Научная статья на тему 'Перспективы развития государственно- частного партнерства на современном этапе'

Перспективы развития государственно- частного партнерства на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1668
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЧП / ПАРТНЕРСТВО / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / МЕХАНИЗМ СОВМЕСТНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ТОР / ОЭЗ / ФРАНКО-РОССИЙСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP / PARTNERSHIP / NON-STATE INVESTMENTS / THE MECHANISM OF JOINT INVESTMENT / TORAHS / TERRITORIES OF THE ADVANCING DEVELOPMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONES / CCIFR / CCI FRANCE RUSSIE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанова Елена Юрьевна

Государственно-частное партнерство (ГЧП) для России относительно новая форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Решение допустить частный бизнес к финансированию и управлению госзаказом на условиях партнерства открыло новую эру в отношениях между государственным и частным секторами, а после победы лейбористов, продолживших начатый политическими оппонентами курс, ГЧП вступило в фазу своего расцвета. В данной статье отражены основные направления развития государственного частного партнерства и приведены факторы, способствующие развитию данного процессав российской практике. А также рассмотрены возможные модели и механизмы использования ГЧП в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рязанова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of public-private partnerships at the present stage»

Public-private partnership (PPP) in Russia is a relatively new form of mediumand long-term interaction between government and business solutions to socially significant problems on mutually beneficial terms. The decision to allow private business to the financing and management of the state order on the terms of the partnership opened a new era in relations between the public and private sectors, and after the victory of the Labour Party, continuing a course political opponents, the PPP has entered a phase of its heyday. This article reflects the main directions of development of public private partnerships and shows the factors contributing to the development of this process in the Russian practice. And also reviewed models and mechanisms for the use of PPP in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития государственно- частного партнерства на современном этапе»

Перспективы развития государственно-частного партнерства на современном этапе

За последние несколько лет государственно-частное партнерство (ГЧП) в России совершило качественный скачок в развитии. Среди проектов заслуживают особое внимание строительство и реконструкция автомагистралей, модернизация объектов транспортной инфраструктуры, и, в итоге, на стадию реализации вышел ряд крупных знаковых проектов (в том числе строительство скоростной автомагистрали М-11 «Москва - Санкт-Петербург», Западный скоростной диаметр, модернизация аэропорта «Пулково», строительство выхода на МКАД с федеральной трассы М-1), в разработке -ряд проектов в различных регионах. Ну и особое значение имеет развитие кластерных зон, где на первое место выдвигаются проекты развития нового субъекта Российской Федерации - Крыма. Для ускоренного развития этого региона для развития и строительства объектов привлекается частный бизнес. Тем не менее, несмотря на очевидный прогресс, в настоящее время все еще существуют значительные резервы для ускорения развития ГЧП, в особенности на региональном и муниципальном уровнях.

Механизмы ГЧП являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных типов инфраструктуры и объектов непроизводственных отраслей. В общих чертах ГЧП принято определять как возможность вовлечения частного сектора в зону ответственности государства.

Существует много разных вариантов определения ГЧП. Однако хотелось бы дать более конкретное определение ГЧП, носящее в себе элемент инструктивности - кто начинает, кто делает проект и т.д. ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов.

Е.Ю. Рязанова

УДК 338.2:334 ББК 65.2/4:65.292 Р-990

7 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

19 ^

По оценкам Центра развития ГЧП, большинство проектов реализуется в форме концессий, где эта цифра составляет порядке 35% на 131 проект в Российской Федерации на 2014 год.

Большинство проектов приходится на Поволжский Федеральный Округ, хотя количество инвестиций в большем объеме приходится на СЗФО. 26 проектов к 2 и 45 000 000 т.р. к 136 000 000 т.р. соответственно.

