УДК 338.47:656.2(477)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Дикань В.Л., д.э.н., профессор (УкрГАЖТ)
В статье рассмотрены перспективы развития экономик Украины в условиях формирования международных транспортных коридоров. В качестве основного направления реанимации экономического потенциала отечественных промышленных предприятий предложено создание Территориально-промышленного кластера, транспортно-логистического комплекса в системе международных транспортных коридоров.
Ключевые слова экономика Украины, промышленный потенциал, международные транспортные коридоры, Территориально-промышленный кластер, транспортно-логистическая сеть.
ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ЕКОНОМ1КИ УКРАШИ В УМОВАХ ФОРМУВАННЯ М1ЖНАРОДНИХ ТРАНСПОРТНИХ КОРИДОР1В В СИСТЕМ1 СВIТОВОÏ ГЛОБАЛВАЦП ЕКОНОМ1КИ
Дикань В.Л., д.е.н., професор (УкрДАЗТ)
У сmаmmi розглянутi перспективи розвитку економim Украши в умовах формування мiжнародних транспортних коридорпв. В якосmi основного напрямку реантацп економiчного потенщалу втчизняних промислових тдприемств запропоновано створення Териmорiально-промислового кластеру, транспортно-лоастичного комплексу в сисmемi мiжнародних транспортних коридорiв.
Knwwei слова економша Украти, промисловий потенцшл, мжнародт транспорты коридори, Територшльно-промисловий кластер, транспортно-лолстична мережа.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF UKRAINE IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF THE INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS IN SYSTEM OF WORLD GLOBALIZATION OF ECONOMY
Dykan V.L.
In article prospects ofdevelopment of economy of Ukraine in the conditions of formation of the international transport corridors are considered. As the main direction of reanimation of economic capacity of the domestic industrial enterprises creation of the Territorial - industrial cluster, a transport - logistic complex in system of the international transport corridors is offered.
Keywords: economy of Ukraine, industrial potential, international transport corridors, Territorial and industrial cluster, transport and logistic network.
Постановка проблемы. Современная мировая экономика развивается в условиях глубоких фундаментальных изменений, которые возникли в результате углубления международного разделения труда, формирования глобального рынка, активного развития международных отношений, создания межгосударственных и транснациональных объединений, стремительного развития научно-технического прогресса, в том числе и в области транспорта. Влияние этих факторов обуславливает возникновение новых глобализационно-
интеграционных императивов экономического развития и формирование новой конфигурации мирового уклада.
Такие изменения непосредственно влияют на экономику Украины, ее рынки, меняя внешние и внутренние факторы развития национальной
экономики, актуализируя значимость внешней торговли, транспорта и транзита.
Участие Украины в глобальном экономическом процессе ограничено из-за ряда факторов, обуславливающих ее сложное экономическое положение. В первую очередь, следует обратить внимание на упадок национального промышленного комплекса, что проявляется снижением объемов выпуска и реализации отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках, преобладанием сырьевой продукции в экспорте, изношенной и не эффективной технико-производственной базой. Кроме того, существует ряд проблем в других секторах экономики, что в совокупности снижает объемы валового внутреннего продукта, негативно отражается на уровне человеческого развития, экономической
безопасности государства в целом.
© Дикань В.Л.
Сложившая ситуация приводит к снижению конкурентных позиций Украины в мировом сообществе, позиционирования ее сырьевой страной, потере ее производственно-экономической мощи.
В таких условиях ключевым фактором экономического развития Украины является формирование международных транспортных коридоров на территории Украины и ее интеграция в мировую транспортно-логистическую систему, что позволит создать условия для наращивания транзитных грузопотоков, эффективного
использования мощного транзитного потенциала, открыть доступ к высокотехнологическим новейшим комплектующим, полуфабрикатам и материалам со стран Европы и Азии, обеспечивая активизацию процессов восстановления промышленности Украины.
Анализ последних исследований, публикаций, выделение не решенных проблем. Сегодня одним из самых актуальных вопросов экономики Украины является определение влияния глобализационных процессов на развитие страны.
