Научная статья на тему 'Перспективы развития государственно-частного партнерства в организации паллиативной помощи больным с хроническими заболеваниями на региональном уровне'

Перспективы развития государственно-частного партнерства в организации паллиативной помощи больным с хроническими заболеваниями на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАЛЛИАТИВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PALLIATIVE MEDICAL CARE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / REGIONAL HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шмеркевич Александр Борисович

В статье обсуждаются проблемы ограничения доступности оказания паллиативной помощи больным с хроническими заболеваниями. Для развития паллиативной помощи в регионе необходимо, по мнению автора, привлечение дополнительных инвестиций, поступающих при сотрудничестве государства и частного бизнеса. Обзор представленных в статье публикаций рассматривает государственно-частное партнерство как эффективный инструмент решения ряда важных социально-экономических задач, в том числе, способствующих совершенствованию организации паллиативной помощи, повышению ее доступности и качества для пациентов с угрожающими жизни и изнурительными заболеваниями. Использование государственночастного партнерства позволит привлечь дополнительные ресурсы для решения существующих проблем регионального здравоохранения при организации паллиативной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шмеркевич Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of the development of state and private partnership in the organization of palliative aid to patients having chronic diseases at the regional level

The problems of limiting palliative care availability to patients with chronic diseases are discussed in the article. In the author's opinion the additional investments attraction received from the cooperation of the state and private business for the palliative care development in the region is needed. The review of the publications presented in the article consider public-private partnership as an effective implement for solving a number of important social and economic tasks, including those which help to improve palliative care organization, to increase its availability and quality to patients with life-threatening and debilitating diseases. The usage of public-private partnership will make it possible to attract additional resources for solving existing problems of regional healthcare in palliative care organization.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития государственно-частного партнерства в организации паллиативной помощи больным с хроническими заболеваниями на региональном уровне»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

УДК: 614.2:616-002.2-039.75:334.7 Код специальности ВАК: 14.02.03

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОШИ БОЛЬНЫМ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

А.Б. Шмеркевич,

Центр медико-социологических исследований, г. Саратов

Шмеркевич Александр Борисович - e-mail: di-center@mail.ru

Дата поступления 26.05.2017

В статье обсуждаются проблемы ограничения доступности оказания паллиативной помощи больным с хроническими заболеваниями. Для развития паллиативной помощи в регионе необходимо, по мнению автора, привлечение дополнительных инвестиций, поступающих при сотрудничестве государства и частного бизнеса. Обзор представленных в статье публикаций рассматривает государственно-частное партнерство как эффективный инструмент решения ряда важных социально-экономических задач, в том числе, способствующих совершенствованию организации паллиативной помощи, повышению ее доступности и качества для пациентов с угрожающими жизни и изнурительными заболеваниями. Использование государственно-частного партнерства позволит привлечь дополнительные ресурсы для решения существующих проблем регионального здравоохранения при организации паллиативной помощи.

Ключевые слова: паллиативная медицинская помощь, государственно-частное партнёрство, региональное здравоохранение.

The problems of limiting palliative care availability to patients with chronic diseases are discussed in the article. In the author's opinion the additional investments attraction received from the cooperation of the state and private business for the palliative care development in the region is needed. The review of the publications presented in the article consider public-private partnership as an effective implement for solving a number of important social and economic tasks, including those which help to improve palliative care organization, to increase its availability and quality to patients with life-threatening and debilitating diseases. The usage of public-private partnership will make it possible to attract additional resources for solving existing problems of regional healthcare in palliative care organization.

Key words: palliative medical care, public-private partnership, regional health care.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регламентировано оказание медицинскими организациями медицинской помощи в зависимости от вида, условий и формы ее оказания [1]. До принятия указанного закона паллиативная помощь в России не рассматривалась как самостоятельный вид медицинской помощи, но оказывалась населению при некоторых заболеваниях и состояниях. Закон определяет паллиативную медицинскую помощь как комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегче-

ние других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Статья 37 ФЗ № 323 регламентирует при организации и оказании медицинской помощи руководствоваться порядками ее оказания, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

По мнению главного внештатного специалиста Минздрава России по паллиативной медицинской помощи Д. Невзоровой [2], каждый регион должен создать свою модель паллиативной медицинской помощи, учитывая

уровень заболеваемости, смертности, имеющиеся территориальные, географические и национальные возможности.

Несмотря на необходимость паллиативной помощи в большей степени в период ухудшения состояния, в процессе лечения и в конце жизни, возможность госпитализации пациента в специализированную медицинскую организацию в Саратовской области предоставляется редко. Вопросы оказания психологической, социальной и духовной поддержки инкурабельному пациенту и его семье до настоящего времени в регионе не решены.

