Научная статья на тему 'Перспективы развития дистанционных технологий открытого образования в современной высшей школе'

Перспективы развития дистанционных технологий открытого образования в современной высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОТКРЫТОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / HIGHER EDUCATION / OPEN DISTANCE LEARNING / LEARNING PROCESS / METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Ольга Ивановна

В настоящей статье рассматриваются методологические, тео-ретические и практические аспекты внедрения и развития дистанционных технологий открытого образования в отечественной высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF REMOTE TECHNOLOGIES OF OPEN EDUCATION IN THE MODERN HIGHER SCHOOL

This article discusses the methodological, theoretical and practical aspects of the introduction and development of distance learning technologies of open education in the national higher school.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития дистанционных технологий открытого образования в современной высшей школе»

Педагогика

УДК 378.12: 171

кандидат искусствоведения, профессор Журавлева Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются методологические, тео-ретические и практические аспекты внедрения и развития дистанционных технологий открытого образования в отечественной высшей школе.

Ключевые слова: высшая школа, открытое дистанционное образование, учебный процесс, методы и технологии обучения.

AnnoM^. This article discusses the methodological, theoretical and practical aspects of the introduction and development of distance learning technologies of open education in the national higher school.

Keywords: higher education, open distance learning, learning process, methods and techniques of teaching.

Введение. Актуальность темы исследования связана с развитием информатизации общества второй половины XX - первого десятилетия XXI веков. При этом масштабы информатизации настолько огромные, что многие современные зарубежные и отечественные философы, социологи, психологи говорят об «эре информацийной цивилизации», которая является результом развития «полномасштабного информационного общества».

Существенное влияние на развитие информатизации образования оказала дистанционная форма обучения, заложившая основу открытый европейских университетов в конце 60 - середине 70-х годов прошлого века (Британский виртуальный университет открытого образования - 1969). Однако, только с появлением сети Интернет - (Word Wide Web - WWW), открытое дистанционное образование окончательно утвердилось в мировом образовательном пространстве, дав любому абитуриенту возможность свободы в выборе индивидуальной траектории учения (места, времени и темпа обучения), и, как результат - получения соответсвующего диплома с правом повышения квалификации на протяжении долгого карьерного роста.

В настоящее время, в российской высшей школе этот процесс развивается большим опозданием в силу многих обстоятельств: различие национальных, государственных систем образования, отсутствие на протяжении долгих десятилетий взаимоотношений в различных областях науки, обмена опытом в конкретной, практической деятельности. и др. Отмеченные, наиболее важные причины, стали существенным тормозом в развитии дистанционного образования в нашей стране. Но, при всех сложностях, процесс интеграции набирает силу и диктует необходимость вхождение отечественной высшей школы в мировое пространство в очень короткий срок.

В последние годы проблема открытого дистанционного образования, его социальных, философских и педагогических аспектов значительно повысились и приобрели интернациональный характер.

Среди зарубежных исследований дистанционного и электронного обучения следует выделить работы: Д. Гуллера, Г. Рамбла, Д. Кигана, Д. Кигана, Р. Деллинга, М. Мура, О. Петерса, Дж. Боата, К. Смита, Т. Андерсона, М. Аллена и других. Именно они определили основные направления дистанционного обучения и открытого образования, среди которых необходимо отметить: создание новых учреждений и институтов; доступ к образованию новых групп населения в получении необходимого образования; соответствие программ дистанционного образования общенациональным, региональным интересам и потребностям отдельных граждан; разработка качественно новых программ (их объма, методов и технологий обучения). И, как результат - достижение обучающимися поставленных целей, воздействие образования на общество в целом и ее социально-экономическая (стоимостная) эффективность.

