СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕВЕРНЫХ УЛУСАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
М. Н. ОХЛОПКОВ, старший научный сотрудник Институт региональной экономики Севера
В условиях слабого хозяйственного освоения территорий северных районов Якутии, а также устойчивого дефицита рабочей силы создание общественно необходимого уровня культурно-бытового обслуживания становится одним из определяющих факторов формирования здесь постоянного населения и трудовых ресурсов. Многочисленные региональные исследования по вопросам трудовых ресурсов и уровня жизни со всей определенностью позволяют сделать вывод, что привлечение и закрепление кадров в северных районах может быть обеспечено лишь при создании такого комплекса жизненных условий, которые не только бы элиминировали влияние суровых и менее благоприятных для обитания условий природно-географической среды, но и обеспечили бы реальные преимущества уровня жизни населения по сравнению с трудоизбыточными районами. Это обстоятельство предопределяет осуществление государственной политики локального экономического протекционизма по созданию определенных преимуществ в уровнях культурно-бытового обслуживания населения. При этом первостепенное значение приобретает создание материально-технической базы отраслей социальной инфраструктуры. В настоящее время практически во всех улусах Севера РС (Я) имеющаяся материально-техническая база учреждений социально-культурной сферы имеет неудовлетворительное техническое состояние, высокую степень износа. Отрасли социальной сферы — образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальное обеспечение — из-за недостаточных объемов финансирования столкнулись с множеством проблем по обеспечению населения качественными услугами в объеме гарантированном государством. Из-за низкой заработной платы и отсутствия приемлемых жилищных и социально-бытовых условий на местах не решается проблема нехватки кадров, особенно учителей, врачей, специалистов социально-культурной сферы. Недостаточен уровень
квалификации работающих специалистов данной сферы.
Важной характеристикой территориальной организации сети учреждений и предприятий социальной сферы является доступность услуг для населения, которая тесно связана с системой расселения населения. Сложившаяся сеть населенных пунктов и огромные расстояния между ними, естественно, усугубляют доступность учреждений социальной инфраструктуры и потребления услуг, особенно в сельской местности. Такое явление без адекватного замещения нарушает один из важнейших принципов размещения объектов социально-культурной сферы, услуги которых должны быть максимально приближены и равнодоступны всем потребителям, не ущемляя конституционных прав граждан. По ряду причин в северных улусах республики существует территориальная дифференциация как по уровню обеспечения объектами социальной инфраструктуры и видами услуг, так и по уровню жизни населения. Неравнозначный уровень услуг имеется у сельского и городского населения, поэтому одной из основных проблем развития и размещения социальной инфраструктуры по территории Севера стало сглаживание этих различий. За 1990—2006 гг. доля расходов на образование, здравоохранение, культуру и искусство в структуре расходов консолидированного бюджета республики значительно сократилась. Если в 1990 г. она составляла 57,4 %, то в 1995 г - 38,8, 2000 г. - 36,7, 2002 г. - 41,5, 2006 г. - 47,0 %. За счет сокращения инвестиций в основной капитал уменьшается ввод в действие объектов социально-культурного назначения. Так, в целом по республике ввод ученических мест с 1990 по 1995 г. сократился в 2,6 раза, с 1995 по 2002 г. - в 1,5 раза; дошкольных мест - в 11,3 и 1,1; больничных коек - в 1,7 и 5,9; в амбулаторно-поли-клинических учреждениях посещений в смену - в 2,3 и 10,7 раза соответственно.
Расчетные данные табл. 1 показывают, что в поселениях северных улусов особенно не хватает больничных учреждений (Аллаиховский, Момс-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
129
Таблица 1
Обеспеченность поселений северных улусов РС (Я) инфраструктурными объектами, 2007 г. [1, с. 95, 98; 3, с. 27, 53]
Всего На 1 поселение в среднем приходится, ед.
