Научная статья на тему 'Перспективы развития и совершенствования социально ориентированной экономики посредством муниципального заказа'

Перспективы развития и совершенствования социально ориентированной экономики посредством муниципального заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонов Владимир Александрович, Ермалюк Алина Александровна

Статья раскрывает эффективность и социальную значимость муниципального заказа как инструмента увеличения объемов жилищного строительства в условиях социально ориентированной экономики. Муниципальный заказ рассматривается с точки зрения экономической категории и элемента стратегического управления социально-экономическим развитием города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трифонов Владимир Александрович, Ермалюк Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития и совершенствования социально ориентированной экономики посредством муниципального заказа»

В заключение можно сказать, что совершенствование методик финансового анализа и активное его применение для обоснования управленческих решений позволит повысить инвестиционную прозрачность и привлекательность предприятий, укрепить их финансовое положение на рынке капитала, предотвратить потенциальное банкротство и создать необходимые условия для устойчивого развития бизнеса в долгосрочной перспективе.

Список литературы:

1. Ендовицкий Д.А. Бочарова И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика. -М.: Кнорус, 2011.

2. Шеремет А. Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБР-БИНФА», 2012.

3. Шеремет А. Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011.

УДК 005

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ ПОСРЕДСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА Трифонов Владимир Александрович, к.э.н., доцент Ермалюк Алина Александровна, студентка, гр. 17180 Россия, г. Юрга, Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета

Статья раскрывает эффективность и социальную значимость муниципального заказа как инструмента увеличения объемов жилищного строительства в условиях социально ориентированной экономики. Муниципальный заказ рассматривается с точки зрения экономической категории и элемента стратегического управления социально-экономическим развитием города.

Ключевые слова: социально ориентированная экономика, муниципальный заказ, менеджмент, стратегическое направление, местный бюджет, инвестиции.

PROSPECTS OF IMPROVING SOCIALLY ORIENTED ECONOMICS BY MEANS OF MUNICIPAL ORDERS VladimirA.Trifonov, PhDinEconomics, AssociateProf.

Ermalyuk Alina Aleksandrovna, student group of 17180 Russia, Yurga Institute of Technology (Affiliate) of Tomsk Polytechnic University

Abstract. The paper reveals the efficiency and social significance of municipal orders as a means of increasing home construction activity in conditions of socially oriented economics. Municipal orders are viewed as an economic cate-

gory and an element of strategic management of a city social and economic development.

Key words:socially oriented economics, municipal orders, management, strategic sector, local budget, investment.

Необходимость изучения социально-экономического содержания категории "муниципальный заказ" в теории и практике современного менеджмента определяется рядом важных факторов, среди которых следует, прежде всего, отметить особый субъектный состав участников экономических отношений по поводу муниципального заказа: органы местного самоуправления (заказчик) и предприятия разных форм собственности, в том числе муниципальные (исполнители), которые должны действовать в интересах всего местного сообщества [1].

Одной из основных функций муниципальной власти является предоставление населению социально значимых товаров и услуг в условиях социально ориентированной экономики, функционирование которой призвано в первую очередь удовлетворять потребности человека, семьи, людей в материальных и духовных благах, обеспечивать социальное развитие, гарантировать социальную справедливость [2].

Муниципальный заказ как экономическая категория - это разграничение функций заказчика и исполнителя (поставщика, подрядчика), активное привлечение к проведению работ предприятий и организаций различных форм собственности, способствующее созданию конкурентной среды, ограничению роста цен (тарифов), ориентации предприятий на экономические стимулы деятельности и повышению качества работы в муниципальном хозяйстве [1].

Муниципальный заказ является элементом управления социально - экономическим развитием города, поскольку с помощью него могут решаться различные задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие отдельных видов услуг, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, поддержка местного производителя или подрядчика, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг [3].

Муниципальное образование, как общественно необходимая организация, обуславливает наличие определенных потребностей, которые в первую очередь связанны с осуществлением им определенных функций. Исходя из этого, муниципальное образование следует считать полноправным субъектом рынка, который в праве приобретать для своих нужд общественные блага, тем самым формируя новый рынок муниципальных закупок.

В условиях рыночных отношений целесообразно будем отступать от плановых, жестко регламентированных поставок продукции. Необходимо переключаться на приобретение товаров в среде, где перед покупателем

всякий раз открываются широкие возможности выбора из многочисленных предложений поставщиков.

В экономической системе города муниципальный строительный заказ выполняет ряд важнейших функций, способствуя активному взаимодействию между муниципалитетом и организациями инвестиционно - строительного комплекса, долгосрочным устойчивым взаимоотношением, что является положительным моментом в области обеспеченности работы [3].

Законодательство в сфере муниципального заказа для государственных и муниципальных нужд основано на определенных положениях Бюджетного и Гражданского кодексов РФ, действующего Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №ФЗ - 94 от 21.07.2005г. и прочих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области проведения торгов.

Методологические принципы исследования заказной системы хозяйствования содержатся в работах, посвященных теории и практике государственного и муниципального заказа, таких экономистов, как В. Азовцев, А. Демин, А. Дынкин, В. Иванченко, В. Масленников, С. Никитин, А. Поро-ховский, В. Слободник, В. Третьяк и других исследователей.

