ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИИ
Д. В. ВИНИЦКИЙ
В статье рассмотрены вопросы использования механизма государственно-частного партнерства в сфере отечественного здравоохранения. Представлены возможные варианты сотрудничества между государственными учреждениями и частными предприятиями. Выявлены проблемы, тормозящие развитие государственно-частного партнерства. Предложены меры по стимулированию развития государственно-частного партнерства в здравоохранении России.
Ключевые слова: здравоохранение, государственно-частное партнерство, инвестиции, социально-экономическое развитие.
Государственно-частное партнерство получило широкое распространение за рубежом и прежде всего в Западной Европе. Его принципы могут успешно реализовываться в любой сфере, где интересы бизнеса и государства пересекаются. Как свидетельствует мировой опыт, основными формами государственно-частного партнерства являются договоры, контракты, концессионные соглашения о взаимодействии бизнеса и государства в тех или иных отраслях и сферах, в реализации приоритетных национальных проектов, эксплуатации производственных мощностей, развитии конкретных территорий. Одной из сфер применения государственно-частного партнерства является здравоохранение: государство заинтересовано в улучшении качества медицинской помощи, а бизнес может выгодно вложить средства, одновременно выполняя значимые для общества задачи.
В социально-политическом аспекте выражается обеспокоенность тем, что государственночастное партнерство может стать очередным этапом приватизации государственных предприятий и учреждений социальной сферы. А это в конечном итоге приведет к резкому повышению оплаты за социальные услуги, в том числе в сферах образования, здравоохранения.
Предприниматели, в свою очередь, опасаются усиления роли государства и его вторжения в бизнес-сферу. В этой связи они высказывают суждения о том, что государство, овладев капиталом и новыми технологиями, используя административный ресурс, может стать триумфатором в конкуренции с бизнесом. К тому же, в случае наметившихся экономических потерь, государство
может увеличить налоги и пошлины с налогоплательщиков, что соответственно негативно отразится на интересах частного бизнеса [3].
Также возникает целый ряд вопросов об эффективности государственно-частного партнерства. Нельзя ли достигнуть предполагаемого повышения эффективности другим путем?
Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что сами по себе частные предприятия не более продуктивны и эффективны, чем общественные и государственные во многих отраслях, особенно социальной сферы. Тем не менее, из структурных преобразований всей экономики государственным предприятиям и учреждениям выгодно государственно-частное партнерство. Именно оно способно содействовать реализации программ социально-экономической модернизации с наименьшими издержками и потерями для общественного сектора.
На сегодняшний день необходимо констатировать, что модернизация и развитие здравоохранения невозможны без использования современного механизма эффективной и компетентной инвестиционной политики - модели государственно-частного партнерства.
В развитых странах мира государственночастное партнерство является основным инструментом привлечения частного инвестиционного капитала, что значительно улучшает инфраструктуру лечебных учреждений. Настоящая концепция признает основной организационно-правовой формой государственно-частного партнерства в сфере частного здравоохранения открытые акционерные общества с государственным участием.
В ближайшие годы необходимо создавать крупные медико-социальные холдинги (открытые акционерные общества) с участием государства и частных инвесторов. Деятельность этих холдингов должна быть ориентирована на оказание как первичной, так и специализированной медицинской помощи. Структурная основа холдингов -территориальные многопрофильные центры.
Для становления сферы негосударственных медицинских услуг важно развивать системообразующие факторы частной системы здравоохранения Российской Федерации. К системообразующим факторам частной системы здравоохранения относятся общероссийские профессиональные медицинские ассоциации и саморегулируемые организации федерального масштаба, объединяющие представителей частного здравоохранения. Основной целью саморегулирования медицинской деятельности в частной системе здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи, защита прав пациентов и непосредственное перенесение ресурсов к конечному потребителю - системе «врач-пациент». Необходимость государственной поддержки поступательного развития системообразующих факторов частной системы здравоохранения диктуется потребностями дополнения вертикали государственного регулирования горизонтальными саморе-гулируемыми связями, создающими стабильность всего национального здравоохранения [2].
Основными направлениями государственной поддержки системообразующих факторов частной системы здравоохранения являются:
- формирование стандартов медицинской деятельности;
- формирование реестра субъектов частной системы здравоохранения;
- развитие информационного поля;
- непрерывное профессиональное обучение и сертификация врачей;
- уполномоченное участие системообразующих организаций в процедурах получения государственного заказа.
