Научная статья на тему 'Перспективы развития концепций торговой недвижимости в России'

Перспективы развития концепций торговой недвижимости в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕВЕЛОПМЕНТ / КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ / ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / РИТЕЙЛ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляков Сергей Игоревич, Соломатин Роман Андреевич

На рынке торговой недвижимости отмечается массовый переход участников рынка к строительству ТРЦ как общественных шоу-пространств, а также мест для встреч с возможностью виртуального просмотра коллекций магазинов, представленных в торговом центре. В статье рассмотрены перспективы развития данного тренда и даны прогнозы по наполнению концепций торговых центров со стартом реализации в среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития концепций торговой недвижимости в России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИИ Беляков С.И.1, Соломатин Р.А.2

'Беляков Сергей Игоревич — кандидат экономических наук, доцент;

2Соломатин Роман Андреевич — магистр, кафедра организации строительства и управления недвижимостью, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет,

г. Москва

Аннотация: на рынке торговой недвижимости отмечается массовый переход участников рынка к строительству ТРЦ как общественных шоу-пространств, а также мест для встреч с возможностью виртуального просмотра коллекций магазинов, представленных в торговом центре. В статье рассмотрены перспективы развития данного тренда и даны прогнозы по наполнению концепций торговых центров со стартом реализации в среднесрочной перспективе. Ключевые слова: девелопмент, коммерческая недвижимость, торговые центры, ритейл, предпочтения потребителей, потребление.

Профессиональные консультанты рынка сходятся во мнении [1], что функционал торговых центров в дальнейшем будет расширен общественно-политическими, выставочными и бизнес-пространствами. Торговая функция постепенно смешается с другими, появятся многофункциональные пространства. Развитие концепций будет подчинено преобразованию торговых центров в общественные со значительным сокращением торговых площадей и увеличением доли общественных пространств. Концептуальное наполнение новых комплексов будет отличаться расширенным набором представленных сегментов, проекты будут усилены операторами спорта, образования, развлечений, общественного питания, а также выставками, лаунж-зонами, бизнес-пространствами, зонами государственных и частных сервисов, то есть всем тем, что будет привлекать посетителей и обеспечит их длительное пребывание в торговых центрах.

Ключевые изменения уже в ближайшие годы коснутся трех факторов: форматов и концепций арендаторов, различных услуг и каналов коммуникации с покупателями, а также новых трендов в архитектуре и дизайне торговых центров.

Ритейлеры, которые постоянно оптимизируются и подстраиваются под меняющийся покупательский спрос [2], будут задавать тон концепциям ТЦ и менять условия для многих собственников, которые сегодня об этих изменениях не думают. Существенно изменится подход к коммуникации с покупателями. Борьба за лояльность клиента уже началась во многих регионах, где количество качественных торговых площадей на человека стало больше, чем на развитых европейских рынках. Чаще всего в этой борьбе активно участвуют две стороны: ритейлеры-арендаторы и маркетинговые службы управляющих компаний торговых центров.

Главная «перемена будущего» для торговых центров именно в том, что они практически перестанут быть торговыми. Уже сейчас фокус смещается в сторону отдыха, впечатлений и еды. Ритейл сам по себе проходит через трансформацию, которая, безусловно, повлияет на торговые центры. Изменения коснутся не только концептуальных моментов, но и физического изменения пространства.

Изменятся функции различных сегментов: некоторые перестанут считаться якорными, другие, наоборот, приобретут новое значение. Такой вывод можно сделать, если оглянуться на 15 лет назад, когда «якорями» в первых торговых центрах были, например, боулинг, бильярд, крупные магазины верхней одежды, мебели или магазины аудио- и видеопродукции (диски, кассеты и т.д.).

Сейчас считается, что якорное влияние снижается у магазинов бытовой техники и электроники, однако в скором времени именно они смогут стать единственным местом, где человек в полной мере может увидеть и опробовать последние мировые тренды развития, которые неизбежно связаны с цифровыми технологиями и устройствами (с текущей скоростью развития технологий новые решения появляются буквально каждый месяц, и о появлении тех или иных инновационных решений человек может узнавать именно от ритейлеров).

Классическое представление о схеме циркуляции посетителей между условными «якорями», за счет чего существует большая часть мелких и средних магазинов галереи, может через 10 лет быть полностью нивелировано.

На это повлияет стратегия внедрения адресных продаж, когда посетителю нет необходимости блуждать в поисках товаров, так как он уже до посещения ТРЦ знает, в какой магазин пойдет и зачем. Все это уже реализуется благодаря детальному изучению ритейлерами потребительского поведения и стремления людей к экономии времени. Очень скоро ритейлеры (а также интернет-компании) будут иметь огромные массивы информации, анализ которых позволит давать точечные адресные предложения каждому отдельному человеку.

Единственный шанс для спасения классического шопинга (в виде способа проведения досуга) -создать внутри магазинов атмосферу, способную удивлять при каждом посещении, а также максимальный комфорт. Для этого необходимо и совершенствование цифровых технологий (например, дополненной и виртуальной реальности, электронные примерочные и т.д.).

В свою очередь, в планировочной структуре появится большая универсальность, а внутренние пространства приобретут большую многофункциональность, мобильность и трансформируемость. Появление новых материалов и технологий даст возможность неограниченного формообразования для архитекторов и строителей: большепролетные, безопорные конструкции, свегопрозрачные покрытия, всевозможные инновационные технические решения. Расширенные, более просторные и свободные атриумные зоны же будут способствовать развитию шоу-пространств, культурных корнеров, арт-площадок и проч.

Атриумы в целом станут намного более многофункциональными: в них можно будет проводить лекции, модные показы, устраивать видео-инсталляции, театрализованные шоу, бизнес-дебаты, выставки, гастрономические фестивали.

