Научная статья на тему 'Проект созданиятранспортно-логистического центрав г. Междуреченске, ориентированногона контрейлерные перевозки'

Проект созданиятранспортно-логистического центрав г. Междуреченске, ориентированногона контрейлерные перевозки Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙЦЕНТР / КОНТРЕЙЛЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗА / CARGO TRANSPORTATION / TRANSPORT AND LOGISTICS CENTER / PIGGYBACK / CALCULATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Корсаков К.Б., Харлампенков Е.И.

Вданнойработерассмотреныаспектыорганизациитранс-портно-логистического центра, сориентированного на контрей-лерные перевозки по маршруту Междуреченск Абакан. Данахарактеристика региона и обоснован его выбор. Дано описаниесамих контрейлерных перевозок, являющихся совершенно новымдля региона методом транспортировки груза. Указаны преимуще-ства и перспектива данной работы, проведены прилагающиесярасчеты. Представлены необходимые иллюстрации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTS CREATING A TRANSPORTAND LOGISTICS CENTER OF MEZHDURECHENSKBASED PIGGYBACK

In this paper given some aspects of organization of transport andlogistics center, oriented to piggyback on the route Mezhdurechensk-Abakan. The characteristic of the region and justified selection of it. Adescription of piggyback is given. The piggyback it is completely newmethod of cargo transportation for the region. Advantages and pros-pects of this work is given, the enclosed calculations carried out. Thenecessary illustrations presented

Текст научной работы на тему «Проект созданиятранспортно-логистического центрав г. Междуреченске, ориентированногона контрейлерные перевозки»

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В Г. МЕЖДУРЕЧЕНСКЕ, ориентированного НА КОНТРЕЙЛЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

PROJECTS CREATING A TRANSPORT AND LOGISTICS CENTER OF MEZHDURECHENSK BASED PIGGYBACK

Научный руководитель: Е.И. Харлампенков, к.т.н., доцент, преподаватель РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Research supervision: E.I. Kharlamenkov, teacher of REU By G.V. Plehanov.

Аннотация

В данной работе рассмотрены аспекты организации транс-портно-логистического центра, сориентированного на контрейлерные перевозки по маршруту Междуреченск - Абакан. Дана характеристика региона и обоснован его выбор. Дано описание самих контрейлерных перевозок, являющихся совершенно новым для региона методом транспортировки груза. Указаны преимущества и перспектива данной работы, проведены прилагающиеся расчеты. Представлены необходимые иллюстрации.

student of the 4th year of the Department of trade Affairs of the Kemerovo branch of REU By G.V. Plehanov, Kemerovo

К.Б. КОРСАКОВ

студент 4-го курса кафедры торгового дела Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

R.B. KORSAKOV

Abstract

In this paper given some aspects of organization of transport and logistics center, oriented to piggyback on the route Mezhdurechensk-Abakan. The characteristic of the region and justified selection of it. A description of piggyback is given. The piggyback it is completely new method of cargo transportation for the region. Advantages and prospects of this work is given, the enclosed calculations carried out. The necessary illustrations presented.

Ключевые слова: транспортно-логистический центр; контрейлерные перевозки; транспортировка груза.

Keywords: Transport and logistics center, piggyback, cargo transportation, calculation.

Междуреченский железнодорожный узел, как точка реализации проекта транспортно-логистического центра (ТЛЦ), сориентированного на контрейлерные перевозки, выбран не случайно. Во-первых, Междуреченск - конечный крупный железнодорожный узел на территории Кемеровской области, имеющий прямое железнодорожное сообщение с Хакассией. Во-вторых, данный железнодорожный узел монопрофильный, сориентированный на перевозки угля, и создание ТЛЦ - одно из направлений диверсификации его деятельности. В-третьих, Новокузнецкий железнодорожный узел достаточно загружен по сравнению с Междуре-ченским. Из Междуреченска ведет объездная дорога с прямым выходом в Горную Шорию и Горный Алтай и на внутриобластную автодорогу Междуреченск - Новокузнецк - Ленинск-Кузнецкий - Кемерово с выходом на Алтай и Новосибирск, что позволяет избежать автомобильные пробки по проезду через Новокузнецк, испытывающий перегруженность основных автомагистралей. Реализация проекта позволит создать новые рабочие места в городе и уйти от монопрофильности, являющейся отличительной чертой большинства кузбасских городов.

