13. Thunnissen, M., Boselie, P., & Fruytier, B. (2013). Talent management and the relevance of context: Towards a pluralistic approach. Human Resource Management Review, 23(4), 326-336.
14. Geare, A., Edgar, F., & McAndrew, I. (2006). Employment relationships: Ideology and HRM practice. The International Journal of Human Resource Management, 17(7), 1190- 1208.
15. Jerez-Gamez, P., Caspedes-Lorente, J., & Valle-Cabrera, R. (2005). Organizational learning and compensation strategies: Evidence from the Spanish chemical industry. Human Resource Management, 44(3), 279-299.
16. Wernerfelt, B. (2015). A resource-based view of the firm. Strategic Management Journal, 5(2), 171180.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
Крылова Е.В.,
Забайкальский государственный университет в Чите, зав.кафедрой социокультурного туризма
Батоева С.А.
Забайкальский государственный университет в Чите,
доцент
THE PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF GASTRONOMIC TOURISM IN ZABAIKALSKY
KRAI
Krylova E.,
Zabaikalsky State University in Chita the head of the department of social and cultural tourism
Batoeva S.
Zabaikalsky State University in Chita Associate Professor
АННОТАЦИЯ
Сначала в статье рассматривается понятие «гастрономический туризм». Затем автор анализирует состояние развития этого вида туризма в России и В Забайкальском крае. ABSTRACT
The article first considers the term "gastronomic tourism". Then the authors analyze the state of development of this type of tourism in Russia and in Zabaikalsky Krai.
Ключевые слова: гастрономический туризм, гастрономия, Забайкальский край. Keywords: gastronomic tourism, tourism, gastronomy, Zabaikalsky Krai.
Сегодня незаметно для нас самих все большую роль в нашей жизни приобретает так называемая «экономика впечатлений». Американцы Б. Джозеф Пайн II и Джеймс Гилмор, рассматривая впечатления как четвертое экономическое предложение, пришли к выводу, что они имеют свои отличительные черты и отличаются от услуг так же, как услуги от товаров [9]. Человек, покупая впечатления, платит за свои собственные чувства и ощущения. К таким товарам, по нашему мнению, можно отнести гастрономические фестивали и гастрономические туры.
Гастрономический туризм подходит тем, кто хочет внести в свое путешествие что-то необычное, прочувствовать культуру страны и людей через еду, которую они готовят и употребляют. В последнее время мода на гастрономические туры активно развиваются. Самые большие поклонники такого вида туризма - англичане, немцы, американцы и японцы.
В России такой вид туризма пока только начинает развиваться, и подобных туров в чистом виде еще нет, поэтому компоненты гастрономических туров добавляют в основные программы. В нашей стране и в частности в Забайкальском крае такой туризм пока явление уникальное и россиян готовых
платить деньги за подобное путешествие, очень мало.
Мы считаем, что понятие «гастрономия» несколько шире, чем «кулинария». Так, слово «гастрономия» по словарю В.И. Даля определяется как поварское искусство, а «гастроном» - это «тонкий едок, сластоежка, лакомка, любитель вкусно поесть» [9].
Этот вид туризма включает посещение стран и регионов с целью знакомства с блюдами и напитками, приготовленными в соответствии с рецептами национальной кухни, с соблюдением традиционных способов их производства и потребления.
Ознакомившись со специальной литературой, мы заметили, что гастрономический туризм в развитых странах пользуется большой популярностью, как у местного населения, так и у туристов из зарубежных стран. Что касаемо России, то наша страна, в силу своего расположения, на стыке двух континентов, соприкасалась с самыми различными культурами, и необходимость существования на стыке цивилизаций Европы и Азии привела к формированию неповторимого национального менталитета.