В трудах отечественных ученых: Б.С. Гершунского, Ю.М. Долгорукова, Ю.Л. Дразнита, В.Г. Кинелев, Г.А. Краснова, А.И. Наймушина, Э.С. Полата, Ж.Н. Зайцевой, Г.А. Краснова, Н.Н. Певзнера, А.И. Пирогова, В.П. Тихомирова, И.А. Алексашенкова, А.П. Владиславлева, В.И. Солдаткина основное внимание было уделено разработке методологическому базису дистанционного открытого образования (идеям деятельности, системности, природы искусственного интеллекта как общего свойства материи и др.). Наряду с этим, из поля зрения отечественных ученых не выпали проблемы взаимосвязи различных форм образования (включая дистанционное) на формирование личности, включения ее в систему общественных и профессиональных отношений современного рынка труда. Естественно, в контекст рассматриваемой проблем также были включены разработки программного обеспечения, адаптированного к условиях работы отечественных вузов, что, в свою очередь, имеет свою специфику и сложности.

Одновременно с этим, в настоящее время очень мало работ, посвященных анализу социально-психологических условий эффективности дистанционного образования, ее мотивированности в сознании и деятельности современного человека. Между тем, исследования в этом направлении необходимы для анализа формирования у граждан, особенно у подростков и молодежи, негативных стереотипов и позитивных установок в выборе дистанционного образования как полноценной формы получения профессии, а не только диплома. Подтверждение злободневности этих исследований является открытие за последние пять лет в разных регионах России более 300 вузов дистанционных и открытых унивеститетов разного уровня, рекламы и анонсы которых широко представлены в интернете. Большинство из них, прежде всего, стремятся к коммеческому результату, тем самым дискредитируют саму форму обучения и получения профессионального образования в отечественной высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Получения среднего и высшего профессионального образования для максимально широкого круга лиц является гарантом высокого экономического и духовного развития общества. К сожалению, по ряду социально - экономических причин, многие потенциальные абитуриенты вынуждены отказаться от получении высшего профессионального образования по причине сложности совмещения стационарной системы обучения с конкретной профессиональной работой.

В настоящее время дистанционное получает все большее распространение, как за рубежом так и в России. И, этот факт уже не требует доказательств. Важно отметить, что дистанционное учение - это первый шаг к открытому образованию. Передовые технологии, позволяют сделать его открытым и доступным для тех, кто будет обучаться независимо от места проживания. В свою оче-редь, дистанционные технологии делают образование и экстерриториальным. Граждане России, проживающие в различных отдаленных районах, а также иностранцы смогут получать образование в ведущих вузах нашей страны, не покидая свою страну, что исключает дополнительные расходы, связанные с дорогой и проживанием, социальной и культурной адаптацией. Так, диста-ционная форма обучения, позволит получать образование представителям различных национальностей, слоев и групп населения, независимо от их социально-экономического положения семейных отношений, что очень важно для молодых людей, начинающих свою жизнь.

Говоря о перспективности дистанционного открытого образования в отечественных вузах с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по класссической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реалиизовать свои способности. Специализированные образовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднее профессиональное образование, высшее же образование в классической форме для многих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами. Именно, данную проблему призвано решить дистанционное образование, получение которой может проводиться как в выше указанных центрах, создаваемых на базе специализированных учебных заведений, так и в домашних условиях с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Здесь система дистанционного образования играет не только чисто образовательную, но, что очень важно - адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно комбинировать разные специальности, создавать условия для их дальнейшего трудоустройства. В этих условиях будет полезен опыт западно - европейских стран, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует давно и эффективно.

Опыт созданий факультетов и кафедр инклюзивного образования пока не столь широк в отечественном образовании, тем более в университетах. В качестве примера позитивного решения данной проблемы можно привести организацию и успешную работу кафедры инклюзивного образования в гуманитарно-педагогической академии г. Ялты.

Существенным недостатком действующей модели отечественного образования является излишняя дифференциация изучаемых предметов. Как профессор, разрабатывающий цикл гуманитарных дисциплин в различных вузах страны, могу подтвердить этот факт в полной мере. В этих условиях, именно система обучения открытого дистанционного образования должна быть направлена на комбинирование и взаимосвязь различных дисциплин с целью научить обучающейся видеть единую «Картину мира». Интеграция разного рода информации и междисциплинарность добавляет процессу обучения целостность и личностную направленность.