Железная дорога проходит вдоль Междуреченска, имеет ряд внутригородских станций и платформ, что позволяет реализовать различные варианты по созданию терминала ТЛЦ.

О х

ж

•<

тз о

о ч

й А X ч о и

Трксиерткое ирнет к для гериозкк тягатай с [кчупрцдетщог [I аатояаеадоЕ пс ^алвлаон зароге. Ллатформв ша&жеыа алкс^юраын ' ' г. ццс

Технически яйпактернспка

Шяр[ша>:олеа, мм...................... 1520 Ра4яеры яс™иевдон слотам ли

................., ................... 60 плна....................

Масса (тар»), т................................................ 17 ширина ___h.........н—4,

: ■ нагрузка от колесной пары ■ ■< рельсы, кН(тО.......ЗЦ JM*j¡ 1Расствдииа от толоакн ргльса до гррзия

Коаструптаокмя скорость, аеч................................ 120 логуумчиой ичошвлкы. ш ..

Н радиус про^озгыон крнаор, М . .

. №И

2500

................ 30

Рис. 1. Платформа

Основными грузами, проходящими через терминал ТЛЦ, являются продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые по внутрирегиональному товарному обмену. Из Ха-кассии в сибирские области поступает плодоовощная продукция, кондитерские изделия, мясная продукция. В Хакассию ввозятся продовольственные товары из Новосибирской и Кемеровской областей, Алтайского края, а также непродовольственные товары из Новосибирской области и Алтая, металлопрокат из Кузбасса.

Оператором перевозок должна стать транспортно-экспеди-ционная компания, осуществляющая интермодальные перевозки по единому тарифу, берущая на себя ответственность за сохранность груза от пункта отправки до грузополучателя. Она обеспечивает взаимодействие, по пути следования, железной дороги и автотранспорта. В данном взаимодействии должны осуществляться операции по погрузке полуприцепа или автопоезда на железнодорожную платформу и их выгрузке. В настоящее время реализация данных операций возможна с использованием технологий погрузки на платформы с карманами, платформы RoLa или Modalohr (Рис. 1), представляющей собой поворотную платформу, упрощающей и сокращающей время заезда грузовика на платформу. Перспективным направлением для вновь создаваемого ТЛЦ в Междуреченске являлась бы контрейлерная перевозка полуприцепов без тягача. Однако в настоящий момент это связано с определенными трудностями, так как необходимо будет иметь парк тягачей, и по российским требованиям тягач и полуприцеп должны составлять одно целое, разделение тягача и полуприцепа не допускается.

При организации контрейлерных перевозок возможна реализация пяти основных технологических схем транспортировки. По первой схеме трейлер, собственником которого является транс-портно-экспедиционная компания, перевозится на части маршрута железнодорожным транспортом, грузополучатель оплачивает транспортировку по тарифам автоперевозок. В данном случае ответственность за перевозку возлагается на автотранспортную компанию.

Во второй схеме основным оператором выступает железнодорожный перевозчик, владеющий трейлером. Задачей грузоотправителя является организация доставки груза грузополучателю. По третьей схеме железная дорога только перевозит груз на специализированной платформе, выступая субподрядчиком транспортного процесса. В четвертом варианте транспортно-экспедиционная компания является владельцем автомобильного и железнодорожного подвижного состава, а отделение железной дороги выполняет только операции по транспортировке на своем участке. Общей для всех четырех схем является перевозка по одному транспортному тарифу и единому транспортному документу. И только в пятой схеме перевозка осуществляется по смешанному тарифу с оплатой за перевозку каждому участнику экспедирования груза.

