Регионы Млрд руб. В % к итогу На одного жителя, тыс. руб. Индекс физического объема, %
Сибирский федеральный округ 194,9 100,0 9,9 Нет данных
Алтайский край 26,8 13,7 10,5 114,2
Новосибирская область 46,9 24,1 17,7 116,8
Омская область 44,7 22,9 21,9 103,0
Томская область
Иркутская область 40,7 20,9 16,1 100,2
Другие 35,8 18,4 Нет данных Нет данных
О О
О 3
V о О о >х °
со ■ < ^
Сс _0 со со
Активная инвестиционная деятельность — стимулятор экономического роста. В краткосрочном плане она активизирует спрос, а в долгосрочном — расширяет производственные возможности. В 2006 г объем инвестиций в основной капитал составил в РФ 4482,7 млрд руб., в Сибирском федеральной округе (СФО) — 194,9 млрд руб., в Алтайском крае —
26.8 млрд руб. (табл. 1).
Доля Алтайского края составляет 13,7% от общего объема инвестиций в Сибирском округе. Практически четверть инвестиций в основной капитал (24,1%) приходится на Новосибирскую область —
46.9 млрд руб.
По сравнению с началом столетия структура инвестиций изменилась. Строительно-монтажные работы по возведению зданий и сооружений велись в различных сферах экономики опережающими темпами относительно инвестиций в приобретение машин, оборудования и транспортных средств. Инвестиции в строительство жилищ в целом росли более высокими темпами, что обусловлено расширением валового располагаемого дохода и объемов кредитных ресурсов в секторе домашних хозяйств. Их доля увеличилась на 0,3 п. п. в РФ (на 1,0 п. п. в Алтайском крае) при одновременном снижении доли машин, оборудования, транспортных средств на 3,6 п. п. в РФ и на 1,8 п. п. в Алтайском крае.
Во внутренней структуре инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства наметилась тенденция возрастания доли вложений в импортное оборудование. С одной стороны, это способствует росту производительности труда и повышению качества производимой продукции за счет внедрения передовой техники и технологий. С другой — отражает слабость отечественной машиностроительной индустрии в обеспечении народного хозяйства оборудованием.
Вложения в основной капитал в машиностроительном комплексе остаются невысокими, и инвестиционная активность по отдельным подотраслям комплекса носит неустойчивый характер. Удельный вес вложений в основной капитал сохраняется в указанной сфере неизменным с 2005 г. Позитивные сдвиги наметились в обеспечении инвестиционными ресурсами таких сфер экономики, как АПК и социальный комплекс, что связано с общим ростом рентабельности вложений, реализацией национальных проектов, развитием материально-технической базы для предоставления ряда услуг.
Экспертные оценки инвестиционного климата России постепенно смещаются в сторону положительных. Россия занимает 6 место по индексу привлекательности для прямых иностранных инвестиций, уступая только Китаю, Индии и США.
По опросам 155 зарубежных компаний различных отраслей экономики об инвестиционной привлекательности России, проведенным в 2006 г., имидж России заметно улучшился для потенциальных инвесторов. Так, 94% работающих на российском рынке инвесторов оценивают свой бизнес как успешный и планируют в ближайшие годы расширять деятельность в России. В 2005 г. лишь 78% участвовавших в опросе компаний выразили намерение расширить деятельность.
Инвестиционный потенциал Алтайского края за период с 2002 по 2006 г. изменялся в незначительных пределах. Это 26-28 место среди регионов России. Соответственно, актуальной является проблема активизации органами власти усилий, направленных на увеличение инвестиций в регионе.
Зо
I сс
а о-
I с
0 . .
1 _о сс
> X
< ш
О О
о о о
Н. В. Шевелева,
преподаватель Алтайского института экономики — филиала Санкт-Петербургской академии управления и экономики
Перспективы развития малого бизнеса в Алтайском крае
УДК 658.1.-005.51
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест и формированию широкого круга собственников, является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран мира безоговорочно доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного сектора малого предпринимательства. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без активизации и расширения данного сектора экономики, поскольку именно он является тем локомотивом, который «тащит» за собой экономическое и социальное развитие.
