УДК 007
БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.1.32 П. Ю. САМОЙЛЕНКО*
Перспективы использования патриотической составляющей как ресурса международного сотрудничества в формировании бренда Приморского края
В статье рассмотрены основные вопросы международного сотрудничества со странами СевероВосточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в таких форматах, как Восточный экономический форум (ВЭФ) и туризм в контексте развития патриотического менталитета и брендинга территории. Подчеркнута необходимость активизации социокультурного направления позиционирования Приморского края в условиях «разворота России на Восток». Выделены исторические факты, значимые с точки зрения формирования идеологем.
Ключевые слова: патриотизм, культурное наследие, международное сотрудничество, информационная экономика, брендинг территории, инвестиции, территории опережающего социально-экономического развития, порто-франко, Дальний Восток России, имидж, инвестиционная привлекательность, ВЭФ, туризм.
САМОЙЛЕНКО Петр Юрьевич -кандидат политических наук, доцент Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ. [email protected].
SAMOILENKO P. Yu. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the School of Arts and Humanities.
P. Yu. SAMOILENKO
The Outlook for Use of Patriotic Component as a Resource Contributing to the International Cooperation for the Primorsky Krai's Branding
The article discusses the main issues of international cooperation with the countries of Northeast Asia and the Asia-Pacific region in such formats as the Eastern Economic Forum (WEF) and tourism from the perspectives of the development of the patriotic mentality and territory branding. The author emphasizes the need to activate the social and cultural direction for presenting the Primorsky Krai in terms of "Russia's pivot to the East" as well as highlights historical facts from the standpoint of their significance for building up ideologemes.
* Дальневосточный федеральный университет. 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. Far Eastern Federal University. 8 Sukhanova street, Vladivostok, Russian Federation, 690950.
Keywords: patriotism, cultural heritage, international cooperation, information economy, territory branding, investments, advanced social and economic development territories, Porto-Franco, the Far East of Russia, image, investment attractiveness, WEF, tourism.
Приморский край занимает уникальное положение с точки зрения возможностей брендинга территории [4]. У региона большой культурный потенциал, несмотря на то что он не имеет длительной истории, т. к. активное освоение российского Дальнего Востока стало происходить только в XX в. Тем не менее с точки зрения доминант национального патриотизма Приморский край обладает существенными перспективами. Кроме того, как показывают социологические исследования, патриотические настроения в современном приморском обществе также достаточно высоки [10; 19]. Указанные составляющие сегодня мало задействованы в вопросах брен-динга территории и развития международного сотрудничества, хотя их использование позволило бы более активно двигаться к достижению цели концепции «Разворота на Восток», которая поставлена на уровне федеральной повестки современной российской внутренней и внешней политики. Официальное придание Владивостоку статуса столицы Дальневосточного федерального округа в конце 2018 г. является еще одним поводом задуматься о том, что позиционирование региона как «окна» из России в АТР нужно активизировать и насыщать в содержательном отношении.
Начиная с 2012 г., когда во Владивостоке состоялся саммит АТЭС, идет работа по продвижению имиджа Приморского края и Владивостока и позиционированию его как открытого для сотрудничества со странами АТР российского региона [5]. Наиболее активной имиджевой составляющей на сегодняшний день является ежегодное проведение Восточного экономического форума с участием российского президента, что теперь уже традиционно привлекает внимание ведущих экономик Тихоокеанской Паци-фики к нашему региону [15]. В рамках ВЭФ участники ведут не только обсуждение экономической проблематики, но и внешнеполитических вопросов, тем более что в последние годы активными участниками мероприятия становятся главы государств, экономики которых принадлежат к ведущим в регионе, - Китай, Япония, Республика Корея [13].
На уровне руководства страны поставлена задача придать импульс развитию Дальнего Востока и Приморского края, диверсифицировав экономические отношения с Европой. При этом к уже существующему транзиту грузов через территорию Дальнего Востока должны добавиться привлечение в экономику Дальневосточного федерального округа инвестиций из азиатских стран и создание здесь новых производств, а также развитие транзитных логистических сервисов и туристических кластеров [2].
