чей не считают ее особенной среди других, а 3% работников здравоохранения и вовсе сочли ее незначительной. При этом явно напрашивается вопрос: «А можно ли назвать незначительными или приравнять по значимости торговлю, пошив одежды, ремонт обуви и т. д. к "оптимизации жизни людей, связанной со здоровьем, путем оказания фармацевтической помощи"?». А именно в этом видят смысл «Фармации» более 85,2% аптечных работников и 41% врачей, тем более что смысл собственного профессионального труда для большинства опрошенных провизоров и фармацевтов заключается «в облегчении боли и страданий людей, в осознании необходимости для общества, а также реализации как специалиста» В связи с этим представляется актуальным формирование и активное продвижение имиджа профессии, ее миссии не только для потребителей, но и внутри отрасли.
Исследование подтвердило необходимость, по мнению провизоров и врачей, базового образования и наличия диплома для занятия профессиональной деятельностью в сфере фармацевтических услуг, хотя опять-таки около 3% медиков уверены в обратном. Однако только четверть опрошенных работников здравоохранения и менее трети фармацевтов считают этот уровень соответствующим современным требованиям.
Высказанные респондентами пожелания указывают на потребность в знаниях новых лекарственных средств, прогрессивных методов лекарственного обслуживания, т. е. на необходимость соответствующей корректировки образовательных программ.
Наблюдается практически полное единодушие фармацевтических работников и врачей в том, что в основе «Фармации» должны лежать профессиональные факторы, а государство должно регулировать в первую очередь качество лекарственной продукции.
Настоящий уровень взаимодействия провизоров (фармацевтов) с врачами более высоко оценивают аптечные работники, большинство из них согласны с основными положениями Концепции фармацевтической помощи относительно своей роли в лекарственной терапии.
Интересно, что результаты опроса о видах вмешательства во врачебные назначения иркутских фармацевтических работников практически совпали с результатами подобного исследования в США: ошибки при прописывании, упущения при прописывании, лекарственное взаимодействие. Американцы экономически оценили эффективность такого вмешательства, которая составила при экстраполяции на 12-месячный период 589 дол. на одну аптеку, представляется, что в российских условиях цифра экономии была бы на порядок выше.
М. А. БАБАСКИН
аспирант
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В последние годы в Иркутской области, как и в ряде других регионов Российской Федерации, обострилась продовольственная проблема. Особенно тяжелая ситуация сложилась с производством в регионе молочной продукции. Только за 2001 г. производство молочной продукции в Иркутской области сократилось на 13% по сравнению с предшествующим годом. Большинство предприятий молокоперерабаты-
вающей промышленности региона находится в устойчивом депрессивном состоянии. Из 11 действующих молокоперерабатывающих предприятий только восемь закончили 2001 г. с положительным результатом, остальные работали с убытками. Восемь молокозаводов — нижнеудинский, жигаловский, киренский, балаганский и др. — остановлены и не возобновили свою работу.
В целом за последние 10 лет выработка молока в регионе сократилась с 685 тыс. т в 1991 г. до 467 тыс. т в 2001 г., тем самым оказалось нарушенным одно из условий продовольственной безопасности региона — удовлетворение потребностей населения Иркутской области в социально значимых продук-
тах питания — молоке и молочной продукции — за счет собственного производства.
Анализ потребления основных продуктов питания населением Иркутской области показывает, что в 1990-е гг. произошли существенные изменения в его уровне и структуре (табл).
Потребление основных продуктов питания в Иркутской области,
кг в год на душу населения
Виды продукции Рекомен- дуемая норма 1991 1996 1997 1998 1999 2000 2000, % к рекомендуемой норме
Мясо и мясопродукты 78 68 47 47 48 47 46 89
Молоко и моло-копродукты 390 284 170 160 170 162 160 41
Яйцо, шт. 291 277 176 188 200 166 172 89
Рыба и рыбопродукты 24 17 12 13 12 12 12 82
Сахар 38 33 24 24 23 24 24 63
Хлебопродукты 117 107 121 118 108 121 123 108
Масло растительное 13 8 9 9 9 9 9 71
Картофель 117 153 199 200 190 191 191 163
Овощи и бахчевые 119 68 89 66 86 63 61 81
С 1991 по 2000 гг. почти в два раза сократилось потребление продуктов с повышенным содержанием белка (мяса, молока, яиц и др.) и одновременно увеличилось потребление картофеля, круп и масла растительного в 1,2 раза. Если учесть, что и ранее в рационе населения Иркутской области — развитого промышленного региона с крайне неблагоприятной экологической обстановкой — не хватало 60% животного белка, до 30—50% витаминов и минеральных веществ, то становится объяснимым положение с демографическими изменениями, наблюдаемыми в последнее время. Среднее энергетическое питание жителя Иркутской области составляет 2200 ккал (в целом по России — 2300 ккал, что соответствует 47—50-му месту по калорийности питания в мире) при рекомендованной ФАО норме 3000 ккал. Специалисты Миннауки России и Минздрава России считают, что при сложившихся тенденциях в потреблении продуктов питания через 50—70 лет коренное население России может уменьшиться вдвое, и для разрешения сложившейся кризисной ситуации с состоянием здоровья населения России не-
обходимо прежде всего изменить структуру его питания, сформировавшуюся в последнее время.
