Инновации
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
О.В. НИКУЛИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Кубанский государственный университет
Статья посвящена перспективам развития национальной экономики на основе стимулирования инновационной активности современных предприятий. Рассмотрены основные направления создания малого предпринимательства, меры по оказанию поддержки и формированию инновационной инфраструктуры, определены механизмы и экономическое содержание интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса. В статье обоснованы перспективные направления развития деятельности современных предприятий.
Ключевые слова: вектор развития, создание малых предприятий, перспективы развития малого бизнеса, инновационное развитие экономики, промышленно-ин-новационные кластеры.
Основой развития экономики любой страны является эффективная деятельность предприятий. Для достижения высоких результатов предприятия разрабатывают стратегию своего развития в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды, используют современные технологии управления с учетом накопленного опыта, применяют различные подходы для оценки и стимулирования своей инновационной активности. Современным предприятиям необходимо извлекать информацию из реальной рыночной ситуации, чтобы определить вектор развития национальной и мировой экономики, научиться использовать вновь появившиеся возможности для своего развития и разработать мероприятия по противостоянию негативным кризисным явлениям. В связи с этим в условиях экономического кризиса особенно актуальным становится определение перспектив развития деятельности современных предприятий.
Несмотря на быстрые темпы постиндустриального развития общества, в основе которого преобладает сектор услуг как магистральный вектор эволюции мирового хозяйства, развитие экономики ведущих развитых стран обеспечивают промышленные предприятия. История мировой и национальной экономики свидетельствует о том, что преодоление экономических кризисов сопровождается новой волной экономического роста на качественно новой производственно-технологической основе. Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем: для преодоления экономического кризиса и выхода на более высокий уровень развития необходимо сформировать систему промышленно-производственных предприятий, обеспечивающих национальную экономику продукцией собственного производства для создания альтернативы импортным товарам, развивать предпринимательство и создавать новые малые и средние предприятия, способные обеспечить устойчивое развитие национальной экономики.
Сущность пускового механизма возрождения и выхода из кризисных ситуаций заключается в поддержке научных исследований и инноваций, создающих новые ресурсосберегающие технологии и новые виды продукции. Формирование инновационной экономики должно быть основано на партнерстве всех участников производства. В условиях кризиса меняется подход к формированию конкуренции между различными предприятиями: более предпочтительным и эффективным является не противостояние, а совместное, интегрированное в определенные структуры взаимодействие. Для це-
лей формирования и развития внутреннего рынка в период экономических реформ осуществлялись интеграционные процессы на основе вхождения предприятий в вертикальные структуры в форме кооперативных групп и создавались горизонтальные ассоциативные образования. Следует отметить, что в 1990-е годы наряду с объединением предприятий происходило и их «дробление» и разукрупнение в результате приватизационных процессов, что было неизбежно в условиях формирования рыночной экономики в нашей стране. Экономисты отмечают существенный рост числа международных стратегических альянсов с участием российских компаний в конце 1980-х — начале 1990-хгг. [3]. Создание стратегических альянсов позволило отечественным компаниям получить доступ к знаниям и технологиям, к новым рынкам и методам ведения конкурентной борьбы. Формирование таких стратегических альянсов осуществлялось в форме совместных предприятий и создавало более благоприятные условия для зарубежных партнеров: обеспечивало менее затратное и рискованное вхождение на российский рынок иностранным компаниям. Подобная форма интеграции является обоснованной с точки зрения необходимости привлечения новых технологий для развития деятельности отечественных предприятий, которые
способны стать локомотивом инновационного развития национальной экономики.
В табл. 1 представлены данные о количестве созданных передовых производственных технологий по основным направлениям инновационной деятельности отечественных предприятий за период 2004-2007 гг.
В табл. 1 показано, что за период с 2004 по 2007гг. наблюдается рост числа передовых производственных технологий на 15%, однако их разработка осуществляется неравномерно по направлениям инновационной деятельности: лидирующее положение занимает «проектирование и инжиниринг» (1,59), в числе «отстающих» направлений, как ни странно, отмечены «производственные и информационные системы» (0,61). Технологические инновации лежат в основе роста национальной экономики и способны обеспечить национальную технологическую безопасность [2], однако анализ показателей инновационной активности (табл. 2) свидетельствует о низком уровне развития и недостаточном инновационном потенциале российских предприятий. Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства снизилась за период с 2004г. (10,5 %) по 2007г. (9,4%) на 10%.