Современные технологии дистанционного учения обеспечивают возможность формирования содержания курсов исходя из индивидуальных потребностей обучающихся и рынка труда. Благодаря этому, возникает личная заинтересованность в качественно новом восприятие разного уровня программ в процессе обучения.

Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала и поповысить качество образования за счет наглядных материалов, таких как: цветные иллюстрации; схемы, фотографии; анимации, аудио - и видео фрагменты; ссылки на электронные источники; моделирование различных схем, механизмов и процесссов, заложенных в современном программном обеспечении; различные модули тестирования, дающих объективную оценку знаний, умений и навыков обучащихся. В настоящее время это наиболее разработанная часть дистанционного образования, без которой не может обойтись ни одна дисциплина вуза или университета, а владение современными техническими средствами и интернет технологиями является обязательным для каждого преподавателя.

В связи с этим, повышение качества процесса обучения происходит за счет использования передовых технологий в образовательном процессе. К примеру, процесс создания электронных и ^ курсов предполагает участие экспертов в заданной области, опытных педагогов, технических консультантов, программистов, художников и так далее. Многоуровневый подход позволяет отобрать наиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изучения форме, обеспечить различными схемами, иллюстрациями, связать с внешними Интернет-ресурсами и поисковыми системами.

Как было отмечено выше, многие потенциальные потребители образовательных услуг вынуждены работать, что не позволяет продолжать учение в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий существенно экономит время, затрачиваемое на получение образования, и дает возможность обучения, переобучения или повышения квалификации без отрыва от основного вида деятельности, что особенно ценно в современном обществе. Современный работник в среднем вынужден 4 - 6 раз в течение своей карьеры проходить переквалификацию. Дистанционные технологии образования оптимально подходят для решения этой проблемы сделать образование непрерывным. Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширив таким образом круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий.

Дистанционное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения с помощью реализации образовательных прог-рамм: начального, среднего, высшего и последипломного, а также оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных учреждений в инте-ре-сах личности, общества, государства с использованием средств дистанционного образования.

Дистанционное образование базируется на использовании современных информационных и коммуникативных технологий, с помощью которых реализуется предоставление учебного материала, его

изучение, промежуточного и итогового контроля знаний во взаимодействии преподавателя и обучающегося различного уровня подготовки. Организация учебного процесса дистанционное обучение достаточно известна и апробирована как в зарубежных, так и отечественных вузах.

TV-технологии, начиная с 90 - х годов прошлого века базируются на следующих формах: образовательные телепредачи; телевизионные курсы; трансляции лекций. Эти технологии наиболее эффективны в условиях интерактивного цифрового вещания.

Кейс-метод и кейс - технологии вошли в современное высшее образования в начале нынешнего века, и, как правило, используются для реализации дистанционного обучения в очной и заочной формах российской высшей школы, являясь альтернативной формой сетевым технологиям. Кейс - метод позволяет собрать систематизировать необходимый материал для учебников, различных учебных пособий, учебных и проверочных заданий, видео и аудио курсов, сохраняемых на кассетах, дисках CD-R(W), DVD, флэш-накопителях, съемных жесткий дисках и др. электронных носителях. Интернет при рассмотрении учебного материала не является обязательным условием для получения информации по кейс-технологии.

Сетевая технология - обеспечивает оперативную доставку материала студентам в диалоговом обмене в виде аудио - визуального контакта преподавателя и студента. С точки зрения методики обучения данная технология дает возможность мобильно проводить семинарские, практические занятия, консультации, а также контролировать преподавателем уровень освоения материала и знаний студентом. В современных условиях часть лекционного материала, проведения открытых диалогов, коллоквиумов, конференций может быть обеспечена системами Skype (бессменным лидером среди VoIP-приложений), Hangouts, WhatsApp, WeChat, Linphone, Appear.in и др.

