Научная статья на тему 'Электронная коммерция как фактор инновационного развития экономики строительной отрасли'

Электронная коммерция как фактор инновационного развития экономики строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / E-COMMERCE / INTERNET TRADING / ONLINE-BUSINESS / INNOVATIVE ECONOMY / INVESTMENT TAX CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулев А. Ф. Р., Горбачевская Е. Ю., Никитюк Л. Г., Тимчук О. Г.

ЦЕЛЬ. Актуальность представленного исследования состоит в разработке комплекса мероприятий по формированию налоговой политики, созданию правового поля и механизмов налогообложения, а также по планированию финансовой безопасности и стабильности на долгосрочный период строительной отрасли, в том числе при ведении деятельности с помощью электронного бизнеса. Цель научной статьи: определить значение электронной коммерции и электронного бизнеса в развитии национальной экономики страны и структурировать инвестиционно-инновационные подходы к ее развитию. МЕТОДЫ. На сегодняшний день электронная торговля товарами и услугами является основным видом деятельности электронного бизнеса, однако именно уровень его развития определяет степень проникновения электронного бизнеса в другие отрасли народного хозяйства. Авторами определен круг проблем развития современного рынка электронной торговли. Особое внимание уделяется анализу зарубежного опыта реализации товаров и услуг через Интернет. Также проведен анализ отечественного опыта рынка электронной коммерции; на основании статических данных представлен прогноз тенденций развития продаж товаров и услуг через Интернет до 2020 года. РЕЗУЛЬТАТЫ. На основании проведенного исследования предложена авторская модель взаимоотношений между участниками сферы электронного бизнеса для развития инновационной составляющей, в том числе применимой и в строительной отрасли. По мнению авторов, для развития рынка электронной коммерции необходимо внедрять инвестиционно-инновационные инструменты. Одним из таких инструментов должен стать инвестиционный налоговый кредит. Предложена новая экспериментальная инновационная методика расчета инвестиционного налогового кредита, погашаемого аннуитетными платежами. ВЫВОДЫ. Таким образом, электронная коммерция будет способствовать развитию инновационной экономики, в частности развитию новой формы деятельности электронного бизнеса, с выходом на новые рынки сбыта, повышению конкурентоспособности, сокращению финансовых и временных ресурсов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC COMMERCE AS A FACTOR OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

AIM. The relevance of the research involves the development of an action plan for the formation of tax policy, creation of legal boundaries and taxation mechanisms, as well as the planning of financial security and stability for the long-term construction industry, including cases of e-business, a contemporary form of business organisation. This work is aimed at the determination of the significance of e-commerce and e-business in the development of the national economics and the structuring the investment and innovative approaches to its development. The topic of the research comprises electronic commerce and electronic business as tools for innovative economic development and approaches to the development of electronic business in the in the Russian Federation. METHODS. Today, electronic trading of goods and services is the primary activity of electronic business. However, it is the level of its development that determines the penetration of electronic business into other sectors of the national economy. Particular attention is paid to the analysis of foreign experience in the sales of goods and services via the Internet. In addition, an analysis of domestic e-commerce market experience is carried out. Based on statistical data, a forecast of development trends in the sales of goods and services via the Internet up to 2020 is presented. A model of relationships between participants in the e-business sector for the innovation component development is proposed. It should be noted that this model is also applicable in the construction industry. Results. The authors point to the necessity of introducing investment-innovative tools in order to develop the e-commerce market. One of these tools should consist in an investment tax credit. A new, innovative experimental method for calculating an investment tax credit repaid by annuity payments is proposed. Conclusion. E-commerce is seen to contribute to innovative economic development; in particular, to a new form of activity of e-business, with an access to new markets, competitive growth, reduction of financial and time resources, etc.

Текст научной работы на тему «Электронная коммерция как фактор инновационного развития экономики строительной отрасли»

