Научная статья на тему 'Торгово-развлекательный центр как элемент городской сервисной инфраструктуры'

Торгово-развлекательный центр как элемент городской сервисной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6111
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТОРГОВО-РАЗЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПОТРЕБИТЕЛЬ / УСЛУГИ / INFRASTRUCTURE / TRADE ENTERTAINING CENTER / CONSUMER / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морева Светлана Николаевна

Институциональные трансформации российского общества сегодня связаны с развитием торговли в городском пространстве. В рамках работы рассмотрено понятие «инфраструктура», которое выполняет интеграционную функцию между отраслями производства, между регионами и государствами, выполняет обеспечивающую функцию. В связи с этим, при проектировании системы обслуживания в городе учитываются особенности демографической структуры, бюджета времени населения, социальную, возрастную и профессиональную структуры, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания. Рациональное размещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позволяет населению широко использовать предприятия сферы общественного обслуживания. Классификация Urban Land Institute (ULI) выделяет основные типы торговых центров, опираясь на принцип охвата обслуживаемого населения и подтипы, каждый из которых имеет свою определенную, ярко выраженную специфику. В мировой практике существует несколько классификаций торговых центров, где все форматы соответствуют определенным критериям: размер, целевой рынок, конфигурация помещений, состав арендаторов и др. В статье рассматривается современный этап развития концепции торгового центра, который характеризуется совершенствованием и поиском новых методов воздействия на поведение потребителя. Среди всех имеющихся исследований можно выделить два принципиальных подхода: первый направлен на совершенствование объекта управления и развивается в сфере девелопмента; второй на изучение принципов и закономерностей потребительского поведения с целью дальнейшего воздействия на него и развивается в рамках социологических наук. Проведен анализ развития ТРЦ в г. Тамбове, который выявил основные факторы привлекательности городских ТРЦ: престижность района расположения, автомобильный трафик, транспортная доступность, торговая площадь, развлекательная составляющая, наличие общественного питания; определена роль торгово-развлекательных центров г. Тамбова в сервисной инфраструктуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHOPPING CENTER AS ELEMENT OF CITY SERVICE INFRASTRUCTURE

Institutional transformations of the Russian society connect with development of trade in city space today. Within work, author considered the concept «infrastructure» which carries out integration function between branches of production, between regions and states, carries out the providing function. In this regard, designing of system of service in the city considers features of demographic structure, the budget of time of the population, social, age and professional structures, a city role in system of moving, the requirement to perspective development of services industry. Rational placement of shopping centers and enterprises in the territory of the city considerably reduces unproductive expenses of time for house work and increases a share of free time, allows the population to use the enterprises of the sphere of public service widely. Classification of Urban Land Institute (ULI) allocates the main types of shopping centers, relying on the principle of coverage of the served population and subtypes, each of which has the certain, pronounced specifics. In world practice there are some classifications of shopping centers where all formats correspond to certain criteria: size, target market, configuration of rooms, structure of tenants, etc. In article author considered the present stage of development of the concept of shopping center which improvement and search of new methods of impact on behavior of the consumer characterizes. It is possible to distinguish two basic approaches from all available researches: the first directs to improvement of object of management and develops in the sphere of development; the second to studying of principles and regularities of consumer behavior for the purpose of further impact on it also develops within sociological sciences. Author carried out the analysis of development of shopping and recreation center in Tambov which revealed major factors of appeal of city shopping and recreation centers: prestigiousness of the region of an arrangement, automobile traffic, transport availability, floor space, entertaining component, existence of public catering; defined the role of shopping centers of Tambov in service infrastructure.