Таким образом, международное сотрудничество региона развивается в двух основных направлениях - политическом и экономическом, при этом собственно брендинг территории Владивостока и Приморского края преимущественно строится на инфоповодах, связанных с ВЭФ. Иные возможности, основанные прежде всего на развитии культурной и гуманитарной составляющих, используются слабо [17]. Опросы иностранных инвесторов и участников ВЭД показывают, что в качестве сдерживающих факторов по отношению к интеграции в российскую экономику в их сознании выступают в основном стереотипы имиджевого характера - о массовой коррупции, бюрократии, несоблюдении прав инвесторов и акционеров -все это также говорит о том, что необходимо усиление информационной составляющей в части повышения инвестиционной привлекательности Дальнего Востока России [11; 18].
Также отметим, что в последние годы, прежде всего после возвращения Крыма в состав Российской Федерации, в общественном дискурсе активно обсуждается проблематика патриотизма в широком смысле -от исторических фактов до современного осмысления значения роли каждого гражданина в жизни страны. Особенно значимо это становится для приграничных регионов, к каковым относится и Приморский край [1; 8].
Необходимо более активно заниматься содержательным наполнением бренда региона [9]. К примеру, по официальной статистике в последние годы устойчиво растет въездной туристский поток в регион, главной причиной является девальвация рубля по отношению к основным резервным валютам и, соответственно, удешевление для иностранцев подобных поездок. Вместе с тем нельзя не отметить и влияние введения процедуры получения российской электронной визы, событийных поводов и др. Однако изучение распределения туристских потоков внутри региона и их информационной насыщенности показывает, что тут практически отсутствуют системные меры по смысловому и идейному наполнению. К примеру, крайне слабо используется потенциал объектов культурного наследия, прежде всего Владивостокской крепости, а также природных памятников и археологического наследия. Кроме того, многие туристские группы, к примеру организованные турпотоки из Китая, зачастую обслуживаются своими же гидами, что, соответственно, существенно снижает возможности продвижения идей и информационных составляющих, необходимых для целенаправленного брендирования региона в массовом сознании иностранцев.
Если посмотреть, так сказать, вглубь проблемы, то мы увидим, что тематика патриотизма применительно к Дальнему Востоку России, Приморскому краю и Владивостоку может активно использоваться не только для развития национальной и территориальной идентичности, в вопросах
внутренней политической мобилизации населения, но также и применительно к развитию внешнеэкономического и культурного сотрудничества со странами АТР [6]. Экскурс в историю Приморья и Владивостока последних полутора веков, когда, собственно, и происходило основное развитие территории, позволяет найти большое количество информационных поводов в рамках патриотической повестки, связанной с регионом, которые дадут возможность как привлечь внимание соотечественников, так и повысить туристскую привлекательность региона в настоящее время.
По мнению автора, если рассуждать об исторических фактах, связанных с Приморьем и Владивостоком и перспективных с точки зрения продвижения региона, то условно необходимо выделить несколько этапов, значимых с точки зрения формирования идеологем в настоящее время.
Первый условный этап охватывает дореволюционный период и включает в себя такие значимые с точки зрения развития бренда региона обстоятельства, как действие режима свободного порта (порто-франко) во Владивостоке, развитие активного внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР. Все это интересно, прежде всего, с точки зрения различных исторических аналогий с современными реалиями: созданием на территории особых экономических зон свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития. Этот период весьма значим и с точки зрения истории приморского предпринимательства, тем более что многие сохранившиеся здания и сооружения того времени, прежде всего историческая застройка в центре Владивостока, - как раз результат работы бизнеса того времени, а среди известных предпринимателей было немало иностранцев. Другая очевидная аналогия - с программой «Дальневосточный гектар», поскольку на дореволюционный период пришлось активное освоение региона и формирование миграционных потоков переселенцев из западной части России того времени. Также к данному периоду относится Русско-японская война, которая хотя и имела трагичные последствия для России, но в целом является сильной исторической информационной составляющей для региона, базирующейся на таких идейных доминантах, как подвиг моряков крейсера «Варяг», увековеченный в памятнике этому событию во Владивостоке, истории строительства Владивостокской крепости и так далее. Историческое определение и становление Владивостока как отечественного форпоста на Тихом океане, по сути, начало формироваться благодаря именно этим фактам. Таким образом, события данного исторического периода можно активно использовать при разработке современного бренда территории как с точки зрения внутренней политики, так и в рамках развития внешнеэкономического сотрудничества региона [7].
