Научная статья на тему 'Перспективы развития фармацевтического рынка Казахстана: оптовое звено'

Перспективы развития фармацевтического рынка Казахстана: оптовое звено Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтическая дистрибьюция / фармацевтический рынок / развитие / международные стандарты качества / pharmaceuticaldistribution / pharmaceutical marketdevelopment / international quality standards

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Р. Шопабаева, С.В. Хименко, Н.М. Чернявская

Фармацевтическая отрасль по своей социальной и экономической значимости является одной из важнейших в хозяйственной системе государства. От состояния развития фармации зависит вомногом стабильность в обществе. Развитую фармацевтическую промышленность страны считают показателем высокой инновационности её экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.Р. Шопабаева, С.В. Хименко, Н.М. Чернявская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF KAZAKHSTAN PHARMACEUTICAL MARKET: WHOLESALE LEVEL

Distribution is a key element of the pharmaceutical market. Its main task is to maintain the quality of medicines on the way from the manufacturer to the consumer. The introduction of GDP standard will approach the western model of the market when there are only a few large wholesale companies able to almost completely meet the needs of the pharmacy sector.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития фармацевтического рынка Казахстана: оптовое звено»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-М ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011 - 2015 годыот 29 ноября 2010 года№ 1113

3 Программа по развитию фармацевтической промышленности РК на 2010-2014 годы.

4 Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан.- Астана.-2010

5 РЕГИСТР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РОССИИ 2013 год

6 " Мировая статистика здравоохранения 2011 г." источник http://www.who.int

7 Неотложная эндокринология, Сумин С.А., Жукова Л.А. - 2006 г

С.В. ХИМЕНКО, Г.К. МУСАБЕК, Б.Ж. СЕМБАЕВА

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫНФАРМАЦЕВТИКАЛЫКК НАРЫГЫНДАГЫ ГОРМОНАЛДЫКК ПРЕПАРАТТАР (АТС-Н)БОЙЫНША МАРКЕТИНГТ1Г ЗЕРРТЕУ

Туйш: Эндокриндт аурулырдыц жалпы таралуы бупнп кунде Казахстан Республикасынын денсаулыщ са^тау саласыныц HerÍ3ri мэселелердщ 6ipi болып табылады.

Эндокриндiк сыр^аттар дамушы мемлекеттерде жалпы аурулар арасында алтыншы орында тур. Кант диабе™ен ^ал^анша безi аурулары осы сыр^аттардыщ кесбасшысы болып табылады.

2010 жылыныц Каза^стандыщ медициналыщ статистика бойынша йод жеткпеулт халы^тыц 52-65% - да бай^аланады, балалардыц 90% жуыщ йод жеткпеушЫпне шалдыдан. Осындай жагдай ТМД елдершщм барлыгында орын алуда. Йод жеткпеушЫп бар балалардыц жартысында ^ал^анша безЫщ YлкеЙYi бай^аланады.

Отандыщ гормоналдыщ препараттардыц ендiрiсil^il^ Казаза^стан Yшiн стратегиялыщ мацызы зор. Осыган байланысты улпыщ фармацевтикалыщ ендiрiсiнil^ алдында улкен ма^сат ^ойылып тур.

ТYйiндi сездер: эндокриндт аурулар, маркетингтiг зерртеу, медициналыщ статистика? АТС классификациясы, АТС-Н препараттар, фармацетикалыщ ендiрiс.

S.KHIMENKO, G MUSABEK, B. SEMBAYEVA

MARKETING ANALYSIS OF THE PHARMACEUTICAL MARKET IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON A GROUP OF HORMONES (ATC -H)

Resume: To date , one of the most pressing problems of the health care system of Kazakhstan is the prevalence of endocrine diseases among the population.

Endocrine diseases are the 6th place in the structure of total morbidity in developing countries. The leading position of this group of diseases take thyroid disease (hypo - and hyperthyroidism) and diabetes mellitus. Due to the violation of neurohumoral level of homeostasis, endocrinopathy can serve as the basis for the dysfunction of the whole organism .

Iodine deficiency according to the Kazakh health statistics for the year 2010 was observed in 52-65 % of the population , about90 % of children are affected by iodine deficiency , such a situation is typical for all CIS countries , half of the children with iodine deficiency increased thyroid.