Анализ имеющихся схем позволил сделать вывод, что на первоначальном этапе реализации проекта целесообразно использование первой и второй схем, с учетом того, что ряд транспортно-экспедиционных компаний, осуществляющих свою деятельность в регионе, диверсифицируют свою деятельность, работая в области железнодорожных и автотранспортных перевозок. Для транспортных операторов, вновь входящих на рынок перевозок, возможно использование пятой схемы, с учетом того, что по железнодорожной ветке Междуреченск - Абакан проходит раздел зон ответственности Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог. На наш взгляд, оператор, осуществляющий контрейлерные перевозки в регионе, должен, для обеспечения маневренности, иметь в собственности и автомобильный и железнодорожный подвижной состав.

В проекте предложено устройство загрузки автопоездов на платформу «бегущая платформа», которая представляет собой устройство, оснащенное электродвигателями, на которое по аппарели въезжает автопоезд, платформа передвигается по рельсам к железнодорожной платформе, на которую по аппарели съезжает автомобиль. Это позволяет загружать большое количество платформ, без создания капитальных сооружений, используя подъездные пути станции Междуреченск. Принципиальная схема устройства «бегущая платформа» приведена на рисунке 3, 4.

1) Колесо

2) Привод ходовой тележки

3) Рама

4) Настил погрузочной платформы

5) Ограждения

6)Га6рбццл ин др

Рис. 3. Платформа (вид спереди)

^/хчч/учч^г

//чч /у\ч /у^

% Аппарель погрузочная

&ГчФрЛШЛНЛ<Ьр подъ&па аппарели погрузочной

Рис. 4. Конструктивные элементы «Бегущей платформы»

Анализ расстояний перевозки между Абаканом и Новосибирском показал, что при перевозке по трассе М-53 расстояние составляет 900 км, время доставки автотранспортом (тягач + полуприцеп с объемом 82 м3), с учетом времени загрузки и выгрузки,

составляет 23,6 часа. Перевозка контрейлером по маршруту Абакан - Междуреченск - Новосибирск на расстояние 771 км полуприцепа того же объема составляет 20,452 часа, т. е. временная выгода налицо. Перевозка железнодорожным вагоном по тому же маршруту, с учетом времени на дополнительные железнодорожные операции, займет по времени порядка 25 часов. Анализ тарифов на перевозку контейнеров и грузов в полуприцепах объемом 82 м3 показал, что удельный тариф перевозок по СФО составляет порядка 0,5 руб./м3 км. Следовательно, затраты по контрейлерным перевозкам по маршруту Абакан - Междуре-ченск - Новосибирск составят порядка 29,151 тыс. руб. Перевозка груза по маршруту Абакан - Новосибирск по трассе М-53 «Байкал» будет стоить порядка 36,9 тыс. руб. Экономия затрат составит 7,749 тыс. руб. Реализация данного проекта для грузополучателей и перевозчиков дает и стоимостную и временную экономию.

Таким образом, контрейлерный вид перевозок является новым именно для республик бывшего СССР. В Европе уже почти три десятилетия с успехом используют все преимущества контрей-леров. К ним, по всеобщему признанию, относятся жесткий график доставки груза получателю, контроль, охрана и обеспечение безопасности в пути следования, упрощение таможенных процедур, снижение аварийной обстановки на дорогах, решение острых на сегодняшний день вопросов очередей на границах. В европейских странах перевозки в контрейлерных поездах - неотъемлемая составляющая логистических схем доставки грузов.