Между тем, комплексная программа «Развитие жилищного строительства» в Кемеровской области на 2011 - 2015 г.» (протокол совещания от 16.08.2010г.№ ВП-П9-43пр) «освещает» ряд проблем, одной из которых является неудовлетворительные объемы и темпы жилищного строительства в муниципальных образованиях области. Программа разработана во исполнение Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 августа 2010 года №ВП-П9-43пр и в соответствии с методическими рекомендациями к региональным программам стимулирования развития жилищного строительства, разработанными Минрегионом России [4].

Задача увеличения объемов жилищного строительства может быть решена по средствам «муниципального заказа». Тем самым обусловлена актуальность выбранной статьи.

Цель статьи - показать социально-экономическую эффективность муниципального заказа как эффективного инструмента увеличения объемов жилищного строительства на примере предприятия ООО «Юстрой» г.Юрги Кемеровской области.

ООО «Юстрой» существует с 1996 года. За этот период предприятие прошло период становления и на сегодняшний день занимает почетное место ведущей строительной организации г.Юрга. ООО «Юстрой» располагает высококвалифицированным административно-управленческим и инженерно-техническим персоналом, что позволяет реализовать проекты высокого качества в максимально короткие сроки. С начала своей деятельности ООО «Юстрой» осуществило строительно-монтажные и отделочные

работы зданий и сооружений жилого, социального, коммерческого характера и медицинского назначения.

В последние годы строительная отрасль города Юрги развивается динамичными темпами. С 2001 года наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал, объемов подрядных работ.

Тем не менее, согласно муниципальной долгосрочной целевой программе «Жилище» на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации города Юрги от 12.09.2012 № 1621, одной из приоритетных задач является обеспечение роста объемов жилищного строительства. По состоянию на 01.08.2012г. по городу Юрга на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 1903 семьи, из них: на получение жилья по договору социального найма - 1132 семьи, граждане желающие улучшить жилищные условия за счет бюджетных займов - 653 семьи, участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» -118 семей [5].

Медленные темпы обеспечения жилыми помещениями вышеперечисленных категорий граждан объясняются недостатком ежегодно выделяемых бюджетных средств. За 2013 год планируется ввести 28074 кв. метров жилья, тем самым улучшить жилищные условия 383 семей [5]. Объемы финансирования на 2013 год из средств городского бюджета составляют 41,606 млн. руб, учитывая данный показатель можно рассчитать, что данного финансирования будет достаточно, чтобы построить и ввести в эксплуатацию 3 малоэтажных жилых дома. Следовательно, по итогу получения муниципального заказа, будет создано порядка 15 новых рабочих мест. Стратегическим управлением как функции менеджмента предприятия ООО «Юстрой», направленной на долгосрочные цели его развития является механизм муниципального заказа, что в свою очередь, дает возможность предприятию в создании новых и сохранению уже имеющиеся рабочих мест, обеспечении своевременной выплаты заработной платы, предоставлении работникам предприятия возможности в реализации своих социально-экономических гарантий и. т. п. Кроме того, дополнительные отчисления в местный бюджет составят 300 тыс. рублей, что подчеркивает экономическую сущность муниципального заказа как регулятора социально ориентированной экономики.

Как ведущая строительная организация ООО «Юстрой» ежегодно участвует в муниципальных торгах. За 2013 г. ООО «Юстрой» выиграно 5 тендеров на строительство многоквартирных жилых домов с последующей передачей квартир, по итогам, которых заключены муниципальные контракты. Как участник муниципальных торгов ООО «Юстрой» выполняет условия соответствия определенным требованиям: наличие свидетельства о вступлении в саморегулируемую организацию (СРО) с указанием перечня разрешенных видов работ; наличие перечня ранее выполненных инженерно-геологических и инженерно-геофизических изысканий; наличие ос-

новных фондов, кадрового состава и механизмов; наличие рекомендательных писем и положительных отзывов.

Стратегическим направлением для строительного комплекса города Юр-ги в ближайшие годы является увеличение объемов жилищного строительства, что позволит решить важнейшую социальную задачу - обеспечение жильем жителей города.

Таким образом, с учетом утвержденной муниципальной долгосрочной программы в области строительства «Жилище» на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации города Юрги от 12.09.2012 № 1621, муниципальный заказ сегодня - это гарант социальной стабильности в обществе, а главное, эффективный инструмент, способствующий росту темпов жилищного строительства и устойчивого развития предприятия.

Список литературы

1. Баранчиков В. А. Муниципальное право: Учебник для вузов. - М. : ЮНИТИ -ДАНА, 2000.- 383 с.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 512 с.

3. Сахарнова В.Н. Управление муниципальной собственностью и муниципальный заказ. // Законодательство и экономика, 2001 № 6. // Консультант Плюс.

4. Комплексная программа «Развитие жилищного строительства в Кемеровской области» на 2011 - 2015 г. - 88с.

5. Постановление Администрации города Юрги от 12.09.2012г. № 1621 от утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2013-2015 годы -19с.

УДК 657:025.11 (470+571)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ Тунина Марина Николаевна, ассистент Рюмина Ангелина Владимировна, студентка России, Ставропольский государственный аграрный университет

Аннотация: Целью выполнения данной работы является поиск оптимальных для российской рыночной экономики путей совершенствования бухгалтерской отчетности.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, Международные стандарты финансовой отчетности.

WAYSTO IMPROVEFINANCIAL REPORTING IN RUSSIA

Tunina Marina N., assistant Ryumina Angelina V., a student Russia, Stavropol, Stavropol State Agrarian University

Abstract: The aim of the present work is to find the optimum for the Russian market economy, ways to improve the financial statements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.