Оригинальная статья / Original article УДК 336:621.31

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-3-32-44

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

© А.Ф. Расулев3, Е.Ю. Горбачевскаяь, Л.Г. Никитюкс, О.Г. Тимчу^

аИнститут экономики Академии наук Республики Узбекистан, 1000060, Республика Узбекистан, г. Ташкент, пр. Шахрисябзкий, 5. ь,с,с|Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Актуальность представленного исследования состоит в разработке комплекса мероприятий по формированию налоговой политики, созданию правового поля и механизмов налогообложения, а также по планированию финансовой безопасности и стабильности на долгосрочный период строительной отрасли, в том числе при ведении деятельности с помощью электронного бизнеса. Цель научной статьи: определить значение электронной коммерции и электронного бизнеса в развитии национальной экономики страны и структурировать инвестиционно-инновационные подходы к ее развитию. МЕТОДЫ. На сегодняшний день электронная торговля товарами и услугами является основным видом деятельности электронного бизнеса, однако именно уровень его развития определяет степень проникновения электронного бизнеса в другие отрасли народного хозяйства. Авторами определен круг проблем развития современного рынка электронной торговли. Особое внимание уделяется анализу зарубежного опыта реализации товаров и услуг через Интернет. Также проведен анализ отечественного опыта рынка электронной коммерции; на основании статических данных представлен прогноз тенденций развития продаж товаров и услуг через Интернет до 2020 года. РЕЗУЛЬТАТЫ. На основании проведенного исследования предложена авторская модель взаимоотношений между участниками сферы электронного бизнеса для развития инновационной составляющей, в том числе применимой и в строительной отрасли. По мнению авторов, для развития рынка электронной коммерции необходимо внедрять инвестиционно-инновационные инструменты. Одним из таких инструментов должен стать инвестиционный налоговый кредит. Предложена новая экспериментальная инновационная методика расчета инвестиционного налогового кредита, погашаемого аннуитетными платежами. ВЫВОДЫ. Таким образом, электронная коммерция будет способствовать развитию инновационной экономики, в частности развитию новой формы деятельности - электронного бизнеса, с выходом на новые рынки сбыта, повышению конкурентоспособности, сокращению финансовых и временных ресурсов и др.

Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет-торговля, электронный бизнес, инновационная экономика, инвестиционный налоговый кредит.

Информация о статье. Дата поступления 28 мая 2018 г.; дата принятия к печати 02 июля 2018 г.; дата онлайн-размещения 26 сентября 2018 г.

эРасулев Алишер Файзиевич, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики, e-mail: [email protected]

Alisher F. Rasulev, Doctor of Economics, Professor, Director of Institute of Economics, e-mail: [email protected]

'Горбачевская Евгения Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, e-mail: [email protected]

Evgenia Yu. Gorbachevskaya, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Real Estate Expertise and Management, e-mail: [email protected]

^икитюк Любовь Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых технологий, e-mail: [email protected]

Lyubov G. Nikityuk, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Digital Technologies, e-mail: [email protected]

^имчук Оксана Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых технологий, e-mail: [email protected]

Oksana G. Timchuk, Candidate of Economics, Associate Professor of theDepartment of Economics and Digital Technologies, e-mail: [email protected]_

Формат цитирования. Расулев А.Ф., Горбачевская Е.Ю., Никитюк Л.Г., Тимчук О.Г. Электронная коммерция как фактор инновационного развития экономики строительной отрасли // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 3. С. 32-44. DOI: 10.21285/2227-2917-20183-32-44

ELECTRONIC COMMERCE AS A FACTOR OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

A.F. Rasulev, E.Yu. Gorbachevskaya, L.G. Nikityuk, O.G. Timchuk

Institute of Economics of Academy of Sciences of Republic of Uzbekistan, 5, Shakhrisyabzky Av., Tashkent, 1000060, Republic of Uzbekistan Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation

ABSTRACT. AIM. The relevance of the research involves the development of an action plan for the formation of tax policy, creation of legal boundaries and taxation mechanisms, as well as the planning of financial security and stability for the long-term construction industry, including cases of e-business, a contemporary form of business organisation. This work is aimed at the determination of the significance of e-commerce and e-business in the development of the national economics and the structuring the investment and innovative approaches to its development. The topic of the research comprises electronic commerce and electronic business as tools for innovative economic development and approaches to the development of electronic business in the in the Russian Federation. METHODS. Today, electronic trading of goods and services is the primary activity of electronic business. However, it is the level of its development that determines the penetration of electronic business into other sectors of the national economy. Particular attention is paid to the analysis of foreign experience in the sales of goods and services via the Internet. In addition, an analysis of domestic e-commerce market experience is carried out. Based on statistical data, a forecast of development trends in the sales of goods and services via the Internet up to 2020 is presented. A model of relationships between participants in the e-business sector for the innovation component development is proposed. It should be noted that this model is also applicable in the construction industry. RESULTS. The authors point to the necessity of introducing investment-innovative tools in order to develop the e-commerce market. One of these tools should consist in an investment tax credit. A new, innovative experimental method for calculating an investment tax credit repaid by annuity payments is proposed. CONCLUSION. E-commerce is seen to contribute to innovative economic development; in particular, to a new form of activity of e-business, with an access to new markets, competitive growth, reduction of financial and time resources, etc. Keywords: ecommerce, Internet Trading, online-business, innovative economy, investment tax credit

Information about the article. Received May 28, 2018; accepted for publication July 02, 2018; available online September 26, 2018.

