Научная статья на тему 'Перспективы развития электронной коммерции в Узбекистане'

Перспективы развития электронной коммерции в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1500
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / БИЗНЕС / BUSINESS / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Джуманиязова М. Ю.

В статье рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий в бизнесе, изучены законы и концепции электронной коммерции Узбекистана, обобщены теоретические достоинства применения электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR ELECTRONIC COMMERCE DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

The article considers the use of information and communication technologies in business, studied laws and concepts of e-commerce in Uzbekistan, summarizes the theoretical merits of the use of e-commerce.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития электронной коммерции в Узбекистане»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В

УЗБЕКИСТАНЕ

М.Ю. Джуманиязова, страший преподаватель Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

Аннотация. В статье рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий в бизнесе, изучены законы и концепции электронной коммерции Узбекистана, обобщены теоретические достоинства применения электронной коммерции.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, бизнес, электронная коммерция.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий привело возникновению целого множества явлений в самых разных областях жизнедеятельности человечества. Для экономической сферы таким феноменом стала электронная коммерция.

Дальнещее развитие современных информационно-коммуникационных технологий на базе интернет технологий, а также появление и развитие различных информационных систем, кроме того внедрение в ИКТ междунардные стандарты по торговли привело к появлению совершенно нового вида направление современной коммерции, так называемая электронная коммерция.

Прежде чем описать основы развитие электронной комерции в нашей республики, дадим основные понятия об этом термине. Интернет-торговля (в разных источниках дается, как электронная коммерция, e-commerce) - термин, используемый для обозначения коммерческой активности в сети Интернет. Электронная коммерция обеспечивает возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых услуг путем использования компьютерных сетей. Одним словам, электронная коммерция -это предпринимательская деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными.

В настоящее время современная электронная коммерция -это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции,

осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В понятие электронной коммерции необходимо включить виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота.

Исходя из вышесказанных, можно определить электронную коммерцию, как комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих. Электронная коммерция - это сетевая модель ведения бизнеса, использующая электронные сети как основное средство коммуникации. Любая хозяйственная операция, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности на товар или право пользования им передается от одного лица к другому, может быть представлена как электронная коммерция. Электронный бизнес можно определить как процесс, который также осуществляется через электронные сети, но может не сопровождаться передачей права собственности или пользования товаром. Следовательно, электронная коммерция - частный случай электронного бизнеса. Мы считаем, что электронный бизнес является основой постепенной глобализации экономических отношений, в частности расчетов и платежей, осуществляемых посредством электронных технологий.

В нашей стране электронная коммерция начала развиваться начиная 2004 года. 29 апреля 2004 году №613-11 был принят закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции». Цель этого закона является регулирование отношений в области электронной коммерции. Основными принципами электронной коммерции являются:

- свобода осуществления предпринимательской деятельности в электронной коммерции;

- добровольность заключения договоров в электронной коммерции;

- равенство условий участия в электронной коммерции;

- защита прав и законных интересов участников электронной коммерции.

В частности приняты постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 января 2007 года №21 "О мерах по развитию электронной коммерции", 2015 году принят закон в новой редакции в соответствии с Законом Республики Узбекистан № ЗРУ-385 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "Об электронной коммерции". В нашей республике формируется нормативно-правовая база, регулирующая электронную коммерцию. Приняты законы «О связи», «Об информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О телекоммуникациях», «О почтовой связи», «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронном документообороте». от 4 декабря 2015 года № 353 "Об утверждении Концепции развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 20162018 годы".

Целью настоящей Концепции является определение стратегии единой политики в сфере электронной коммерции на 2016-2018 годы, с созданием равных условий для развития предпринимательской и взаимодействия субъектов предпринимательства. Основными задачами Концепции определены:

- совершенствование законодательства об электронной коммерции;

— создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства в сфере электронной коммерции, имея в виду достижение в перспективе в этом бизнес-сегменте уровня, приближенного к развитым странам;

— дальнейшее развитие и модернизацию инфраструктуры электронной коммерции, включая сети телекоммуникаций;

— увеличение товарооборота, объемов производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в соответствии со спросом потребительского рынка;

— создание интегрированных торговых и маркетинговых платформ, интернет-магазинов, более совершенных платежных систем, а также системы логистики в электронной коммерции;

— устранение бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства, улучшение деловой среды с ориентированием на международные стандарты;

— изучение, анализ и применение передового международного опыта в сфере электронной коммерции.