Каждая из представленных технологий является самостоятельным видом работы перподавателя и может существовать отдельно. однако, при определенных условиях возможна интеграция сетевой, кейс и TV-технологий в единую систему. Например, кейс-технология может использоваться для доставке учебно -практических пособий, контрольных заданий для самопроверки, учебных материалов на аудиокассетах, видеокассетах и CD-ROM и жестких дисках различной модификации.

В процессе изучения программы курса студент может самостоятельно выбирать между электронными документами, их печатными аналогами и учебными интернет программами, изучая и практикуясь в предложенных ему технологиях получения образования в оптимальном для него соотношении.

Обучение с использованием дистанционных технологий строится по следующему алгоритму: на первом этапе абитуриент анализирует учебные планы, далее, выбрает соответствующую специальность и регистрируется на сервере учебного заведения; посылает по почте необходимый для зачисления пакет документов с целью обучения; Вуз предоставляет студенту все необходимые учебные пособия, видео и аудио курсы на соответствующих носителях и другие материалы, предназначенных для самостоятельного изучения; студент получает право доступа к сетевым ресурсам и телевизионным кабельным каналам (если таковые предусмотрены).

В настоящее время лучшие образовательные ресурсы могут быть интегрированы в электронные учебные пособия и лекции. В процессе освоения программы курса студент должен использовать любые из представленных ему ресурсов, важнейшими из которых являются интегрированные в электронные учебные пособия, учебники и курсы лекций. Они могут быть доступны по сети (online или распространяться на дисках CD-R(W), DVD, флэш-накопителях, съемных жесткий дисках. Кроме текста они могут содержать различные наборы - аудио, видеофрагментов, интегрированных практических и проектных заданий контрольных работ, а также гиперссылок, которые помогут студенту свободно ориентироваться в предложенном ему материале и без усилий находить ответы на интетресующие его вопросы. Постепенная замена печатных изданий электронными учебными пособиями, имеющих многоязыковую поддержку, послужит первым шагом к созданию единой международной информационно-образовательной среды лекционных материалов.

Лекции могут быть представлены в виде печатных сборников конспектов, электронных документов, видео или аудио материалов, записанных на любом из общедоступных носителей. Преимущество таких лекций заключается в том, что обучающийся сможет ознакомиться с предоставленным ему материалом в любое удобное для него время. Электронные лекции могут быть интегрированы с базовыми печатными учебниками, учебными пособиями и другими образовательными ресурсами. Однако, в отличие от них, электронные лекции включают поисковые системы, благодаря которым становятся возможным остановки на наиболее интересных или сложных моментах изучения текста.

Использование современных мульти-медиа-технологий позволяет расширить учебный материал за счет электронных словарей и справочников. В случае возникновения каких-либо вопросов обучающийся, может обратиться к выполнению задания при помощи аудиокоментариев, видеофрагментов, схем и иллюстраций в совокупности с графическим интерфейсом.

Не менее важными источникам для лучшего понимания и усвоения ма-териала стали Web - и Mail -конференции, которые уже сегодня широко используются в сети Интернет. Эти технологии, на настоящий момент, являются самыми распространенными и доступными. Они не требуют специального оборудования или программмного обеспечения. Mail-конференции проходят в режиме off-line. Отправка и получение почты в среднем занимает 1-2 минуты. Такого рода конференции могут быть организованы для проведения консультаций, дискуссий, обмена мнениями, разрешения вопросов, возникших по мере освоения программы. Само собой, такие конференции должны проходить под контролем со стороны преподавателя, который является не только организатором форума, но и его непосредственным участником.

Виртуальные комнаты для обсуждений (Chat-rooms). В настоящий момент Chat-rooms используются для проведения дискуссий с привлечением широкого круга лиц. Участники дискуссии обмениваются печатными сообщениями в реальном времени-видеоконференции. При проведении видео-конференций используется бинарное видео, посредством которого обеспечивается непосредственный контакт субъектов открытого диалога в реальном времени. Преимущества такого взаимодействия заключается в отсутствии необходимости использования сложных систем идентификации личности.