Второй условный период охватывает историю региона советского времени и включает такие вехи, как участие соотечественников во Второй
мировой войне на Тихом океане, роль Приморского края в реализации программы ленд-лиза, а также активное освоение региона в послевоенный период. Широко известные сегодня нарицательные ассоциативные определения Владивостока, которые принадлежат лидерам СССР разных периодов, - «Владивосток далеко, но город-то нашенский», «Владивосток - дальневосточный Сан-Франциско» и др. - появились именно в этот период и активно используются и сегодня. Нельзя недооценивать и активное экономическое развитие региона в 1960-80-е гг. - это и реализация проекта «Большой Владивосток» после визита в край Никиты Хрущева, и активное развитие портовых городов, таких как Находка, и строительство крупнейших портов, таких как Порт Восточный, ориентированных именно на экспортно-импортные операции со странами Тихоокеанской Пацифики. Имидж Приморья как транзитного региона на дальневосточной окраине страны сложился именно в этот исторический период, прежде всего, в связи с возникновением логистических потоков по Транссибу и через незамерзающие приморские порты Владивосток, Находка и Порт Восточный из западной части страны и Европы в Азию и наоборот.
Третий период охватывает современную историю региона начиная с 1990-х гг. и до настоящего времени. В это время произошли существенные и значимые для развития региона изменения. Это присвоение Владивостоку статуса открытого города, получение им статуса столицы Дальнего Востока, существенная архитектурная модернизация самого крупного города Дальневосточного региона - строительство уникальных мостовых сооружений, кампуса Дальневосточного федерального университета, Приморского океанариума и так далее. Немаловажно, что после перехода страны к рыночной экономике с начала 1990-х гг. шло поэтапное развитие хозяйственного комплекса края как ориентированного на нужды внешнеэкономической деятельности. Постепенно начат переход от сырьевой модели к экспорту товаров с высокой добавленной стоимостью, приморские и дальневосточные товары получают все большую известность за рубежом и начинают играть определенную роль в формировании бренда региона в АТР [12]. Примером являются кондитерские изделия известной приморской фабрики, которые уже даже начали подделывать в приграничных провинциях Китая из-за высокой популярности.
Анализ обозначенных исторических периодов, с точки зрения автора, позволяет сделать вывод о том, что в формировании бренда региона в настоящее время можно использовать многие исторические составляющие, что в итоге позитивно скажется на архитектуре имиджа Приморского края и Владивостока как региона России, максимально интегрированного в Азиатско-Тихоокеанский регион [14]. Например, среди приоритетов развития Дальнего Востока и Приморского края сегодня - расширение сотрудничества с США и ведущими европейскими экономиками. В этом
отношении полезно вспомнить такие исторические факты, как вклад европейских предпринимателей в развитие порто-франко в конце XIX - начале XX в., а также работу в рамках программ ленд-лиза и поставки американской военной техники в СССР через Владивосток во время Великой Отечественной войны.
В вопросах патриотизма населения Приморского края в настоящее время интересными являются исследования, проведенные Приморским центром социологии в конце 2018 г. [19], согласно которым основная масса опрошенных отмечает наличие патриотических настроений у себя и своих близких. Так, положительно на вопрос о том, относят ли они себя к патриотам, ответили 76,6 % опрошенных приморцев. При этом возрастная линейка респондентов в рамках данного исследования позволяет судить о том, что в большей степени патриотические настроения характерны для пожилых жителей региона. Зависимость уровня патриотических настроений от возраста практически прямо пропорциональна - у молодежи доля таких настроений составляет 66-69, у людей среднего возраста -69-73, у граждан старшего возраста - 73-86 %.