В чем причина усиленного внимания к развитию ГЧП в России. Это такие факторы, как:

□ необходимость развития инфраструктуры для стимулирования экономического роста (по расчетам Всемирного Банка 10% увеличение финансовых вложений в инфраструктуру обеспечивает 1% рост экономики);

□ прогноз на сокращение бюджетных расходов, в том числе в инфраструктурные проекты (приоритет при бюджетном планировании отдается текущим социальным обязательствам публично-правовых образований);

□ в существующих условиях бизнес не заинтересован идти в инфраструктурные проекты на чисто рыночных условиях (в первую очередь, инвестиционная привлекательность снизилась в социальной и коммунальной сферах);

□ уровень износа основных фондов в инфраструктурных отраслях в России оценивается как высокий (выше, чем в среднем по странам БРИКС, ~ 45-55%, Россия находится на 101 месте среди стран мира по качеству инфраструктуры);

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2015

□ по оценкам Всемирного Банка, общие расходы на инфраструктуру в России должны составлять 4-5% ВВП.

Оценивая эти факторы, необходимо сделать вывод, что в существующих экономических и политических условиях ГЧП может рассматриваться, с одной стороны, как механизм для привлечения дополнительных ресурсов в общественную инфраструктуру, с другой - как инструмент стимулирования экономической активности.

В рамках данного анализа необходимо подчеркнуть опыт лидеров по эффективному развитию и управлению институтом государственно-частного партнерства,

- опыт Великобритании, Германии, Португалии и Франции.

Так, в Великобритании с 2000 г. функционирует специальная государственно-частная компания PartnershipsUK - своего рода акционерное общество (доля государства - 49%, бизнеса - 51%). Главное направление деятельности PartnershipsUK - работа с Правительством Великобритании по развитию политики ГЧП и стандартизации контрактов. Помимо данной организации, система управления ГЧП в Великобритании включает в себя: Консультативный совет, Правление PartnershipsUK (9 директоров), Комитет аудита (внутренний контроль) и Национальное контрольное управление (контролирует проекты).

В Германии с 2002 г. функционирует специализированная группа по ГЧП при Министерстве финансов (PPP Task Force at the NRW Finance Ministry). Так же в систему управления ГЧП входят: на региональном уровне - Региональное министерство финансов и Специализированные группы по ГЧП; на муниципальном уровне

- Органы управления муниципалитетом.

В Португалии с 2003 г. функционирует Центр развития ГЧП (Parpublica) -структурное подразделение Министерства финансов. Данный Центр осуществляет контроль и надзор за ГЧП-проектами; дает рекомендации по их техническому и экономическому обоснованию; предлагает возможные пути их оптимизации. Стоит отметить, что штат сотрудников Центра насчитывает всего лишь 7 человек.

Во Франции с 2005 г. функционирует Центр развития ГЧП (МАРРР), который является структурным подразделением Министерства финансов. Данный Центр отвечает за все ГЧП-проекты, реализуемые в стране, но его деятельность сводится не к самостоятельной реализации проектов, а к консультированию государственных организаций - заказчиков; подготовке методических рекомендаций для помощи министерствам в процессе разработки политики по развитию ГЧП; публикации информационных бюллетеней. Стоит отметить, что в данном центре работает всего лишь 6 человек.

В 2005 г. Правительство Греции выделило рекордную сумму на продвижение национального турпродукта - 121,7 млн евро. В 2007 г. GNTO запустила новую кампанию «Исследуйте свои чувства в Греции», цель которой - сочетать первоклассное обслуживание и продвижение культурного и природного наследия. В итоге, в рейтинге самых популярных туристических направлений Греция сегодня

7 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

занимает 15-е место в мире и 4-е место в Европе. Ежегодно Грецию посещают более 13 млн туристов, около 90% из которых составляют европейцы.

В России единой системы развития и управления государственно-частного партнерства не создано. Но с 2008 г. функционирует Центр ГЧП Внешэкономбанка, а с 2009 г. Некоммерческое партнерство «Центр развития государственно-частного партнерства». Цель создания первого института - подготовка, организация и сопровождение ГЧП-проектов для реализации отраслевых, региональных и городских стратегий развития, оказание поддержки органам муниципального и государственного управления по совершенствованию инструментов государственно-частного партнерства. Цель второго - поиск и поддержка «точек роста» российской экономики, участие в расширении сфер применения ГЧП и проектного сотрудничества между государством и предпринимательством.1

Преодоление проблем, связанных с недостатки«... Использованиеопытачастныхинвесторовдля. . Повышение качества сказываемых населению услуг Испол ьэоаан ие оп ы та частных и н васторов в. . Передача частному сектору ответственности за. .

