Научная статья на тему '7 факторов роста'

7 факторов роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анна Рождественская

По числу франчайзинговых точек в прошлом году Россия обошла Германию (74,6 тыс. против 72,7 тыс.), между тем российская государственная статистическая служба до сих пор никак не измеряет франчайзинг в качестве отдельного вида предпринимательской деятельности. Данные, которые приводятся в этой публикации, — результат масштабного исследования, впервые в российской практике проведенного порталом Franshiza.ru путем анкетирования игроков рынка. Более ранние данные формировались преимущественно на основе экспертных оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «7 факторов роста»

факторов

роста

ВОПРЕКИ ЗАМЕДЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, 2013 ГОД ОКАЗАЛСЯ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИНГА ПРОСТО ВЕЛИКОЛЕПНЫМ: ЧИСЛО ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ ВОЗРОСЛО НА РЕКОРДНЫЕ 30%.

П

Анна

Рождественская

руководитель отдела продажи франшиз компании «ФРАНКОН», эксперт портала Franshiza.ru

о числу франчайзин-говых точек в прошлом году Россия обошла Германию (74,6 тыс. против 72,7 тыс.), между тем российская государственная статистическая служба до сих пор никак не измеряет франчайзинг в качестве отдельного вида предпринимательской деятельности. Данные, которые приводятся в этой публикации, — результат масштабного исследования, впервые в российской практике проведенного порталом Franshiza.ru путем анкетирования игроков рынка. Более ранние данные формировались преимущественно на основе экспертных оценок.

Оборот франчайзингового рынка в России пока занимает не столь большую долю в ВВП страны, как, например, в США (там его вклад — почти 10%). Но за последний год эта цифра значительно выросла и превысила 3,5% от ВВП.

В целом можно выделить семь основных факторов, которые определили динамику развития отечественного франчайзинга в прошлом году.

1 больше легальности

В российском правовом поле наиболее полно суть франчайзинговых взаимоотношений отражает договор коммерческой концессии между франчайзером и франчайзи. Однако с его использованием у игроков рынка возникало множество практических неудобств. Сроки регистрации такого договора в Роспатенте раньше достигали 10-12 месяцев, а до момента регистрации он не считался заключенным. Кроме того, госпошлина за регистрацию договора составляла довольно внушительную сумму — 25 тыс. рублей. Год активной совместной работы Российской ассоциации франчайзинга, Минэкономразвития и Роспатента принес свои плоды: сроки регистрации договора благодаря

принятию патентным ведомством нового регламента работы удалось сократить до 2-4 месяцев, а размер госпошлины — до 13,5 тыс. рублей.

Как показало исследование Franshiza.ru, сейчас 55% российских франчайзеров заключают со своими франчайзи договор коммерческой концессии, около 25% работают по лицензионному договору, а остальные используют иные договорные конструкции. Анализ статистики Роспатента показывает стабильный рост числа зарегистрированных договоров коммерческой концессии.

2 новые финансовые инструменты

В прошлом году финансово-кредитный сектор, похоже, по-настоящему разглядел франчайзинг как точку роста в экономике, потому что стал массово выводить на рынок банковские продукты, специально настроенные под нужды франчайзи. Речь идет о программах кредитования на открытие бизнеса по франшизе. Подобные продукты предлагают Сбербанк, ВТБ, Райффайзенбанк, Росбанк и др., а финансовая группа «Лайф» даже запустила программу софинансирования франчайзинговых проектов в рамках специально созданной структуры — фонда «Лайф Франчайзинг». Кроме того, теперь при открытии новых предприятий франчайзи могут воспользоваться специально адаптированными под франчайзинг программами лизинговых компаний.

3 больше торговых площадей

Появление новых торговых площадей, особенно качественных торговых центров, всегда было витамином роста для франчайзинга. Управляющие структуры торговых центров обычно даже не рассматривают в качестве арендаторов компании с концепциями «no name» (то есть не имеющих известного бренда). Таким образом, франшиза раскрученной концепции для многих предпринимателей становится «ключиком», открывающим доступ к аренде перспективного помещения.

1300

франчайзинговых систем работало в России по состоянию на конец 2013 года

Всего за 2013 год было построено 1,65 млн кв. м торговых площадей, а последний квартал, по данным аналитиков Jones Lang LaSalle, и вовсе продемонстрировал лучшие квартальные показатели за семь лет (800 тыс. кв. м). Примечательно, что 56% этого объема пришлось на города с населением менее миллиона человек.

4 франшизы из регионов

Рынок франшиз в 2013 году бурлил концепциями, которые зародились и прошли обкатку в регионах, а теперь стали претендовать на статус федеральных. И часто они не являлись пустыми амбициями локальных игроков, а были подкреплены хорошими результатами работы в своем регионе, множеством открытых собственных точек и полной готовностью к тиражированию бизнес-модели с помощью франчайзинга.

На карте России четко выделяются несколько регионов, в которых франчайзинг развивается ускоренными темпами. Это Москва, Московская, Тюменская и Челябинская области, Краснодарский край и Республика Татарстан. Часто это связано с активностью местных властей, которые рассматривают франчайзинг в качестве локомотива предпринимательства и инструмента развития малых городов и низкоконкурентных сфер. Так, в 2013 году правительство Татарстана первым из субъектов РФ приняло решение субсидировать создание франшиз местных предпринимателей. Бюджет программы составил 3,8 млн рублей, и первые проекты уже реализуются.

