Научная статья на тему 'Перспективы развития франчайзинга в регионах РФ'

Перспективы развития франчайзинга в регионах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4275
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНШИЗА / ФРАНЧАЙЗИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонорова А. Г., Красильникова Е. Р.

Поскольку на данный момент правительство РФ заинтересовано в увеличении доли МСП в экономике, в частности за счет развития франчайзингового бизнеса, актуальным является обоснование эффективности развития франчайзинга в регионах России. Целью исследования является выявление и анализ факторов эффективного развития франчайзинга в регионах России. Методами исследовании являются анализ и синтез текущих тенденций рынка франчайзинга, систематизация информации о франчайзинге, анализ статистики по издержкам ведения бизнеса, анализ макроэкономических показателей регионов России. В качестве вывода стоит отметить, что успешное развитие франшиз в регионах обусловлено минимальными рисками и издержками ведения бизнеса, отсутствием конкуренции на рынке и наличием незанятых ниш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития франчайзинга в регионах РФ»

УДК 332.1

Никонорова А. Г.

магистрант СПБПУ, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected] Красильникова Е. Р.

Магистрант СПБПУ, Г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕГИОНАХ РФ

Аннотация

Поскольку на данный момент правительство РФ заинтересовано в увеличении доли МСП в экономике, в частности за счет развития франчайзингового бизнеса, актуальным является обоснование эффективности развития франчайзинга в регионах России. Целью исследования является выявление и анализ факторов эффективного развития франчайзинга в регионах России. Методами исследовании являются анализ и синтез текущих тенденций рынка франчайзинга, систематизация информации о франчайзинге, анализ статистики по издержкам ведения бизнеса, анализ макроэкономических показателей регионов России. В качестве вывода стоит отметить, что успешное развитие франшиз в регионах обусловлено минимальными рисками и издержками ведения бизнеса, отсутствием конкуренции на рынке и наличием незанятых ниш.

Ключевые слова

франчайзинг, франшиза, франчайзи, региональное развитие, инвестиции, бизнес.

На сегодняшний день в развитых странах малый и средний бизнес составляет основу экономики страны и является основным двигателем ее роста: по данным Института экономики роста в Нидерландах его доля составляет 63%, в Финляндии - 60%, в Германии - 53%, в Великобритании - 51% [1]. В России же его доля составляет лишь 21,9%. Одной из причин такой малой доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономике является боязнь потенциальных предпринимателей нестабильности российской экономики и экономической необразованности. Власти России заинтересованы в увеличении доли МСП: по словам президента России доля МСП к 2025 году должна приблизиться к 40%. Одним из способов увеличения доли МСП в экономике России является развитие франчайзингового бизнеса, который минимизирует последствия нестабильной экономики и довольно прост в ведении за счет постоянной поддержки со стороны франчайзера.

По данным интернет-портала Franshiza.ru, занимающегося исследованием франчайзинга России, отечественный рынок франчайзинга стабильно растет на протяжении последних лет (рис. 1). В начале 2018 года насчитывалось 1900 продавцов франшиз, в начале 2019-го уже 2250. Также растет спрос на франшизы: рост количества запросов на франшизу в январе 2019 года составил 300% по отношению к январю 2018 года [2]. Двигателем франчайзинга в России стал кризис 2014 года, который был вызван введением санкций со стороны запада и, как следствие, ослаблением курса национальной валюты, падением реальных доходов населения. Инвесторы начали искать безопасный способ вложения капитала, которым для них оказалась покупка франшизы, способной даже в кризисный период приносить стабильный доход.

В России за последнее десятилетие франчайзинг уже перерос статус новинки в больших городах и показал себя как эффективный инструмент развития бизнеса. Поскольку на данный момент рынки Москвы и Санкт-Петербурга перенасыщены, перспективным направлением развитие бизнеса для компаний является завоевание региональных рынков. Поэтому актуальным является обоснование эффективности развития франчайзинга в регионах России.

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 1 - Прирост рынка франчайзинга в России в 2013-2018 гг, % [2]

Целью исследования является выявление и анализ факторов эффективного развития франчайзинга в регионах России.

Задачами исследования являются анализ рынка франчайзинга в России, анализ инвестиционного потенциала региональных предпринимателей, сбор и анализ информации, касающейся ведения франчайзингового бизнеса в регионах, выявление факторов эффективного развития франчайзинга в регионах, определение перспектив развития франчайзинга в регионах.