Исследования ключевых параметров функционирования систем национальной экономики отображены в работах таких ученых, как: Гейц В.М., Згуровський М.З., Пахомов Ю.М., Филипенко А.С., Гонта О.И., Лукинов И.И., Дикань В.Л., Рокоча В.В., Хвестик М.А., Сундук А.Н., Шипко О.С. и др. [2, 3, 5-8, 11, 13, 14].
Проблемы развития международных транспортных коридоров, транзитного потенциала и его роли в экономическом развитии Украины раскрыты в научных трудах таких отечественных ученых, как Бакаев О.О., Дикань В.Л., Пирожкова С.И., Минина О.В., Прейгер Д., Жалило Я., Собкевич О., Емельянова Е., Хахлюка А.М. и др. [1,4,9,10].
Однако, учитывая активизацию
глобализационных процессов, их влияние на развитие национальной экономики, основными факторами обеспечения конкурентоспособности Украины на мировом рынке являются развитие промышленности на основе научно-технических достижений, активизация транзитного потенциала в условиях развития международных транспортных коридоров и строительства высокоскоростной магистрали Евразии, формирования отечественной транспортно-логистической системы, что и обусловило цель данной статьи.
Изложение основного материала. В условиях расширения глобализационных процессов, возрастания значения внешней торговли, изменения территориальных границ производства и потребления продукции, «сжатия пространства и времени» стратегическим направлениям развития экономики Украины выступает комплексная эффективная реализация транзитного и промышленного потенциалов страны.
К сожалению, промышленный комплекс Украины находится в кризисном состоянии. Это
подтверждают процессы усиления его деиндустрализации, преобладание
низкотехнологического производства с
использованием устаревших технологий, доминирование перерабатывающей
промышленности, экспорта сырья, а также снижение финансовой результативности и ликвидности промышленных предприятий.
Многолетняя рецессия в отечественной промышленности обусловила деградацию промышленного потенциала, что существенно ограничивает возможности экономического развития Украины.
Исправить сложившуюся ситуацию возможно за счет активизации промышленного комплекса, наращивание доли
высокотехнологического производства, производства металлургической продукции глубокой переработки. Одним из перспективных направлений в достижении поставленных заданий является формирование территориально-промышленных комплексов,
обеспечивающих реанимацию экономического потенциала отечественных промышленных предприятий на основе их оптимального взаимодействия, создания инновационной продукции, маркетинга и транспортной логистики, т.е. за счет формирования промышленно-логистических кластеров (рис. 1).
Под промышленно-логистическим
кластером следует понимать инновационно-активный комплекс, сформированный на основе объединение промышленных предприятий, Промышленно-логистического центра, деятельность которых будет направлена на создание конкурентоспособной продукции, поддержание взаимосвязи, обменом информации и формированием каналов сбытов продукции.
Ядром данного центра должен выступить Промышленно-логистический центр, основной задачей которого является разработка и реализация новейшей продукции. Поскольку, еще в советские времена, промышленный комплекс отличался своим интеллектуальным, научно-техническим
потенциалом ключевым звеном центра являются конструкторские бюро. Так как главным источником прикладной научно-технической деятельности являются конструкторские бюро и технологические бюро, то на основе систематизированной информации о новых продуктах технике, технологии, полученным информационным центром, они будут создавать новые и модернизировать существующие конструкции продукции, с дальнейшей передачей их промышленным предприятиям для их производства. Важным элементом Промышленно-логистического центра, который должен заниматься мониторингом рынка промышленной продукции и подачей разработанной продукции на рынки Украины, России, Беларуси и Казахстана является отдел маркетинга.
