- контроль и коррекцию процесса внедрения инновации;
- оценку результатов апробации педагогической инновации, рефлексию [9].
Рассмотрение основных подходов позволяет прийти к выводу, что структурные и функциональные компоненты инновационной педагогической деятельности находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамичную систему.
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что инновационную педагогическую деятельность современные исследователи рассматривают в различных аспектах, а именно:
- как разработку, освоение и использование нововведений;
- как выход за пределы нормативной деятельности;
- как способность к генерации идей, их воплощению, анализу и продуцированию;
- как высшая степень педагогического творчества, изобретательства, введение нового в педагогическую практику;
- как экспериментальная и поисковая деятельность педагогов с целью разработки, эксперимента, апробации, внедрения и применения педагогических инноваций.
Множество подходов к определению сущности инновационной педагогической деятельности и определению ее структурных компонентов обосновывает необходимость разработки единой научной системы, что актуализирует дальнейшие научные исследование в данном ключе.
Литература:
1. Абасов З.А.Подготовка к инновационной деятельности // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 106-108.
2. Зеер Э.Ф. Институциональный подход к иновациям в образовании / Э.Ф. Зеер С.А. Новосёлов, Э.Э.Сыманюк// Инновации в образовании. - 2010. - №1. - С. 52-63.
3. Зимняя А.И. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. -М.: Издательская корпорация "Логос", 2000. - 384 с.
4. Инновационная деятельность вузов: принципы и механизмы организации // Высшее образование сегодня. - 2006. - №5. - С. 4-10.
5. Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С. Лазарев и др. // Педагогика. - 2004. - №4. С. 12-14.
6. Новикова Т.Г. Эксперт по инновационной деятельности в образовании: качество, способы отбора // Педагогическая диагностика. - 2006. - №3. - С. 26-43.
7. Поташник М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие: Учебн. пособие. - М.: Новая школа, 1996. - 243 с.
8. Психолого-педагогический словарь / Рапацевич Е.С. - Минск: «Современное слово», 2006. - 928 с.
9. Самохин В.Ф., Чернолес В.П. Педагогические инновации в системе профессионального образования: цели и сущность // Инновации в образовании. - 2006. - №6. - С. 4-9.
10. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 308 с.
Педагогика
УДК 378.018.43
кандидат физико-математических наук, доцент Аглямзянова Гульшат Накиповна
Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны); аспирант Абайдулин Роберт Нафисович
Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны)
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье проведен анализ организации дистанционного обучения в Российской Федерации в наши дни, рассмотрены перспективы развития системы образования до 2020 года, обозначены возможные пути совершенствования дистанционного образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, модернизация образования, преимущества и недостатки дистанционного обучения, системы дистанционного обучения, Moodle.
Annotation. The article describes the organization of distance learning in the Russian Federation in our time, the prospects of development of an education system till 2020, possible ways of improvement of distance education are given.
Keywords: distance learning, modernization of education, advantages and shortcomings of distance learning, system of distance learning, Moodle.
Введение. Изменения в технологической, социальной и культурной жизни общества в наши дни привели к тому, что традиционная система образования отчасти перестала соответствовать потребностям конкретного человека и общества в целом [7]. В наш насыщенный информацией век современный ученик или студент имеет доступ к огромному количеству интересующих его знаний. При этом обучение в традиционном учебном заведении часто мало соответствует реальным потребностям обучающегося, не раскрывает его потенциал и творческие способности, и как итог - является не интересным и даже скучным для него. Сформировать мотивацию к обучению, самостоятельность и инициативность в таких условиях сложно [1].
С другой стороны, изменения в системе российского образования, наблюдаемыев последние годы, подразумевают повышение качества обучения за счет применения деятельностного подхода. Особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, стимулирующие самостоятельность и творчество обучающихся на всех уровнях - от школьного до вузовского и послевузовского образования.
В ответ на вызовы современности государство стремится модернизировать систему образования. Одним из путей обновления становится применение в образовании достижений информатизации. Информатизация образования является составной частью глобального общеисторического процесса информатизации общества, цельюкоторой является изменение качества образования за счет усиления роли самостоятельного
обучения на основе активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов.
Федеральная целевая программы развития образования на период до 2020 года подразумевает формирование новой технологической среды в системе образования, развитие дистанционного образования и образовательных сервисов для учащихся и студентов, в том числе дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и студентов, проживающих на отдаленных территориях, обучающихся в малокомплектных школах.
