Можно полагать, что складывающаяся педагогическая ситуация позволит обеспечить в рамках инклюзии высокие стандарты обучения каждому учащемуся на всех ступенях образования. Мониторинг прогресса в области образования для всех в России, осуществляемый независимыми экспертами, свидетельствует о том, что численность инвалидов и детей-инвалидов, обучающихся по программам начального профессионального образования, имеет тенденцию к росту. По сравнению с 2001 г. в 2007 г. она увеличилась на 10 тыс. человек, то есть возросла более чем в 1,5 раза. При этом почти все дети-инвалиды обучались в дневных образовательных учреждениях.
Ценность включенного обучения несомненна, и касается она как нормально развивающихся детей, так и детей с проблемами в развитии. Первые в ходе включенного обучения убеждаются в том, что существуют иные дети, не такие, как они сами, но к которым нужно относиться как к самим себе, и принимать этих детей с их нестандартными качествами; другие же, то есть аномальные дети, будучи принятыми, невольно оказываются более социализированными и интегрированными в социум. Другое дело, что реальные плоды интеграции (в виде терпимого взаимодействия и приятия других какими они есть) и вызревают медленно, и предполагают достаточную продвинутость в готовности родителей детей с нормальным психическим развитием к тому, чтобы их дети могли обучаться совместно с детьми, имеющими проблемы в психическом развитии.
Тенденция конструктивного переосмысления накопленного в России опыта во многом связана и с преодолением еще совсем недавно культивировавшегося нами негативистско-го подхода к мировому опыту воспитания детей с проблемами в развитии. Ушел в прошлое период, когда мы достаточно тенденциозно стремились обвинять западных коллег в биологизаторской позиции по вопросу о факторах психического развития, не замечая в то же самое время собственного очень выраженного крена в противоположную сторону, когда нами абсолютизировалась роль социального фактора. Ставка на нахождение баланса этих подходов в теории и практике будет способствовать определению приемлемых путей в реализации инклюзивного образования.
Э. Г. Злотников, О. Г. Роговая
ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
(К 65-летию кафедры методики обучения химии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена)
2011 год — год столетия присуждения Нобелевской премии по химии Мари Кюри за открытие и исследование полония и радия, был провозглашен ООН Международным годом химии. Несмотря на все возрастающее значение химической науки и технологии для развития современной цивилизации, внимание к проблемам химического образования в последние годы снижалось. Химическое образование оказалось уязвимым и в связи с неутихающей «химофобией» — страхом перед химией, химическим производством и его последствиями. У множества людей наука химия с конца 80-х гг. стала ассоциироваться с химическим оружием, загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофами, производством наркотиков.
Повышение интереса к химии у подрастающего поколения, привлечение их к активному научному творчеству в рамках этой науки, профессиональная ориентация на деятельность в области химии — эти задачи, в числе других, определили для химического
образования участники прошедшего в конце февраля 2012 г. Всероссийского съезда учителей химии (http://chem. teacher. msu. ru). В работе съезда участвовали более семисот учителей из семидесяти восьми регионов России, специалисты по педагогике и методике преподавания химии, руководители образовательных учреждений. Участниками съезда стали профессора и преподаватели вузов, а также представители органов управления образованием и бизнес-сообщества. Одним словом — все, кто искренне заинтересован в успешном развитии отечественного естественнонаучного образования и может многое сделать для этого.
Участники съезда, рассказывая об успехах химического образования и взаимодействия высшей школы и системы общего образования, также отмечали, что:
• в общественном сознании формирование целостной картины мира, развитие научного мировоззрения перестало быть целевым ориентиром образования. Раздаются призывы к резкому сокращению теоретической базы образования в пользу практических их приложений и индивидуальной дифференциации содержания естественнонаучных дисциплин;
• скорость, масштаб и отсутствие апробации проводимых в системе образования реформ не позволяют надеяться на реализацию системного подхода в ходе модернизации российского образования, стоящего перед многочисленными «вызовами» настоящего времени;
• насаждение в течение многих лет в педагогическую практику учебников, не соответствующих современному уровню химии, а также не выверенных методически и методологически, привело к падению уровня базовых химических знаний школьников, что подтверждается результатами ЕГЭ, и к уменьшению числа абитуриентов в химических вузах страны;
• научный прогресс изменил требования к содержанию химического образования и уровню знаний учащихся, их творческому развитию, к надежности профессиональной подготовки специалистов, к их умению совершенствовать свои навыки в области приложения научных знаний;
• тенденции реформирования системы образования актуализировали понимание школьного курса химии как источника развития личности ребенка в целом и формирования у него научного мышления. Тот факт, что учебный предмет «химия» является «дидактической моделью» современной науки химии, вынесен на периферию образовательных парадигм.
