Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ МОЛОДЁЖИ И ИМИДЖЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В РАЗВИТИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ'

ПАТРИОТИЗМ МОЛОДЁЖИ И ИМИДЖЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В РАЗВИТИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / молодёжь / патриотизм / Приморский край / «поворот на Восток » / развитие региона / региональное сотрудничество / медиа / имиджи / Russia / youth / patriotism / Primorsky region / “turn to the East” Russian policy / regional development and collaboration / mass-media / images

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пётр Юрьевич Самойленко

В статье рассматриваются проблемы развития патриотизма молодёжи Приморского края как важный аспект регионального развития. Принципиальное значение для формирования сбалансированной основы развития патриотизма в региональном контексте имеет геоэкономическое положение региона, особенности его как удалённой от центра страны территории, потенциал существующего гуманитарного пространства, а также развитие проектов «восточного вектора », предполагающих интеграцию региона с ведущими экономиками АТР. Значение также имеют образы, укоренившиеся в массовом сознании жителей региона и связанные с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Пётр Юрьевич Самойленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH PATRIOTISM AND IMAGE FEATURES IN PRIMORSKY REGION DEVELOPMENT

The article deals with the problems of developing patriotism among the youth of Primorsky Krai as an important aspect of regional development. Essential for the formation of a balanced basis for the development of patriotism in a regional context is the geo-economic position of the region, especially its remoteness from the centre of the country, the potential of the existing humanitarian space and the development projects of the “Eastern vector”, assuming the integration of the region with major Asia-Pacific economies. Images that are ingrained in the mass consciousness of the region’s residents and associated with it are also important.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ МОЛОДЁЖИ И ИМИДЖЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В РАЗВИТИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

УДК 316.77(571.63)

DOI 10.24411/9999-056А-2020-10042

ПАТРИОТИЗМ МОЛОДЁЖИ И ИМИДЖЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В РАЗВИТИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Пётр Юрьевич Самойленко,

кандидат политических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток. E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы развития патриотизма молодёжи Приморского края как важный аспект регионального развития. Принципиальное значение для формирования сбалансированной основы развития патриотизма в региональном контексте имеет геоэкономическое положение региона, особенности его как удалённой от центра страны территории, потенциал существующего гуманитарного пространства, а также развитие проектов «восточного вектора», предполагающих интеграцию региона с ведущими экономиками АТР. Значение также имеют образы, укоренившиеся в массовом сознании жителей региона и связанные с ним.

Ключевые слова: Россия, молодёжь, патриотизм, Приморский край, «поворот на Восток», развитие региона, региональное сотрудничество, медиа, имиджи.

YOUTH PATRIOTISM AND IMAGE FEATURES IN PRIMORSKY REGION DEVELOPMENT

Peter Samoylenko, Far Eastern Federal University, Vladivosok, Russia. E-mail: [email protected]

The article deals with the problems of developing patriotism among the youth of Primorsky Krai as an important aspect of regional development. Essential for the formation of a balanced basis for the development of patriotism in a regional context is the geo-economic position of the region, especially its remoteness from the centre of the country, the potential of the existing humanitarian space and the development projects of the "Eastern vector", assuming the integration of the region with major Asia-Pacific economies. Images that are ingrained in the mass consciousness of the region's residents and associated with it are also important.

Key words: Russia, youth, patriotism, Primorsky region, "turn to the East" Russian policy, regional development and collaboration, mass-media, images.