Принятое в качестве эксперимента более 20 лет назад (приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 N 1050) дистанционное обучение все эти годы постепенно развивалось. С 2014 года в законодательстве РФ (приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2) закрепилось право использования дистанционных технологий при проведении текущей и итоговой аттестации студентов высших учебных заведений.
Целью данной статьи является исследование уровня развития дистанционного образования в Российской Федерации и путей его дальнейшего совершенствования в наши дни. Для достижения цели необходимо изучить исторические предпосылки развития дистанционных форм обучения, рассмотреть действующие способы их реализации, выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения, предложить возможные пути развития.
Изложение основного материала статьи. На рубеже ХХ-ХХ1 веков процесс глобальной информатизации затронул все сферы деятельности общества. Информационный век требует от системы образования развития у современного человека таких компетенций, как образованность, гибкость мышления, умение ориентироваться в огромном потоке информации, самостоятельность, инициативность и творческий подход, способность к быстрому переобучению. Процесс получения образования должен стать доступным всем желающим, независимо от возраста, состояния здоровья, места проживания, сферы деятельности.
Попытка реализации данных требований традиционными средствами натолкнулась на ряд проблем, таких как недостаточная гибкость образовательных программ, отсутствие возможности обучения «здесь и сейчас», необходимость посещения образовательной организации с отрывом от основной деятельности, неподготовленность системы профессионального образования к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Стало очевидно, что действующая система образования перестала в полной мере соответствовать потребностям современного информационногообщества.
Отставание традиционного образования частично объясняется появлением новых альтернативных источников знаний - от частных образовательных центров и практики частных репетиторов, до образовательных сайтов в сети интернет и социальных сетей. Современный ученик или студент имеет возможность выбирать в какой форме и какие знания он хочет получать.
В последние годы, в ответ на современные вызовы, государство активно совершенствует систему традиционного образования. Наблюдаются значительные инвестиции в технологическое и информационное переоснащение образовательных организаций, создан и совершенствуется банк цифровых образовательных ресурсов. Учителя и преподаватели приняли участие в программах повышения квалификации в области использования информационно-коммуникативных технологий [1].
Однако исследования, проведенные экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, показывают, что реализованные меры не обеспечили существенных изменений в характере преподавания, которое остается традиционным. Ресурсы сети интернет в образовательном процессе используются весьма неэффективно, современные образовательные технологии и дистанционное обучение практически не используется [7]. На основании Федеральной целевой программы развития образования на период до 2020 года можно сделать вывод, что одним из важнейших и актуальных направлений развития системы образования на данный момент остается формирование новой технологической среды, развитие дистанционного образования и образовательных сервисов для учащихся и студентов, в том числе дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и студентов, проживающих на отдаленных территориях, обучающихся в малокомплектных школах.
Федеральные целевые программы подразумевают применение дистанционных образовательных технологий на всех уровнях образования - от школы до колледжей, от высших учебных заведений до послевузовского образования. Так, должны быть обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья [9]. Также, предусматривается развитие механизмов непрерывного образования на базе сети интернет. Должны быть сформированы общедоступные информационные ресурсы в сети Интернет, способствующие самостоятельному прохождению желающими программ дополнительного образования, обеспечено развитие систем дистанционного обучения, а также созданы механизмы, позволяющие организовывать размещение в сети интернет видеозаписей лекций ведущих российских вузов на условиях свободного доступа к ним всех желающих [9].
С учетом сказанного выше, важно выявить возможные пути совершенствования и развития дистанционного образования. Для этого далее рассмотрим состояние и уровень использования дистанционных технологий обучения на сегодняшний день на примере высшего образования, в частности, обратим внимание на преимущества и недостатки их использования при обучении предметам математического цикла.
Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени [4].
Система дистанционного обучения - как инновационная система, базируется преимущественно на самостоятельном получении учащимися необходимого объема и требуемого качества знаний, и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий, где соотношение лекционного материала (непосредственного контакта с преподавателем) к объему самостоятельной работы составляет 10% и, соответственно, 90% [5].
