Научная статья на тему 'Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию процесса стратегического планирования развития территории (на примере муниципального образования г. Бузулук)'

Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию процесса стратегического планирования развития территории (на примере муниципального образования г. Бузулук) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1210
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STRATEGIC PLANNING IN A MUNICIPAL ENTITY / STRATEGY FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGIC PLAN OF A MUNICIPAL ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масюто Илья Александрович

В данной статье рассматриваются вопросы стратегического планирования в муниципальном образовании. В частности, были сделаны следующие выводы: 1. в настоящее время существует необходимость изменения подходов к управлению объектами права муниципальной собственности, земельными отношениями и доходами муниципального сектора экономики, бюджетных организаций; 2. в структуре управления муниципальных образований необходимо предусмотреть стратегические подразделения и усилить роль информационно-коммуникационных, включив их в реализацию стратегических задач. По итогам написания статьи автором был предложен комплексный подход к исследованию и разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию процесса стратегического планирования развития территории (муниципального образования). Значимость данных авторских предложений подтверждается следующими основными результатами данного исследования: 1. определен алгоритм разработки целей и целевых установок социально-экономического развития муниципального образования г. Бузулук; 2. предложена организационно-методическая схема долгосрочной концепции стратегического комплексного социально-экономического развития г. Бузулука; 3. предложена методика оценки результативности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Масюто Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION OF THE Fundamentals and Practical Recommendations for the Improvement of Strategic Planning of Territory Development (by the Example of the Municipal Entity of the Town of Buzuluk)

The problems of strategic planning in a municipal entity are considered in this paper. In particular, the following conclusions have been drawn: 1. there currently is a demand for changing the approaches to managing municipal property, land relations, and the income of the municipal sector and government-financed organizations; 2. one should provide strategic subunits in the management structure of municipal entities and increase the role of information and communication subunits by including them in the implementation of strategic tasks. Summarizing the article, the author has proposed a comprehensive approach to studying the elaborating the fundamentals and practical recommendations for improving strategic planning for the development of the territory (municipal entity). The relevance of the data in author’s propositions can be confirmed by the following results of this study: 1. the algorithm for the elaboration of objects and goals of socio-economic development of the municipal entity of the town of Buzuluk has been determined; 2. the organizational and technical scheme for the long-term concept of strategic comprehensive socio-economic development of the town of Buzuluk has been proposed; 3. the strategy for assessing the efficiency of strategic planning of the socio-economic development of the municipal entity has been proposed.

Текст научной работы на тему «Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию процесса стратегического планирования развития территории (на примере муниципального образования г. Бузулук)»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-9 УДК 332.145

РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ

РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. БУЗУЛУК)

Масюто И.А.

В данной статье рассматриваются вопросы стратегического планирования в муниципальном образовании. В частности, были сделаны следующие выводы:

1. в настоящее время существует необходимость изменения подходов к управлению объектами права муниципальной собственности, земельными отношениями и доходами муниципального сектора экономики, бюджетных организаций;

2. в структуре управления муниципальных образований необходимо предусмотреть стратегические подразделения и усилить роль информационно-коммуникационных, включив их в реализацию стратегических задач.

По итогам написания статьи автором был предложен комплексный подход к исследованию и разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию процесса стратегического планирования развития территории (муниципального образования).

Значимость данных авторских предложений подтверждается следующими основными результатами данного исследования:

1. определен алгоритм разработки целей и целевых установок социально-экономического развития муниципального образования г. Бузулук;

2. предложена организационно-методическая схема долгосрочной концепции стратегического комплексного социально-экономического развития

г. Бузулука;

3. предложена методика оценки результативности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: стратегическое планирование в муниципальном образовании, стратегия социально-экономического развития, стратегический план муниципального образования.

ELABORATION OF THE FUNDAMENTALS AND PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR THE IMPROVEMENT OF STRATEGIC PLANNING OF TERRITORY DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF THE MUNICIPAL ENTITY OF THE TOWN OF BUZULUK)

Masyuto I.A.

