Научная статья на тему 'Перспективы развития Кемеровского горнотехнического техникума в статусе межрегионального ресурсного центра'

Перспективы развития Кемеровского горнотехнического техникума в статусе межрегионального ресурсного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Кемеровского горнотехнического техникума в статусе межрегионального ресурсного центра»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОГО ГОРНОТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА В СТАТУСЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

Р. С. Казаков, руководитель Межрегионального ресурсного центра по подготовке специалистов для угледобывающей отрасли Д. М. Фомин, кандидат исторических наук, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГОУ СПО Кемеровский горнотехнический техникум

Природные запасы Кузбасса определяют его экономический профиль. Сегодня Кемеровская область занимает первое место в России по угледобыче. Исходя из Долгосрочной программы развития угольной промышленности Кемеровской области до 2030 года, принятой президентом В. В. Путиным в 2010 году, руководство Кемеровской области и представители бизнеса взяли курс на модернизацию угольной промышленности региона, которая включает в себя техническое переоснащение предприятий и создание производств по глубокой углеочистке. Реализация данной цели невозможна без подготовленных квалифицированных кадров, большой вклад в подготовку которых вносит Кемеровский горнотехнический техникум.

Кемеровский горнотехнический техникум — старейшая профессиональная образовательная организация, готовящая специалистов для угольной промышленности Сибири. Открытый в 1929 году, за свою 85-летнюю историю техникум подготовил более 10 тысяч специалистов по большинству специальностей и профессий, задействованных в угольной промышленности. Богатейшая история, сильные педагогические кадры, а также производственная база с лабораториями, мощнейшим горным полигоном, оборудованным современным действующим оборудованием предопределили победу техникума в Федеральном конкурсе проектов «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра», который состоялся в августе 2011 года.

Р. С. Казаков

Д. М. Фомин

Для реализации данного проекта в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы техникум наделен статусом межрегионального отраслевого ресурсного центра.

В рамках выполнения мероприятий проекта сотрудниками ресурсного центра были разработаны и апробированы 25 сетевых образовательных программ профессиональной подготовки. С 2011 года в эксперименте приняли участие более 1500 обучающихся, сумевших повысить свою квалификацию. Это позволило техникуму расширить круг взаимодействия, сотрудничая с образовательными организациями не только Кузбасса, но и других регионов России (Москва, Челябинская, Иркутская, Ростовская области, республика Тыва), а также привлечь в образовательную организацию инвестиции, которые выделялись из федерального бюджета в 2011-2013 годах.

Реализация федерального проекта дала возможность выпускникам 2012/2013 учебного года продолжить свое образование в Московском государственном горном университете.

Целью ресурсного центра является создание сети профессиональных образовательных организаций на основе Кемеровского горнотехнического техникума по подготовке специалистов инженерных и рабочих специальностей в области добычи полезных ископаемых.

На данный момент в состав ресурсного центра входят 25 профессиональных образовательных организаций горного профиля Кемеровской, Читинской, Тульской, Новосибирской, Свердловской областей, Красноярского края и республик Башкортостан, Тыва, Хакасия.

Межрегиональный ресурсный центр выполняет следующие функции:

- реализация обучения в соответствии с региональными программами развития экономики и профессионального образования, запросами центров и служб занятости населения и предприятий отрасли;

- создание условий и применение новейших технологий профессиональной ориентации, организация профессионального консультирования и профессиональных проб;

- осуществление координации информации о состоянии рынка труда отрасли и обеспечение на основе механизмов партнерства и кооперации трудоустройства выпускников по профилю ресурсного центра;

- совершенствование профессиональных компетенций преподавателей и мастеров производственного обучения;

- проведение мониторинговых исследований рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг;

- разработка экспериментальных, модульных образовательных программ, учебно-методи-

ческого, программного, тестового обеспечения, развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения;

- установление и развитие межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества профессиональных образовательных организаций.

Техникум в статусе ресурсного центра активно сотрудничает с Кузбасским институтом развития профессионального образования. Так, в ноябре 2014 года был проведен совместный областной обучающий семинар «Проблемы и перспективы реализации сетевых образовательных программ». Об актуальности семинара красноречиво свидетельствует интерес, который он вызвал у педагогической общественности Кузбасса: в работе приняли участие более 50 сотрудников из 33 профессиональных образовательных организаций.

В конце декабря этого же года Кузбасский институт развития профессионального образования и Кемеровский горнотехнический техникум в соответствии с планами работы Некоммерческого союза образовательных учреждений «Со-

А Кемеровский <

КГТТ горнотехнический Л

Ш

I

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

вет директоров учреждений НПО и СПО Кемеровской области» и Региональной сетевой методической службы провели областной методический семинар «Разработка и реализация программ дополнительного профессионально образования и обучения в ПОО». В работе семинара приняли участие более 50 представителей из 27 профессиональных образовательных организаций Кемеровской области и представители центра обучения кадров ОАО «Азот».

Кроме того, ресурсный центр активно ведет обучение сотрудников угольных предприятий Кузбасса (шахт «Бутовская», «Первомайская», «Березовская» и др.) по более чем 25 программам профессиональной подготовки (горнорабочий подземный, электрослесарь подземный, проходчик, горнорабочий по ремонту горных выработок и т. д.). Только в 2014 году обучено более тысячи рабочих передовых угольных компаний Кузбасса. Кроме того, на горном полигоне проходят учебную практику обучающиеся партнерских профессиональных образовательных организаций и Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева.

