Научная статья на тему 'Проблемы реализации социально-экономической политики в регионе и моногороде Юрга'

Проблемы реализации социально-экономической политики в регионе и моногороде Юрга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНОПРОФИЛЬНЫЙ ГОРОД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / MONOTOWN / SOCIO-ECONOMIC POLICY / BUDGET / MUNICIPAL MANAGEMENT / PRODUCTIVITY / INVESTMENT ATTRACTION / EMPLOYMENT / VALUE ADDED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефременков Андрей Борисович, Трифонов Владимир Александрович

В статье рассматриваются состояние и перспективы реализации социально-экономической политики Кемеровской области и монопромышленного города Юрги. Определена основа развития моногорода поддержка экономического роста, эффективное муниципальное управление, рост производительности труда и повышение инвестиционной привлекательности города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementING socio-economic policy in the region and in the monotown OF Yurga

The article discusses the status and prospects of implementating the socio-economic policy of the monoindustrial town ofYurga. Theframework for monotown development has been defined as follows: support of economic growth, efficient municipal management, productivity growth and increase in the investment attractiveness of the town.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации социально-экономической политики в регионе и моногороде Юрга»

УДК 332

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ И МОНОГОРОДЕ ЮРГА

А. Б. Ефременков, В. А. Трифонов

PROBLEMS OF IMPLEMENTING SOCIO-ECONOMIC POLICY IN THE REGION AND IN THE MONOTOWN OF YURGA

A. B. Efremenkov, V. A. Trifonov

В статье рассматриваются состояние и перспективы реализации социально-экономической политики Кемеровской области и монопромышленного города Юрги. Определена основа развития моногорода - поддержка экономического роста, эффективное муниципальное управление, рост производительности труда и повышение инвестиционной привлекательности города.

The article discusses the status and prospects of implementating the socio-economic policy of the monoindustrial town ofYurga. Theframework for monotown development has been defined as follows: support of economic growth, efficient municipal management, productivity growth and increase in the investment attractiveness of the town.

Ключевые слова: монопрофильный город, социально-экономическая политика, бюджет, муниципальное управление, производительность труда, инвестиционная привлекательность, занятость, добавленная стоимость.

Keywords: monotown, socio-economic policy, budget, municipal management, productivity, investment attraction, employment, value added.

Год назад обществу была представлена стратегия преобразований, обозначены ориентиры, которые необходимо достигнуть к 2018 году, намечены конкретные действия, которые нужно предпринять для того, чтобы достичь этих показателей, а значит, сделать жизнь людей лучше, а экономику - эффективнее.

Достичь этих целей удастся за счёт более эффективного государственного, муниципального управления, роста производительности труда и инвестиционной активности в экономике. Рассмотрим, как эти цели решаются в монопрофильном городе Юрга Кемеровской области.

Проблемность монопрофильных городов и поселков городского типа (далее - моногородов) заключается прежде всего в том, что их настоящее и будущее полностью зависит от состояния и перспектив развития градообразующего предприятия, от политики собственника предприятия в отношении своего бизнеса, с одной стороны, и с другой - от политики, которую проводит государство в отношении моногородов. Местная муниципальная власть не имеет официальных рычагов влияния на судьбу градообразующего предприятия. Градообразующие промышленные предприятия моногородов мало вкладывали средств в развитие производства. Основные фонды устарели морально, значительно износились физически.

В глобальном мире невозможно конкурировать, владея технологиями вчерашнего дня. В этом смысле вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) станет большим испытанием для России. Конкуренция на внутреннем рынке значительно усилится. Для того, чтобы ее выдержать, необходимо использование современных технологий. Последнее направление сыграет важную роль в формировании мощного импульса роста городской экономики, поскольку внедрение новых технологий обеспечит повышение эффективности производства.