Улус населенных Детских дошколь- Общих образова- Больничных Поли- Библио-
пунктов, ед. ных учреждений тельных школ учреждений клиник тек
Абыйский 7 1,3 1,2 0,2 0,3 1,2
Аллаиховский 7 1,0 0,8 0,2 0,6 0,8
Анабарский 3 1,3 1,3 0,3 1,0 1,3
Булунский 10 0,8 0,9 0,1 0,4 0,8
Верхнеколымский 6 1,3 1,3 0,2 0,5 1,0
Верхоянский 29 0,9 0,8 0,04 0,4 0,6
Жиганский 5 1,4 1,0 0,2 0,4 1,0
Момский 7 1,4 1,2 0,2 0,7 1,0
Нижнеколымский 13 0,5 0,5 0,07 0,3 0,5
Оймяконский 18 0,6 0,5 0,05 0,2 0,6
Оленекский 4 1,3 1,0 0,3 0,3 1,3
Среднеколымский 15 0,8 0,7 0,06 0,2 0,7
Усть-Янский 10 1,2 1,1 0,1 0,5 0,9
Эвено-Бытантайский 4 0,7 1,0 0,3 0,5 0,7
Всего по северным улусам 138 0,9 0,8 0,1 0,4 0,7
кий, Нижнеколымский, Верхоянский, Эвено-Бытантайский и Усть-Янский улусы), детских дошкольных учреждений (Нижнеколымский улус), общеобразовательных школ (Верхоянский, Нижнеколымский и Среднеколымский улусы), поликлиник (Нижнеколымский, Эвено-Бытантайский, Верхоянский и Среднеколымский улусы).
Обеспеченность РС (Я) местами в детских дошкольных учреждениях в целом соответствует численности детей, за исключением Жиганского района (табл. 2).
За анализируемый период некоторое увеличение коснулось также больничных учреждений северных улусов. Если обеспеченность больничными койками на 10 тыс. жителей в 1990 г. в среднем составляла 155, то на конец 2007 г. — 210
коек. Этот показатель выше российского норматива (134,5 коек на 10 000 жителей) и норматива, временно принятого за основу постановлением Правительства РС (Я) от 11.08.1998 № 389. Низкие нормативные показатели имеют Анабарский и Эвено-Бытантайский улусы [5]. Одновременно выросла мощность амбулаторно-поликлинических учреждений северных улусов. В 2007 г. средний показатель по этим улусам на 10 тыс. жителей составил 471 посещение в смену, что значительно превышает соответствующий норматив (181,5). Ближе к нормативному сложились показатели в Верхоянском (233) и Нижнеколымском (209) улусах.
На конец 2007 г. на Севере республики насчитывалось 79 массовых библиотек всех ведомств с книжным фондом 1 222,9 тыс. экз. В среднем на
Таблица 2
Число детей, приходящихся на 100 мест в детских дошкольных учреждениях, чел. [3, с. 30; 6, с. 189]
Район (улус) Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Абыйский 94 94 91 91 87 90 83 83
Аллаиховский 110 103 102 112 106 108 107 87
Анабарский 101 100 98 100 100 99 98 95
Булунский 141 96 104 105 103 96 95 97
Верхнеколымский 84 74 75 74 85 86 78 86
Верхоянский 88 89 89 87 85 83 84 92
Жиганский 101 98 105 104 90 111 111 118
Момский 97 91 85 95 97 86 94 88
Нижнеколымский 93 84 80 83 79 74 72 81
Оймяконский 101 107 97 98 81 82 82 68
Оленекский 86 88 92 92 91 89 80 100
Среднеколымский 113 115 109 99 104 108 105 97
Усть-Янский 94 100 100 88 92 88 84 85
Эвено-Бытантайский 100 98 97 81 87 87 89 98
Всего по республике 102 102 102 103 102 102 102 108
130
региональная экономикА: теория и практика
каждого жителя приходится 16 экз., что в 1,8 раза выше среднереспубликанского показателя. Это объясняется тем, что жители северных улусов, преимущественно проживающие в сельских местностях, практически не имеют возможностей приобретения иных источников массовых информаций.