For citation. Rasulev A.F., Gorbachevskaya E.Yu., Nikityuk L.G., Timchuk O.G. Electronic commerce as a factor of innovative economic development in the construction industry. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2018, vol. 8, no. 3, pp. 32-44. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-32-44

Введение

В современных условиях развития национальной экономики особое значение отводится задачам совершенствования инновационной составляющей предпринимательской деятельности для повышения эффективности бизнеса (в том числе в строительной отрасли), тем более что существующие в настоящее время в стране методы ведения бизнеса не в полной мере соответствуют международным тенденциям.

В мире быстрыми темпами распространяется существенно новая форма деятельности - электронный бизнес, и в первую очередь - электронная коммерция в различных сферах, в том числе и в торговле. В общем виде категория «электронная коммерция» относится к сфере экономической деятельности, в которой все финансовые и электронные транзакции осуществляются с использованием и внедрением передовых современных информационных технологий.

Понятие «электронная коммерция» тесно сопряжено с понятием «электронный бизнес» и является его составной частью. Электронный бизнес как финансовая категория подразумевает под собой деловую активность при помощи глобальных информационных и телекоммуникационных сетей с целью получения максимальной прибыли. Основное отличие электронной коммерции от электронного бизнеса заключается в том, что электронная коммерция - это форма осуществления сделок; в свою очередь, электронный бизнес - это основное

направление деловой активности предприятия, нацеленное на преобразование бизнес-процессов деятельности предприятия [1].

Методы

На основании проведенных ранее исследований авторы предлагают собственную модель взаимодействия между участниками электронной коммерции и организации деятельности с помощью электронного бизнеса, которая может быть применена и в строительной отрасли (рис. 1). Представленная модель является вариативной, а не универсальной [2-6].

Рис. 1. Модель отношений между участниками процесса электронной коммерции

в строительстве, где: А - информационное пространство, объединяющее участников строительной отрасли по различным признакам; B - государство; C - бизнес-среда; D - потребители; F - банки Fig. 1. Model of the relations between participants of process of electronic commerce in construction, where: A - the information space uniting participants of construction branch on various signs; B - state; C - business environment; D - consumers; F - banks

Информационное пространство может объединять участников строительной сферы электронного бизнеса по рынку сбыта, по рынкам закупа материалов, по сегменту занимаемого рынка или по отдельным составляющим сферы деятельности (рынок консалтинговых услуг, финансирование проекта, маркетинг и пр.). В соответствии с представленным рисунком дистанционное взаимодействие в информационном пространстве осуществляется в сфере совершения электронных платежей между участниками строительного бизнеса, подписания и принятие соглашений, в том числе с использованием электронных цифровых подписей, оказание консалтинговых услуг,

в том числе в области обучения и повышения квалификации сотрудников, расширение рынка сбыта, создание новых источников поиска клиентов. Все это будет способствовать эффективному развитию инновационной экономики страны.

На сегодняшний день Правительством РФ активно совершенствуется нормативная база и создается необходимая среда для развития электронного бизнеса, в том числе в строительной отрасли. Так, например, для осуществления электронных платежей в представленной модели создана и активно развивается Национальная платежная системы «Мир». В настоящее время роль пластиковых карт и

платежных систем как части инфраструктуры безналичных расчетов увеличивается. С 01.04.2015 года платежи внутри России по всем пластиковым картам, включая Visa и MasterCard, проходят через оператора платежной системы «Мир». В связи с мировым экономическим кризисом и постоянными санкциями в отечественных кредитных организациях происходили блокировки счетов и остановки работы платежных систем «Visa» и «MasterCard», тем самым был нарушен платежный суверенитет России - это и стало причиной создания государственной системы платежных карт и внедрения пластиковых карт «Мир». Численность людей, использующих пластиковые карты, с каждым годом возрастает; основанием для роста является продажа кредитными организациями зарплатных проектов.

Виртуальное информационное пространство на сегодняшний день в значительной степени упрощает и сокращает большинство бизнес-процессов предприятий. В строительной отрасли с помощью такого пространства за последнее десятилетие в разы усовершенствована и упрощена логистическая система, повышается качество планирования инвестиционно-строительных проектов за счет становящейся более доступной существенной информационной базы.

Изначально электронный бизнес получил значительное развитие в сфере розничной торговли. Показатели этой сферы и на сегодняшний день являются индикаторами и информационной базой для оценки перспектив развития электронного бизнеса в стране в целом. Одним из инструментов продвижения товара для бизнеса становится онлайн-торговля. Это свойственно и строительной отрасли: в настоящее время мы наблюдаем создание виртуальной базы объектов, выставленных на продажу или для сдачи в аренду; становятся традиционными онлайн-маркетинговые компании для

привлечения покупателей как в сегменте готовых и строящихся объектов недвижимости, так и для обеспечения строительной деятельности материалами, машинами и механизмами, для повышения обеспеченности предприятия отрасли трудовыми ресурсами и пр. Основными факторами, способствующими эффективному стимулированию электронного бизнеса в строительной отрасли, являются:

1. Интернет-реклама - не очень дорогая, по сравнению с традиционными видами рекламы, и в то же время очень эффективная; издержки на содержание веб-сайта или Интернет-витрины магазина значительно ниже издержек на содержание рекламной витрины традиционной розничной точки строительной отрасли; средняя цена обслуживания одного заказа в он-лайн-торговле ниже, несмотря на необходимость предоставления курьерской доставки.

