Тимофеев В. В., Бикчуров Р. Э.
m
10. Михеев Д. С. Гласность и общественный контроль за деятельностью власти на муниципальном уровне // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (56), ч. 1. С. 136-139.
11. Киричёк Е. В. Общественный контроль в России: некоторые теоретико-методологические особенности и проблемы законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 9. С. 43-46.
12. Михеева Т. Н. О правовом регулировании общественного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (5). С. 73-77.
13. BelousovE. I., GornevR. V., Mikheeva T. N. (2015). About Participation of Institutes of Civil Society in Public Control over the Activities of Local Authorities // Review of European Studies. Vol. 7. DOI: 10.5539/res.v7n8p59.
УДК
Рассуждая на тему о перспективах развития избирательного законодательства Российской Федерации, важно выделить то, что совершенствование избирательного законодательства и системы избирательного права протекает уже довольно длительный период. Это обусловливается развитием смежных отраслей законодательства, а также изменением некоторых
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 дек. 2016 г. № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» // СЗ РФ. 2017. № 2 (ч. 1).
15. Михеев Д. С. Общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления: проблемы становления и тенденции развития. Монография. Йошкар-Ола, 2012. 144 с.
16. Михеева Т. Н. К вопросу об общественных палатах муниципальных образований // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 88-91.
17. Синюгин В. Ю. К вопросу о формировании правовой основы общественного контроля в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 7. С. 26-28.
18. Михеева Т. Н. Общественный контроль - ключевой элемент принципа гласности местного самоуправления // Современная научная мысль. 2017. № 1. С. 254-260.
J. S. Yaichnikova
подходов к регулированию ряда институтов законодательства о выборах. Очевидно, что создать идеальную избирательную систему, полностью канонизировать процесс формирования как представительных, так и исполнительных органов власти не представляется возможным, особенно в условиях настолько бурного развития политических институтов, смены приорите-
PUBLIC HOUSING CONTROL
Public control received regulation not only in the basic federal law, but also in some special legal acts. This article is devoted to the features of housing public control, which has differences in subjects, object, forms of control.
Key words: public housing control, subjects, object, public inspection, public hearings.
YAICHNIKOVA Julia Stepanovna - Candidate of Law, Senior Counselor of the apparatus of the State Assembly of the Republic of Mari El E-mail: [email protected]
342.8
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
Тимофеев Виктор Валерьевич,
кандидат юридических наук, доцент
кафедры права Чебоксарского филиала
АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический
университет», г. Чебоксары.
E-mail: [email protected]
Бикчуров Ренат Эдуардович,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
В статье дана оценка состояния избирательного законодательства России как правовой основы формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Анализируются основные нововведения в законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, представлены возможные исправления для дальнейшего его совершенствования.
Ключевые слова: избирательное законодательство, выборы, несовершенство законов, модернизация.
тов и ориентиров в духовно-нравственной сфере, как это происходит в нашей стане. Тем не менее необходимо продолжить работу по усовершенствованию и реформированию избирательного законодательства.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представляет собой новую редакцию Закона 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав, предшественником которого, в свою очередь, являлся Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
Принятый в 1997 году Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон) стал первым после принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ законодательным актом, устанавливающим основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах [1]. Закон приблизил российское законодательство к демократическим стандартам избирательного права, зафиксированным в таких международных юридических документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», в документах СБСЕ и Межпарламентского Союза.
Вслед за принятием Закона были приняты Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». На основе этого закона и производных от него в России прошли выборы Президента, Государственной Думы, органов государственной власти почти всех российских регионов и бесчисленное количество выборов в органы местного самоуправления. Накопившийся опыт позволяет проанализировать сильные и слабые места закона.
Новаторский характер Закона о гарантиях позволяет говорить о том, что многие его положения нуждаются в доработке. Законы в принципе не бывают идеальными, а уж законы страны, находящейся в очередном переходном периоде, тем более страдают несовершенством. Закон о гарантиях не ругал только ленивый, но особые нападки он, по-видимому, выдержал со стороны практиков по организации и проведению выборов [2].