Глобальное информационное пространство
о\
Сб
о
н а
о в
н
а о
п
и
о а о г> н
к» о
Предприятия металлургического
комплекса
------ й й м
Предприятия энергетического комплекса
Предприятия машиностроительного _комплекса_
Предприятия транспортного машиностроения
гдприятия приборостроения,
производства металлорежущих инструмента0— металлоконстру
Промышленно-логистический центр
Информационный центр
Сбор и обработка информации о технико-технологических разработок ведущих зарубежных предприятий
Конструкторские бюро
Разработка новейших конструкторских решений в отрасли промышленного производства, транспортного машиностроения, подготовка конструкторской документации ,
/ V1 " "
! КБ електромеханики | КБ электротехники I КБ гидравлики I КБ кинетики у_____/ч
' КЬ металлообработки,^ ч.ремонта инструментов у
I КБ нинструменталный I
Техническое бюро
определение производственных возможностей промышленных предприятий, разработка новейших^е^жче£ких_реше_ний,_подготовка техниче£кой^окуметадии_
! ТБ електромеханики I ТБ электротехники I ТБ гидравлики I ТБ кинетики I 1________лч______________________________У
'ТБ металлообработки,^ ^ремонта инструментов/
I ТБ инструментальный I
ранспортно-распределительные комплексы
Сбор, хранение, распределение продукции промышленного _центра_
Отдел маркетинга
Мониторинг потребностей и требований ринка, реализация продукции
Финансовые учреждения
Обеспечение движения денежных потоков внутри ПЛЦ и ПЦ
■й
О,
К
н
се а. а
Ей
И
О, о
I
а. н
л в
к ее а: н и о а о
а
и о
а
о и
■м
а,
0
с
и
1
св
а, н о»
I
ч
0 а, се
1 к.
Транспортно-логистическая система
I
Высокоскоростная магистраль «Евразия», международные транспоррные коридоры
информационные потоки поток готовой продукции
поток комплектующих, деталей, узлов, материалов потоки денежных средств за разработку и реализацию продукции
Рис. 1. Функционирование Территориально-промышленного кластера в условиях формирования международных транспортных
коридоров
Создание промышленно-логистического кластера, во главе с Промышленно-логистическим центром, позволит отечественному производителю выпускать конкурентоспособную продукцию, реанимировать предприятия
машиностроительного, металлургического
комплекса, транспортного машиностроения, повысить долю готовой продукции в экспорте Украины.
Однако для активизации данного механизма развития промышленности Украины необходимо обеспечить доступ к новейшим технологиям производства, качественным комплектующим, материалам и соответственно возможности быстрой поставки отечественной продукции на международный рынок с минимальными транспортными затратами. Это диктует необходимость развития международных транспортных коридоров и участия Украины в формировании Евразийской высокоскоростной магистрали, в глобальной транспортно-логистической системе.
Исторически сложилось, что Украина расположена на пересечении товаропотоков направлений «Север-Юг», «Европа-Азия», по ее территории могут проходить стратегически важные для Евразийского материка международные транспортные коридоры. В связи с наращиванием грузооборота между странами Азии и Европы, правительство этих стран ведет активную работу в сфере строительства «Магистрали - Евразии», основу которой составляют высокоскоростные международные транспортные коридоры, что позволит замкнуть транспортную систему евразийского континента, а странам-участникам - увеличить объемы товаро- и пассажирооборота через страну, открыть государству доступ получения дополнительных средств за использование, по сути, практически неисчерпаемого ресурса - своего географического положения, что позволит повысить эффективность функционирования всей национальной экономики.
Участие нашей страны в строительстве украинского участка высокоскоростной магистрали Евразии, которое подразумевает строительство новых международных
автомобильных магистральных дорог длиной боле 3,5 тыс.км, создания более 790 объектов инфраструктуры, среди которых 41 Транспортно-логистический комплекс, строительство
скоростных железнодорожных магистралей, позволяющих достичь скоростного режима свыше 200 км/ч., является стратегически важным фактором развития экономики страны, поскольку позволит привлечь более 150 млн.тонн грузоперевозок евроазиатского потока, обусловив эффективное использование транзитного
потенциала, привлечения бюджетных поступлений за счет перенаправления юго-восточных грузопотоков с морского транспортна на сухопутный (около 200 мил. долл. в год.). Также будет способствовать сокращению уровня безработицы в стране за счет создания рабочих мест в дорожном строительстве - 450-500 тыс. рабочих мест, на предприятиях, обеспечивающих строительство - более 1,5 млн., за счет расширения производства, что позволит государству пополнить бюджет только за счет отчислений на заработную плату на сумму около 8,5 млрд.евро. Также,
Создание инфраструктуры
международных транспортных коридоров (рис.2), как неотъемлемой части высокоскоростной магистрали, глобальной транспортно-
логистической системы, позволит обеспечить потребности отечественных предприятий в современных транспортно-логистических услугах, за счет гармонизации их интересов с интересами всех участников транспортно-распределительного процесса, создать гибкую тарифную политику на различных видах транспорта с целью увеличения международных грузопотоков на основе формирования оптимальных схем доставки груза на принципе «от двери до двери». Деятельность этих комплексов должна быть направлена на: организацию системы мониторинга и управления товаропотоками, как на международном, та и на государственном уровнях; организация
товаропотока на основании принципов логистики; разработку и запуск единой информационно-управленческой системы оптимизации
грузопотоков в виртуальном пространстве, интегрированной в системы мониторинга и управления; обеспечение работы принципа доставки товара «от двери до двери», «в нужное место и точно в срок» на основе развития интермодальных, комбинированных перевозок; ее интеграцию в глобальную транспортно-логистическую систему.