Фуд-корты останутся ключевыми арендаторами и через 10 лет. Но, вероятно, они станут более подвижными. ТРЦ при каждом посещении должен будет давать новые эмоции и впечатления посетителям, и зоны фуд-корта будут способствовать не минимизации времени на употребление пищи и повышению оборачиваемости посетителей (как сейчас), а максимизации комфорта и длительности пребывания гостей в ТРЦ. Границы между фуд-кортом и концептуальными кафе и ресторанами будут стираться.

Профессиональные консультанты рынка ожидают активной интеграции сегмента общественного питания с образовательной, развлекательной и торговой функцией. Прогнозируется развитие интерактивных ресторанов, гастрономических ивентов и шоу-проектов, а также расширение возможностей для приобретения продуктов, входящих в состав понравившихся блюд из ресторанного меню.

Диджитализация и персонификация - ключевые тренды развития современного информационного общества, которые непременно отразятся на торговых центрах в будущем.

Они выразятся в активном использовании цифровых технологий, которые позволят делать адресные предложения потребителям в зависимости от их личностных качеств и характеристик. Прогнозируется интеграция технологий виртуальной и дополненной реальности в работу розничных сетей, активное применение интерактивных зеркал, очков виртуальной реальности, виртуальных примерочных и т. д. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекать покупателей, торговым центрам и ритейлерам придется инвестировать средства в эти и другие технологии.

Инновации продолжат адаптироваться к отрасли розничной торговли. Конечно, благодаря гаджетам будет возрастать роль личного опыта потребителя. Используя информацию, собранную в интернете, мобильные приложения, ^йзге-трекеры и другие источники, операторы торговых центров смогут делать более персонализированные предложения для каждого клиента - клиент престанет быть "человеком без имени"».

Пока же одним из главных препятствий к экспансии интернет-магазинов является потребность клиентов подержать продукцию в руках [4], протестировать и оценить качество перед приобретением.

Но ожидается развитие омниканальных моделей совершения покупок - шоу-руминга и web-руминга - противоположных, но взаимодополняющих друг друга. Кроме того, прогнозируется усиление востребованности пикап-поинтов, которые обеспечивают экономию времени на выборе товаров и денег на доставку покупок домой, при этом генерируют хороший целевой трафик в торговый центр и способствуют совершению сопутствующих покупок».

Подводя итог, можно заметить, что в среднесрочной перспективе торговый центр обязательно будет совершенствоваться как коммуникационная площадка, место для проведения отдыха, развлечений, место расположения ресторанов. Тут будут с успехом сочетаться разные сегменты, а

развлекательная составляющая будет очень разнообразна. В свою очередь, премиум-формат будет отличаться лишь немногим, скорее всего, брендами и уровнем сервиса.

Что касается взаимодействия ритейлеров и собственника, все так же арендатор будет бороться за меньшую ставку, а собственник - создавать условия для максимальной эффективности площадки. Однако проведенный анализ позволяет сделать вывод, что для успешного функционирования торгового центра в дальнейшем собственникам придётся смещать приоритеты в сторону удовлетворения предпочтений покупателей, нежели арендаторов, воспринимая торговый центр, в первую очередь, как место для потребителя, учитывающее его предпочтения и создающее максимальный комфорт при каждом шаге.

Список литературы

1. Ярмарка тщеславия // CRE (Commercial Real Estate), 2017. № 305-306.

2. Зверева А.О. Сумина Е.С. Специфика функционирования торговых центров в современных условиях // Современные тенденции развития науки и технологий, 2017. № 3-13 (24). С. 6669.

3. Данилов А.А., Плотников В.А. Торговые центры: трансформация моделей организации деятельности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право, 2017. № 8. С. 11-15.

4. Данилов А.А. Эволюция моделей организации деятельности торговых центров в России //Наука нового времени: от идеи к результату, 2017. С. 158-159.

5. Воронцова Ю.С. Эволюция приемов создания коммерческой привлекательности российских торговых центров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 2017. Т. 19 № 2-1.

6. Шаповалова А.К., Абакумов Р.Г. Особенности оценки экономической эффективности торговогых центров // Инновационная наука, 2017. Т. 1. № 4.

7. Столярова А.Н., Русакович М.В. Профессиональный подход к управлению торговыми центрами // Межвузовская научная конференция «Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие» и круглый стол «самозанятость населения: правовое и экономическое регулирование». Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. С. 196-199.

ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК Логинова Е.В.1, Сурин М.А.2

'Логинова Екатерина Витальевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра коммерции, сервиса и туризма; 2Сурин Максим Александрович — магистрант, направление: эффективные продажи и управление закупками, Институт коммерции, маркетинга и сервиса, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в статье анализируется процесс стратегического планирования закупок производственного предприятия.

Ключевые слова: процесс, услуги, предприятие, сервис, производство, стратегия, планирование.

Стратегия - это план действий, предназначенный для достижения поставленных целей и задач. При хорошей разработке стратегия как долгосрочный процесс позволит достичь гармонии между предприятием и его окружением.

Общая стратегия закупок состоит из вспомогательных стратегий, каждая из которых разработана путем использования всей имеющейся информации при формулировании плана, направленного на достижение специфической цели. Все вспомогательные стратегии функции закупок можно сгруппировать в пять основных категорий.

1. Гарантия снабжения: обеспечивают удовлетворение будущих потребностей снабжения, прежде всего, в плане качества и количества. Стратегия гарантии снабжения должна предусматривать изменения как в спросе, так и в предложении [1].

2. Сокращение расходов: приводит к уменьшению затрат на приобретаемую продукцию или общих затрат в течение жизненного цикла. С переменами в ситуации и технологии могут появиться

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.