Научная статья на тему 'Перспективы развития деревянного домостроения на региональном уровне'

Перспективы развития деревянного домостроения на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ / МАРКЕТИНГ / БРЕНДИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова К.В., Пьянков В.В.

В статье рассмотрен вариант перспективного развития отрасли деревянного домостроения на региональном уровне, за счет применения принципа зонтичного бренда. Бренд позволяет выстраивать эффективные маркетинговые решения для всех его участников, создавая тем самым перспективы развития лесопромышленного комплекса. Основой для разработки данного предложения послужили статистические и социологические исследования, проведенные в Пермском крае в 2015 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития деревянного домостроения на региональном уровне»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 УДК 338.22.021.4

К.В.Новикова

д.э.н., профессор кафедры маркетинга экономического факультета ПГНИУ, г. Пермь

В.В.Пьянков к.э.н., доцент кафедры маркетинга экономического факультета ПГНИУ, г. Пермь

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕРЕВЯННОГО ДОМОСТРОЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация

В статье рассмотрен вариант перспективного развития отрасли деревянного домостроения на региональном уровне, за счет применения принципа зонтичного бренда. Бренд позволяет выстраивать эффективные маркетинговые решения для всех его участников, создавая тем самым перспективы развития лесопромышленного комплекса. Основой для разработки данного предложения послужили статистические и социологические исследования, проведенные в Пермском крае в 2015 году.

The article was considers the option of promising is the development of the industry of wooden housing construction on a regional level, through the application of the principle umbrella brand. The brand was allows you to build effective marketing solutions for all of its participants, thereby creating prospects of development of the timber industry. The bases for the development of this proposal were served as a statistical and sociological research conducted in the Perm region in 2015.

Ключевые слова

Деревянное домостроение, маркетинг, брендинг, маркетинговые исследования, технологии строительства, перспективы развития.

Keywords

Timber construction, marketing, branding, market research, construction technology, development prospects.

Современное развитие рынка деревянного домостроения зависит от множества факторов. Менеджмент данных компаний зачастую сводится к решению сугубо технологических задач, которые бесспорно имеют высокую степень значимости. Но рыночные реалии сегодня таковы, что важно учитывать динамику развития не столько рынка, сколько общества в целом, и понимать какие процессы являются движущей силой определяющей спрос на производимую продукцию. Поэтому роль маркетинговых принципов в системе менеджмента современного предприятия неоценима высока, так как позволяет понять «рыночную моду», и грамотно определить структуру будущего спроса.

Одним из наиболее перспективных сегментов строительного рынка Пермского края является малоэтажное домостроение. Среди причин развития данного сегмента можно выделить следующие -исторические традиции жителей края, стремление населения жить в более комфортных условиях, высокая потребность в недорогом жилье и другие. [1]

На сегодняшний день известны и широко применяются, в основном, три типа архитектурно-строительных систем из древесины: каркасное домостроение, строительство панельного типа и изготовление конструкций из массивной древесины (оцилиндрованное бревно, клееный брус). [2]

Анализ статистических данных показывает, что в регионе наблюдается устойчивый рост частных домовладений, - таблица 1. Рынок строительства деревянных домов продолжает уверенно развиваться. Динамика роста деревянного домостроения в регионе за 2014г. составила 51,3% по отношению к 2013 году, - на сегодняшний день в Пермском крае имеются все условия для стабильного развития деревянного домостроения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Таблица 1

Динамика роста жилищного фонда в Пермском крае

Жилищный фонд 2005г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2013 г. к 2005 г.,%

Сельский жилищный фонд 12672,7 13969,6 14251,6 14674,1 14162,0 111,8

в т.ч. частный 9736,1 11158,1 11407,3 11823,1 12232,5 125,6

в собств. граждан 9018,0 10536,9 10780,4 11180,5 11334,9 125,7

Темпы расширения данной отрасли очевидны, - количество участников рынка возросло в 1,25 раза за семь лет. Это указывает на привлекательность сферы деревянного домостроения. Однако, по мнению экспертного сообщества, конкуренция на региональном рынке деревянного домостроения не усилится, -«Индивидуальное домостроение - один из наиболее перспективных и рентабельных сегментов рынка в Пермском крае», - сообщает директор производственного направления корпорации «Перспектива» Дмитрий Вараксин, — «За прошедший год спрос на загородные дома увеличился втрое». [3]

Так, за последние годы интерес населения края к загородной недвижимости заметно активизируется. Это связано с многими факторами, но по праву можно отметить наиболее значимое условие, - желание людей проводить больше времени в здоровой обстановке природы. Можно утверждать, что современный потребитель загородной недвижимости значительно «помолодел» (от 35 лет). Предпочтения к индивидуальному строительству только возрастают и усиливаются. Так, например, количество интернет-запросов за прошедший год увеличилось на 30% по сравнению с предыдущим годом. Пик запросов традиционно приходится на весенние месяцы, а в декабре, феврале и ноябре наблюдался существенный спад продаж, что так же обусловлено сезонными факторами.