2. Некоторые виды строительных товаров из-за особенностей их продвижения достаточно хорошо подходят для онлайн-торговли.

С развитием дистанционных форм взаимодействия субъектов строительной отрасли на второй план ушла значимость местоположения самого предприятия-застройщика и субъектов, с которыми оно взаимодействует, так как потребитель приезжает в офис уже непосредственно для оформления и завершения сделки, что позволяет в значительной степени экономить на арендных платежах и содержании недвижимости в центральных частях города.

Прежде чем анализировать рынок электронной коммерции, следует оценить его потенциальный объем, исходя из масштабов проникновения и распространения современных электронных технологий. На рисунке 2 представлен международный рейтинг стран по использованию сети Интернет среди населения.

Рис. 2. Использование сети Интернет в наиболее развитых странах мира, по результатам исследования за 2014 год, в % от численности населения Fig. 2. Use of the Internet in the most developed countries of the world, by results of a research for 2014, in % of population

Российская Федерация находится на восьмом месте: охваченность Интернетом в стране составляет 65% от численности населения. Другими словами, более половины населения России являются потенциальными потребителями товаров и услуг, предоставляемых посредством электронной коммерции. Такая же ситуация сложилась и в сфере ведения хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства.

Результаты и их обсуждение На рисунке 3 рассмотрим использование Интернета жителями раз-

личных категорий населенных пунктов РФ. Из представленных данных видно, что в городах численностью населения свыше 100 тысяч человек показатель проникновения электронных технологий составляет более 70%. Этот показатель - один из самых высоких на мировом уровне, что свидетельствует о значительной степени возможности структурной трансформации многих рынков товаров (услуг) и значительное преобладание электронных способов заключения сделок уже в ближайшие несколько лет.

Рис. 3. Использование Интернета в населенных пунктах России, в % от численности населения старше 18 лет Fig. 3. Use of the Internet in settlements of Russia, in % of population older than 18 years

Лидерами по цифровой грамотности являются Северо-Западный и Центральный федеральные округа, за ним следует Уральский федеральный округ, и самым отстающим является Южный федеральный округ. В последние несколько лет наблюдается замедление развития рынков электронной коммерции, и в частности Интер-

нет-торговли. На рисунке 4 представлена тенденция замедления темпов развития мировых рынков e-commerce. Значение данных показателей также играет важную роль и при анализе ситуации на уровне страны ввиду существенного влияния эффекта глобализации.

$1,058

51,251

Si.505

$1,771

$2,053

$2,357

22,30 18,30% 20.20% 17,70% 15,90% 14,80%

2012 2013 2014 2015 2016 2017

В2С ecommerce sales -% change

Рис. 4. Изменение темпов роста мировых рынков электронной коммерции Fig. 4. Change of growth rates of the world markets of electronic commerce

Объем внутреннего рынка электронной коммерции за 2015 год в РФ оценивается в 922,4 миллиарда рублей (или 15,4 млрд долларов), по сравнению с 2014 годом он вырос на 2,1% в рублевом выражении. Процесс стагнации прослеживается как на мировом рынке, так и на российском рынке электронной коммерции. Ретроспектива изменения рынка Интернет-торговли представлена на рисунке 5.

Экспертами рынок электронной коммерции в нашей стране оценивается как недостаточно развитый, так как составляет не более 2,5% от розничного оборота. По разным оценкам, этот показатель в ближайшие несколько лет может увеличиться на 4-4,5%, в то время как в других экономически развитых странах он в среднем составляет 6%, а в США, к примеру, - 10-12%.

Объем рынкл интернет-торговли, млрд. руб Темп прироста, % к предыдущему году

903,5 922,4

774,4

291,2 406,3 539,6

38,40% Ï9.50 % 32,8 43,5 16,7 2,1

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 5. Динамика объема В2С сегмента российского рынка Интернет-торговли

в 2009-2015 гг., млрд руб., % Fig. 5. Dynamics of volume of B2C of a segment of the Russian market of Internet trade

in 2009-2015, billion rubles, %

В 2015 году структура роста рынка значительно отличалась от показателей предыдущих лет. Основными особенностями данной ситуации были выделены следующие.

1. На рынке во всех сегментах наблюдался значительный рост показателей среднего чека, что, собственно, объясняет рост розничных цен на товары, которые продаются в онлайн-магазинах.