Методами исследовании являются анализ и синтез текущих тенденций рынка франчайзинга, систематизация информации о франчайзинге, анализ статистики по издержкам ведения бизнеса, анализ макроэкономических показателей регионов России.

Одними из первых увидели потенциал развития франчайзинга в регионах крупные московские компании, которые начали адаптировать франшизы под условия малых городов. Стоит отметить, что быстрое масштабирование бизнеса возможно только через франчайзинг, так как открытие собственных точек в разных регионах России обходится намного дороже. К примеру, московская компания ИНВИТРО создала программу по открытию франчайзинговых лабораторий в городах населением от 20 до 40 тысяч человек и оценила ее потенциал в количестве 900 точек за 4 года [3]. Это привело к увеличению интереса к франчайзингу со стороны региональных предпринимателей.

По результатам анализа инвестиционного потенциала региональных предпринимателей 30% были готовы инвестировать во франчайзинг до 2,7 млн. руб., 28% - от 2,7 до 9 млн. руб., 13% - от 9 до 30 млн. руб., 8% - свыше 30 млн. руб. [3]. При этом наибольшее предложение франшиз находится в диапазоне от 1 до 3 млн. руб., что показывает доступность франшиз для региональных предпринимателей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что важным является вопрос обоснования эффективности развития франчайзинга в регионах России. Были выделены следующие факторы:

1. Минимизация рисков.

В данном случае речь идет о сравнении покупки франшизы с открытием собственного уникального предприятия. По статистике, из всех вновь образованных предприятий 85 % прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга - только 14 % [4].

Для начала стоит отметить, что о минимизации рисков в этой ситуации можно говорить только при соблюдении некоторых условий. В первую очередь, франчайзинговый проект должен быть детально проработан и применен на практике. Ввиду того, что на сегодняшний день в России отсутствует единый

~ 46 ~

орган, контролирующий работу франшиз, который мог бы закрывать недееспособные проекты, велик шанс наткнуться на так называемую «фирму-однодневку». Потому потенциальному франчайзи нужно детально ознакомиться с проектом, запросить список действующих точек, чтобы своими глазами посмотреть на их работу. После того, как франшиза куплена, в рамках взаимоотношений франчайзера и франчайзи необходимо прописать взаимовыгодную систему поддержки и консалтинга, систему контроля за соблюдением стандартов бизнеса франчайзера.

Итак, если франшиза не является «фирмой-однодневкой», то она действительно является менее рискованной в сравнении с открытием своей собственной отдельной компании. Как правило, далеко не все потенциальные предприниматели (тем более если речь идет о регионах) обладают свежими идеями или глубокими знаниями о ведении бизнеса в целом, не знакомы с построением бизнес-процессов, возможными «подводными камнями», способами привлечения клиентов, а потому вероятность построения собственного успешного бизнеса минимальна. В такой ситуации решением проблемы является покупка франшизы. Во-первых, франчайзинг предоставляет возможность быстрого старта: готовая клиентура, известное имя, разработанная и опробованная методика ведения бизнеса. Во-вторых, франчайзи становится частью рекламной кампании и маркетинговой стратегии федерального уровня, от него требуются лишь постоянные отчисления владельцу франшизы. В-третьих, франчайзи предоставляется систематическая помощь со стороны франчайзера по любым вопросам ведения бизнеса (помощь при выборе местоположения, оценке эффективности, адаптация к каким-либо улучшениям и т.д.). Другими словами, практически все ошибки, что может допустить отдельная компания, нивелируются с помощью использования опыта и поддержки франчайзера.

Что касается рисков, связанных с разницей во вкусах и образе жизни регионов и крупных городов, то, при приходе на региональный рынок столичных компаний, последние меняют культуру потребления того или иного региона. Ярким примером служит приход в российские регионы фитнес-сетей, которые кардинально изменили подход к физкультуре. Сейчас не только в Москве появился класс людей, которые ходят в тренажерный зал для поддержания здоровья [5].

2. Отсутствие конкуренции, наличие свободных ниш.