Чтобы понять сущность малого бизнеса, игравшего основную роль в распространении цивилизации,
| необходимо изучить его истоки и процесс становле-° х ния, которым прежде, к сожалению, не уделялось ¡тг о. должного внимания. Однако теперь малый бизнес
и о
■©■ все чаще рассматривают как созидательную силу
^ о экономики. В течение 1980-х гг. престиж малого биз-
о * неса в мире начал расти — в немалой степени бла-
о_ к годаря его способности изобретать новые товары и
с х создавать новые рабочие места. В последние годы
ш о _
о з все чаще стали обращать внимание на его достиже-
о о ния и возможности, перспективы и проблемы.
о Заложенные основы рыночных отношений, сфор-™ ^ мировавшиеся капиталы, их участие в инвестицион-^ ^ ной деятельности дают возможность предположить, ш х что очередной этап развития предпринимательства х ^ (с 1995 г) сможет изменить соотношение деятель-^^ ных сил в пользу инновационных процессов. Если это о- произойдет, предпринимательство получит возможен с ность проявляться во всем многообразии и обнару-© к живать силы, способные двигать рынок, обеспечивать о ^ нормальное функционирование рыночной экономики, ^ ш сосуществование различных субъектов, каждому из д ш которых отведены конкретные сферы приложения дея-^тельности и задачи. Государству предстоит приложить ш з усилия для всемерного развития и поддержания в ^ ш долговременной перспективе конкурентной среды и ^ 5 ее стабильности в качестве среды хозяйствования. ^ 2 Как показывает мировая практика, основным кри-^ с териальным показателем, на основе которого предке приятия различных организационно-правовых форм > х относятся к субъектам малого предпринимательства,
< ш
х служит в первую очередь средняя численность ра° ботников, занятых на предприятии за отчетный пе-V риод. В ряде научных работ под малым бизнесом по->х нимается деятельность, осуществляемая небольшой ^ группой лиц, или предприятие, управляемое одним
собственником. сн По данным Мирового банка, показателей, на осно-о ве которых предприятия относят к субъектам малого ™ предпринимательства (бизнеса), более пятидесяти. ^ Наиболее общими критериями принадлежности пред-х приятия к малому бизнесу являются: ш • численность персонала; ¿с • размер уставного капитала; 2 • величина активов;
• объем оборота (прибыли, дохода).
Практически во всех странах в расчет принимается прежде всего численность работников за отчетный период.
В зависимости от производственных традиций и отраслевой культуры экономики каждое государство устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам. Например, во Франции очень малыми считаются производства, где трудятся до 10 человек, малыми — от 10 до 100 работников, средними — от 100 до 500 занятых и крупными — свыше 500 человек. Около 99% численности всех предприятий составляют малые и средние, и на них трудятся примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн йен в отраслях обрабатывающей промышленности, в строительстве, транспорте, связи и коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн йен капитала) — в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн йен капитала) — в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа, и на них трудятся свыше 80% всех занятых.
Согласно федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает установленных предельных уровней:
• в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.;
• в оптовой торговле — 50 чел.;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании —
30 чел.;
• в других отраслях и при осуществлении других
видов деятельности — 50 чел.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий (МП) — по численности работающих. Несовершенство данного критерия, равно как и других, очевидно. Например, некорректно, на наш взгляд, считать МП электростанцию, где сосредоточены многомиллионные основные фонды, однако манипулируют ими лишь несколько сотрудников. Универсальных критериев, позволяющих безошибочно классифицировать МП, видимо, не существует, поэтому представляется целесообразным, ориентируясь только на численность работников и учитывая специфику производства, определять по каждой отрасли, какие предприятия нельзя относить к малым.