Таблица 1
Количество созданных российскими предприятиями передовых производственных технологий за период 2004-2007гг. [6]
Направление 2004 2005 2006 2007 2005 к 2004 2006 к 2004 2007 к 2004
Проектирование и инжиниринг 111 138 148 177 1,24 1,33 1,59
Производства, обработка и сборка 342 291 362 365 0,85 1,06 1,07
Автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции 11 9 13 8 0,82 1,18 0,73
Аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) 90 91 97 110 1,01 1,08 1,22
Связь и управление 49 57 56 67 1,16 1,14 1,37
Производственные и информационные системы 23 21 24 14 0,91 1,04 0,61
Интегрированное управление и контроль 50 30 35 39 0,60 0,70 0,78
Передовые производственные технологии, всего 676 637 735 780 0,94 1,09 1,15
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 2
Инновационная активность российских предприятий за период 2004-2007гг. [6]
Виды экономической деятельности К-во организаций, осуществлявших технологические инновации Цельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %
2004 2005 2006 2007 2004 2005 2006 2007
Добыча полезных ископаемых 69 69 85 76 5,9 5,6 7,0 5,8
Обрабатывающие производства 2048 2122 2158 2150 11,4 10,9 11,1 11,5
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 75 211 247 259 4,7 4,2 4,2 4,1
По добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, всего 2192 2402 2490 2485 10,5 9,3 9,4 9,4
Таблица 3
Внутренние затраты на исследования и разработки по секторам деятельности за период 2004-2007гг., млрд руб. [6]
Сектор деятельности 2004 2005 2006 2007 2005 к 2004 2006 к 2004 2007 к2004
Государственный 49,5 60,2 78,0 108,0 1,21 1,58 2,18
Предпринимательский 135,4 156,9 192,5 238,4 1,16 1,42 1,76
Высшего профессионального образования 10,7 13,3 17,6 23,5 1,24 1,64 2,20
Некоммерческих организаций 0,4 0,4 0,7 1,2 1,0 1,75 3,0
Всего 196,0 230,8 288,8 371,1 1,18 1,47 1,89
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Для определения перспектив развития инновационной активности российских предприятий необходимо проанализировать данные о финансировании научных исследований и разработок и определить основные направления развития. В табл. 3 показаны объемы затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности за период 2004-2007гг.
На рис. 1 представлена структура затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности в 2007г., что наглядно демонстрирует доминирующее положение предпринимательского сектора (238,4 млрд руб., или 64,2 %), так как именно в этой области наиболее активно осуществляется процесс создания и реализации инновационных разработок.
Анализ представленных показателей свидетельствует об увеличении финансирования научных работ почти в 2 раза (1,89) в 2007 г. по сравнению с 2004 г., однако, как следует из данных табл. 2, это не привело к аналогичному росту инновационной активности отечественных предприятий за рассматриваемый период. Для повышения уровня инновационной активности российских предприятий недостаточно использовать только одно направление стимулирования в виде увеличения финансирования научных исследований. Целесообразно развивать интеграционные формы взаимодействия малых, средних и крупных предприятий, соединять усилия государства, науки и бизнеса в области инновационных разработок, создавать промыш-ленно-инновационные кластеры предприятий для максимально эффективной реализации всех стадий жизненного цикла инновационного процесса и обеспечения успешной коммерциализации новых продуктов и технологий.
На рис. 2 представлена концепция инновационного развития современных предприятий с учетом приоритетов национальной и региональной политики. Данная концепция позволяет определить комплекс мероприятий по стимулированию инновационной активности отечественных предприятий.
□ Государственный □ Предпринимательский
□ Высшего проф. образования □ Некоммерческих организаций
Рис. 1. Структура затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности за период 2007г., % [6]
Стимулирование инновационной активности отечественных предприятий должно осуществляться комплексно и системно по следующим основным направлениям:
- разработка и реализация политики инвестиционной технологической экспансии для «возрождения» национальной промышленности;
- формирование и применение механизма налогового стимулирования инновационной деятельности;
- предоставление льготных кредитов и государственных гарантий как формы обеспечения кредитов, выдаваемых для финансирования инновационных проектов;
- создание специальной инфраструктуры для поддержки и развития инновационного предпринимательства;
- защита интересов и прав интеллектуальной собственности инновационных предприятий при выходе на внутренний и внешний рынки;
- формирование системы государственных заказов на инновационные исследования и разработки.
