Научная статья на тему 'Перспективы развития и инвестиционно-имиджевого позиционирования экспортно-ориентированных секторов в региональной экономике в условиях санкций'

Перспективы развития и инвестиционно-имиджевого позиционирования экспортно-ориентированных секторов в региональной экономике в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие Дальнего Востока России / международное сотрудничество / информационная экономика / брендинг товаров и услуг / экспорт / туризм / имиджи / Азиатско-Тихоокеанский регион / «Восточный вектор» / санкции / инвестиции / development of the Russian Far East / international cooperation / information economy / branding of goods and services / export / tourism / images / Asia-Pacifi c region / “Eastern Vector” / sanctions / investments

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самойленко Петр Юрьевич

Анализируется текущая ситуация по позиционированию товаров и услуг, производимых на Дальнем Востоке России и перспективных для создания позитивного и миджа региона и для экспорта, формирования экспортно-ориентированных секторов в региональной экономике в условиях санкционной политики Запада. Рассматриваются такие особенности, как необходимость брендирования товаров регионального производства и расширения устойчивой экспортной линейки подобной продукции, а также использование информационного и рекламного потенциала таких продуктов для популяризации современной российской политики «Восточного вектора» и развития экономического сотрудничества и туризма с ведущими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона. Уделено внимание перспективам усиления сотрудничества с традиционными партнерами региона в сфере ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Самойленко Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of Development and Investment and Image Positioning of Export-oriented Sectors in the Regional Economy in the Conditions of Sanctions

Th e current situation on the positioning of goods and services produced in the Russian Far East and promising for creating a positive image of the region and for export, for building export-oriented sectors in the regional economy in the context of Western sanctions policy is analyzed. Th e article considers such special aspects as the need to brand goods of regional production and expand a stable export line of such products, as well as the use of information and advertising potential of such products for popularization of the modern Russian policy of the “Eastern Vector” and the development of economic cooperation and tourism with the leading economies of the Asia-Pacifi c region. Attention is paid to the prospects of strengthening cooperation with traditional regional partners in the fi eld of FEA.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития и инвестиционно-имиджевого позиционирования экспортно-ориентированных секторов в региональной экономике в условиях санкций»

УДК 007

DOI 10.24412/1815-0683-2022-1-90-98 П. Ю. САМОЙЛЕНКО*

Перспективы развития

и инвестиционно-имиджевого позиционирования экспортно-ориентированных секторов в региональной экономике в условиях санкций

Анализируется текущая ситуация по позиционированию товаров и услуг, производимых на Дальнем Востоке России и перспективных для создания позитивного имиджа региона и для экспорта, формирования экспортно-ориентированных секторов в региональной экономике в условиях санкционной политики Запада. Рассматриваются такие особенности, как необходимость брендирования товаров регионального производства и расширения устойчивой экспортной линейки подобной продукции, а также использование информационного и рекламного потенциала таких продуктов для популяризации современной российской политики «Восточного вектора» и развития экономического сотрудничества и туризма с ведущими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона. Уделено внимание перспективам усиления сотрудничества с традиционными партнерами региона в сфере ВЭД.

Ключевые слова: развитие Дальнего Востока России, международное сотрудничество, информационная экономика, брендинг товаров и услуг, экспорт, туризм, имиджи, Азиатско-Тихоокеанский регион, «Восточный вектор», санкции, инвестиции.

САМОЙЛЕНКО Петр Юрьевич -кандидат политических наук, доцент Школы искусств и гуманитарных наук. petersam@mail.ru.

SAMOYLENKO P. Yu. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the School of Arts and Humanities.

P. Yu. SAMOYLENKO

Prospects of Development and Investment and Image Positioning of Export-oriented Sectors in the Regional Economy in the Conditions of Sanctions

The current situation on the positioning of goods and services produced in the Russian Far East and promising for creating a positive image of the region and for export, for building export-oriented sectors in the regional economy

* Дальневосточный федеральный университет. 690922, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс. Far Eastern Federal University. Ajax Bay, Russky Island, Vladivostok, Russian Federation, 690922.

in the context of Western sanctions policy is analyzed. The article considers such special aspects as the need to brand goods of regional production and expand a stable export line of such products, as well as the use of information and advertising potential of such products for popularization of the modern Russian policy of the "Eastern Vector" and the development of economic cooperation and tourism with the leading economies of the Asia-Pacific region. Attention is paid to the prospects of strengthening cooperation with traditional regional partners in the field of FEA.