Для внедрения новых технологий необходимы инвестиции. При этом главным инвестором являются сами производственные предприятия, на долю которых приходится почти две трети всего объема инвестиций. Но финансовые возможности предприятий весьма ограничены. Объем амортизационных отчислений не превышает 3 % объема основных фондов. Выйти на устойчивый экономический рост возможно только при условии прироста инвестиций на уровне не ниже 20 % в год [1].

Безусловно, политика поддержки экономического роста, стимулирования инвестиционной и инновационной активности потребует существенного повышения роли государства, региональной и местной власти за счет: повышения эффективности использования муниципального имущества; диверсификации экономики; поиска новых торговых партнеров; повышения эффективности муниципальных предприятий; увеличения производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; создания инновационной продукции. Приведем статистику основных показателей развития экономики Российской Федерации, Кемеровской области и города Юрги в сравнении (таблицы 1, 2, 3).

С 2001 по 2007 год экономика страны развивалась высокими темпами, но в 2012 г. в экономике РФ, Кемеровской области и города Юрги наблюдался спад темпов роста по ключевым показателям. Не были задействованы более глубокие факторы, такие как: повышение деловой активности, защита прав собственности, укрепление доверия к государству со стороны бизнеса и к бизнесу со стороны общества.

Необходима модернизация экономики, принятие комплекса мер по созданию рынка интеллектуальной собственности.

Кроме того, нужно создать механизмы, превращающие знания и изобретения в коммерчески успешные продукты, обеспечивающие продвижение инно-

вационных разработок от начального этапа до вне- образование, то есть фаза генерации знаний. Еще при-

дрения. Элементы такой системы в России есть. По мерно треть (33 %) идет на жилищно-коммунальное

оценкам специалистов, из всех бюджетных расходов, хозяйство, социальную политику и управление. А на направляемых на инновации, более 40 % получает поддержку коммерциализации - только 1 %.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики РФ в 2011 - 2012 гг. (в %) к соответствующему периоду предыдущего года

Основные показатели развития экономики в Российской Федерации 2011 год 2012 год *

ВВП 4,3 3,5

Индекс потребительских цен, на конец периода, за период 6,1 7,0

Индекс промышленного производства 4,7 3,6

Индекс производства продукции сельского хозяйства 22,1 -4,4

Инвестиции в основной капитал, % 8,3 5,5

Ввод в действие жилых домов 6,6 6,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения 0,8 3,0

Реальная заработная плата 2,8 9,1

Оборот розничной торговли 7,0 6,1

Объем платных услуг населению 3,0 3,6

Экспорт товаров, млрд долл. США 522,0 534,2

Импорт товаров, млрд долл. США 323,8 342,7

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 109,3 109,0

Примечание: * - оценка Минэкономразвития России.

Таблица 2

Основные показатели развития экономики Кемеровской области в 2011 - 2012 гг.

Основные показатели развития экономики Кемеровской области 2012 г. в % к 2011 г.

Индекс промышленного производства 98,1

Работы, выполненные по виду деятельности «Строительство», млрд рублей 114,1 101,1

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 общей площади 1086,4 100,3

Продукция сельского хозяйства, млрд рублей 37,9 84,5

Оборот розничной торговли, млрд рублей 311,5 102,1

Оборот оптовой торговли, млрд рублей 564,6 93,5

Оборот общественного питания, млрд рублей 13,5 108,4

Объем платных услуг населению, млрд рублей 79,6 100,1

Индекс потребительских цен 105,8

Среднедушевые денежные доходы населения, рублей 18136 108,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения 101,3

Таблица 3

Основные показатели развития экономики моногорода Юрги в 2011 - 2012 гг.