Экономия бюджетных средств Снижение уровня коррупции

53«

яо%

о%

■ Снищнтая организация

Рйауйаая органьзция

Мнение об основных! ре имуще ста ах применения механизмов ГЧП в России

Таким образом, при формировании отечественной системы государственно-частного партнерства следует принять во внимание опыт мировых лидеров по реализации ГЧП. Но при этом следует помнить о том, что каждая из рассматриваемых стран обладает собственной структурой публичного управления, а также собственным опытом развития системы государственно-частного партнерства, поэтому копирование отдельных элементов ГЧП-системы недопустимо. Следовательно, при оптимизации отечественной системы государственно-частного партнерства в целом, и отдельных ее элементов в частности, необходимо учитывать особенности развития партнерских отношений и на федеральном уровне, и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации.

За 5 лет в России было заявлено о 325 инфраструктурных проектах, и 44% из

1 иИ!: http://www.ey.com/Publication/vwLUA ssets/Russian-PPP-Survey-2012/$FILE/ Russian-PPP-Survey-2012.pdf

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2015

них требуют средств частных инвесторов, в том числе путем ГЧП. Но бизнесу для участия пока не хватает мотивации. Частных инвесторов пугает неопределенность. Вот данные, которые приводились на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 году: 68% опрошенных называют одним из основных препятствий недостаточные гарантии возврата инвестиций, 57% - неконкурентные условия выбора исполнителей проектов, 54% - отсутствие понятной стратегии развития инфраструктуры и, как следствие, понимания перспектив таких инвестиций. Развитию проектов мешает недостаточная прозрачность процесса принятия решений, считают 72% участников исследования.

Поэтому довольно значительная часть экспертов сегодня убеждена, что имеется единственная возможность осуществления масштабных инфраструктурных проектов - их государственное финансирование, особенно в условиях Дальнего Востока. Здесь есть дополнительные риски, трудно просчитываемые затраты, так как большинство проектов приходится начинать на необустроенных территориях, без транспортной и энергетической составляющей. Поэтому, говорят они, инфраструктурные проекты мегарегиона непривлекательны для частных инвесторов.

Но без ГЧП, если смотреть вперед, новые земли поднять будет намного труднее; сама жизнь заставит нас развивать государственно-частное партнерство. Необходима прежде всего более широкая трактовка самого вопроса, не следует ограничиваться только концессионными соглашениями. В идеале ГЧП, применительно к Дальнему Востоку, должно системно охватывать весь комплекс хозяйственной жизни мегарегиона, а не только отдельные проекты. Замечу, что «на местах» сама реальность уже подталкивает к этому. Вот, например, Сахалинская ТПП сконцентрировалась на работе по внедрению механизмов ГЧП - и в одном только ЮжноКурильском районе по этой схеме стали работать 6 компаний-застройщиков. Они комплексно осваивают большие земельные участки, возводят энергоэффективные здания. А ТПП Республики Саха (Якутия) работает над применением принципов ГЧП при создании нового крупного промышленного района в Южной Якутии (он создается на базе объектов гидроэнергетики и обрабатывающей промышленности, ориентированных на глубокую переработку выявленных здесь запасов полезных ископаемых (природного газа, апатитов, угля, железных и урановых руд).

Привлечение частных партнеров позволит стране развиваться и достойно конкурировать с ведущими мировыми державами. Отметим важность сотрудничества в данной области между Россией и Францией - страной, которая за 2011 год реализовала 62% из всех проектов ГЧП Евросоюза.