2. Частота осуществления покупок через Интернет-магазины снизилась по сравнению с предыдущими годами.

3. На рынке возросла численность Интернет-покупателей, хотя рост был меньшим, чем в предыдущие годы.

Доля товарного сегмента в объеме всего рынка Интернет-торговли в России в 2015 году составляет 84,5%. При этом за последние 3 года видна устойчивая тенденция увеличения значения рассматриваемого показателя. В целом товарная структура Интернет-торговли по результатам 2015 года представлена на рисунке 6.

Авиабилеты Одежда, обувь и аксессуары Цифровая компьютерная техника Бытовая техника Ж/д билеты Отделочные материалы I Строительные материалы I Товарыдлядетей I Мебель, предметы интерьера Косметика, парфюмерия Автомобильные товары I Продукты питания Книги и прочая печатная продукция Билеты в театр, мюзикл, кино, на...

Товары для... Товарыдлядомаи сада I Ювелирные украшения Товары для животных I Товары для спорта/актнвного отдыха Сувениры талисманы, экзотические... I Программное обеспечение I

156,1

96,8

76,1

Рис. 6. Структура российского рынка Интернет-торговли товарами в 2015 г., млрд руб. Fig. 6. Structure of the Russian market of Internet trade in goods in 2015, billion rubles

В 2015 году самые большие доли в структуре российского рынка Интернет-торговли товарами занимают авиабилеты, одежда, обувь, цифровая техника и аксессуары. Также крупными являются такие сегменты, как бытовая техника и железнодорожные билеты. В сумме данные сегменты занимают

около 60% от общего объема рынка Интернет-торговли товарами. При этом значительная доля рынка цифровой техники и электроники, а также одежды, обуви и аксессуаров приходится на трансграничную торговлю. Остальные сегменты занимают в структуре российского рынка Интернет-торговли со-

ответственно 40%. Самыми крупными из них являются продажи через Интернет строительных и отделочных материалов, мебели, косметики, парфюмерии, товаров для детей, а также автомобильных товаров.

Остается неясным, какие возможные угрозы несет в себе столь массовое распространение онлайн-продаж.

За 2016 год 22-23 миллиона россиян совершили покупки через Интернет. Рынок электронной коммерции в России является одним из наиболее

быстро развивающихся во всей Европе, что ведет к уверенному росту количества молодых онлайн-покупателей. По прогнозам экспертов, к 2020 году объем электронного рынка достигнет 2180 млрд руб. и будет преобладать над многими другими торговыми отраслями. Как предсказывают эксперты, к 2020 году в центральной части страны и в столичных округах продажи с помощью онлайн-торговли возрастут на 30%, а в других регионах России средний рост составит примерно 55% [7], рисунок 7.

млрд. pyfj.

Рис. 7. Объем рынка электронной коммерции в России Fig. 7. The size of the market of electronic commerce in Russia

Исходя из представленного анализа, можно заключить, что рынок Интернет-торговли, ориентированный на конечного потребителя в строительной отрасли, значительно развивается пока только в сфере продажи строительных и отделочных материалов, однако тенденции развития данного рынка позволяют с уверенностью утверждать рост интереса потребителя к приобретению товаров и услуг через дистанционные каналы продаж. Для поддержания конкурентоспособности и уровня продаж предприятиями строительной отрасли необходимо развивать сферу электронного бизнеса не только в части материалов, но и предложения других товаров и услуг.

Еще одна особенность онлайн-торговли обоснована территориальными особенностями государства. Основным преимуществом отечественных Интернет-магазинов могли бы стать короткие сроки доставки по срав-

нению с зарубежными, но, учитывая большие расстояния между крупными городами, в которых расположены торговые склады, и возможные способы доставки, а также их стоимость, эти преимущества отсутствуют. Стоимость доставки сопоставима, а иногда и превышает стоимость доставки товаров из-за рубежа, а сроки существенно не различаются [8].

В связи с не простой макроэкономической ситуацией, которая неблагоприятно будет влиять на географическую экспансию логистических компаний, ожидается в краткосрочной перспективе сокращение темпов роста рынка экспресс-доставки. Замедление темпов подъема рынка электронной коммерции способно спровоцировать разорение и последующий уход с рынка небольших фирм, что обусловит увеличение конкуренции между оставшимися компаниями, а также, возможно, приведет к повышению качества

предоставляемых услуг. Не исключается, что будет наблюдаться тенденция к преумножению так называемых Интернет-гипермаркетов, которые предоставляют большой перечень смешанных товаров. На развитие отечественного рынка онлайн-торговли оказывает воздействие развитие мобильных приложений и мобильного Интернета, в настоящее время данный сектор составляет около 70% рынка. С учетом подъема общего числа пользователей смартфонов и планшетных компьютеров, ожидается увеличение суммарной активной базы мобильного Интернета

свыше 150 млн абонентов к концу 2018 г. К тому же наблюдается снижение стоимости мобильного Интернета, внедрение новых технологий высокоскоростной передачи данных, что способствует развитию дополнительных мобильных сервисов, с помощью которых также могут совершаться Интернет-покупки и развиваться сфера электронного бизнеса [8-17].

