Перспективы развития малого бизнеса в России
сч
1Л £
Б
а
2 ©
Ситников Николай Андреевич
аспирант, кафедра экономики и финансов общественного сектора Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 89653660777@mail.ru
Малые формы бизнеса - это неотъемлемый компонент развитой экономики. Именно малые формы бизнеса должны являться основными проводниками новых технологий и методов в сферу массового производства. За счет небольших объемов производства и относительно небольшого парка оборудования малые предприятия обладают гибкостью в вопросах корректировки технологического процесса, и благодаря этому происходит выявление наиболее эффективных инноваций. В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. Особенности малого бизнеса в России на сегодняшний день таковы, что малое предпринимательство не способствует интенсивному развитию экономики, поскольку не способно выполнить функцию отбора самых перспективных инноваций для дальнейшего внедрения в массовое производство крупными предприятиями. Из всех существующих сегодня малых компаний только 10% функционируют в производственной сфере, а в научном секторе их вообще нет. Последние годы знаменуются масштабными правительственными мероприятиями, проектными планами, направленными на поддержание развития микробизнеса. Поэтому в данной статье проведено исследование с целью детально разобраться, какие перспективы развития малого бизнеса в России можно ожидать в 2017 и последующих годах. Ключевые слова: малый бизнес, ВВП, налоговая амнистия, налогообложение, упрощенная система налогообложения.
В масштабах Федерации значение микробизнеса трудно переоценить, поскольку малое предпринимательство является главным фактором структурной модернизации процессов экономики России. По данным Минэкономразвития в стране численность владельцев небольшого бизнеса достигает 5,5 млн., среди которых 2,9 млн. составляют ИП, 2,6 млн. - мелкие организации. Указанный сегмент формирует больше 15,5 млн. рабочих мест, обеспечивая свыше 15% отечественного ВВП, поэтому считается важной частью благополучного экономического развития страны (рис. 1).1
С 2015 года регулятор существенно повысил внимание к перспективам развития малого бизнеса в России в спектре недавних неблагоприятных событий в отношениях с соседними и зарубежными странами. Кроме того, малый бизнес современности уступает по масштабам актуальным мировым стандартам: процент работников, занятых в малом бизнесе, и ИП составляет 25% от общего показателя занятости, что на 10% меньше мировых стандартов.2
Однако искусственно созданные трудности только на короткий срок приостановили развитие российского предпринимательства, после чего превратились в мощный стимул, подтолкнувший к разработкам, внедрениям новых проектных решений по восстановлению, совершенствованию малого бизнеса.
Так, нормативная база к 2016 году претерпела ряд продуктивных изменений: 3
■ упрощен процесс регистрации;
■ ограничен объем плановых проверок мелких предпринимателей;
■ сформирован институт омбудсменов, отстаивающих предпринимательские права в банках;
■ увеличена максимальная доходность для переведения бизнеса на упрощенное налогообложение;
■ открыт доступ малому бизнесу к заказам госзакупок;
■ введен региональный торговый сбор, сумма которого зависит от габаритов занимаемого помещения, стоимости оформленного патента на используемый вид деятельности;
■ повышен страховой взнос;
■ установлен обязательный налоговый сбор на недвижимую собственность для предпринимателей, использующих систему УСН либо ЕНВД (ранее организации, работающие по данным системам налогообложения, налог не выплачивали);
■ внедрен обязательный электронный метод отчетности для налоговых органов (рукописные отчеты по регламенту запрещено принимать), что облегчило деятельность предпринимателей в ракурсе формирования, подачи документации;
■ изменено пороговое значение и доход лица, применяющего упрощенную налоговую систему;
■ введены двухлетние налоговые каникулы для начинающих мелких предпринимателей;
■ продлена упрощенная вмененная система налогообложения;
■ установлены дополнительные полномочия в регионах органам, предоставляющим налоговые льготы микробизнесу.
Поскольку перспективы развития российского малого бизнеса зависят от регулятора и предоставленной ему поддержки, правительство запланировало в последующие три года предпринять меры, которые помогут принять решение начать новый бизнес тем, кто вынашивает подобные эффективные планы, не предпринимая попыток в их реализации. Политика касается сегментов, в которых занятость в крупных предприятиях затруднительна по известным объективным причинам (женщины, самостоятельно воспитывающие детей, граждане с трудовыми ограниченными возможностями и другие).