Главное преимущество МП в условиях современного рынка состоит в гибкой реакции на быстро меняющийся спрос: в умении «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность обусловлена рядом особенностей МП: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу, не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления, не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ним вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.
Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. МП в короткие сроки осуществляют капитальное строительство, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Быстрая оборачиваемость средств обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. МП эффективно используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Благодаря простоте и гибкости процедуры управления МП успешнее экономят на административно-управленческих расходах.
Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные МП, как правило, узкоспециализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как неотъ-
емлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес.
Следует отметить, что помимо отраслевой специфики в малом предпринимательстве большую роль играют региональные особенности. Специалисты Российского центра экономических и финансовых исследований и разработок пришли к выводу, что в России легче всего открыть малый бизнес в Алтайском крае. Данное исследование проводилось по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ правительства РФ и Всемирного банка. Его цель — выявить существующие административные барьеры в деятельности малых предприятий (регистрация, получение лицензий, контрольные проверки). В опросе приняли участие 100 МП, и оказалось, что в Алтайском крае все формальности при организации собственного бизнеса можно пройти в среднем за 30 дней, в то время как предприниматели Москвы и Хабаровского края тратят на это 120 дней.
Кроме того, Минэкономразвития интересовало выполнение на местах федерального закона «О защите прав предпринимателей при проведении государственного контроля». В среднем по стране одно МП проверяли пять раз в год, в Алтайском крае этот показатель — 3,8. Состояние малого бизнеса — один из основных индикаторов качества экономической и социальной среды, и эта сфера в крае набирает обороты. По данным органов местного самоуправления, на начало года в крае функционируют около 16 тыс. МП, на которых задействованы 128 тыс. чел. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занимаются 63тыс. чел., у которых работают порядка 125 тыс. чел. Сформировался еще один вид малого бизнеса: крестьянские (фермерские) хозяйства. Их насчитывается около 5 тыс. Число занятых составляет почти 16 тыс. чел.
Сегодня в сфере малого бизнеса заняты 337 тыс. чел., или свыше четверти экономически активного населения (1295,9 тыс. чел.). По сравнению с 2005 г. число работников в данной сфере увеличилось на 26%.
Безусловно, оценивать роль малого бизнеса в экономической жизни края необходимо не только по количеству действующих компаний, но и по их бюджетной отдаче, а также по доле в валовом региональном продукте. Сегодня этот сектор демонстрирует устойчивое наращивание налогового потенциала. Каждый четвертый рубль в краевой бюджет приносят субъекты малого предпринимательства, а их вклад в валовый региональный продукт составляет более 18%. В ряде территорий края также отмечается положительная динамика развития «малого сектора» экономики. В течение 2006 г. в большинстве муниципальных образований наблюдался рост субъектов малого предпринимательства, и лишь в отдельных территориях наметилась тенденция к уменьшению их числа.