Основными направлениями развития электронной коммерции в Республике Узбекистан являются:

— дальнейшее совершенствование законодательства по регулированию:

электронной коммерции, имея в виду обеспечение гарантий участникам процесса, исключающих сомнение в действительности и обязательности сделки, заключенной в электронном виде;

платежных операций в области электронной коммерции, механизмов обеспечения безопасности при дистанционном управлении потоками денежных средств, осуществлении таможенного контроля за международными почтовыми отправлениями и т. д.;

— разработка и принятие:

нормативно-правовых актов, включая разработку стандартов, определяющих авторизационно-расчетную часть общего процесса электронной коммерции, внедрение единых форм электронных документов, механизма по стиму-

лированию использования электронных денежных карт;

порядка реализации недвижимости, электронной торговли товарами (работами, услугами), порядка распространения рекламы, в том числе массовых рассылок электронных документов;

— создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства в сфере электронной коммерции, ориентируясь на приближение к уровню развитых стран;

— дальнейшее развитие инфраструктуры электронной коммерции путем внедрения и использования программного обеспечения международного стандарта, интегрирования высокоскоростных интернет-услуг;

— поэтапный переход на электронные системы корпоративных закупок путем совершенствования механизмов отбора поставщиков, обеспечения гарантий исполнения договорных обязательств;

— создание субъектов предпринимательства и дополнительных рабочих мест за счет реализации мероприятий, предусматривающих:

проведение масштабной информационно-образовательной кампании по рекламированию бизнеса в области электронной коммерции и возможностей для углубления профессиональных знаний и навыков в организации собственного бизнеса и налогообложения;

дальнейшее развитие и расширение инфраструктуры на базе информационно-коммуникационных технологий, обеспечения безопасности в сфере электронной коммерции;

расширение доступа населения и предпринимателей к всемирной информационной сети Интернет, особенно в сельской местности;

— повышение уровня осведомленности заинтересованного контингента и содействие в выборе приоритетов в раз-

витии бизнеса путем проведения обучающих семинаров, организации бесплатных консультационных услуг, в том числе через средства массовой информации;

— обеспечение баланса интересов бизнеса и потребителей.

Для реализации Концепции предусмотрены соответствующие мероприятия, в частности:

— разработка и внесение в установленном порядке Правил электронной торговли товарами (работами, услугами);

— совершенствование порядка размещения рекламы, массовых рассылок электронных документов или электронных сообщений в электронной коммерции;

— разработка и утверждение Положения о порядке совершения сделок, хранения электронных документов и информации, содержащейся в электронных сообщениях, применяемых в электронной коммерции;

— внедрение единых форм электронных документов по исполнению сделок в электронной коммерции в следующих форматах:

• электронные сделки между хозяйствующими субъектами (В2В);

• электронные сделки между хозяйствующими субъектами и населением (В2С);

• электронные сделки между хозяйствующими субъектами и государством (B2G);

• электронные сделки по оплате услуг физическими лицами (G2C);HTTP/1.0 200 OK Server: Proxy

В настоящее время статистические данные в сфере развития электронной коммерции в Узбекистане показывают, что количество электронных магазинных магазинов увеличилась на 35% по отношению 2005 года.

PROSPECTS FOR ELECTRONIC COMMERCE DEVELOPMENT IN

UZBEKISTAN

M.Ju. Jumaniyazova, senior lecturer Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article considers the use of information and communication technologies in business, studied laws and concepts of e-commerce in Uzbekistan, summarizes the theoretical merits of the use of e-commerce.

Keywords: information and communication technologies, business, e-commerce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.