УДК 007
DOI 10.24866/1815-0683/2020-1/88-97 П. Ю. САМОЙЛЕНКО*
Региональное прочтение Послания Президента
Федеральному Собранию на 2020 год:
тренды и возможности для Дальнего Востока России
В контексте основных положений Послания Президента Федеральному Собранию на 2020 год рассматриваются основные вопросы развития Дальневосточного федерального округа, в том числе сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в условиях «разворота России на Восток» и в рамках таких форматов, как Восточный экономический форум и туризм.
Ключевые слова: Послание Президента, развитие Дальнего Востока России, международное сотрудничество, информационная экономика, брендинг территории, инвестиции, территории опережающего экономического развития, «порто-франко», инвестиции, патриотизм.
САМОЙЛЕНКО Петр Юрьевич -кандидат политических наук, доцент Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ. [email protected].
SAMOILENKO P. Yu. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor, School of Arts and Humanities.
P. Yu. SAMOILENKO
Regional Meaning of 2020 President Putin's Address to the Federal Assembly: Main Trends and Opportunities for the Russian Far East The article deals with the main issues of Far East Federal district development in the context of the 2020 Presidential Address to the Federal Assembly. They include the cooperation with North-Eastern Asian and Asian Pacific countries in the situation of "Russia's turn to the East" and within the framework of such formats as Eastern Economic Forum and tourism.
Keywords: Address of the President of the Russian Federation, patriotism, international economic cooperation, modern information economy, brands of Russian far-eastern regions, investments, leading social and economic development territories, Russian Far East.
Послание Президента Федеральному Собранию стало одним из документов,
* Дальневосточный федеральный университет. 690091, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. Far Eastern Federal University. 8, Sukhanova Str., Vladivostok, Russian Federation, 690091.
определяющих стратегические направления в развитии страны, по содержанию которого можно судить о том, каким аспектам внутренней и внешней политики будет уделяться основное внимание в близкой временной перспективе.
Послание президента на 2020 год получило широкий общественный резонанс главным образом в силу затронутых в нем вопросов внутренней политики, прежде всего - вопросов внутреннего политического устройства, системы «сдержек и противовесов» в рамках системы органов власти, а также грядущей конституционной реформы и принятия изменений в основной закон страны. Вместе с тем ряд положений Послания главы государства может иметь и региональное прочтение, т. е. восприниматься в определенных рамках в зависимости от специфики того или иного региона страны. Регионы в тексте президентского Послания упоминаются регулярно, но при этом ряд смысловых составляющих может быть сформулирован и получить трактовку исходя из особенностей определенных в Послании целей и задач государственного развития.
С точки зрения автора, в Послании президента можно выделить смысловые блоки, которые значимы для соответствующих регионов и могут быть восприняты как определенное руководство к действию, соответственно, и на региональном уровне [12].
Стоит вспомнить, что Послание президента служит программным документом, в котором часто упоминается Дальний Восток России. Именно в Послании на 2015 год был анонсирован проект создания свободного порта Владивосток, регулярно в последние годы говорится о Дальнем Востоке как о мегарегионе страны, который необходимо развивать [8].
По мнению автора, ряд тезисов Послания заслуживает того, чтобы быть рассмотренными в привязке к наиболее актуальным задачам развития Дальневосточного федерального округа на современном этапе. Данные тезисы могут иметь как принципиально новый характер, так и повторять или развивать положения предыдущих Посланий главы государства.
Так, в Послании на 2020 год определено, что одной из стратегических задач развития Российской Федерации на современном этапе является создание стабильной системы функционирования государства, которая базируется на постоянстве политических институтов и процессов, экономической стабильности и эффективности мероприятий в социальной сфере: «Мы должны создать систему прочную, надежную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую России независимость и суверенитет. В то же время систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества. Систему, обеспечивающую в том числе сменяемость тех,
кто находится у власти или занимает высокое положение в других сферах. Такое обновление - неотъемлемое условие для прогрессивной эволюции общества и пусть не безошибочного, но стабильного развития, когда незыблемым остается главное - интересы России» [7].