The problems of strategic planning in a municipal entity are considered in this paper. In particular, the following conclusions have been drawn:

1. there currently is a demand for changing the approaches to managing municipal property, land relations, and the income of the municipal sector and government-financed organizations;

2. one should provide strategic subunits in the management structure of municipal entities and increase the role of information and communication subunits by including them in the implementation of strategic tasks.

Summarizing the article, the author has proposed a comprehensive approach to studying the elaborating the fundamentals and practical recommendations for improving strategic planning for the development of the territory (municipal entity).

The relevance of the data in author's propositions can be confirmed by the following results of this study:

1. the algorithm for the elaboration of objects and goals of socio-economic

development of the municipal entity of the town of Buzuluk has been determined;

2. the organizational and technical scheme for the long-term concept of strategic comprehensive socio-economic development of the town of Buzuluk has been proposed;

3. the strategy for assessing the efficiency of strategic planning of the socioeconomic development of the municipal entity has been proposed.

Keywords: strategic planning in a municipal entity, strategy for socioeconomic development, strategic plan of a municipal entity.

С возрастанием роли регионов в социально-экономической жизни России повысилась ответственность органов управления за создание на территории стабильных условий жизни и хозяйствования. На региональный уровень сместились регулирующие функции государства, оперативное и среднесрочное взаимодействие государства с предприятиями и организациями.

Для взаимной увязки межрегиональных и внутрирегиональных отношений рассмотрение проблем социально-экономического развития регионов Российской Федерации с позиций стратегического планирования становится объективной необходимостью, что требует проведения конкретных научных разработок и решений в каждом российском регионе, которые в максимальной степени учитывают специфику развития территории в условиях нестабильности внешней среды.

Несмотря на значительное число научных публикаций, связанных с исследованием стратегического планирования социально-экономического развития регионов, недостаточно изученными остаются вопросы целеполагания, разработки прогнозно-аналитических документов и оценки результативности стратегического планирования регионального развития. Недостаточный уровень разработанности проблемы, ее теоретическая и практическая сложность и значимость обусловили выбор темы настоящего исследования.

Предметом исследования выступают теоретические и методические аспекты стратегического планирования развития территории как целостной системы. Объектом являются экономика и социальная сфера города Бузулук.

Разработка стратегии - это формирование видения будущего города, больше с точки зрения понимания того, что нужно делать или на что ориентироваться, чем описание конкретных целей, планов и действий. Предметом стратегии являются потенциал, то есть способность сохранять эффективность и результативность коллективных действий при любых состояниях внешней среды, конкурентные преимущества и ключевые компетенции. Стратегические намерения связаны с проведением изменений, позволяющих расширить возможности или предотвратить угрозы внешней среды, преодолеть разрывы, возникшие во внутренней среде по отношению к требованиям или состояниям внешней среды. Стратегии рассматриваются не как описание действий и конкретных планов, а как механизм координации действий и планов всех экономических и политических агентов: органов власти, домашних хозяйств, бизнеса, бюджетных и общественных организаций, политических структур, научных, экспертных и других сообществ.

При подготовке стратегии города Бузулука мы использовали именно указанный подход, который, в частности, не предполагает концентрации внимания на проблемах, связанных с решением единственно вопросов местного значения.

Стратегические программы необходимо понимать как конструкции, устанавливающие взаимодействие субъектов управления, а не как набор заданий или предписаний. Это обязательства на будущее, согласованные сегодня, включенные в признаваемые сторонами контракта нормы и создающие уверенность в определенности действий сторон, благодаря обеспечению условий контроля над событиями и состояниями будущего времени. Главная стратегическая задача программ - преодоление отчуждения должностных лиц, чиновников среднего уровня от предполагаемых изменений.

Связанность стратегий и программ опирается на описание некоего набора «стратегических тем», каждая из которых содержит: формулировку цели (изменения) и предполагаемых результатов; выделение ключевых факторов успеха, определяющих достижимость заявленных целей; определение критических внутренних и внешних процессов и событий; при необходимости оценку ресурсного и финансового обеспечения; устанавливаемые показатели; оценку сопротивления изменениям.