Keywords: development of the Russian Far East, international cooperation, information economy, branding of goods and services, export, tourism, images, Asia-Pacific region, "Eastern Vector", sanctions, investments.

Политика «Восточного вектора» в 2014 г. изначально появилась по двум основным причинам. Во-первых, Россия стремилась закрепить успех, достигнутый при проведении саммита АТЭС в сентябре 2012 г., а используя этот опыт проведения столь масштабного международного мероприятия на Дальнем Востоке России, перейти к форматам постоянного и стабильного сотрудничества с ведущими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона, которые традиционно со второй половины XX в. показывают весьма высокие темпы экономического роста [2]. В этом стремлении, безусловно, было и желание диверсифицировать устойчивые экономические связи с Европой, сформированные в основном на основе экспорта углеводородов и сельхозпродукции [14]. С другой стороны, присоединение Крыма к России в тот же период повлекло санкции в отношении нашей страны со стороны Запада, что стало дополнительным поводом распространить международное экономическое сотрудничество страны на Восток [3].

Основными форматами политики «поворота на Восток», напомним, стало ежегодное проведение Восточного экономического форума с участием президента России, а также введение на Дальнем Востоке уникальных преференциальных экономических режимов - территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток. Позже эти правовые оболочки для бизнеса и хозяйственной деятельности были дополнены форматом САР - специального административного района на острове Русский, ориентированного на офшорные принципы работы с бизнесом и возвращение ранее вывезенных капиталов в страну.

В нынешних условиях введения беспрецедентных западных санкций против Российской Федерации и существенного охлаждения как политического диалога, так и экономического сотрудничества с Западом актуальность развития экономических связей страны через макрорегион Дальнего Востока с азиатскими экономиками многократно возросла [12].

Отметим несколько существенных факторов современной мировой экономики, которые являются триггером данной ситуации и во многом усиливают актуальность азиатской экономической политики России на современном этапе:

- в регионе сконцентрированы новые индустриальные страны, экономики которых традиционно показывают высокие темпы развития, при этом исторически здесь у России относительно немного антагонистов и тех стран, которые заведомо негативно относятся к ней, что может повлиять на суть и результаты сотрудничества;

- основным партнером страны во внешней торговле в регионе остается Китай, который является стратегическим партнером и традиционно поддерживает Россию;

- Дальний Восток остается перспективной территорией для инвестиций и развития совместных международных инициатив, которые будут взаимовыгодными;

- регион уже достаточно активно включен в цепочки экономических связей в пределах АТР, наиболее ярко это проявляется в пространственной и транзитной логистике в пределах региона [10]. Соответственно, это можно рассматривать как определенную площадку для развития сотрудничества.

В рамках политики «Восточного вектора» изначально стояли задачи привлечения азиатских инвестиций в регион, развитие в нем новых производств, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов и полезных ископаемых, сборочными производствами, а также различными форматами современной экономики услуг, такими как въездной туризм. Реалии последних восьми лет показали, что указанные ориентиры были достигнуты лишь частично, далеко не все удалось реализовать.

Так, в существенной степени не удалось привлечь иностранный капитал в сферу переработки и добычи полезных ископаемых, добиться постоянного и стабильного притока азиатского капитала в региональную экономику. Также слабо реализовалась концепция повышения уровня жизни и привлекательности региона для постоянного места жительства в пределах страны, прекращения оттока местного населения и качественного притока внутренних национальных мигрантов. Вместе с тем успехи стали проявляться в тех сферах, где изначально они были слабо прогнозируемыми.

