Научная статья на тему 'Развитие электронной розничной торговли в России'

Развитие электронной розничной торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / TRADING / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / E-BUSINESS / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE / ЭЛЕКТРОННАЯ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ / GEOGRAPHIC EXPANSION OF THE ONLINE STORES / E-RETAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Ногина Ольга Романовна

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития электронной коммерции в России, приведено понятие категорий: электронная коммерция, электронная розничная торговля, рассмотрены ее преимущества и недостатки, проанализирована информация об объеме рынка электронной коммерции, сумме и о профиле совершаемых покупок российскими потребителями в Интернете. Сделан вывод о том, что торговые сети продолжают осваивать экономическое пространство Интернета, в качестве одной из моделей развития они используют конвергенцию. Отмечено, что благодаря развитию глобальных информационных технологий у организаций появилась возможность более удобного сбора данных о потребителях, их потребностях, желаниях, предпочтениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Electronic Retail in Russia

The article considers the problems and prospects of development of e-Commerce in Russia, given the notion of categories: e-Commerce, e-retailing, examines its advantages and disadvantages, and analyzed information about the volume of e-Commerce market, the amount, and the profile of actual purchases by Russian online consumers. It is concluded that the retail chains continue to develop the economic space of the Internet, as one of the development models they use convergence. It is noted that due to the development of global information technology organizations have the possibility for more convenient data collection about consumers, their needs, desires, and preferences.

Текст научной работы на тему «Развитие электронной розничной торговли в России»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Красюк Ирина Анатольевна,

д. э. н., профессор, профессор кафедры «Внешнеэкономической деятельности и торгового дела», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет» (194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50) iri-krasjuk@yandex.ru

Ногина Ольга Романовна,

магистрант 1 курса, кафедра «Внешнеэкономической деятельности и торгового дела», факультет подготовки кадров высшей квалификации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет» (194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50) noginaor@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития электронной коммерции в России, приведено понятие категорий: электронная коммерция, электронная розничная торговля, рассмотрены ее преимущества и недостатки, проанализирована информация об объеме рынка электронной коммерции, сумме и о профиле совершаемых покупок российскими потребителями в Интернете. Сделан вывод о том, что торговые сети продолжают осваивать экономическое пространство Интернета, в качестве одной из моделей развития они используют конвергенцию. Отмечено, что благодаря развитию глобальных информационных технологий у организаций появилась возможность более удобного сбора данных о потребителях, их потребностях, желаниях, предпочтениях.

Ключевые слова: торговля; электронный бизнес; электронная коммерция; электронная розничная торговля; конвергенция; географическая экспансия интернет-магазинов.

На современном этапе развития экономической системы РФ в сфере товарного обращения торговле принадлежит ключевая роль в цепочке продвижения товаров до конечного потребителя. Организованная торговля является самым массовым участником канала сбыта. В целях обеспечения эффективности функционирования в жестких конкурентных условиях менеджмент коммерческих предприятий осваивает новые инструменты и методы организации торгово-технологических процессов в зависимости от конъюнктуры [1]. Одним из инструментов является организация и развитие электронной розничной торговли. Электронная розничная торговля является максимально удобной формой организации процесса товародвижения. Интернет-технологии обеспечивают широту охвата покупательской аудитории, обладают высокой скоро-

стью передачи информации, они стали частью жизненного пространства потребителей. Потребители могут приобрести товар в экономическом пространстве в любое время суток, отсутствует региональная территориальная дискриминация, если четко организована доставка качественных товаров по оптимальной цене, то претензии будут минимальные.

Развитие торговли взаимосвязано с экономикой страны,экономи-ческие кризисы, диспропорции в развитии регионов формируют уровень и структуру внутренней торговли. Торговый капитал достаточно оперативен и мобилен, он быстро переходит из одной территории в другую, где может получить наибольшую выгоду [2].

Развитие Интернета способствовало появлению новой бизнес-среды — электронной коммерции. Интернет существенно

сократил путь товара от производителя к потребителю; он является не только источником новостной и развлекательной информации, но и предлагает информацию о товаре и способах его приобретения. Практическое использование инструментария электронной коммерции привело к осмыслению теоретических вопросов. Хотелось бы отметить публикации авторов: В.Н. Бугорского [3], монографию М.Л. Калужского [4], цикл статей И.Д. Котлярова [5, 6].

