Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:
Стукалова И.Б. — Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы // Теоретическая и прикладная экономика. - 2021. - № 4. DOI: 10.25136/2409-8647.2021.4.36909 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=36909
Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы
Сукалова Ирина Борисовна
доктор экономических наук
профессор, кафедра Торгововой политики, Российский экономический университет имени Г.В.
Плеханова
117997, Россия, г. Москва, ул. Стремянный Пер., 38, оф. 404 И [email protected]
Статья из рубрики "Управление и экономика сферы услуг"
DOI:
10.25136/2409-8647.2021.4.36909
Дата направления статьи в редакцию:
15-11-2021
Дата публикации:
22-11-2021
Аннотация: Статья посвящена развитию электронной торговли в РФ. Актуальность темы исследования обусловлена высокими темпами роста данного сегмента торговли. Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли с учетом сопряженных с ним возможностей и угроз для потребителей, торгового бизнеса и национальной экономики в целом. Предметом исследования является процесс развития рынка электронной торговли. Инструментом исследования принята методология институционального подхода, которая предполагает учет в теоретическом анализе эволюции электронной торговли широкого спектра неэкономических факторов: социальных, научно-технических, технологических и прочих. Информационной базой исследования послужили данные Ассоциации компаний Интернет-торговли, Национальной ассоциации дистанционной торговли, труды отечественных и зарубежных ученых. Предложена авторская иерархия понятий: электронный бизнес, электронная коммерция и электронная торговля. Исследование истории эволюции форм торговли, позволило доказать, что электронная торговля является видом дистанционной торговли. Предложенная автором этапизация развития дистанционной торговли, позволила определить исторические пики ее развития, в том числе этап выделения электронной торговли в самостоятельный вид. Результаты анализа рынка электронной торговли позволили сделать следующие выводы: 1) электронная торговля является одним из
ff
шш
динамично развивающихся секторов экономики, генерирующим новые рабочие места и налоговые поступления; 2) основными предпосылками активного развития рынка электронной торговли являются процессы цифровизации и глобализации экономики; 3) катализатором развития электронной торговли явилась пандемия Covid-19 и связанные с ней карантинные ограничения.Развитие электронной торговли формирует целый спектр возможностей и угроз для всех её участников: государства; хозяйствующих субъектов и потребителей. Выявленные автором возможности и угрозы могут служить основой для разработки комплекса мероприятий по использованию возможностей и снижению риска угроз, вызванных развитием электронной торговли, который определит перспективы ее развития.
Ключевые слова: электронная торговля, цифровая экономика, торговля, формы торговли, электронная коммерция, дистанционная торговля, эволюция, возможности, угрозы, customers
Постановка задачи
Современные экономические процессы и системы подвержены воздействию двух важнейших процессов современности: цифровизации и глобализации. Цифровизация оказывает все большее влияние на все сферы экономики и ее отдельные сегменты. В частности, в последние годы высокие темпы роста демонстрирует электронная торговля. В контексте цифровизации экономики усиливается технологическая составляющая данного сегмента торговли: внедряются новые инструменты, поддерживающие искусственный интеллект, аналитику больших данных, автоматизацию бизнес-процессов, развиваются платформенные решения. Параллельно процессы интеграции и глобализации экономики стимулируют появление новых видов, форм продаж и каналов распределения товаров на глобальном рынке. Одной из таких форм торговли является электронная торговля.
Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и сопряженных с ним возможностей и угроз для потребителей, торгового бизнеса и национальной экономики в целом.
Инструментом исследования принята методология институционального подхода, которая предполагает учет в теоретическом анализе эволюции торговли широкого спектра неэкономических факторов: социальных, научно-технических, технологических и прочих. Информационной базой исследования послужили данные Ассоциации компаний Интернет-торговли, Национальной ассоциации дистанционной торговли, труды отечественных и зарубежных ученых.