Реализация предложенных выше мер позволит сформировать в Российской Федерации мощную, высокотехнологичную, саморегулируемую частную систему здравоохранения, способную решать социальные задачи охраны здоровья граждан государственного масштаба.
При наличии высокотехнологичной инфраструктуры и введении саморегулирования медицинской деятельности будут выполнены необходимые условия оказания качественной медицинской помощи на уровне лучших мировых стан-
дартов. А участие субъектов частного здравоохранения в программах государственных гарантий и введение системы соплатежей позволит сделать эту помощь доступной для граждан России.
В последние годы в прессе неоднократно поднималась тема государственно-частного партнерства в здравоохранении как механизма, способного качественно изменить эффективность использования ресурсов и управления. Переход к модели государственно-частного партнерства позволит улучшить ситуацию в системе здравоохранения за счет государственных источников инвестиций, оптимизации расходов и создания условий для технологического прорыва и стабильного роста в отрасли. С точки зрения экономической теории усиление стабильности отрасли за счет государственных инвестиций со временем должно стимулировать рост частных инвестиций.
Сотрудничество между государственными учреждениями и частными предприятиями, организациями существует в современной России более 15 лет. О необходимости развития государственно-частного партнерства в нашей стране достаточно четко говорится в Послании Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию РФ, с которым он выступил 10 мая 2006 г. Президент РФ, в частности, подчеркнул, что государство рассчитывает на «рост предпринимательской инициативы во всех сферах экономики». Новые возможности для этого дают концессионные механизмы, технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд -все это уже делается, создается. Президентом РФ дано конкретное поручение проанализировать возможность направления ресурсов в капиталы финансовых институтов, занимающихся лизингом современных технологий, кредитованием и страхованием такого рода контрактов [1].
Развитию государственно-частного партнерства уделено внимание в Концепции административной реформы, утвержденной Правительством РФ на 2006-2008 гг.
Модели государственно-частного партнерства, которые предлагаются в последнее время, не отвечают социальным ориентирам российского государства. К примеру, предложение передать в аренду или в частное управление государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения. Данная схема опасна высоким риском коррупционных процессов, так как в существующем правовом поле нет механизмов эффективной защиты от политизированной клановости и семейственности.
Вариантом наиболее оптимальной модели государственно-частного партнерства в отечественном здравоохранении представляется предложенная Первой общероссийской ассоциацией врачей частной практики, реализация государственных инвестиций в инфраструктуру вновь создаваемых больниц и поликлиник, с последующей передачей их на конкурсной основе в управление или пользование частным медицинским организациям, при гарантиях государственного заказа. Управление этими лечебно-профилактическим учреждением должно находиться не только под государственным, но и под общественным контролем со стороны общероссийских профессиональных медицинских ассоциаций, представляющих интересы врачей, работающих в соответствующей системе. Предложенная модель способствует предотвращению политизации инвестиций, так как основная цель государственно-частного партнерства находится в зоне социальной ответственности государства за здоровье своих граждан, а не в зоне интереса к прибыли частных инвесторов. Тем самым, исключаются многие коррупционные механизмы.
Ключевым механизмом государственно-частного партнерства в здравоохранении является активизация инвестиционного процесса, который нуждаются в серьезной поддержке и мониторинге со стороны федеральных и региональных властей, за счет:
1. Стимулирования инвестиций из бюджетов как федерального, так и регионального уровней в инфраструктуру здравоохранения, предоставления гарантий частным инвесторам, желающим участвовать в инвестиционных проектах в сфере здравоохранения.
2. Увеличения доли иностранных инвестиций и активизации переговорного процесса с потенциальными иностранными инвесторами.
3. Реализации государственной программы создания общественно-государственного инвестиционного фонда.
В российском законодательстве на сегодняшний день не существует определения государственно-частного партнерства. Для развития государственно-частного партнерства создается правовая база. В 2005-2006 гг. приняты Законы РФ: «О концессионных соглашениях», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд», «Об автономных учреждениях». Кроме того, в Госдуме обсуждаются
проекты законов: «О государственных (муниципальных) некоммерческих организациях», «О реорганизации государственных и муниципальных учреждений, выполняющих работы в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и науки», которые предполагают в том числе и создание механизмов регулирования государственно-частного партнерства.
Важная роль в реализации национальных проектов отводится социальному диалогу, межсекторному государственно-частному партнерству. Для этого созданы и действуют комиссии и общественные советы во всех федеральных округах при полномочных представителях Президента РФ, в большинстве регионов и на местном уровне.