Большое количество публикаций по электронной коммерции не отражает все нюансы ее функционирования, что объясняется ее многоплановостью, сложностью и быстротой развития. В предлагаемой статье мы проанализируем современное состояние и специфику развития электронной розничной торговли в России.

В соответствии с общей классификацией форм продажи товаров

электронная торговля является разновидностью дистанционной торговли, следовательно, ее организацию регламентируют нормативно-правовые акты:

♦ Правила продажи дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612;

♦ Закон о Защите прав потребителей, ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товара»;

♦ Гражданский кодекс РФ, ст. 497 «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара»;

♦ Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-АР, ст. 8 «Реклама товаров при дистанционном способе их продажи»;

♦ Европейская конвенция о международной почтовой и дистанционной торговле. Электронный бизнес — это деятельность, которая использует потенциал всемирных информационных сетей. Основным элементом электронного бизнеса является электронная коммерция, для которой характерно осуществление различных форм сделок электронным способом. В качестве ключевого момента электронной коммерции можно выделить следующее:

♦ получение полной информации покупателями и хозяйствующими субъектами о товарах и услугах, независимо от места проживания;

♦ большой выбор поставщиков, позволяющий определить наиболее выгодные условия доставки и цены.

Электронная торговля — это процесс организация продажи товаров и услуг посредством использования электронных финансово-экономических инструментов. Электронная торговля входит

в состав электронной коммерции, сфера ее деятельности непосредственно связана с куплей-продажей [7].

Основными функциями электронной торговли являются:

♦ реализация товаров;

♦ организация взаимосвязи между производством и обращением;

♦ организация пространственного перемещения товаров посредством доведения до потребителей;

♦ сохранение баланса между предложением и спросом;

♦ сокращение издержек обращения в сфере потребления;

♦ использование инструментария маркетинга для проведения рыночных исследований, определения цены и т. д.

На развитие электронной торговли оказывает влияние значительное количество факторов, которые можно сгруппировать по

направлениям: экономические, -

<

Ей

О |_

О.

о н

О X X

о

.

£

<и <

т <и

X н X

ш

(О (С

.

(С X

X X к

X

<

ш

X

Е? 2

(О <0 £ о

.

о £

<0 ©

инфраструктурные, технические, управленческие, правовые (рис. 1; составлен авторами по материалам: [8], с. 23).

Электронная торговля имеет значительные преимущества даже перед прогрессивными формами реальной (офлайн) торговли (рис. 2;составлен авторами по материалам: [9], с. 275).

Однако электронная розничная торговля имеет ряд недостатков, к которым можно отнести, например несовместимость платежных систем, перебои с доставкой товаров и др. (рис. 3; составлен авторами по материалам: [10], с. 275).

Несмотря на недостатки электронной розничной торговли, она продолжает активно развиваться в Российской Федерации. Темпы роста электронной коммерции в 2014 году по сравнению с 2010

Экономические:

1. Стабильность экономической ситуации

2. Состояние национальной экономики

3.Уровень конкуренции и монополизации экономики

4. Уровень развития информационных технологий

5. Инвестиционный климат и налоговая политика государства

Инфраструктурные факторы:

1. Размеры и темпы роста интернет-аудитории

2. Уровень интеллектуального потенциала в сфере развития компьютерных технологий

3. Уровень развития средств осуществления электронных платежей

4. Степень взаимного доверия участников рынка

5. Наличие удобных и недорогих способов доставки товаров

Технические:

1. Развитие информационных технологий

2. Уровень стандартизации протоколов обмена информации

3. Уровень автоматизации бизнес-процессов

4. Количество технических систем защиты информации

5. Надежность телекоммуникационных связей

Управленческие:

1. Инновационный характер управления

2. Соответствие системы подготовки руководящих кадров современному уровню развития электронной коммерции

Правовые:

1. Уровень правового регулирования элеюронной торговли

2. Степень проработанности правовых аспектов защиты интеллектуальной собственности личных данных

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на развитие электронной торговли

годом выросли и составили 288%, электронная розничная торговля за аналогичный период увеличилась на 253%. Рост продаж цифровых товаров и билетов произошел за счет реализации билетов на поезд и самолет (табл. 1: [11]).