Необходимо отметить, что неотъемлемой частью в создании транспортно-логистического комплекса в рамках высокоскоростной магистрали Евразии является реконструкция и модернизация существующих объектов железнодорожной, автомобильной и авиа инфраструктуры, оптимизация размещения таможенных постов и складов, создание крупных распределительных для создания современной системы хранения товаров, применение современных схем логистики, которая позволит закрыть неприспособленные старые склады, снизить транспортную нагрузку на населенные пункты большегрузного транспорта, привести логистическую систему страны в соответствие европейским стандартам.
Маршрутные поезда в комбинированном сообщении высокоскоростной
магистрали «Евразия»
Европа-Украина-Россия-Китай
Конечные получатели груза/ товара (торговые сети)
Рис. 2. Транспортно-логистический комплекс в системе международных транспортных коридоров
Поскольку комплекс является
взаимоувязанной, эффективно функционирующей транспортной и терминальной-складской инфраструктурой с максимальной концентрацией на ее территории инфраструктуры для информационных, телекомукационных,
маркетинговых, инженерных, таможенных, товарно-посредническими сервисных услуг, основными элементами комплекса должны быть торговые оптовые и розничные сети, существующая и созданная инфраструктура, объекты вспомогательной инфраструктуры, предприятия, пользующиеся услугами транспортно-логистического комплекса, производители, экспортеры, импортеры, финансовые и инвестиционные компании. Создание
транспортно-логистического комплекса позволит сократить транспорно-логистические издержки национальных производителей за счет создания комплексной услуги «от двери до двери» с участием различных видов транспорта, организацией маршрутных поездов в комбинированном сообщении по высокоскоростной магистрали Евразии, что будет способствовать повышению конкурентоспособности как промышленных предприятий, так и всех участников создаваемого комплекса, привлечению международных грузопотоков, развитию
внешнеторговых связей, увеличению доли транспортной отрасли в произведенном валовом продукте.
Привлечение Украины к развитию транспортного коридора направления Европа-Азия, включение ее в транспортно-логистическую
инфраструктуру откроет доступ Промышленно-логистическому центру к высокотехнологичным, новейших комплектующих, полуфабрикатов, материалов из стран Европы и Азии, а дальнейшее их использование в процессе производства будет способствовать созданию новой
высококачественной, конкурентоспособной
продукции национальных предприятий, обеспечит приближение уровня научно-технического потенциала отечественной промышленности к европейскому, что позволит восстановить промышленный комплекс страны.
Вывод. В современных условиях развития экономики Украины развитие международных транспортных коридоров, высокоскоростной магистрали Евразии, формирование глобальной транспортно-логистической системы является основным источником экономического развития страны. Строительство магистрали позволит создать дополнительные рабочие места, восстановить промышленный комплекс, повысить эффективность использования транзитного потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бакаев О.О. Мйжнародт транспорта коридори - особливий прюритет Украши на шляху штеграци у свггову екожмчну систему [Текст] /О.О. Бакаев, С.1.Пирожков, В.Л. Ревенко. - Ки1в: Стратепчна панорама:журнал Национального iнституту проблем мiжнародноl безпеки. - № 4. - 1999. - С.
2.Геець В.М. Прюритети национального
екожмчного розвитку в контекст глобалiзацiйних виклиюв [Текст]: монографш : у 2 ч. - Ч. 1 / за ред.
B.М. Гейця, А.А. Мазараю. - К. : Ки1в. нац. торг.-екон. ун-т, 2008. - 389 с.