В трудах российских и зарубежных исследователей широкое распространение получили такие термины, как электронная коммерция, цифровая торговля, безбумажная торговля, дистанционная торговля, Интернет-торговля, онлайн-торговля, онлайн-ритейл. Порой авторы трактуют их как синонимы, однако большинство российских исследователей в основном придерживаются мнения о наличии определённой иерархии данных понятий и соотнесения их как части к целому. Систематизация дефиниций, в том числе термина электронной торговли, представляется нам важной не только в теоретическом, но и в практическом плане, так как позволит четко очертить сферу её функционирования и однозначно оценивать статистически объемы и темпы ее развития, а также сравнить их с сопоставимыми зарубежными показателями.
В трудах зарубежных исследователей общепринятым является термин «e-commerce» (сокращенно от electronic commerce, дословный перевод «электронная коммерция»),
обозначающий продажи как товаров, так и услуг в режиме онлайн -Ш. Декларация о глобальной электронной коммерции, принятая на Министерской конференции ВТО в мае 1998 г. значительно шире трактует термин «e-commerce», добавляя в него фазы производства и распределения: «производство, распределение, маркетинг, продажа или
поставка товаров и услуг с помощью электронных средств» ^^ Такое толкование представляется нам слишком расширительным. Оно явно выходит за рамки торговли, которая ограничена рамками сферы обращения. Другие зарубежные источники, напротив, фактически приравнивают суть электронной коммерции к торговле, интерпретируя её как продвижение, продажу и покупку товаров и услуг в сети Интернет [3, 41.
Исследованиями в сфере электронной коммерции и электронной торговли занимались российские учёные: И. Г. Балабанов, Л. А. Брагин, Л. П. Гаврилов, И.В. Гончарук, Г.Г. Иванов, М. Делибатова, М. А. Медведева, Т. В. Панкина, А.И. Савельев и др[5, 6 7 8' 9'
10, 11 121. Большинство исследователей трактуют дефиниции «электронная коммерция» и «электронная торговля» как синонимы на основе калькирования англоязычного термина
«e-commerce» [5, 7 8 91. Другие справедливо разделяют данные дефиниции, прежде всего исходя из того, что в традиционном понимании дефиниция «коммерция» значительно шире по сфере своего охвата термина «торговля» [6, 11].
Критический анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы. На наш взгляд, содержательно следует выделить три понятия: электронный бизнес, электронная коммерция и электронная торговля. Самое общее, самое широкое понятие I электронный бизнес. Оно включает в себя совокупность бизнес-процессов, телекоммуникационные сети, информационные технологии и электронные процедуры, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности. Электронная коммерция является составной частью электронного бизнеса, инструмент взаимодействия между продавцом и покупателем, при котором хотя бы один из ключевых параметров сделки по передаче прав собственности на товары и услуги осуществлен электронным способом. Представляется, что определение электронной коммерции, предложенное М. А. Медведевой, является достаточно емким и содержательным. Она рассматривает электронную коммерцию как «процесс покупки, продажи, передачи или обмена продуктами, услугами и информацией с помощью электронных средств коммуникации» ИШ. Электронная торговля, является составной частью электронной коммерции и ограничивается деятельностью по осуществлению исключительно договоров купли-продажи. Электронная торговля является составной частью электронной коммерции. Под электронной торговлей следует понимать коммерческую деятельность, направленную на осуществление актов купли-продажи товаров с использованием информационных систем, в том числе сети Интернет и электронных процедур. использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур.
Анализ развития рынка электронной торговли
В настоящее время электронная торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов торговой сферы и национальной экономики в целом любой страны, характеризующих влияние цифровых изменений современной жизни. Ряд исследователей склонны даже рассматривать ее как «индикатор развития цифровой
10.25136/2409-8647.2021.4.36909 экономики» ИЗ!.
Источниками аналитической информации о состоянии и тенденциях развития электронной торговли в глобальном масштабе являются официальные отчеты международных организаций, регулирующих международную торговлю: Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, а также международные и национальные банки, ассоциации, объединяющие участников рынка электронной торговли, консалтинговые компании. В России источниками такой аналитики являются: Ассоциация
компаний Интернет-торговли (АКИТ) и Национальная ассоциация дистанционной
торговли (НАДТ)^15!, которые проводят собственные исследования рынка электронной торговли и его ключевых участников.