Постановка проблемы. С точки зрения доминант национального патриотизма, Приморский край обладает существенными перспективами для развития. Кроме того, как показывают социологические исследования, патриотические настроения в современном приморском обществе также достаточно высоки. Вместе с тем наличие устойчивых патриотических настроений у жителей региона, которые отличаются в зависимости от возраста и иных критериев респондентов и которые будут подробно рассмотрены в статье, напрямую не коррелирует с миграционными настроениями местного населения: в Приморье, как и на Дальнем Востоке в целом, по-прежнему идёт отток населения. По сути, Приморский край как самый населённый регион Дальнего Востока сегодня находится перед целым спектром проблем, связанных с повышением степени патриотизма населения и позитивного восприятия территории края как места проживания. В условиях рыночной экономики перестали работать механизмы планового хозяйства, с помощью которых власти контролировали миграционные потоки и создавали в регионе условия для жизни населения, его закрепления, развития кадрового и гуманитарного потенциала. В современных условиях возможны два основных пути — непосредственно социально-экономический, направленный на создание в крае более высокого уровня жизни, чем в большинстве регионов страны (что весьма затруднительно), а также информационно-гуманитарный, предполагающий использование нематериальных стимулов для закрепления населения на территории региона.

Таким образом, в настоящее время актуальность развития патриотизма молодёжи в крае обусловлена, прежде всего, необходимостью остановить отток населения в интересах развития региона в частности и России в целом [6]. При этом коммуникативные составляющие, прежде всего, имиджевое восприятие региона, начинают играть всё возрастающую роль [5].

В контексте указанной проблемы важно определить содержательную трактовку патриотизма, которая позволяет рассматривать этот ценностный социально-психологический комплекс как условие для развития многих составляющих имиджа региона. При этом важно учитывать как имеющиеся исторические факты, связанные со значимыми для региона событиями, так и современную политику, а также мнение самого населения по указанным вопросам. Автор считает, что именно молодёжь должна быть одной из ключевых целевых аудиторий, которые нужно изучать и на которые следует направить деятельность по патриотическому воспитанию, поскольку именно молодое поколение приморцев является основным гуманитарным и кадровым капиталом для развития края в будущем.

Патриотизм и современная дальневосточная политика России. Патриотизм неотделим от региональной политики, позиционирование роли Дальнего Востока в современной российской внешней и внутренней

политике занимает особе место. Основными идеями являются усиленное развитие региона в целях создания здесь возможностей для стратегического продвижения российских национальных интересов в АТР. Прежде всего, речь идёт об экономических проектах — организации совместных производств с привлечением иностранного капитала и инвестиций, формировании евроазиатских транспортных коридоров. К этому надо добавить повышение качества жизни населения, социальных услуг, улучшение общей инфраструктуры.

Процесс внешнего имиджевого позиционирования активно идёт с 2012 г., когда во Владивостоке прошёл Саммит АТЭС. Наиболее яркой на сегодняшний день составляющей, которая формирует представления о Дальнем Востоке России, является ежегодное проведение Восточного экономического форума с участием российского президента, что теперь уже традиционно привлекает внимание ведущих экономик Тихоокеанской Пацифики к нашему региону. В рамках ВЭФ участники обсуждают не только экономическую проблематику, но и внешнеполитические вопросы, а также проблемы социального и гуманитарного развития региона, тем более что в последние годы активными участниками мероприятия становятся главы государств, в том числе ведущих экономик региона — Китая, Японии, Республики Корея. В 2018 г. Владивосток получил официальный статус столицы Дальневосточного федерального округа. Это побуждает разрабатывать новые подходы к региональной идентичности и развитию патриотизма с учётом необходимости более активной интеграции в АТР, с одной стороны, и внутреннего развития региона, связей с другими российскими территориями — с другой.

Политика «поворота на Восток» или «Восточного вектора» призвана создать условия для качественного роста Дальнего Востока. Основной принцип — диверсификация существующих экономических отношений со странами Евросоюза и увеличение объёмов торговли и совместной экономической деятельности со странами АТР'. Предполагается, что будут использованы уже существующие модели, прежде всего, транзитные транспортные коридоры через территорию Дальнего Востока России из Азии в Европу, и созданы принципиально новые — совместные проекты с участием азиатского капитала в таких сферах, как логистика, добыча и переработка полезных ископаемых и природных ресурсов, туризм, отдых и рекреация.