Текст научной работы на тему «Торгово-развлекательный центр как элемент городской сервисной инфраструктуры»

ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАК ЭЛЕМЕНТ ГОРОДСКОЙ СЕРВИСНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

МОРЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: moreva.sveta@yandex.ru

Институциональные трансформации российского общества сегодня связаны с развитием торговли в городском пространстве. В рамках работы рассмотрено понятие «инфраструктура», которое выполняет интеграционную функцию между отраслями производства, между регионами и государствами, выполняет обеспечивающую функцию. В связи с этим, при проектировании системы обслуживания в городе учитываются особенности демографической структуры, бюджета времени населения, социальную, возрастную и профессиональную структуры, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания. Рациональное размещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позволяет населению широко использовать предприятия сферы общественного обслуживания. Классификация Urban Land Institute (ULI) выделяет основные типы торговых центров, опираясь на принцип охвата обслуживаемого населения и подтипы, каждый из которых имеет свою определенную, ярко выраженную специфику. В мировой практике существует несколько классификаций торговых центров, где все форматы соответствуют определенным критериям: размер, целевой рынок, конфигурация помещений, состав арендаторов и др. В статье рассматривается современный этап развития концепции торгового центра, который характеризуется совершенствованием и поиском новых методов воздействия на поведение потребителя. Среди всех имеющихся исследований можно выделить два принципиальных подхода: первый направлен на совершенствование объекта управления и развивается в сфере девелопмента; второй -на изучение принципов и закономерностей потребительского поведения с целью дальнейшего воздействия на него и развивается в рамках социологических наук. Проведен анализ развития ТРЦ в г. Тамбове, который выявил основные факторы привлекательности городских ТРЦ: престижность района расположения, автомобильный трафик, транспортная доступность, торговая площадь, развлекательная составляющая, наличие общественного питания; определена роль торгово-развлекательных центров г. Тамбова в сервисной инфраструктуре.

Ключевые слова: инфраструктура, торгово-разлекательный центр, потребитель, услуги.

Анализ генезиса идей о социальной инфраструктуре дает возможность утверждать, что этому аспекту жизнедеятельности людей и общества было уделено внимание задолго до обозначения самого явления в виде строгого понятия. О создании условий для жизнедеятельности ратовали утописты А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а Р. Оуэн даже пытался воплотить в действительность идею об обеспечении культурно-бытовых потребностей людей. Так, говоря о предпосылках становления и функционирования национального хозяйства, А. Смит постоянно выделял материальные условия, которые создавали возможность рациональной организации производства [1].

В период ХК в. производство стремительно расширялось, этому способствовало развитие новых открытий и рассматривались как нечто заданное, с чем не особенно следует считаться. Со вре-

менем, данный термин стал широко использоваться при изучении экономической, а затем социальной жизни.

Было спрогнозировано, чем выше уровень развития инфраструктуры, тем быстрее и охотнее в регион приходят инвестиции, прибывает рабочая сила, ускоряется экономическое развитие, улучшается жизнь и самочувствие людей. И, наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем тяжелее жизнь людей. По мере развития науки устанавливалось влияние инфраструктуры на социальную обстановку в стране и в регионе; политику государства и сообществ выявились закономерности зависимости эффективности производства от уровня развития инфраструктуры. В качестве закономерности была осознана необходимость первоочередного развития

инфраструктуры в новых регионах. При этом осознавался тот факт, что создание инфраструктуры само по себе не приносит прибыли. Сначала строится жилье, дороги, другие элементы инфраструктуры, а затем в регионе создаются объекты основного производства. Инфраструктура стала средством политики [2].

При этом в настоящее время под инфраструктурой понимают совокупность материально технических систем (объектов), обеспечивающих выполнение основных функций в различных сферах и отраслях деятельности. Из определения Ю. Ю. Сусловой [3] следует две важнейшие особенности инфраструктуры. Первая - инфраструктура, как правило, предназначена для обеспечения выполнения функций в нескольких отраслях, т. е. она носит межотраслевой характер. Такими элементами инфраструктуры являются: связь, транспорт, энергетические системы, информационные сети и др. Отсюда следует, что инфраструктура выполняет интеграционную функцию между отраслями производства, между регионами и государствами. Вторая особенность - инфраструктура не создает материальных благ, она выполняет обеспечивающую функцию. В связи с этим, требуются специальные, часто не рыночные, механизмы ее развития, долевое участие в этом процессе различных заинтересованных отраслей. Следовательно, при проектировании системы обслуживания в городе учитываются особенности демографической структуры, бюджета времени населения, социальную, возрастную и профессиональную структуры, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания [3].