При этом анализ полученных мнений жителей региона позволяет сделать вывод о том, что основная масса опрошенных, говоря о патриотизме, в большей степени подразумевает этнический и территориальный патриотизм. Анализ смыслового контента данной моральной и духовной составляющей позволяет судить о том, что существует высокий потенциал именно смыслового наполнения этого понятия в массовом сознании, в том числе и в интересах его использования для развития региона и формирования в Приморском крае и на Дальнем Востоке России человеческого капитала. Так, основной смысл патриотизма население региона видит в любви к родному дому, городу, стране. Такой ответ в среднем дали 56 % всех опрошенных. Иные позиции распределились следующим образом: национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу - 31, желание процветания своей нации и своему народу - 26, верность национальной культуре, традициям и укладу жизни - 21, бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения - 19 %. Столь существенная с точки зрения потенциала развития территории региона позиция «стремление трудиться для процветания Родины для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и самым уважаемым в мире», составила 22 %.
Определенные выводы можно сделать и применительно к чертам патриотизма, которые жители региона связывают с личностью, индивидуальной психологией и менталитетом. Так, несовместимы с патриотизмом равнодушие к родной природе, стремление избежать службы в армии,
незнание истории своей страны, отъезд на постоянное место жительства или на работу за границу, неучастие в выборах.
Важным является и то, что жители Дальнего Востока в целом и Приморского края в частности в существенной степени ассоциируют свою идентичность именно со знаковыми местами, в качестве таковых упоминая ближайшие к ним культурные, природные или исторические объекты. Так, в Дальневосточном федеральном округе первое место с Красной площадью разделили местные (как правило, природные) достопримечательности Камчатки и Владивостока (22 %) [10].
Таким образом, в регионе сформирован базис патриотизма как совокупности нематериальных ценностей, характерных и достаточно традиционных для населения. Вместе с тем очевидно, что как минимум ряду смысловых позиций необходима существенная проработка в рамках формирования территориальной идентичности населения.
Прежде всего, в развитии нуждается смысловая связка между условно статичным патриотизмом в форме понимания его как ценности и его динамичным проявлением в форме активных действий индивида или социальной группы на благо своей Родины, региона или населения [3]. Именно эта линия и может быть сформирована в рамках современной политики по развитию регионов Дальнего Востока и их интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Таким образом, говоря о патриотизме населения Приморского края как ресурсе международного сотрудничества и брендинга территории региона, необходимо выделить следующие основные направления работы.
- Создание системы использования исторического и культурного наследия в целях мобилизации населения края и повышения гражданской активности в вопросах развития территории. Работа по данному направлению многообразна и может включать популяризацию исторических фактов, памятников и их использование в сфере туризма и рекреации на территории региона.
- Задействование социально-гуманитарного потенциала региона для ускорения интеграции в АТР и формирования устойчивого бренда территории. В этом отношении значимым представляется позиционирование Владивостока как города на стыке двух культур - восточной и западной, использование возможностей международного образования и мероприятий на базе учреждений культуры для привлечения внимания ведущих государств Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Формирование четких целей развития региона, имеющих патриотическое прочтение применительно к брендингу территории. Это может быть не только развитие туризма, но и реализация в регионе современных бизнес-проектов, учитывающих этнокультурную специфику и иллюстрирующих патриотизм местного населения. Например, народные промыслы
либо производство хендмейд продукции, востребованной за пределами региона.
- Использование факта присвоения статуса столицы Дальневосточного федерального округа Владивостоку в качестве имиджевой составляющей в вопросах как развития патриотизма населения, так и расширения международного сотрудничества [16]. Де-факто Владивосток является деловым и культурным центром Дальнего Востока и самым населенным городом, и придание ему еще и соответствующего юридического статуса де-юре должно быть дополнено конкретными шагами по закреплению такого образа. Примером могут быть крупные современные города Китая или Республики Корея, которые за 10-20 лет смогли существенно преобразить свой облик благодаря привлечению инвестиций и развитию экспортно ориентированной экономики в сочетании с патриотизмом населения, направленным на развитие соответствующих агломераций.
