Проблемы экономики и менеджмента
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
П.В. Еремин
аспирант, ЧОУВПО «Московский банковский институт»
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Аннотация. В статье описано современное состояние и перспективы развития рынка банковских услуг в России в разрезе предоставления физическим лицам удаленного доступа для управления движением денежных средств.
Ключевые слова: удаленный доступ, банковские услуги, интернет-банкинг.
P.V. Eremin, Moscow Banking Institute
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF E-BANKING SERVICES TO INDIVIDUALS IN RUSSIA
Abstract. This work is about actual condition on Russian market of banking services by providing remote access to individuals to manage their cash flow.
Keywords: remote access, banking services, e-banking.
На данный момент точно определить объем оказываемых банками удаленных услуг невозможно, существуют только косвенные оценки, по которым электронные формы обслуживания предоставляют около 45% банков, а рост клиентов, дистанционно управляющих собственными счетами, составляет 20-30% в год.
Системы удаленного доступа к банковским услугам реализуются через предоставление этих услуг по запросу клиента без непосредственного взаимодействия с сотрудником кредитной организации по различным каналам: с помощью компьютера с выходом в Интернет (интернет-банкинг), стационарного (телефонный банкинг) и мобильного телефона (мобильный банкинг), банкоматов и терминалов самообслуживания.
Определенный слой клиентов банков, для которых удаленные коммуникации становятся все более привычными средствами общения с кредитными организациями, уже появился. Среди них нет очень старых и очень молодых, как правило, это люди от 20 до 50 лет, сформировавшие положительное мнение об удобстве и безопасности мобильной и интернет-связи для операций с финансами.
Клиенты ценят в дистанционном банковском обслуживании, прежде всего, удобство, доступность и работу в режиме реального времени, а банки - экономию издержек, максимальную близость к клиенту, независимо от региона страны, и наличие дополнительных конкурентных преимуществ.
Проанализировав рынок электронных банковских услуг коммерческих банков в России, можно выделить следующие тенденции:
№ 6 (10) - 2012
57
Проблемы экономики и менеджмента
- повышение качества и доступности центров обработки вызовов;
- расширение спектра предоставляемых возможностей через Интернет;
- внедрение мобильного банкинга;
- завоевание почти не охваченного рынка терминалов самообслуживания и банкоматов и др.
Потребители банковских услуг особенно ценят живое общение и достоверность информации, поэтому банки вкладывают средства в развитие колл-центров и IVR, которые позволяют качественно обслуживать клиентов, анализировать запросы, продвигать новые банковские продукты, накапливать информацию о клиентах для маркетинговых исследований, оценивать и корректировать РR и рекламную политику. В настоящее время колл-центры внедрили уже 85% российских банков. А такие проблемы телефонного обслуживания как недоступность в часы-пик, низкая квалификация операторов, непонятная иерархичность IVR и высокая стоимость обслуживания стимулируют банки в целях удержания клиентов к повышению качества телефонных центров в том, числе при помощи аутсорсинговых ЦОВ.
Но наиболее динамично развивающимся современным каналом ДБО, действующим в режиме он-лайн, является дистрибуция продуктов и услуг через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество интернет-банкинга состоит в удобстве, ведь дистанционно управлять своими счетами клиент может с обычного компьютера или ноутбука с выходом во всемирную сеть, не ограничивая себя ни территориально, ни во времени, экономя при этом деньги и нервы.
Скорее всего в будущем “корзину дополнительных сервисов” ожидает такой же подход, который демонстрируют западные банки, сделавшие в этом направлении большой шаг вперед, - это более тесная интеграция различных каналов ДБО между собой и с электронными платежными системами - создание так называемых контактцентров. Будет происходить трансформация классических отдельных каналов онлайн-банкинга в сторону центров, способных работать с клиентом через использование самых разных средств и методов связи - телефон, SMS, MMS, Интернет, е-mail, чат и т.д.
Но российскому банковскому бизнесу до этого еще далеко, ведь широкому предоставлению кредитными организациями интерактивных услуг в режиме реального времени препятствуют многие факторы, среди которых: невысокий уровень доверия и популярности банковских услуг у населения, низкий уровень финансовой культуры и технической грамотности россиян, отсутствие качественного продвижения дистанционных услуг со стороны банка, неразвитость коммуникационной инфраструктуры в регионах и законодательные ограничения.
Тем не менее положительные тенденции присутствуют: это и повсеместное распространение Интернета и мобильной связи среди населения, и рост активности разработчиков АБС для банков, и совершенствование законодательной базы, и расширение спектра предоставляемых банками онлайновых услуг. И кто знает, возможно не за горами то время, когда традиционное здание банка как место встречи банкиров со своими
58
№ 6 (10) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
клиентами, в конце концов, отойдет в прошлое и будет вытеснено электронными средствами коммуникаций.
Список литературы:
Мартиросян К. Онлайн-банкинг: возможности и перспективы развития // Банковские технологии. - 2006. - № 1. - С. 44.;
Букин М. Российские виртуальные банки // PCWeek/RE. - 2007. - №03. - С. 14. Болецкая К. Интернет-банкинг как часть розничного бизнеса // Банковское обозрение. - 2004. - № 10(64). - С. 22.
List of references:
1. Martyrosyan K. Online-banking: opportunities and prospects // Banking technologies. - 2006. - # 1.
- p.44.
2. Bukin M. Russian virtual banks //PCWeek/RE. - 2007. - # 03. - p.14
3. Boleckaya K. Online-banking as part of a retail business // Banking Review. - 2004. - # 10(64). -
p.22.
Д.Н. Цаплев
соискатель,
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РОСТОМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Аннотация. Научная статья посвящена анализу существующих определений конкурентоспособности коммерческих банков и выработке авторского определения на основе транзакционного подхода с последующей его формализацией в методике количественной оценки банковской конкурентоспособности.
Ключевые слова: межбанковская конкуренция, банковская конкурентоспособность, транзакционный подход, методика оценки конкурентоспособности коммерческого банка.
D.N. Chaplev, Kuban State University
THE APPROACH AND MANAGEMENT OF GROWTH OF COMPETITION ABILITY OF COMMERCIAL BANK
Abstract. The article is devoted to analyze of definitions for banking competition’s ability, in base of these the author present original definition (which based on transaction’s method of approaching) and formalized it in methodic of banking competition ability’s appraisal.
Keywords: banking competition, banking competition’s ability, transaction’s approach, methodic of banking competition ability’s appraisal.
Конкурентоспособность коммерческих банков становится актуальной целью банковского менеджмента в условиях прогнозируемого усиления масштабов межбанковской конкуренции. Необходимо отметить, что отечественная и иностранная экономическая наука до сих пор не выработала единого мнения относительно природы и оп-
№ 6 (10) - 2012
59