В долгосрочной перспективе развитие российского рынка электронной коммерции будет обусловлено следующими факторами.

Рис. 8. Формы электронного бизнеса на различных этапах жизненного и управленческого циклов инвестиционно-строительного проекта Fig. 8. Forms of electronic business at various stages of vital and administrative cycles of the investment and construction project

Из рисунка 8 следует, что самой активной формой проявления электронного бизнеса в строительстве является использование виртуальной информационной среды.

Электронная коммерция в строительной области, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в настоящее время развивается, предприниматели в целях развития бизнеса ищут новые возможности реализации

собственных идей, и активное использование информационной виртуальной среды способствует получению максимальной прибыли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие любой предпринимательской деятельности, осуществляемой с помощью такой формы, как электронный бизнес, является неотъемлемой составляющей поддержания конкурентоспособности предприятия на отечественном и мировом рынке.

Для эффективного развития электронной коммерции авторы статьи предлагают предоставлять его участникам инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую сто процентов стоимости приобретенного товара, либо на сумму кредита, определяемую по соглашению сторон. На сумму ИНК устанавливаются проценты по ставке не менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Для экономического обоснования эффективной деятельности электронной коммерции необходимо разработать методику расчета стоимости ИНК как инструмента инвестиционно-инновационной деятельности.

В каждом отчетном периоде сумма, на которую уменьшается платеж по налогу, не может превышать пятьдесят процентов размера соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам, без учета наличия договоров об ИНК.

При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать пятьдесят процентов

размера суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период.

На основании вышеизложенного авторами были разработаны коэффициенты по ИНК, которые будут способствовать инновационному развитию строительных Интернет-площадок:

1. Коэффициент соотношения суммы ИНК к сумме налога на прибыль

п п

KIT:;._Tp,o:it _ = ^ Пег /" ^ Tpi'0fit;

'=! ' r=i (1)

где ITcr (Invest tax credit) - сумма ИНК с учетом начисленных процентов;

TPROF|T t (Tax on profit) - сумма задолженности по налогу на прибыль.

2. Коэффициент соотношения суммы ИНК к сумме налога на имущество

где Tproperty t (Tax on property) -сумма задолженности по налогу на имущество.

3. Коэффициент соотношения суммы ИНК к сумме транспортного налога

где TCAR t (Tax on car) - сумма задолженности по транспортному налогу.

Если коэффициенты Кп\г Trrifj>,

"11ь :т _Тр г э p'trtrj' " :;г«-

> 0,5, то предоставление ИНК считается возможным;

< 0,5, то ИНК не представляется возможным.

Данные коэффициенты позволят выявить у хозяйствующего субъекта наличие или отсутствие возможности получения ИНК с учетом разных видов налогов.

Если данные коэффициенты (согласно главе 9 НК РФ, ст. 66, п. 3) имеют значение > 0,5, то расчет суммы ИНК с учетом начисленных процентов, погашаемых аннуитетными платежами (ITcr), будет выглядеть следующим образом:

^хух|(12+ух 12 ({12 +ух|)П-1

где Э - предоставленная сумма кредита;

Р - процентная ставка по ИНК;

п - количество месяцев, в течение которых выплачивается кредит;

у - ставка рефинансирования.

Данные формулы дают возможность строительной организации рассчитать необходимую сумму инвестиционного налогового кредита с учетом начисленных процентов по платежам.

Представленный расчет по предоставлению инвестиционного налогового кредита для Интернет-площадок строительной отрасли, осуществляющих электронную коммерцию, будет направлен не только на их собственное развитие, а, в первую очередь, на развитие инновационной экономики.

Выводы

Таким образом, доля электронной коммерции в строительной отрасли в российской экономике в ближайшие годы будет только возрастать, следовательно, станет увеличиваться и ее положительное воздействие на экономику государства и уровень жизни общества, появятся новые выгодные возможности: глобальное присутствие и глобальный выбор; персонали-зация продаж; реакция на спрос; снижение издержек; новые возможности ведения бизнеса; дальнейшее развитие конкурентной среды. В современных условиях развития экономики Российской Федерации активно расширяется и улучшается зона покрытия он-лайн-связью - более 70% населения в больших и средних городах используют сеть Интернет. Вследствие этого в ближайшие годы гарантированно вырастут продажи строительных товаров и услуг, совершаемые через дистанционные каналы, а сами продажи через Интернет станут самым перспектив-