Необходимо отметить, что расширение сети малого предпринимательства улучшает социальный климат. Положительная динамика, по нашим оценкам, обусловлена общей благоприятной макроэкономической ситуацией, а также мерами, направленными администрацией края на поддержку малого бизнеса. Если говорить об отраслевой структуре малого бизнеса, то она изменяется незначительно. Наиболее конкурентными остаются предприятия торговли и общественного питания. В общем количестве субъектов малого бизнеса они составляют 50% (на начало 2006 г. — 51%). Пока еще недостаточно осваиваются производственные ниши. В обрабатывающем производстве работают всего 14% малых
о
т ■
< Л
сс _С
со со
О ^ ^ ш
>х 3
О ш
V ^ О -
сг
предприятий (было 13,9%). В строительстве задействованы 9% (было 8,6%), в сельском хозяйстве — 7% (было 5,9%). Транспортные и телекоммуникационные услуги оказывают 4% субъектов малого бизнеса (было 3,9%). Актуальная задача органов управления ^ о состоит в создании условий для изменения структуры о * малого бизнеса в сторону существенного увеличения о_ к малых компаний в реальном секторе хозяйства. с х
п л ш ®
Доминирующими направлениями в работе по укреп- о з
лению «малого сектора» экономики в крае и терри- о о
ториях остаются усиление взаимодействия органов ;Е о власти с бизнес-сообществом и стимулирование предпринимательской инициативы к раскрытию потенциала саморазвития малого бизнеса. Один из
важных факторов, способствующих развитию пред- х ^
принимательства, — бюджетная помощь. В рамках ^^
реализации программы государственной поддержки ^ ос
ш ш
малого предпринимательства в Алтайском крае в о-с 2006 г. было выделено 26 млн руб., из них 15 млн © к руб. — на субсидирование банковской процентной ставки по привлеченным предпринимателями кредитам. Объем средств, направленных из краевого бюджета через администрации городов и районов, в 2006 г. составил 10 млн руб., что в 2 раза больше, чем в предыдущем (5 млн руб.). Такая схема признана наиболее приемлемой, ибо руководство муниципальных образований на местах лучше знает, какой вид предпринимательской деятельности необходи- ^ с мо поддерживать в первоочередном порядке. Ком- ^ паниям, осуществляющим деятельность в реальном > секторе экономики, через краевую инвестиционную комиссию было выделено 1,5 млн руб. Столько же — на поддержку личных подсобных хозяйств.
В 2006 г. реализован механизм развития малых форм хозяйствования на селе. Финансовая помощь оказана в рамках пилотного проекта «Микрокредитование сельских предпринимателей и домохозяйств», в ходе реализации которого 2 млн руб. направлено на частичное погашение банковской процентной ставки по оформленным займам.
Необходимо отметить, что в Алтайском крае не удалось полностью использовать средства краевого бюджета, выделенные в 2006 г. на финансовую поддержку малого бизнеса. Недоосвоены 1,5 млн руб. Главная причина — снижение Центробанком ставки рефинансирования. Кроме того, очередной транш в 5 млн руб. на субсидирование банковской процентной ставки для предпринимателей был направлен администрациям городов и районов в конце декабря, т. е. времени на его освоение практически не оставалось.
Важным показателем развития малого бизнеса служит количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения. Алтайский край по этому показателю (около 600) относится пока к «средним» регионам (от 301 до 700), однако активно формируется потенциал для перехода в ближайшей перспективе на высокий уровень «плотности» (более 700).
По оценке федерального центра, в крае эффективно реализуются меры по укреплению малого предпринимательства. Регион демонстрирует возможности и направления своего развития прежде всего через участие в федеральных конкурсах. Минэкономразвития России признаны победителями четыре краевых проекта, на реализацию которых из центра поступили 95 млн руб. Краевая доля в софи-нансировании проектов составила 61,6 млн руб. Увеличены средства на выставочную деятельность и мероприятия по продвижению продукции алтайских то-
< ш
>х " О
V о
о
т ■
< Л
си _0
со со
^ варопроизводителей на межрегиональные рынки.
° х Кроме того, заложены средства на разработку стра-
£ с! тегии развития малого предпринимательства края до
-е 2018 г. Общий объем финансирования программ раз-
^ о вития МП из средств краевого бюджета составляет
о * 250,7 млн руб. В новой программе поддержки и раз-
о_ к вития МП в Алтайском крае на 2008-2010 гг. закла-
с х дываются бюджетные средства, в 2,2 раза превы-
Ш О - Г-
о з шающие аналогичные целевые вложения в 20052007 гг., и таким образом формируются серьезные о экономические предпосылки для развития и расширения малого сектора экономики Алтайского края.