22 Sciences of Europe # 44, (2019)
На сегодняшний день это - одна из самых мно- Забайкальский край в плане развития данного
гонациональных стран мира. На территории прожи- вида туризма, с нашей точки зрения, является до-
вает более 160 народов. Каждый народ индивидуа- статочно перспективным краем. Здесь тоже можно
лен, который отличается укладом жизни, историческими традициями, обычаями, культурой. на собственном языке прочувствовать вкус этого необычного региона.
Неотъемлемой частью культуры является кухня. До прихода русских эти места заселяли буряты
Этнографы при исследовании жизни любого и эвенки (тунгусы). Мы проанализировали (по со-
народа всегда начинают с изучения его кухни, по- стоянию на 2018 год) численность и структуру
тому в ней в концентрированном виде отражается народов в ЗК и представили результаты в таблице
история, быт и нравы народа. 1.
Изучив научные материалы по данной про-
блеме, мы констатировали, что практически в каж-
дом регионе России можно создать свой индемич-
ный бренд в виде гастрономического туризма. Таблица 1
Численность народов в Забайкальском крае [14]
Национальность Численность
Русские 977 400 (89,9 %)
Буряты 73 941 (6,8 %)
Украинцы 6 743 (0,6 %)
Татары 5 857 (0,5 %)
Армяне 3 943 (0,3 %)
Азербайджанцы 2 045 (0,3 %)
Киргизы 1 634 (0,2 %)
Белорусы 1 544 (0,2 %)
Узбеки 1 515 (0,2 %)
Эвенки 1 387 (0,1 %)
Так становится очевидным, что в Забайкальском крае второй по численности проживающий народ - буряты. Они признанные любители молочной продукции и мяса.
Самое популярное блюдо бурятов - позы (бу-узы). Это блюдо готовится на пару, тесто и начинка - репчатый лук и рубленое мясо. В Забайкальском крае много заведений, где можно отведать это необычное блюдо, их называют позные. Причем, буряты кушают позы с горчицей, а русские предпочитают с майонезом.
В Забайкалье любимым напитком является крепкий черный чай с молоком. Популярно сало с чесноком, такое пристрастие связано с долгой и суровой зимой в Забайкальском крае, квашеная капуста и соленые грибы - грузди. Очень популярны в крае блюда из дичи.
От эвенкийского народа был перенят опыт запасаться на зиму необходимым количеством мяса и рыбы в сушеном и вяленом виде.
В данном регионе проживает еще один народ -семейские. В обычные будние дни можно попробовать: мясной бульон, густые мясные щи, каши, све-жевыпеченный хлеб, чай с молочными продуктами, также овощные блюда в виде огурцов, помидоров.
В целом забайкальцы, как и подавляющее большинство людей, любят вкусно и много покушать, в кафе и ресторанах присутствуют блюда традиционной русской и европейской кухни, восточной кухни.
Также в Забайкальском крае есть несколько фабрик, специализирующихся на производстве продуктов питания:
- «Маккавеевский пищевой комбинат» находится в селе Маккавеево, Читинского района. Комбинат занимает лидирующие позиции среди остальных комбинатов края. Ключевыми категориями пи-щепроизводства являются: мясная и колбасная продукция; изделия из рыбы, пресервы; изготовление полуфабрикатов; мучная и кондитерская продукция.
- «Читинский молочный комбинат» считается достаточно крупным и масштабным предприятием на территории Забайкальского края по изготовлению молочной продукции.
- Кондитерская фабрика «Радуга» располагается в городе Чите, Забайкальский край. Специализация компании - производство кондитерской и хлебо-булочной продукции.
- Предприятие «Читинские Ключи» на сегодняшний день выпускает 18 наименований безалкогольных напитков, 2 вида энергетических напитков «Шокер», хлебный квас брожения, 2 вида минеральных вод, питьевую воду «Родниковая» первой категории, воду высшей категории качества для детского питания «Лялечка».