Рассмотрим организацию дистанционного обучения студентов предметам математического цикла в наши дни. Законодательством еще не разработаны единые требования к организации дистанционного
образования, поэтому в различных вузах работа строится по-разному. Чаще всего дистанционное обучение включает в себя:
- самостоятельное изучение студентами подготовленного преподавателем курса лекций в текстовом формате;
- прохождение онлайн тестирования на проверку усвоения знаний по темам и всему курсу;
- просмотр обучающих видеосюжетов.
При обучении математике от использования дистанционных технологий обучения, по сравнению с традиционными, можно ожидать следующих преимуществ [3]:
- повышение качества обучения за счет применения современных информационных ресурсов, электронных библиотек, предоставление информации в интересной, привлекательной форме для обучающегося;
- доступность, независимость от места проживания, возраста, социального положения, здоровья и предшествующего уровня образования, обучающегося;
- возможность размещения преподавателем в электронном учебном курсе большого количества разноуровневых примеров;
- индивидуальный темп и график обучения;
- высокаямобильность, гибкость, эффективная обратная связь между преподавателями и студентами.
Но на практике выявляются и недостатки использования дистанционного обучения. Опираясь на исследования [8], а также опыт работы со студентами математического факультета Набережночелнинского государственного педагогического университета можно выделить следующее:
- минимизация «живого» общения с преподавателем и студентами, что приводит к не полному или отрывистому пониманию материала;
- высокие трудозатраты преподавателей по созданию электронных курсов по математике, так как перевод математических обозначений в электронный вид требует использования специального программного обеспечения;
- неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования;
- невозможность контроля самостоятельности выполнения студентами тестовых и проверочных работ и точного установления авторства присланного на проверку решения задачи;
-невозможно быстро оценить уровень подготовленности студентов, степень усвоения материала и, соответственно, выстроить индивидуальный план обучения;
- дистанционные технологии обучения на данный момент используются разрозненно, во многих вузах не выстроена единая образовательная среда дистанционного обучения;
- не реализован весь потенциал дистанционного обучения при обучении студентов разных форм обучения. Дистанционные технологии чаще применяются при обучении студентов заочной формы обучения.
Анализируя способы организации дистанционного обучения можно выделить несколько вариантов, сложившихся исторически, а именно: кейс-технологии, медиа и TV-технологии, сетевые технологии.
Кейс-технологии подразумевают комплектацию учебно-методических материалов в специальный набор - кейс. Материалы пересылаются или выдаются на руки обучающемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами сведено к минимуму. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержанием кейса.
С развитием и распространением аудио- и видеотехники появились альтернативные кейсам способы доставки учебного материала - радио, магнитофонные записи, телевидение. Процесс обучения заключается в самообразовании с использованием записанных на те или иные носители или транслируемых по радио и телевидению лекций. TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании телевизионных лекций.
Наиболее современные сетевые технологии дистанционного обучения основаны на возможностях локальных и глобальных вычислительных сетей (интернет). Интернет сайты используются как для размещения учебной информации, так и для проведения контрольных мероприятий, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Возможность связи «многих-со-многими» является принципиальным отличием интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения.
В наши дни большинство дистанционных курсов, используемых в образовании, основаны на сетевых технологиях. Разработано большое число специализированных интернет-сайтов и технологий, предназначенных для организации системы дистанционного обучения. Все они имеют свои особенности и свою аудиторию, могут быть бесплатными и коммерческими, ориентированы на подачу материала или же на контроль. Рассмотрим несколько распространенных систем дистанционного обучения.
Чаще всего на практике, используются системы, основанные на технологии Moodle. Многие вузы Российской Федерации организуют свое дистанционное обучение на ее базе. В целом Moodle отлично справляется с поставленными задачами. Его преимущества [2]:
- полностью бесплатная система, готовая к внедрению;
- позволяет создавать качественные курсы, проводить тонкую настройку содержания курса;
- возможность публикации учебного контента различного формата - аудио, видео, текст, изображения, флэш-анимации и другие;
- содержит мощный аппарат тестирования;
- включает разнообразие учебных элементов;
- позволяет реализовать дифференцированное обучение;
- поддерживает разнообразные сценарии и образовательные стратегии (программированное, модульное, индивидуальное, социальное обучение);
- отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации.
