Научная статья на тему 'Роль государственно-частного партнерства в модернизции здравоохранения в России'

Роль государственно-частного партнерства в модернизции здравоохранения в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
636
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО ПАРТНЁРСТВО / HEALTH CARE SYSTEM / MODERNIZATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шмеркевич А. Б.

Повышение качества медицинской помощи, улучшение показателей здоровья и качества жизни населения включены в перечень приоритетных задач модернизация системы здравоохранения современной России. Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом решения ряда важных социально-экономических задач в здравоохранении. По мнению автора, государственно-частное партнерство может внести значительный вклад в совершенствование системы здравоохранения России за счет инвестиционной составляющей, оптимизации государственных расходов, создания условий для технологического ускорения и стабильного развития здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шмеркевич А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN HEALTH MODERNIZTSII IN RUSSIA

Quality of health care upsurge, improving health indexes quality of life of the population are included in the list of priorities of the modernization of the health care system of modern Russia. Public-private partnership is considered to be an effective implement for solving a number of important social and economic problems in health care. According to the author, public-private partnership can make a significant contribution to the improvement of the Russian health care system due to the investment component, the optimization of government spending, the creation of conditions for technological boost and sustainable health development.

Текст научной работы на тему «Роль государственно-частного партнерства в модернизции здравоохранения в России»

УДК 614.2:316.4

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МОДЕРНИЗЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

Шмеркевич А. Б.

Центр медико-социологических исследований, г. Саратов, Российская Федерация

Аннотация. Повышение качества медицинской помощи, улучшение показателей здоровья и качества жизни населения включены в перечень приоритетных задач модернизация системы здравоохранения современной России. Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом решения ряда важных социально-экономических задач в здравоохранении. По мнению автора, государственно-частное партнерство может внести значительный вклад в совершенствование системы здравоохранения России за счет инвестиционной составляющей, оптимизации государственных расходов, создания условий для технологического ускорения и стабильного развития здравоохранения.

Ключевые слова: система здравоохранения, модернизация, государственно-частное партнёрство партнёрство.

Здравоохранение - один из базовых социальных институтов общества, включающий в себя совокупность организаций и практик, специализированных в сфере охраны здоровья населения. В современной России решается задача развития конкурентоспособной, эффективно управляемой, финансовой устойчивой системы здравоохранения.

Для обеспечения развития здравоохранения требуется привлечение дополнительного капитала, который должен поступать за счет реализации форм сотрудничества государства и частного бизнеса. Перспективной для инновационного развития сферы здравоохранения остается сбалансированное взаимодействие двух форм управления: государственной и частной [1].

ВОЗ призывает страны привлекать бизнес, его финансовый, производственный и научный потенциал к участию в мероприятиях по достижению цели «здоровье для всех» [2]. Интеграция сферы здравоохранения и частного капитала является общемировой тенденцией.

В своем выступлении 16 марта 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что необходимо внимательно изучить лучший отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнерства в социальной сфере,

в том числе в здравоохранении, и сделать этот институт одним из важнейших механизмов реализации социальной политики в Российской Федерации.

«Создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики в области здравоохранения выражается в создании условий для развития государственно-частного партнерства, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг...» («Концепция развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года») [3]. В утвержденной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. предусмотрено развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства [4].

Российское здравоохранение характеризуется в последние годы наличием проблем, решение которых требует реформирования сложившейся системы управления и финансирования. Суть этих вопросов сводится к следующему:

• неудовлетворительная координация действий различных субъектов системы управления и финансирования;

• неэффективное распределение государственных средств на финансирование амбулаторно-по-ликлинической и стационарной медицинской помощи, строительства и реконструкции объектов здравоохранения, закупок лекарственных средств, медоборудования;

• дефицит информационных и кадровых ресурсов в здравоохранении;

• высокая смертность, низкая продолжительность жизни;

• отсутствие заботы о личном здоровье; устаревшая инфраструктура;

• нехватка квалифицированного персонала, а также высокотехнологичной медицинской помощи.

Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом решения ряда важных социально-экономических задач, в том числе способствующих повышению качества обслуживания пациентов и доступности дорогостоящих видов лечения, а также модернизации системы информирования, повышению уровня квалификации медицинского персонала [5].

На современном этапе социально-экономического развития России возникает потребность создания новой организационной модели системы здравоохранения, сочетающей частную медицину и бюджетные медицинские учреждения. В основу данной модели положены единые принципы отечественного здравоохранения, которые были сформированы и реализованы на всех этапах исторического развития страны. К ним необходимо отнести следующие принципы:

- доступности медицинской помощи вне зависимости от территориальной, ведомственной, воз-растно-половой и расовой принадлежности пациента;

- высококвалифицированной медицинской помощи, обеспечивающей соответствующее качество на основе медико-экономических стандартов;

- превентивной направленности лечебно-оздоровительных и реабилитационных программ и соблюдения технологии диспансеризации отдельных контингентов населения;

- разработки и использования высоких медицинских, организационных и информационных технологий;

- осуществления стратегического управления системой здравоохранения на основе приоритетных целевых комплексных программ;

- достижения наивысшего уровня здоровья и качества жизни популяции [6].