К примеру, в «доковидный» период существенно вырос иностранный въездной туризм, что во многом было связано с девальвацией национальной валюты и повышением привлекательности туров для азиатских туристов из-за курсовой разницы в стоимости визитинга. Уже в период распространения новой коронавирусной инфекции в 2021 г. регион стал намного

более привлекательным с точки зрения международной логистики, поскольку морской фрахт контейнерных перевозок существенно вырос из-за дефицита свободного контейнерного парка и транзит через порты южного Приморья и Транссиб в Европу стал привлекательным по ценовым показателям [9]. Все эти события, по мнению автора, свидетельствуют в целом о правильной политике «Восточного вектора», но остается необходимость постоянного наращивания конкурентных преимуществ экономики региона, «донастройки» процессов развития территории и общих условий для этого.

К числу актуальных на сегодняшний день можно отнести комплекс мер, которые повысили бы инвестиционную привлекательность региона и существенно улучшили бы его имидж как территории, перспективной для вложения средств и развития совместных хозяйственных проектов. Очевидной задачей, которая до сих пор не реализована и нуждается в решении, является создание устойчивого положительного имиджа региона как стремительно, ну или, по крайней мере, стабильно развивающейся территории, имеющей хорошие перспективы.

Уже в марте 2022 г. на совещании во Владивостоке полномочный представитель Президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявил о том, что в связи со складывающейся ситуацией у региона возникают новые перспективы в развитии, поскольку как минимум часть грузопотока будет переориентирована с Европы на Азию [13]. Кроме того, статистика даже «предсанкционного» 2021 г. показала, что через территорию Дальнего Востока в азиатском направлении вырос транзит угля, также увеличилась валютная выручка от экспорта леса и лесоматериалов [15]. Согласно официальным заявлениям властей, в таких условиях будут создаваться режимы наибольшего благоприятствования для национального бизнеса для того, чтобы как нивелировать негативный эффект от санкций, так и достичь развития национальной и региональной экономики.

На сегодняшний день можно выделить основные проблемы имиджевого продвижения и брендирования дальневосточных товаров и услуг экспортного назначения. Реализация подхода по продвижению в АТР отечественных товаров и услуг и привлечению на российский Дальний Восток зарубежных инвестиций связана с созданием позитивного информационного образа территории, который, в свою очередь, должен как минимум учитывать привлекательные черты региона [11].

В число таковых входят достопримечательности, объекты туристического показа, а также товары и услуги регионального производства, которые приобретаются туристами и иными нерезидентами, а также вывозятся на экспорт и повышают известность территории.

Применительно к современному Дальнему Востоку России важным представляется создание региональных зонтичных брендов - так называемых Наименований Мест Происхождения Товаров (НМПТ), прямо указывающих на место происхождения какого-то рода товаров (которые могут производиться разными производителями) и, соответственно, дающих возможность создавать прямую ассоциацию с регионом как местом производства позитивно зарекомендовавшего себя и пользующегося устойчивым спросом товара или услуги.

В современных условиях можно было бы создать систему продвижения российской продукции в АТР через интернет-площадки. Сегодня также слабо используется ресурс продвижения отечественных товаров через российские национальные диаспоры, присутствующие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для продвижения российских товаров в Азиатско-Тихоокеанском регионе перспективным представляется использование не только рекламного продвижения, но и непрямых инструментов информационного влияния [1]. К ним можно отнести коммуникационные ресурсы авиакомпаний, судоходных компаний и транспортных групп, контейнерные парки российских владельцев, а также иных транспортных компаний и логистических сервисов, которые работают с зарубежными партнерами в АТР и могут, как минимум, визуально позиционировать образ российских товаров или наименования брендов в разных форматах [7].

Статистика российского экспорта из регионов Дальнего Востока в последние годы показывает ряд товарных категорий, которые пользуются устойчивым спросом в АТР. Их экспорт постепенно растет, а значит, есть возможности продвижения таких товаров за счет брендовой составляющей. К таковым относятся продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, кондитерские изделия, рыба и морепродукты. Главные потребители дальневосточной продукции - страны Северо-Восточной Азии [9]. У основных торговых партнеров дальневосточной российской экономики сейчас востребован ряд товарных позиций, которые вполне могут быть реализованы представителями малого и среднего бизнеса Приморья. Это подсолнечное масло, мясо и субпродукты, крепкие спиртные напитки, безалкогольные напитки, мед, мороженое, питьевая вода, деревянная тара [7].