Стратегические программы открывают соответствующий раздел плана социально-экономического развития и являются их частью, а не фиксируются в стратегическом плане. Это связано с тем, что любые программы могут меняться со временем в зависимости от складывающейся ситуации и имеющихся ресурсов, достигнутого уровня потенциала, политических целей и ограничений.

По нашему мнению, главная стратегическая цель управления городом в отношении внутренней среды - создание необходимых институтов, действенной инфраструктуры для развития человеческого потенциала, организация внутреннего инвестирования и связывания доходов при одновременной эффективной защите местных рынков и предпринимателей.

Мировой экономический кризис, последствия которого все еще очевидны, создает определенные трудности для развития. В краткосрочной перспективе можно ожидать сокращения поступлений по межбюджетным трансфертам, некоторого снижения потребительской активности, девальвации рубля (что не позволяет делать серьезные финансовые и бюджетные прогнозы с конкретными цифрами). В среднесрочной перспективе государство, скорее всего, будет проводить политику сокращения бюджетной поддержки нефтегазовых отраслей, что заставит компании отрасли накапливать финансовые ресурсы для инвестиций и не отвлекать их на поддержание излишне высокого уровня оплаты труда в отрасли. В долгосрочной перспективе предполагается выход из кризиса, но это возможно только при благоприятной политической ситуации. В любом случае внешняя обстановка требует обратить

особое внимание на развитие способности домашних хозяйств и местных рынков к выживанию и саморазвитию.

В принципе состояние города Бузулука не создает непосредственных угроз оказаться «потерянным», но как показывает опрос, многие, включая молодежь, оценивая город как перспективный, скорее констатируют положение прошлого времени, чем проецируют перспективы на будущее - формируется чувство, что необходимо уезжать и не возвращаться. Основные перспективы города определяются его хорошим географическим положением и возможностью стать «зональным» центром для определенной территории. Если данная территория будет развиваться благодаря, а не вопреки городу, то у него действительно появятся хорошие перспективы для благополучия и процветания.

Во внутренней среде города сложилось несколько неблагоприятных состояний. Первое - это «потребительское» отношение к использованию бюджетных средств, когда они в основном расходуются на решение текущих задач, содержание бюджетной сферы, социальные трансферты. Бюджетирование практически не реализовано в должной мере, действенность муниципальной собственности не увеличивается, что не позволяет серьезно увеличить доходы от хозяйственного использования муниципальных активов и развивать сферу предоставления муниципальных услуг. Все это делает бюджет города стратегически уязвимым.

Второе - это нарастающее недопонимание, а где-то и прямое противоречие между органами муниципальной власти и экономически активной частью населения города. Это выражается в том числе и в искажении целей, которые ставят перед собой предприниматели и в их падающей способности организовывать и вести свой бизнес. Не создается необходимый уровень предпринимательской способности у молодых людей и домашних хозяйств в целом. Многие предприниматели откровенно отмечают свое неверие в возможность достижения успеха.

Третье - это серьезные стратегические разрывы в сфере образования. Чтобы активно действовать в экономике, человек должен получить не общее, а профессиональное образование. Мало того, это образование должно иметь статус, достаточный для достойного позиционирования в обществе. Это касается всех, а не только молодых людей или людей, потерявших конкурентоспособность на рынке труда. Периодически каждый человек должен включаться в систему дополнительного профессионального образования, приводить свой потенциал в соответствие с увеличивающимися требованиями внешней среды. Недостаточность высшего и дополнительного образования в городе сегодня является серьезным препятствием для реализации идеи «зонального» лидерства.

Здесь необходимо поставить задачу изменения роли и места преподавателей в жизни городского сообщества и их ответственности перед ним. Здесь есть проблемы российского масштаба, но и на местном уровне при управлении городом следует обратить внимание на учителей, научных работников и способность к преподаванию у лиц, достигших определенного жизненного успеха.

Четвертое - это сохраняющийся «производственный» облик и система ценностей города. Люди живут скорее в своих квартирах, чем в пространстве города. Но мы ведь работаем не ради собственно трудовой деятельности, а ради собственного качества жизни. Включая и качество рабочего времени. Город должен создавать радость жизни в нем. В стратегии развития необходимо предусмотреть качественные изменения в подходах и решениях, касающихся организации торговых и торгово-развлекательных центров, пешеходных улиц, парков развлечений, клубов. Важнейшим моментом является обеспечение качественными услугами выходных дней. При содействии муниципалитета этот вопрос вполне можно решить на уровне малого и среднего бизнеса.