Франция давно осознала практическую пользу ГЧП. Один из первых проектов Франции в области ГЧП - строительство канала «Тулуза - Сет». Канал был официально открыт под названием Королевский Лангедокский Канал 15 мая 1681 г. Канал был также известен как Канал Двух морей. Строительство канала, в общем и целом, обошлось в 15 миллионов ливров, из которых почти 2 миллиона посту-

7 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

23 ^

пили из личных сбережений. В современное время развитие ГЧП получило еще большее развитие. Особенно это проявилось в трудные кризисные годы, когда государственное финансирование неуклонно падало вниз. Тогда ГЧП позволило реализовать наиболее важные социальные проекты, одновременно обеспечив французские предприятия долгосрочными контрактами. И сейчас французские власти намерены активно использовать механизмы ГЧП, подключая к процессу малый и средний бизнес.

Пока в России государственно-частное партнерство находится в стадии становления, Франция активно использует этот механизм в таких отраслях, как возобновляемая энергетика, водоснабжение, транспортная инфраструктура, ЖКХ, здравоохранение, спортивная инфраструктура и т. д. Вернемся к цифрам - за шесть лет, с 2004 по 2010 год, французские власти совместно с бизнесом реализовали 77 крупнейших проектов на сумму более 3,5 млрд евро. Согласно данным Министерства финансов Франции, за десять лет, с 2010 по 2020 год, на проекты ГЧП будет выделено более 60 млрд евро. Франция доказала: сотрудничество бизнеса и государства позволяет оперативно и на высоком уровне реализовывать крупные значимые проекты.

Эксперты предписывают России широкие перспективы для развития форм ГЧП. Конечно, отсутствие федерального закона, регулирующего ГЧП, и неравноправные условия участников процесса сильно тормозят это развитие. Но это не значит, что ничего сделать нельзя - опыт Франции может и должен способствовать развитию ГЧП в РФ. Французские коллеги это уже доказали на примере совместных франко-российских проектов с использованием механизмов ГЧП. Еще три года назад французская компания Vinci подписала соглашение с Федеральным дорожным агентством о строительстве и эксплуатации одной из первых платных автодорог России - «Москва - Санкт-Петербург» на участке 15-58-й километр. Это крупный проект, стоимость строительства которого оценивается в 500-550 млрд рублей. Любопытный факт: трасса «Москва - Санкт-Петербург» стала первой концессией со времен Российской империи.2

Еще один яркий опыт - реализация Стратегии развития Северного Кавказа. В сентябре прошлого года на Международном инвестиционном форуме в Сочи состоялось подписание соглашения между госкорпорацией «Курорты Северного Кавказа» и французским государственным банком «Caisse des de'pots et consignations» о создании совместного предприятия. Это сотрудничество предполагает строительство более 800 км горнолыжных трасс и более 100 тысяч мест для размещения туристов. Что это дает региону? В первую очередь, это огромная поддержка для жителей Северного Кавказа. Будет трасса - будет 330 тысяч рабочих мест, и даже больше. Вот здесь видно, что в ГЧП заинтересованы не две стороны, а три:

2 http://realty.interfax.ru/realtyinf.asp?id=92154&sec=1461

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2015

государство, бизнес и общество. И выигрывать от такого трехстороннего сотрудничества могут все - «Курорты Северного Кавказа» служат тому доказательством.

Если говорить о механизмах ГЧП в таких сферах, как ЖКХ и энергетика, то и здесь есть пример использования французского опыта. В 2010 году был подписан Меморандум между «Холдингом МРСК» и французской компанией ERDF. Тогда ERDF получила в управление Томскую распределительную сетевую компанию до 31 декабря 2019 года. В этом же году УеоНа Ус^а выиграла тендер на реорганизацию системы снабжения и водоотведения в Томской области на период до 2040 года. За эти годы УеоНа берет на себя обязательства внедрить на территории новые технологии и реконструировать сети водоснабжения и водоотведения.3

СС^Я создала собственный комитет по ГЧП, который является дискуссионной площадкой для решения общественно значимых проблем и обсуждения перспектив ГЧП как с компаниями-членами, так и с государственными органами. Поняв, насколько важен французский опыт в таком серьезном проекте, как «Большая Москва», ССШЯ собрало все стороны и обсудили наиболее важные вопросы на конференции «Большая Москва - Большой Париж», куда пригласили как правительство Москвы, так и представителей французских правительственных и бизнес-структур. Был рассмотрен опыт разработки и осуществления инвестпрограмм в рамках проекта «Большой Париж» и перспективы реализации проекта «Большая Москва».