Региональный рынок, особенно в России, характеризуется зачастую тем, что на нем не бывает сильной конкуренции, так как компании предпочитают развиваться в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, забывая о малых или моногородах, в которых проживает большая часть населения России, обладающая неудовлетворенным спросом. Такое отсутствие конкуренции в регионах вкупе с неудовлетворенным спросом создает огромное количество незанятых ниш, за которые могут побороться франчайзеры и франчайзи. Также в регионах в целом уровень сервиса значительно ниже, чем в крупных городах, что увеличивает вероятность отклика на хорошо организованное и уникальное предложение товара или услуги. Помимо наличия незанятых ниш для регионов характерно желание попробовать продукты или услуги, реклама которых транслируется по телевидению, СМИ или в Интернете, что подогревает интерес к франшизам с известным именем, таким как, например, KFC или McDonalds, которые очень неохотно идут в регионы. Поэтому те франчайзеры и франчайзи, которые смогут вовремя определить, в каких сегментах существует неудовлетворенный спрос и незанятые ниши, смогут быстро завоевать рынок в любом регионе: даже одна точка, открытая по франшизе в небольшом городе, благодаря предложению уникального для региона товара и правильному расположению может замкнуть на себе весь трафик, быстро окупится и приносить значительный доход как франчайзеру, так и франчайзи [6]. Также благодаря малому объему инвестиций франчайзи может одновременно открыть несколько точек, что сразу же увеличит охват потенциальных покупателей.

3. Государственная поддержка франчайзинга.

Последние годы в России идет активная поддержка деятельности малого и среднего бизнеса, к которому зачастую относятся франчайзинговые предприятия, особенно ощутима эта поддержка в регионах. Меры поддержки включают в себя предоставление субсидий, выдачу льготных кредитов, предоставление

земли и помещений в аренду на льготных условиях, оказание бесплатных консультаций и многие другие. Помимо этого, в последние годы в России наблюдается рост заинтересованности государства в развитии такой формы бизнеса, как франчайзинг. Например, в федеральной стратегии развития малого и среднего предпринимательства отдельно упоминается необходимость создания региональных франшиз, что не только предполагает заинтересованность государства в поддержке такой формы бизнеса, но и предполагает обеспечение благоприятных условий для развития франчайзинга. Уже сейчас в регионах проводятся форумы для предпринимателей, на которых рассказывается о возможностях франчайзингового бизнеса. В некоторых случаях городские власти даже готовы субсидировать покупку франшизы, либо частично компенсировать расходы франчайзи [7]. Существуют и региональные проекты, касающиеся развития франшиз, например, специальные фонды развития франчайзинга на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также проекты «Пермская франшиза» и «Томские бренды» [7]. Помощь таких фондов и проектов заключается в основном в выделении субсидий для открытия по франшизе и помощи в разработке франшизы. Таким образом, с поддержкой со стороны государства открываются большие возможности для создания и успешного развития франшиз в регионах.

4. Низкий уровень инвестиций и издержек ведения бизнеса.

Одним из основных преимуществ открытия франчайзингового бизнеса в регионах России является, безусловно, небольшой объем первоначальных инвестиций, обусловленный недорогой арендой и персоналом. Традиционно в регионах аренда значительно ниже вследствие отсутствия жесткой конкуренции и насыщенности рынка: только в 2019 году средняя годовая арендная ставка за 1 кв.м. коммерческого помещения составляет 18250 рублей для Москвы, 11210 рублей для Санкт-Петербурга и менее 8000 тысяч рублей для остальных регионов [8]. Это делает бизнес, во-первых, намного рентабельнее, а во-вторых, дает возможность франчайзи быстрее открывать новые точки по приобретенной франшизе.

Помимо арендной платы для регионов характерны более низкие ставки оплаты труда, которые также снижают первоначальные инвестиции и ускоряют окупаемость. Особенно это касается такой работы, где персонал используется на однородных позициях и не нуждается в специальной подготовке или высокой квалификации: именно такова ситуация в сфере услуг или торговле непродовольственными товарами, которые зачастую работают по франшизе. В среднем разница оплаты труда в сфере услуг между регионами и такими городами, как Москва и Санкт-Петербург, составляет от 10 тысяч рублей и выше на одного сотрудника, что приводит к большой экономии на издержках для франчайзи и огромному выигрышу в окупаемости региональных точек перед столичными [6]. Помимо этого, благодаря развитию технологий некоторые функции франчайзи может переложить на специалистов, работающих удаленно, что поможет сэкономить не только на оплате труда, но и на площади аренды рабочего пространства [9].

5. Активное развитие регионов России.