В городе Чите находятся более 600 ресторанов и кафе, которые подают блюда разных кухонь. Например в заведениях бурятской кухни подают такие национальные блюда, как: буузы, позы, эрелже, бэрелже, бухлер, хирмаса, курунгуру.
Также тесная граница с Китаем дала возможность развитию китайской кухни в крае. Китайские рестораны и кафе в центре города Читы пользуются большим спросом, гости имеют возможность заказать такие популярные китайские блюда, как: утка
по-пекински, габаджоу, пельмени (цзяоцзы), курица в кисло-сладком соусе, фунчоза, тофу по-сы-чуански, жареные свиные уши со сладким перцем в остром соусе. Особенность таких ресторанов в том, что все подается большими порциями.
Во время летнего сезона большой популярностью пользуется кавказская кухня. В таком кафе или ресторане можно заказать шашлык, чебурек, люля-кебаб, хачапури.
Несмотря на то, что город Чита небольшой город, с точки зрения гастрономии он развивается с огромной скоростью. Для тех, кто ценит комфорт и уют, предпочитают европейскую кухню, то вам могут предложить итальянскую кухню.
Необходимо отметить, что в городе Чита проводятся несколько фестивалей и конкурсов гастрономического направления. Так, например, в феврале 2018 года прошел благотворительный турнир «Шедевр на тарелке» среди кафе, ресторанов и других заведений общественного питания города Читы на церемонии награждения конкурса «Лучший предприниматель 2017».
На основании вышесказанного мы можем отметить, что Забайкальский край обладает большим количеством ресурсов для организации гастрономического тура. Данный вид туризма может стать полноправным направлением туристской отрасли на территории Забайкальского края.
Литература
1. Вульф Эрик «Что такое гастрономический туризм?» [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldoftravel.org/what-is-food-tourism (дата обращения: 10.04.2018).
2. Гастрономический туризм [Электронный ресурс]. URL: http://www.gastrotur.ru/gastronomicheskiy-turizm/vidi-gastroturizma (дата обращения: 15. 05.18).
3. Гастрономический туризм. Журавлиная родина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.craneland.ru/?page_id=8366 (дата обращения: 05.04.2018).
4. Джанджугазова, Е.А. Литературный трактир или национальные особенности трапезы / Е.А. Джанджугазова // Современные проблемы сервиса и туризма. - М. - 2010. - №3. - С. 97-102.
5. Драчева, Е.Л. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы / Е.Л. Дра-чева, Т.Т. Христов // Российские регионы: взгляд в будущее [Электронный ресурс]. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/g astronomicheskiy-turizm-sov-remennye-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 2,03.2018).
6. История традиционной русской кухни. Кулинарный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://kuking.net/11_122.htm (дата обращения: 1.03.2018).
7. Пайн Б.Дж., Гильмор Дж.Х. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес -сцена. М., 2005. с. 524.
8. Советы - гастрономический туризм [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiao-pen.com/tips/1966/ (дата обращения: 6.04.2018).
9. Толковый словарь Даля В.И. [Электронный ресурс]. URL: http://slovardalja.net/ (дата обращения: 15.03.2019).
10. Тонкости туризма. Гастрономические туры [Электронный ресурс]. URL: http://tonkosti.ru/ (дата обращения: 15.01.2019).
11. Туризм в Забайкалье [Электронный ресурс]. URL: http://минмсвэст.забайкальскийкрай.рф/action/tur-izm/?p=2&year=2012 (дата обращения 19. 09.19).
12. Kivela, J., Crotts, J.C. Tourism and gastronomy: gastronomy's influence on how tourists experience a destination / J. Kivela, J.C. Crotts // Journal of Hospitality and Tourism Research. -2010. С. 354-377.
13. Spainis culture [Электронный ресурс]. URL: http://www.espanaescultura.es (дата обращения: 15.02.2018).
14. World Food Travel Association. [офиц. сайт]. URL: http://www.worldfoodtravel.org/ (дата обращения: 15.09.2019).