Воплощение в жизнь инновационных проектов осуществляется на основе последовательного и взаимосвязанного выполнения всеми участниками этапов жизненного цикла инноваций, начиная с момента разработки и создания и заканчивая
Рис. 2. Концепция инновационного развития современных предприятий
процессом устаревания и утилизации инновации. Поэтому создание интегрированных структур для объединения и координации действий всех участников инновационного процесса (государства, научных организаций и вузов, крупных и малых предприятий) является необходимым условием успешной реализации проекта [4]. Такое взаимодействие позволяет всем экономическим субъектам
не только успешно завершить инновационный цикл на основе естественной специализации и целесообразного разделения инновационных функций, но и максимально эффективно реализовать свои экономические интересы и получить новые возможности для развития собственной инновационной деятельности, используя накопленные знания и опыт. Таким образом, в самом процессе реализации инновационного цикла заложен механизм стимулирования инновационной активности его участников на основе синергетического эффекта инновационной деятельности за счет эмерджентности.
Большое значение для формирования инновационной экономики имеют тенденции развития взаимоотношений между предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса. Выработанная система эффективного сотрудничества различных форм предпринимательства является признаком развитости современной экономики. Общеизвестно, что крупные компании обладают необходимым потенциалом для осуществления и развития инновационной деятельности, однако малые предприятия способны более гибко реагировать на изменяющиеся запросы рынка и быстро внедрять новые технологии. Мировая практика показывает, что использование кооперации повышает эффективность работы крупных компаний, особенно это актуально в сфере производства, где происходит реализация технологических и продуктовых инноваций. В
условиях кризиса государство осуществляет поддержку системообразующих крупных компаний, которые в свою очередь должны вкладывать ресурсы в развитие малого и среднего предпринимательства. Не случайно сегодня государственная политика направлена на создание и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Инновационная синергия взаимодействия малых, средних и крупных предприятий наиболее ярко проявляется в процессе создания промышленно-инновационных кластеров. В структуре инновационного кластера ключевую роль играют малые инновационные предприятия [7], создаваемые при поддержке бизнес-инкубаторов за счет средств фонда содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере, частных инвесторов и крупных компаний. Сотрудничество малого, среднего и крупного бизнеса в рамках создания инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства способствует решению следующих задач:
- позволяет распределять ответственность и доли риска, связанного с инновациями;
- способствует развитию новых технологий и обеспечивает их быстрое внедрение в производство;
- создает условия для проведения на регулярной и постоянной основе маркетинговых исследований и мониторингов;
- стимулирует развитие новых производств с целью создания дополнительных рабочих мест;
- позволяет более эффективно использовать накопленный опыт и ресурсы участников инновационного процесса.
Практикой выработаны определенные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса, среди которых основными являются:
- осуществление совместной деятельности;
- использование системы франчайзинга;
- передача определенных функций на условиях аутсорсинга;
- выполнение субподрядных работ;
- организация посреднической деятельности.
Формирование промышленно-инновацион-
ных кластеров предусматривает использование контрактной системы взаимоотношений между различными предприятиями. По своей сути это напоминает советскую систему государственных заказов, однако в условиях инновационной экономики имеет определенные особенности: предприятия самостоятельно определяют характер взаимоотношений исходя из потребностей и запросов рынка на свою инновационную продукцию; формирование
производственных связей происходит в рамках реализации производственно-инновационного цикла с учетом сроков и последовательности стадий осуществления инновационного процесса. В развитых странах большинство инновационных малых предприятий действуют в сфере интересов крупных компаний, что позволяет обеспечить устойчивость функционирования экономических субъектов и стимулирует их инновационную активность в направлении достижения поставленных целей [5]. Под механизмом интеграционного взаимодействия участников инновационного процесса понимается совокупность методов и средств объединения, концентрации ресурсного потенциала и возможностей малых, средних и крупных предприятий для максимально эффективной реализации инновационного проекта и достижения поставленных целей и задач. Механизм интеграционного взаимодействия экономических субъектов в условиях инновационной экономики состоит из следующих элементов:
- создание малых предприятий в интересах крупного бизнеса для разработки инновационных идей, организации мелкосерийного производства инновационной продукции, возможности проведения испытаний и экспериментов, организации сервисного обслуживания инновационной продукции;
- объединение предприятий в цепочки кластера для усиления инновационной направленности развития, формирования научных основ организации производства, создания последовательной технологической цепочки освоения инноваций, совершенствования механизма коммерциализации инноваций;
- формирование «команды» участников инновационного процесса с учетом специализации и компетенции каждого экономического субъекта с распределением прав, обязанностей, ответственности и результатов;
- развитие устойчивых горизонтальных связей между предприятиями и формирование союзов и ассоциаций участников инновационного процесса для успешной реализации проектов и минимизации экономических рисков;
- развитие малого и среднего предпринимательства в области аутсорсинга для обеспечения бесперебойного производственного процесса, освобождения наукоемких предприятий от выполнения трудоемких работ и усиления их специализации.