На сегодняшний день многие регионы России активно развиваются. Увеличивается население (наблюдается как постоянный естественный прирост населения, так и постоянный миграционный прирост - в особенности в Северо-Западном, Южном и Сибирском федеральных округах), реализуются различные инфраструктурные проекты, увеличивается реальная заработная плата (к примеру, реальная заработная плата населения в Дальневосточном, Уральском, Южном, Сибирском, Приволжском, Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральном округе за первое полугодие 2019 года увеличились в среднем на 1,5-3%).

То есть постоянно увеличивается спрос со стороны населения, в особенности растет потребность в качественных продуктах и услугах, которые региональные предприниматели могут предложить с помощью покупки франшизы.

6. Накопление опыта ведения бизнеса.

Если у регионального предпринимателя свежие идеи и понимание всех тонкостей ведения бизнеса все же присутствуют, то развитие своего бизнеса через франчайзинг максимально эффективно. Это позволит, постепенно расширяясь, накопить огромный опыт с минимальными затратами, завоевать положительную репутацию среди региональных потребителей, а после уже выходить на высоконкурентные

рынки Москвы и Санкт-Петербурга. К примеру, таким путем прошла сеть студий маникюра-педикюра «4hands». Первоначально студия развивалась в Новосибирске как самостоятельная компания. Однако открытие каждой новой студии влекло падение доходов в уже существующих, так как у управляющего не хватало времени на все салоны. Затем было решено развивать бизнес через франчайзинг. Так как больше всего конкурентов было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, а меньше всего - в Сибири и на Дальнем Востоке, стали развиваться в городах Сибири. Когда компания смогла заявить, что имеет студии в 30 городах Сибири, появился спрос на франшизу с Москвы. Итог - на сегодняшний день «4hands» имеет 124 салона более чем в 40 городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге [10].

Также стоит отметить, что не только регионы полезны для франчайзинга, но и франчайзинг для регионов. Так, франчайзинг способствует созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения, повышению потребительского спроса на качественные товары и услуги, сокращению разницы в экономическом развитии между центром и регионами, увеличению инвестиционной привлекательности регионов и налоговых поступлений в бюджет, развитию экономических отношений между регионами и т.д.

Таким образом, франчайзинг в регионах является перспективным способом развития МСП в России и увеличения его доли в экономике. Успешное развитие франшиз в регионах обусловлено минимальными рисками и издержками ведения бизнеса, отсутствием конкуренции на рынке и наличием незанятых ниш. Франчайзинговый бизнес будет развиваться еще большими темпами при расширении государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также при разработке законодательства, выделяющего франчайзинг как отдельный вид деятельности.

В целом, франчайзинговый бизнес может развиваться в любом регионе России, но особое внимание стоит обратить на регионы, входящие в Северо-Кавказский и Южный федеральные округа, так как в данных регионах по большей части отсутствует предложение качественных услуг, и, следовательно, и конкуренции на данном рынке нет. Открытие франшиз в данных округах поможет не только развитию бизнеса по франшизе, но и развитию регионов в целом.

Предпринимателям стоит обратить внимание на следующие виды деятельности:

- Медицинские услуги. В регионах, как правило, отсутствует возможность быстрой диагностики заболеваний: сдача и получение результатов анализов в поликлиниках может занимать несколько дней, в то время как такие франшизы как Инвитро оказывают услуги в течение одного-двух дней по доступным ценам. Тем не менее, открывать франшизы, специализирующихся на лечении пациентов, стоит лишь в региональных центрах, так как в моно- и малых городах это не окупится вследствие несоответствия спроса предложению, а также проблемы поиска квалифицированных кадров.

- Кинотеатр. В малых и моногородах, как правило, кинотеатров нет, либо работают местные кинотеатры, которые предлагают небольшое количество фильмов по высоким ценам, вызванным необходимостью окупить дорогостоящую покупку прав на показ кинокартины. Поэтому открытие кинотеатра по франшизе будет выгодным: благодаря тому, что киносеть приобретает право на показ фильмов во всех своих кинотеатрах, цены на билеты будут ниже, количество сеансов увеличится, и тем самым спрос на услуги кинотеатра будет расти.