Применительно к ситуации на Дальнем Востоке России указанная задача выглядит как сверхактуальная, поскольку регион является самым удаленным от центра страны и имеет специфику, связанную с низкой плотностью населения, слабостью инфраструктуры, большой территорией, а также сырьевым характером экономики [11]. В таких условиях достичь эффективности и гибкости системы, по мнению автора, можно только активно развивая экономику региона и интегрируя ее в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии [3], а также повышая качество управления, в том числе приблизив уровень местного самоуправления к уровню государственной власти, о чем говорится в Послании на 2020 год. Именно на это направлена политика «разворота на Восток», в рамках которой решаются задачи экономической интеграции регионов Дальневосточного федерального округа в экономическое пространство Тихоокеанской Азии. Что касается проблемы необходимости сменяемости власти и обновления кадров в сфере политического управления, то протестный потенциал электората ряда регионов ДФО и история губернаторских выборов в последние два года в таких субъектах Федерации, как Приморский и Хабаровский края, является явным подтверждением ее актуальности для нашего региона. Учитывая специфику Дальнего Востока, по-видимому, можно говорить о необходимости увязки кадровых решений в политической сфере с социальными и экономическими процессами в регионе, что будет повышать эффективность соответствующих управленческих шагов. Яркий пример - выборы губернатора Приморского края в 2018 г., когда только появление известного в регионе кандидата смогло помочь преодолеть электоральный кризис.
В Послании четко отмечена роль населения в процессах управления в рамках государства на самых разных уровнях власти, прежде всего в рамках территориального управления на муниципальном уровне: «Сегодня в нашем обществе четко обозначился запрос на перемены. Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперед в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают, - в городах, районах, селах, по всей стране» [7].
По статистике Дальний Восток относится к территориям, где такие вопросы, как слабость инфраструктуры и отсутствие комфортной среды для проживания, вызывают массовые негативные оценки населения и миграционный отток. Даже более того, регионы и крупные населенные
пункты Дальневосточного федерального округа с «завидной» регулярностью оказываются в антирейтингах по показателям качества жизни. Так, в 2019 г. был сформирован рейтинг регионов России по качеству жизни. В нем ряд регионов Дальневосточного федерального округа оказался на позициях аутсайдеров. Это такие территории, как Забайкальский край, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область. Другие же регионы, к примеру, Приморский край, оказались в середине списка. Отсутствие регионов Дальнего Востока в начале списка, по сути, является ярким показателем необходимости улучшения качества жизни в ДФО в целом [10]. Аналогично проблемной является закредитованность населения ряда регионов Дальнего Востока, что также свидетельствует о неблагополучности социально-экономической ситуации. В первой десятке оказались сразу четыре региона Дальнего Востока - Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская область [9].
В Послании президента на 2020 год прямо упоминается Дальний Восток, когда речь идет о введенной в конце 2019 г. программе льготной ипотеки для дальневосточников: «А на Дальнем Востоке запущена социальная программа для молодых семей: ипотека по ставке два процента. Прошу банки, и не только с госучастием, активнее включаться в ее реализацию» [7].
Вместе с тем известно, что реализация Дальневосточной ипотеки уже столкнулась с практическими проблемами, а именно, вызвала рост стоимости жилья в регионе. Об этом сообщил по итогам совещания полномочный представитель Президента РФ в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев. Он отметил, что Приморье лидирует среди регионов Дальневосточного федерального округа по количеству заявок на льготную ипотеку. Высокий спрос, по словам Трутнева, влияет на увеличение цен, что может поставить под вопрос реализацию льготной ипотечной программы в Приморье [14]. Кроме того, в 2019 г. именно Дальний Восток был отмечен как самый проблемный в стране мегарегион, где строительство и ввод в строй нового жилья связан с большими проблемами и идет рекордно низкими темпами, отдельные субъекты Федерации ДФО жилье не строят [5]. Соответственно, нужны более активные шаги региональных властей по выделению земли под строительство и содействию ведению таких работ в массовом порядке.
Говоря о региональном прочтении Послания Президента на 2020 год, необходимо отметить, что в нем поставлены и задачи экономического реформирования прямого действия: «Сейчас, опираясь на устойчивый макроэкономический фундамент, нужно создать условия для существенного повышения реальных доходов граждан. Вновь подчеркну, это важнейшая
задача Правительства и Центрального банка. Для ее решения необходимы структурные изменения национальной экономики, увеличение ее эффективности. В 2021 году темпы роста ВВП России должны быть выше мировых» [7].
Сказанное прямо соотносится с ранее сформулированными задачами, которые имеют отношение к Дальнему Востоку. Речь идет, прежде всего, о положениях «майского указа» президента 2018 г., в экономическом блоке которого установлены задачи по достижению устойчивых темпов роста национальной экономики и указано, что экономика Дальнего Востока должна расти опережающими темпами относительно экономик других территорий страны1.