№ п/п Основные показатели развития экономики моногорода Юрги 2011 год 2012 год

1 Среднегодовая численность населения, чел. 81315 81285

2 Численность населения, занятого в экономике, чел. 38400 38200

3 Численность работников градообразующих предприятий, чел. 5727 5661

4 Доля работающих на градообразующих предприятиях в общей численности населения, занятого в экономике, % 14.9 14.8

5 Доля работающих на предприятиях прочих (непрофильных) отраслей в общей численности населения, занятого в экономике, % 85.1 85.2

6 Численность работников малых предприятий, чел. 4605 4608

7 Доля работающих на малых предприятиях в общей численности населения, занятого в экономике, % 12 12.1

8 Число официально зарегистрированных безработных, чел. 1265 998

9 Уровень зарегистрированной безработицы, % 2.4 2.1

Продолжение таблицы 3

10 Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, рублей 16407 19066

11 Реальная среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, % 108.1 109.8

12 Индекс промышленного производства, % 122.9 103.2

13 Индекс промышленного производства моно отрасли, % 90.9 133.4

14 Доля градообразующих предприятий в общем объеме отгруженной продукции, % 51.2 51.5

15 Доля малых предприятий в общем объеме отгруженной продукции, % 29.5 30

16 Общий объем налоговых поступлений от реализации инвестиционных проектов в муниципальный бюджет, млн руб. 85 89

17 Объем привлеченных внебюджетных инвестиций по реализуемым инвестиционным проектам, млн руб. 3894.6 1471.75

Структура расходов местных бюджетов РФ в 2012 году представлена на диаграмме, по состоянию на 01.01.2013 г.

По отношению к 2011 году структура основных расходов местных бюджетов 2012 года изменилась. Выросла их доля на образование (+3,8 п.п.), на управление (+0,5 п.п.), на культуру (+0,2 п.п.), на социальную политику (+0,1 п.п.) при снижении доли расходов на здравоохранение (-4,6 п.п.) и на ЖКХ (-3,7 процентных пункта).

В этой связи особого внимания заслуживает проект создания инновационного центра «Сколково». Он предполагает формирование модели, обеспечивающей создание, производство и коммерциализацию инноваций. Этот опыт можно и нужно будет тиражировать, в т. ч. - в рамках уже существующих научных и технологических центров.

Так, в 2007 году в г. Юрга при Юргинском технологическом институте Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ НИ ТПУ) был создан бизнес-инкубатор ООО «Бизнес-инкубатор «Юрга - Технология - Инновация» для обеспечения занятости студентов, реализации инновационных научных проектов, поддержки начинающих предпринимателей путем предоставления услуг, необходимых для становления их бизнеса. В целях содействия созданию новых предприятий и поддержки существующих, а также содействия взаи-

мовыгодному сотрудничеству промышленных предприятий и городской администрации, для улучшения инвестиционного климата в городе созданы и осуществляют свою деятельность Муниципальный фонд поддержки промышленности и предпринимательства, Совет по инвестиционной деятельности, Совет по поддержке и развитию предпринимательства [2].

Основа развития ЮТИ НИ ТПУ - связь с предприятиями. 2013 год для университета был очень плодотворным в плане удачных совместных проектов с крупными российскими и западными корпорациями. Удалось привлечь к сотрудничеству ряд солидных компаний, которые согласны не только покупать разработки, но и готовы вкладывать деньги в развитие университета, участвовать в создании новых образовательных программ. Такое сотрудничество осуществляется как с давними партнёрами, такими как ОАО «Газпром», так и с новыми, взаимодействие с которыми начато в последнее время.

Одним из таких является передовая российская компания «Р-Фарм», которая на современном уровне занимается фармакологией и биоинженерией. В настоящее время в университете создан образовательный центр для подготовки специалистов для данной компании. Более того, в рамках этого проекта была разработана уникальная программа подготовки магистров.

Диаграмма. Расходы местных бюджетов РФ в 2012 году, % | Вестник КемГУ 2014 № 1 (57) Т. 2

Аналогичное соглашение университет подписал с компанией «СИБУР холдинг», финансирующей создание международной лаборатории, которой сейчас руководит бельгийский специалист. Совместными усилиями с СИБУРом организован специальный образовательный центр. Подписан трёхсторонний договор с компанией «Росатом». Согласно этому документу, Росатом обязуется финансировать научно-образовательный центр при университете по подготовке специалистов для зарубежных компаний-партнёров. В частности, первым этапом станет подготовка специалистов из Вьетнама.