Предпринимателям, имеющим небольшой бизнес, правительство нацелено помочь повысить конкурентоспособность, улучшить конкурентные условия для облегче-
ния работы на рынке услуг, товаров. Поэтому основное направление проекта -создание новых рыночных ниш, позволяющих свободно вести бизнес. В результате планы регулятора дадут возможность существенно увеличить численность предприятий малого бизнеса, что обусловит увеличение занятости в указанном секторе.
С целью оказания инфраструктурной, финансовой, юридической и имущественной, методологической поддержки малым предпринимателям от Минэкономразвития России представлена эффективно разработанная федеральная концепция долгосрочного и поэтапного развития экономической, социальной инфраструктуры России. За реализацию стратегического федерального плана отвечает Корпорация МСП4 как институт развития рыночного сегмента.
Для мелких предпринимателей предусмотрено достижение к 2020 году определенных показателей, отвечающих за инновационное становление экономики:5
1. Увеличение доли мелкого бизнеса до 30% в ВВП страны. На 2016 год показатель составил 20%.
2. Рост занятости населения до 60% в сфере микробизнеса, что составит 30% от числа общей занятости страны. В 2016 году в сегменте предпринимательской индивидуальной деятельности было занято всего 30,6%.
3. Модернизация отраслевой структуры небольших предприятий:6
■ снижение доли небольших предприятий, занятых в торговой сфере до 20% без сокращения существующей численности;
■ увеличение количества предприятий, занятых в сегменте науки, ЖКХ, информационных услуг и здравоохранении до 50%;
■ увеличение количества обрабатывающих, строительных компаний до 30%.
Все приоритеты, направленные на улучшение условий для развития мелкого предпринимательства к 2020 году, отвечают среднеевропейским актуальным показателями, обусловливают общий рост количества предпринимателей предположительно до отметки в 6-7 млн.
Задачи федеральной корпорации:7
■ привлечение инвестиций от российских, международных и иностранных организаций;
■ сопровождение проектов инвестирования малого бизнеса в виде маркетинговой, юридической, информационной и финансовой поддержки;
■ организация мероприятий, позволяющих увеличить долю малых предпринимателей в закупках продукции, услуг, работ госкомпаниями, корпорациями;
■ разработка предложений относительно совершенствования мер господдержки, в частности, дополнения в нормативно-правовом действующем регулировании;
■ создание, реализация инвестиционных федеральных проектов, программ по совершенствованию налоговой и кредитной политик.
В рамках проекта государственной поддержки налоговая служба разработала и внедрила реестр мелкого предпринимательства, охватывающий больше 5 миллионов субъектов МСП, в частности 2,6 млн. юридических лиц, 2,9 миллионов индивидуальных предпринимателей.8
Новый реестр предполагает получение бизнесменами преимуществ:
■ отсутствие необходимости в оформлении документации, поскольку данные новых участников реестра вносятся автоматически;
■ бизнес, присутствующий в реестровом перечне, поможет заручиться фондовыми средствами, выделенными в помощь предпринимательству;
■ вето на плановые проверки новичков наложено до 2018 года.
Несмотря на регулярные попытки закрыть проект упрощенного налогообложения, регулятор оставил в силе актуальные нормы. Кроме того, запланировано повышение лимита для использования УСН. Также сохранились налоговые каникулы, предназначенные для повторно зарегистрированных предпринимателей. Регионы сохранили за собой право на использование дифференцированных ставок в упрощенном налогообложении, что создаст предпосылки для улучшения развития определенных секторов экономики.
Для формирования новых продуктивных рыночных ниш правительство использует методологию, позволяющую одновременно улучшить ситуацию на линии спроса и предложения. Поскольку спрос выступает механизмом квотирования государственных заказов, регулятором увеличена квота. В результате за прошлый год было размещено госзаказов на 1,2 триллион рублей. В текущем году запланировано повышение планки до 1,5 триллиона, что позволит удовлетворить ожидания заказчиков.
Налоговая «Амнистия»
Основной проблемой МСП считается высокий показатель неформальной занятости (больше 15 млн. человек по статистике Росстата), что тормозит процесс привлечения средств в экономику федерации. Подобная категория предпринимателей требует выработки особого подхода, поэтому главной задачей правительства является сокращение нелегальной занятости при помощи легализации неоформленных граждан.
В проект поддержки ИП и малого бизнеса включена разработка стратегического плана в виде льготных условий легализации для предпринимателей, работающих в тени. Проектом предусмотрена подготовка соответствующего закона, освобождающего россиян от ответственности за незаконное предпринимательство, налоговых обязательств в течение трех лет при условии оперативной легализации. Формула легализации скрытых капиталов предусматривает соблюдение условий:
■ размещение декларируемых финансов в отечественных кредитных учреждениях;
■ отложенная выплата налогов;
О £
ю
г
5
сч
1Л £
б
а
2 о
■ вложение легализуемых капиталов в приоритетные проекты с долгим сроком окупаемости.
