Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрейлерные перевозки / транспорт / транспортировка грузов / железная дорога / contrailer transportation / transport / cargo transportation / railway

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Н.А. Касперук, А.Е. Овчарова, И.А. Кулаков

Исследованы формирование и развитие контрейлерных перевозок на белорусской железной дороге. Рассмотрены этапы формирования и ключевые результаты контрейлерных перевозок. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего совершенствования логистической инфраструктуры, предложены пути дальнейшего развития контрейлерных перевозок на территории Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PIGGYBACK TRANSPORTATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The work is devoted to the study of the formation and development of piggyback transportation on the Belarusian railway. The stages of formation and key results of piggyback transportation were considered. Conclusions are drawn about the need for further improvement of the logistics infrastructure of the Belarusian railway, as well as ways of further development of piggyback transportation in the territory of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 656.21

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Н.А. Касперук, А.Е. Овчарова Научный руководитель - И. А. Кулаков

Брестский государственный технический университет Беларусь, 224017, г. Брест, ул. Московская, 267 E-mail: ovcharova_2002_nastua@mail.ru

Исследованы формирование и развитие контрейлерных перевозок на белорусской железной дороге. Рассмотрены этапы формирования и ключевые результаты контрейлерных перевозок. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего совершенствования логистической инфраструктуры, предложены пути дальнейшего развития контрейлерных перевозок на территории Республики Беларусь.

Ключевые слова: контрейлерные перевозки, транспорт, транспортировка грузов, железная дорога.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PIGGYBACK TRANSPORTATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

N.A. Kasperuk, A.E. Ovcharova Scientific supervisor - I.A. Kulakov

Brest State Technical University, 267, Moskovskaya str., Brest, 224017, Belarus E-mail: ovcharova_2002_nastua@mail.ru

The work is devoted to the study of the formation and development of piggyback transportation on the Belarusian railway. The stages of formation and key results of piggyback transportation were considered. Conclusions are drawn about the need for further improvement of the logistics infrastructure of the Belarusian railway, as well as ways of further development of piggyback transportation in the territory of the Republic of Belarus.

Keywords: contrailer transportation, transport, cargo transportation, railway.

Международные перевозки - преимущественно оптимальный, высокоперспективный и современный вид международного бизнеса для Республики Беларусь. В этих перевозках заинтересованы как грузовладельцы, так и транспортные компании.

Интермодальный вид перевозок включает использование различных видов транспорта, для достижения максимального экономического эффекта. Одним из таких видов считаются контрейлерные перевозки. Специалисты в сфере логистики рассматривают разнообразные схемы доставки груза, перевозки грузов контрейлерным методом стали одним из наиболее результативных и распространенных видов услуг [1].

Контрейлерные перевозки (америк. «railintermodal» или «piggiback» - «пиггибэк») - это комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки, при которых перевозится трейлер, полуприцеп или съемный кузов (swapbody) без водителя и тягача на железнодорожной платформе (TOFC - traileronflatcar) [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

Мировой опыт свидетельствует о том, что контрейлерные перевозки отличаются безопасностью, надежностью, мобильностью. В числе дополнительных преференций для железнодорожного и автомобильного транспорта существенное уменьшение расхода топлива на тонну перевозимого груза, а значит, снижение загрязнения окружающей среды. Немаловажным является также значительное сокращение времени таможенного и пограничного контроля, числа дорожно-транспортных происшествий, уменьшение износа дорожных покрытий, увеличение срока эксплуатации автотранспортных средств.

В настоящее время в европейских странах контрейлерные перевозки составляют 30 процентов от всех других видов доставки.

Первый контрейлерный маршрут, проходящий через территорию Республики Беларусь, был реализован в 2003 году. Так был запущен контрейлерный поезд Ильичевск (Украина) -Минск (Беларусь) - Клайпеда (Литва).

В 2013 году БЖД вместе с Литовскими железными дорогами организовала контрейлерные перевозки по маршруту Беларусь-Литва и обратно. Для этого они запустили поезд «Неман», который курсирует со станции Колядичи (Минского узла) до Вильнюса и Каунаса и в обратном направлении. Сегодня можно констатировать, что проект состоялся: отправлено 17 автопоездов по маршруту Беларусь-Литва и сорок - обратно [3].

Для организации контрейлерных перевозок по маршруту Калининград - Москва на постоянной основе компания-оператор планирует до конца текущего года приобрести 50 контрейлерных платформ, сертифицированных для эксплуатации на российских железных дорогах. Проект контрейлерных перевозок осуществляется совместно Калининградской железной дорогой, БЖД, ПАО "ТрансКонтейнер" и представителями бизнес-сообщества.