Рациональное размещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позволяет населению широко использовать предприятия сферы общественного обслуживания [4], которое повышает степень общего благоустройства города и способствует улучшению условий жизни людей. Стандартное обслуживание включает в себя комплексные пункты питания, магазины, универсамы, супермаркеты.

Таким образом, понятие «инфраструктура» является элементом сервисной инфраструктуры территории, которая предоставляет обслуживающую отрасль и вид деятельности призванного удовлетворять потребности людей. Развитие инфраструктуры современного города обеспечивает высокий уровень производства и качества жизни населения, включая удовлетворение производственных, социальных, культурных и других потребностей на ос-

нове масштабного осуществления инновационных проектов и программ.

В работе М. А. Власовой [5] «Создание торго-во-развлекательных центров в России» дана классификация Urban Land Institute (ULI), которая выделяет основные типы торговых центров, опираясь на принцип охвата обслуживаемого населения и подтипы, каждый из которых имеет свою определенную, ярко выраженную специфику. В рамках данной классификации используются следующие форматы торговых центров.

Якорь (Anchor) - входящее в состав торгового центра предприятие, которое привлекает основные потоки покупателей. Обычно якорем является крупный (как правило, сетевой) оператор розничной торговли. Якорями могут выступать и неторговые предприятия или их совокупность (например, предприятия сферы развлечений и т. п.). Также функцию якоря могут выполнять имидж-места, некоммерческие объекты - памятники архитектуры и т. п.

Фуд-корт (Food-Court), или «ресторанный дворик» - зона, на которой сконцентрированы различные предприятия общественного питания, рестораны, фаст-фуд (McDonald's, Sbarro и т. п.), кофейни, национальные кухни, что обеспечивает широкое предложение на ограниченной территории. Обычно фуд-корт занимает не менее 10 % общей площади торгового центра.

Парковочный индекс - показатель, определяющий количество необходимых парковочных мест в соответствии с размером общей арендуемой площади (ОАП). Обычно рассчитывается как количество мест на 100 м2 ОАП.

Торговая зона (Trade Area, Catchment Area), или «зона притяжения», «шаландиз» - географическая территория, на которой проживает большая часть (95 %) обслуживаемого торговым предприятием населения. В пределах торговой зоны выделяются три зоны (подзоны):

- первичная торговая зона (Primary Catchment Area), или «ближняя зона», где проживает большинство (более 60 %) постоянных покупателей торгового центра;

- вторичная торговая зона (Secondary Catchment Area), или «средняя зона», где проживают 15-20 % постоянных покупателей центра;

- третичная торговая зона (или периферийная) ТЗ (Tertiary Catchment Area), или «дальняя зона», где проживают до 15 % постоянных покупателей центра [6].

В мировой практике существует несколько классификаций торговых центров, где все форматы соответствуют определенным критериям: размер,

целевой рынок, конфигурация помещений, состав арендаторов и др. Одним из критериев классификации является зона влияния торгового центра (микрорайонные, районные, окружные, региональные). Иная классификация основана на определении якорных арендаторов (специализированный торговый центр, фестивальный торговый центр, пауэр-центр, торговый центр моды, торгово-развлекательный центр, торгово-общественный центр и пр.).

Первые торговые центры были открыты в Москве и Санкт-Петербурге. Развитие региональных торговых центров началось в начале 2000-х гг. и, несмотря на экономический кризис, с каждым годом их появляется все больше.

С начала 2009 г., в связи с кризисной ситуацией, стремительно снизились арендные ставки в регионах и уже в первом полугодии, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, было построено около 400 тыс. м2 под торговые площади, из них самыми крупными стали в Омске ТЦ «Мега» с общей площадью 130 000 м2 и ТЦ «Мегакомплекс Московский» в городе Самара с общей площадью 80000 м2 Наиболее крупным на сегодняшний день региональным ТЦ является «Мега» с общей площадью 248190 м2, который расположен недалеко от города Екатеринбург.

