моетью. Использование таких продуктов ускорит реализацию программ улучшения питания малообеспеченных слоев населения, учащихся, военнослужащих и других потребителей. Программы должны основываться на долевом использовании средств федерального и региональных бюджетов, его непосредственных участников - сельских товаропроизводителей, пищевых и перерабатывающих предприятий, коммерческих и банковских структур. Достижение устойчивости обеспечения населения продуктами питания требует государственного регулирования соотношения спроса и предложения на продовольственном рынке. Для этого необходимы обеспечиваемые государственными финансовыми ресурсами закупки у сельских товаропроизводителей не реализованных на рынке излишков продукции. Это позволит при возникновении по раз-личным причинам дефицита отдельных
видов продовольствия и повышения на них цен осуществлять товарные интервенции. Цены закупок и интервенции должны определяться на базе рыночных. Но при их падении до уровня, при котором не обеспечивается минимально необходимая доходность сельских товаропроизводителей, должны применяться гарантированные (защитные) цены. гг,. -, ;ЖЯ№' 4 «I:
В целом следует подчеркнуть, что с позиции государственного регулирования агропродовольственный комплекс как целое имеет свою собственную, индивидуальную специфику, свои закономерности функционирования и развития в отличие от других составляющих АПК. Вместе с тем в России в настоящее время проблема продовольственной безопасности решается без выделения агропродовольственного комплекса из полной системы агропромышленного производства.
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИИ В АПК КАК ФАКТОРА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ пгн МЕХАНИЗМОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
М.Г. Кудинова
Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе обусловлено необходимостью обеспечения технического, технологического, организационноуправленческого и экономического единства и непрерывности этапов производства, транспортировки, хранения и переработки молочной продукции. Здесь принципиально важным является выбор основного интегратора. Исходя из опыта развитых зарубежных стран (США, Западной Европы, Японии и др.), основными интеграторами зачастую являются перерабатывающие и иные индустриальные компании. В Японии таковыми во многом случаях выступают торговые фирмы, а в странах Северной Европы - крупные сельскохозяйственные кооперативы либо их объединения (союзы).
Отдельные сельхозтоваропроизводители в нашей стране, в том числе и в Алтайском крае, в силу своей неорганизованности, территориальной разобщенности, а
к
также финансовой и профессиональной слабости, как правило, не могут выступать основной формулирующей и направляющей силой агропромышленных объединений, даже несмотря на полученные в ходе приватизации пакеты акций перерабатывающих и агросервисных предприятий.
Если основными интеграторами выступает молоко перерабатывающее предприятие, то при создании объединения (холдинга) в первую очередь целесообразно ориентироваться на его производственные мощности и необходимый уровень их загрузки исходя из фактического и потенциального уровня платежеспособного спроса, наличия квалифицированных кадров и других факторов.
Участниками интегрированного агропромышленного формирования должны стать и сельхозтоваропроизводители включая фермерские и при необходимости личные подсобные хозяйства, обеспечивающие требуемую загрузку производств
венных мощностей молокоперерабатывающего предприятия.
Актуальной проблемой в реформировании АПК края остается создание гибких и глубоких интеграционных связей сельхозтоваропроизводителей с молокоперерабатывающим предприятием на основе создания модели холдинга.
Для начала остановимся на терминологии. В общем плане под «.интегрированной корпоративной структурой» (ИКС) понимается группа юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных (контрактных) отношений для достижения общих целей. Одной из организационно-хозяйственных форм ИКС в мировой практике являются холдинговые компании.
Интеграция (от латинского integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
В практике хозяйственной деятельности нередко оперируют понятиями «горизонтальная интеграция» и «вертикальная интеграция». Многие ученые по-своему трактуют эти понятия. Так, горизонтальная интеграция - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали» с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходную технологию. Вертикальная интеграция - производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конеч-
ного продукта; поставщиков, изготовителей, продавцов и потребителей продукции.
Происходящие в отечественном аграрном секторе социально-экономические преобразования, связанные с осуществлением аграрной реформы, формированием многоукладной экономики, развитием различных форм собственности и хозяйствования, реформированием системы государственного управления АПК, пока не дали положительных результатов. Более того, агропромышленный комплекс оказался в тяжелом кризисе, наиболее яркое проявление которого можно наблюдать в сфере производства и переработки молока.
В последние годы в сельском хозяйстве происходит неуклонное сокращение поголовья коров, низкой остается их продуктивность, допускаются значительные количественные и качественные потери молочной продукции на стадии «производство - переработка - потребление», возникают сбои в системе закупок и переработки молока, падает платежеспособный спрос и, как следствие всего этого, отмечается низкий уровень обеспечения населения молоком и молочными продуктами как по количеству, так и по качеству и ассортименту.