Развитие сотрудничества малого и крупного бизнеса целесообразно с точки зрения обеспече-
ния доступа малым предприятиям к финансовым ресурсам крупных компаний на основе финансирования научных исследований и разработок и мелкосерийного производства при внедрении и испытании инноваций. Доступность финансовых ресурсов для развития, а также для реализации новых проектов становится ключевым условием свободы создания новых инновационных производств. В свою очередь меры по поддержке малых инновационных предприятий должны быть связаны со стабилизацией положения крупных промышленных предприятий, со становлением производства в финансово-промышленных группах и комплексах. В настоящий момент в российской экономике недостаточно развито малое предпринимательство, особенно в промышленной сфере. В табл. 4 на основе данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата) представлены основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства по видам экономической деятельности за период 2008г.
Данные табл. 4 отражают современную ситуацию в сфере малого предпринимательства, когда наиболее привлекательными для создания и развития малого бизнеса являются коммерция и сфера услуг. Для формирования национальной инновационной экономики необходимо развивать промышленность, которая способна сбалансировать сырьевой сектор, создать достойную альтернативу импортным продуктам и технологиям. Поэтому
приоритетным направлением деятельности при создании инновационных малых предприятий в их тесном взаимодействии с крупным бизнесом должно стать производство наукоемкой продукции для различных отраслей промышленности и сферы услуг. По приоритетным направлениям целесообразно провести мониторинг и сформировать базу данных о потребностях современной экономики в товарах, работах и услугах обследуемых предприятий, далее определить ключевые компетенции каждого предприятия (финансовые и сырьевые ресурсы, технологическая и производственная база, трудовые ресурсы соответствующей квалификации, рынки сбыта и т. д.) и выявить потенциальные возможности и существующие потребности в ресурсах и технологиях для осуществления производства приоритетного продукта или реализации приоритетной задачи.
Для успешного функционирования малых предприятий по приоритетным направлениям развития отечественной промышленности необходимо создать инновационную инфраструктуру поддержки, которая включает в себя создание технополисов, технопарков и инновационных центров, инкубаторов бизнеса, центров трансфера технологий и пр. Формирование технопарков на базе крупных промышленных предприятий при участии научных организаций и вузов позволит малым предприятиям получить доступ к промышленным площадкам и обеспечит перспективы их
Таблица 4
Показатели деятельности малых предприятий (МП) (без микропредприятий) в 2008 г. [6]
Виды экономической деятельности Число МП, Среднесписочная численность работников МП,тыс. чел. Оборот МП
тыс. ед. Млрд руб. В %к итогу
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранс- 83,9 1659,3 6095,5 60,4
портныхсредств, мотоциклов, бытовыхизделий и
предметов личного пользования
Обрабатывающие производства 42,5 1141,4 1311,3 13,0
Строительство 37,9 1000,0 1228,4 12,2
Операции с недвижимым имуществом, аренда и пре- 55,1 1002,7 627,4 6,2
доставление услуг
Транспорт и связь 17,0 348,7 306,7 3,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 16,4 472,6 170,7 1,7
Гостиницы и рестораны 8,7 206,5 106,7 1,1
Добыча полезных ископаемых 1,2 36,6 59,8 0,6
Производство и распределение электроэнергии, газа 2,4 75,6 47,6 0,5
и воды
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,1 66,6 38,7 0,4
Рыболовство, рыбоводство 0,9 24,2 23,1 0,2
Образование 0,7 4,8 2,1 0,0
Предоставление прочих коммунальных, социальных 7,8 144,5 74,5 0,7
и персональных услуг
Всего... 282,7 6217,1 10093,5 100
«послеинкубационного» развития. К сожалению, сегодня данное направление недостаточно реализовано на практике, что существенно затрудняет возможность комплексного развития инновационной деятельности малых и средних предприятий в тесном сотрудничестве с крупным бизнесом, а также не позволяет максимально эффективно реализовать полный инновационный цикл в промышленном производстве.