В России имеются необходимые предпосылки для привлечения в систему здравоохранения средств крупных частных инвесторов. Однако стоит отметить и несколько сдерживающих факторов, которые должны быть устранены.

Во-первых, не отработаны подходы по доведению и контролю над исполнением государственного заказа до частных компаний в области оказания медицинских услуг.

Во-вторых, существующая нормативная правовая база недостаточна для развития государственно-частного партнерства.

В-третьих, необходимо создание на базе высших учебных заведений института государственно-частного партнерства с целью подготовки специалистов по консалтингу, экспертизе проектов государственно-частного партнерства, управляющих медицинскими организациями [7].

Представляется, что центральными направлениями государственно-частного партнерства в здравоохранении РФ могут считаться:

- участие частных медицинских организаций в реализации территориальных программ государственных гарантий;

- участие частных медицинских организаций в моделях лизинга и аутсорсинга (в том числе - по непрофильным для медицинских учреждений услугам);

- участие частных медицинских организаций в инвестиционных проектах строительства медицинских центров и комплексов на основе концессионных соглашений [8].

- передача на определенный срок плохо работающих государственных организаций менеджменту частных компаний, создание своего рода управляющей компании;

- поставка интегрированных 1Т-решений и оборудования «под ключ» в рамках целевых программ комплексной информатизации и оснащения медицинских центров;

- организация взаимодействия с зарубежными клиниками, приглашение зарубежных специалистов в Россию, нацеленное на повышение квалификации медицинского персонала; разработка необходимой законодательной базы, пилотных проек-

тов по автоматизации, корпоратизации или приватизации государственных медицинских объектов

[9].

Развитие механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении возможно по следующим направлениями:

- строительство и эксплуатация организаций здравоохранения за счет частных инвестиций;

- финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации;

- развитие профессионального образования и системы переподготовки кадров;

- оказание медицинской помощи в рамках государственного (муниципального) заказа (задания);

- развитие инновационной инфраструктуры, медицинских кластеров и управляющих компаний, в том числе по трансферу технологий в практику здравоохранения.

Потенциал государственно-частного партнерства в здравоохранении значителен: взаимодействие экономически заинтересованных партнеров, дополнительные источники инвестиций, расширение инновационных возможностей и многое другое

[10].

Государственно-частное партнерство в медицинской сфере может способствовать достижению целей, поставленных перед здравоохранением:

- снижение смертности от управляемых причин, повышение рождаемости,

- улучшение качества медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни, а как следствие, общее повышение здоровья населения.

Кроме того, государственно-частное партнерство позволяет достигнуть заметных результатов в профилактике и лечении различных заболеваний.

Для пациентов преимущество в государственно-частном партнерстве заключается в качественном и быстром медицинском обслуживании. Кроме того, пациент может воспользоваться качественными услугами хорошо управляемой медицинской организации бесплатно. Для специалистов государственно-частное партнерство означает лучшие возможности для реализации исследовательских проектов и реализации современных технологий лечения тяжелых заболеваний. И, наконец, для инвесторов и партнеров государственно-частное партнерство дает возможности в получении финансовых доходов. Доходы, получаемые государственным партнером, могут быть инвестированы в новое необходимое оборудование и услуги в государственном секторе, в интересах государственных пациентов и на благо общества в целом. В конечном итоге государственно-частное партнерство должно

способствовать формированию конкурентной среды в здравоохранении, созданию равных условий для организаций здравоохранения различных форм собственности, развитию добровольного медицинского страхования [11].

Еще одно направление государственно-частного партнерства в здравоохранении - повышение квалификации медицинского персонала, в том числе на основании мирового опыта. По количеству врачей на 10 тыс. населения Россия находится в числе лидеров, но у нас не просто много врачей -у нас также много и плохих врачей. Возможности негосударственного инвестора могли бы значительно расширить взаимодействие с зарубежными клиниками, повысить уровень организации зарубежных стажировок молодых специалистов в Германии, Швейцарии, США и пр., способствовать приглашению зарубежных специалистов в Россию [12].

Развитие партнерских отношений государства и бизнеса позволит привлечь в государственный сектор здравоохранения дополнительные ресурсы. Распределение сфер деятельности в здравоохранении между государством, частной медициной и государственно-частным партнерством будет способствовать развитию инновационных форм проектного менеджмента, стимулированию предпринимательства и спроса, а также решению медико-социальных проблем. Решение это будет основано на привлечении компетенций, сформировавшихся у частного бизнеса в государственную сферу, их наиболее эффективного использования в целях мультипликативного положительного эффекта для общественного здоровья и здравоохранения [1].

Таким образом, государственно-частное партнерство может внести весомый вклад в совершенствование системы здравоохранения России, за счет инвестиционной составляющей, оптимизации государственных расходов, создания условий для технологического ускорения и стабильного развития здравоохранения, расширения возможности выбора пациентом медицинских организаций, что со временем приведет к повышению качества и доступности медицинской помощи, улучшению показателей здоровья и качества жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гладков К.В. Государственно-частное партнёрство как источник компетенций частного партнёра в здравоохранении // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. С. 125.