В последнее время технология Chat-rooms нашла применение и в педагогике. Благодаря ей, между преподавателем и студетном устанавливается визуальный контакт, что имеет особое значение при проведения экзамена, проверочного теста и консультаций в форме собеседования. Непосредственный контакт студента с преподавателем в Chat-rooms дает возможность обнаружить пробелы в знаниях студента,

одновременно с этим, получить консультации по их преодолению сложностей и достижению позитивного результата.

Концепция открытого образования предусматривает интеграцию всех вышеперечисленных ресурсов дистанционного обучения в единую систему, которая, в условиях взаимодействия с пользователем, учитывает его личные интересы.

Выводы. Итак, сегодня, в российской высшей школе, технологии дистанционного обучения в системе открытого образования, рассматриваются, скорее как процесс дальнейшего перспективного развития. Тем не менее, ДОС-тигнутые результаты в этой области свидетельствуют о необратимом динамически развивающемся процессе, причины которого заложены в необходимости достижения в ближайшее время качественного результатам в областях демографического, социально-экономического и социокультурного развития современного общества.

Литература:

1. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // О.Ю. Ангелова, Т.О. Подольская. Научно-методи-ческий электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 2 (февраль). - С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm.

2. Дистанционное образование было, есть и будет. История. - http:// www.therunet.com

3. Журавльова О.И., Доцевич Т.И. Интерактивные методы и технологии в условиях образовательного процесса современной высшей школы / Материалы межд. конференции. Методы совершенствования фундаментального образования в школах и вузах. - Севастополь, АТУ, 2008 - С. 241-245.

4. Маслакова Е.С. История развития дистанционного обучения в России // Е.С. Маслакова. Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 29-32.

5. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы. Постановление Правителства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 / firo.ru>wp-content/uploads/2015/06/FCPRO...

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта Земляной Александр Иванович

ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта Петренко Дмитрий Андреевич

ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены психолого - педагогические аспекты организации спортивной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Авторы делают вывод о том, что физическая и спортивная подготовка курсантов системы МВД, привитие им правил спортивной этики и грамотная организация тренировочного процесса и конструктивного поведения спортсмена на спортивных соревнованиях, благотворно сказывается на их профессионализме и личностных качествах, а так же способности противостоять профессиональным деформациям в процессе несения службы.

Ключевые слова: курсанты, образовательные организации МВД России, агрессия, спортивная подготовка, спортивная этика.

Annotation. The article deals with psychological and pedagogical aspects of the organization of sports training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors conclude that the physical and sports training of cadets of the Ministry of internal Affairs, instilling in them the rules of sports ethics and competent organization of the training process and constructive behavior of the athlete in sports, has a beneficial effect on their professionalism and personal qualities, as well as the ability to resist professional deformations in the course of service.

Keywords: cadets, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, aggression, sports training, sports ethics.

Введение. Спортсменам Министерства внутренних дел Российской федерации наряду с исполнением своих основных служебных обязанностей представляется возможность выступать на Российских и Мировых соревнованиях по различным видам спорта (рукопашный бой, дзюдо, боевое самбо, плавание и др.). По словам Министра внутренних дел России В.А. Колокольцева спортсмены ведомства всегда входили в состав национальных сборных команд и отстаивали честь страны на мировой арене.

Как и любая иная структура, Министерство внутренних дел России нуждаются в пополнении высококвалифицированными молодыми кадрами, обладающими навыками профессиональной компетентности в решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Наряду с общетеоретическими задачами, стоящими перед сотрудниками полиции, в современных условиях им приходится решать многие специальные задачи, требующие как гуманитарной, так физической и спортивной подготовки [1-3].

Изложение основного материала статьи. В общей системе психолого-педагогических знаний утвердилось мнение, согласно которому профессиональные знания, навыки и умения, а мы считаем, что это в основном и составляет содержание понятия «компетентность», действенны не только благодаря специальному развитию психологических подсознательных процессов, но и физическим качествам. Физически закаленный человек успешнее преодолевает влияние неблагоприятных факторов профессии. Экспериментально доказано, что целенаправленные физические упражнения развивают не только физические, но и психологические качества, а также необходимую для каждого специалиста эмоционально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.