Планируется создание образовательно-отраслевого кластера по подготовке рабочих и специалистов среднего звена, а также инженерных кадров на основе предприятий ОАО «Газпром» и научно-образовательного комплекса Томской области.

Необходимо отметить, что мировой финансово-экономический кризис особенно обострил имеющиеся проблемы в моногороде Юрга, которые являются характерными и типичными и для других моногородов РФ: разрыв производственных связей, износ оборудования, тесная связь инфраструктуры города с работой градообразующего предприятия и т. д. Серьезные проблемы возникли в промышленности и финансовой сфере. Обострилась проблема взаимных платежей. Эти проблемы являются малоисследованными, отсутствуют методология и инструментарий их решения, вследствие чего, снижается эффективность функционирования монопрофильных городов.

Несмотря на все трудности последующих лет, городу удалось не только сохранить промышленный, интеллектуальный потенциал, но и развить сеть учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты. Построено и реконструировано много жизненно важных городских объектов: строительство моста, ремонт железнодорожного вокзала, реконструкция панельных домов серии 1-335 ПК.

Основой этих позитивных изменений является развитие реального сектора экономики города, в котором необратимое движение приобрела модернизация, основанная на привлечении инвестиций и создание новых производств. В период с 2000 по 2012 год объем промышленного производства вырос в 2 раза; инвестиции и средняя заработная плата выросли в 10 раз; доля юргинцев с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась более чем в 2 раза; ежегодно в городе создается порядка 500 - 600 новых рабочих мест.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года индекс промышленного производства по полному кругу организаций-производителей по городу за 2012 год составил 103,2 %, в том числе на крупных и средних предприятиях - 103,5 % [3].

За 2012 год на выполнение мероприятий Комплексной программы социально-экономического развития Юргинского городского округа направлено 4001,45 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 221,1 млн руб.; из областного бюджета -281,4 млн руб.; из местного бюджета - 1840,75 млн руб.; из внебюджетных источников - 1658,2 млн руб.

Прирост инвестиций в основной капитал в 2012 г. составил 6,5 % (13,6 млрд рублей), объем товарообо-

рота достиг 7,7 млрд рублей. Средняя заработная плата увеличилась на 17 % и составила 19065 рублей [4].

Машиностроение занимает доминирующее положение в структуре экономики города Юрги: доля отгруженной продукции и услуг промышленного характера машиностроения в общем объеме продукции по городу составляет более 50 %; промышленное производство обеспечивает более 5 тыс. рабочих мест, или порядка 20 % от числа занятых в экономике; более 20 % инвестиций в основной капитал осуществляется в машиностроении, что подтверждает его значительный инвестиционный потенциал среди других отраслей и сфер экономики. Эти показатели позволяют отнести город Юрга к монопрофильному муниципальному образованию [5].

Системообразующее предприятие города - ООО «Юргинский машиностроительный завод» - реализует программу своего перспективного развития, в которой определено два основных направления:

- освоение производства новых видов техники на имеющихся производственных площадях и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

- техническое перевооружение, реконструкция действующего производства. Улучшение качества выпускаемой продукции, уменьшение сроков производства, увеличение объемов товарной продукции.

Имея ресурс производственных мощностей и позиционируя себя как единый хозяйственный комплекс, обладающий потенциалом роста и портфелем перспективных инвестиционных проектов, ООО «Юргинский машиностроительный завод» ориентирован на внутреннюю диверсификацию производства.

2012 год можно назвать рекордным. Выпущено товарной продукции на сумму более 5 млрд рублей - увеличение на 23 % по сравнению с 2011 годом. В 2013 году удалось выпустить товарной продукции на сумму 5,9 млрд рублей и повысить средний уровень заработной платы.