Среди недостатков Moodle следует отметить [2]:
- мстема бесплатная, но ее нужно где-то устанавливать (нужен сервер или хостинг, доменное имя), что требует вложения дополнительных материальных ресурсов;
- система громоздкая и сложная в настройке - многие инструменты Moodle не используются на практике, в то же время требуется серьезное изучение, обучение преподавательского состава и обучающихся в работе с ней.
Недостатки системы Moodle можно обойти, если использовать ее дальнейшее развитие - облачный сервис Moodle Cloud. Не надо ничего устанавливать, есть бесплатный тариф, есть поддержка русского языка. Однако имеются и недостатки - домен третьего уровня, только 50 зарегистрированных пользователей, нет возможности установить свои модули, есть реклама, которую отключить нельзя [2].
В наши дни создано множество альтернативных Moodle облачных систем дистанционного обучения, реализованных различными коммерческими организациями. В основном, они все удобны в работе, не требуют серьезных настроек, но при этом или имеют проблемы с русификацией (например, зарубежные Edmodo), или являются платными при обучении большого числа обучающихся (например, Ё-Стади, i-Spring Online), или предоставляют ограниченный функционал (например, Google Classroom).
Подводя итоги проведенного анализа организации дистанционного образования можно выделить ряд не разрешенных вопросов, на которые необходимо обратить внимание.
Нормативные вопросы. На сегодняшний день нет единых требований к организации дистанционного образования в Российской Федерации. Учреждения образования самостоятельно принимают собственные стандарты дистанционных курсов.
Вопросы к содержанию и структуре курсов. Учебно-методические комплексы по дисциплинам мало адаптированы под возможности дистанционного образования. Необходимо совершенствовать содержание курсов, организовать возможность индивидуального подхода к обучающемуся, решать вопросы аутентификации пользователя при проверке знаний.
Технологические вопросы. Образовательные организации самостоятельно решают, где размещать и как организовать дистанционное обучение. В меняющихся условиях этот вопрос открыт и требует постоянного наблюдения.
Выводы. Сравнивая преимущества и недостатки дистанционного обучения, тенденции развития общества и системы образования можно сделать вывод о перспективности этой формы обучения. Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы, анализ деятельности высших учебных заведений, выступлений участников международных и общероссийских конференций показывает, что имеющийся потенциал использования технологий дистанционного обучения в наукоемкой образовательной среде реализуется частично. Исследования в данной области фрагментарны и требуют дополнительного изучения [6].
Литература:
1. Аглямзянова Г. Н., Абайдулин Р. Н. «Дистанционные образовательные технологии в практике современного образования». Материалы VII Международных Махмутовских чтений «Проблемное обучение в современном мире». Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета. Елабуга - 2018 г.
2. Золотухин С. А., канд. пед. наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования Курского государственного университета. 3 бесплатных системы дистанционного обучения: какую выбрать? http://www.eduneo.ru/3-besplatnye-sistemy-distancionnogo-obucheniya-obzor.
3. Клюева Е. А. Дистанционная поддержка изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии». ВКР. [Место защиты: ПГГПУ]. - Пермь, 2017. - 67 с.: ил.
4. Колганов Евгений Алексеевич. Дистанционное образование в системе высшего профессионального образования региона: социологический аспект: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.04 / Колганов Евгений Алексеевич; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т]. - Уфа, 2010. - 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 1022/194.
5. Починалина Л. Н. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы студентов ВУЗа в условиях дистанционного обучения: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / ПочиналинаЛ. Н; [Место защиты: Рос.междунар. акад. туризма]. - Москва, 2007. - 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2481.
6. Скворцов А. А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Скворцов Александр Александрович; [Место защиты: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина» http://www.tsutmb.ru/]. - Тамбов, 2015. - 240 с.
7. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1. Глава 11.
8. Хамова К. Ю. Дистанционная поддержка обучения основам дифференциального исчисления с использованием системы Moodle. ВКР. [Место защиты: ПГГПУ]. - Пермь, 2017. - 75 с.: ил.
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497).
Педагогика
УДК: 378.048.2
аспирант кафедры теории и истории педагогики Алейникова Нина Юрьевна
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. В данной статье рассмотрена сущность ситуации успеха как средства педагогического сопровождения, а также представлена теоретическая модель педагогического сопровождения личностного самоопределения старшеклассников с применением в образовательном процессе ситуаций успеха, описаны разработанные критерии и уровни оценки сформированности личностного самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: самоопределение старшеклассников, личностное самоопределение, ситуация успеха, педагогическое сопровождение, моделирование, теоретическая модель.
