Перспективы развития института .
УДК 339.543
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС
Петрова Ирина Николаевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы, к.т.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье анализируются новации проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, посвященные институту классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Особое внимание уделено вопросам принятия предварительных классификационных решений
Ключевые слова: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности; предварительное решение о классификации товара
PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CLASSIFICATION OF COMMODITIES FOR CUSTOMS PURPOSE ON THE TERRITORY OF THE EAEU
Petrova Irina N.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Assistant Professor of commodity research and customs expertise, PhD, e-mail: [email protected]
In the article innovations of the draft Customs code of the Eurasian economic Union are analyzed, the Institute of the classification of goods in accordance with the single Commodity nomenclature of foreign economic activity ,being taken into account. Special attention is given to issues of adoption of preliminary decisions on classification of goods
Keywords: The Customs Code of the Eurasian Economic Union; Commodity nomenclature of foreign economic activity; preliminary decision on classification of goods
Для цитирования: Петрова И.Н. Перспективы развития института классификации товаров в таможенных целях на территории ЕАЭС // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 43-46.
Проект Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) одобрен распоряжением Евразийского межправительственного совета, в соответствии с которым установлен срок вступления Договора в силу не ранее 1 июля 2017 года [1]. Целью принятия ТК ЕАЭС является единое таможенное регулирование на территории Евразийского экономического союза. ТК ЕАЭС — новый важнейший акт, составляющий право Евразийского экономического союза.
Этот документ придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС), принятому в 2009 году. В целях совершенствования таможенного администрирования, упрощения таможенных операций, максимального содействия международной торговле в разработке проекта нового кодекса участвовали наряду с экспертами государств-участников ЕАЭС и представители предпринимательского сообщества. Одной из задач при разработке нового кодекса было сокращение отсылочных норм к национальному законодательству.
Новый свод таможенных правил значительно перераспределяет уровни регулирования в Союзе. Так, например, перечень вопросов, регулирующийся на наднациональном уровне, через решения Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссии), увеличился в 3 раза [2].
В связи с вышеизложенным проведение сравнительного анализа ТК ТС и ТК ЕАЭС, выявление правовых новаций по главным направлениям деятельности таможенных органов можно признать актуальным направлением исследовательской деятельности. Рассмотрим основные положения проекта ТК ЕАЭС, относящиеся к институту принятия предварительных решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Прежде всего следует отметить, что классификация товаров в таможенной практике - одно из ключевых направлений деятельности таможенных органов, связанное с проверкой таможенных деклараций, сопроводительных документов, обращением к научной и технической литературе, проведением экспертных исследований. Классификационная работа может проводиться на стадиях предварительной классификации, таможенного декларирования и стадии после выпуска товаров [4]. Вопросы применения ТН ВЭД ЕАЭС и классификации товаров регламентируются главой 3, ст. 19-27 ТК ЕАЭС.
По сравнению с ТК ТС (ст. 50) в новом своде таможенных правил впервые определено понятие ТН ВЭД ЕАЭС и более детально указаны цели ее применения. В ст. 19 ТК ЕАЭС
О ъ
А
Н
И
А
Ц И
я
S
У П
А
03
Л
hi
Н
И
hi А
Е
hi Н
Н
О
э
Д hi Я Н hi Л
Сг Н
О
п н сг
5
закреплено положение о том, что «ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров» [1]. Основные цели ТН ВЭД ЕАЭС - применение мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться при налогообложении товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов.
В числе основных новаций, отраженных в этой главе, наделение большими полномочиями Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссии) как единого постоянно действующего регулирующего органа ЕАЭС. В п. 2 ст. 19 определены функции Комиссии, в том числе утверждение ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснения к ТН ВЭД, а также ведение ТН ВЭД. Ранее функция ведения ТН ВЭД была возложена на Федеральную таможенную службу Российской Федерации (ст. 51, п. 4 ТК ТС).