Одним из основных принципов рыночного механизма хозяйствования остается установление прямых связей между предприятиями взаимосвязанных отраслей. Причем развитие экономических взаимоотношений, например, сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятий возможно на основе взаимодействия через свободный рынок, заключение договоров и контрактов, путем установления административных связей на базе единой собственности. В новьгх экономических условиях для того, чтобы договора могли выступать как элемент организации производства и как совместное плановое решение, формирующее производственную программу сторон, они должны претерпеть ряд изменений, Кроме того, действенность договорной системы во многом зависит от уровня развития рыночной инфраструктуры.
В таких условиях важнейшими элементами государственной продовольственной политики выступают создание системы
распределения продовольствия и сельскохозяйственного сырья для более эффективного и быстрого продвижения продукции от производителя до потребителя, переход цивилизованных рынков, прежде всего к организованным оптовым продовольственным рынкам. Именно здесь более объективно могут складываться внутренние рыночные цены на молочные продукты, которые служат ориентиром для всех других каналов их сбыта. Но предприятия, получив право распоряжаться произведенной продукцией, на практике не готовы ее реализовать. В хозяйствах и районах не организованы маркетинговые службы, не функционируют отделы сбыта, нет практики рекламирования своей продукции, поиска потребителей. Отсутствует информационное обеспечение того, куда и по каким ценам можно продать продукцию с большей выгодой. Поэтому часто реализация продукции осуществляется по низким ценам, особенно скоропортящихся молочных продуктов. Хозяйства не имеют и не расширяют свою торговую сеть.
В сложившейся ситуации большую часть молока хозяйства продолжают реализовывать через заготовительные организации по ранее налаженным связям. Это вызвано трудностями с хранением скоропортящейся продукции, ее транспортировкой и отсутствием необходимой информации о ценах на продукцию в других регионах. Практически большинство сельскохозяйственных предприятий являются акционерами перерабатывающих предприятий. Однако это совсем не облегчает проблемы сбыта молока. Попытки повысить цену на сырье приводят к увеличению цены на продукты переработки сырья: масло, сыр и др., что резко сокращает их реализацию, и осложняются взаимоотношения между партнерами.
Кроме того, ряд специалистов и руководителей сельскохозяйственных предприятий предлагает вернуться к госзаказу. Но в условиях рынка государство не может быть посредником между производителями и потребителями. Кроме того, в современных условиях государство просто неплатежеспособно. Поэтому перерабатывающие предприятия становятся связую-
щим звеном между сельхозтоваропроизводителями и потребителями молочных продуктов.
Основными трудностями в работе перерабатывающей промышленности являются необеспеченность качественным сырьем и его высокая стоимость, неурегулированность взаимоотношений между поставщиками сырья, переработчиками и торговыми организациями; высокая плата за пользование кредитами, низкая платежеспособность населения.
Доля изношенного оборудования составляет в Алтайском крае более 40%. Инвестиционный процесс, обуславливающий развитие материально- технической базы, характеризуется острым дефицитом финансовых ресурсов у перерабатывающих предприятий, да и у государства.
Решение экономических проблем, связанных с переходом аграрной сферы экономики на рыночные отношения, вызывает необходимость поиска новых форм кооперации и интеграции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности с учетом достигнутого ими уровня развития и специфики сложившихся условий. Интеграция должна быть направлена на повышение экономической эффективности агропромышленного производства на базе современной технологии переработки сырья, на обеспечение населения высококачественными продуктами питания по доступным ценам.
Опыт агропромышленной интеграции ряда регионов России свидетельствует, что наиболее перспективна интеграция на базе отраслевых союзов, кооперативов, объединений на уровне административного района - это структуры первичного звена производства и переработки продукции, представленного коллективными хозяйствами, фермерами, крестьянскими подворьями., перерабатывающими предприятиями, обслуживающими, транспортными, торговыми и другими организациями. При этом всю систему экономических отношений пронизывают финансовый, информационный и товарный потоки, от их согласованного и четкого взаимодействия зависят результаты хозяйствования в АПК. При этом выигрывают все звенья: сельский товаро-
производитель - от изменения структуры цены на продукцию в его пользу, предприятия переработки - от увеличения объемов производства, торговля - от роста товарооборота, население - от стабилизации производства.
Существующие агропромышленные формирования не в полной мере отвечают интересам ее участников, Каждый их них ориентируется преимущественно на свои показатели работы, которые не связаны с достижением высоких конечных результатов объединения.
В новых условиях хозяйствования каждая организационная форма должна доказывать на практике свою жизнеспособность и эффективность. Отсюда следует, что для рационального функционирования всех звеньев агропромышленного формирования нужно, чтобы складывающиеся экономические взаимоотношения создавали у экономически и юридически самостоятельных участников интерес на всех взаимосвязанных и взаимозависимых стадиях воспроизводственного процесса.
За годы реформирования аграрной сферы экономики вследствие сложившегося диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и в силу ряда других причин внутреннего и внешнего характера производство молока стало экономически невыгодным.