По данным АКИТ объем покупок, совершенных россиянами в российских и зарубежных интернет-магазинах, составил в 2021 году 3,221 трлн рублей, что на 58,5% больше, чем в 2019 году. В 2020 году произошел рост доли локального рынка Интернет-торговли РФ, которая увеличилась до 86% (против 71% в 2019 году). Значительное снижение доли трансграничного рынка связано с пандемией, вызвавшей ограничения грузоперевозок и, как следствие, увеличение сроков доставки покупок [8, 14, 16].
Стремительное развитие внутренней электронной торговли вызвало формирование: «100 тыс. новых рабочих мест; 80 млрд рублей «дополнительных поступлений в российский бюджет в виде налоговых отчислений (без учета НДС)» и около 2 млрд рублей в виде
таможенных платежей» ПШ. Одновременно трансграничные компании начали активную локализацию бизнеса в России, продемонстрировав готовность инвестирования в развитие трансграничной электронной торговли. По прогнозу АКИТ в 2021 году тенденция роста рынка Интернет-торговли сохраниться, при этом темп прироста прогнозируется на уровне 8% при сохранении доли локального рынка на уровне 86%.
Рис.1. Динамика рынка Интернет-торговли РФ, в млрд. руб.
(составлено автором по данным АКИТ)
В общем объёме оборота розничной торговли доля электронной торговли РФ составила 9,6%. Несмотря на то, что данный показатель увеличился за последние три года практически в 2 раза, доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли РФ еще пока отстает от показателей мировых лидеров: Великобритания - 27,6%, КНР -
24,5%, США - 13,6%[14!, однако при сохранении сложившихся темпах роста уже через, 3-5 лет может войти в тройку стран-лидеров.
Эволюция форм торговли
Выделяет две формы розничной торговли: магазинная и внемагазинная Магазинная
или традиционная торговля предполагает совершение покупки покупателем в стационарной торговой сети путем прямого контакта с продавцом и возможностью непосредственного ознакомления покупателя с товаром. Внемагазинная совершение покупки вне торговой сети. Таким образом, в основе получившего широкое распространение понятия «дистанционная» торговля исторически и логически лежит понятие «внемагазинная» торговля. Между тем, данные понятия не являются синонимичными. Сущностным идентификатором дистанционной торговли является способ получения информации о товаре, исключающий «возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром (образцом товара) до заключения договора купли-
продажи» [20] Получить информацию о товаре при дистанционной торговле потребители могут как с использованием информационно-коммуникационных средств, «так и с использованием традиционных средств обмена данными («бумажные» каталоги, буклеты)» -21, с- 2].
Широкое распространение среди исследователей получил термин «посылочная» торговля [22, 23]. Он даже также зафиксирован в национальном стандарте — ГОСТ 51303 «Торговля Термины и определения» [20], который рассматривает его как вид дистанционной торговли. Между тем, нам представляется использование термина «посылочная» торговля неправомерным, так как в основу классификации видов торговли положен не способ получения информации о товаре, а способ доставки путем почтовых отправлений. В этой связи следует согласиться с позицией экспертов НАДТ, которые включают в ее состав: торговлю по каталогам; торговлю посредством телевидения (радио) и электронную торговлю -U-5!.
Исследование истории возникновения и эволюции дистанционной торговли -21, 23, 24, 27] позволило автору выделить несколько пиковых точек в ее развитии.
Отсчет целесообразно начать с формирования торговой бизнес-модели, которая использовала в качестве источника информации о товаре некий прообраз каталога и почтовую инфраструктуру для доставки товаров потребителям (70-е гг. XIX в.). Дистанционная торговля зародилась в северных штатах США, когда возникала реальная необходимость снабжения населения сельской местности и труднодоступных регионов потребительскими товарами, в которых розничная торговля могла предложить лишь ограниченный ассортимент товаров. Почтовая инфраструктура явилась фактически единственно возможным инструментом доведения потребительских товаров до населения. Позднее торговля по каталогам получила развитие в Европе. В дореволюционной России, территория и плотность населения которой была во многом аналогична США, дистанционная торговля появилась лишь в начале XX в., однако широкого распространения она не поучила.