Один из вариантов дальнейшего развития контрейлерных перевозок - продление вышеупомянутого маршрута поезда до Клайпеды и Калининграда, а также организация интермодальных перевозок грузов из Польши и соответственно в Польшу. Такое развитие событий поспособствует ускорению прохождения границы и улаживанию таможенных формальностей в максимально короткие сроки [4].

Выделяют несколько видов схем организации перевозок контрейлерным методом. Схемы различаются по сторонам (железная дорога или автомобильная компания), которые несут ответственность за каждый участок маршрута, а также устанавливают порядок и процедуру расчетов.

Схема 1. Трейлер общественного автоперевозчика транспортируется по железной дороге в сопровождении одной транспортной накладной, выписываемой автомобильной компанией. Транспортировка оплачивается по тарифу обычных автодорожных перевозок. Автомобильная компания принимает груз у отправителя, доставляет на станцию железной дороги, а потом и адресату [5].

Схема 2. Трейлеры или контейнеры принадлежат железной дороге, которая и обеспечивает перегрузку в пунктах отправления и назначения. Используется единая транспортная накладная [5].

Схема 2.1 Железная дорога предоставляет трейлер и открытую железнодорожную платформу, обеспечивает перевозку и берет на себя погрузочно-разгрузочные работы либо в пункте отправления, либо в пункте назначения [5].

Схема 2.2 Та же, что и в предыдущем случае, только доставку груза на станцию железной дороги, а потом адресату осуществляет грузоотправитель [5].

Схема 3. Железная дорога только перевозит груз, а трейлер предоставляет либо отправитель, либо получатель груза. Та же сторона осуществляет перевалку. Обычно устанавливают единый тариф на перевозку одного трейлера [5].

Схема 4. Грузоотправитель или экспедитор предоставляет железнодорожную платформу, уже загруженную трейлерами, которыми он владеет на правах собственности или аренды.

Железная дорога обеспечивает только транспортировку и берет плату за провоз пустых или груженных платформ [5].

Схема 5. Устанавливается смешанный тариф. Любая из сторон может предъявлять к оплате счета-фактуры за свой участок пути [5].

Из всего вышеупомянутого можно сделать вывод о преимуществах контрейлерных перевозок как эффективного, а главное безопасного перемещения грузов железнодорожным транспортом.

Из недостатков такой организации перевозок можно выделить необходимость внедрения специальной погрузочно-разгрузочной инфраструктуры на железнодорожных станциях; снижение эффективности грузоподъемности железнодорожного состава; отсутствие правовой базы, регламентирующей порядок работы при выполнении данного вида перевозок; потребность в больших инвестициях, т. к. требуется специализированный подвижной состав, а также специальное оборудование терминала для работы с данными перевозками (специализированные железнодорожные платформы, средства механизации погрузки-разгрузки и др).

Ускорение развитие контрейлерных перевозок возможно путем кластеризации. На основе железнодорожных грузовых станций и терминальных логистических центров необходимо создавать кластеры. Это даст возможность привлечь инвестиции и создать соответствующие инфраструктуры.

Предполагаются следующие алгоритмы образования транспортно-контрейлерных кластеров (ТКК):

1 этап. Формирование нормативно-правовой база по контрейлерной перевозке.

2 этап. Определение пограничных грузовых станций с возможностью загрузки/разгрузки контрейлеров.

3 этап. Расчет требуемого подвижного состава и инфраструктуры.

4 этап. Регистрация кластера.

5 этап. Объявление конкурса для участников ТКК.

6 этап. Отбор и регистрация участников ТКК.

7 этап. Интенсификация перевозок. Увеличение расстояния и скорости сообщения.

Контрейлизация перевозок является транзитной, поэтому без привлечения в этот процесс

сопредельных стран, в частности России, она невозможна.

Библиографические ссылки

1. Баритко А., Куренков П. Организация и технология внешнеторговых перевозок / А. Баритко, П. Куренков. М.: Наука, 1998. 115 с.

2. Контрейлерные перевозки [Электронный ресурс]. URL: https://alfa-logistics.kz/cp9507-kontrejlernye-perevozki.html (дата обращения: 20.03.2022).

3. Матюшин Л., Изосимова Л. Маркетинговые исследования комбинированных перевозок большегрузных автомобилей и полуприцепов / Л. Матюшин, Л. Изосимова. М.: Наука, 1996. 21 с.

4. Кирилова А.Г. Современные технологии перевозок - контрелейлерные поезда / А.Г. Кирилова // Современные технологии перевозок. 2011. № 2.

5. Схемы контрейлерных перевозок [Электронный ресурс]. URL: https://www. referat911.ru/Logistika/shemy-kontrejlernyh-perevozok/7126-514526-place1.html (дата обращения: 20.03.2022).

© Касперук Н. А., Овчарова А.Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.