Annоtation. The essence of the situation of success as a means of pedagogical support is considered in this article, as well as a theoretical model of pedagogical support for personal self-determination of high school students with the use of success situations in the educational process is described, developed criteria and levels for assessing the formation of personal self-determination of high school students.
Keywords: self-determination of senior pupils, personal self-determination, the situation of success, pedagogical support, modeling, theoretical model.
Введение. Система образования в нашей стране проходит долгий путь модернизации, постепенно приходя к тому, что личность ученика является главенствующим элементом данной системы, и соответственно, образовательный процесс должен быть направлен на создание максимально комфортных условий для личностного развития человека. Одним из важнейших условий функционирования современной системы образования, является создание такого пространства для учащихся, в котором каждый ученик будет осознавать личностную значимость учебно-познавательной деятельности, опыта, который он приобретает в условиях обучения в образовательном учреждении, может критически их оценивать, а также ориентирован на успех. Стремление к успеху, являющееся доминантой в сознании школьника, есть важнейшая составляющая развития позитивного «образа Я», а также основа личностного самоопределения человека. В данной связи, очевидной становится необходимость создания таких условий организации образовательного процесса, которые бы способствовали развитию личностного самоопределения старших школьников через специально организованную систему педагогического сопровождения, направленную на развитие стремления к успеху. Одним из средств педагогического сопровождения, отвечающих вышеописанным условиям является «ситуация успеха».
Изложение основного материала статьи. Возраст ранней юности является ключевым в развитии личности молодых людей. Именно в данный период происходит формирование личностной идентичности и развитие личностного самоопределения, которое определяет успешность дальнейшего жизненного и профессионального пути человека.
В научном поле не существует единства понимания сущности личностного самоопределения. Так, в зарубежной литературе, понятие «личностное самоопределение» как таковое, практически не присутствует, а его рассмотрение и обоснование вариативно и зависит от научного направления представителей, его исследовавших. Основным отличием существующих подходов, является определение различий в степени свободы индивида от определенных внутренних и внешних условий.
Один из представителей классического психоанализа, З. Фрейд, высказывал мнение о том, что абсолютно любые проявления активности личности напрямую обусловлены бессознательным. Исследователь, в своих работах, полностью отрицал наличие у человека таких качеств, как воля, свобода выбора, самоопределение, личная ответственность. По его мнению, у человека существует лишь «иллюзия свободы», тогда как в реальной действительности, индивид не способен выбрать между различными способами поведения и действия.
Отойдя от теории классического психоанализа, Э. Эриксон обращал большее внимание не на бессознательное в поведении человека, а на сознательное. Основной вклад данного ученого в разработку проблемы личностного самоопределения - создание и развитие теории идентичности или психосоциальной тождественности личности. Под идентичностью Э. Эриксон понимал «твердо усвоенный и личностно понимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру с соответствующими формами поведения». Согласно мнению ученого, основа развития идентичности происходит в юношеском возрасте [9, 132 с.].
Следующая группа теорий признавала равенство детерминизма и свободы. К представителям данной группы относятся такие экзистенционалисты, как Р. Мей, В. Франкл и Э. Фромм, а также представителей когнитивной и социально-когнитивной психологии: А. Бандура, Дж. Келли. Существует еще одна точка зрения, сторонниками которой являются А. Адлер, А. Маслоу и К. Роджерс. По мнению данных исследователей, человек обладает абсолютной свободой.
Единственным ученым, в исследованиях которого можно встретить термин «самоопределение» является Ш. Бюлер. По ее мнению, самоопределение, также как и стремление к самоосуществлению, присущи человеку с самого рождения и обуславливают развитие личности. Самоосуществлением автор называет следующее: «Процесс, который в зависимости от возраста выступает, то как хорошее самочувствие, то как переживание завершения детства, то как самореализация, то как самозавершенность, в итоге реализации целей». Специфика данного процесса определяется самоопределением человека, которое, в свою очередь, является способностью личности ставить цели, адекватные его внутренним особенностям [10, с. 31].
В отечественной науке разработкой проблемы личностного самоопределения занимались следующие исследователи: Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников, С.Л. Рубинштейн, Ф.Р. Филиппов, М.М. Шибаева и др.