В целом проблематика патриотизма применительно к Дальнему Востоку и отдельным его территориям, например, Приморскому краю и Владивостоку, может активно использоваться не только для развития национальной и территориальной идентичности, в вопросах внутренней политической мобилизации населения, но также и применительно к развитию внешнеэкономического и культурного сотрудничества со странами АТР. Иными словами, патриотизм является перспективным гуманитарным ресурсом,

который может существенно влиять на результативность вышеописанных процессов и связан с брендом территории, территориальными имиджевыми составляющими.

Историческая составляющая в системе патриотизма молодёжи в Приморье. Если сделать небольшой экскурс в историю Приморья и Владивостока за последние полтора века, когда, собственно, и шло основное развитие территории, то при желании можно найти достаточно большое количество информационных поводов и имиджевых образов в рамках патриотической повестки, которые дадут возможность активнее привлекать внимание соотечественников и повысить туристическую привлекательность региона.

В истории Приморья и Владивостока необходимо выделить спектр важных событий, которые в настоящее время могут активно использоваться для повышения информированности молодёжи о своём регионе и формирования патриотических настроений. В этом ряду можно назвать существование «порто-франко» во Владивостоке во второй половине XIX в., развитие приморского предпринимательства в дореволюционный период, тем более что многие сохранившиеся здания и сооружения того времени, прежде всего, историческая застройка в центре Владивостока, являются наследием деятельности бизнеса того времени. Это события русско-японской войны, которая, хотя и имела трагичные последствия для России, но в целом является достаточно сильной исторической информационной составляющей для региона, базирующейся на таких идейных доминантах, как подвиг моряков крейсера «Варяг» (во Владивостоке есть памятник), строительство уникальной Владивостокской крепости и др. Также большую роль могут играть факты участия соотечественников во Второй мировой войне на Тихом океане, роль Приморского края в реализации программы «ленд-лиза», а также активное хозяйственное освоение региона в послевоенный период. Широко известны сегодня нарицательные ассоциативные названия Владивостока, которые принадлежат лидерам СССР разных периодов: «Владивосток далеко, но город-то нашенский», «Владивосток — дальневосточный Сан-Франциско» и др. Нельзя недооценивать и активное экономическое развитие региона в 1960—1980-е гг. — это и реализация проекта «Большой Владивосток» после визита в край Н.С. Хрущева в 1959 г., и активное строительство города Находка, порта Восточный, ориентированных именно на экспортно-импортные операции со странами Тихоокеанской Пацифики.

Также патриотическую составляющую несут такие события, как присвоение Владивостоку статуса открытого города в начале 1990-х, получение им статуса столицы Дальнего Востока в 2018 г., существенная архитектурная модернизация самого крупного города дальневосточного региона — строительство уникальных мостовых сооружений, кампуса Дальневосточного федерального университета, Дальневосточного океанариума и т.д. [9; 10].

Анализ обозначенных исторических фактов и событий позволяет сделать вывод о том, что в формировании патриотизма молодёжи Приморья в настоящее время можно использовать многие исторические составляющие, что в итоге позитивно скажется на архитектуре региональной идентичности населения и имидже Приморского края и Владивостока как региона России, максимально интегрированного в АТР.

Отражение проблематики патриотизма в общественном мнении населения региона. Существенную роль в формировании общественного мнения, в том числе и по вопросам, касающимся патриотизма, играют медиа [2]. По данным исследований, проводимых Департаментом коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ, 46% информации приходится на интернет-издания, 31% — телевидение, 13% — радио, 10% — печатные медиа. Если рассматривать патриотизм населения региона как измеряемую составляющую, то показательными являются результаты прикладных социологических исследований, проведённых Приморским центром социологии в конце 2018 г. [1]. Основная масса опрошенных отмечает наличие патриотических настроений у себя и своих близких, 76,6% относят себя к патриотам. Возрастная линейка респондентов в рамках данного исследования позволяет судить о том, что в большей степени патриотические настроения характерны для пожилых жителей региона — 73—86%, у людей среднего возраста этот показатель составляет 69—73%,у молодёжи — 66—69% [11].