Эксперты компании J'son & Partners Consulting проанализировали состояние рынка электронной коммерции и составили следующий прогноз [12]:

♦ произойдет снижение оплаты наличными (с 78% в 2012 г. до 57% в 2017 г.),

♦ вырастет доля оплат банковскими картами с 13% в 2012 г. до 32% в 2017 г.),

♦ рост объемов продаж сохранится на уровне 10—15% ежегодно.

Увеличение числа персональных компьютеров на душу населения, развитие интернет-услуг, расширяют зону электронных продаж. Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) было проведено маркетинговое исследование, которое установило, что основными причинами для покупок в Интернете являются [13]:

♦ низкие цены (47%);

♦ экономия времени (36%);

♦ удобство (33%).

Российские потребители активно совершают покупки как в российских, так и зарубежных онлайн-ма-газинах. (табл. 2: [14]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализируем структуру совершаемых покупок, российские потребители 2/3 покупок совершают в российских онлайн-мага-зинах, структура покупок москвичей несколько иная, они приобретают в отечественных магазинах только 56, 6% (табл. 3: [15]).

Для торговой компании:

1. Расширение торговли, свободное движение товара, услуги без ограничений и барьеров.

2. Непрерывность работы торгового объекта.

3. Максимальная интенсивность торгового обслуживания.

4. Уменьшение издержек обращения, а также содержание инфраструктуры.

5. Встроенные средства рекламы, маркетинга, информации.

6. Ускорение расчетов.

7. Отсутствие ограничений коммерческого бизнеса.

Для покупателя:

1. Доступность к товару: территориальная, демографическая, часовая.

2. Экономия времени и денег.

3. Удобство и высокий уровень торгового обслуживания.

4. Доставка товара по конкретному адресу.

5. Морально-психологическое преимущество при посещении сайта, ознакомления с товаром, его характеристиками.

Рис. 2. Преимущества электронной розничной торговли

Рис. 3. Недостатки электронной розничной торговли

Таблица 1

Информация об объеме рынка электронной коммерции за 2010-2014 гг., млрд руб.

2010 2011 2012 2013 2014 2014 к 2010

Материальные товары 178 225 280 350 450 253%

Цифровые товары и билеты 62 95 125 170 240 387%

Итого 240 320 405 520 690 288%

Таблица 2

Сумма покупок совершаемых российскими потребителями в Интернете, руб.

Численность ^^ населения ^^ городов ^^ Тип ^^ онлайн-магазина Россия Москва Города с численностью более 800 тыс. чел. Города с численностью более 500 тыс. чел. Города с численностью более 100 тыс. чел.

Российский онлайн-магазин 6 591 7 947 6 355 5 324 6 512

Зарубежный онлайн-магазин 3 945 6 084 3 693 2 753 3 516

Всего 10 536 14 031 10 048 8 077 10 028

Российские потребители преимущественно приобретают (табл. 4: [16]):

1. В китайских онлайн-магази-нах: одежду и обувь —22%, товары для детей —11%, мобильные

телефоны, смартфоны, планшеты - 10%;

2. В англоязычных онлайн-ма-газинах: одежду и обувь — 15%, косметику и парфюмерию — 8%, товары для детей — 5%;

Таблица 3

Структура совершаемых покупок российскими потребителями в Интернете, 2014 г. %

Численность населения городов Тип . онлайн-магазина \ Россия Москва Города с численностью более 800 тыс. чел. Города с численностью более 500 тыс. чел. Города с численностью более 100 тыс. чел.