Советское педагогическое образование было заметным явлением в мировой образовательной практике, благодаря тому, что в учебных заведениях поддерживался высокий уровень научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов, в тоже время в методической подготовке педагогических кадров достижения педагогической науки целесообразно сочетались с наставничеством.
Обратимся к истории развития методической подготовки будущих учителей химии и становления методической науки в РГПУ им. А. И. Герцена в поисках ответов на «вызовы» времени.
Кафедра методики преподавания химии была основана в сентябре 1946 г., в 1996 г. по решению Совета университета она стала называться кафедра методики обучения химии (как все методические кафедры естественнонаучного цикла). Кафедра успешно развивалась под руководством: кандидата химических наук, доцента Сергея Федоровича Силина (1946—1948); кандидата химических наук, доцента Веры Сергеевны Яков-
левой (1948—1949); доцента Михаила Архиповича Афанасьева (1949—1952); кандидата химических наук, доцента Авенира Дмитриевича Смирнова (1952—1975); доктора педагогических наук, профессора Нинель Евгеньевны Кузнецовой (1975—1992); доктора педагогических наук, профессора Марии Сергеевны Пак (1992—2010).
В первые годы работы на кафедре читались лекции по методике преподавания химии студентам, обучающимся по специальностям «Химия» и «Естествознание». В профессиональной подготовке студентов-химиков особое внимание уделялось истории химии, технической химии, педагогической графике, технике и методике химического эксперимента, а также написанию и защите курсовых работ по технической химии и методике преподавания химии. Образовательный процесс кафедры обеспечивался двумя лабораториями: методики химического эксперимента и технической химии.
Широкую известность кафедра приобрела в последующие годы, благодаря своим научно-методическим работам. Учебник по химии для восьмилетней школы (авторы
A. Д. Смирнов, Г. И. Шелинский) выдержал 6 изданий, был издан в ряде союзных республик и за рубежом (Япония, Индия и др.). Методические идеи, принципы и рекомендации авторов были раскрыты в учебном пособии для учителей, получившем высокую оценку и пользовавшимся широкой известностью. Многие поколения советских школьников и учителей химии учились и работали по этой учебной и методической литературе.
Особое внимание уделялось качеству химико-экспериментальной подготовки научно-педагогических кадров. С этой целью классический двухтомный труд профессора
B. Н. Верховского «Техника и методика химического эксперимента в средней школе» был переработан и издан А. Д. Смирновым в соответствии с новыми образовательными требованиями.
Под руководством профессора Н. Е. Кузнецовой в период 1975—1992 гг. кафедра стала крупнейшим научно-методическим центром нашей страны и стран социалистического содружества. Расширяется факультет повышения квалификации при кафедре, к чтению лекций широко привлекаются виднейшие специалисты АПН, НИИ, Московского и Ленинградского госуниверситетов и вузов страны, зарубежья. Заключаются договора о сотрудничестве с кафедрой методики обучения химии Потсдамской высшей педагогической школы, с кафедрой дидактики химии университета г. Ополе (Польша), с кафедрой химии Софийского университета, с кафедрами химии педагогических институтов г. Сантьяго-де-Куба, Гаваны и другими. Впервые унифицируется научно-исследовательская работа (НИР) кафедры, частные и мелкогрупповые исследования объединяются в крупные темы по важным направлениям развития педагогической науки и предметной методики и проводятся совместно с другими кафедрами вуза и другими вузами страны.
Под научным руководством Н. Е. Кузнецовой выполнялось исследование «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся по химии» (в рамках важнейшего исследования АПН СССР, руководитель — член-кор. АПН Г. И. Щукина, 1980—1985). Работа над темой «Интенсификация и оптимизация процесса обучения химии в средней школе, ПТУ и вузе» (науч. руководитель Н. Е. Кузнецова) проходила в рамках самостоятельной федеральной программы научных исследований педвузов РСФСР К работе над этой темой были привлечены 24 педвуза страны.