Следующий историческим пиком развития дистанционной торговли можно признать 5060-е гг. XX в. Магазинная форма в этот период достигла своего расцвета. В этот же период, параллельно происходит развитие торговли по каталогам. Активно растут такие компании, как Quelly, ОТТО, Nekermann, Peter Justensen и другие. Основным социально-экономическим фактором, стимулирующим активное развитие дистанционной торговли, стала очередная волна эмансипация женщин, их массовый выход на работу, кардинальное изменение патриархального семейного уклада, которое потребовало сокращение времени на ведение домашнего хозяйства и посещение торговых предприятий. В 70-80-е гг. XX в. в дистанционной торговле благодаря развитию научно-технического прогресса появляется новый информационный канал для потребителей —
телевидение (радио).
Следующий эволюционный пик в развитии дистанционной торговли начинается в 90-е гг. ХХ в. Он характеризуется выделением собственно электронной торговли в состав дистанционной. Этому способствовало развитие научно-технического прогресса, а также масштабное распространение Интернет-технологий. Процессы концентрации капитала в торговле привели к появлению торговых мега-форматов, развитию торговых сетей. Торговые компании, работающие в традиционном формате, создают параллельно Интернет-магазины. Происходит вовлечение в оборот дистанционной торговли новых товарных групп, развивается омниканальность, происходит взаимная трансформация и в з а имопроникно в е ние в идов дис та нцио нно й то рг о в ли. П а ра лле льно с о рг а низ а ционно-технологическими факторами на данном этапе существенное влияние на развитие дистанционной торговли оказывают социальные: очередной рост социального статуса женщин, их признание в бизнесе и общественно-политической жизни общества, а также формирование основного покупательского ядра из представителей поколения Х и
вхождение в платежеспособный возраст поколения Z Розничная торговля
окончательно перешагнула национальные границы государств за счет развития электронной трансграничной торговли.
В настоящее время можно зафиксировать очередной пик в эволюции дистанционной, в первую очередь электронной торговли. Пандемия Covid-19 и связанные с ней ограничительные меры карантинного характера явились катализатором интенсивного ее развития в том числе с бесконтактной доставкой. Произошли кардинальные сдвиги в структуре и культуре потребления. Представляется, что 2020 г. в развитии электронной торговли стал своеобразной «точкой невозврата», когда дистанционный формат торговли охватил практически всю потребительскую аудиторию.
Возможности и угрозы
Развитие электронной торговли формирует целый спектр возможностей и угроз для всех её участников. К участникам процесса электронной торговли относятся: государство; хозяйствующие субъекты (торговые предприятия, поставщики, сервис-провайдеры, владельцы агрегаторов) и потребители.
Таблица 1 . Возможности и угрозы развития электронной торговли
Участники
процесса
Возможности Угрозы
электронной
торговли
широкий и глубокий ассортимент обязательное наличие у
товаров; потребителя технических устройств и условий
экономия временных и финансовых размещения и оплаты
затрат покупателей; заказа;
оперативность поиска товара; отсутствие возможности
отсутствие временных ограничений пре дв а рите л ьной
для совершения покупки; тактильной оценки потребительских свойств
отсутствие географических товара;
ограничений для совершения
Потребители покупки; ожидание товара с момента заказа до
удобство оплаты товаров; момента получения;
удобство доставки товаров; наличие риска мо ше ннич е с тв а
возможность получения
индивидуального предложения;
возможность получить
дополнительную информацию о
потребительских качествах товара
из отзывов покупателей, ранее
совершавших покупки
относительно низкий барьер для зависимость от развития
входа на рынок; 1Т-технологий;
относительно короткий период часть потребительской
запуска бизнес-проекта; аудитории не будет охвачена;
более низкие операционные
расходы; значительные инвестиции в логистическую
расширение ассортиментной инфраструктуру;
линейки за счет минимизации
Субъекты товарных запасов; обеспечение
предпринимательской информационной
деятельности в оптимизация цепочек поставок; безопасности;
сфере электронной
торговли экстерриториальность сделок; усиливающаяся