На сегодняшний день необходимо также говорить и о расширении количества потенциально привлекательных экспортных категорий - это должны быть такие товары, как изделия народных промыслов, продукция из дикоросов уссурийской тайги, созданные по фирменным рецептам блюда из морепродуктов и др. [4]. Перспективы открываются и в новых сферах - к примеру, это полуфабрикаты и готовые изделия из древесины,

спрос на которые существует, а с 2022 г. вывоз необработанного леса с территории России существенно сократился из-за высоких заградительных пошлин и иных мер, направленных на развитие внутренней переработки леса, и соответственно новой экспортной нишей становится обработанная древесина.

Все вышеуказанное свидетельствует о необходимости повышения внимания российского государства к вопросам имиджевого позиционирования дальневосточных товаров в странах АТР, актуальность данного вопроса усиливается новыми антироссийскими санкциями [5].

Таким образом, основными трендами существующей ситуации являются следующие:

- антироссийские санкции существенно усилили актуальность развития экспорта и привлечения инвестиций на Дальний Восток с азиатского направления;

- достаточно большой объем товаров не рассматривается производителями как имеющий экспортный потенциал, хотя фактически подобные товары могут иметь соответствующие потенциальные характеристики [4];

- крайне слабо ведется работа по систематизации товаров и услуг экспортного значения и развития их информационно-имиджевой составляющей [8];

- на Дальнем Востоке недостаточно активно реализуются стратегии создания зонтичных брендов для родовых групп товаров, на основе которых формируется НМПТ, что помогает продвигать продукцию для всех групп потребителей как в других регионах России, так и за рубежом. Их может быть целая серия, например «Сделано в Приморье», «Приморские морепродукты», «Дальневосточные сладости» и др.;

- весьма неактивно используются возможности для создания новых уникальных продуктов с региональным имиджевым колоритом, которые могли бы помочь имиджу всего региона в АТР в целом;

- слабо задействован потенциал продуктов и сырьевых ресурсов, которые могли бы использоваться для повышения инвестиционной привлекательности региона. К примеру, это дальневосточные дикоросы, различные виды готовых морепродуктов, «дальневосточная кухня» и др.;

- недостаточно представлены новые аспекты выигрышных сторон в инвестиционном имидже региона - к примеру, транзитная логистика и экспорт пиломатериалов и изделий из древесины [5];

- очевиден тренд на девальвацию национальной валюты по отношению к резервным, что также можно грамотно использовать как аспект роста привлекательности, поскольку российский экспорт, въездной туризм

и инвестиции в национальную экономику дешевеют для иностранных партнеров.

Соответственно, к числу актуальных задач развития и инвестиционно-имиджевого позиционирования экспортно-ориентированных секторов в региональной экономике в условиях санкций можно отнести следующие:

- активизация создания НМПТ и их продвижения для иностранной целевой аудитории, в том числе для реализации на иностранном потребительском рынке [8];

- создание преференций для региональных производителей, которые производят и экспортируют продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся устойчивым спросом у иностранцев [7];

- создание условий для глубокой переработки морских биологических ресурсов, дикоросов, древесины и иного сырья, которое может использоваться для производства товаров экспортного предназначения и привлекать иностранный бизнес в качестве инвесторов [6];

- активизация работы с предпринимательским сообществом ДФО, направленная на создание стимулов для расширения числа участников ВЭД, производящих экспортные товары и услуги;

- формирование пула перспективных для экспортного продвижения товаров, которые будут способствовать созданию у зарубежных потребителей соответствующих ментально-когнитивных (т. е. формирующих однозначные позитивные ассоциации) установок по отношению к российским товарам в целом [1];

- создание системы целенаправленного информирования зарубежных инвесторов, предпринимателей, туристов и иных нерезидентов о наиболее перспективных с точки зрения экспорта российских товарах с акцентом на запоминаемость и узнаваемость соответствующих товарных категорий, что поможет повысить спрос на товары-аналоги при торговле на территории стран АТР;

- дальнейшее развитие транзитных логистических коридоров через порты Дальнего Востока и РЖД на евроазиатском направлении, которые показали существенный рост объемов перемещаемых грузов в 2021 г. и в перспективе напрямую от санкций пострадают маловероятно (поскольку грузоотправителями и грузополучателями чаще всего выступают не российские компании, а иностранные логисты);

- активизация сотрудничества с традиционными партнерами России в АТР, которые не присоединялись к санкциям и в перспективе вряд ли вообще будут участвовать в санкционной политике - такими как Китай, Вьетнам, КНДР, Индонезия.