Основной причиной снижения уровня потребления продовольствия и изменения его структуры является снижение платежеспособного спроса населения из-за опережающего роста цен над денежными доходами. Если привести эти показатели к сопоставимым ценам, то реальные среднедушевые доходы в 2000 г. составили лишь 48% к уровню 1990 г., среднемесячная зарплата — 33%, а покупательская способность среднедушевых денежных доходов по отношению к различным видам продуктов питания снизилась за этот период в 1,5—6,0 раз. Например, если на величину среднедушевого дохода в 1990 г. можно было купить 1221 л молока, то в 2000 г. только 293 л (24% от уровня
1990 г.) или 137 и 53 кг говядины (39% от уровня 1990 г.) и т. д.
Сложившаяся кризисная ситуация в сельскохозяйственном производстве и молокоперерабатывающей промышленности Иркутской области, с одной стороны, конечно, была обусловлена действием таких кризо-
4 Известия ИГЭА. 1 (30).
49
генных макроэкономических факторов, как инфляция, снижение экономической доступности продовольствия, либерализация внешнеторговой деятельности, межотраслевой диспаритет цен и т. п., однако, с другой стороны, и внутрирегиональными, внутрипроизводственными причинами, такими как сложившиеся в регионе низкие закупочные цены на сырье, которые повлекли за собой сокращение его производства, высокая стоимость переработки, локальный монополизм перерабатывающих предприятий.
Причин падения производства молочных продуктов достаточно много, их сложно ранжировать, ибо они в достаточной мере связаны. Связь эта выражается в том, что с
1991 г. и по настоящее время в изменившихся рыночных условиях так и не удалось создать нового, устойчивого, действенного организационно-экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе Иркутской области взамен существовавшего ранее. Десятилетиями складывавшиеся устойчивые производственные и экономические взаимосвязи между сельхозтоваропроизводителями и предприятиями молокоперерабатывающей промышленности оказались разрушенными, а попытки создания новой технологической цепи «производство-переработка», охватывающей весь процесс от получения молока-сырья до выработки конечного продукта, необходимого потребителю, в подавляющем большинстве случаев оказались малоэффективными, не устраивающими или сельхозтоваропроизводителей, или переработчиков.
В последние годы с целью разрешения сложившейся кризисной ситуации в производстве молочных продуктов производители сырья в Иркутской области стали самостоятельно создавать молокоперерабатывающие цехи небольшой мощности. Представление о переработке как о монополии, которое укоренилось в сознании сельхозтоваропроизводителей, a priori обусловливает негативное отношение сельчан к поставке сырья на молокоперерабатывающие предприятия, тем более что Иркутская область имеет обширную территорию и в регионе достаточно остро стоит проблема локальной монопсонии переработчиков.
В 2001 г. в области работало 57 молочных мини-цехов, на долю которых пришлось около 30% произведенной молочной продукции (90% от количества выпущенной на молочных мини-цехах продукции составляет один вид — пастеризованное молоко). В этих хозяйствах наращивание объемов переработки сырья на собственной базе происходит в форме стихийной адаптации к рынку на фоне деформированной системы расчетов между производителями сырья и перерабатывающими предприятиями. В таких условиях производство усложняется слабой технической оснащенностью, отсутствием денежных средств и квалифицированных кадров, большими потерями сырья.
Следует, однако, отметить, что в условиях несформировавшегося рыночного организационно-экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе организация переработки, хранения и сбыта собственного сырья сельскохозяйственными предприятиями имеет положительные стороны: возрастают доходы за счет существенного перераспределения денежных средств в пользу сельских производителей; реализационная цена продукции обеспечивает достаточно большие объемы продажи; ускоряется оборачиваемость денежных средств сельскохозяйственных предприятий.