В тезисах Послания прямо указывается на необходимость принятия конкретных действий, направленных на развитие экономики: «Чтобы получить такую динамику, нужно запустить новый инвестиционный цикл, серьезно нарастить вложения в создание и обновление рабочих мест, инфраструктуру, в развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Начиная с этого года ежегодный прирост инвестиций должен составлять не менее пяти процентов, их долю в ВВП страны нужно увеличить с текущего 21 процента до 25 процентов в 2024 году» [7].
Привлечение инвестиций - одно из ключевых направлений политики «восточного вектора», и на сегодняшний день этот процесс идет, но его динамика меньше, чем планировалось изначально. Так, специальный административный район (САР) на острове Русском на начало 2020 г. имеет только двух резидентов, в то время как аналогичный офшор на острове Октябрьский в Калининградской области - 21 компанию [6].
«Правительству: нужно ускорить принятие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений. Напомню, что налоговые условия для крупных, значимых проектов должны быть неизменны на срок до 20 лет, а требования и нормативы при строительстве производственных объектов должны быть зафиксированы на три года. Эти гарантии инвесторам должны стать нормой закона» [7].
Для Дальнего Востока России именно развитие промышленности, высокотехнологичного сельского хозяйства является серьезной целью. При этом важно обеспечить условия для того, чтобы такие проекты были рассчитаны на длительную временную перспективу, как минимум - на годы вперед. При этом должны создаваться новые рабочие места в сопредельных секторах экономики - логистике, экспортно-импортных операциях, ритейле и др.
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 11.02.2020).
В Послании сделан акцент на проблему развития малого и среднего бизнеса, которая характерна для всей страны, но для Дальнего Востока на сегодняшний день имеет системное значение, поскольку в экономической модели, ориентированной на внешнеэкономическую деятельность, малый и средний бизнес может активно находить рыночные ниши и даже создавать новые - прежде всего в туризме, торговле, сфере услуг. Серьезность проблемы на сегодняшний день показывает статистика развития малого и среднего бизнеса в стране, согласно которой количество таких субъектов хозяйственной деятельности на Дальнем Востоке сопоставимо только с Северо-Кавказским федеральным округом и в рамках мегарегио-нов России (федеральных округов) является минимальным [13].
«Конечно, поддержку должны получить не только крупные проекты, но и деловые инициативы малого и среднего бизнеса. Сегодня у субъектов Федерации есть право предоставлять так называемый инвестиционный налоговый вычет, трехлетнюю льготу по налогу на прибыль, но они редко используют эту возможность. Понятно почему. Потому что региональные бюджеты теряют поступления. В этой связи предлагаю за счет федеральных средств компенсировать регионам две трети их выпадающих доходов от применения инвестиционного налогового вычета» [7].
Необходимо отметить и затронутые в Послании президента вопросы развития инфраструктуры, которые также очень актуальны для Дальнего Востока: «Приоритетом должны стать окупаемые проекты, которые снимают инфраструктурные ограничения для территорий. Это в том числе автомобильные обходы крупных городов, магистрали между областными центрами, выходы на федеральные автотрассы. Такие проекты обязательно потянут за собой рост малого бизнеса, туризма, социальной активности в регионах и на местах» [7].
Помимо развития общей инфраструктуры, прежде всего транспортной, для развития Дальнего Востока актуальна и подготовка инфраструктуры для ТОРов, строительство которой идет недостаточно высокими темпами [2].
В Послании отмечается проблема утилизации промышленных отходов и перспективы создания системы переработки мусора. Для Дальнего Востока, несмотря на отсутствие большого количества промышленных предприятий, проблема сбора и переработки мусора, прежде всего коммунальных отходов, является острой и негативно влияет как любой экологический вопрос на восприятие региона, в том числе потенциальными инвесторами и туристами.
«До конца года не менее 80 из 300 крупнейших предприятий должны перейти на так называемые наилучшие доступные технологии, получить комплексные экологические разрешения, что означает последовательное сокращение вредных выбросов. К настоящему времени выдано 16 таких
разрешений, но в целом работа идет по плану. Ни в коем случае нельзя допускать здесь сбоев. Нужно кардинально снизить объем отходов, поступающих на полигоны, внедрять раздельный сбор мусора, в целом переходить на экономику замкнутого цикла и уже с 2021 года начать применение механизма так называемой расширенной ответственности производителей, когда производители и импортеры товаров и упаковок несут расходы по их утилизации» [7].