3.Гейць В.М. Суспшьство, держава, економжа: феноменологш взаемоди та розвитку. / В.М. Гейць- К.: 1н-т. екон. та прогнозув. НАН Укра1ни, 2009. -864с.Гонта О.1. Формування полтгаки транснацiоналiзацil економiки регiонiв: теорiя, методолопя, практика. / О.1. Гонта- Луцьк.: Луцький держ.техн.ун-т, 2008. - 590с.
4.Дикань В.Л. Забезпечення конкурентоспроможностi промислових тдприемств в умовах функцюнування мережi мiжнародних транспортних коридорiв / В.Л.Дикань, М.В. Корiнь // Вiсник економжи транспорту i промисловостi. - 2012. -№38. - С.156-162
5.Дикань В.Л. Стратегiчнi прiоритети розвитку економжи Укра1ни в умовах змiни свгтових центрiв екожмчно! та полгшчно! влади / В.Л. Дикань // Вюник економiки транспорту i промисловостi. - 2013. - №41. -
C.11-16
6.Дикань В.Л. Перспективы развития Украины в глобальной экономической системе / В.Л. Дикань // Вюник економши транспорту i промисловостi. - 2011. -№34. - С. 141-147
7.Згуровський М.З. Геоекожмчш сценари розвитку Укра1ни: моногр. / М.З.Згуртовський, Ю.М.Пахомов, А.С.Фiлiпенко. - К.: Академш, 2010. -328 с.
8.Луюнов 1.1. Економiчнi трансформацп наприюнщ 20-го столптя [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://zakoni.com.ua/node/660.
9.Мшша О.В. Особливостi реалiзацil транзитного потенциалу Укра1ни на сучасному етат [Текст] /О.В.Мiнiна // Укра1нський сощум. - №4. - 2010. - С. 155-166.
10. Прейгер Д. Реализация транзитного потенциала Украины как фактор укрепления экономических связей между Европой и Азией [Текст] /Д.Прейгер, Я.Жалило, О.Собкевич, Е.Емельянова // Економiка Укра1ни. - Киев: ДГВПП «Зовтшньоторгвидав Укра!ни». - 2012. - №4 (597). -С.47-59.
11. Рокоча В.В. Чи змшюеться роль держави в умовах глобально! економжи?/ В.В. Рокоча // Вчет записки: зб.наук.пр. - К.: Утверситет економiки i права «Крок», 2008. - С.146-153.
12. Хахлюк А.М. Транспортна шфраструктура держави: репональний аспект [Текст] /А.М.Хахлюк // Полiтика i час. - 2003. - №2.
13. Хвестик М.А., Сундук А.Н. Управление развитием национальной экономики в контексте дейстивя глобальних процесов / М.А. Хвестик, А.Н. Сундук.// Экономика Украины. - 2013. - №3. - С. 4- 16.
14. Шипко О.С. Конкурентоспроможшсть Укра!ни в умовах глобалiзацil./ О.С. Шипко- К.: 1н-т. екон. та прогнозув. НАН Укра!ни, 2009. - 326с.
Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И. В.
УДК 656. 025. 4 (4+5)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРАИНЫ В ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ
Елагин Ю.В., к.э.н., доцент, Пурлиев Е. Ч., магистр (УкрГАЖТ)
Формируя собственную транспортную политику, Украине необходимо использовать геополитические и геоэкономические тенденции развития мировой экономики, которые оказывают определяющую роль на уровень транзита украинскими железными дорогами.
Ключевые слова.. грузовые перевозки, транзит, геополитические и геоэкономические факторы, Таможенный союз, Европейский союз.
ПРОБЛЕМИ I ПЕРСПЕКТИВИ УКРА1НИ В ТРАНЗИТНИХ ПЕРЕВЕЗЕННЯХ
М1Ж еВРОПОЮ ТА АЗКГО
Слагш Ю.В., к.е.н., доцент, Пурлiев Е. Ч., маг^тр (УкрДАЗТ)
Формуючи власну транспортну полтику, Украт необх^дно використовувати геополтичт та геоекономiчнi тенденцп розвитку свтовог економт, яю здйснюють визначальну роль нарiвень транзиту укратськими залiзницями.
Ключовi слова: вантажт перевезення, транзит, геополтичт та геоеконожчш чинники, Митний союз, Свропейський союз.