Российский онлайн-магазин 62,6 56,6 63,2 65,9 64,9

Зарубежный онлайн-магазин 37,4 43,4 36,8 34,1 35,1

Итого 100 100 100 100 100

Таблица 4

Информация о профиле покупок, совершаемых в Интернете, 2014 г., %

Товары Китайские онлайн-магазины Англоязычные онлайн-магазины Российские онлайн-магазины

Одежда, обувь 22 15 41

Мелкая бытовая техника 4 2 42

Косметика, парфюмерия 6 8 34

Мобильные телефоны, смартфоны, планшеты 10 4 35

Электроника (видео, аудио, фото) 9 4 31

Компьютеры, ноутбуки 7 3 31

Товары для дома и сада 9 2 29

Товары для детей 11 5 29

Крупная бытовая техника 1 1 21

Товары для спорта 5 3 20

Автозапчасти 3 3 19

Строительные материалы 2 1 15

Мебель 1 1 13

Handmade товары - - 8

3. В российских онлайн-магази-нах: мелкую бытовую технику — 42%, одежду и обувь — 41%, мобильные телефоны, смартфоны, планшеты — 35%, электронику, компьютеры и ноутбуки —31%, товары для дома, сада и детей — 29%.

Розничные торговые сети продолжают осваивать экономическое пространство Интернета. Рост популярности электронной коммерции привел к появлению различных моделей развития, например конвергенции [17].

Конвергенция реализуется двумя основными способами:

1. Проникновение электронной модели ведения бизнеса в деятельность традиционных мероприятий.

2. Внедрение инструментария традиционной торговли в деятельность интернет-магазина.

Стационарная розничная торговля построена в основном по сетевому принципу. Конвергенция позволяет использовать сетевой принцип построения торговли, но уже в интернет-пространстве. Необходимо помнить о том, что потребитель имеет разные предпочтения, вкусы, привычки, финансовые возможности. Модель сетевой торговли для каждого региона должна быть своя, учитывающая специфику экономического состояния — поликреодичность проблемы проникновения [18].

Потребитель, приобретающий товар в стационарном или интернет-магазине, имеет собственное представление о товаре, его качественных характеристиках, количественном составе, ценовом диапазоне. Несомненно, можно предположить, что все интернет-пользователи обладают универ-

сальными характеристиками, интернет-пространство не имеет территориальных границ, они условны. Но, тем не менее, если мы проанализируем покупки в Интернете, то сможем определить какому потребителю в зависимости от территории проживания, что нужно предложить. Необходимо рассматривать регион — территорию как производителя, ориентированного на потребителя, развивающего потребительский спрос, использующий все ресурсы своего потенциала, данный подход скорее является маркетинговым, чем подход, фактически концентрирующий внимание региона исключительно на самом себе [19].

Благодаря развитию глобальных информационных технологий у организаций появилась возможность более удобного сбора данных о потребителях, их потребностях, желаниях, предпочтениях и многом другом. С точки зрения покупателей появилось больше различных вариантов удовлетворения своих потребностей и получения дополнительной информации о товарах и услугах. Все это способствует развитию и ведению успешной коммерческой деятельности в сети Интернет. Важной особенностью данного бизнеса является то, что границы его не обозначены, а значит размер территории, который может охватить фирма, зависит

только от ее возможностей и желания.

Несмотря на то, что российский рынок розничной электронной торговли занимает не более 1% объема мирового рынка, товарооборот постоянно растет. Низкие барьеры проникновения на рынок способствуют увеличению численности интернет-магазинов. Эффективная внутренняя норма доходности бизнеса обеспечивается прежде всего интенсивным оборотом и минимизацией издержек. Однако рост затрат на рекламу интернет-ресурса и привлечения интереса клиентов к сайту уже достаточно велики,поэтому многие участники рынка выбывают или оказываются поглощенными конкурентами.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Динамика развития электронной коммерции имеет положительный характер. Электронные площадки, торговые платформы интернет-пространства обеспечивают постоянный доступ к товарной информации на доступном языке, что создает условия для развития заинтересованности целевых групп потребителей в режиме реального времени.

2. Виртуальность интернет-пространства достаточно условна, так как процесс покупки сопровождается процессом доставки, который в свою очередь приведет к физическому потреблению в реальном времени.

3. Наибольший вклад в общий оборот розничной электронной

торговли вносит реализация бытовой техники,электроники, компьютеров, одежды и продуктов питания.

4. Совершению покупок в Интернете способствует рост цен на товары. Отличительной особенностью развития интернет-торговли является перемещение покупательской активности в регионы. На региональных пользователей Интернета приходится больше половины заказов, сделанных в российских интернет-магазинах.