В утвержденной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусмотрено развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства [4].
В России в рамках государственно-частного партнерства начата работа по развитию диализной помощи. В регионах на инвестиции частного сектора создаются диализные центры.
Существует ряд факторов, сдерживающих развитие государственно-частного партнерства: административные барьеры для участия частных организаций в выполнении государственного заказа. Существующая нормативно-правовая база недостаточна для развития государственночастного партнерства. Нет механизмов оптимального взаимодействия между участниками партнерства, отсутствует налоговое стимулирование и законодательно установленные гарантии для инвесторов.
В классическом понимании государственночастное партнерство заключается в привлечении частных инвестиций в государственный сектор здравоохранения, в экономии бюджетных средств, необходимых для ремонта и содержания зданий медицинских учреждений, что обеспечивается путем реализации инвестиционных проектов.
Необходимо активнее использовать возможности бизнеса в области целевой подготовки кадров, в проведении стажировок в ведущих мировых клиниках, в создании обучающих центров с привлечением зарубежных специалистов для чтения лекций.
Государственно-частное партнерство целесообразно развивать в сфере информационных технологий обеспечения лечебно-диагностического процесса.
Очень важной и пока трудно решаемой проблемой является создание предприятий, обеспечивающих сбор, переработку и утилизацию медицинских отходов. Подобный опыт имеется пока только в отдельных регионах. Создание частных предприятий по сбору и переработке медицинских отходов может быть важным и перспективным направлением развития государственночастного партнерства в здравоохранении.
От бизнес-сообщества поступают предложения о проведении пилотных проектов по государственно-частному партнерству в нескольких регионах России по передаче в концессию государственных клиник, по созданию больничных касс, по передаче федеральных целевых программ в области здравоохранения в управление частным управляющим компаниям. Подобные предложения требуют детального анализа.
По результатам обсуждения федеральным органам исполнительной власти рекомендуется ускорить разработку проектов федеральных законов, направленных на регламентацию деятельности частнопрактикующих врачей и негосударственных медицинских организаций, обеспечение защиты прав пациентов и страхование профессиональной ответственности медицинских работников, разработку предложений по реформе налогового законодательства, стимулирующих приток инвестиций в социальную сферу.
В Германии доля частных лечебно-профилактических учреждений за последние 10 лет увеличилась в пять раз и составляет более 20 %. В результате на фоне снижения государственных расходов уровень системы здравоохранения остается высоким.
Одной из проблем, тормозящих развитие государственно-частного партнерства, является низкое финансирование здравоохранения. Затраты на оказание медпомощи в России в разы меньше, чем в странах Евросоюза. В дальнейшем прогнозируется рост затрат на здравоохранение: эта тенденция характерна для всего мира, так как появляются новые медицинские технологии, новые лекарства. Государственно-частное партнерство позволяет увеличить эффективность вложения средств, использования ресурсов и управления. Среди других проблем российского здравоохранения выделяют: отсутствие целостной политики реформирования отрасли; низкое качество управления; низкий уровень технологической ос-
нащенности; теневая медицина; неэффективное медицинское страхование. Наряду с вышеназванными проблемами, существуют серьезные административные барьеры для участия частного сектора здравоохранения в исполнении государственного заказа. В результате растет недовольство общества: более половины населения нашей страны не удовлетворены качеством медицинского обслуживания.
Для улучшения сложившейся ситуации необходимо принятие ряда мер по стимулированию развития государственно-частного партнерства в здравоохранении. Особенно хочется выделить следующие: развитие добровольного медицинского страхования, изменение налогообложения прибыли медицинских организаций и бизнеса, вкладывающего деньги в развитие здравоохранения. Очень важно ввести возможность зачета средств обязательного медицинского страхования при покупке дополнительных полисов медицинского страхования для физических лиц и предприятий. Необходимо принять закон о государственночастном партнерстве, а также внести необходимые изменения в законодательство.
Литература
1. Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 11 мая. 2006. № 97.
2. Шейман И. М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М., 1998.
3. URL: http://www.anoufriev.ru
4. URL: http://www.rosnation.ru
* * *
STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIAN PUBLIC HEALTH
D. V. Vinitsky
The article considers the use of the mechanism of public-private partnership in the sphere of national health care. Presents options for cooperation between public agencies and private enterprises. Identifies problems hindering the development of public-private partnership. Proposes measures to stimulate the development of public-private partnerships in Russian public health.
Key words: public health, state-private partnership, investments, social-economic development.