Успешное развитие торгового центра во многом зависит от сформированной поставленной цели, концепции и идеи. В основе этого лежит месторасположение ТЦ, арендуемые помещения, а также ситуация, которая складывается в данный момент на рынке. Формируя ассортимент ТЦ, необходимо исходить из покупательского поведения и привычек потенциальных потребителей. Поэтому для начала девелопер должен определить тип покупателя, для какой целевой аудитории рассчитан ТЦ: женщины, мужчины, молодежь или семья.

Важным также является выбор ценового сегмента, в котором рассчитывает развиваться ТЦ -средний, эконом, выше среднего или высокий. Необходимо понимать, в каком регионе, городе востребован тот или иной арендатор, какие лучше выбрать товарные группы, нужны ли, например, операторы с постоянно обновляющимися коллекциями модных марок или с классической одеждой.

Торговый Центр будет привлекать большое количество покупателей, если все торговые площадки будут заняты хорошим составом арендаторов и оптимальными ценами. Развитие ТЦ зависит от грамотного размещения так называемых «якорных» арендаторов, которые позволяют распреде-

лить поток покупателей внутри помещения, что дает возможность избегать мертвых зон.

Подбор арендаторов позволяет влиять на потребительскую полезность торгового центра напрямую через потребительскую полезность каждого из магазинов арендаторов. Влияние их взаимного расположения имеет большее значение для самих арендаторов, чем для торгового центра. Для привлечения все новых посетителей существующим арендаторам необходимо с определенной периодичностью обновлять дизайн своего магазина, менять выкладку и т. д.

Большим преимуществом в развитие торговых центров в регионах являются низкие затраты на аренду площадей, землю, сопутствующие расходы. В регионах (по данным консалтинга Казани, Саратова, Ростов-на-Дону, Краснодара и др.) работают те же операторы и по той же схеме, что и в столицах. Региональные операторы перенимают опыт, стараются брать лучшее, творчески это развивать, но основной набор ассортимента и видов развлечений определяется концепцией конкретного Торгового Центра и реалиями данного региона.

Современный этап развития концепции торгового центра характеризуется совершенствованием и поиском новых методов воздействия на поведение потребителя. Среди всех имеющихся исследований можно выделить два принципиальных подхода: первый направлен на совершенствование объекта управления и развивается в сфере деве-лопмента; второй - направлен на изучение принципов и закономерностей потребительского поведения с целью дальнейшего воздействия на него и развивается в рамках социологических наук (социологии города, социологии культуры, социологии правления и т. д.).

Девелопер в своих исследованиях опирается на утверждение, что возможно изначальное планирование и дальнейшее строительство такого объекта недвижимости, который сможет максимально полно удовлетворять возрастающие потребности населения. Практика показывает, что не всегда строительство нового объекта в условиях пресыщения рынка недвижимости является убыточным проектом, особенно если новый торговый комплекс существенно выигрывает в технических характеристиках, но в любом случае необходимо учитывать, что при условии насыщенного рынка он не будет удовлетворять спрос, а разделит аудиторию с другими проектами. Основная идея такого подхода заключатся в создании образа микрогорода, воплощенная посредством структуры дифференцированных пространств.

8. N. МОЯБУЛ

С 2008 г. возрастает интерес управляющих компаний торговых центров к изучению потребительского поведения. В первую очередь, это связано с осознанием ограниченности возможностей де-велопмента либо невозможностью их применения, во-вторых, происходит существенно изменение восприятия потребителем торгового центра. Существенным толчком к внедрению социокультурных инноваций в систему управления торговым центром стала критическая ситуация 2009 г. - падение арендных ставок, осторожность и недоверие к рынку, как со стороны инвесторов, так и владельцев недвижимости. Однако уже к 2010 г. ситуация начала стабилизироваться и развиваться в новом направлении. Владельцы торговых центров начали искать способы повышения привлекательности торговых центров, формировании чувства причастности к образу торгового центра как объективной возможности сохранения клиента в условиях возрастающей конкуренции.

Динамика развития торгово-развлекательных центров в России за последнее время позволяет строить оптимистические прогнозы относительно сетевых торговых структур, в том числе организованных по инициативе и с участием зарубежных партнеров - сетевых операторов розничной и мелкооптовой торговли.