возможность формировать зависимость поставщиков
персональные предложения товаров (услуг) от
потребителям на основе их маркетплейсов;
цифровых следов не в о з мо ж но с ть использования стимулирующих инструментов визуального мерчандайзинга
потенциальный рост объемов изменение структуры
потребления и объемов розничного занятости и
товарооборота; квалификационных требований к трудовым
по те нциа льный ро с т налог о в ых и ресурсам торговли;
таможенных поступлений; массовое высвобождение
Торговля по те нциа льный рос т ра б о ч их ме с т для трудовых ресурсов низкой торговых площадей;
как квалификации; снижение социально-коммуникативной
самостоятельный потенциальный рост инвестиций, в функции торговых
том числе иностранных центров;
с е кто р на циона льно й по те нциа л ьный рис к
экономики снижения
конкурентоспособности
среднего и малого
торгового бизнеса;
снижение деловой
активности
девелоперских компаний
Потребители, несомненно, получат от развития электронной торговли социально-экономический эффект, суть которого заключается в новом качестве потребления. Экономический эффект, прежде всего, проявляется в экономии потребительских расходов. Социальный эффект - это высвобождение времени потребителей на совершение покупки и повышении качества обслуживания за счет удобства поиска и оплаты товаров; отсутствие временных и географических ограничений для совершения покупки; персонификация товарного предложения; возможность выбора условий оплаты и доставки. При этом следует понимать, что часть покупательской аудитории не будет вовлечена в процесс электронной торговли в силу целого ряда причин важнейшим, важнейшими из которых являются вероятность обманутых покупательских ожиданий и наличие разрыва (временного лага) между фактом совершения покупки и фактом получения товара покупателем [9 с. 2068, 23 с. 95].
Субъекты предпринимательской деятельности в сфере электронной торговли могут получить экономический эффект за счет сокращения периода окупаемости торгового бизнеса; относительно небольшого объема первоначальных финансовых инвестиций, расширения ассортиментной линейки путем минимизации товарных запасов, а также сокращения и изменения структуры торгового персонала. Главными угрозами для субъектов хозяйствования, которые необходимо минимизировать или нейтрализовать, являются отсутствие прямого контакта с потребителями и высокая зависимость от 1Т-технологий.
Для национальной экономики в целом положительным эффектом является развитие розничного товарооборота, который сопровождается ростом поступлений налоговых и таможенных платежей. При этом, государство должно гарантировать защиту прав потребителей, а также нейтрализовать риск падения конкурентоспособности малого и среднего торгового бизнеса, в том числе в сфере электронной торговли.
Заключение
Подводя итог, можно констатировать следующие результаты и выводы.
Критический анализ литературных источников позволил автору выстроить иерархию понятий: электронный бизнес, электронная коммерция и электронная торговля.
Исследование истории эволюции форм торговли, позволило доказать, что электронная торговли является видом дистанционной торговли. Предложенная автором этапизация развития дистанционной торговли, позволила определить исторические пики ее развития, в том числе этап выделения электронной торговли в самостоятельный вид.
Результаты анализа рынка электронной торговли позволили сделать следующие выводы: 1) электронная торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики, генерирующим новые рабочие места и налоговые поступления; 2) основными
предпосылками активного развития рынка электронной торговли являются процессы цифровизации и глобализации экономики; 3) катализатором развития электронной торговли явилась пандемия Covid19 и связанные с ней карантинные ограничения. В развитии электронной торговли 2020 г. стал своеобразной «точкой невозврата», когда дистанционный формат торговли охватил практически всю потребительскую аудиторию.
Развитие электронной торговли формирует целый спектр возможностей и угроз для всех её участников: государства; хозяйствующих субъектов и потребителей Выявленные автором возможности и угрозы могут служить основой для разработки комплекса мероприятий по использованию возможностей и снижению риска угроз, вызванных развитием электронной торговли, который определит перспективы ее развития.