5мода на услуги

Сфера розничной торговли исторически была основной для российского франчайзинга. Доля торговых франшиз, работающих на рынке, всегда заметно превышала

половину. Однако в последние несколько лет наметился перелом. По итогам 2013 года совокупная доля продовольственной и непродовольственной розницы в общей массе франчайзинговых проектов составила 47%. Это произошло в первую очередь из-за того, что резко прибавилось франшиз в сфере услуг бизнесу и населению.

Рост произошел как за счет уже развитых и высококонкурентных сегментов (фитнес, туристические агентства, детские развивающие центры, предприятия индустрии красоты), так и за счет новых для России и инновационных направлений франчайзинга. Так, в 2013 году свою франшизу рынку предложила компания ORRLA, оказывающая услуги в области проведения инвентаризации. На международной арене этот формат франчайзинга распространен и востребован, а для России — новинка. В ушедшем году на рынок также вышло несколько франшиз хостелов. Можно отметить новосибирскую сеть хостелов «Достоевский», которая активно взялась за продажу своей франшизы и уже успела подписать несколько договоров с партнерами. Сеть ^гша вывела на рынок франчайзинга формат хостелов для детей с упором на игры, мультфильмы, книги и анимацию. В сфере развлечений можно выделить веревочный парк «Панда Парк»

Франчайзинг в россии и в мире

Россия США

великобритания

турция

Германия

Мексика

Филиппины

Количество франчайзинговых концепций на рынке

3 500

930

1 450 985 1 500 1 300

Количество

франчайзинговых точек I 74 657

39 000 51 000 72 700 78 000

757 438

125 000

Примечание: данные на конец 2013 года. Источник: World Franchise Council, Franshiza.ru

бизнес-журнал февраль #2 2014

13

(сеть маршрутов с веревочными переправами, расположенными на деревьях, на высоте от 1 до 20 метров); эта компания первой в прошлом году запустила франшизу такого формата и привлекла франчайзи.

Среди безусловных лидеров по числу открытых франчайзинговых точек в прошлом году — компания с непривычной для российского рынка концепцией: услуги по тестированию способностей человека по отпечатку пальцев, основанному на специальной методике. Это компания ЩЬШе, стартап 2012 года, который прирос 300 новыми объектами, а заодно успел выйти на международный уровень — обзавелся франчайзи в Израиле, Австрии, Литве, Киргизии, на Украине. Такая популярность может быть объяснена невысоким порогом на входе в бизнес (от 40 тыс. рублей) и агрессивной рекламной кампанией франчайзера.

Немало владельцев вендингового бизнеса (торговые автоматы) в прошлом году вышли на рынок франшиз с собственным предложением. По сути, приобретение торговых автоматов некоторыми инвесторами рассматривалось как альтернатива эко-номфраншизам. Некоторые франчайзеры от вен-динга добились в прошлом году впечатляющих результатов. Например, сеть постаматов и пунктов выдачи заказов РюкРо^ открыла за год 100 новых франчайзинговых точек.

6 смена вывесок

В 2013-м особенно активно использовался так называемый конверсионный франчайзинг. Это когда владелец уже действующего предприятия сходного профиля присоединяется к сети франчайзера и начинает работать под его

Структура российского франчайзинга

другое [3%] ^

сми, интернет [3%]

Производство [3%]

Продовольственная розница [4%]

Услуги бизнесу [7%] общепит [14%]

Источник: Franshiza.ru

«зонтиком». Например, международная сеть по продаже букетов и доставке цветов Megaflowers готова принять действующие цветочные салоны, предлагая при этом весь стандартный для классического франчайзинга набор услуг и опций. Сеть фитнес-клубов FitStudio, стартовав с программой конверсионного франчайзинга весной 2013 года, подписала более 30 договоров по открытию фитнес-центров под своим брендом по всей России. А сеть туристических агентств «РоссТур» благодаря системе конверсионного франчайзинга смогла увеличить за год число точек более чем в два раза — на 270 (размер сети достиг 440 агентств).

При этом франчайзер не берет паушального взноса и компенсирует своим франчайзи расходы на внешнее оформление офиса и изготовление вывески.

7 иностранные концепции

Прирастал российский франчайзинг и благодаря приходу на рынок международных игроков. Среди них можно выделить американскую сеть кафе-пекарен Wetzel's Pretzels, которая специализируется на свежих кренделях. Сеть насчитывает более 300 точек по всему миру и рассчитывает на стремительное развитие в России и странах СНГ. Компания «ЭнЭф Рус» получила на 40 лет право развития в России культовой американской сети сосисочных Nathan's. Известный американский бренд Dippin' Dots (мороженое в форме мелких шариков, которые формируются путем приготовления в жидком азоте), развивающий свою франчайзинговую сеть с 1999 года по всему миру, наконец-то вышел на российский рынок. В сфере розничной торговли можно выделить американскую обувную сеть Steve Madden, насчитывающую около 500 магазинов по всему миру.

По прогнозам экономистов, 2014 год будет непростым для экономики России, но опыт 2008-2009-го показал, что кризисные явления только подстегивают развитие франчайзинга. Тем интереснее наблюдать за развитием и изменением этой перспективной модели ведения бизнеса.

Количество

франчайзеров в России

2007 2011 2013

Источник: Franshiza.ru

1 300

***

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.