Пятое - по сути, без необходимого внимания остались вопросы организационной культуры (формирования общих или эталонных ценностей) и

организационного климата (программирование поведения на основе эталонных ценностей). Это выражается в усложнении политической ситуации, появлении возможностей для популизма и манипулирования общественным сознанием, проявлениях отчуждения людей от механизмов местного самоуправления и появлению недоверия к органам и лицам местной власти. Механизмы управления, связанные с символикой, имиджем, пропагандой, вовлечением заинтересованных лиц в принятие административных и политических решений, коммуникациями, насыщением услугами организаций культуры, административным надзором используются слабо. По крайней мере, без нужного результата.

Шестое - недостаточный уровень развития институтов финансового рынка. Город не имеет необходимой инфраструктуры обеспечения финансовой эффективности свободных средств, что не позволяет развивать инвестиционную деятельность, использовать свободные средства, сбережения и накопления жителей для инвестирования в развитие города. Повышены риски бизнеса в использовании как собственных, так и заемных средств. Можно провозгласить стратегию развития малого бизнеса, но успех ее реализации будет устанавливаться действенностью и разнообразием финансовой инфраструктуры города, а также достаточностью финансового образования предпринимателей. Это касается и возможностей создания благополучия домашних хозяйств, семей, формирования среднего класса как лиц, обладающих финансовой собственностью с достаточной доходностью.

Конкурентное преимущество города Бузулука в отношении заявленных стратегических целей заключается в следующем: хорошая транспортная сеть, включая относительную близость таких крупных городов как Самара и Оренбург; потребительский рынок города имеет перспективы развития, прежде всего, в сфере услуг, потребительская активность может достаточно просто поддерживаться путем замещения; город имеет возможность получить необходимое количество энергетических ресурсов для создания новых

производств, увеличения объемов хозяйственной деятельности и увеличения комфортности городской среды; в городе размещено и может быть размещено достаточное количество учебных заведений.

Соотношение факторов конкурентоспособности позволяет городу проводить стратегию производственного развития и при этом создавать условия для появления новых конкурентоспособных отраслей с ключевой компетенцией. Наиболее перспективным мы считаем легкую промышленность и отдельные сектора здравоохранения, но при этом необходимы изменения в системе подготовки и переподготовки кадров. Стратегия города предполагает не увеличение количества работающих, а увеличение их квалификации, создания способности работать с новыми технологиями и с высокой производительностью.

Соответственно, в бюджетной сфере необходимо серьезно увеличивать инвестиционную составляющую бюджета за счет финансирования текущих расходов бюджетных организаций, вводить бюджетирование бюджетополучателей, отчетность по доходам. При условии развития экономического кризиса местный бюджет не должен уменьшится ниже 10-15% доходов населения муниципального образования, а оптимально составлять 2025%. Стратегически объем бюджета должен быть достаточным для эффективного регулирования перераспределения местных общественных благ между богатыми и бедными семьями.

Требует совершенствования система управления объектами права муниципальной собственности, муниципальными активами, необходима реструктуризация бюджетных организаций, включая изменение их организационно-правовой формы и введение системы муниципальных услуг. Необходимо уже сегодня начать работу по подготовке бюджетной деятельности к изменениям в налоговой системе государства как в части изменения структуры местных налогов, так и в части межбюджетных трансфертов, субвенций и субсидий.

В сфере экономике речь идет, прежде всего, о политике содействия занятости. В среднесрочной перспективе в городе должно появиться достаточное число по возможности квалифицированных рабочих мест, ориентированных на потенциал молодого поколения. В долгосрочной перспективе необходимо выйти на ситуацию, когда в каждой семье, за исключением детей, будет не более одного человека, который не имеет дохода выше прожиточного минимума.