Development of the manufacturing domestic medical hormonal drugs is strategically important for Kazakhstan. And it puts the proper goal in front of the national pharmaceutical industry

Keywords: endocrine diseases, market research, medical statistics, ATC classification, ATC-N products, pharmaceutical manufacturing.

УДК: 615.12:614.25

А.Р. ШОПАБАЕВА, С.В. ХИМЕНКО, Н.М. ЧЕРНЯВСКАЯ

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА: ОПТОВОЕ ЗВЕНО

Резюме: Фармацевтическая отрасль по своей социальной и экономической значимости является одной из важнейших в хозяйственной системе государства. От состояния развития фармации зависит вомногом стабильность в обществе. Развитую фармацевтическую промышленность страны считают показателем высокой инновационности её экономики.

Ключевые слова: фармацевтическая дистрибьюция, фармацевтический рынок, развитие, международные стандарты качества

Самостоятельный Казахстанский фармацевтический рынок начал формироваться в начале 1990-х годов, после прекращения существования Советского Союза. Вновь образовавшиеся независимые государства столкнулись с серьезными проблемами в сфере оказания фармацевтической помощи населению. В ранее существовавшей системе здравоохранения оборот лекарственных средств контролировался государством. Все зарубежные препараты приобретались полностью централизованно, каналы импорта были налажены.Рыночная экономика инициировала появление множества субъектов хозяйствования различных форм собственности, которые занимались посреднической деятельностью, в том числе куплей-продажей лекарственных средств. Значительно выросло количество фальсифицированных препаратов и доля «серого» рынка. Фармацевтическая индустрия была не способна удовлетворить растущие потребности населения страны в лекарственных средствах. Не хватало препаратов для лечения наиболее распространённых в Казахстане заболеваний: сердечно-сосудистых, онкологических, а обеспеченность

противотуберкулезными препаратами оценивалась лишь в 33%.[1]

Следует выделить роль оптового звена, как важнейшего участника цепочки поставок лекарственных средств. Аптеки, (в подавляющем большинстве случаев) не могут приобретать лекарственные препараты у непосредственных производителей. Небольшие объемы закупок, невозможность соблюсти требования к транспортировке и множество других объективных факторов делают такое партнерство прежде всего для производителей лекарственных средств,

неэффективным. На этом этапе необходимо наличие на рынке крупных посреднических компаний, способных напрямую сотрудничать и с производителями и с розничной сетью.

Анализируя современное состояние оптовых фармацевтических рынков стран СНГ, следует обратить внимание на определенное сходство в процессах их формирования и дальнейшего развития. Как в Казахстане, так и в России, Украине регуляторными органами было выдано значительное количество лицензий на дистрибьюторскую деятельность. На этапе становления фармацевтической отрасли в условиях рыночной экономики практически не было никаких специальных предлицензионных требований и условий к

заявителям, что и создало настоящую ситуацию. Например в Российской Федерации на 1.10 2009 г. зарегистрировано 2918 оптовых фармацевтических предприятий, а в Республике Казахстан, их насчитывается около 2000.[2]0днако необходимо отметить, что реальная, повседневная практическая деятельность осуществляется гораздо меньшим количеством компаний. Как в Казахстане, так и в странах СНГ, фармацевтический рынок все больше структурируется по международному типу.

Основные стадии развития фармацевтической дистрибьюции в мире характеризуются планомерным уменьшением количества операторов на рынке, развитием логистики и автоматизации, повышением частоты поставок. Точкой отсчета для этого сектора фармрынка является формирование непрямой дистрибьюции, т.е. переход от прямых поставок товара производителями в розничную сеть к его распределению с помощью дистрибьюторских компаний.[4] В США и государствах Европейского союза до 95-98% оптового фармацевтического рынка обслуживают несколько наиболее крупных фармацевтических предприятий. В Великобритании работают 10 дистрибьюторских компаний, в США — 40, в Испании и Италии — 60-100 [2]. На отечественном рынке до сих пор сохраняется достаточно большое количество мелких, так называемых предприятий «второго» и «третьего» уровня, которые в основном занимаются поставками лекарственных средств и средств медицинского назначения в отдаленные регионы. Их деятельность ведет к удорожанию лекарственных препаратов, и что самое главное, зачастую угрожает потерей качества ЛС в процессе их ненадлежащего храненияи

транспортировки.