Анализ полученных ответов позволяет говорить о том, что основная масса опрошенных, говоря о патриотизме, в большей степени подразумевает территориальный патриотизм, а также этнические и гражданские мотивы. Так, основной смысл патриотизма население региона видит в любви к родному дому, городу, стране. Также значимы такие позиции, как «национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу», «желание процветания своей нации и своему народу», «верность национальной культуре, традициям и укладу жизни», «бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради её блага или спасения». Столь существенная, с точки зрения потенциала развития территории, позиция как «стремление трудиться для процветания Родины для того, чтобы государство, в котором ты живёшь, было самым авторитетным, самым мощным и самым уважаемым в мире», составила 22%. По-видимому, именно в этих направлениях и нужно искать наиболее перспективные «точки роста» для развития регионального патриотизма в среде молодёжи.

Достаточно показательным является понимание патриотизма в рамках ассоциирования с определёнными чертами личности, индивидуальной психологией и менталитетом населения. В основном в оценках жителей региона патриотизм связывается с чертами, присущими «сильной личности», такими как любовь к природе, стремление к прохождению службы

в вооружённых силах, знание истории своей страны и проживание исключительно на Родине, без выезда на постоянное место жительства или на работу за рубеж. Также дальневосточники и приморцы считают важным проявление гражданской активности в форме активного участия в выборах.

Ещё одним важным моментом является наличие так называемого территориального патриотизма, когда молодёжь в существенной степени понимает свою идентичность в форме ассоциирования с различными знаковыми местами, каковыми считают природные красоты, природные и исторические объекты, известные здания или сооружения. К примеру, исследования показали, что значимыми для жителей Владивостока являются центральная площадь города, Владивостокская крепость, ряд исторических памятников и сооружений, расположенных в столице региона [8].

Таким образом, в Приморье сформирована основа для развития региональной патриотической составляющей как совокупность нематериальных ценностей, характерных и достаточно традиционных для населения. Вместе с тем очевидно, что ряд смысловых позиций нуждается в существенном развитии в рамках формирования территориальной идентичности населения.

Региональный патриотизм молодёжи может быть сформирован также с учётом мнения приморцев о сотрудничестве с соседними странами АТР. Так, опросы населения показывают, что 85% жителей края убеждены в реальности развития сотрудничества Дальнего Востока с экономиками АТР', 35,6% полагают, что нужно активизировать такую работу. Наиболее близкими и дружескими отношениями приморцы считают отношения с Китаем (90,8%), Японией (56,3%), Южной Кореей (69%), Северной Кореей (54%). При этом большинство опрошенных выделяют экономическое сотрудничество и туризм как основные цели развития международных отношений региона [12].

Прежде всего, в развитии нуждается смысловая связка между условно статичным патриотизмом в форме понимания его как ценности, и его динамическим проявлением в форме активных действий индивида или социальной группы на благо своей Родины, региона или населения [3]. Именно это смысловое направление и может быть сформировано в рамках современной политики по развитию территорий Дальнего Востока и их интеграции в АТР.

Практические рекомендации. Таким образом, говоря о патриотизме молодёжи Приморского края как ресурсе развития региона, необходимо выделить следующие основные направления работы.

- Создание системы использования исторического и культурного наследия в целях мобилизации населения края и повышения гражданской активности в вопросах развития территории. Работа по данному

направлению может быть многообразной и включать активную популяризацию исторических фактов, памятников и их использование в сфере туризма и рекреации на территории региона.