18 февраля 2013 года ОАО «Научно-производственная корпорация (НПК) «Уралвагонзавод» и группа предприятий во главе с ООО «Угольная компания «Заречная» объявили о создании совместного предприятия - «Русская промышленная корпорация». В создаваемое совместное предприятие предполагается включить отдельные активы корпорации «Уралвагонзавод» и доли в предприятиях ООО «Угольная компания «Заречная», ООО «Юргинский машиностроительный завод», «Esser» (Германия), транспортная компания «Ю-транс», Балтийский угольный терминал (г. Вентспилс) [6].

Одна из главных целей Юрмаша - повышение конкурентоспособности традиционной продукции за счет снижения издержек и обеспечения совместного выхода на рынки машиностроительной продукции с новыми изделиями: Индия, Латинская Америка, африканские страны. Во-вторых, это дополнительные заказы, инвестиции и получение заявок на изготовление оборонной продукции.

Юргинский ферросплавный завод получит развитие. Ферросплавные печи в Юрге - мощные и производительные (60 тонн ферросилиция в сутки, что на четверть выше новокузнецких аналогов). Новые печи включают в себя энергосберегающие технологии, ко-

торые позволяют снизить удельный расход электроэнергии на 20 %, что необходимо в условиях энергодефицита и роста тарифов. Особенно важно, что оборудование новых печей соответствует самым жестким мировым экологическим стандартам. Система газоочистки обеспечивает практически стопроцентное улавливание и очистку печных газов, исключает их выбросы в атмосферу и в производственные помещения. В 2012 году предприятием реализован инвестиционный проект по строительству ЛЭП на 110 кВ общей протяженностью 17 км, что дает возможность строительства второй очереди Юргинского ферросплавного завода в среднесрочной перспективе. В целом на организацию ферросплавного производства в Юрге с 2004 по 2011 год вложено около 3 млрд рублей инвестиций.

В 2012 году актуализирована и законодательно оформлена программа социально-экономического развития Юргинского городского округа до 2025 года, составной частью которой является комплексный план модернизации города как монопрофильного образования. Комплексный инвестиционный план был рассмотрен на самых разных уровнях власти, начиная с представительных органов городского и областного уровней и заканчивая Министерством регионального развития. Положительная характеристика разработанного проекта позволяет надеяться на поступление инвестиций [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Строительство коллектора - стоимость проекта 132,7 млн рублей. Реализация данного проекта решит вопрос сброса хозяйственно-бытовых стоков всех промышленных предприятий, лечебных, образовательных учреждений и жилых домов, расположенных в этой части города, что будет способствовать улучшению экологической обстановки.

2. Строительство участка дороги по проспекту Победы стоимостью 179 млн рублей позволит осуществить вынос транзитных грузовых потоков за пределы жилой застройки и разгрузить центральные магистрали города.

3. Строительство газовой котельной позволит приступить к застройке нового микрорайона. Стоимость проекта - 553 млн руб.

Администрация города Юрги сделала заявку в Министерство экономического развития на строительство вышеперечисленных инфраструктурных проектов. Общая сумма ожидаемых бюджетных инвестиций -822 млн рублей.

В 2014 году в Юрге начнется строительство фармацевтического завода в рамках комплексного плана развития моногорода. Его будет возводить ООО «Фарм Групп», имеющее сеть аптек на территории нашей области. Капитальные вложения в реализацию проекта оцениваются в 12 млн евро, из них 45 % средств уйдет на закупку современного оборудования по производству инфузионных растворов (физраствор) в полимерных пакетах. Новое предприятие сможет выпускать до 15 млн пакетов в год, планируется создать 150 рабочих мест. Для строительства завода потребуется создание новой инфраструктуры. Поэтому в рамках программы развития моногорода Юрге планируется выделить около 1,1 млрд рублей, которые пойдут на строительство новой газовой котельной и коллектора.