Отдельной темой конференции стало обсуждение механизмов финансирования проектов в различных секторах инфраструктуры мегаполиса, а также возможности применения моделей ГЧП. При этом необходимо отметить, что государству выгоднее реализовывать модели концессий, а для бизнеса это Соглашение о сотрудничестве. Наиболее сложной и затратной частью проекта «Большая Москва» является развитие дорожно-транспортной системы. И здесь дополнительные частные инвестиции, в том числе иностранные, могут послужить серьезным подспорьем для своевременного и качественного старта проекта расширения столицы. К примеру, это автомагистраль, дублирующая перегруженный Кутузовский проспект. Это весьма затратный проект, где большую часть средств пришлось потратить на выкуп дорогих участков земли. Ни у Москвы, ни у РФ свободных денег на такую масштабную стройку не было. Данный проект запушен и как скоро он окупится, покажет время.

Также отметим высокий потенциал у таких сфер как дошкольное образование и общее образование. При этом у первого есть в наличии запущенные перспективные проекты, чего не скажешь в отношении второго. Также высокий потенциал у такого направления как стационарные учреждения (геронтологические центры, пансионаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и

3 http://realty.interfax.ru/realtyinf.asp?id=92154&sec=1461

7 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

25 ^

пр.), вот только в отличие от западных центров у России положительного опыта пока не наблюдается. Один из последних примеров развития физкультурно-оздоровительные комплексы - открытие в августе Шереметьево-Песочинского спортивного комплекса.

Рассмотрим так же ситуацию по развитию ПФО. Ибо по Федерально-целевой программе он уступает разве что только развитию Крыма. Но определять перспективы привлечения внутренних и внешних инвестиций в дальневосточные проекты следует с учетом общей ситуации в инвестиционной сфере. Сегодня активность компаний тормозится, в частности, потому, что предыдущий инвестиционный цикл оказался не очень удачным: российский бизнес вложил в экономику несколько триллионов рублей, но многие инвестиции из-за кризиса не окупились. К примеру более 60% проектов РЖД в объекты инфраструктуры Сочи не окупились. Возможности заимствовать за рубежом сужаются из-за санкций, на российском же рынке нет дешевых денег на долгосрочные проекты. В итоге, проекты, ориентированные на нормальный инвестиционный цикл, имеют низкую доходность или вообще убыточны. Именно поэтому в экспертном сообществе стало преобладать мнение, что ключевую роль в аккумулировании инвестиционных потоков для мегарегиона могут сыграть Фонд развития Дальнего Востока и так называемые территории опережающего развития (ТОР) с льготным налоговым режимом по федеральным налогам. Эти планы в 2013 году не были поддержаны минфином и минэкономразвития. Но вот в проекте «Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы», рассмотренных правительством в апреле этого года, льготы для ТОР сохранены практически в первоначальном варианте.

Сейчас также хорошее время для резкого роста китайских инвестиций в Россию. В КНР огромный запас долларов, и китайцы стремятся перевести их в реальные активы. Источниками инвестиций должны стать и рубли, аккумулированные на счетах специальных структур - Пенсионного фонда России, Агентства по страхованию вкладов, ФГКУ «Росвоенипотека» и т.д. Это примерно 4,2 трлн руб. Разместить деньги в акциях и долговых обязательствах российских эмитентов - вполне решаемая задача. Необходима точечная настройка существующей нормативной базы и системы инвестиционных деклараций управляющих компаний, работающих со средствами пенсионных отчислений. 4