ным направлением развития современного бизнеса в России. Предполагаемый рост составит порядка 2,5% -до 6% от оборота традиционной торговли. В связи с прогнозируемой ситуацией, для экономики государства может возникнуть ряд угроз. Так, доминирование на отечественном рынке электронной коммерции зарубежных крупных компаний способно привести к оттоку капитала домашних хозяйств страны и снизить поступления в бюджет налоговых платежей, которые ранее оплачивались строительной отраслью с оборота торговли в традиционном виде. Еще одной угрозой обществу может стать несанкционированное использование денежных средств собственников платежных карт, которые совершают строительные покупки в Интернете. Эксперты в области электронной коммерции предполагают стремительное увеличение рынка электронной коммерции к 2020 году - в 2,5 раза, что должно заставить органы государственной власти уже сегодня доработать нормативно-правовую базу для этого вида осуществления деятельности и разработать программу поддержки и развития отечественных предприятий, осуществляющих свою деятельность с использование данной формы - электронный бизнес. Очевидно, что на строительную отрасль развитие электронного бизнеса также окажет существенное влияние: увеличит количество каналов сбыта продукции отрасли, улучшит качество взаимодействия между субъектами инвестиционно-строительной деятельности, позволит сократить период реализации проекта и предоставит дополнительные возможности для развития бизнеса в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Валигурский С.Д. Проблемы и перспективы развития электронной торговли в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2011. № 3. С. 44-50.

2. Ивлева Л.А., Пономаренко В.С. Автоматизированные платежные системы // Сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции «Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации». М.: МГУ, 2016. С. 284-286.

3. Корецкий П.Б. Электронная коммерция: сущность, технологии, принципы организации. Воронеж: ГАУ, 2016. С. 300-304.

4. Мельникова О.А. Перспективы развития и проблемы электронной коммерции // Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции «Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования». М.: МГСУ, 2016. С. 125-126.

5. Нуреев Р.М. Проблемы модернизации экономики в условиях новой индустриализации // Сборник трудов Международной научной конференции «Методология устойчивого экономического развития в условиях новой индустриализации». Симферополь: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2016. С. 86-91.

6. Скиба О.Д. Понятие электронной коммерции в российском и зарубежном праве // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 2 (67). С. 171-176.

7. Ветрова Е.Н., Яковенко Е.А. Состояние и перспективы развития электронной коммерции // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2016. № 3. С. 65-70.

8. Канаян К., Канаян Р. Торговля через Интернет: насколько реальна угроза рознице [Электронный ресурс]. URL: http://www.usconsult.ru/b_063.html (14.03.2017).

9. Милонова М.В. Электронная коммерция в России: некоторые проблемы и пути их решения // Международная торговля и торговая политика. 2016. № 3. С. 100-111.

10. Петенева А.А. Роль электронной торговли в развитии бизнеса // Синергия наук. 2016. № 6. С. 86-91.

11. Рагожник В.А. Электронная коммерция: проблемы и перспективы развития // Сборник статей по итогам I заочной Международной научно-практической конференции «Современные проблемы товароведения, экономики и индустрии питания». Саратов: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2016. С.161-166.

12. Справочный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents /decl_conv /conventions/ commerce.shtml (13.03.2017).

13. ICT facts and figures 2016. Available at: http://www.itu.int/en/ ITU-D/Statistics/ Documents/facts/ICTFactsFigures2016.pdf (accessed on March 14, 2017).

14. Аналитический обзор: Российский рынок Интернет-торговли [Электронный ресурс]. URL: http://alfabank.rbc.ru/media/research/file/ (14.03.2017).

15. International Telecommunication Union, ITU. Available at: www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/facts/default.aspx (accessed on February 26, 2016).

16. По материалам аналитического агентства eMarker [Электронный ресурс]. URL: https://profi-site.info/e-commerce.html (14.03.2017).

17. Юрасов А.В. История электронной коммерции [Электронный ресурс]. URL: http://elcomrevue.ru/istoriya-elektronnoy-kommertsii/ (13.03.2017).