Позитивные изменения, представленные в таблице 5, продолжаются в сфере занятости населения. Численность безработных с 2010 года постоянно уменьшалась. Уровень безработицы в 2012 году составил 2,2 %.

Таким образом, актуализированная версия комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода должна продолжить процесс достижения основной стратегической цели: снижение зависимости экономики города от градообразующего предприятия и обеспечение устойчивого развития города Юрги в ближайшем будущем. При этом основным условием повышения темпов развития городской экономики, должно стать технологическое перевооружение производства и повышение производительности труда.

Таблица 5

Основные показатели социально-экономического развития в 2010 - 2012 гг. и планов на 2013 - 2015 годы Юргинского городского округа

Показатели Ед. из- 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

мерения факт оценка прогноз

Численность трудовых ресурсов тыс. чел. 55,465 53,168 52,694 52,454 52,202 52,2

Численность занятых в экономике тыс. чел. 37,52 38,4 38,2 38 37,8 37,6

(среднегодовая) - всего

Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с тыс. чел. 4,188 4,191 4,2 4,1 4,1 4,2

отрывом от производства

Уровень зарегистрированной безрабо- % 2,5 2,4 2,2 2,1 2,1 2,1

тицы

Численность безработных, зарегист- тыс. чел. 1,348 1,265 1,193 1,12 1,1 1,1

рированных в органах государственной службы занятости

Численность незанятых граждан, заре- человек 7,6 7,5 4,2 4,1 4 4

гистрированных в органах государст-

венной службы занятости, в расчете на

одну заявленную вакансию

Фонд заработной платы работников млн руб. 4211,7 4841,8 5590 6421,5 7421,6 8651,6

Выплаты социального характера - млн руб. 34,7 50,9 56 60,1 63,4 66,6

всего

В моногороде Юрга имеются все предпосылки для формирования кластера строительной индустрии, создания благоприятных условий для притока инвестиций и развития обрабатывающих производств. В соответствии с Законом Кемеровской области от 08.07.2010 г. № 87-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования» в декабре 2010 года в Юргинском городском округе организована зона экономического благоприятствования промышленно-производствен-ного типа «Юрга».

Участниками зоны являются два предприятия, основное из которых ООО «Завод ТехноНИКОЛЬ-Си-бирь». Предприятием создано более 230 новых рабочих мест. Освоено производство экструзионного пе-нополистирола, рулонных кровельных материалов [4].

Закон Кемеровской области «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков» устанавливает дополнительным категориям налогоплательщиков - участникам (ЗЭБ) следующие налоговые льготы [7]:

1) по налогу на имущество организаций - 100 % освобождение от уплаты налога;

2) по налогу на прибыль организаций - ставка налога, подлежащего зачислению в областной бюджет, снижается с 18 до 13,5 процентов;

3) для тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения, снизится налог в три раза - с 15 до 5 %.

Участникам (ЗЭБ), кроме льгот, предоставляемых на областном уровне, представлена возможность получать административное содействие со стороны МБУ «Управляющая компания «Синергия», которая помогает решать все вопросы, связанные с обслуживанием бизнеса и взаимодействием его с органами власти.

Таким образом, особые экономические зоны нужны для привлечения масштабных инвестиций в экономику. Схема проста: муниципалитет определяет площадки, обеспечивает их инфраструктурой и дает льготы под конкретные проекты. Как показывает зарубежный опыт, для того чтобы особая экономическая зона заработала на полную мощность, нужно как минимум 10 - 15 лет. С момента создания зоны в городе прошло чуть больше двух лет (создана в декабре 2010 года - Распоряжение коллегии администрации Кемеровской области от 02.12.2010 г. № 1027-р). Однако эффект уже есть. Он проявляется даже в том, что муниципалитет тратит на зону все меньше, а вложения резидентов растут. Только ООО «Завод Техно-НИКОЛЬ-Сибирь» инвестировал в перевооружение производства кровельных и теплоизоляционных материалов более 2 млрд рублей.