Правительство РФ поддержало механизмы создания территорий опережающего развития (ТОР). Это уже новое направление в развитии ОЭЗ. В проекты соответствующих законов будут внесены важные поправки. Будет, в частности, прописано право правительства создавать «юридические лица (институты развития)» для управления ТОР. Для их резидентов будет действовать особый порядок возмещения НДС, а ставка страховых взносов составит 7,6% в течение первых 10 лет. Регионы и муниципалитеты смогут устанавливать пятилетние налоговые льготы

4 http://expert.ru/2014/06/23/aziatskie-kompanii-rvutsya-na-dalnij-vostok/?n=171

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2015

по налогу на имущество и землю. Появится возможность создания ТОР во всех субъектах РФ, а не только на Дальнем Востоке, как планировалось ранее.

ТОР представляет собой территорию ГЧП, где государство для большей эффективности делегирует свои средства и обязательства управляющей компании. Процедура создания и управления ТОР напоминает процедуру создания и управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ). ТОР представляет собой территорию ГЧП, где государство для большей эффективности делегирует свои средства и обязательства управляющей компании.

Тем не менее, по оценкам экспертов из «МЭФ-Аудита» полагается, что четкого обоснования, почему ТОР должны заработать лучше, чем ОЭЗ, нет. Можно было использовать и ОЭЗ, но институт себя дискредитировал. Перед пуском ТОР нужно убедиться, что на продукцию их резидентов существует спрос, иначе институт постигнет та же участь, что и особые экономические зоны, предупреждает эксперт.

По мнению сопредседателя Приморского отделения «Деловой России» Александра Табаченко, реализация проекта будет во многом зависеть от местных органов государственной власти. В то же время федеральная власть начинает видеть в представителях местного бизнеса не просто инвесторов, но и полноценных партнеров, которым должно быть выгодно вкладывать средства в предстоящие проекты.

Площадки для территории опережающего развития на Дальнем Востоке уже отобраны, всего их 38, на 14 из них уже готовы прийти инвесторы. Среди них Hitachi, Mitsubishi, Mitsui, Kawasaki, Samsung, LG и Daewoo и многие российские компании. И также нельзя здесь не отметить проект по строительству газопровода Россия - Китай. Предварительная стоимость газопровода «Алтай» - 14 миллиардов долларов. Этот трубопровод должен соединить западносибирские месторождения природного газа с КНР, а его маршрут будет следовать от Уренгоя до Шанхая. 5

И подводя итоги, отметим, что несмотря на большие риски в проектах ГЧП для государства и бизнеса, они несут большое развитие. И для решения ключевых проблем в Стратегии развития ГЧП отмечены 20 ключевых точек роста и 5 основных направлений.6

БИБЛИОГРАФИЯ:

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (разработан Минэкономразвития России). - URL: http://www. economy.gov.ru/minec/about/structure/depinvest/doc201211 01_02?present ation template=mac tivityFormMatherial&presentati ontemplate id=aabc27004b7 4dbd4bf a4bf77bb 90350d (Proekt

5 http://expert.ru/2014/06/23/aziatskie-kompanii-rvutsya-na-dalnij-vostok/?n=171

6 http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-strategii-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-regione

7 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

27 Q

Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O koncessionnyh soglasheni-jah» (razrabotan Minjekonomrazvitija Rossii))

Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (разработан Минэкономразвития России) - URL: http://www.ecom my.gov.ru/minec/about/structu re/de-pin vest/doc20121108_01 (Proekt Federal'nogo zakona «Ob osnovah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sub#ektah i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF» (razrabotan Minjekonomrazvitija Rossii))

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Federal'nyj zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ «Ob obshhih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii»)

Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития» (Federal'nyj zakon ot 17.05.2007 № 82-FZ «O Banke razvitija»)

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации (Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2014 g. N 473-FZ «O territorijah operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija v Rossijskoj Federacii)

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, / ГЛРЛНТ.РУ - информационно-правовой портал, от 8 февраля 2013// http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70209010/#ixzz3eRoQBBff http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70209010/ (Prognoz dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, / GARANT.RU - informacionno-pravovoj portal, ot 8 fevralja 2013)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р) (Strategija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda i Osnovnye napravlenija dejatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2012 goda (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1663-r))

Кабашкин В.Л., Левченко Л.Л., Сидоров В.Л. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации. Белгород, 2008. 166 с. (Kabashkin V.A., Levchenko A.A., Sidorov VA. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regionah Rossijskoj Federacii. Belgorod, 2008. 166 s.)