REFERENCES

1. Valigurskij S.D. Problemy i perspektivy razvitiya ehlektronnoj torgovli v Rossii [Problems and prospects of development of electronic trading in Russia]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ehkonomiki [Basic and applied researches of the cooperative sector of economy], 2011, no. 3, pp. 44-50. (In Russian)

2. Ivleva L.A., Ponomarenko V.S. Avtoma-tizirovannye platezhnye sistemy [The automated payment service providers]. Sbornik statej pobe-ditelej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennaya ehkonomika: aktu-al'nye voprosy, dostizheniya i innovacii» [Collec-

tion of articles of winners of the III International scientific and practical conference "Modern economy: topical issues, achievements and innovations"], Moscow, MGU Publ., 2016, pp. 284-286. (In Russian)

3. Koreckij P.B. Ehlektronnaya kommer-ciya: sushchnost', tekhnologii, principy organizacii [Electronic commerce: essence, technologies, principles of the organization]. Voronezh, GAU Publ., 2016, pp. 300-304. (In Russian)

4. Mel'nikova O.A. Perspektivy razvitiya i problemy ehlektronnoj kommercii [Prospects of development and problem of electronic commerce]. Sbornik nauchnyh trudov I Mezhdunarod-

noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Formiro-vanie finansovo-ehkonomicheskih mekhanizmov hozyajstvovaniya» [Collection of scientific works of the I International scientific and practical conference "Formation of Financial and Economic Mechanisms of Managing"], Moscow, MGSU Publ., 2016, pp. 125-126. (In Russian)

5. Nureev R.M. Problemy modernizacii ehkonomiki v usloviyah novoj industrializacii [Problems of modernization of economy in the conditions of new industrialization]. Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Me-todologiya ustojchivogo ehkonomicheskogo raz-vitiya v usloviyah novoj industrializacii» [Collection of works of the International scientific conference "Methodology of Sustainable Economic Development in the conditions of New Industrialization"], Simferopol, Krymskij federal'nyj universitet imeni V.I. Vernadskogo Publ., 2016, pp. 86-91. (In Russian)

6. Skiba O.D. Ponyatie ehlektronnoj kom-mercii v rossijskom i zarubezhnomprave [Concept of electronic commerce of the Russian and foreign law]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and management in the east of Russia], 2016, no. 2, pp. 171-176. (In Russian)

7. Vetrova E.N., Yakovenko E.A. Sostoy-anie i perspektivy razvitiya ehlektronnoj kommercii [Condition and prospects of development of electronic commerce]. Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ehkonomika i ehkologicheskij me-nedzhment» [NIU ITMO Scientific magazine. "Economy and Ecological Management" series], 2016, no. 3, pp. 65-70. (In Russian)

8. Kanayan K., Kanayan R. Torgovlya cherez Internet: naskol'ko real'na ugroza roznice [Trade on the Internet: how real the threat to retail is]. Available at: http://www. uscon-sult.ru/b_063.html (accessed on March 14, 2017).

9. Milonova M.V. Ehlektronnaya kommer-ciya v Rossii: nekotorye problemy i puti ih resheniya [Electronic commerce in Russia: some problems and ways of their solution]. Mezhdu-narodnaya torgovlya i torgovaya politika [International trade and trade policy], 2016, no. 3, pp. 100-111. (In Russian)

10. Peteneva A.A. Rol' ehlektronnoj tor-govli v razvitii biznesa [Role of electronic trading in business development]. Sinergiya nauk [Synergy of sciences], 2016, no. 6, pp. 86-91. (In Russian)

11. Ragozhnik V.A. Ehlektronnaya kom-merciya: problemy i perspektivy razvitiya [Electronic commerce: problems and the prospects of development]. Sbornik statej po itogam I zaochnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye problemy tovarovedeniya, ehkonomiki i industrii pitaniya» [Collection of articles following the results of the I correspondence International scientific and practical conference "Modern Problems of Merchandizing, Economy and Industry of Food"], Saratov, Rossijskij ehko-nomicheskij universitet im. G.V. Plekhanova Publ., 2016, pp. 161-166. (In Russian)

12. Spravochnyj sajt [Help website]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ decl_co nv/co nventi ons/co mmerce.shtml (accessed on March 13, 2017).

13. ICT facts and figures 2016. Available at: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/facts/ICTFactsFigures201 6.pdf (accessed on March 14, 2017).

14. Analiticheskij obzor: Rossijskij rynok Internet-torgovli [State-of-the-art review: Russian market of Internet trade]. Available at: http://alfabank.rbc.ru/media/research/file/ (accessed on March 13, 2017).

15. International Telecommunication Union, ITU. Available at: www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/facts/default.aspx (accessed on February 26, 2016).

16. Po materialam analiticheskogo agent-stva eMarker [Based on materials of the analytical agency eMarker]. Available at: https://profi-site.info/e-commerce.html (accessed on March 14, 2017).

17. Yurasov A.V. Istoriya ehlektronnoj kommercii [History of electronic commerce]. Available at: http://elcomrevue.ru/istoriya-elektronnoy-kommertsii/ (accessed on March 13, 2017).

Критерии авторства

Расулев А.Ф., Горбачевская Е.Ю., Никитюк Л.Г., Тимчук О.Г. имеют равные авторские права. Тимчук О.Г. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution

Rasulev A.F., Gorbachevskaya E.Yu., Nikityuk L.G., Timchuk O.G. have equal authors' rights. Timchuk O.G. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.