Зарубежный опыт свидетельствует о необходимости осуществления целенаправленной поддержки предпринимательского сектора со стороны государства. Инновационное партнерство бизнеса и государства реализуется в разных формах с учетом текущих и стратегических установок [1]. Государством определены приоритетные задачи перехода от сырьевой к инновационной модели развития экономики, запланировано проведение модернизации промышленности, намечены мероприятия по выстраиванию цепочки от идеи и разработки до производства конечного инновационного продукта. Для реализации государственной инновационной политики разработаны специальные инструменты:
- финансовая поддержка научных разработок в виде грантов, ссуд, субсидий;
- формирование особых экономических зон, наукоградов, технопарков, центров трансфера технологий;
- созданиеспециальныхгоскорпораций, венчурного фонда и системы частно-государственного партнерства;
- применение мер в области налогового стимулирования;
- совершенствование законодательства в области инноваций.
Перспективы развития деятельности современных предприятий во многом сегодня определяются выбранными направлениями государственной инновационной политики:
1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива;
2) ядерные технологии;
3) космические технологии, в первую очередь связанные с телекоммуникациями;
4) медицинские технологии, в том числе медицинское оборудование и лекарственные средства;
5) стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.
Указанные направления деятельности выбраны с учетом имеющихся достижений и наработок в этих сферах и способны дать мультипликативный эффект и стать катализатором в смежных отраслях. Создание интеграционных форм взаимодействия и сотрудничества малых, средних и крупных предприятий при участии государства и науки по перечисленным направлениям позволит целенаправленно формировать промышленно-инновационные кластеры для реализации единой стратегии инновационного развития национальной экономики.
Таким образом, в результате проведенного исследования перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики можно сделать следующие выводы:
1. В условиях преодоления экономического кризиса приоритетным направлением развития современных предприятий должна стать инновационная деятельность. Для обеспечения после кризисного развития отечественным предприятиям необходимо в первую очередь развивать технологические и продуктовые инновации, что требует «возрождения» и модернизации отечественной промышленности и создания промышленно-ин-новационных кластеров.
2. Инновационная деятельность требует партнерства государства, науки и бизнеса в создании инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства, реализации программ коммерциализации, трансфера, организации старт-апов и других инновационных компаний. В современных условияхдля реализации этих мероприятий необходимо не просто осуществлять финансирование научных исследований и разработок, но и формировать интеграционные структуры, развивать формы взаимодействия различных участников инновационного процесса.
3. Реализация инновационного процесса предусматривает максимально эффективное участие каждого субъекта на определенных этапах жизненного цикла, что предполагает объединение усилий всех участников для обеспечения максимальной результативности. Необходимой основой такого участия является взаимосвязь и последовательность осуществления этапов инновационного цикла. В самом осуществлении инновационной деятельности заложен механизм стимулирования инновационной активности экономических субъектов.
4. Современные предприятия изыскивают ресурсы и возможности для инновационного развития, которое предполагает не только организацию процесса инноваций, но и формирование ресур-
сной базы и системы взаимодействия с другими 2. экономическими субъектами. Опыт зарубежных стран показывает, что взаимное сотрудничество малых, средних и крупных предприятий приносит ощутимый результат в области инноваций, выражающийся в синергетическом эффекте за счет 3. эмерджентности и взаимозависимости участников инновационного процесса.
5. Определение перспектив развития деятельности современных предприятий должно быть со- 4. гласовано с направлениями развития государственной инновационной политики, что предполагает эффективное использование имеющихся заделов в наукоемких областях с учетом приоритетов реше- 5. ния социальных вопросов в условиях преодоления экономического кризиса.
Список литературы
6.
1. Гладышев А. М. Зарубежный опыт инновационных преобразований (на примере крупных 7. корпораций и национальных систем) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. №11.С. 67-73.
ГумероваГ. И., Шаймиева Э. Ш. Основные приоритеты инновационного развития предприятий на примере технологических инноваций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. №6. С. 44-52. Королев В., Королева Е. Формирование стратегических альянсов в российской промышленности // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 6, С. 16-24. Лямзин О.Л., Титова В. А. О подходах к интеграции базовых участников национального инновационного процесса // Менеджмент в России и зарубежом. 2008. №5. С. 19-27. Павлов К. В., Андреева И. /".Взаимосвязь устойчивости и эффективности функционирования субъектов бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 10. С. 18-31.
Россия в цифрах. 2008. Краткий статистический сборник / Росстат. М. 2008. Фиякселъ Э. А. Инновационный потенциал российской промышленности и механизмы его роста // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 13.С. 2-6