Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в процессе коммуникации представителей фармацевтических компаний со специалистами сферы здравоохранения'

Применение информационных технологий в процессе коммуникации представителей фармацевтических компаний со специалистами сферы здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
418
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтические компании / информационные технологии / вебинары / pharmaceutical companies / information technologies / webinars

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.Р. Шопабаева, С.В. Хименко, Р.М. Блатов

В статье представлены данные о развитии и использовании цифровых каналов коммуникаций со специалистами сферы здравоохранения, регулировании взаимоотношений представителей фармацевтических компаний с медицинской общественностью. Результаты опроса «полевых» сотрудников различных фармацевтических компаний демонстрируют положительный тренд развития новых моделей коммуникаций и свидетельствуют о потенциальном преимуществе использования многоканального маркетинга, с применением цифровых технологий по отношению к традиционному формату взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Р. Шопабаева, С.В. Хименко, Р.М. Блатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN COMMUNICATION PROCESS REPRESENTATIVES OF PHARMACEUTICAL COMPANIES WITH HEALTH CARE PROFESSIONALS

In article presents data about development and use of digital communication channels with health care professionals, regulation relationships representatives of pharmaceutical companies with the medical community. The results of the survey "field" employees of different pharmaceutical companies show a positive trend in the development of new models of communications and indicate on potential advantages using multichannel marketing with use digital technologies in relation to the traditional format of interactions.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в процессе коммуникации представителей фармацевтических компаний со специалистами сферы здравоохранения»

УДК: 615.1:004:005.591.1(574)

А.Р. ШОПАБАЕВА, С.В. ХИМЕНКО, Р.М. БЛАТОВ

Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова, (г. Алматы, Республика Казахстан) Национальный Фармацевтический Университет, (г. Харьков Украина)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

КОМПАНИЙ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Резюме: В статье представлены данные о развитии и использовании цифровых каналов коммуникаций со специалистами сферы здравоохранения, регулировании взаимоотношений представителей фармацевтических компаний с медицинской общественностью. Результаты опроса «полевых» сотрудников различных фармацевтических компаний демонстрируют положительный тренд развития новых моделей коммуникаций и свидетельствуют о потенциальном преимуществе использования многоканального маркетинга, с применением цифровых технологий по отношению к традиционному формату взаимодействий.

Ключевые слова: фармацевтические компании, информационные технологии, вебинары

В настоящее время во всех сферах деятельности человечества активно внедряются информационные технологии. Сегодня цифровые каналы широко используются специалистами здравоохранения, как в повседневной жизни, так и в профессиональных целях. Темпы внедрения информационных технологий в Республике Казахстан довольно высокие, чему способствует широкое распространение в последние

годы интернета среди населения и государственная стратегия правительства страны, направленная на внедрение высоких информационных технологий. По экспертным оценкам казахстанского ИТ-портала Profit.kz месячная аудитория интернет-пользователей в Казахстане составляет 7,5 млн. человек, из них около 2,5 млн человек используют интернет несколько раз в неделю [1].

.2009 тварь 2010 январь 2011

Рисунок 1 - Распространение интернета в РК: 2008 - 2012г. [1]

Одним из примеров развития информационно-коммуникационных технологий в стране может служить создание электронного правительства РК, обеспечившего комфортное, простое, доступное и понятное взаимодействие граждан и государства. Кроме того, создание электронного правительства (e.gov.kz) значительно повысило эффективность работы органов власти. Т.о., электронное правительство - это единый

механизм взаимодействия государства и граждан, а также государственных органов друг с другом, обеспечивающий их согласованную коммуникацию при помощи информационных технологий. Данный механизм позволил сократить очереди в государственные органы, упростить и ускорить получение справок, свидетельств, разрешительных документов, лицензий и др. [2].

Рисунок 2 - Сайт электронного правительства Республики Казахстан [2]

Фармацевтическая индустрия тесно связана с информационными технологиями, начиная с компьютерного моделирования лекарственных веществ на этапе разработке препаратов, и заканчивая использованием специальных программ по учету, складированию и отпуску препаратов от дистрибьюторских компаний до конечных потребителей. Применение информационных технологий необходимо для систематизации данных, оптимизации бизнес-процессов, сокращения времени сотрудников на коммуникации с коллегами и между отделами. Особенно актуальными для исследования являются применение информационных технологий для повышения эффективности продвижения

фармацевтической продукции в процессе взаимодействия представителей компании с врачами и фармацевтами.

Коммуникации медицинских представителей и других сотрудников фармацевтических компаний с врачами в последние годы на уровне государственного регулирования значительно ужесточился. Этот процесс происходит и в настоящее время в стране-партнере по Таможенному союзе - Российской Федерации, где доступ и взаимодействие представителей фармацевтической отрасли с медицинскими и фармацевтическими специалистами резко

ограничивается ввиду вступления в силу Федерального закона №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», регулирующий взаимоотношения фармацевтических компаний с медицинскими и фармацевтическими работниками [3]. Таким образом, на основании соответствующих приказов руководителей медицинских организаций доступ к врачам в рабочее время может быть ограничен или полностью запрещен, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью предотвращения лоббизма фармацевтической продукции врачами при назначении лекарственных препаратов пациентам. В некоторых

медицинских организациях Республики Казахстан согласно внутренним приказам руководителей учреждений запрещены визиты представителей компании, либо они регламентированы жесткими временными ограничениями. Для нивелирования негативных последствий отсутствия доступа к врачам, фармацевтическим компаниям необходимо

формировать альтернативные каналы коммуникации с врачами на основе информационных технологий, среди которых вебинары (семинары по интернету), электронная рассылка и др. с использованием компьютеров и интернета. Данный формат коммуникаций в отличие от индивидуальных визитов позволяет вовлекать в коммуникативный процесс одновременно от нескольких десятков до сотен специалистов сферы здравоохранения. Использование инновационных 1Т-технологий, например использование планшетов с интерактивным видео на визитах, конференциях, вместо бумажных материалов обеспечит конкурентное преимущество субъектам

фармацевтического рынка. Широкое распространение 1Т-технологий в фармацевтической индустрии позволит адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, сохранить лояльность клиентов, дифференцироваться от конкурентов и, соответственно, увеличить бизнес компании.