Для трансляции педагогического опыта сотрудников ресурсного центра на его базе успешно функционирует редакционно-из-дательский отдел под руководством Н. С. Полу-эктовой. Печатным изданиям, успешно прошедшим внешнюю и внутреннюю экспертизу, при-

горнотехничесн ^ техникум

л ik^

А Кемеровский jJTTT горнотехничес

ГЕОЛОГИЯ

сваивается международный стандартный книжный номер (ISBN), после чего обязательные экземпляры изданий Книжная палата рассылает по крупнейшим библиотекам Российской Федерации. Электронные образовательные ресурсы после процедуры рецензирования проходят обязательную регистрацию в НТЦ «Информре-гистр».

Функционирование техникума в статусе ресурсного центра позволило вывести конкурсное движение в техникуме на качественно новый

уровень. Так, 19 февраля 2015 года на базе техникума прошла первая в истории Кузбасса межрегиональная олимпиада по дисциплине «горное дело». Кроме семи профессиональных организаций горного профиля региона, в олимпиаде приняли участие представители Забайкалья, Башкортостана и Бурятии. Оценивало мастерство участников компетентное жюри: председатель — Виктор Иванович Захаров, заместитель директора по производству шахты Первомайская ОАО «УК Северный Кузбасс»;

эксперт — заместитель председателя — Олег Владимирович Иващен-ко, главный инженер ООО «Шахта Бутовская»;

эксперт — Алексей Алексеевич Хорешок, директор горного института КузГТУ, доктор технических наук, профессор Академии горных наук.

По итогам выполнения теоретической и практической частей олимпиады и защиты домашне-

ПРИВОД ГОРНЫХ МАШИН

Учебно-методическое пособие для студентов ССУЗов

-методическое пособие для студентов ССУЗов

го задания в командном зачете места распределились следующим образом:

1-е место — Сибайский политехнический колледж (р. Башкортостан);

2-е место — Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж;

3-е место — Анжеро-Судженский горный техникум.

Не менее важное событие 2014 года — первые в Кузбассе региональные отборочные соревнования по профессиональному мастерству WorldSkills Россия по компетенции «электрослесарь подземный» на базе нашего техникума. На учебном горном полигоне и в слесарной мастерской будущие горняки — студенты образовательных организаций горного профиля области — показывали свое мастерство и умение работать с электрооборудованием, находить и быстро устранять неисправности механизмов. Победителем региональных отборочных соревнований WSR по компетенции «электрослесарь под-

земный» стал Александр Чернышов, студент Кемеровского горнотехнического техникума. Второе место разделили Артем Зубцов из Осинниковско-го политехнического техникума и Виталий Плиско из Анжеро-Судженского горного техникума.

Ежегодно техникум принимает активное участие в традиционном Кузбасском образовательном форуме, цель которого — содействие совершенствованию системы организации производственной практики и трудоустройства учащихся и студентов, повышения квалификации и переподготовки специалистов, и занимает призовые места.

17-20 февраля 2015 года в рамках работы форума прошел II Областной конкурс «Инновации в образовании». Золотой медали и гран-при конкурса удостоена Программа развития Межрегионального ресурсного центра по подготовке специалистов для угледобывающей отрасли, разработанная Р. С. Казаковым.

Развитие техникума в данном статусе позволит повысить престиж горняцкого труда

среди молодежи, расширить взаимодействие техникума как межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых с профильными образовательными организациями страны и ближнего

зарубежья, усилить подготовку будущих горняков, возобновить практику целевого обучения работников угольных предприятий, еще больше укрепить материальную базу техникума.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А. Г. Апухтина, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово Л. И. Ильченко, методист лаборатории мониторинга развития системы профессионального образования

Квалифицированные рабочие кадры являются важным элементом системы, обеспечивающей экономическую стабильность страны. За качество подготовки кадров для экономики несет ответственность профессиональное образование. Целью профессионального образования является высокая квалификация выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО), самостоятельное выполнение ими профессиональных задач.

Реализация компетентностно-ориентирован-ных образовательных стандартов в течение нескольких лет позволила выделить ряд проблем внешнего и внутреннего плана, с которыми сталкиваются ПОО.

К внешним проблемам можно отнести вопросы нормативно-правового обеспечения в части:

- взаимодействия с работодателями;

- организации практического обучения;

- формирования требований и организации государственной итоговой аттестации;

- нормирования труда преподавателей (учет нагрузки и оплата труда преподавателей при усилении роли самостоятельной работы студентов);

- реализации стандарта среднего общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (СПО).

Вопрос участия работодателей в проектировании образовательных программ и формировании вариативной части цикла профессионального модуля в части требований к профессиональным компетенциям является одним из определяющих в обеспечении качества образования, соответствия требованиям работодателей и рынка труда.

А. Г. Апухтина

Л. И. Ильченко

Большинство ПОО имеют договоры о сотрудничестве с организациями и предприятиями. В основном это малые предприятия, технологической оснащенности разного уровня. Организовать производственную практику в условиях разрозненности и рассредоточенности мест ее проведения достаточно сложно. Кроме того, федеральные государственные образовательные стандарты, с одной стороны, предписывают реализацию практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов, с другой стороны, в них значительно сокращен объем часов на практику, она зачастую рассредоточена по модулям. Работодатель в таких условиях не видит возможности качественной подготовки обучающихся в ходе практики.

Методология ФГОС определяет такую логику выстраивания процесса обучения, в которой на первое место поставлены результаты обучения, определяющие содержание обучения и требования к условиям реализации программ. Педагогические работники пока только осваивают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.