Малый бизнес — одно из основных направлений, которое нужно активно развивать в Алтайском крае. ^ ^ Малая капиталоемкость, высокая жизнеспособность,
^ ш ' '
^^ социальная ориентированность, возможность обес-о- печивать занятость населения и создавать дополем с нительные рабочие места — все это сулит ему хо-© к рошие перспективы. На эти цели в рамках краевой о ^ программы по поддержке предпринимательской де-^ ш ятельности на субсидирование малого бизнеса пла-0 ш нируется выделить 20 млн руб. для частичной ком-^^ пенсации банковской процентной ставки. ш з Однако существует и немало проблем, в частности ^ из несовершенство нормативно-правовой базы, регу-^ 5 лирующей предпринимательскую деятельность, не-¡^ 2 достаточная финансово-кредитная поддержка пред-^ с принимательства, административные барьеры. Последние планируется ликвидировать с помощью > х межведомственной комиссии.
^ х Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обра° тить внимание на то, что МП активно воздействует V на структуру рынка и расширение рыночных отноше-х ний, прежде всего путем изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
о о о
И. Ю. Миненко,
преподаватель Алтайского института экономики — филиала Санкт-Петербургской академии управления и экономики
Привлекательность туризма в Алтайском крае
УДК 338.48
Алтайский край всегда был, есть и, несомненно, будет привлекательным регионом для туризма, прежде всего этно-экологического. Уникальные природные богатства региона составляют значимую часть туристских ресурсов, а культурно-историческое наследие отмечается своеобразием традиций народов, населяющих территорию (алтайцы, казахи, сибирское казачество, корейцы, монголы, немцы, поляки и др.).
За прошедшие десятилетия в Алтайском крае сложились необходимые и достаточные условия для развития туристической индустрии, которая должна и может стать одной из приоритетных отраслей экономики, способной привлечь туристов как из России,
так и из-за рубежа, создать новые рабочие места для жителей края, обеспечить финансовые поступления в экономику региона и привлечь инвестиции.
Несмотря на суровый сибирский климат, туризм края ориентирован на всесезонность, и в разработке стратегического плана развития отрасли, в стратегии его внедрения упор сделан на развитие активного туризма, в частности горного (не только горнолыжного), а также санаторно-курортной отрасли.
Российское правительство одобрило создание в стране особых экономических зон туристско-рекре-ационного типа. Такие зоны будут созданы в Краснодарском и Ставропольском краях, Иркутской области, Бурятии, в Алтайском крае и Республике Алтай, а также в Калининградской области. Для этого необходимо разработать не только планы строительства отелей и горнолыжных баз, но и масштабные инфраструктурные проекты.
На Алтае будут созданы сразу две зоны. В Алтайском крае это «Бирюзовая Катунь», специализирующаяся на экологическом, водном и спортивном туризме. Здесь же построят новый аэропорт и сеть автодорог. В соседней Республике Алтай планируется реализовать похожий проект, рассчитанный на одновременный прием 8 тыс. туристов.
Наряду с привлечением инвестиций в сферу туризма и отдыха, активизацией малого и среднего бизнеса в этой отрасли на Алтае проводится большая работа по решению проблем охраны окружающей среды в условиях интенсивного использования рекреационных ресурсов.
В планах развития предусмотрены обустройство и экологическая паспортизация всех хозяйствующих субъектов на территории зон отдыха, мероприятия по улучшению экологической обстановки, организация системы сбора и утилизации хозяйственных отходов, реконструкция биологических очистных сооружений.
Все вышеперечисленные мероприятия позволят, по мнению автора, более активно развивать туризм в Алтайском крае, что через мультипликатор инвестиций даст новый импульс росту экономики региона.
Е. Е. Крук,
преподаватель Алтайского государственного университета
Современные мотивационные механизмы управления персоналом
УДК 331.1:005.95
Современные тенденции к глобализации определяют не только геополитическую картину мира, но и экономическую, социальную и прочие составляющие успешного развития любого государства наших дней. Любая территория в масштабе геополитических изменений мира состоит из отдельных государств, которые, в свою очередь, предполагают то или иное территориальное деление (например, Алтайский край,