К примеру, по официальным данным перерабатывается только около 4 % всех отходов, а заводы по переработке пластика есть не во всех регионах, в ДФО - только в Приморском и Хабаровском краях и Республике Бурятия [4].
Отдельные положения Послания президента касаются развития современной цифровой экономики, что также весьма актуально для развития Дальнего Востока России: «Исследователям, инженерам, предпринимателям мы должны обеспечить свободу для работы, научного, инновационного поиска. Я прошу Правительство и депутатов Государственной Думы ускорить рассмотрение так называемого технологического законодательного пакета. Уже в этом году нужно запустить гибкий механизм экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в России новых технологий, наладить современное регулирование оборота больших данных» [7].
Указанное направление может и должно реализовываться в рамках ДФО прежде всего в форме проектов на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток, где есть льготы и условия для внедрения высоких технологий. В частности, это может быть создание так называемых «дата-центров», ориентированных на хранение больших объемов информации, что в климатических условиях регионов ДФО будет автоматически иметь конкурентные преимущества.
Важным для Дальневосточного региона сегодня является тезис о создании системы высокотехнологичного экспорта и программного обеспечения: «Надо поддерживать высокотехнологичный экспорт и, безусловно, расширять спрос на инновации внутри самой страны. В этой связи считаю правильным ускорить цифровую трансформацию реального сектора экономики. При этом установить требование, чтобы национальные проекты осуществлялись главным образом на основе программных продуктов отечественного производства» [7].
Несмотря на то что на Дальнем Востоке пока нет крупных производителей софта, в рамках региона перспективно создание технопарков и формирование кластеров производства технологичных и наукоемких товаров, в том числе с использованием сырья, получаемого на территории округа. Это, к примеру, могут быть лекарства и биологически активные добавки на основе морепродуктов и дикоросов Уссурийской тайги.
Говоря о гуманитарных составляющих Послания президента на 2020 год, стоит отметить и грядущий инфоповод - празднование юбилея Великой Победы: «В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для России 9 Мая - самый великий и святой праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память не только дань огромного уважения героическому прошлому - она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство» [7].
На практике на сегодняшний день проблематика Дня Победы используется в основном в рамках воспитания патриотизма и сохранения исторической памяти, т. е. как инструмент внутренней политики. Вместе с тем, говоря о развитии Дальнего Востока, нельзя не отметить и потенциал внешнеполитического сотрудничества, который содержится в рамках указанных событий - ведь Вторая мировая война завершилась на Тихом океане 2 сентября 1945 г., что дает хорошие основания для современного развития отношений с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Также на сегодняшний день не используются такие смысловые доминанты исторических событий, как роль Дальнего Востока, и прежде всего Владивостока, как морского порта в снабжении страны в рамках программы ленд-лиза. Это создает почву для гуманитарного сотрудничества с теми государствами, с которыми сегодня сохраняется напряженность в отношениях - в первую очередь с США.
Необходимость развития вузов с акцентом на привязку к актуальным запросам экономики на подготовку специалистов соответствующих профилей, которые наиболее востребованы на рынке труда, также остро актуальна для региона. «В ближайшие годы число выпускников школ будет расти. С учетом этого нам важно сохранить равную, справедливую доступность бесплатного очного высшего образования. В этой связи предлагаю ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, причем (и то, что я скажу дальше, чрезвычайно важно) в приоритетном порядке отдавать эти места именно в региональные вузы, именно в те территории, где сегодня не хватает врачей, педагогов, инженеров. Естественно, необходимо не просто увеличивать цифры приема, а серьезно, с участием бизнеса, работодателей заняться развитием университетов и вузов в регионах, включая укрепление их учебной, исследовательской и социальной инфраструктуры, системы постоянной подготовки и повышения квалификации преподавателей региональных вузов, чтобы студенты могли получать современные знания, начать успешную карьеру на своей малой родине» [7].
Для Дальнего Востока России, откуда сохраняется стабильный отток населения, прежде всего молодежи, данная идея имеет серьезное значение и может напрямую влиять на позитивные изменения в части закрепления на территории молодежи, повышения степени патриотизма при-морцев и дальневосточников, в том числе и по отношению к региону
проживания [1]. В вопросах патриотизма населения Приморского края в настоящее время интересными являются исследования, проведенные Приморским центром социологии в конце 2018 г., согласно результатам которых основная масса опрошенных отмечает наличие патриотических настроений у себя и своих близких [15]. Так, положительно на вопрос о том, относят ли они себя к патриотам, ответили 76,6 % опрошенных приморцев. При этом возрастная линейка респондентов в рамках данного исследования позволяет судить о том, что в большей степени патриотические настроения характерны для пожилых жителей региона. Так, зависимость уровня патриотических настроений от возраста практически прямо пропорциональна - у молодежи доля таких настроений составляет 66-69 %, у людей среднего возраста - 69-73 %, у граждан старшего возраста - 73-86 %.