В эти годы увеличивается объем научных работ, выпускаемых кафедрой: • 13 сборников научных трудов по методике обучения химии для педвузов «Совершенствование содержания и методов обучения химии в школе» (отв. редактор — Н. Е. Кузнецова), утвержденных Госкомиздатом СССР;
• в 1984 г. выходит в свет учебник по методике преподавания химии для педвузов страны под редакцией Н. Е. Кузнецовой;
• учебники по химии для средней школы, книги для учителей и учащихся, методические рекомендации, учебные и учебно-методические пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, образовательные стандарты, монографии по актуальным проблемам средней и высшей школы.
Под редакцией Н. Е. Кузнецовой и с ее участием были составлены соответствующие программы для химических факультетов педвузов и лично подготовлена программа для химико-биологических и биолого-химических факультетов. В учебные планы ФПК, факультетов химии, естествознания вводятся учебные дисциплины: «Основы научных исследований в педагогике и методике преподавания химии» (1979, А. А. Макареня), «Изучение и использование химического языка» (1979, Н. Е. Кузнецова), «Формирование химических понятий и их систем в обучении химии» (1989, Н. Е. Кузнецова), «Современные технологии обучения химии» (1990, Н. Е. Кузнецова), «История и методология химии» (А. А. Макареня), «Методика преподавания химии в ПТУ» (В. П. Гаркунов, М. С. Пак), спецпрактикум «Конструирование универсальных приборов и оборудования по химии» (1986, И. Л. Дрижун, Н. Е. Кузнецова).
На базе кафедры в 1989 г. развертывается Учебно-методическое объединение (УМО) СССР (средняя школа), председателем которого назначается Н. Е. Кузнецова. Кафедра становится также центром УМО РСФСР по естественнонаучному педагогическому образованию (председатель — первый проректор ЛГПИ им. А. И. Герцена К. В. Алтухов, зам. председателя — Н. Е. Кузнецова, секретарь — И. М. Титова). Члены кафедры входят в состав редколлегии журнала «Химия в школе» (Н. Е. Кузнецова, А. А. Макареня, В. П. Гаркунов), Учебно-методического совета (УМС) по химии СССР и Научно-методического совета (НМС) РСФСР (Н. Е. Кузнецова, И. Л. Дрижун, Э. Г. Злотников), возглавляют педагогическое общество по химии и секцию ВХО им. Д. И. Менделеева (В. П. Гаркунов, А. А. Макареня и др.). Коллектив кафедры под руководством Н. Е. Кузнецовой организует и проводит ежегодные традиционные Герценовские чтения.
Впервые на кафедре начинают работать доктора наук: в 1979 г. приглашается д-р хим. наук, проф. А. А. Макареня, в январе 1986 г. успешно защищает докторскую диссертацию Н. Е. Кузнецова, ранее защитился В. П. Гаркунов, готовят и защищают докторские диссертации И. Л. Дрижун, М. С. Пак, работает над докторской диссертацией И. М. Титова. Здесь хотелось бы отметить поименно преподавателей, которые внесли существенный вклад в профессиональную подготовку будущих учителей химии: П. В. Верещагин, Г. М. Тулякова, Е. Н. Федорова, Е. Ф. Ратч, Г. В. Черняк, Г. И. Шелинский, Т. Н. Ранни-мова, Р. А. Голосеева, Н. И. Орещенко, Т. А. Веселова, А. Ю. Жегин, Е. И. Евстафьева. Особенно следует отметить большой вклад в работу по совершенствованию учебно-вспомогательного процесса на кафедре ветерана труда, заведовавшую лабораторией не один десяток лет, Галину Никитичну Талалуеву.
Инициатива и внедрение в практику обучения химии в школе учебного телевидения также принадлежат кафедре (А. Д. Смирнов, И. Л. Дрижун, А. А. Макареня, Н. И. Оре-щенко, Р. А. Голосеева и др.), усилиями методистов кафедры обеспечивался современный фонд учебной видеотеки по химии.