Регулирующая роль Комиссии отражена и в ст. 22 ТК ЕАЭС, в соответствии с которой в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД Комиссия принимает решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов. Если Комиссией выявлена различная классификация товаров в принятых таможенными органами предварительных решениях о классификации товаров, в решениях или разъяснениях о классификации отдельных видов товаров, то она принимает решение о классификации отдельных видов товаров по собственной инициативе. В этом случае решения таможенных органов подлежат отмене со дня вступления в силу решения Комиссии.
Другой новацией в части классификации товаров в главе 3 ТК ЕАЭС является включение понятия «решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде», которое в ТК ТС не было отражено.
В ст. 21 ТК ЕАЭС определено, что таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде. Однако если порядок принятия предварительных решений о классификации товаров регулируется главой 3 ТК ЕАЭС, то порядок, форма и сроки принятия решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде,
по-прежнему - национальными законодательствами государств - членов Союза.
В п. 4 ст. 21 закреплено, что предварительные решения о классификации товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли соответствующие предварительные решения. Но предварительное классификационное решение в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, применяется и на территориях других государств-членов при таможенном декларировании в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Рассмотрим изменения в порядке принятия предварительного решения о классификации товаров, который регламентируется ст. 23-27 ТК ЕАЭС. В положении о том, кто принимает предварительное решение о классификации товаров, изменений не произошло. В ст. 23 ТК ЕАЭС как и в ст. 53 ТК ТС указано, предварительное решение о классификации товара принимает таможенный орган того государства-члена, где будет производиться выпуск товара при его помещении под таможенную процедуру. Новым положением в ТК ЕАС является уточнение, что для товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, это правило не применяется. Форма предварительного решения о классификации, порядок ее заполнения и внесения в такое решение изменений определяются Комиссией. В соответствии с ТК ТС Комиссия определяла только форму предварительного решения.
В ТК ЕАЭС отредактированы тексты с указанием сроков принятия предварительного решения (ст. 25), принятия нового предварительного решения, решения об отзыве предварительного решения (ст. 26); срока направления заявителю запроса о необходимости представления дополнительной информации (ст. 24). Например, уточняются временные границы: «не позднее 30 календарных дней», а не «в течение 30 календарных дней», как указывалось ранее.
В ст. 24 ТК ЕАЭС с уточнениями сформулировано положение о сроках представления заявителем дополнительной информации в случае, если при подаче заявления представленных сведений оказалось недостаточно для принятия предварительного решения о классификации товара. В ст. 54 ТК ТС определено, что дополнительная информация должна быть представлена в течение 60 календарных дней со дня письменного уведомления заявителя. Данная формулировка послужила причиной коллизии, рассмотренной Высшим арбитражным судом Российской Федерации [5].
А именно, общество с ограниченной ответственностью «Глория» (Москва) обратилось в суд с иском о признании недействующим пункта 48.8 Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных
Перспективы развития института
органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760 (далее - Регламент), как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза.
Согласно пункту 48.8 Регламента документы и сведения, запрошенные таможенным органом, могут быть переданы в сроки, необходимые заявителю для их представления, но не превышающие 60 календарных дней с даты регистрации ФТС России (уполномоченным таможенным органом) уведомления о дополнительной информации. Оспаривая этот пункт Регламента, представитель общества с ограниченной ответственностью «Глория» в судебном заседании пояснил, что п. 48.8 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку противоречит п. 3 ст. 54 Таможенного кодекса Таможенного союза, срок для предоставления дополнительной информации исчисляется со дня письменного уведомления заявителя. Суд принял решение о признании пункта 48.8 Регламента не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза и отмене его.
Во избежание повторения подобных случаев в новом своде таможенных правил предусмотрена следующая формулировка в ст. 24: «Дополнительная информация должна быть представлена не позднее 60 календарных дней со дня регистрации таможенным органом направленного заявителю запроса о необходимости представления дополнительной информации».