Транспортно-логистический центр в г. Междуреченске планируется разместить в зоне железнодорожных путей, в районе Локомотивного депо на железнодорожной ветке, связывающей Новокузнецк - Абакан - Тайшет. Схема размещения ТЛЦ приведена на рис. 9. После разгрузки автомобили выезжают на ул. Горького и далее на автодорогу Междуреченск - Мыски - Новокузнецк и по объездной дороге выходят на Алтай и дорогу Новокузнецк -Ленинск-Кузнецкий.

Анализ внутрирегионального вывоза продукции из Хакассии в другие регионы и ввоза из других регионов СФО за 2010 и 2011 гг.

позволил сделать вывод об объемах перевозок порядка 20-26 тыс. тонн/год только по продовольственным товарам. Даже если доля перевозок через междуреченский ТЛЦ составит порядка 40%, то можно говорить об объеме грузооборота в 8-11 тыс. тонн/год. Если принять количество рабочих дней в году - 254 дней, то ежесуточный ввоз в Хакассию будет равен порядка 15,75 тонн, такой же будет и величина вывоза. Исходя из этого стоит предположить, что раз в два дня, на первоначальном этапе реализации проекта, из Абакана в Междуреченск будет отправляться две контрейлерные платформы.

Таким образом создание Транспортно-логистического центра может значительно сэкономить как время доставки грузов, избежав огромных труднопроходимых пробок на трассе, так и существенно повысить сохранность груза. С помощью внедрения контрейлерных перевозок так же в Республике рассчитывается решить проблему износа дорожных покрытий. Вместо проведения массовых ремонтных автодорожных работ здесь необходимо попробовать управлять автотранспортной отраслью с помощью популяризации контрейлерных перевозок с пониженной тарификацией. Если железной дороге и автомобилистам удастся договориться, то, возможно, затраты на организацию контрейлерных перевозок в регионе оправдаются путем введения пониженных железнодорожных тарифов.

Библиографический список

1. Салатов К.Х., Шобанов А.В. Теоретические аспекты оценки экономической эффективности контрейлерных перевозок. Журнал «Экономика железных дорог», 1999 г., № 10, с. 26-31.

2. Сигар О.В. Параметризация технологии контрейлерных перевозок внешнеторговых грузов. - Москва, 2006. - 205 с.

3. TRANS ATLAS URL: http://multimodal.trans-atlas.ru/ rus/piggyback/

4. Сравнение транспорта URL: http://www.indpg.ru/transport/ 2013/10/73118 .html

5. Трапезников Р. Использование контрейлерных перевозок в России http://www.ibl.ru/konf/180413/ispolzovanie-kontrejlernyh-perevozok-v-rossii.html

6. Система с участием железнодорожного транспорта URL: http://studopedia. net/11_87650_kontreylernie-perevozki.html

Bibliographical list

1. Salatov K.H., Shobanov A.V. Teoreticheskie aspekty ocenki je-konomicheskoj jeffektivnosti kontrejlernyh perevozok. Zhurnal «Je-konomika zheleznyh dorog», 1999 g., № 10, s. 26-31.

2. Sigar O.V. Parametrizacija tehnologii kontrejlernyh perevozok vneshnetorgovyh gruzov. - Moskva, 2006. - 205 s.

3. TRANS ATLAS URL: http://multimodal.trans-atlas.ru/rus/ piggyback/

4. Cravnenie transporta URL: http://www.indpg.ru/transport/2013/ 10/73118.html

5. Trapeznikov R. Ispol'zovanie kontrejlernyh perevozok v Rossii http://www.ibl.ru/konf/180413/ispolzovanie-kontrej lernyh-perevozok-v-rossii.html

6. Sistema s uchastiem zheleznodorozhnogo transporta URL: http://studopedia. net/11_87650_kontreylernie-perevozki.html

Контактная информация

г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39, 650000,

Кемеровский филила РЭУ им. Г.В. Плеханова

E-mail: korsak766@yandex.ru

Contact links

Kemerovo city, Kyznetsky prospect, 39, 650000,

Kemerovo branch of REU By G.V. Plehanov

E-mail: korsak766@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.