Отметим, что декларируемые во многих стратегиях, включая стратегию Оренбургской области, повышение производительности труда и рост доходов в обязательном порядке должны сопровождаться развитием потребительских рынков. Зачем людям зарабатывать деньги, если нет возможности их с удовольствием потратить, и зачем развивать экономику в месте, где люди только получают, но не тратят деньги. Внедрение высоких технологий, простое увеличение квалифицированных рабочих мест должны сопровождаться развитием сферы предоставления личных услуг, индустрии свободного времени, увеличением возможностей для отдыха.

В сфере управления городской средой необходимо определить ключевые объекты, которые будут определять облик города. В этой связи необходимо создание нескольких пешеходных зон, а также строительство нескольких малых или одного большого зимнего сада с аквапарком и лечебными процедурами.

Кроме естественной для всякого города функции развития человеческого потенциала, необходимо дополнительно включить следующие:

1. Содействие формированию и развитию потребительских рынков на основе расширения использования местных ресурсов и вовлечения домашних хозяйств в предпринимательство. Сегодня имеют место диспропорции в производственных цепочках, например, возможности развития сельскохозяйственного производства не подкреплены инвестициями в переработку сельскохозяйственной продукции и организацией сбыта конечной

продукции. Развитие туризма, в том числе и туризма выходного дня, не подкреплено в организационном и правовом плане межмуниципальным взаимодействием. Такие области как образование, экология, здравоохранение кроме направленности на развитие человеческого потенциала и конкурентоспособности, являются просто сферами предоставления услуг, то есть могут быть включены в сферу потребления.

2. Культура и свободное время, в достаточно широком понимании термина, включая формирование поведения, общественного сознания, формирование имиджа, создание областей (институтов) согласия, признания эталонов отношений между людьми и группами, элитами и маргиналами, а не только предоставление услуг соответствующими организациями. Значение представительных органов в публичном управлении заключается именно в их праве оказать влияние на культуру, а не в регулировании хозяйственной и бюджетной деятельности. Нет управления культурой - нет общества, действующего согласованно и успешно. Культура охватывает все области деятельности и как бы результирует их. Если мы вкладываем деньги в спортивные сооружения, то это должно сопровождаться созданием хотя бы одной спортивной команды, успехами которой население города могло бы гордиться и выступление которой в городе было бы способно собрать большие массы. Если мы вкладываем деньги в здравоохранение, то должна формироваться культура здорового образа жизни, ответственности человека за собственное здоровье и здоровье окружающих. Вложение денег в образование должно сопровождаться созданием культуры уважения к образованному человеку и квалифицированному труду, стремлением к грамотности. Сегодня подобного рода цели не ставятся, финансирование сферы незаслуженно снижено.

3. Институциональное и инфраструктурное обеспечение финансовой и инвестиционной деятельности, в том числе предотвращение ситуации оттока финансового капитала из региона, уменьшения чистой стоимости активов и

ценности сбережений. Решения в данной области могут быть сложными, связанными с формированием системы муниципальных институциональных инвесторов (страховых, венчурных, инвестиционных фондов, финансовых некоммерческих организаций), созданием муниципального (коммунального) банка и муниципальных же кредитных организаций, развитием рынка ценных бумаг, в том числе с использованием муниципальных ценных бумаг. И достаточно простыми, например, организация систем соинвестирования, стимулирование развитие малого и среднего бизнеса в организационно-правовой форме акционерных обществ.

Экономическое благополучие есть следствие уменья создавать финансы и способностью государственной и муниципальной власти организовать систему их обращения с удовлетворяющей доходностью в отношении складывающихся макроэкономических параметров (инфляции, экономического роста, налоговых ставок и пр.). Только создание эффективной финансовой инфраструктуры позволит заинтересовать жителей региона в инвестировании собственных средств в место своего проживания и независимость от внешнего притока капитала, внешних заимствований;

Уже в краткосрочной перспективе может стать актуальным лозунг «от города-функции - к городу света и здоровья». Принимаемые целевые программы, касаются ли они молодежи, сельского хозяйства, развития жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства или реализации национальных и окружных проектов, должны быть ориентированны на данный лозунг. По отношению к населению в краткосрочной перспективе особое внимание должно быть уделено детям и молодежи, в среднесрочной перспективе - положению пожилых и стареющих людей, в долгосрочной перспективе - так называемому, среднему классу.