С 1992 г. уже под руководством профессора М. С. Пак на кафедре активно работает Научно-методического совет по химии (позднее Учебно-методическая комиссия (УМК)) УМО вузов по направлениям педагогического образования. За этот период ор-
ганизованы и проведены на всероссийском уровне свыше 10 расширенных заседаний, 4 координационных совещания и более 15 научно-практических конференций с международным участием по актуальным проблемам химического и химико-педагогического образования. Эти научно-методические мероприятия и публикация их материалов способствовали координации, интеграции и внедрению инновационного опыта в учебно-методическую и научно-исследовательскую работу российских химиков-педагогов разных категорий.
Совокупность опубликованных материалов отразила практически все актуальные вопросы химического образования в школе и вузе. Раскрыт и охарактеризован комплекс проблем общего и профессионального химического образования, включающий внешние (научные, социальные) и внутренние (собственно педагогические) проблемы:
• отбор содержания химического образования в условиях профилизации среднего (полного) общего образования;
• реализация компетентностного подхода;
• интеграция химического образования с другими образовательными областями и учебными дисциплинами;
• воспитательные аспекты химического образования в контексте формирования здорового образа жизни;
• преемственность в структуре и содержании химического образования и др.
Научная деятельность кафедры всегда отличалась высоким уровнем научной новизны, теоретической и практической значимостью. Кафедра решает не только актуальные проблемы химического образования, но и вносит существенный вклад в подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации. Кафедра подготовила свыше 15 докторов и более 100 кандидатов педагогических наук, которые творчески работают ныне в педагогических и непедагогических вузах не только в России, но и далеко за ее пределами.
Кафедра постоянно участвует в организации и проведении Ленинградской городской (а в настоящее время Санкт-Петербургской) олимпиады школьников по химии (А. Д. Смирнов, В. П. Гаркунов, Э. Г. Злотников). Доцент Э. Г. Злотников в течение 40 лет является членом Центральной методической комиссии и жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии при Министерстве образования и науки РФ.
Включившись в инновационные процессы, вызванные социально-экономическими, научно-технологическими и культурно-образовательными изменениями в стране, кафедра успешно решает новые задачи на основе тщательного изучения, использования и претворения в жизнь химико-методического наследия.
В настоящее время кафедра обеспечивает следующие учебные курсы в соответствии с требованиями новых ФГОС ВПО: дидактика химии, методика преподавания химии в основной и средней школе, теория и методика обучения химии, технология и методика обучения химии, методика решения расчетных химических задач, внеклассная работа по химии, дополнительное химическое образование, история и методология химии, методология химико-педагогических исследований, научные основы химического образования в профильной школе, методика лабораторного химического эксперимента. Преподаватели осуществляют руководство различными видами педагогических практик: методическая, стажерская, учебно-исследовательская, научно-педагогическая и научно-исследовательская и руководство курсовыми, выпускными квалификационными и дипломными работами, магистерскими, кандидатскими и докторскими диссертациями.
Осознавая, что химия может быть представлена и как социальная система — часть сообщества ученых, объединенных в многочисленные организации и учреждения, включая сети и специальные автоматизированные информационно-поисковые системы, кафедра продолжает оставаться ведущим научно-методическим центром химиков-педагогов. Координационные связи, целью которых является овладение всем комплексом вопросов многоуровневого образования, совместная разработка методик и технологий, осуществляются со многими вузами страны и прежде всего педагогическими: Московским, Архангельским, Казанским, Челябинским, Нижегородским, Вятским, Костромским, Тобольским, Калужским, Липецким, Брянским, Омским, Орловским, Пензенским, Псковским, Вологодским, Красноярским, Оренбургским, Курским. Кафедра поддерживает тесные творческие связи со структурными подразделениями РГПУ им. А. И. Герцена, а также с другими образовательными и научными учреждениями.
Современная педагогическая наука обогатилась многими теоретическими исследованиями оптимизации процесса профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях бурного роста информации, обновления техники и технологии. Понимая химическое образование как сложный и интегративный объект, находящийся в многоаспектных отношениях с окружающей средой и опираясь на богатый опыт методической подготовки учителя химии, накопленный в стенах университета, профессорско-преподавательский состав кафедры адекватно ответил на задачи обновления педагогического образования. Сегодня на смену традиционной подготовке узкоспециализированного учителя химии, имеющего хорошую технологическую базу, приходит гибкий процесс формирования специалиста, владеющего методологией научного поиска, системным анализом, технологиями принятия оптимальных решений, адаптационными и прогностическими и т. д.