Сельскохозяйственные товаропроизводители и перерабатывающие предприятия находятся в едином воспроизводственном процессе, работают на единый конечный результат, а следовательно, и их интересы должны быть гармоничными. Однако большинство перерабатывающих предприятий не желают делиться доходами, полученными от реализации конечной продукции, хотя зачастую они определяются количеством и качеством поставляемого сырья от сельскохозяйственных товаропроизводителей и от диктата уровня закупочных цен со стороны переработчиков. Это и вынуждает производителей сырья организовать собственные перерабатывающие цехи и производства, реализовывать продукцию на рынке, через разных рыночных агентов (посредников), что связано с немалыми потерями сырья и средств. По этой
же причине загрузка мощностей перерабатывающих предприятий из года в год снижается. А как результат происходит удорожание конечной продукции для потребителей.
В условиях новой системы хозяйствования основными регуляторами межотраслевых связей становятся рынок и его экономические законы, требующие разработки принципиально иной экономической сущности кооперации и интеграции предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. В ее основе лежат образование негосударственных форм собственности и хозяйствования, повышение заинтересованности производителя молочного сырья и его переработчиков в сотрудничестве, снижение потерь, улучшение качества продукции и в конечном счете рост эффективности производства.
Как показывает мировой и первый отечественный опыт, именно вертикально интегрированные объединения, направленные на удовлетворение спроса конечных потребностей, позволяют оптимальным образом использовать материальные и финансовые ресурсы участников, снижать издержки производства и реализации продукции за счет синергетического эффекта, обеспечивать развязку взаимозачетов внутри системы.
Создание интегрированных предприятий позволит не только объединить в единую систему производство, переработку и реализацию продукции на районном и региональном уровнях и тем самым достичь эффекта крупного производства, но и повысить оперативность, маневренность техническими, финансовыми и другими ресурсами, а также стабилизировать хозяйственные связи за счет упрощения взаиморасчетов между предприятиями-смежниками, связанными единой технологической цепочкой. Упростится процесс согласования интересов и взаимодействия между производством, переработкой и реализацией. В связи с этим уменьшатся неплатежи, улучшится финансовое положение. Кроме того, упорядочится налогообложение; обеспечится более полная загрузка производственных мощностей предприятий переработки; активизируется
работа по налаживанию связей с инвесторами; материально-технические и финансовые средства будут направлены в наиболее «узкие» места.
Таким образом, интегрированные предприятия способны защитить интересы участников перед другими субъектами рынка, снизить для них отрицательное воздейст-
вие конкуренции; организовать взаимное кредитование в рамках хозяйственного формирования, повысить устойчивость коммерческой деятельности; наладить на взаимовыгодной основе производственные связи по производству и переработке молока, по поставкам кормов, техники, горючего и т.д.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
М.Г. Кудинова -мглч-
Переход к рыночной экономике, предполагающей свободный обмен и многообразие форм собственности, негативно сказался на результатах деятельности ранее динамично развивающегося агропромышленного комплекса Алтайского края, в т.ч. и молочно-продуктового подкомплекса. Отсутствие опыта работы в условиях рынка, короткий адаптационный период и самоустранение государства от регулирования воспроизводственных процессов - все это без научно-обоснованной и взвешенной политики государства на фоне диспаритета цен, низкой платежеспособности населения и экономической и юридической нестабильности привело к разрушению прежних экономических связей между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями.
В последние годы в сельском хозяйстве края, несмотря на снижение поголовья коров, происходит повышение продуктивности в молочном животноводстве, отмечаются сбои в системе закупок и переработки сырья, падает платежеспособный спрос, как следствие - низкий уровень обеспечения населения молоком и молочными продуктами как по количеству, так и по качеству и ассортименту. При этом сокращение производства молока и молочных продуктов происходит более быстрыми темпами, чем уменьшение численности населения в крае, что свидетельствует о снижении его жизненного уровня и нарастающих продовольственном и производственном кризисах. Социальная значимость
уровня развития АПК, в т.ч. и его основных звеньев, состоит не только в обеспечении продовольственной безопасности региона, но и в обеспечении занятости сельских жителей, удельный вес которых составляет почти 47% (1,2 млн человек). Из них больше половины трудится в агропромышленном комплексе, и от того, как обстоят дела в этой сфере, зависит уровень их благосостояния.
Вследствие поспешности в осуществлении приватизации перерабатывающих предприятий, неотлаженности экономических и правовых взаимоотношений и ряда других причин оказались полностью разрушенными ранее сложившиеся производственно-хозяйственные связи между сельским хозяйством и молочной промышленностью. Действующая система экономических взаимоотношений предприятий по производству и переработке молока не в полной мере соответствует складывающимся рыночным условиям хозяйствования. В первую очередь это выражается в усилении монополизма перерабатывающей промышленности и торговли, вследствие чего увеличение розничной цены на молочную продукцию происходит не в производстве, а преимущественно в сфере переработки и обращения. Из-за диспаритета цен, взаимных неплатежей, ограничения кредитования, резкого сокращения государственного финансирования, введения необоснованных налогов и платежей обостряются противоречия между производителями молока и его переработчиками;