Это обстоятельство объясняется возможностями самих строительных компаний в более полном и качественном удовлетворении растущего спроса населения. Из общего числа участников данного рынка можно выделить не более 20 компаний, которые смогли зарекомендовать себя как надежные застройщики, среди которых можно выделить наиболее ярких игроков - «Пермский ДСК», «Осенцовский ДОК», ООО «Объединенная Лесная Компания», ООО ПДК «Полазненский Домостроительный Комбинат», ООО «Усадьба», ООО «Контио-Пермь», ООО «Кочевский деревообрабаты-вающий комбинат», ООО «Бревенчатые дома», Пермское представительство компании Honka, ООО «Перспектива», «Экодом» и другие.

Представленные предприятия предлагают широкий перечень своих услуг по возведению деревянных домов в Пермском крае. Удовлетворяя интересы своих клиентов они предлагают не только типовые решения, но и возможность создания индивидуальных проектов с применением различных технологий по производству материалов, а также строительству самого дома. Среди наиболее востребованных технологий производства и возведения деревянных домов можно условно выделить традиционные типы: дома из бруса-массива и клееного бруса, дома из оцилиндрованного бревна, а так же каркасные дома, в том числе щитовые и панельные. В последнее время каркасные технологии обретают популярность в сфере индивидуального домостроения в России.

К числу менее традиционных и практически не распространенных технологий на территории Пермского края можно отнести следующие:

1. Технология SKANDITEK (Скандинавия) - конструкция дома представляет собой несущий объемный каркас с наружными стенами из высушенного профилированного бруса толщина которого варьируется от 70 до 140 мм. В качестве утеплителя применяется экологически чистый продукт специальной переработки целлюлозы.

2. Технология «Супердерево» LVL (от англ. Laminated Veneer Lumber). Применятся для эффективного, быстрого и комфортного строительства каркасных многоэтажных и многоквартирных жилых домов. В основу производства положен принцип изготовления фанеры, но с существенными изменениями.

3. Технология MHM - Massiv-Holz-Mauer (в переводе с нем. - «массивные деревянные стены»)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

стеновые панели формируются из высушенных обрезных досок хвойных пород, уложенных продольно и поперечно.

4. Технология «Экобрус» (или бишофитовый брус) - материал нового поколения, производится путем прессования экологически чистых компонентов - хвойных опилок (обеспечивают низкую теплопроводность), каустического магнезита (огнеупорная кристаллическая горная порода) и бишофита (природного раствора соли, использующегося в качестве клея).

5. Фахверк (нем. Fachwerk, Fach - панель, секции и Werk - сооружение) - это одна из древнейших строительных систем на основе дерева, где несущей основой здания служит система горизонтальных и вертикальных балок и раскосов из высушенного бруса хвойных пород. Относится к элитарному домостроению.

6. «Naturi» - дома из вертикального бруса - инновационное решение, особенность которого заключается в том, что бревна в стенах не укладываются горизонтально, а устанавливаются вертикально - так, как растут в природе. Предлагается клиентам при условии наличия в производстве высокотехнологичного строгально-фрезеровочного оборудования.

Рассматривая преимущества и недостатки данных технологий предлагаемых на рынке деревянного домостроения в Пермском крае, а также изучив спрос, можно сделать вывод, что подавляющее большинство потребителей достаточно пассивны в выборе более продвинутых типов возведения деревянных домов. С другой стороны, фактическая осведомленность потенциальных покупателей об инновационных возможностях строительства крайне низкая, что является свидетельством не развитости маркетингового инструментария в рынке. Характеризуя данную ситуацию, возрастает необходимость системного применения активных рыночных инструментов с целью повышения уровня осведомленности потенциальных клиентов о новых возможностях в деревянном домостроении, стабилизации спроса и ухода от сезонных его колебаний.

Маркетинг как исходящая функция деревообрабатывающего предприятия должен формировать условия к установлению эффективных коммуникаций рыночных субъектов и их целевой аудиторией, делая наибольший акцент именно на побудительные мотивы клиентов - цена, качество, экологичность материалов и сроки реализации проектов.

Нами было проведено исследование, целью которого было определить фактическую осведомленность потенциальных потребителей о существующих технологиях в деревянном домостроении и готовность рассматривать инновационные варианты в качестве возможного применения. Исследование проводилось в период активного спроса (май - август 2015 года) на услуги в сегменте строительства загородной недвижимости для личного или малого коммерческого использования. В исследовании приняло участие 100 человек, подавляющее большинство которых были мужчины, в возрасте от 35 до 55 лет, - 94% респондентов. Данную группу потребителей можно охарактеризовать как «период активных взглядов на жизнь». Условно данную группу можно разделить на два более частных случая. Во-первых, это потребители - 67%, которые рассматривают строительство загородного дома, руководствуясь эстетическими и экологическими соображениями досуга для своей семьи, то есть загородный вариант выходного дня, но с возможностью проживания и в холодный период года, и во-вторых, - 33% респондентов рассматривают строительство загородной недвижимости для бизнеса в сфере девелопмента, с целью получения будущего дохода.