- Образовательные услуги. Рынок услуг дополнительного образования практически не развит в регионах: отсутствуют языковые школы, школы программирования и цифрового творчества, школы по развитию интеллектуальных способностей, курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ; в большинстве случаев такие услуги оказывают репетиторы, однако, спрос на действительно компетентных специалистов в разы превышает предложение. Так как спрос на услуги языковых школ (вследствие популяризации изучения языков и интернационализации компаний), курсы по подготовке к экзаменам (вследствие желания учащихся поступить в престижный ВУЗ и получить качественное образование), школы программирования (вследствие цифровизации всех сфер жизни общества) ежегодно растет, открытый по франшизе бизнес может стать очень прибыльным.

- Детские развлекательные услуги. Как правило, в малых городах отсутствуют детские развлекательные центры, однако, спрос на них существует и стабильно растет, поэтому открытие подобной франшизы будет эффективным.

- Автомойки самообслуживания и автомастерские. В последние годы заметен рост спроса на услуги для автомобилистов вследствие того, что практически в каждой семье есть свой автомобиль: по данным официальной статистики на 330 семей приходится 288 автомобилей, при этом 17% семей имеют более одного автомобиля. Услуги, предлагаемые местными предпринимателями, зачастую некачественные из-за отсутствия квалификации у работников (что заставляет людей ездить в региональные центры для получения качественных услуг), поэтому открытие такого бизнеса будет выгодно.

- Небольшие кофейни. Вследствие того, что в России растет культура потребления кофе, а в регионах отсутствует соответствующее предложение, открытие кофейни по франшизе достаточно эффективно. Стоит отметить, что открывать стоит небольшие заведения или даже точки с кофе на вынос (как, к примеру, CoffeeLike), так как большие кофейни (такие как Шоколадница и Кофешоп) не окупятся из-за высоких цен.

Тем не менее, такие предприятия, как рестораны, пекарни, фастфуд, магазины одежды, мебельные магазины, канцтоварные магазины, не стоит развивать в регионах по франшизе, так как либо местные предприниматели удовлетворяют весь спрос, либо средний чек открытого по франшизе предприятия будет слишком высоким для населения.

В дальнейшем авторы планируют применить результаты данного исследования при разработке стратегии развития малого и среднего бизнеса Алтайского края при помощи франчайзинга: анализ развитости рынка края, выявление перспективных отраслей для развития франчайзингового бизнеса и рекомендация конкретных франшиз из выделенных отраслей.

Список использованной литературы:

1. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике // РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (дата обращения: 08.12.19).

2. О Franshiza.ru // Franshiza.ru. URL: https://franshiza.ru/article/kto_mi (дата обращения: 08.12.2019).

3. Франчайзинг в регионах: прогнозы, тренды, мнения // buybrand.ru. URL: https://www.buybrand.ru/articles/11094/ (дата обращения: 08.12.2019).

4. Преимущества франчайзинга // Российская ассоциация Франчайзинга. URL: https://www.rusfranch.ru/franchising/preimushchestva_franchayzinga/ (дата обращения: 08.12.2019).

5. Почему стоит развивать франчайзинг в России // Российская ассоциация Франчайзинга. URL: https://rusfranch.ru/presscenter/publications/2410/ (дата обращения: 08.12.2019).

6. Как развивать франшизу в регионах // MarketMedia. URL: https://marketmedia.ru/media-content/how-to-develop-the-franchise-in-the-regions/ (дата обращения: 08.12.2019).

7. 10 главных изменений в российском франчайзинге // buybrand.ru. URL: https://www.buybrand.ru/articles/26402/ (дата обращения: 08.12.2019).

8. Сколько стоит аренда коммерческой недвижимости в разных городах России? // Из рук в руки. URL: https://blog.irr.ru/view/skolko_stoit_arenda_v_raznyih_gorodah_rossii (дата обращения: 08.12.2019).

9. Региональный бизнес: почему выгодно развивать бизнес в небольших городах // Глагер. URL: https://glager.ru/2018/2/3/regionalnyj -biznes-pochemu-vygodno-razvivat-biznes-v-nebolshih-gorodah (дата обращения: 08.12.2019).

10.Наталия Рей: Во франчайзинге должен работать принцип взаимного выигрыша // KS. URL: https://ksonline.ru/362790/nataliya-rej-vo-franchajzinge-dolzhen-rabotat-printsip-vzaimnogo-vyigrysha/] (дата обращения: 08.12.2019).

© Никонорова А.Г., Красильникова Е.Р., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.