Как обеспечить успех ГЧП в России: Обзор за 2012 г. Ernst & Young. // http://dpr.ru/ journal/journal_48_16.pdf (Kak obespechit' uspeh GChP v Rossii: Obzor za 2012 g. Ernst & Young)

Росавтодор и Vinci подписали концессию на строительство участка платной дороги Москва-Санкт-Петербург / Интерфакс, 27 июля 2009 года // http://realty.interfax.ru/ realtyinf.asp?id=92154&sec=1461Кузьмин Д.И., Фалалеев Л.Н. Основные направления стратегии развития государственно-частного партнерства в регионе. / Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, выпуск № 2, 2012 // http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-strategii-razvitiya-gos-

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2015

udarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-regione (Rosavtodor i Vinci podpisali koncessiju na stroitel'stvo uchastka platnoj dorogi Moskva-Sankt-Peterburg / Interfaks, 27 ijulja 2009 goda // http://realty.interfax.ru/realtyinf.asp?id=92154&sec=1461Kuz'min D.I., Falaleev A.N. Os-novnye napravlenija strategii razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regione. / Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo ajerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva, vypusk № 2, 2012)

Лабыкин А. Дальний Восток готов к приходу инвесторов. / «Expert Online» 23 июня 2014 // http://expert.ru/2014/0б/23/aziatskie-kompanii-rvutsya-na-dalnij-vostok/?n=171 (Labykin A. Dal'nij Vostok gotov k prihodu investorov. / «Expert Online» 23 ijunja 2014)

ГЛОССАРИЙ

Партнерство государственно-частное (ГЧП) - это специфическая, различных видов форм взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации

Партнерство - форма организации компании, фирмы, которая создается на основе договора между партнерами, в котором оговариваются их права, обязанности, ответственность и т.д.

Партнерство государственно-частное (ГЧП) - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых инвестиционных проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг.

Механизм привлечения негосударственных инвестиций контрактной формы -форма государственно-частного партнерства, направленного на привлечение негосударственных инвестиций, при которой отношения между сторонами не требуют образования юридического лица и оформляются путем заключения соглашений о сотрудничестве или иных договоров в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Механизм привлечения негосударственных инвестиций институциональной формы - форма государственно-частного партнерства, направленного на привлечение негосударственных инвестиций, при которой отношения между сторонами требуют образования нового юридического лица или институциональной конструкции.

Механизм соинвестирования - механизм совместного инвестирования образовательных учреждений и субъектов частного сектора в строительство и реконструкцию зданий и сооружений, приобретение, установку и запуск оборудования и производственных комплексов, ведение хозяйственной деятельности (производство товаров, выполнение работ, предоставление услуг и др.) на контрактной основе и реализацию некоммерческих партнерских проектов.

7 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

29 Q

Механизм соучредительства - механизм создания новых юридических лиц при участии образовательного учреждения и субъектов частного сектора.

Субъекты, представляющие государство в механизмах привлечения негосударственных инвестиций - государственные и муниципальные образовательные учреждения (в форме бюджетного и автономного учреждения), государственные органы власти, включая органы управления образованием, и органы местного самоуправления, а также некоммерческие организации (со стопроцентным государственным участием) и государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Субъекты частного сектора в механизмах привлечения негосударственных инвестиций - коммерческие и некоммерческие организации различной организационно-правовой формы, с долевым участием государства или без его участия, в том числе негосударственные образовательные учреждения, а также физические лица.

CCIFR - Франко-российская торгово-промышленная палата (CCI France Russie)/

ТОР - территории опережающего развития - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

ОЭЗ - Особые экономические зоны - ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.