За шесть месяцев 2013 г. в России построено 456 200 м2 торговых площадей, подсчитала консалтинговая компания Cushman & Wakefield [7]. Это самый высокий показатель в Европе: на втором месте Турция, где за этот же период построили 422 500 м2 Среди построенных за это время объектов в России - ТРЦ «Акварель» (121 800 м2) в Волгограде, РИО (Ленинский пр-т, 76 000 м2) в Москве, «Континент» (74 700 м2) в Санкт-Петербурге, и т. д. С учетом новых площадей общий объем торговых центров теперь составляет 16,5 млн м2 Больше только в Турции и Великобритании. Впрочем, Великобританию Россия может обогнать уже к концу 2014 г. - к этому времени в стране планируется построить еще 3,2 млн м2, следует из отчета. Но по соотношению торговых площадей и числа жителей Россия только на 28-м месте среди европейских стран. На 1000 чел. в России приходится только 111,4 м2 (в прошлом году было 107,6 м2). В Норвегии, которая занимает 1-е место по этому показателю, на 1000 чел. приходится 632,2 м2, а в Люксембурге (2-е место) - 538,6 м2

По объему торгового центра после Москвы идет Санкт-Петербург, Екатеринбург и Самара, где размер рынка достигает 2-2,5 млрд долл., а площадь торговых центров - 400-550 тыс. м2, а также

Нижний Новгород, Казань и Челябинск, размер рынка в которых оценивается в 1,5-2 млрд долл., а торговая площадь в 350-400 тыс. м2 Но эксперты США Finstar Properties, делаю ставки на то, что емкость рынка торговой недвижимости России может достичь к 2012 г. 42-45 млн м2, из которых 28-30 млн м2 будет приходиться на региональный рынок. Такая специфика связана, с темпами развития общества и индустрии России в целом.

Следовательно, система управления торговым центром России носит двойственный характер: с одной стороны, она стремится к формированию устойчивых стандартов потребительского поведения, с другой стороны - вынуждено направлять свое развитие на формирование собственного уникального продукта, который может быть представлен как «атмосфера» или «образ» торгового центра; 2) «атмосфера» или «образ» торгового центра выступают как специфический продукт, демонстрируемый посетителям торгового центра через рекламно-информационные носители, элементы интерьера и декора, систему организационных решений.

В апреле 2014 г. нами было проведено региональное исследование [8], которое было направлено на выявление роли торгово-развлекательных центров в сервисной инфраструктуре города Тамбова.

Респондентами данного исследования стали жители города Тамбова, которые посещали торго-во-развлекательные центры. Опрос проводился в виде анкетирования посетителей в возрасте от 18 до 55 лет. Объем выборки составил 700 чел., из них мужчин 40 % и 60 % женщин.

По результатам первого блока вопросов было установлено, что большинство респондентов предпочитают посещать ТРЦ с семьей, что составило 50 % из числа всех опрошенных, на втором месте посещение ТРЦ с друзьями - 43,3 %, в одиночестве предпочитают посещать только 10 %.

При ответе на вопрос относительно того, какую зону ТРЦ наиболее часто предпочитают посещать респонденты, выявлены следующие показатели: 41 % опрошенных выбирают игровую зону, 25 % - кинотеатры, 20 % - торговые зоны, 13 % -фуд-корты. Также была выявлена частота посещения ТРЦ, в соответствии с полученными данными было установлено, что 55 % посещают ТРЦ раз в неделю, 38 % посещают не более 1 раза в месяц, 1,6 % по ситуации. К преимуществам ТРЦ 51,6% опрошенных респондентов относят единство места развлечений и совершения покупок, 26,6 % получают удовольствие от процесса времяпрепровождения в ТРЦ, 23,3 % респондентов отмечают качественный сервис и большинство участников опро-

са 88 % выбирают ТРЦ как основное место проведения досуга. Следовательно, многофункциональность торгово-развлекательных центров позволяет удовлетворить материальные, эстетические, соци-

Торгово-развлекате

окультурные потребности населения города. В сервисной инфраструктуре города Тамбова ТРЦ заняли прочную позицию в выборе места развлечений, отдыха и покупок горожан.