5. По мере развития географической экспансии коммерческие действия интернет-магазинов становятся больше направленными на увеличение широты товарного ассортимента и расширение клиентской базы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Крымов С.М., Магомедов М.Г., Мартынова Н.В. Совершенствование организации мерчандайзинга в системе маркетинговой деятельности предприятий розничной торговли: монография; под ред. профессора С.М. Крымова. Ростов н/Д: ДГТУ, 2013. 130 с. С. 3.

2. КрасюкИ.А. Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в регионах // Практический маркетинг. 2015. № 6 (220). С. 8-18.

3. Бугорский В.Н. Особенности использования преимуществ электронной коммерции // Интернет-маркетинг. 2013. № 4. С. 242-247.

4. КалужскийМ.Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка. М.: Экономика, 2014. 328 с.

5. Котляров И.Д. Тенденции эволюции электронной коммерции // Интернет-маркетинг. 2012. № 4. С. 252-258.

6. Котляров И.Д Внемагазинная интернет-торговля // Интернет-маркетинг. 2014. № 3. С. 178-182.

7. Красюк И.А, Казакова Л.В. Маркетинг в коммерческой деятельности. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 400 с. С. 271-74.

8. БрагинЛ.А, Панкина Т.В. Организация розничной торговли в сети Интернет. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. 120 с. С. 23-24.

9. Красюк И.А., Казакова Л.В Маркетинг в коммерческой деятельности. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 400 с. С. 275.

10. Там же.

11. Data Insight: Электронная торговля в России 2014: официальный сайт [Электронный ресурс]: http://www.shopolog.ru (дата обращения 15.06.2015г.).

12. Компания J'son & Partners Consulting: официальный сайт [Электронный ресурс]: http:// kompaniya-j'son-partners-consulting. ru (дата обращения 16.06.2015 г.).

13. Компания «BGMT - TRUE E-COMMERCE COMPANY»: официальный сайт [Электронный ресурс]: http:// bgmtsystems.ru/analitika/perspektivy-rynka-elektronnoj-kommercii-v-rf-v-2014g/(дата обращения 17.06.2015 г.).

14. Яндекс.Маркет и компания GfK: официальный сайт [Электронный ресурс]: http: //download.yandex.ru/company/ figures/ya commerce 2014 (дата обращения 18.06.2015 г.).

15. Там же.

16. Там же.

17. Бахарев В.В. Современная наука // Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2014. № 12. С. 51-53.

18. Дудакова И.А. Маркетинг формирования и развития региональной инфраструктуры розничной торговли на примере городов (теория, методология, практика): автореф. дис... д-ра экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Ростов-на-Дону, 2011. 50 с.

19. Дудакова И.А. Теоретические обоснования маркетингового подхода развития розничной торговли в экономическом пространстве / Актуальные проблемы теории и практики маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2010. 123 с. С. 23-43.

«npaKTMHecKMM MapKeTUHr» № 7 (221). 2015

Development of Electronic Retail in Russia Krasyuk Irina Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of foreign trade and commerce, Saint_Petersburg state University of Trade and Economics; Novorossiyskaya str. 50, Saint_Petersburg, 194021, Russia. (iri_krasjuk@yandex.ru)

Nogina Olga Romanovna,

undergraduate first year, Department of foreign trade and Commerce, faculty of graduate training «Saint-Petersburg state University of trade and Economics», Novorossiyskaya str. 50, Saint_Petersburg, 194021, Russia. (noginaor@mail.ru)

The article considers the problems and prospects of development of e-Commerce in Russia, given the notion of categories: eCommerce, e-retailing, examines its advantages and disadvantages, and analyzed information about the volume of e-Commerce market, the amount, and the profile of actual purchases by Russian online consumers. It is concluded that the retail chains continue to develop the economic space of the Internet, as one of the development models they use convergence. It is noted that due to the development of global information technology organizations have the possibility for more convenient data collection about consumers, their needs, desires, and preferences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: trading; e-business; e-Commerce; e-retail; convergence; geographic expansion of the online stores.