Ранее в наших исследованиях [3] обсуждались проблемы ограничения доступности медицинской помощи больным, страдающим хроническими заболеваниями. В исследовании «Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения» [4] не менее 80% респондентов во всех слоях населения уверены в том, что в случае серьезной болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская помощь в требуемом объеме. В ситуации серьёзного заболевания большинство населения начинает осознавать собственную незащищенность и недостаток общественной поддержки, невозможность рассчитывать на помощь со стороны общества.

Следует отметить, что до настоящего времени доступность и качество медицинской помощи, декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами рассматриваются как одни из основных проблем российского здравоохранения, требующие безотлагательного решения [5].

Несомненно, что для развития паллиативной помощи в регионе необходимо привлечение дополнительных инвестиций, поступающих при сотрудничестве государства и частного бизнеса. Следует отметить, что интеграция ресурсов здравоохранения и частного капитала является общемировой тенденцией. Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом решения ряда важных социально-экономических задач, в том числе способствующих совершенствованию организации паллиативной помощи, повышению ее доступности и качества для пациентов с угрожающими жизни и изнурительными заболеваниями.

Внедрение инновационных практик лечения, технологическое оснащение клиник, улучшение качества оказания медицинской помощи, повышение уровня квалификации медицинского персонала обуславливают необходимость привлечения частных инвестиций [6]. При этом важной задачей должно являться обеспечение системности, прозрачности и четкой координации деятельности в рамках государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения [7].

В утвержденной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. предусмотрено развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства [8]. Государство рассматривает государственно-частное партнёрство в качестве одного из механизмов развития региональной экономики [6].

Использование государственно-частного партнерства позволит привлечь дополнительные ресурсы для решения

существующих проблем регионального здравоохранения при организации паллиативной помощи, таких как:

- низкое качество обслуживания пациентов при оказании медицинской помощи;

- низкая эффективность оказания медицинской помощи;

- низкая доступность некоторых видов лечения;

- недостаточный уровень профессиональной квалификации медицинского персонала;

- нехватка медицинских кадров;

- высокая степень изношенности медицинской аппаратуры;

- недостаточная оснащённость современным медицинским оборудованием;

- аварийное состояние помещений медицинских учреждений, потребность в капитальном ремонте и модернизации;

- несоответствие санитарно-гигиеническим нормативам ряда медицинских учреждений [9].

Государственно-частное партнерство позволит:

- повысить доступность и улучшить качество медицинской помощи, гарантированной государством;

- снизить величину капитальных затрат на 20-30% за счет использования передовых инжиниринговых решений и жесткой системы финансового контроля;

- существенно сократить сроки создания и модернизации объектов;

- привести инфраструктурные объекты в соответствие с санитарными нормами и международными стандартами;

- снизить себестоимость оказания медицинских услуг и увеличить «производительность» инфраструктурных объектов;

- снизить эксплуатационные расходы за счет использования современных энергосберегающих технологий;

- сохранить сферу деятельности существующих инфраструктурных объектов здравоохранения;

- снизить нагрузку на исполнительный аппарат власти за счет передачи части функций частному партнеру [9].

Для пациентов преимущество в государственно-частном партнерстве заключается в качественном и быстром медицинском обслуживании. Для специалистов государственно-частное партнерство означает лучшие возможности для реализации современных технологий лечения тяжелых заболеваний [10].

Еще одно направление государственно-частного партнерства в здравоохранении - повышение квалификации медицинского персонала, в том числе с учетом накопленного мирового опыта. Возможности негосударственного инвестора могли бы значительно расширить взаимодействие с зарубежными клиниками, повысить уровень организации зарубежных стажировок для молодых специалистов, способствовать приглашению зарубежных специалистов [11].

В литературе рассматриваются факторы, сдерживающие развитие государственно-частного партнерства:

- административные барьеры для участия частных организаций в выполнении государственного заказа;

- существующая нормативно-правовая база сдерживает реализацию государственно-частного партнерства;

- нет механизмов оптимального взаимодействия участников партнерства;

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

- отсутствует налоговое стимулирование и законодательно установленные гарантии для инвесторов [12].

Не вызывает сомнений, что при доработке механизмов регулирования государственно-частного партнерства в здравоохранении данное направление со временем может оказать существенное влияние на повышение качества и доступности паллиативной помощи больным с хроническими угрожающими жизни или изнуряющими заболеваниями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323 ФЗ. [Электронный ресурс]: http:// www.rg.ru/2011/11/23/zdoroviedok. html (дата обращения: 9.04.2017).

Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.11.2011. № 323 FZ. [Internet resource]: http://www.rg. ru/2011/11/23/zdoroviedok. html (data obrashcheniya: 9.04.2017).

2. Невзорова Д. Проблемы прежде всего в головах медицинских работников. Медицинский вестник 2015. № 22 (707). C. 13.

Nevzorova D. Problemy prezhde vsego v golovah medicinskih rabotnikov. Medicinskij vestnik 2015. № 22 (707). S. 13.

3. Еругина М.В., Кром И.Л., Шмеркевич А.Б., Дорогойкин Д.Л., Жужлова Н.Ю., Шигаев Н.Н., Бочкарева Г.Н. Доступность медицинской помощи как облигатный предиктор здоровья населения России. Саратовский научно-медицинский журнал. 2016. № 12 (2). С. 101-105.

Erugina M. V, Krom I. L, Shmerkevich A. B., Dorogojkin D. L., Zhuzhlova N. YU., Shigaev N. N., Bochkaryova G. N. Dostupnost' medicinskoj pomoshchi kak obligatnyj prediktor zdorov'ya naseleniya Rossii. Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2016. № 12 (2). S. 101-105.

4. Кочкина Н.Н., Красильникова М.Д., Шишкин С.В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения. М.: ИД Высшей школы экономики, 2015. 56 с.

Kochkina N. N., Krasil'nikova M. D., Shishkin S. V. Dostupnost' i kachestvo medicinskoj pomoshchi v ocenkah naseleniya. M.: ID Vysshej shkoly jekonomiki, 2015. 56 s.

5. Мелянченко Н.Б. Общие методологические подходы к стратегии развития здравоохранения РФ (на период 2008-2017 г.г.). [Электронный ресурс]: -URL: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=90 (дата обращения: 17.04.2017).

Melyanchenko N. B. Obshchie metodologicheskie podhody k strategii razvitiya zdravoohraneniya RF (na period 2008-2017) [Internet resource]: -URL: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=90 (data obrashcheniya: 17.04.2017).

6. Мещерякова Ж.В. Государственно-частное партнерство в инновационном механизме развития экономики Северо-Кавказского федерального округа. Экономика и социум. 2014. № 1 (10). С. 291-300.

Meshcheryakova ZH. V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovacionnom mehanizme razvitiya je'konomiki Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga. Jekonomika i socium. 2014. № 1 (10). S. 291-300.

7. Рожкова Е.В., Касенко О.В. Государственно-частное партнёрство: сущность, значение, основные направления реализации в сфере здравоохранения // Human health as a problem of medical sciences and humanities: Materials of the international scientific conference on April 20-21, 2015, Praha. Прага. 2015. № 19. С. 7-9.

Rozhkova E. V., Kasenko O. V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: sushchnost', znachenie, osnovnye napravleniya realizacii v sfere zdravoohraneniya // Human health as a problem of medical sciences and humanities: Materials of the international scientific conference on April 20-21, 2015, Praha. Praha. 2015. № 19. S. 7-9.

8. Общероссийский союз общественных объединений «Российская нация». [Электронный ресурс]: М. 2012. - URL: http://www.rosnation.ru (дата обращения: 10.04.2017).

Obshcherossijskijsoyuz obshchestvennyh ob''edinenij «Rossijskaya naciya». [Internet resource]: M. 2012. - URL: http://www.rosnation.ru (data obrashcheniya: 10.04.2017).

9. Сюткин М.В. Государственно-частное партнёрство в сфере здравоохранения в регионах России. Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 314-316.

Syutkin M. V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere zdravoohraneniya vregionah Rossii. Problemy sovremennoj jekonomiki. 2011. № 4 (40). S. 314-316.

10. Петровская А.А. Вопросы сотрудничества государства и бизнеса в сфере здравоохранения России на базе государственно-частного партнёрства. Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. № 1-2. С. 133-137.

Petrovskaya A. A. Voprosy sotrudnichestva gosudarstva i biznesa v sfere zdravoohraneniya Rossii na baze gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Jekonomika i upravlenie: analiz tendencij i perspektiv razvitiya. 2012. № 1-2. S. 133-137.

11. Черепов В. Государственно-частное партнерство в области здравоохранения. Экономическая политика. 2008. № 5. С. 46-49.

Cherepov V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v oblasti zdravoohraneniya. Jekomomicheskaya politika. 2008. № 5. S. 46-49.

12. Виницкий Д.В. Государственно-частное партнёрство в здравоохранении России. Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 4 (16). С. 240-27.

Vinickij D. V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v zdravoohranenii Rossii. Social'no-jekomonicheskie yavleniya i processy 2009. № 4 (16). S. 24-27.

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.