Пожилые люди не должны быть исключены из жизни города, изолированы от его инфраструктуры и ограничены кругом общения только себе подобными. Молодые люди будут закрепляться в городе, если уже со

старших классов школы у них будет возможность вложить свои силы и способности в город, чтобы к 18- годам сформировалась культура «это город моих перспектив и надежд». Такая культура должна быть подкреплена эффективной системой послешкольного образования, гарантией рабочих мест, реальными возможностями создания собственного дела, возможностями решения жилищного вопроса и наличием системы содействия молодым матерям как способствующей созданию семей. Социальная поддержка семей должна стать основой социальной политики муниципального образования.

Показатели, приводимые в стратегии муниципального образования являются интерактивными, направляющие и не должны использоваться как контрольные, предполагающие ответственность за их исполнение или неисполнение. В этом плане, по нашему мнению, полезно ставить именно высокие цели как ориентиры и идеалы. Высокий показатель обеспеченности жильем и смежные с ним, в принципе, направлены на стимулирование развития строительной отрасли, увеличение объемов финансовых средств и ресурсов, направляемых в отрасль, предполагается, что движение в указанном направлении позволит решить многие социальные вопросы, изменить облик города, увеличить качество жизни. Показатели введения спортивных или оздоровительных, релаксационных объектов являются в определенном смысле сигналом малому бизнесу о том, какие направления будут поддерживаться муниципальным бюджетом и муниципальной политикой.

На основании вышесказанного нами предлагается оценка эффективности социально-экономических последствий реализации стратегического планирования. Данная оценка включает следующие ключевые показатели реализации поставленных задач в течение 2011 - 2025 годов:

- рост благополучия человека по паритету покупательной способности к 2020 году, по меньшей мере, в 2 раза;

- увеличение численности среднего класса до более чем половины населения города;

- увеличение удельного веса инновационной продукции в общем объеме промышленного производства до 12-15%.

- рост продолжительности жизни - увеличение на 6 лет до 2025 года и 8 лет - до 2030 года к уровню 2010 года;

- суммарный показатель рождаемости - не менее 12,1;

- участие в непрерывном образовании граждан трудоспособного возраста - не менее 60%;

- доля населения с высшим и средним профессиональным образованием -не менее 50%;

- доля детей, обучающихся в детских школах искусств - не менее 25%;

- охват детей дополнительным образованием - не менее 80%;

- доступность правовой, деловой, социально значимой информации, электронных ресурсов для учащихся и взрослого населения города - не менее 95%;

- доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом - не менее 30%;

- охват занятиями физической культурой и спортом учащейся и студенческой молодежи не менее 80%;

- обеспеченность услугами культурно-досугового типа - 100%;

- доля молодых людей, постоянно участвующих в общественной и экономической жизни города - не менее 35%;

- удовлетворение потребности пожилых людей в постоянном уходе и необходимом уровне потребления социальных услуг - 100%;

- снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2,5 раза;

- рост объема промышленного производства - в 2 - 2,5 раза;

- общий рост инвестиций в основной капитал - в среднем за период не менее чем на 11% в год;

- рост инвестиций в развитие транспортного комплекса и дорожной

деятельности - не менее чем в 2 раза;

- доля добавленной стоимости инновационного сектора в общем объеме добавленной стоимости, создаваемой в экономике города - 15-20%;

- доля экономики знаний и высокотехнологического сектора в производственном секторе года - до 20%;

- увеличение производства продуктов питания предпринимателями и организациями на территории города - не менее чем в 2 раза;

- увеличение доходов от сельскохозяйственного производства и традиционных промыслов - в 3-4 раза;

- создание условий для вовлечения в предпринимательскую деятельность не менее 70% домашних хозяйств, размещенных на территории города;

- 100% удовлетворение потребности в энергоносителях с минимальным трехлетним запасом;

- обеспеченность жильем населения города к 2030 году - не менее 28 кв. метров на человека;

- увеличение доли граждан, способных из собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье, до 60 процентов;

- уменьшение времени ожидания улучшения жилищных условий для домашних хозяйств за счет внедрения кредитно-финансовых механизмов жилищного строительства и обеспечения функционирования всех форм использования жилищного фонда - 5-7 лет;

- уменьшение срока ожидания обеспечения жильем социального использования малоимущих граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, - до 2-3 лет после постановки на учет.