«Амнистия» даст возможность увеличить и создать единую легализированную структуру МСП для проведения более эффективного федерального проекта, увеличения количества официально занятых граждан и налоговых поступлений.
В рамках действующего проектного решения в 2017 году будет продолжена реализация программ поддержки МСП. Изначально правительством запланировано расширение объемов закупок госкомпаний до 1,5 трлн рублей, что поможет обеспечить дополнительными заказами малые предприятия. В общей сложности Минэкономразвитие РФ запланировало в 2017 году выделить на поддержку сегмента малого предпринимательства 14.4 млрд. руб.
Будут продолжены мероприятия по созданию системы многофункциональных центров, функционирующих по методу «единого окна» для упрощения процесса узаконивания бизнеса. В одном месте будут доступны:
■ регистрация предприятия;
■ подключение к требуемым сетям;
■ услуги финансирования бизнеса;
■ защита предпринимательских интересов;
■ доступа к нужным сегментам инфраструктуры.
До 2018 года проектом предусмотрено формирование 230 центров в городах с населением свыше 100 000 человек. В действие уже запущены центры в 38 регионах, которые успешно практикуют методологию предоставления широкого спектра услуг «одно окно». Поскольку малое предпринимательство не информировано о возможностях, которые им предоставляет регулятор, развернута масштабная информационная деятельность, направленная на полноценную информационную поддержку заинтересованных частных лиц и компаний.
Очень важна популяризация самого предпринимательства, приобретения соответствующих компетенций, квалификаций. Для решения поставленных вопросов под эгидой федеральной концепции будет создана инфраструктура бизнес-образования - специализированные образовательные программы, позволяющие полноценно развить предпринимательские навыки у граждан. Особая платформа делового образования будет включать мероприятия по изучению:
■ правовых основ;
■ бухгалтерского учета;
■ продуктивных методологий ведения бизнеса;
■ налоговой базы.
В рамках проектной программы соответствующие поставщики оговоренных услуг будут законно обеспечены аккредитацией, необходимой материально-технической базой. Также запланирована компетентная разработка единых требований, стандартов по предложенным компетенциям, которые станут получать небольшие предприятия. Полноценный, масштабный и качественный подход поможет сформировать выигрышные условия для роста грамотных предпринимателей, что считается приоритетной задачей регулятора.
Широкая программа затрагивает бюджетные возможности, которые в сложившихся неблагоприятных условиях ограничены, поэтому государство стремится минимально задействовать дополнительные ресурсы. Однако определенное финансовое вливание в проект как в приоритетное направление предусмотрено: 20 млрд. руб. на 2017 год. Для каждого сегмента развития определена конкретная сумма финансирования:
■ 10 млрд. руб. - разворачивание семи региональных лизинговых центров;
■ 8 млрд. руб. - докапитализация федеральной корпорации МСП для достижения объема гарантийной поддержки в 55-60 млрд. рублей, ввиду повышения спроса;
■ 2 млрд. руб. - создание трех многофункциональных центров, предоставляющих государственную поддержку микробизнесу по методологии «одного окна» (рис. 2).
К концу 2017 года государство планирует сформировать в регионах инфраструктуру поддержки МП из 650 объек-
тов: гарантийные фонды, промышленные парки, микрофинансовые организации, инжиниринговые организации и региональные центры развития экспорта.
Выводы
По данным российских аналитических служб результаты активной, развернутой деятельности корпорации МСП уже проявились. Многие кредитные структуры переориентировали сферу деятельности на краткосрочные небольшие кредиты, которые часто используют индивидуальные предприниматели. В начале 2017 года численность новых мелких компаний, производственных предприятий превысила количество закрытых аналогичных фирм на 60%. Статистика указывает на стремительное расширение предпринимательского сегмента. Случаи закрытия организаций обусловлены в основном финансовыми причинами.
Помимо внедрения федеральной концепции весомым фактором, подталкивающим россиян к предпринимательской деятельности, выступает недавно возникшая возможность замещения импортной продукции российским производством. Новшество привело к росту небольших сельскохозяйственных организаций, фирм-производителей продуктов народного потребления. Динамику российского предпринимательства несколько «разгоняет» молодое поколение, изначально не желающее работать наемными сотрудниками и настроенное на создание собственных бизнес-проектов «с нуля». В результате появляются успешные небольшие предприятия.