Библиография
1. Ecommerce Europe. [Электронный ресурс] // URL: https://www.ecommerce-europe.eu/about-ecommerce-europe/
2. Declaration on Global Electronic Commerce, Adopted on 20 May 1998 // Ministerial Conference, Second Session, Geneva, 18 and 20 May 1998, WT/MIN (98)/DEC/2, 25 May 1998//URL:https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?
filename = Q:/WT/MIN98/DEC2.pdf&Open=True.
3. Cater-Steel, A., & Grist, S. (2005). The Definition Dilemma of E-Commerce, 151-158. // URL: https://doi.org/10.4018/978-1-59140-575-7.CH027.
4. Saeed Fayyaz. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products. Paper prepared for the 16th Conference of IAOS OECD Headquarters, Paris, France, 19-21 September 2018 Session 3.D, 2, 20/09, 10:3012:30: Globalization: Country case studies. // URL:
https ://www.oecd.org/iaos2018/programme/IA0S-0ECD2018_Fayyaz.pdf.
5. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. СПб.: Издательство: Питер-Юг. Учебник для вузов. 2001. 336 с.
6. Электронная коммерция: учебник / Л. А. Брагин, Г. Г. Иванов, А. Ф. Никишин, Т. В. Панкина.-Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020.-192 с.
7. Гаврилов Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., доп. М.: Издательство Юрайт. 2019. 477 с.
8. Гончарук И. В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 66-82.
9. Делибалтова М. Электронная торговля: современные проблемы развития и пути их решения посредством развития каналов взаимодействия с клиентами // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 5. - С. 2063-2078. doi : 10.18334/ce.15.5.11213.
10. Медведева М.А. Электронный бизнес. Часть 1: учебное пособие / Медведева М.А., Медведев М.А. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 108 c.
11. Панкина Т.В. Электронная коммерция и электронная торговля: подходы к классификации // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - 5(23). - С.82.
12. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. - М.: Статут, 2014. - С. 256-272.
13. Кондрашова Е.А., Броварь Н.А. Электронная торговля как индикатор развития цифровой экономики // ДонАУиГС. СНР серии «Финансы, учет, аудит». Выпуск 14. 2019. С. 110-119.
14. Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://akit.ru/internet-torgovlya-v-rossii-2020/
15. Официальный сайт Национальной ассоциации дистанционной торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecomrussia.ru/dlya-biznesa/issledovaniya/
16. E-commerce, trade and the COVID-19 pandemic. [Электронный ресурс] / Режим доступа : https ://www.wto.org/english/tratop_e/covid19_e/ecommerce_report_e.pdf.
17. Гончарук И. В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 66-82.
18. Известия 5 апреля 20212. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https ://iz.ru/1146788/2021-04-05/v-rossii-rynok-internet-torgovli-vyros-na-44.
19. Чкалова О.В. Классификация внемагазинных форм торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2013.№ 3. С. 43-51.
20. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. «Торговля. Термины и определения» [Электронный ресурс]/ Справочная правовая система «КонсультатнПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167655/
21. Дыганова Р.Р., Салихова Р.Р Роль, состав и место дистанционной торговле в структуре мировой экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 6 (100). С. 25. 1-10
22. Дыганова Р.Р. Направления формирования социально-экономического эффекта дистанционной торговли // Дискуссия. 2017. № 7 (81). С. 30-34.
23. Котляров И.Д. Эволюция форм торговли: традиционная, дистанционная, электронная // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. № 14 (87), С. 85-96.
24. Дыганова Р.Р. Анализ зарубежного и отечественного опыта развития дистанционной торговли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Том 6. № 10А. С. 65-73.
25. Крутякова А.С. Развитие и регулирование дистанционной торговли. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. Санкт-Петербург. 2011
26. Селиверстова Д.И. Анализ развития рынка интернет-торговли в России // Вестник современных исследований. 2018. № 12.2 (27). С. 430-432.
27. Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Иванов Г.Г. Этапы эволюции дистанционной торговли // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-11. С. 89-92.