Список литературы

1. Брендирование товаров в Китае и его способы. URL: https://china-logist. com/stati/branding-in-china (дата обращения: 25.03.2022).

2. Владимир Путин: Дальний Восток - ключевое направление для экспорта продовольствия в АТР. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/13898 (дата обращения: 20.03.2022).

3. Внешнеэкономические связи Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. URL: https://otherreferats.allbest.ru/international/0018372 2_0.html (дата обращения: 25.03.2022).

4. Дальний Восток. Экспорт в Азию остается проблемой. URL: https:// www.eastrussia.ru/material/eksport-v-aziyu-ostaetsya-problemoy (дата обращения: 19.03.2022).

5. Дальневосточный кругляк пошел по округам. URL: https://www.rbc.ru/ newspaper/2021/07/12/60e87a399a794705aaac8137 (дата обращения: 25.03.2022).

6. Дальневосточный полпред раскритиковал работу Рослесхоза. URL: https://goldenmost.ru/dalnevostochnyj-polpred-raskritikoval-rabotu-rosleshoza/ (дата обращения: 25.03.2022).

7. Как организовать сбыт товаров, произведенных на «дальневосточных гектарах». URL: https://toz.su/newspaper/obratite_vnimanie/kak_organizovat_ sbyt_tovarov_proizvedennykh_na_dalnevostochnykh_gektarakh (дата обращения: 22.03.2022).

8. Паначева А. С., Самойленко П. Ю. Проблемы брендирования дальневосточных товаров и услуг в рамках современной российской политики «Восточного вектора» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 2. С. 75-85.

9. РЖД отмечает рост перевозок на Дальний Восток угля, нефти и леса. URL: https://www.newsvl.ru/society/2022/01/24/205989/#ixzz70c8YvsqR (дата обращения: 23.03.2022).

10. Россия нарастит экспорт мяса в Азию. URL: https://lenta.ru/news/2020/06/ 22/asia (дата обращения: 15.03.2022).

11. Рост тарифов и поиск поставщиков: как бизнесу работать с логистикой. Мнения специалистов по перевозке и предпринимателей. URL: https://journal. tinkoff.ru/perevozki-v-krizis/ (дата обращения: 19.03.2022).

12. Рост цен и потеря привычек: как новый кризис изменит жизнь в российских регионах. URL: https://www.forbes.ru/mneniya/458915-rost-cen-i-pote ra-privycek-kak-novyj-krizis-izmenit-zizn-v-rossijskih-regionah (дата обращения: 22.03.2022).

13. Трутнев сказал, как санкции повлияют на развитие Дальнего Востока. URL: https://fedpress.ru/news/25/economy/2949816 (дата обращения: 26.03.2022).

14. Экспортный потенциал Дальнего Востока. Как удовлетворить растущий спрос АТР. URL: http://tass.ru/vef-2017/articles/4538815 (дата обращения: 25.03.2022).

15. Экспорт леса может стать «пилотной» сферой для отработки новых межвалютных расчетов России и Китая. URL: https://goldenmost.ru/eksport-lesa-mozhet-stat-pilotnoj-sferoj-dlya-otrabotki-novyh-mezhvalyutnyh-raschetov-rossii-i-kitaya (дата обращения: 23.03.2022).

© Самойленко П. Ю., 2022 © Samoylenko P. Yu., 2022

Для цитирования:

Самойленко П. Ю. Перспективы развития и инвестиционно-имиджевого позиционирования экспортно-ориентированных секторов в региональной экономике в условиях санкций // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 1(98). С. 90-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.