Наряду с этим, в секторе фармацевтической дистрибьюции продолжают происходить заметные изменения и наблюдаются значительные положительные сдвиги. Рост конкуренции привел к увеличению доли крупных компаний на рынке (табл 1).[4]

В целом, уже сформирован сегмент из значительных по объему деятельности оптовых предприятий, обеспечивающий большую часть фармацевтического рынка Республики Казахстан. В 2011 году две из них -«Медсервис Плюс» и «Стофарм», вошли в список 100 крупнейших компаний Казахстана с объемами реализации 29242 и 25475 млн. тенге соответственно.^]

Таблица 1 - Фармацевтическая дистрибьюция в США, Европе и СНГ

Характеристика дистрибьюции США Европа Россия Украина Беларусь Казахстан

Основные Cardinal Health, Celesio, СИА Оптима- Государственные Эмити,

субъекты на McKesson, Phoenix, Интернейшнл, Фарм, дистрибьюторы Медикус-

рынке AmerisourceBergen Alliance Протек Альба (Фармации) Центр,

Healthcare Украина, Стомед,

БаДМ, Медсервис

ВВС-Лтд. Плюс,

Аманат

Доля основных субъектов, % 90-95 80-85 40-45 65-70 35-40 40-45

На данный момент четыре казахстанских компании - (GoodDistributionPractice): ТОО «Аманат», ТОО «Инкар»,

дистрибьютора подтвердили соответствие стандарту GDP ТОО «Желдорфармация» и компания «Медсервис

Плюс», что существенно повышает их

конкурентоспособность в процессе сотрудничества как с локальными и региональными, так и с зарубежными партнерами. На сегодняшний день в Казахстане стандарты надлежащих практик не являются обязательными к исполнению, тогда как в Украине с 2011 года соответствие этому международному стандарту закреплено в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами.

Около 30 оптовых фармацевтических компаний входят в «Ассоциацию дистрибьюторов фармацевтической продукции Республики Казахстан», что позволяет более

оперативно решать возникающие проблемы, защищать свои интересы и выступать с инициативой на законодательном уровне. Учитывая сложившиеся тенденции развития дистрибьютерского

фармацевтического рынка Казахстана, в оптовом звене заметна высокая консолидация отрасли, не исключающая жесткой конкуренции. В перспективе крупные национальные оптовые фармацевтические компании останутся и укрепят позиции лидеров отрасли, осуществляющих вертикальную интеграцию

дистрибьюции, фармацевтического производства и аптечного сектора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 http://pharma-seo.ru/pharmrinok-rossii-2.html

2 Фармацевтический рынок: оптовое звено. Соколов Б.И., Лин А.А., Терехов М.Е. Проблемы современной экономики. -2013 - №2 (46).

3 www.raexpert.kz

4 http://www.apteka.ua/article/6451

А.Р. ШОПАБАЕВА, С.В. ХИМЕНКО, Н.М. ЧЕРНЯВСКАЯ

C. Ж. Асфендияров атындагы К,аза; ¥лтты; Медицина Университетi

КАЗАКСТАНДАГЫ ФАРМАЦЕВТИКАЛЫК НАРЫКТЫН ДАМУЫ МЕН ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ: К0ТЕРМЕ БУЫН

Туйш: Дистрибьюция фармацевтикальщ нары^тыц мацызды бвлiгi болып табылады. Олардыц непзп ма^саттары дэрiлiк заттардыщ , вндiрушiден тутынушыга дейiн сапасын са^тау . GDP стандартын енгiзу , iрi квтерме компаниялар бiрнешеу болганда ,батыстыщ моделдеу нарыгына жа^ындатады, дэрiхана секторларын дэрiлiк заттармен толыщ ^амтамасыз етедГ ТYйiндi сездер: фармацевтикалыщ дистрибьюция, фармацевтикалыщ рынок, даму, халыщаралыщ сапа стандарты

A.R. SHOPABAEVA, S.V. HIMENKO, N.M. CHERNYAVSKAYA

Kazakh National Medical University named after S.D.Asfendiyarov

PROSPECTS OF KAZAKHSTAN PHARMACEUTICAL MARKET: WHOLESALE LEVEL

Resume: Distribution is a key element of the pharmaceutical market. Its main task is to maintain the quality of medicines on the way from the manufacturer to the consumer. The introduction of GDP standard will approach the western model of the market when there are only a few large wholesale companies able to almost completely meet the needs of the pharmacy sector. Keywords:pharmaceuticaldistribution,pharmaceutical marketdevelopment, international quality standards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.