REFERENCES:

1. Krymov, M.S.; Magomedov, M. G.; Martynova, N. (2013) Sovershenstvovanie organizatsii merchandaysinga v sisteme marketingovoy deyatelnosti predpriyatiy roznichnoy torgovli: monografiya [In Improving the organization of merchandising in the marketing activities of retail trade enterprises: monograph] (Eds. Professor S.M. Krymov). Rostov on Don, DSTU Publ., 2013, 130 pp., p. 3.

2. Krasyuk, I.A. (2015) Sovremennoe sostoyanie i problemi razvitiya roznichnoy torgovli v regionakh [Current status and problems of development of retail trade in the regions]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2015, no. 6 (220), pp. 8-18.

3. Bugorski, V.N. (2013) Osobennosti ispolzovaniya preimushchestv elektronnoy kommertsii [Features benefits e-commerce]. Internet-marketing, 2013, no. 4, pp. 242-247.

4. Kaluzhskiy, M.L. (2014) Elektronnaya kommertsiya: marketingovie seti i infrastruktura rinka [E-Commerce: marketing the network and infrastructure market]. Moscow, Ekonomika Publ. [Publishing House «Economics»], 2014, 328 p.

5. Kotlyarov, I.D. (2012) Tendentsii evolyutsii elektronnoy kommertsii [Trends in the evolution of e-Commerce]. Internetmarketing, 2012, no. 4, pp. 252-258.

6. Kotlyarov, I.D. (2014) Vnemagazinnaya internet-torgovlya [Nonstore Internet Commerce]. Internet-marketing, 2014, no. 3, pp. 178-182.

7. Krasyuk, I.A.; Kazakova, L.V. (2015). Marketing v kommercheskoy deyatelnosti [Marketing in commercial activities]. Rostov on Don, Phoenix Publ., 2015, 400 p., pp. 271-274.

8. Bragin, L.A.; Pankina T.V. (2014) Organizatsiya roznichnoy tirgovli v seti Internet [Retailer on the Internet]. Moscow, FORUM; INFRA-M Publ., 2014, 120 p., pp. 23-24.

9. Krasyuk, I.A.; Kazakova, L.V. (2015). Marketing v kommercheskoy deyatelnosti [Marketing in commercial activities]. Rostov on Don, Phoenix Publ., 2015, 400 p., p. 275.

10. Ibid.

11. Data Insight: E-Commerce in Russia 2014 official website. Available at: http://www.shopolog.ru (accessed 2015.06.15).

12. The company J'son & Partners Consulting official website. Available at: http:// kompaniya-j'son-partners-consulting. EN (accessed 2015.06.16).

13. Company BGMT-TRUE E-COMMERCE COMPANY official website. Available at: http://bgmtsystems.ru/analitika/ perspektivy-rynka-elektronnoj-kommercii-v-rf-v-2014g/(accessed 2015.06.17).

14. Yandex. Market and company GfK official website. Available at: http: //download.yandex.ru/company/figures/ya commerce 2014 (accessed 2015.06.18).

15. Ibid.

16. Ibid.

17. Bakharev, V.V. (2014) Sovremennaya nauka [Modern science]. Aktualnie problemi teoriiipraktiki [Actual problems of theory and practice], Series «Economics and law», 2014, no. 12, pp. 51-53.

18. Dudakova, I.A. (2011) Marketing formirovaniyai razvitiya regionalnoyinfrastrukturi roznichnoy torgovli naprimere gorodov (teoriya, metodologiya, praktika) [Marketing of formation and development of regional infrastructure of retail trade on the example of cities (theory, methodology, practice)]: author. dis... d-r Ekon. Sciences; GOU VPO «Rostov state economic University (RINH)», Rostov-on-Don, 2011, 50 p.

19. Dudakova, I.A. (2010) Teoreticheskie obosnovaniya marketingovogo podkhoda razvitiya roznichnoy torgovli v ekonomicheskom prostranstve [Theoretical study of marketing approaches for the development of retail trade in the economic space]. In: Aktualnie problemi teorii i praktiki marketinga: kollektivnaya monografiya [Actual problems of theory and practice of marketing: collective monograph]. Rostov on Don, Publishing center of DSTU, 2010, 123 p., pp. 23-43.

Tefl./$aKC pefla^MM: (495) 365 0255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.