Неуклонно растет интерес наших коллег к проблеме информатизации: они принимают самое активное участие в формировании сетевой инфраструктуры, создании образовательных ресурсов, их апробации и внедрении, оказывают помощь учителю в море программных образовательных продуктов, раскрывают возможности новых направлений информатизации школьного химического образования — виртуальные лаборатории и мультимедиа-библиотеки, дистанционное и открытое образование. В этих условиях архисложной и архиважной становится проблема создания нового учебника, учебника, написанного для современного школьника, учитывающего возрастающую роль английского языка как языка межнационального и интернет-общения. В XXI веке — веке инновационных технологий, при стремлении использовать в системе образования новые формы и методы обучения, актуальной проблемой является эффективность внедрения этих технологий для достижения положительного результата.
Новый этап развития кафедры начался в 2010 г. Нарастание динамичности изменений в обществе и природе и замедление адаптационных процессов определило одной из важнейших доминант перестройки современного образования его экологизацию. Этот процесс объединяет в себе тенденции интеграции наук в современном информационном обществе и тенденции гуманитаризации естественных наук. Экологическое образование является одним из самых инновационных в мировой образовательной практике. Новое направление химического образования — химико-экологическое начало складываться на факультете химии с 1993 г.
Необходимость химического взгляда на экологические проблемы может быть обоснована следующими соображениями. Во-первых, для глубокого понимания современной экологической ситуации (как на всей планете, так и в региональном, местном масштабе)
человеку совершенно необходимо знать химические основы или причины этой ситуации. Во-вторых, химия — неотъемлемая составная часть процесса развития цивилизации, без современной химической науки и химического производства человек не может полноценно существовать на Земле. Следовательно, рассмотрение экологических вопросов требует, наряду с традиционными социальным, биологическим и географическим аспектами, химического подхода.
К настоящему моменту накоплен положительный опыт разработки и преподавания новых экологических дисциплин на факультетах химии, географии, Институте естествознания, разработаны учебно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса. В 2006 г. на факультете открыта Лаборатория экологической химии, в которой осуществляется учебная и научно-исследовательская деятельность в области химии окружающей среды. В 2009 г. преподавателями факультета разработана новая образовательная программа дополнительного образования «Эколог в области химии» и магистерская программа «Химия окружающей среды».
В связи с обозначенными процессами возникла необходимость реорганизации кафедры методики обучения химии, с сентября 2010 г. кафедра функционирует как кафедра химического и экологического образования под руководством профессора О. Г. Роговой. Экологическое образование понимается в широком смысле, не только как экологическая подготовка специалистов химического профиля, но и как экологизация индивидуального и общественного сознания, пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня экологической грамотности сотрудников университета.
Существенно расширилась учебно-методическая деятельность кафедры, разработаны и внедрены в образовательный процесс бакалавритата и магистратуры факультета химии следующие инновационные дисциплины: теория и методика эколого-химического образования, экология и общество, прикладная экология, экологическая химия, экологическая токсикология, химия окружающей среды, методы экологических исследований, эколого-химические особенности урбанизированных территорий, экологический мониторинг, интегрированные практикумы, производственные практики. Положительный эффект ожидается за счет интегрирования научно-методических аспектов экологического образования с образовательным процессом на всех уровнях химического образования. Экологический контекст дает новый ракурс химическому образованию, повышает востребованность выпускников химического факультета.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что кафедра химического и экологического образования РГПУ им. А. И. Герцена является ведущим научно-методическим центром общего химического, высшего химико-педагогического и химико-экологического образования, осознает свой потенциал развития, стремится сохранить лидерство в повышении качества профессионализации студентов, инновационности научной деятельности, а также в научно-методическом обеспечении развития химико-образовательных систем России.
Литература
1. Пак М., Орлова И. Кафедра методики обучения химии РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 45 с.
2. Пак М., Некрасова Г. Кафедра как ведущий научно-методический центр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 27 с.