Однако выборы - это сложная процедура, требующая с учетом уровня российского правосознания очень тщательной регламентации. Общие слова, из которых, например, состояли специальные разделы об избирательной системе в советских конституциях, позволяли превратить выборы во «всенародный» праздник-фарс [3]. Детализация процесса выборов,
более четкое определение их принципов были направлены на отход от этой традиции. Несмотря на всеобщее недоверие к выборам, на ставшее общепринятым утверждение о том, что выборы становятся с каждым годом «грязнее», представляется, что дело не в избирательном законе, а, как это бывает в России, в его неисполнении. И реальная причина агрессивных нападок на Закон о гарантиях - препятствия, которые он устанавливает недобросовестным политическим силам и должностным лицам.
Тем не менее за четыре года стало очевидно, что Закон о гарантиях требует значительной переработки. За это время накоплен огромный опыт, показывающий не только изъяны российского правоприменения, но и исправленные недостатки самого закона.
Положения Закона направлены на стимулирование участия политических партий в выборах различного уровня. Так, предусмотрена возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями и избирательными блоками, без сбора подписей избирателей или внесения избирательного залога.
Результаты предыдущих выборов могут учитываться и при определении объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания. Кроме того, в отличие от других участников предвыборной агитации избирательным объединениям и избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, могут быть предоставлены дополнительное платное и бесплатное эфирное время, а также печатная площадь для проведения избирательной кампании.
Новым также является и то, что Протокол об итогах голосования может быть составлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.
Законом о гарантиях также устанавливаются общие правила применения смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Это связано с активизацией роли политических партий в электоральных процессах, что создает предпосылки для более широкого применения смешанной избирательной системы при проведении выборов в Российской Федерации [4].
Считаю возвращение к смешанной избирательной системе выборов депутатов Госдумы абсолютно разумным решением. Законопроект о выборах в Госдуму по смешанной системе внес в нижнюю палату российского парламента Президент РФ В. В. Путин 1 марта 2013 года. 16 апреля 2013 Государственная дума приняла в первом чтении этот законопроект.
Тимофеев В. В., Бикчуров Р. Э.
Смешанная избирательная система дает возможность избирателям осознанно голосовать в пользу конкретного, своего кандидата.
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О введении в России единого дня голосования на региональных и муниципальных выборах». Согласно закону указанные выборы будут проводиться во второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий региональных (местных) органов или их депутатов.
Следующий большой выборный день пройдет в России 10 сентября 2017 года. Политологи объясняют мотивы, по которым выборы перенесли на осень, тем, что на этот период приходится самый высокий уровень социального самочувствия. Выборный цикл удлиняется вдвое: единый день голосования будет не два раза в год, а лишь один - во второе воскресенье сентября. От «перевода стрелок» на осень может выиграть как власть, так и оппозиция [5].
В соответствии с редакцией от 5 апреля 2013 г. № 40-ФЗ Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные округа образуются сроком на 10 лет, а участковые избирательные комиссии формируются сроком на 5 лет, а не накануне конкретных выборов, как было ранее.
Положительным и основополагающим принципом проведения выборов в России является то, что все они организуются и проводятся специальными органами -избирательными комиссиями. Этот факт действительно принципиален для российских выборов, поэтому в Федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 157-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми участковые избирательные комиссии (УИК), ранее формировавшиеся отдельно для каждых выборов, будут осуществлять свою деятельность на постоянной основе и формироваться сроком на пять лет (до 2018 года). В ближайшее время на территории страны должно быть образовано более 95 тысяч избирательных комиссий. Число членов комиссии зависит от количества избирателей на участке, но не может быть менее 3 и более 16 человек [6].
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обладает гораздо большим объемом полномочий, нежели член с правом совещательного голоса.