Таблица 1

е центры г. Тамбова

Год Наименование ТРЦ, г. Тамбов Инфраструктура Общая площадь, м2

2007 «Фестиваль Парк» б-р Энтузиастов, д. 1а Парковычный индекс: 359 п.м., открытая, бесплатная; услуги банкоматов и банковских отделений, сотовых операторов, Wi-Fi. Зона развлечений: семейный развлекательный центр«Жираф», игровые автоматы. Фуд-корт: «Ташир-пицца», «Кебаб-тун», «Чикен-хаус», суши-бар, а также блинная «Самовар», кофейня «Итальянский дворик», кафе «Диафильм» и кон-сепшен-бар. Якорные арендаторы: «Кинотеатр «Киномакс» на 4 зала, в том числе 3D-зал, VIP-зал, «Баумаркет», «Бегемот»; «Golden Strike» боулинг, бильярдный зал, спорт-бар оснащенный широкоформатными экранами для просмотра спортивных трансляций, «Pro-shop» магазин, «Л'Этуаль», торговая зона 21000 м2, торговая площадь: 15000 м2; лифтовое оборудование, вентиляция, кондиционирование, видеонаблюдение, контроль доступа, оповещение, автоматизация

2007 «Апельсин» ул. Чичерина, д. 48А Парковычный индекс: 20 п.м., открытая, бесплатная; детская площадка; услуги банкоматов и банковских отделений, сотовых операторов, парикмахерская «Эстель». Зона развлечений: Wi-Fi, детский развлекательный центр. Якорные арендаторы: Пиццерия «Синьор Помидор», супермаркет «Перекресток», «Уютерра», «Чешир» (зоотовары), торговая зона 4567 м2 арендная площадь:850 м2; лифтовое оборудование, вентиляция, кондиционирование, видеонаблюдение, контроль доступа, оповещение, автономная система энергосбережения

2011 «Галерея» ул. М. Горького, 17/129 Парковычный индекс: 20 п.м., открытая, бесплатная; автостоянка; услуги банкоматов и банковских отделений, сотовых операторов, гостиница (105 номеров), Wi-Fi. Фуд-корт: кафе «GOLD CAFE», детское кафе, лобби-бар и ресторан Якорные арендаторы: детский развлекательный центр «Джуманджи» 60 аттракционов и аппаратов, рассчитанных на любой возраст, супермаркет «Бегемот», «Samura», Солон связи МТС, «Обувь XXI века», «Донской фаянс», «Мой Париж», «Вундеркинд», торговая галерея 20000 м2 арендная площадь: 15000 м2; лифтовое оборудование, вентиляция, кондиционирование, видеонаблюдение, контроль доступа, оповещение, автоматизация

2012 «Bravo City» ул. Чичерина/Мичуринская, 27/211 Парковычный индекс: 344 п.м. открытая, бесплатная; услуги банкоматов и банковских отделений, сотовых операторов, Wi-Fi. Фуд-корт: кофейня «Café de Paris» Якорные арендаторы: гипермаркет «Карусель», «Эльдорадо», «Л'Этуаль», «31 век», салон света «Ricchezza», «Глория Джинс», «Дочки & Сыночки», «Оранжевый слон», бутиковая галерея 20000 м2 торговая площадь: 15000 м2; лифтовое оборудование, вентиляция, кондиционирование, видеонаблюдение, контроль доступа, оповещение, автоматизация

2013 «Европа» ул. Рылеева, 83 Парковычный индекс: 600 п.м. открытая, бесплатная; услуги банкоматов и банковских отделений, сотовых операторов, Wi-Fi. Фуд-корт: ресторан «Жар-пицца». Якорные арендаторы: семейно-развлекательный центр «Еврасик парк»; продовольственный гипер-маркет «Европа», гипермаркет детских товаров «Европа KIDS», гипермаркет «Усадьба». 25000 м2, торговая площадь: 15000 м2; лифтовое оборудование, вентиляция, кондиционирование, видеонаблюдение, контроль доступа, оповещение, автоматизация