- Активное использование существующего гуманитарного потенциала Приморского края для активизации сотрудничества со странами АТР и формирование устойчивого бренда территории. Тут могут быть избраны разные стратегии продвижения, к примеру, создание образа Владивостока как уникального города, находящегося на стыке двух культур — восточной и западной. В этом отношении первичной будет работа как раз с гуманитарной составляющей в форме использования потенциала учреждений культуры и образования, расположенных в Приморском крае и Владивостоке.

- Существенную роль в развитии патриотизма молодёжи должны играть вузы региона как составляющие гуманитарной среды. Именно на базе высших учебных заведений необходимо вести основные мероприятия, ориентированные на работу с молодёжью во внеучебное время, а также в виде отдельных учебных курсов в рамках регионального компонента образовательных программ.

- Формирование чётких целей развития региона, имеющих патриотическое прочтение, применительно к брендингу территории. Исходя из целей и задач развития региона, это может быть не только развитие туризма, но и реализация современных бизнес-проектов, которые будут учитывать этно-культурную специфику, а также иллюстрировать патриотизм местного населения в вопросах развития региона. Сюда можно отнести народные промыслы либо производство handmade продукции, востребованной за пределами региона.

- Активное использование средств массовой информации региона для освещения патриотической повестки, актуализации вопросов прошлого, настоящего и будущего применительно к роли молодого поколения приморцев в развитии региона.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. 76,6% приморцев осознают себя патриотами России // Приморский научно-исследовательский центр социологии. URL: http://primnic.ru/analitika/ obshchestvo/76-6-primortsev-osoznayut-sebya-patriotamirossii/ (дата обращения: 17.04.2020).

2. Антонова А.Д., Сафронова Е.С., Лучникова М.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы // Молодой учёный. 2017. № 48. С. 296—299.

3. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Вилков A.A. Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Уч. записки СКАГС. 2015. № 3. С. 70-74.

4. Восточный вектор внешней политики России. URL: http://www.singapore.mid.ru/ rus/asia/ros_asia_2.html (дата обращения: 15.02.2020).

5. Как вернуть население на Дальний Восток // Русские вести: новости, политика, события. 2018. 12 сент. URL: http://russkievesti.ru/novosti/ekonomika/kak-vemut-naselenie-na-dalnij-vostok.html (дата обращения: 10.04.2020).

6. Ковалева A.B. Некоторые проблемы патриотизма в современной России // Ростовский науч. журнал. 2017. № 3. С. 34—39.

7. Лапина И.Ю., Каргапольцев С.Ю. Военная история и патриотизм в системе социально-экономических и политических связей в прошлом и настоящем (постановка проблемы) // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 5 (52). С. 330—342.

8. Местный патриотизм в большей степени присущ жителям европейской части и Дальнего Востока России // Данные всероссийского исследования, проведённого Аналитическим центром НАФИ в декабре 2017 года. URL: https://nafi.ru/ analytics/mestnyy-patriotizm-v-bolshey-stepeni-prisushch-zhitelyam-evropeyskoy-chasti-i-dalnego-vostoka-rossii/ (дата обращения: 15.05.2020).

9. Паначева A.C. Самойленко П.Ю. Зарубежный покупатель хочет знать товар «в лицо». Проблемы брендирования дальневосточных товаров и услуг в рамках политики «Восточного вектора» // Сфера: Рыба. 2018. № 1. Вып. 2 (21). С. 42—44.

10. Самойленко П.Ю. Информационно-имиджевые проблемы реализации политики «Восточного вектора» и вопросы обеспечения российских национальных интересов // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. № 4. С 71—77.

11. Самойленко П.Ю. Информационный образ приморского предпринимателя как фактор развития региона и продвижения бренда территории // Ойкумена. Регио-новедч. исследования. 2019 № 2 (49). С. 124—132.

12. Что думают приморцы о «повороте России на Восток»? // Приморский научно-исследовательский центр социологии. URL: http://primnic.ru/analitika/ ekonomika/ chto-dumayut-primortsy-o-povorote-rossii-na-vostok-/ (дата обращения: 25.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.