Член УИК с правом решающего голоса - лицо, которое участвует в принятии решений участковой
ZJ®
избирательной комиссии, в том числе голосует за решение о проведении итогов голосования на избирательном участке и подписывает протокол об итогах голосования.
Как известно, основная масса фальсификаций на выборах происходит на уровне участковых избирательных комиссий, поэтому в целях их предотвращения очень важно, чтобы членами УИК с правом решающего голоса стали добросовестные и ответственные граждане нашей страны.
Изложенное свидетельствует, что в настоящее время назрели такие изменения избирательного законодательства, которые позволили бы участникам выборов твердо усвоить, что только уважение к избирателю, его правам и интересам, знание путей решения накопившихся проблем дают возможность победить на выборах.
Также существует необходимость в периодической корректировке избирательного законодательства: убирать устаревшие нормы и добавлять актуальные. Однако зачастую постоянные изменения в избирательной системе, в особенности перед выборами, объясняются тем, что от избирательной системы в значительной мере зависят результаты выборов, и у партии власти всегда есть соблазн определить в свою пользу ее параметры.
Избиратель свою предвыборную кампанию связывает прежде всего с решением своих насущных проблем, а именно - с обеспечением граждан работой, здоровой экологией, медицинскими и образовательными услугами.
Литература
1. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2. Бузин А. Ю. О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
3. Колюшкин Е. И. Концепция модернизации избирательного и связанного с ним законодательства // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2011. № 1.
4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) /под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко. М.: НОРМА, 2003. 896 с.
5. Белуза А. Единый день голосования. URL: http://vybor-naroda.org/vyboryvrf/vybory2012. (дата обращения: 05.04.2013).
6. Российская газета. 2012. 5 окт., № 230.
V. V. Timofeev, R. E. Bikchurov
PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF ELECTORAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
The paper presents the assessment of the electoral legislation of Russia as the le-gal basis for the formation of state and local governments. Analyzes the major innovations in the legislation of the Russian Federation on elections and referendums are possible fixes to further improve it.
Key words: electoral legislation, election, imperfect laws, modernization.
TIMOFEEV Viktor Valer'evich - PhD, assistant professor Cheboksary branch of law Moscow Humanities and Economics University, Cheboksary. E-mail: [email protected]
BIKCHUROV Renat Eduardovich - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 342
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Сушенцова Валентина Георгиевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. Е-mail: [email protected]
Хакимова Анастасия Владимировна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
Статья посвящена истокам возникновения института общественного контроля, истории приобретения им правовой формы, выражающейся в закреплении в нормативно-правовых актах, а также сопоставлению общественного контроля в разные исторические периоды существования Российского государства.
Ключевые слова: общественный контроль, народный контроль, гражданское общество, субъекты общественного контроля, юридическая сила, государственный аппарат.
Правовое изучение того или иного общественного института не будет полным и результативным, если не исследовать исторические предпосылки его возникновения и не создать картину, позволяющую дать определение современному состоянию исследуемой проблемы.
«Ни одно государство не может полноценно функционировать без развитой системы общественного контроля, который проявляется в сложной системе сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей, в открытости и доступности государственных органов, их подотчетности всему народу» [6].
Формирование упорядоченной системы законодательства, создание и применение рычагов воздействия на общество в виде законов и систематизированных нормативно-правовых актов связаны именно с появлением советской власти и советской системы управ-
ления. Системой, существовавшей в СССР и сопоставимой с системой общественного контроля в РФ, являлась система народного контроля. Основным звеном в построении Советского социалистического государства являлся пролетариат, и общественный контроль взял свое начало прежде всего в сфере трудящихся - рабочего класса.
Первым нормативно-правовым актом, принятым с целью закрепления данной формы контроля, было Положение о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года. Согласно его юридическому содержанию, на предприятиях вводился рабочий контроль над производством и финансовой стороной предприятия. Контроль осуществлялся рабочими предприятий через выборные ими органы: комитеты, советы и т. д. Решения таких органов были обязательными к исполнению, а сами органы обладали весьма широкими полномочиями. Однако на смену общественной форме