- Формирование соответствующего оценочного инструментария применительно к анализу проблематики патриотизма в регионе. К нему могут относиться как прикладные экономические методы, так и метрические социологические и маркетинговые способы изучения общественного мнения и анализа имиджа территории.
Список литературы
1. Антонова А. Д., Сафронова Е. С., Лучникова М. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. 2017. № 48. С. 296-299. URL: https://moluch.ru/archive/182/46892 (дата обращения: 21.01.2019).
2. Варавенко В. Е. Взаимодействие органов власти и резидентов территорий опережающего развития: опыт совершенствования законодательства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 1. С. 66-75.
3. Воронцов С. А., Понеделков А. В., Вилков А. А. Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 70-74.
4. Восточный вектор внешней политики России. URL: http://www.singapore. mid.ru/rus/asia/ros_asia_2.html (дата обращения: 20.01.2019).
5. Дьяков В. И. Взаимодействие региональных таможенных администраций для обеспечения развития торговли в Северной Пацифике // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 3. С. 53.
6. Ерошенко С. С., Дьяков В. И. Правовое и политическое положение России в АТР. Владивосток, 2011.
7. Как вернуть население на Дальний Восток // Русские вести: новости, политика, события. URL: http://russkievesti.ru/novosti/ekonomika/kak-vernut-naselenie-na-dalnij-vostokhtml (дата обращения: 14.01.2019).
8. Ковалева А. В. Некоторые проблемы патриотизма в современной России // Ростовский научный журнал. 2017. № 3. С. 34-39.
9. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Военная история и патриотизм в системе социально-экономических и политических связей в прошлом и настоящем (постановка проблемы) // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 5 (52). С. 330-342.
10. Местный патриотизм в большей степени присущ жителям европейской части и Дальнего Востока России / НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/mestnyy-patriotizm-v-bolshey-stepeni-prisushch-zhitelyam-evropeyskoy-chasti-i-dalnego-vostoka-rossii (дата обращения: 11.01.2019).
11. Опрос инвесторов: Россия в 2015 году. URL: http://detailcomms.com/ru/ inostrannye-investory-vosprijatie-rossii-ekonomika-fondovyj-rynok-v-2015 (дата обращения: 10.01.2019).
12. Паначева А. С., Самойленко П. Ю. Зарубежный покупатель хочет знать товар «в лицо». Проблемы брендирования дальневосточных товаров и услуг в рамках политики «Восточного вектора» // Сфера: Рыба. 2018. № 1, вып. 2 (21). С. 42-44.
13. «Поворот на Восток» ради будущего России. URL: http://www.pravda.ru/ districts/fareast/19-07-2015/1267415-levintal-0 (дата обращения: 17.01.2019).
14. Портанский А. П. Многосторонняя торговая система и перспективы ее реформирования. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 151 с.
15. Путин о ТОРах на Дальнем Востоке: «Нельзя делать вид, что мы что-то делаем, а на самом деле только пишем планы». URL: http://sesti.ru/news/2014/08/01/ 1692.html (дата обращения: 12.01.2019).
16. Самойленко П. Ю. «Информационно-имиджевые проблемы реализации политики «Восточного вектора» и вопросы обеспечения российских национальных интересов // Социально-гуманитарное обозрение. Международный журнал. 2018. № 4. С. 71-77.
17. Самойленко П. Ю. Стратегические интересы России в АТР: синергетиче-ский и информационно-имиджевый факторы в вопросах военной и экономической политики // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. № 2. С. 106-111.
18. Улучшение инвестиционного климата в России / Агентство стратегических инициатив (АСИ). URL: http://asi.ru/investclimate (дата обращения: 15.10.2018).
19. 76,6 % приморцев осознают себя патриотами России / Приморский научно-исследовательский центр социологии. URL: http://primnic.ru/analitika/ obshchestvo/76-6-primortsev-osoznayut-sebya-patriotami-rossii (дата обращения: 16.01.2019).
© Самойленко П. Ю., 2019 © Samoilenko P. Yu., 2019
Для цитирования:
Самойленко П. Ю. Перспективы использования патриотической составляющей как ресурса международного сотрудничества в формировании бренда Приморского края // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 1(86). С. 32-40.