Научная статья на тему 'Перспективы развития факультета химии'

Перспективы развития факультета химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ФАКУЛЬТЕТ ХИМИИ / ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Виктор Васильевич

Основной задачей деятельности факультета химии в Российском государственном педагогическом университете является подготовка учителя химии и совершенствование химического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития факультета химии»

В. В. Васильев,

декан факультета химии

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА ХИМИИ

В 2010 г. завершается реализация пятилетней программы развития РГПУ им.

А. И. Герцена. В ближайшее время предстоит переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Прошёл первый прием студентов по новым правилам: на основании только результатов ЕГЭ. Все это требует уточнения стратегии развития каждого факультета и определения перспектив дальнейшего развития. От того, насколько верно определены цели и средства их достижения, во многом зависит успех или неудачная работа в будущем.

Основной задачей деятельности факультета химии в Российском государственном педагогическом университете является подготовка учителя химии и совершенствование химического образования.

Химия занимает центральное место среди естественных наук, это наука о веществах и их превращениях, как в живой, так и в неживой природе. Чтобы понимать любые происходящие вокруг нас процессы, надо знать химию. Разбираться в химии необходимо для освоения различных профессий, для расширения кругозора и для принятия верных решений в обычных жизненных ситуациях. Если говорить о выпускниках школ, собирающихся продолжить своё образование, то ЕГЭ по химии необ-

ходим для поступления не только в специальные «химические» вузы, но и в фармацевтические, медицинские, пищевой промышленности и другие. Поэтому учебный предмет «Химия» в школе нельзя подвергать ревизии в сторону сокращения и упрощения и, значит, необходима подготовка высокопрофессиональных учителей химии.

Химия — наука сложная, а современная химия — это сложнейшая наука, причем дорогая наука, требующая серьёзных вложений в лабораторную и приборную базу.

Полноценный процесс подготовки химика в университете невозможен без проведения серьезных научных исследований в различных областях химии. Поэтому факультет химии может и должен готовить наряду с учителями и выпускников по направлению «Химия», как это происходит во всех «классических» университетах во всем мире. Таким образом, обучение на факультете должно проходить по двум основным направлениям: «Химическое образование» и «Химия», как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры.

Что же необходимо сделать, чтобы привлечь абитуриентов на факультет и успешно готовить специалистов по указанным направлениям? Вот несколько основных предложений.

1. В самое ближайшее время (до декабря 2 009 г.) подготовить новые

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

учебные планы на основе новых образовательных стандартов. С целью повышения конкурентоспособности

факультета и привлекательности предлагаемых образовательных программ предусмотреть возможность получения дополнительных квалификаций: «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Маркетинг в химии» и других. Это позволит сделать предлагаемые программы уникальными и вести более активную рекламную кампанию по привлечению абитуриентов.

2. В дополнение к существующим пяти магистерским программам разработать новые программы подготовки магистров по актуальным, перспективным областям химии. Одной из таких программ могла бы стать магистерская программа «Нанохи-мия», так как исследования в данной области активно ведутся на двух кафедрах факультета.

3.Обновить УМК по всем учебным дисциплинам на основе стандартов третьего поколения, реализуя ком-петентностный подход. Особое внимание уделить материалам для развития самостоятельной работы студентов и методикам оценки результативности образовательного процесса .

4. Активизировать работу по привлечению школьников — потенциальных абитуриентов факультета к занятиям на малом химическом факультете. В 2009 г. из 12 выпускников малого химического факультета 8 стали студентами факультета химии, что составило 20% от числа зачисленных.

5. Для укрепления связей со школами Санкт-Петербурга, для усиления роли факультета химии как центра химического образования организовать на базе факультета курсы повышения квалификации для учителей химии. Одним из серьезных оснований для организации таких курсов является то, что в 2009 г. завершена публикация полного комплекта учебников и учебных пособий по химии (11 книг) для средней школы под редакцией проф. Н. Е. Кузнецовой,

поддержанных Министерством образования и науки РФ.

6. Для привлечения школьников — абитуриентов и учителей химии создать на факультете инновационный комплекс «Музей химии — ресурсный центр химии» (музей достижений современной химии и химического образования). Объединить усилия профессорско-преподавательского состава и студентов в процессе формирования музея химии, на основе которого создать студенческий клуб химиков.

7.Осуществлять более тесное сотрудничество в учебной и научной сферах деятельности с факультетами естественнонаучного цикла (физики, биологии, географии).

8. Продолжить модернизацию учебных и научных лабораторий факультета. При поддержке ректората в 2009 г. введены в строй модернизированные учебные лаборатории физической и коллоидной химии, органического синтеза и научная лаборатория ядерного магнитного резонанса. Каждая такая новая лаборатория — это повышение качества подготовки студентов на факультете, повышение привлекательности факультета для абитуриентов, возможность осуществлять серьезные научные исследования, улучшение состояния техники безопасности.

Осуществить намеченные планы сможет квалифицированный коллектив преподавателей и сотрудников факультета. В 2008/2009 учебном году прошёл первый этап оптимизации штатного расписания профессорско-преподавательского состава факультета. На 1 сентября 2009 г. на факультете работают 35 штатных преподавателей, причём все они имеют ученые степени: 14 докторов и 21 кандидат химических и педагогических наук. Для закрепления высококвалифицированных кадров на факультете существует система морального и материального поощрения: ряд сотрудников за последние годы награждены грамотами, присуждены почетные звания. В конце прошедшего учебно-

Материалы заседания Ученого совета университета 31 августа 2009 г.

го года благодаря усилиям ректората большинство преподавателей и сотрудников факультета получили

стимулирующие надбавки, учитывающие личный вклад каждого в работу по развитию факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.