Рассмотрим городское жилищное строительство как фактор повышения качества жизни населения. Показатель - общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя является одним из основных в перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с указом Президента РФ от 14.10.2012 г. № 1384 [8]. Для того, чтобы удовлетво-

рить существующий спрос населения на жилье, нужно строить много, качественно и недорого. Объемы жилищного строительства за последнее десятилетие значительно возросли. Так, если в 1999 году в строй было введено 10,3 тыс. кв. м. жилья, то в 2012 году -почти в 3 раза больше - 30 тыс. кв. м. и уже 5 лет эта планка не снижается. 12 лет назад на одного жителя приходилось 19,6 кв. м., в 2012 г. - 21,5 кв. м.

Новое жилье должно быть доступным. Чтобы купить квартиру у некоторых застройщиков, нужно при средней зарплате работать 100 лет [9]. Поэтому важно снижать цены квадратного метра за счет снижения стоимости самого строительства: материалов, технологий. Нужно активно привлекать материнский капитал, т. к. теперь по закону эти средства можно направлять на покупку и на строительство жилья, в том числе индивидуальных жилых домов.

Материнский капитал составил в 2012 году 387 тыс. рублей на одну семью. С 1 января 2013 года решением Правительства РФ размер материнского капитала повышается до 408 тыс. 960 рублей, плюс областной материнский капитал - 130 тыс. рублей на строительство или покупку жилья каждой семье, в которой родился третий и последующий ребенок. С 1 апреля 2014 года также будет проиндексирован материнский капитал и социальные пенсии. Таким образом, материнский капитал получается почти 540 тыс. рублей на жилье.

Отдельное направление - повышение качества оказания услуг в сфере ЖКХ. Всего за последние три года в Юрге капитально отремонтировано более 80 многоквартирных жилых домов, что дало возможность улучшить условия проживания десяти тысяч граждан.

Задача органов местного самоуправления заключается в том, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны. В настоящее время жильем уже обеспечено 69 ветеранов войны, в том числе новым - 22 человека.

Успешно решается одна из острейших проблем -переселение людей из ветхого и аварийного жилья. Только за 2 года (2010 - 2012 годы) в Юрге на эти цели поступило около 160 млн рублей. Снесено 25 аварийных дома, переселено около 160 семей.

Для дальнейшего развития города в перспективных планах на 2013 - 2015 годы стоят следующие задачи: сохранение объемов жилищного строительства, строительство дорог и сетей для новых микрорайонов, строительство социальных объектов - детский сад на 110 мест с бассейном. Приоритетным направлением будет малоэтажное жилищное строительство. Сегодня на его долю приходится более 80 % вводимого жилья.

За последние 5 лет в дорожную инфраструктуру города вложено в общей сложности более 540 млн руб. В результате удалось привести в порядок 1/3 часть дорог общего пользования.

С 01.01.2014 г. согласно законодательству Российской Федерации планируется создание муниципальных дорожных фондов, а также утверждение Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда; установление дифференцированных нормативов отчис-

лений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты [10].

Залогом успешного развития города и региона является модернизация муниципального образования. Для этого разработаны направления совершенствования местного самоуправления в моногородах РФ, сформированные на основе практического опыта функционирования моногорода Юрги:

1) принять законодательный акт об обязательном информировании органов местного самоуправления (с указанием сроков и ответственности) о текущей и перспективной деятельности градообразующих предприятий для осуществления, при необходимости, антикризисных мер;

2) законодательно предусмотреть увеличение доходной базы бюджетов моногородов с целью ее достаточности для реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) разработать методические рекомендации по оценке профессиональной деятельности муниципальных служащих органов местного самоуправления моногородов и эффективности их деятельности;