2. WHA63/2010/REC/1. Всемирная организация здравоохранения. Шестьдесят третья сессия всемирной ассамблеи здравоохранения, Женева, 17-21 мая 2010 г. Резолюции и решения. Приложения. Женева, 2010. 175 с.

3. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. // Федеральный справочник Здравоохранение в России. 2012. Т.12. С.119-148.

4. Сайт Общероссийского союза общественных объединений содействия укреплению государственного единства «Российская нация». М., 2012-2016. URL: http://www.rosnation.ru (дата обращения: 21.02.2017).

5. Мещерякова Ж.В., Дзекунскас В.С. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения: проблемы и пути решения // Научный альманах. 2015. № 12-1(14). С. 254-257.

6. Разумовский А.В., Полина Н.А., Коптева Л.Н. Перспективы развития государственно-частного партнёрства в здравоохранении // Медицинский альманах. 2013. № 2 (26). С. 19-23.

7. Сюткин М.В. Государственно-частное партнёрство в сфере здравоохранения в регионах России //

Проблемы современной экономики. 2011. N° 4 (40). С. 314-316.

8. Рожкова Е.В., Касенко О.В. Государственно-частное партнёрство: сущность, значение, основные направления реализации в сфере здравоохранения // Human health as a problem of medical sciences and humanities: Materials of the international scientific conference on April 20-21, 2015, Praha. Прага, 2015. № 19. С. 7-9.

9. ГЧП и новая модель здравоохранения // Экспертный сайт Высшей школы экономики. URL: http://opec.ru/1438287.html (дата обращения: 8.02.2017).

10. Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А. Государственно-частное партнёрство в здравоохранении // Российское предпринимательство. 2012. № 13 (211). С. 112-118.

11. Петровская А.А. Вопросы сотрудничества государства и бизнеса в сфере здравоохранения России на базе государственно-частного партнёрства // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. № 1-2. С 133-137.

12. Черепов В. Государственно-частное партнерство в области здравоохранения // Экономическая политика. 2008. № 5. С. 46-49.

THE ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN HEALTH MODERNIZTSII IN RUSSIA

Shmerkevich A.B.

Center of medical and sociological research, Saratov, Russian Federation

Annotation. Quality of health care upsurge, improving health indexes quality of life of the population are included in the list of priorities of the modernization of the health care system of modern Russia. Public-private partnership is considered to be an effective implement for solving a number of important social and economic problems in health care. According to the author, public-private partnership can make a significant contribution to the improvement of the Russian health care system due to the investment component, the optimization of government spending, the creation of conditions for technological boost and sustainable health development. Key words: health care system, modernization, public-private partnership.

REFERENCES

1. Gladkov K.V. Public-private partnerships as a source of private partner's competence in health care. Modern problems of science and education. 2016. № 2. pp. 125(in Russian).

2. WHA63/2010/REC/1. World Health Organization. Sixty-third world health assembly, Geneva, May 1721, 2010. Resolutions and decisions. Annexes. Geneva: WHO, 2010. 175 p.

3. The concept of health care development in the Russian Federation up to 2020 // Federal Handbook Health Care in Russia. 2012 vol.12. P.119-148. (in Russian).

4. The All-Russian Union of Public Associations to promote the strengthenin. of national unity, "the Russian nation." M., 2012-2016. URL: http://www.rosnation.ru (date of access: 21.02.2017). (in Russian).

5. Meshcheryakova Zh.V., Dzekunskas V.S. Public-private partnerships in healthcare: challenges and solutions. Science Almanac. 2015. № 12-1(14). pp. 254-257(in Russian).

6. Razumovskij A.V., Polina N.A., Kopteva L.N. The prospects of the development of public-private partnership in public health service. Medicine Almanac. 2013. № 2 (26). pp. 19-23(in Russian).

7. Syutkin M. V. Partnership between the state and the private business in the sphere of health care of Russia's

regions. Problems of modern economics 2011. № 4 (40). pp. 314-316(in Russian).

8. Rozhkova E.V., Kasenko O.V. Public-private partnership: essence, meaning, main realization directions in the sphere of health care. In book: Human health as a problem of medical sciences and humanities: Materials of the international scientific conference on April 20-21, 2015, Praha. Прага, 2015. № 19. pp 7-9. (in Russian).

9. PPP and a new public health model // Expert site High School of Economics http://opec.ru/1438287.html (Accessed 8th February 2017). (in Russian).

10. Tappaskhanova E.O., Mustafaeva Z.A. Development of Public-Private Partnerships in Healthcare. Ros-sijskoe predprinimatel'stvo. 2012. № 13 (211). pp12-118(in Russian).

11. Petrovskaja A.A. Issues on cooperation of the state and business in the Russian health care on the basis of public-private partnership // Economy and Management: analysis of trends and prospects for development. 2012. № 1-2. P. 133-137. (in Russian).

12. Cherepov V. Public-private partnership in the sphere of health care // Economic policy. 2008. № 5. P. 46-49. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.