбулаторно-поликлиническим учреждениям восстановлению подлежат 4,8% зданий от их общего количества, реконструкции — 0,6 % и нуждаются в капитальном ремонте 22,5 %. По состоянию за 2009 г. обеспеченность населения республики мощностями (посещений в смену) амбулаторно-поликлинических учреждений превышает нормативные в1,5 раза.

Необходимым направлением работы на прогнозируемую перспективу остается улучшение благоустройства и оснащенности медицинских учреждений республики.

Анализ количества имеющихся зрительских мест культурно-досуговых учреждений (КДУ) сельских и городских поселений показывает, что оно вполне отвечает нормативам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 1767-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.10.1999 №1683-р». Однако реально материально-техническое состояние учреждений культуры находится в бедственном положении и нуждается в увеличении инвестиций для замены старых, приспособленных, аварийных зданий. Необходимо новое строительство 34 зданий клубных учреждений, капитальный ремонттребуется 155 зданиям клубов.

В библиотечной системе предусматривается ежегодное пополнение книжного фонда. Прогноз потребности населения в книжном фонде составлен в соответствии с прогнозами численности населения и нормативов (табл. 4). Восстановлению подлежат 24 здания библиотек, находящихся в аварийных помещениях, в 83 зданиях библиотек необходимо провести капитальный ремонт.

Таким образом, анализ материальной базы учреждений социальной инфраструктуры республики показал, что его техническое состояние является

неудовлетворительным. Основные фонды являются одним из важных факторов развития производительных сил для производства услуг населению. Качество услуг во многом зависит не только от их доступности, но и от их соответствия современным требованиям. К сожалению, большинство объектов социальной инфраструктуры республики является приспособленными, не отвечающими ни санитарным, ни строительным нормам. Многие существующие здания непригодны для эксплуатации из-за ветхого состояния. В дальнейших исследованиях необходимо проводить анализ и прогноз основных фондов социальной инфраструктуры с учетом наличия и износа дорогостоящего оборудования длительного пользования и транспортных средств по всем отраслям и районам.

Такие региональные особенности республики, какредконаселенность, отсутствие круглогодичной наземной транспортной связи при огромных расстояниях между населенными пунктами, высокие транспортные расходы — требуют особого подхода при размещении первичного звена учреждений социально-культурной сферы, по сравнению с густонаселенной территорией с налаженной дорожно-транспортной доступностью до объектов социального обслуживания.

Расчеты показали, что даже по российским нормативам (134,7 коек на 10 000 населения) населенные пункты с населением до 370 чел. могут

Таблица 3

Прогноз развития материально-технической базы больничных учреждений PC (Я)

Показатель 2009 г. Прогноз Итого ввод коек

2015 г. 2020 г. 2025 г. 2010-2025 гг. В среднем за год

Ieapuaum (нового ввода коек не потребуется)

Пвариант

Численность населения всего, тыс. чел. 949,3 979,7 1 006,0 1 027,3 - -

Количество коеквсего,тыс. коек 13,0 13,3 13,6 13,8 0,824 0,275

Число коек наЮ 000 чел. населения 137,0 135,8 135,2 134,7 - -

Показатель 2009 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.

РС(Я) в целом Город Село РС(Я) в целом Город Село РС(Я) в целом Город Село РС(Я) в целом Город Село

Норматив, количество экземпляров на 1 жителя 9 6 12 9 6 12 9 6 12 9 6 12

Прогноз Твариант

Население, тыс. чел. 949,8 621,7 328,1 943,3 620,3 323 919,3 602 317,3 876,1 568,2 307,9

Требуемый объем 8548 3 730 3 937 8490 3 722 3 876 8274 3 612 3 808 7885 3 409 3 695

Прогноз Пвариант

Население, тыс. чел. 949,8 621,7 328,1 919,1 656,7 323 1 006 691,5 314,6 1027, 725,5 301,9

Требуемый объем 8548 3 730 3 937 8817 3 940 3 876 9054 4149 3 775 9246 4353 3 623

Таблица 4

Прогноз потребности объема библиотечного фонда общедоступных библиотек РС (Я)

иметь участковую больницу с 5 койками. Следовательно, все населенные пункты, имеющие около 300 жителей, должны иметь на местах маломощные участковые больницы (вместо фельдшерско-акушерских пунктов) или врачебные амбулатории. В целом в мелких и средних селениях (до 2 ООО жителей) существующие учреждения не должны подлежать сокращению и в них, при отсутствии регулярных передвижных форм обслуживания, необходимы дополнительные объекты первичного звена социальной сферы. А в местах продолжительного пребывания оленеводов и промысловиков необходимо строительство жилищно-бытовых комплексов, в которых кроме жилыхдомов могли бы быть малокомплектная школа или школа-сад, торгово-заготовительный пункт, медпункт, баня, электростанция и телеустановка.

Можно констатировать, что материальная база учреждений социально-культурной сферы в республике неравномерно развита и размещена по улусам и населенным пунктам, что ущемляет право получения гражданином гарантированных минимальных услуг государством. Наибольшего внимания в этом отношении требуют населенные пункты до 200 жителей, промысловики и оленеводы. Российские нормативы размещения объектов обслуживания населения в условиях РС (Я) не применимы. Не-

обходима максимальная поддержка финансовыми ресурсами программ развития отраслей социально-культурной сферы, в частности, улучшения их материально-технической базы, что позволит повысить уровень и качество жизни населения.

Список литературы

1. Здравоохранение в Республике Саха (Якутия). Якутск, ТОФСГС по PC (Я), 2010.

2. Набережная А. Т. Региональные аспекты оценки уровня и качества жизни населения // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 16. С. 154-157.

3. Образование в Республике Саха (Якутия). Якутск, ТОФСГС по PC (Я), 2010.

4. Послание Президента Федеральному Собранию от 30.11.2010. URL: http://kremlin. ra/news/9637.

5. Социальное положение и уровень жизни населения PC (Я). Якутск, ТОФСГС по PC (Я), 2010.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 //URL: http://archive.kremlin. ra/text/docs/2009/05/216229.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.