Таким образом, подводя итог, по мнению автора, региональное измерение Послания Президента Федеральному Собранию на 2020 год может быть сформулировано применительно к Дальнему Востоку в рамках нескольких тематических блоков:
- Политико-социальный блок. Это вопросы улучшения системы управления, прежде всего на муниципальном уровне, проблемы социальных гарантий и обеспечения в сфере здравоохранения, образования и социальной политики.
- Экономический блок. В его рамках сконцентрированы вопросы создания современной цифровой экономики, расширения экспорта, развития малого и среднего бизнеса, содействия развитию точного производства.
- Гуманитарный блок. Он включает в себя проблемы улучшения высшего и профессионального образования на уровне регионов, гуманитарное сотрудничество со странами АТР, развитие вопросов патриотизма в рамках ДФО.
Список литературы
1. Антонова А. Д., Сафронова Е. С., Лучникова М. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. 2017. № 48. С. 296-299. URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 25.01.2020).
2. Дальнему Востоку до 2025 года нужно 11,5 трлн рублей инвестиций // «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/09/03/810374-dalnemu-vostoku-2025 (дата обращения: 26.01.2020).
3. Ерошенко С. С., Дьяков В. И. Правовое и политическое положение России в АТР. Владивосток, 2011.
4. Минприроды России составило рейтинг регионов по переработке пластика. URL: https://recyclemag.ru/news/minprirodi-rossii-sostavilo-spisok-regionov-pererabotke-plastika (дата обращения: 01.02.2020).
5. Минстрой раскритиковал темпы строительства жилья в ДФО // Восток России. URL: https://www.eastrussia.ru/news/minstroy-raskritikoval-tempy-stroitelst va-zhilya-v-dfo/ (дата обращения: 30.01.2020).
6. Минэкономразвития повысит привлекательность российских офшоров // Известия. URL: https://iz.ru/962654/2020-01-10/minekonomrazvitiia-povysit-privlekatelnost-rossiiskikh-ofshorov (дата обращения: 05.02.2020).
7. Послание Президента Федеральному Собранию на 2020 год. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 05.02.2020).
8. Лексин В. Н. Региональная политика России и ее «восточный вектор» // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. Вып. 4. С. 33-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-politika-rossii-i-ee-vos tochnyy-vektor (дата обращения: 05.02.2020).
9. Рейтинг регионов по уровню закредитованности населения - 2019 // РИА «Новости». URL: https://ria.ru/20191223/1562487414.html (дата обращения: 04.02.2020).
10. Рейтинг регионов России по качеству жизни в 2019 году. URL: https://basetop.ru/rejting-regionov-rossii-po-urovnyu-zhizni-2019/ (дата обращения: 02.02.2020).
11. Самойленко П. Ю. Информационно-имиджевые проблемы реализации политики «Восточного вектора» и вопросы обеспечения российских национальных интересов // Социально-гуманитарное обозрение. Международный журнал. 2018. № 4. С. 71-77.
12. Самойленко П. Ю. Стратегические интересы России в АТР: синергетиче-ский и информационно-имиджевый факторы в вопросах военной и экономической политики // Ойкумена - регионоведческие исследования. 2014. № 2. С. 24.
13. Статистика малого бизнеса в России. Ресурсный центр малого предпринимательства. URL: https://www.rcsme.ru/ni/statistics (дата обращения: 28.01.2020).
14. Трутнев сообщил о росте цен на жилье в Приморье из-за льготной ипотеки // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e32686a9a79471478f692d8 (дата обращения: 03.02.2020).
15. 76,6 % приморцев осознают себя патриотами России // Приморский научно-исследовательский центр социологии. URL: http://primnic.ru/analitika/ obshchestvo/76-6-primortsev-osoznayut-sebya-patriotami-rossii/ (дата обращения: 05.02.2020).
© Самойленко П. Ю., 2020 © Samoilenko P. Yu., 2020
Для цитирования:
Самойленко П. Ю. Региональное прочтение Послания Президента Федеральному Собранию на 2020 год: тренды и возможности для Дальнего Востока России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 1(90). С. 88-97.