Наряду с положительными моментами организация переработки сельскохозяйственного сырья на сельскохозяйственных предприятиях имеет и отрицательные стороны. Создание небольших перерабатывающих предприятий требует значительных финансовых ресурсов. Кроме того, из обращения сельскохозяйственных отраслей отвлекаются денежные средства, а действующие специализированные молокоперерабатывающие предприятия теряют возможность полностью загрузить свои производственные мощности. Расчеты показывают, что удельные капитальные вложения на строительство молочных мини-заводов мощностью до 5 т молока в смену в три раза выше аналогичных затрат на строительство завода мощностью 20—25 т молока в смену. Для малых цехов по переработке сельскохозяйственного сырья характерны недостаточная глубина этого процесса, суще-
ственные потери ценных компонентов, невысокое качество и узкий ассортимент конечной продукции, не в полной мере отвечающий пожеланиям потребителей.
Анализ объемов поставок молока-сырья на переработку за последние годы свидетельствует о наличии стабильной тенденции к снижению доли его комплексной промышленной переработки на специализированных молокоперерабатывающих предприятиях. Производственные мощности молокоперерабатывающих предприятий Иркутской области в 2001 г. использовались лишь на 15—40%, что, в свою очередь, отрицательно влияло на себестоимость производимой молочной продукции.
Таким образом, в результате сложившейся на сегодняшний день кризисной ситуации с производством молочной продукции в Иркутской области в проигрыше остаются как перерабатывающие предприятия — из-за дефицита сырья, так и сельскохозяйственные товаропроизводители — из-за невозможности организовать самостоятельную комплексную переработку молока-сырья и выпуск качественной молочной продукции в широком ассортименте. Следовательно, требуются поиск путей изменения сложившихся на сегодняшний день взаимоотношений сельхозтоваропроизводителей и предприятий молокоперерабатывающей промышленности, разработка комплекса мер по совершенствованию действующих и созданию новых организационноправовых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Иркутской области.
Одним из вариантов выхода из создавшегося положения может быть организация интегрированных агропромышленных формирований. Как показывает мировой опыт, именно агропромышленные объединения в различных организационных формах и при многообразии экономических моделей играют ведущую роль в производстве конечной продукции, причем в большинстве случаев именно промышленные предприятия выступают инициаторами интеграции.
В развитых зарубежных странах отмечается высокая степень концентрации переработки сырья. Так, на восемь крупнейших компаний США приходится более 50% сыроваренной продукции, около 30% цель-
номолочной и т. д. Во Франции концерн BSN-Gervais Danone вырабатывает более 1/3 сыра в стране. Кооператив «Нормандский молочный союз» вместе с акционерной компанией Preval производят более 20% сливочного масла, более 1/6 сухого молока в стране и т. д. В Японии три крупнейшие фирмы закупают у сельхозтоваропроизводителей более 60% молока. Таким образом, проблема состоит не столько в монопольном положении крупных перерабатывающих предприятий, сколько в системе взаимоотношений между ними и сельхозтоваропроизводителями.
За рубежом распространены различные виды взаимоотношений: долговременные контракты; организация комбинатов и объединений в виде акционерных обществ, холдинговых компаний; создание сельскохозяйственного производства торгово-промышленными фирмами; распространение акций перерабатывающих компаний среди сельхозтоваропроизводителей при ведущей роли промышленных фирм и т. д. Примечательно, что даже сельскохозяйственные кооперативные организации по своей сути подобны скорее корпорациям, нежели традиционным российским кооперативам.
Взаимоотношения между сельхозтоваропроизводителями и перерабатывающими фирмами за рубежом предусматривают выполнение требований переработчиков, инициаторов интеграции технологии производства сырья с проверкой выполнения условий контрактов на местах, а также соответствующую помощь с их стороны на определенных условиях, позволяющую сельхозтоваропроизводителям лучше выполнять требования контрактов.
В России также имеется опыт агропромышленной интеграции. Особенно быстрыми темпами этот процесс развивался в 1970-1980 гг. Однако его специфика заключалась в господстве государственной собственности и преобладании административных методов управления в АПК, включая и агропромышленные формирования (агрокомбинаты, объединения и т. д.), созданные в этот период. Такая система не может быть жизнеспособной в условиях приватизации государственной собственности и развития
рыночных отношений. В связи с этим вновь возник вопрос создания агропромышленных формирований, но нового типа с учетом многообразия форм собственности и приоритета экономических интересов при построении взаимоотношений между перерабатывающими предприятиями и сельхозтоваропроизводителями.
