Научная статья на тему 'Перспективы развития электронных денег в России'

Перспективы развития электронных денег в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1355
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Божко Е.И., Казанская Н.Н.

Выявлены основные проблемы использования электронных денег в России, и рассмотрены основные направления развития рынка электронных денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития электронных денег в России»

Секция «Финансы и кредит»

Прежде чем анализировать отчетность необходимо выделить ряд стоп-факторов. К стоп-факторам обычно относят:

- срок деятельности клиента менее 6 месяцев;

- возбуждение дела о банкротстве;

- наличие просроченной задолженности по кредитам более года и другие.

В случае наличия стоп-факторов дальнейший анализ проводить уже не нужно.

Каждый банк по-разному определяет то, как он будет оценивать кредитоспособность клиента. С одной стороны это хорошо, так как банк самостоятельно проводит свою кредитную политику. Но с другой стороны, частные методики зачастую не совсем объективны, что в итоге приводит к уменьшению кредитного портфеля банков за счет уменьшения реально кредитоспособных заемщиков.

В Сбербанке методика оценки кредитоспособности включает 2 раздела: количественная оценка финансового состояния (на основе финансовых коэффициентов) и качественный анализ рисков.

Выбор коэффициентов определяется особенностями клиентуры, кредитной политикой банка. При анализе финансовых коэффициентов большое значение уделяют показателям ликвидности [3]. Но при этом стоит отметить, что в Сбербанке коэффициент текущей ликвидности имеет нормативное значение равное двум. Это значение является довольно завышенным, особенно для предприятий с высокой оборачиваемостью. Кроме того, для этого коэффициента введен очень высокий уровень значимости, тем самым он может повлиять на то, что уровень кредитоспособности организации окажется низким. В то время как предприятие кредитоспособно и у него высокая оборачиваемость.

В Ярсоцбанке для оценки кредитоспособности действует положение «О методике оценки кредитоспособности заемщика». В основе оценки кредитоспособности лежит построение рейтинга заемщика. Методика включает также раздел расчета финансовых коэффициентов. Но при этом существует такой раздел, как оценка делового риска.

Деловой риск связан с несвоевременным завершением кругооборота фондов и неэффективным использованием ресурсов. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности задержки кругооборота фондов на ста-

диях снабжения, производства и реализации. Оценка делового риска может формализоваться и проводиться по системе скоринга, когда каждый фактор оценивается в баллах. Баллы проставляются по каждому критерию, а затем суммируются. Чем больше в итоге баллов, тем меньше риск.

Большинство банков выделяют 3 категории заемщиков:

Первоклассные. Кредитоспособность которых не вызывает сомнений.

Второклассные. Кредитование таких заемщиков сопряжено с определенным уровнем риска.

Третьеклассные. Заемщики с повышенным риском кредитоспособности.

Важнейшим источником информации о состоянии дел заемщика служат его финансовая отчетность. Банки используют эти материалы не только для определения обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности фирмы в дополнительных денежных ресурсах, но и с учетом перспектив развития фирмы в будущем, получения ею прибыли и степени вероятности неплатежа по кредиту [2]. В настоящее время актуальна проблема достоверности предоставляемой отчетности. Возможно, банкам стоит запрашивать аудиторские заключения, которые подтверждали бы факт достоверности финансовой отчетности.

Таким образом, на данный момент коммерческие банки сталкиваются с проблемой объективной оценки кредитоспособности заемщика. Возможно, для решения данной проблемы необходимо создать единую национальную методику анализа кредитоспособности, которая бы учитывала ошибки и недостатки существующих частных методик.

Библиографические ссылки

1. Ионова А. Ф., Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. М. : Проспект, 2007.

2. Шеремет А. Д., Щербакова Г. Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. М. : Финансы и статистика, 2000.

3. Щербакова Г. Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам). М. : Вершина, 2006.

© Богословский С. Н., Назарова Л. Н., 2010

УДК 336.74

Е. И. Божко Научный руководитель - Н. Н. Казанская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РОССИИ

Выявлены основные проблемы использования электронных денег в России, и рассмотрены основные направления развития рынка электронных денег.