В сравнении с ТК ТС следует рассмотреть еще одну правовую новацию ТК ЕАЭС о внесении изменений в предварительное решение о классификации товара, прекращении его действия или отзыве. В п. 3 ст. 56 ТК ТС определено, что основаниями для изменения предварительного решения являются:
- выявление таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения;
- принятие таможенными органами решений или разъяснений по классификации отдельных видов товаров.
Решение о его изменении вступает в силу в указанный в этом же документе срок. К примеру, таможенный орган ошибся при принятии решения и изменил классификационный код, по которому ставка пошлины будет выше прежней. В этом случае участник ВЭД может понести значительные убытки.
На наш взгляд, после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза ситуация для участников ВЭД изменится.
В соответствии с п. 2 ст. 26 ТК ЕАЭС единственным основанием для внесения изменений в предварительное классификационное решение является
выявление таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии этого предварительного решения и не влияющих на сведения о коде товара по ТН ВЭД. Решение о внесении изменений в предварительное решение вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения. Данное положение не ущемляет интересы участников ВЭД, поскольку классификационный код не изменяется, следовательно, не нужно производить перерасчет таможенных платежей.
В отношении прекращения действия предварительного решения в ТК ЕАЭС по сравнению с ТК ТС детализированы причины и изменены сроки прекращения действия предварительных решений. В соответствии с п. 3 ст. 26 ТК ЕАЭС основаниями прекращения действия предварительного решения являются следующие случаи:
- заявитель представил документы, содержащие недостоверные и (или) неполные сведения;
- таможенными органами выявлены ошибки, допущенные при принятии предварительного решения и влияющие на классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС.
В первом случае предварительное решение прекращает действие со дня его принятия. И это вполне оправданно, так как прекращение действия предварительного решения произошло по вине заявителя. Во втором случае, чтобы смягчить возможные негативные последствия для участников ВЭД, предварительное решение прекращает действие со дня принятия решения о прекращении действия предварительного решения о классификации товара.
Однако, если сравнить эту правовую норму с зарубежным законодательством, то мы видим, что, например, в Европейском союзе (ЕС) законодатель максимально защищает экономических операторов ЕС, предоставляя им возможность в случае отмены неправильного кода, указанного в предварительном классификационном решении, производить таможенное оформление товаров в течение последующих 6 месяцев на основании ранее выданного классификационного решения в рамках исполнения обязательств по ранее заключенным контрактам на поставку товаров [6].
Проведение сравнительного анализа ТК ТС и ТК ЕАЭС в отношении института классификации товаров позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Рассмотренные нововведения в ТК ЕАЭС в части принятия предварительных решений по классификации товаров, решений и разъяснений о классификации отдельных видов товаров в целом можно оценить как соответствующие концепции максимального содействия торговле, упрощения таможенных процедур и направленные на повышение эффективности деятельности таможенных органов, осуществляющих деятельность по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
2. Ст. 21 ТК ЕАЭС, которая впервые ввела положение о том, что таможенные органы могут
принимать решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, носит информационный характер. Порядок и форма принятия решений о классификации данных товаров регулируются национальными законодательствами государств-членов о таможенном регулировании.
3. Законодательно не решена проблема, заключающаяся в том, что предварительные решения о классификации товаров применяются только на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения. Исключение сделано для товаров, помещаемых под таможенную процедуру транзита, что вполне логично.
Библиографический список:
1. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 16.11.2016 № 19 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».
2. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasionkomission.org (дата обращения: 24.12.2016).
3. Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17 // ИПС «КонсультантПлюс».
4. Петрова И.Н. Роль предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при осуществлении таможенного контроля // Таможенные чтения-2016. Мировые интеграционные процессы в современной науке: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. Т. 1. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2016. С. 131-138.
5. Решение Высшего арбитражного суда Российской Федерации № ВАС-15607/13 от 26.05.2014. // СПС «Электронное правосудие».
6. Гошин В.А. Классификация товаров в Европейском союзе // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2015. № 9. С. 16-27.