28. Развитие экономических систем в цифровой экономике: маркетинг, сфера услуг, логистика: монография / коллект. авторов под ред. И.Б. Стукаловой, Р.Р. Сидорчука, О.В. Сагиновой, М.Э. Сейфулаевой, Н.А. Зайцевой. — Москва: Русайнс, 2020. — 261 с. — ISBN 978-5-4365-6619-1.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной на рецензирование статьи является
электронная торговля и перспективы ее развития.
Методология исследования базируется на обобщении современных публикаций, посвященных электронной торговле, ее роли в развитии экономики и общества. Актуальность исследования авторы справедливо связывают с двумя важнейшими процессами современности: цифровизацией и глобализацией, высокими темпами роста электронной торговли в последние годы.
Научная новизна представленного исследования, по мнению рецензента, заключается в результатах проведенного анализа перспектив развития электронной торговли и сопряженных возможностей и угроз для потребителей, торгового бизнеса и национальной экономики в целом.
Структурно в статье выделены следующие разделы: Постановка задачи, Анализ развития рынка электронной торговли, Эволюция форм торговли, Возможности и угрозы, Заключение, Библиография.
В первом разделе отмечено усиление технологической составляющей данного электронной торговли: внедрение новых инструментов, поддерживающих искусственный интеллект, аналитику больших данных, автоматизацию бизнес-процессов, а также развитие платформенных решений. Авторы рассматривают терминологический аппарат: электронная коммерция, цифровая торговля, безбумажная торговля, дистанционная торговля, Интернет-торговля, онлайн-торговля, онлайн-ритейл и отмечают, что систематизация дефиниций важна как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку очерчивает сферу функционирования электронной торговли и позволяет однозначно оценивать статистически объемы и темпы ее развития, проводить сопоставления с зарубежными показателями. Под электронной торговлей в статье понимается коммерческая деятельность, направленная на осуществление актов купли-продажи товаров с использованием информационных систем, в том числе сети Интернет и электронных процедур.
При проведении анализа развития рынка электронной торговли авторы отмечают, что в настоящее время электронная торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов торговой сферы и национальной экономики в целом любой страны, характеризующих влияние цифровых изменений современной жизни. Приводятся интересные данные: объем покупок, совершенных россиянами в российских и зарубежных интернет-магазинах, в 2021 году оказался на 58,5% больше, чем в 2019 году. Отмечен рост доли локального рынка Интернет-торговли РФ в 2020 году с 71 до 86%, объясняемый авторами ограничениями грузоперевозок в период пандемии и, как следствие, увеличением сроков доставки покупок.
В следующем разделе статьи при рассмотрении эволюция форм торговли выделены две формы розничной торговли: магазинная и внемагазинная, а также несколько пиковых точек в развитии дистанционной торговли. Далее рассмотрены возможности и угрозы для участников процесса электронной торговли.
В Заключении сделаны выводы о том, что, электронная торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики, генерирующим новые рабочие места и налоговые поступления; основными предпосылками активного развития рынка электронной торговли являются процессы цифровизации и глобализации экономики; катализатором развития электронной торговли явилась пандемия Covid-19 и связанные с ней карантинные ограничения. Практическая значимость исследования состоит том, что выявленные автором возможности и угрозы могут служить основой для разработки комплекса мероприятий по использованию возможностей и снижению риска угроз, вызванных развитием электронной торговли.
Библиография статьи отличается свой обширностью, включает 28 источников на русском и на английском языках. На приведенные в списке литературы источники в тексте имеются адресные ссылки, свидетельствующие о наличии в публикации апелляции к
оппонентам. В целом содержание и стиль изложения материала соответствует сложившейся при оформлении результатов научных исследований практике публикаций. Однако, положительно оценивая проделанную авторами статьи работу, следует отметить и недочет: последний абзац первого раздела статьи нуждается в корректировке в виду допущенной технической погрешности оформления - слова «использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур» здесь повторяются дважды.
Рецензируемое исследование актуально, связано с тематикой журнала «Теоретическая и прикладная экономика», в статье содержатся элементы приращения научного знания, обладающие практической ценностью для управления процессом развития электронной торговли.