С 1990 по 2007 г. число культурно-досуговых учреждений по северным улусам сократилось в 1,8 раза, по республике в целом - в 1,5 раза. В настоящее время действуют 87 клубов, хотя этот показатель в 1,8 раза выше нормативного. Однако это объясняется разобщенностью малочисленных поселений на огромной территории и соответственно небольшой вместимостью клубных учреждений против нормативных (1 600 мест). Значение культурно-досуговых учреждений как единственного места для организованного досуга населения огромно и потому отсутствие маломощных клубов в каждом населенном пункте представляется не вполне оправданным.
В связи с недостаточностью финансовых средств в течение всего рассматриваемого времени основные фонды всей образовательной системы имеют большой износ. Выделяемые инвестиции не покрывали расходов на восстановление основных фондов, выбывающих по ветхости и аварийности. По данным Министерства образования РС (Я), сумма износа всех зданий, находящихся на балансе общеобразовательных школ по республике, составляет 66,4 % от их общей балансовой стоимости. Во многих улусах степень износа зданий школ достигает 75 % [4]. В более удовлетворительном техническом состоянии находятся школы Анабарского, Эвено-Бытантайс-кого улусов. Из-за недостаточности материальной базы занятия в общеобразовательных школах республики ведутся в две смены. По РС (Я) в целом в 2005 г. во вторую смену занималось 22,5 % учащихся, в Аллаиховском улусе - 33,7, в Анабарском - 32,2, в Жиганском - 66,5 %.
В целом проведенный анализ развития социально-культурной сферы в северных улусах республики за 1990-2007 гг. позволяет сделать следующие выводы:
• уровень ее развития и размещение по улусам неравнозначны;
• региональные особенности северных улусов требуют иного подхода при размещении первичного звена учреждений социально-культурной сферы, чем на территории других районов РС (Я) с налаженной дорожно-транспортной доступностью до объектов социального обслуживания;
• российские нормативы размещения объектов социальной сферы и услуг в условиях огромных территориальных расстояний между населен-
ными пунктами, высоких транспортных расходов не подходят к условиям Крайнего Севера;
• все населенные пункты с числом жителей 300 и более человек должны иметь маломощные участковые больницы и врачебные амбулатории и другие объекты первичного звена социальной сферы, что дает каждому гражданину право на получение гарантированных государством социальных услуг;
• необходимо восстановление распределительной системы по окончанию учебы среди выпускников, обучавшихся по государственному заказу на бесплатной основе;
• необходимы внедрение и расширение контрактной формы подготовки кадров среди студентов из северных улусов на добровольной основе;
• есть необходимость максимального обеспечения финансовыми ресурсами программ развития отраслей социально-культурной сферы, в частности их материально-технической базы. Изложенный анализ говорит о том, что формирование соответствующей социальной инфраструктуры является одним из необходимых условий в улучшении экономики улусов региона. До недавнего времени роль социальной инфраструктуры в формировании территориальной структуры хозяйств северных регионов нашей страны недооценивалась, а между тем от ее развития в большей степени зависит и состояние производственной сферы. Поскольку поступающие финансовые потоки перераспределяются не только между предприятиями социальной сферы, но и предприятиями производственной сферы, создающими потребительские товары. Поэтому при реформировании сельских территорий нужен комплексный подход, предусматривающей развитие как производственной, так и социальной сфер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Здравоохранение в Республике Саха (Якутия): стат. сб. / Территор. органа федеральной службы гос. Статистики. - Якутск. 2008. - 162 с.
2. Некоторые показатели социально-экономического положения районов проживания коренных малочисленных народов Севера за 1990, 1995, 2000 - 2006 годы. - Статс-борник, официальное издание. - Якутск. 2007. - 87 с.
3. Образование в Республике Саха (Якутия): стат. сб. / Территор. орган федеральной службы гос. статистики. -Якутск. 2008.
4. Павлова А. Н. Развитие материальной базы учреждений социальной сферы: Якутия. Размещение производительных сил. - Новосибирск. «Наука», 2005. - С. 262-272.
5. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия). Стат. сб. /Госкомстат РС (Я). - Якутск. 2006. - 97 с.
6. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сб. / Госкомстат РС (Я). - Якутск. 2007. - 644 с.
региональная экономикА: теория и практика
131