Для характеристики качества жизни и развития социальной сферы нами предлагаются основные целевые интегральные индикаторы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Основные целевые интегральные индикаторы

№ п/п Показатель Текущее значение 2008 год 2020 год Целевое значение 2030 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 66,9 72,0 не менее 75 лет

2. Численность населения региона, в том числе трудоспособного, млн. человек 2,1 1,336 2,1 2,1 1,125

3. Миграционный прирост, ежегодно, тыс. человек - 3,5 3,0-5,0 + 3,0

4. Численность граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, процентов 16,4 7,0 5,0-6,0

5. Безработица, процентов (по методике МОТ) 7,1 6,0 5,0

6. Доля граждан, получающих услуги непрерывного образования, процентов 30,0-40,0 50,0

7. Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, процентов от численности детей соответствующего возраста 57,8 85,0-90,0 100,0

8. Доля жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов 19,4 30,0 45,0

Одним из важных моментов, по нашему мнению, является необходимость изменения подходов к управлению объектами права муниципальной собственности, земельными отношениями и доходами муниципального сектора экономики, бюджетных организаций. От политики расходов настоятельно требуется переход к политике доходов и частно-муниципальному партнерству, включая изменение подходов к взаимодействию с автономными организациями и унитарными предприятиями.

В организационном плане в структуре управления необходимо предусмотреть стратегические подразделения и усилить роль информационно-

коммуникационных, включив их в реализацию стратегических задач.

В результате разработан комплексный подход к исследованию и разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию процесса стратегического планирования развития территории (муниципального образования), что подтверждается следующими основными результатами: определен алгоритм разработки целей и целевых установок социально-экономического развития муниципального образования г. Бузулук; предложена организационно-методическая схема долгосрочной концепции стратегического комплексного социально-экономического развития г. Бузулука; предложена методика оценки результативности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования.

Список литературы

1. Кулешов В.В., Селиверстов В.Е. Стратегические цели и потенциал развития Новосибирской области // Регион: экономика и социология. 2006. № 3.

2. Селиверстов В.Е. Эволюция категорий и принципов регионального стратегического планирования // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010. № 6.

3. Шеховцева Л.С. Стратегическое целеполагание развития региона: Монография. СПб.: Издательский центр экономического факультета СПб ГУ, СПб, 2007.

4. Стратегические приоритеты экономики региона./ Под общ. ред. А.И. Татаркина, Институт экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2008.

References

1. Kuleshov V.V., Seliverstov V.E. Strategicheskie tseli i potentsial razvitiya Novosibirskoy oblasti [The strategic objectives and development potential of the Novosibirsk region]. Region: ekonomika i sotsiologiya, no. 3 (2006).

2. Seliverstov V.E. Evolyutsiya kategoriy i printsipov regional'nogo strategicheskogo planirovaniya [The evolution of the categories and the principles of regional strategic planning]. Problemnyy analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, no. 6 (2010).

3. Shekhovtseva L.S. Strategicheskoe tselepolaganie razvitiya regiona [The strategic goal-setting development in the region]. SPb, 2007.

4. Tatarkin A.I. Strategicheskie prioritety ekonomiki regiona [The strategic priorities of the region's economy]. Ekaterinburg, 2008.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Масюто Илья Александрович, начальник отдела ДПО (дополнительного профессионального образования)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Оренбургский филиал) ул. Курача, 26, г. Оренбург, 460006, Россия iamas2007@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Masyuto Ilya Aleksandrovich, Head of CPE (Continuing Professional Education)

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Orenburg branch)

26, Kurachev Str., Orenburg, 460006, Russia iamas2007@mail. ru

Рецензент:

Исалова М.Н., д.э.н., проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.