Развиваясь в русле передовых мировых тенденций, организованная электронная торговля становится все более привлекательной на мировом рын-

ке. Наша страна собирается сделать важный шаг -вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Необходимым условием вступления в ВТО

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

является интеграция России в международный финансовый рынок. Поэтому, говоря о перспективах развития российского рынка, в качестве одного из главных этапов можно выделить интеграцию в инфраструктуру мирового рынка капитала.

Системы «электронных денег» значительно расширяют возможности розничных продавцов товаров (работ, услуг), чьи расходы на операции с наличными деньгами, включая их хранение и транспортировку, существенно сократятся. Использование сети Internet уже сейчас позволяет продавцам обеспечить себе выход на рынки со снижением издержек на маркетинг и рекламу.

Проанализировав малочисленные статистические источники можно построить четкую тенденцию развития Рынка электронных денег в России. По оценке Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), количество россиян, воспользовавшихся «электронными кошельками», составило порядка 20 млн человек, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд рублей. Также можно заметить положительную тенденцию по отношению к электронным деньгам. Сравнение полученных данных с показателями 2008 г. говорит, что за минувший период доверие населения к электронным платежам возросло почти в 4 раза - с 10 до 38 %. Это, несомненно, большой скачек в развитие Рынка электронных денег.

Лидерами российского рынка электронных денег в категории «интернет-платежи» по-прежнему остаются Яндекс. Деньги и WebMoney, совокупная доля которых составляет порядка 90 %. В 2009 г. обороты этих компаний выросли на 40 % по отношению к 2008 г. Российские пользователи пополнили свои интернет-кошельки в этих платежных системах на сумму более 17 млрд рублей, а общее число активных аккаунтов превысило 2,3 млн. Очень высокую динамику развития в 2008 г. показал сегмент пластиковых карт. В 2008 г. в Интернете ими было оплачено товаров и услуг на сумму 21 млрд руб. - в 2,8 раза больше, чем в 2007-м.

В соответствии c данными Министерства торговли США, объем розничных электронных продаж в 1999 г. составил около $20 млрд, а в текущем году он достигнет уровня $35-$38 млрд. Объем электронного рынка в Европе на текущий год составляет $40 млрд. Из этих данных видно, что в России по сравнению с США и Европой, очень сильно отстает в развитие рынка электронных денег. Это обусловлено рядом определенных проблем таких как:

Правовые:

- в отличие от традиционных наличных электронные деньги не являются законным платежным средством;

- отсутствие четко проработанного законодательства относительно выпуска, обращения и погашения электронных денег;

- низкая прозрачность деятельности эмитентов электронных денег.

Организационные:

- отсутствие гарантий погашения электронных денег;

- высокий уровень конкуренции.

Культурные:

- невысокий уровень культуры населения в работе с новейшими технологиями и техникой.

В качестве основных направлений решения проблем, можно предложить:

- в банках должны быть буклеты, содержащие в себе всю информацию об электронных платежах, чтобы клиент банка мог беспрепятственно ознакомиться с ней;

- в СМИ должна быть запущенна рекламная компания, объясняющая, что электронные деньги это не мошенничество, а новый шаг в будущее;

- должен появится сайт с полной базой on-line магазинов, где люди могут оставлять отзывы и комментарии о том, что им понравилось, а что нет;

- создание четкой правовой базы Рынка электронных денег;

- в России на данный момент времени отсутствует четкая платежная система, для расчетов через Интернет путем использования пластиковых карт. В США и Европе существует такая система как PayPal которая обеспечивает такого рода сделки. В России также работают филиалы этой компании, но на Российском рынке интернет платежей, этот вид услуг пока не пользуется большим успехом;

- формирование рычагов регулирование участников Российского рынка электронных денег.

На сегодняшний момент Российским государством принимается множество мер по решению проблем эффективного пользования электронных денег в России. В Государственную Думу, на рассмотрение направлено несколько законов, которые направлены на регулирования рынка электронных денег. Чтобы преодолеть техническое отставание населения, Государством создаются многочисленные программы, которые ориентированы на информатизацию образования и населения. Что приведет в дальнейшем повышение общего уровня в работе с новейшими технологиями и техникой. Из этого видно, что рынок электронных денег в России ждет большой скачек вверх, и на государственном уровне это полностью признают, пытаясь узаконить, а также создавая рычаги регулирования данного рынка.

© Божко Е. И., Казанская Н. Н., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.