2013 «Акварель» Парковычный индекс: 570 п.м. открытая, бесплатная; 35000 м2,

Год Наименование ТРЦ, г. Тамбов Инфраструктура Общая площадь, м2

ул. Студенецкая/Набережная 20а услуги банкоматов и банковских отделений, сотовых операторов, Wi-Fi. Фуд-корт: рестораны и кафе быстрого питания «Макдональдс» (McDonald's), MyBox, СушиТун-КофеТун, SubWay, CoffeeBreak, МиаПицца; кинотеатр «Киномакс», 5D, детский развлекательный центр. Якорные арендаторы: продовольственный супермаркет «Магнит», «М.Видео», более 80 магазинов международных, федеральных и региональных сетей: одежда, обувь и т. д. торговая площадь: 18000 м2; лифтовое оборудование, вентиляция, кондиционирование, видеонаблюдение, контроль доступа, оповещение, автоматизация.

2014 «Рио» ул. Советская, д. 99а Парковычный индекс: 300 п.м., открытая, бесплатная; услуги банкоматов и банковских отделений, сотовых операторов, Wi-Fi. Фуд-корт: кафе быстрого питания «Макдональдс» (McDonald's); гостиничный комплекс, многозальный кинотеатр «Play Lab»; Детский развлекательный центр. Якорные арендаторы: «Макдональдс», «Перекресток», «М.Видео», «Кораблик», «New Yorker», «MODIS», «FunDay», «Л'Этуаль» 25000 м2; арендная площадь 20 000 м2; лифтовое оборудование, вентиляция, кондиционирование, видеонаблюдение, контроль доступа, оповещение, автоматизация

Опрос позволил выявить финансовые возможности горожан: 45 % участников исследования тратят в среднем не более 4000 руб., 40 % - до 1000 руб., 15 % - более 4000 руб. По мнению 45 % опрошенных посетителей самый востребованный торгово-развлекательным центром в городе является ТРЦ «Фестиваль парк», как отмечают респонденты удобное расположение, транспортная доступность, в нем наиболее развита инфраструктура молодежного отдыха (боулинг, бильярд, кинотеатр и др.). Следовательно, анализ частоты и целей посещения торгового центра, который показал, что торговые центры прочно вошли в жизнь тамбовского жителя экономически активного возраста, что во многом объясняется ростом доходов населения, показателем оборота розничной торговли на душу населения, а также материальными и эстетическими потребностями общества.

В ходе исследования был выявлен ряд пожеланий посетителей в сфере дополнительных услуг в ТРЦ: 26 % опрошенных, считают необходимо расширить спектор развлекательных услуг (аквапарки, океанариум, концертные программы и анимационные мероприятия); 11,6 % выразили мнение о том, что фуд-корты ТРЦ необходимо разнообразить в ассортименте предоставляемой продукции; 11,6 % хотели бы видеть услуги парикмахерских, массажных салонов, салонов красоты и т. д.; 8,3 % считают, что к основной парковочной зоне ТРЦ целесообразно добавить велопарковки, а также 23 % выразили пожелание учитывать передвижение лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, торгово-развлекательные центры в настоящее время являются одним из активно развивающихся типов коммерческих сооружений, определяют немаловажную роль в развитии культурного, экономического и социального аспекта сервисной инфраструктуры города. Для повышения уровня посещаемости ТРЦ не менее важным является наличие удобного и вместимого паркинга, что обеспечивает достаточные возможности для автомобильного подъезда. Дополнительными факторам привлекательности являются наличие точек общественного питания с качественными и оригинальными концепциями, а также конкурентное преимущество развлекательной зоны, способствующей формированию «лояльности к месту», постепенному превращению ТРЦ в место отдыха. Следовательно, оценка привлекательности городских ТРЦ может быть основана на учете следующих основных факторов: престижность района расположения, пешеходный трафик, автомобильный трафик, транспортная доступность, общая площадь, торговая площадь, парковка, уровень «якорных» арендаторов, уровень прочих арендаторов, наличие общественного питания, развлекательная составляющая.