Примеры функционирования таких интегрированных агропромышленных формирований нового типа, обеспечивающих весь цикл производства молочной продукции, уже имеются в Пензенской, Пермской, Белгородской, Ростовской и других областях и регионах Российской Федерации. Положительный опыт производственно-хозяйственной деятельности данных интегрированных структур, а также богатая зарубежная практика убедительно доказывают перспективность и экономическую целесообразность формирования в агропромышленном комплексе Иркутской области интегрированных структур с замкнутым технологическим циклом производства молочной продукции (поле, ферма—перерабатывающие пред-приятия—оптовые базы—розничные торговые организации).
Такие структуры могут стать крепкими устойчивыми звеньями новой экономической системы, стабилизирующими конъюнктуру рынка молочной продукции Иркутской области. Создание интегрированных агропромышленных формирований будет способствовать объединению финансового, аграрного, промышленного и торгового капитала, консолидации потенциальных возможностей отдельных предприятий, снижению издержек производства, переработки, хранения и реализации молочной продукции, уменьшению финансового риска, а также выравниванию экономических условий для предприятий-участников за счет сбалансированного механизма перераспределения доходов, ликвидации (или значительного сокращения) неплатежей, сокращения налогового бремени путем сокращения посреднических звеньев при реализации товаров.
Главный макроэкономический эффект агропромышленной интеграции в АПК Иркутской области выражается в улучшении финансовых условий воспроизводства сель-
скохозяйственной продукции (молока-сырья) на базе существенного увеличения доли сельскохозяйственных производителей в совокупных доходах от производства и реализации молочной продукции.
В процессе осуществления агропромышленной интеграции, в зависимости от субъектов хозяйствования и их экономического состояния, могут быть использованы различные организационно-правовые формы интегрирования: корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы. Возможно образование простого товарищества с заключением договора о совместной деятельности. Особо необходимо отметить целесообразность создания предприятий холдингового типа с организацией хозрасчетных внутренних структур и жестким финансовым контролем.
При условии обеспечения гармонизации интересов всех партнеров технологического цикла производства, переработки и реализации молочной продукции, разработки и осуществления системы мер, обеспечивающих экономическую устойчивость интегрированных агропромышленных формирований, в качестве центров агропромышленной интеграции Иркутской области смогут выступить крупные, эффективно работающие перерабатывающие предприятия.
Для усиления методической поддержки при организации интегрированных агропромышленных формирований, в том числе и при выборе организационно-правовой формы и экономической модели объединения, возникает необходимость образования консалтинговых центров, что позволит осуществлять гибкую связь науки с производством. Чрезвычайно важной является разработка методической и нормативной документации, учитывающей территориальные особенности и социально-экономическую специфику аграрнопромышленного комплекса Иркутской области.
На первоначальном этапе интегрированным агропромышленным формированиям будет необходима и определенная поддержка со стороны государства. В краткосрочной перспективе достаточно продуктивным представляется использование следующих направлений и механизмов государственной поддержки интегри-
рованных агропромышленных формирований: приоритетное финансирование социально значимых программ создаваемых объединений (например, в рамках программы профилактики йоддефицита у населения Иркутской области финансирование выпуска йодсодержащей молочной продукции), льготное кредитование их проектов по реконструкции и техническому перевооружению, направленных на увеличение выпуска молочной продукции, обогащенной полезными для здоровья элементами и т. п.
Целесообразно введение следующих налоговых льгот: освобождение от налогов объединения на период становления; налогообложение интегрированных агропромышленных формирований, аналогичное сельхозтоваропроизводителям, при
соответствующих условиях (процент переработки собственного сельскохозяйственного сырья, уровень цен при реализации конечной продукции и т. д.); таможенные льготы на ввозимое оборудование и др.
Таким образом, при использовании отечественного и зарубежного опыта установления взаимовыгодных связей между сельхозтоваропроизводителями и предприятиями молокоперерабатывающей промышленности, а также при определенной поддержке со стороны государства можно преодолеть кризисные явления, которые сложились в производстве молочных продуктов в Иркутской области, путем осуществления институциональных преобразований в агропромышленном комплексе региона, создания интегрированных агропромышленных формирований.