4) в целях поддержки развития малого и среднего предпринимательства и его инфраструктуры как одного из основных направлений по преодолению безработицы в моногородах в условиях кризисной ситуации:

- принять нормативно-правовые акты о снижении налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, занимающиеся производством и реализацией товаров собственного производства;

Литература

- рассмотреть вопрос об освобождении от уплаты налогов начинающих предпринимателей в течение первого года с даты регистрации;

5) продолжить практику реализации - создания временных рабочих мест (включая общественные работы); опережающего обучения новым профессиям, востребованным рынком; создания условий для переезда к местам предстоящей работы (в другой город, район, регион); содействия при открытии собственного дела;

6) принять меры по обеспечению органов самоуправления моногородов статистической информацией для проведения своевременного и качественного мониторинга социально-экономического положения и осуществления прогнозирования социально-экономической ситуации;

7) разработать государственную экономическую и промышленную политику, с выделением раздела градообразующих предприятий моногородов, ориентированную на поддержку отечественных товаропроизводителей;

8) обеспечить размещение государственных заказов на выпускаемую предприятиями моногородов продукцию государственной значимости и своевременные расчеты из федерального бюджета за поставленную по госзаказу продукцию.

Реализация мероприятий, которые отражены в настоящей статье и заявлены администрацией города Юрга в Министерство экономического развития на реализацию Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Юрга позволят обеспечить устойчивое развитие города в ближайшем будущем.

1. Глазьев, С. Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно? Вопросы и ответы / С. Ю. Глазьев. - М.: ТЕРРА - Книжный куб, 2003. - 304 с.

2. Трифонов, В. А. Формирование организационной структуры промышленно-инновационных кластеров: факторы и принципы их формирования (на примере монопромышленного г. Юрга) / В. А. Трифонов, В. О. Федорович // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2012. - № 4. -С. 219 - 227.

3. Социально-экономическое развитие г. Юрги за 2012 год. - Режим доступа: Шр: // www.adm.vrg.kuzbass.-пс1/рацс 190.html

4. Бюджетное послание Главы города // Резонанс-Ю, 1912.12. - Режим доступа: www.rczonans-vu.ru

5. Сухарева, Е. Перспективы развития Юрги на 2013 - 2020 годы / Е. Сухарева // Резонанс-Ю, 05.06.13. -Режим доступа: www.rczonans-vu.ru

6. Поприцак, Л. Основная задача - максимальная загрузка предприятия / Л. Поприцак // Юрга. - № 7, 01.05.13.

7. Курсом модернизации к благополучию людей. Бюджетное послание Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева Совету народных депутатов Кемеровской области 17 ноября 2010 года / А. Тулеев, С. Ващенко. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 128 с.

8. Указ Президента РФ от 14.10.2012 г. № 1384 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных районов».

9. Тулеев, А. Юбилейный бюджет реальных дел (2013 - 2015) / А. Тулеев, С. Ващенко // Информационно-издательский отдел Кемеровского ГСХИ. - 2012. - 130 с.

10. Решение коллегии Главного финансового управления Кемеровской области, 25.04.13. - Режим доступа: www.ofukcm.ru/contcnt/vicw/1597/2

11. Мониторинг местных бюджетов за 2012 год. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/rcforms/local -govcrnmcnt/monitoring

Информация об авторах:

Ефременков Андрей Борисович - кандидат технических наук, доцент, директор Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета, 8(38451) 6-26-83, abe73@rambler.ru.

Andrey B. Efremenkov - Candidate of Technical Science, Associate Professor, Director of Yurga Technological Institute (branch) of National Research Tomsk Polytechnic University.

Трифонов Владимир Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета, 8(38451)6-44-32, v.trifonov@rambler.ru.

Vladimir A. Trifonov - Candidate ofEconomic, Assistant Professor at the Department of Economics and Automated Control Systems, Yurga Technological Institute (branch) of National Research Tomsk Polytechnic University.

Статья поступила в редколлегию 12.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.