Показатель роста числа предпринимателей свидетельствует о происходящих в экономике положительных структурных изменениях. Эксперты считают перспективным развитие МСП в ракурсе федеральной поддержки до 2020 года.
В 2017-2020 годах малый бизнес подвергнется кардинальным положительным изменениям, поддержка предпринимателям станет приятным бонусом на фоне сложной экономической остановки в РФ. В рамках концепции долгосрочного и поэтапного развития экономической, социальной инфраструктуры России от Минэкономразвития к 2020 году будут достигнуты такие показатели:
■ удельный вес микробизнеса займет 30% ВВП страны;
■ общий удельный вес МСП займет половину суммы валового продукта;
■ конкретная доля небольших предприятий составит 80% от всех зарегистрированных субъектов предпринимательства.
В результате число занятых в сегменте МП возрастет до 60-65% населения страны, будет создано больше 2 млн. рабочих мест, что послужит драйвером роста российской экономики. Кроме того, сыграет главную роль новый дополнительный механизм, позволяющий легализовать теневых предпринимателей без нанесения убытков незарегистрированным фирмам.
По прогнозам ведущих отечественных аналитиков, условия федеральной концепции увеличения доли субъектов МСП будут соответствовать аналогичным показателям современных, технологически развитых государств.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года)
2. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»
3. Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
4. Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.)
6. Материалы интернет портала Акционерного общества «Федеральная кор-
порация по развитию малого и среднего предпринимательства» (http:// corpmsp.ru)
7. Материалы интернет порта Федеральной налоговой службы Российской федерации (https://Www.nalog.ru/)
8. Статистические и аналитические материалы интернет портала Министерства экономического развития Российской Федерации (http://economy.gov.ru/ minec/main)
Ссылки:
1 Статистические и аналитические материалы интернет портала Министерства экономического развития Российской Федерации (http://economy.gov.ru/ minec/main)
2 Статистические и аналитические материалы интернет портала Министерства экономического развития Российской Федерации (http://economy.gov.ru/ minec/main)
3 Статистические и аналитические материалы интернет портала Министерства экономического развития Российской Федерации (http://economy.gov.ru/ minec/main)
4 Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) создано без ограничения срока и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» после изменения наименования акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий».
5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
(разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.)
6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.)
7 Материалы интернет портала Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (http:// corpmsp.ru)
8 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https:/ /www.nalog.ru/rn77/related_activities/ regbusiness/)
The prospects of development of
small business in Russia Sitnikov N.A.
Russian Academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation Small businesses are an essential component of a developed economy. Small forms of business should be the main conduits of new technologies and methods in the field of mass production. Due to the small production volumes and relatively small fleet, small businesses have the flexibility in adjusting the technological process, and as a result you can identify the most effective innovation. In Russia, small businesses die is considerably greater than appears new. The share of small and medium business in GDP in our country accounts for about 20%, while abroad, only for small businesses, this figure reaches 50%. In developed countries, support for medium-sized enterprises is strategically important for the economy task. Peculiarities of small business in Russia today is such that small business is not conducive to the intensive development of the economy, since it is not able to perform the function of selecting the most promising innovations for further implementation in mass production of large enterprises. All available today from small companies with only 10% operate in the manufacturing sector, and academic sector, they do not. Recent years marked the large-scale
О
3
Ю
5
ff 5
governmental actions, project plans aimed at supporting the development of micro-businesses. Therefore, this article conducted a study to understand in details what are the prospects of development of small business in Russia can be expected in 2017 and subsequent years.
Keywords: small business, GDP, tax Amnesty, taxation, simplified tax system.
References
1. The civil code of the Russian Federation (It is accepted by the State Duma on October 21, 1994)
2. The federal law of 26.12.1995 No. 208-
FZ «About joint-stock societies»
3. The federal law of 24.07.2007 No. 209-
FZ «About development of small and average business in the Russian Federation»
4. The decree of the President of the
Russian Federation of 05.06.2015 No. 287 «About measures for further development of small and average business»
5. The concept of long-term social and
economic development of the Russian Federation for the period till 2020 (it is developed in compliance with an order of the President of the Russian Federation following the results of a meeting of the State Council of the Russian Federation which took place on July
21, 2006 and it is approved by the instruction of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r.)
6. Materials of the Internet portal of
«Federal Corporation on Development of Small and Average Business» Joint-stock company (http://corpmsp.ru)
7. Materials Internet of port of Federal
Tax Service of the Russian Federation (https://www.nalog.ru/)
8. Statistical and analytical materials
of the Internet portal of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation (http:// economy.gov.ru/minec/main)
сч in £
6
2 ©