На основании опроса интернет-ресурса № 1 для специалистов фармацевтической индустрии в России (Medpred.ru) была выявлена закономерность в увеличении частоты использования цифровых каналов коммуникации с врачами в 2012 году. В опросе приняли участие 846 человек - сотрудники почти всех фармацевтических компаний, которые работают на территории России. Участниками опроса являлись преимущественно опытные сотрудники, медицинские представители с опытом работы более 3-х лет - 32,4%, медицинские представители с опытом работы более 1 года - 23,8%, региональные менеджеры - 10,9% и др. [4].

Рисунок 3 - Специализация пользователей интернет-ресурсом Medpred.ru, 2012г. [4]

Среди форм коммуникации с целевыми аудиториями, которые начали активно использовать в 2012 году, участники опроса отметили групповые презентации (36,7%), вебинары и онлайн семинары

(21,9%), электронные рассылки (18,6%), презентации с помощью планшетных компьютеров (15,7%), мобильных приложений (3,3%), скайпа и других онлайн технологий (6,4%).

Рисунок 4 - Современные формы коммуникации со специалистами сферы здравоохранения в РФ, 2012г. [4]

В настоящее время внедрение и использование информационных технологий для продвижения продукции в фармацевтической индустрии является актуальной задачей и эффективным альтернативным

методом коммуникации с медицинским сообществом, позволяющим сохранить лояльность клиентов и обеспечить конкурентное преимущество в сфере продвижения фармацевтической продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 А. Васильев, Экспертная оценка 1Т-портала Profit.kz, «Проникновение интернета в Казахстане», 2012

2 Электронное правительство РК, сайт http://egov.kz/

3 Федеральный закон Российской Федерации №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ, 2012

4 Опрос сотрудников фармацевтических компаний о распространении современных форм коммуникаций при продвижении лекарственных препаратов, www.medpred.ru

АКПАРАНЫК TЕХHОЛОГИЯHЫH КОЛД^Ь^Ы АРА YДЕРIC ФAРMAЦЕBTИKAЛЫK KОMПAHИЯHЫH eKmiHlH KОMMУHИKAЦИЯCЫHЫH ЗДРABООХРAHЕHИЯ ШЕИБЕРIHIИ MAMAHДAРЫMЕH

TYйiн: Медициналыщ орталы^тарда фармацевтикалыщ компанияныц вкiлдерiмен ^арым-^атынасты реттеу, денсаулыщса^тау саласындагы мамандардыц коммуникациялыщ сандыщ арнаны пайдалануы жэне дамытуы туралы ма^алада кврсетiлдi. ДэстYPлi форматтагы ^арым-^атынас бойынша сандыщ технологияныц ^олданылуы, квп салалы маркетингтiк ^олданылудыц арты^шылы^ потенциалын кYЭлендiретiн жэне коммуникацияныц жаца моделiн дамытудыц трендтiк оц нэтижелi кврмеде эртYPлi фармацевтикалыщ компанияныц «далалыщ» ^ызметкерлерше ^ойылган сура^тар нэтижеа. TYйiндi сездер: фармацевтикалыщ компаниялар, а^параттыщ технологиялар, вебинарлар.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN COMMUNICATION PROCESS REPRESENTATIVES OF PHARMACEUTICAL

COMPANIES WITH HEALTH CARE PROFESSIONALS

Resume: In article presents data about development and use of digital communication channels with health care professionals, regulation relationships representatives of pharmaceutical companies with the medical community. The results of the survey "field" employees of different pharmaceutical companies show a positive trend in the development of new models of communications and indicate on potential advantages using multichannel marketing with use digital technologies in relation to the traditional format of interactions.

Keywords: pharmaceutical companies, information technologies , webinars

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Резюме: Внедрение стандартов GMP на производстве обеспечивает высокий уровень качества и безопасности лекарственных средств.

Ключевые слова: Фармацевтическая промышленность, правила GMP, качество лекарств, международный стандарт GMP, воздухоподготовка, водоподготовка.

Руководящий принцип GMP состоит в том, что качество изготавливается в соответствии с тем же порядком

лекарственных средств закладывается в процессе действий и при тех же условиях, всякий раз когда

выпуска готовой продукции. Поэтому, создаются осуществляется его выпуск.

гарантии того, что препарат не только соответствует конечным технологическим условиям, но и того, что он

А.Р. ШОПАБАЕВА, C.B. ХИMЕHKО, Р^. БЛАТОВ

С.Ж. Асфендияров атындагы 1аза; ¥лтты; медицина университет'ш'н университет'1

(Алматы ;., К,аза;стан) ¥лтты; фармацевтикалы; университет (Харьков ;., Украина)

A.R. SHOPABAEVA, S.V. KHIMENKO, R.M. BLATOV

Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov, (Almaty, Kazakhstan) National Pharmaceutical University (Kharkov, Ukraine)

XqK 661.12+339.138(575,2)

А.Е. НУРИЕВА, A.A. AЗЕMБAЕB

АО «Научный центр противоинфекционных препаратов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.