Литература

1. Орленко Л. В. История торговли. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.

2. Райнов С. В. История развития центров. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. С. 352.

3. Плужников И. А. Природные условия и ресурсы как фактор устойчивого развития регионального хозяйственного комплекса // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 124-129.

4. Суслова Ю. Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография. М.: Креативная экономика, 2007.

5. Тарасенко Е. А. Шоппинг как специфический вид потребительского поведения: поиск удовольствия или «храмы» нового времени // Вестник РГГУ. 2007. № 2-3. С. 215-225.

6. Власова М. А. Создание торгово-развлекательных центров в России: практический подход. И.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.

7. Консалтинговая компания Cushman & Wakefield. URL: http://www.cushmanwakefield.ru

8. Морева С. Н., Зюганова А. А. Торгово-развлекательный центр как сложная социально-экономическая система // Социально-экономическое развитие сферы сервиса в регионе: сборник науч. статей I Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. С. 125-132.

References

1. Orlenko L. V. Istoriya torgovli. M.: ID «Forum»: INFRА-M, 2006.

2. Rajnov S. V. Istoriya razvitiya tsentrov. M.: ID «Forum»: ЮТ^А-М, 2009. S. 352.

3. Pluzhnikov I. А. Prirodnye usloviya i resursy kak faktor ustojchivogo razvitiya regional'nogo khozyajstven-nogo kompleksa // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 1. S. 124-129.

4. Suslova Yu. Yu. Rynochnaya infrastruktura goroda: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya. M.: Kreativnaya ekonomika, 2007.

5. Tarasenko Ye. А. Shopping kak spetsificheskij vid potrebitel'skogo povedeniya: poisk udovol'stviya ili «khramy» novogo vremeni // Vestnik RGGU. 2007. № 23. S. 215-225.

6. Vlasova M. А. Sozdanyie torgovo-razvlekatel'nykh tsentrov v Rossii: prakticheskij podkhod. I.: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K», 2011.

7. Konsaltingovaya kompaniya Cushman & Wakefield. URL: http://www.cushmanwakefield.ru (дата обращения 10.05.2014).

8. Moreva S. N., Zyuganova А. А. Torgovo-razvlekatel'nyj tsentr kak slozhnaya sotsial'no-ekono-micheskaya sistema // sbornik nauch. statej I Vseros. nauch.-prakt. konf. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2014. S. 125-132.

* * *

SHOPPING CENTER AS ELEMENT OF CITY SERVICE INFRASTRUCTURE

MOREVA SVETLANA NIKOLAYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: moreva.sveta@yandex.ru

Institutional transformations of the Russian society connect with development of trade in city space today. Within work, author considered the concept «infrastructure» which carries out integration function between branches of production, between regions and states, carries out the providing function. In this regard, designing of system of service in the city considers features of demographic structure, the budget of time of the population, social, age and professional structures, a city role in system of moving, the requirement to perspective development of services industry. Rational placement of shopping centers and enterprises in the territory of the city considerably reduces unproductive expenses of time for house work and increases a share of free time, allows the population to use the enterprises of the sphere of public service widely. Classification of Urban Land Institute (ULI) allocates the main types of shopping centers, relying on the principle of coverage of the served population and subtypes, each of which has the certain, pronounced specifics. In world practice there are some classifications of shopping centers where all formats correspond to certain criteria: size, target market, configuration of rooms, structure of tenants, etc. In article author considered the present stage of development of the concept of shopping center which improvement and search of new methods of impact on behavior of the consumer characterizes. It is possible to distinguish two basic approaches from all available researches: the first directs to improvement of object of management and develops in the sphere of development; the second - to studying of principles and regularities of consumer behavior for the purpose of further impact on it also develops within sociological sciences. Author carried out the analysis of development of shopping and recreation center in Tambov which revealed major factors of appeal of city shopping and recreation centers: prestigiousness of the region of an arrangement, automobile traffic, transport availability, floor space, entertaining component, existence of public catering; defined the role of shopping centers of Tambov in service infrastructure.

Key words: infrastructure, trade entertaining center, consumer, services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.