Все принявшие участие в исследовании имеют семью и минимум 1 ребенка. Совокупный доход составил 60000 рублей и выше, в свою очередь представители девелоперского бизнеса руководствуются имеющимся в наличии капиталом. По критерию занятости респонденты являются руководителями среднего и высшего звена, компаний и фирм региона.

В ходе исследований было выявлено, - что среди существующих или потенциальных клиентов компаний предлагающих свои услуги по строительству деревянных домов (в сфере деревянного домостроения), лишь 15% клиентов знакомы или слышали об инновационных технологиях строительства, тогда как остальные 85% руководствуются исключительно традиционными способами возведения домов из массива дерева. Данная тенденция показывает крайне недостаточную осведомленность о существующих возможностях - рисунок 1. На представленной диаграмме видно, что подавляющее большинство

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

потенциальных клиентов наиболее осведомлены о традиционных формах строительства - 36% брус-массив,17% - бревно оцилиндрованное и 13% каркасные технологии, как наиболее приоритетные. Хотя отмечалось, что другие варианты строительства также знакомы.

Рисунок 1 - Какие технологии деревянного домостроения Вам знакомы?

Так же потребителям был задан вопрос, какие технологии исходя из существующих условий, они вероятнее всего используют или планируют применить? - рисунок 2. Таким образом, мы окончательно убедились, что в сегменте деревянного домостроения наиболее ярко выражена традиционность при выборе технологических решений.

Такая технология как «эко-брусс» вызвала некоторое недоумение относительно надежности, -«...несущая конструкция из прессованных отходов переработки древесины?!». Другие варианты методов строительства были охарактеризованы как «слишком дорогие», либо вызвали сомнения относительно надежности конструкции. Также по результатам опроса был составлен рейтинг ТОП-5, ключевых критериев выбора подрядчиков:

1. Цена - учитывалось цена строительства и цена владения;

2. Надежность - долговременность конструкции без обслуживания;

3. Качество - соответствие материалов заявленным характеристикам;

4. Гибкость условий - возможность отсрочки платежей и кредитование;

5. Время на реализацию проекта - сроки проектирования и строительства.

Рисунок 2 - Какая технология строительства для Вас наиболее предпочтительна?

При этом 25% респондентов высказались в пользу пересмотра своих традиционных взглядов относительно более энергоемких и современных технологий, при условии что «.цена покупки будет оправдана ценой владения», а так же если будет уверенность в их превосходстве над привычными вариантами. Эту группу можно определить как «новаторы», они способны стать удобным базисом для более широкого распространения инновационных решений.

Основываясь на приведенных результатах маркетингового исследования, видно, что современные деревообрабатывающие предприятия, крайне слабо, или малоэффективно ведут маркетинговую политику. В

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

нашем регионе существует успешная практика внедрения стратегии по методу зонтичного бренда, как наиболее удобного варианта для узкоотраслевых компаний, - «Пермская картошка»; или компаний более широких отраслевых возможностей, - «Покупай пермское!».

На наш взгляд, удобным методом развития маркетинговых коммуникаций, должна стать методология, основанная на принципах зонтичного бренда, способная объединить рыночную политику многих участников в сегменте деревянного домостроения. Социологическая статистика показывает, что современному потребителю более интересно и понятно все «большое», «открытое», «близкое», так как это дает ощущение «доступности» и «возможности». Поэтому мы считаем, что эти термины должны стать ключевыми словами в позиционировании нового бренда в пермском крае, - «Пермский дом - сделай жизнь полезнее!»

Ключевое слово - польза. Его можно раскрывать, трактовать и использовать в позиционировании по-разному: для «себя» - привычные мужские мотивы (сын, дом, дерево), для «своей семьи» - «воздух, экология», для бизнеса - гибкие условия для клиентов. На наш взгляд коммуникационная политика должна выстраиваться в виде стратегии продвижения образа, определяя эффективное развитие закономерности -«ИДЕЯ - «Пермский дом» - СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ». В основе данной закономерности лежит классическая структура возникновения спроса, последующего его развития и поиска способа его удовлетворения.

Таким образом, активное развитие деревообрабатывающих предприятий за счет применения технологии брендинга, а так же активное стимулирование спроса в сегменте деревянного домостроения является неотъемлемым условием расширения перспектив развития отрасли и общей эволюции рынка деревообработки в Пермском крае.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00085 Список использованной литературы:

1. Коваль А.О., Дугнист С.В. 164 Ползуновский альманах №3 2009г., том 2

2. http://vproizvodstvo.ru/

3. http://www.acexpert.ru/

4. http://skatr.ru/

5. Новикова К. В. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса / К. В. Новикова, А. А. Киселева // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. - 2014. - № 11. - С. 66-70.

6. Пьянков В. В. Бренд как инструмент успешной деятельности предприятия на рынке / В. В. Пьянков, А. О. Веселова, Д. М. Галеев // Экономика АПК Предуралья. - 2009. - № 1. - С. 24-26.

© Новикова К.В., Пьянков В.В., 2015

УДК 336

О.В. Новичкова

к. э. н., доцент Экономический факультет ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» г. Пенза, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Уровень кредитного риска непосредственное влияет на эффективность использования оборотного капитала, а также на возможность вести расширенное воспроизводство, что особенно важно для предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.