Научная статья на тему 'Управление кредитным риском организации'

Управление кредитным риском организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОРАСЧЕТЫ / КОНТРАГЕНТЫ / КРЕДИТНЫЙ РИСК / ПРОСРОЧЕННАЯ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / УСКОРЕНИЕ РАСЧЕТОВ / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новичкова О.В.

Уровень кредитного риска непосредственное влияет на эффективность использования оборотного капитала, а также на возможность вести расширенное воспроизводство, что особенно важно для предприятий аграрного сектора. С целью своевременности инкассации задолженности контрагентов предложено применять современные финансовые инструменты в исследуемой организации, что позволит снизить уровень кредитного риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление кредитным риском организации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

нашем регионе существует успешная практика внедрения стратегии по методу зонтичного бренда, как наиболее удобного варианта для узкоотраслевых компаний, - «Пермская картошка»; или компаний более широких отраслевых возможностей, - «Покупай пермское!».

На наш взгляд, удобным методом развития маркетинговых коммуникаций, должна стать методология, основанная на принципах зонтичного бренда, способная объединить рыночную политику многих участников в сегменте деревянного домостроения. Социологическая статистика показывает, что современному потребителю более интересно и понятно все «большое», «открытое», «близкое», так как это дает ощущение «доступности» и «возможности». Поэтому мы считаем, что эти термины должны стать ключевыми словами в позиционировании нового бренда в пермском крае, - «Пермский дом - сделай жизнь полезнее!»

Ключевое слово - польза. Его можно раскрывать, трактовать и использовать в позиционировании по-разному: для «себя» - привычные мужские мотивы (сын, дом, дерево), для «своей семьи» - «воздух, экология», для бизнеса - гибкие условия для клиентов. На наш взгляд коммуникационная политика должна выстраиваться в виде стратегии продвижения образа, определяя эффективное развитие закономерности -«ИДЕЯ - «Пермский дом» - СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ». В основе данной закономерности лежит классическая структура возникновения спроса, последующего его развития и поиска способа его удовлетворения.

Таким образом, активное развитие деревообрабатывающих предприятий за счет применения технологии брендинга, а так же активное стимулирование спроса в сегменте деревянного домостроения является неотъемлемым условием расширения перспектив развития отрасли и общей эволюции рынка деревообработки в Пермском крае.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00085 Список использованной литературы:

1. Коваль А.О., Дугнист С.В. 164 Ползуновский альманах №3 2009г., том 2

2. http://vproizvodstvo.ru/

3. http://www.acexpert.ru/

4. http://skatr.ru/

5. Новикова К. В. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса / К. В. Новикова, А. А. Киселева // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. - 2014. - № 11. - С. 66-70.

6. Пьянков В. В. Бренд как инструмент успешной деятельности предприятия на рынке / В. В. Пьянков, А. О. Веселова, Д. М. Галеев // Экономика АПК Предуралья. - 2009. - № 1. - С. 24-26.

© Новикова К.В., Пьянков В.В., 2015

УДК 336

О.В. Новичкова

к. э. н., доцент Экономический факультет ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» г. Пенза, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Уровень кредитного риска непосредственное влияет на эффективность использования оборотного капитала, а также на возможность вести расширенное воспроизводство, что особенно важно для предприятий

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

аграрного сектора. С целью своевременности инкассации задолженности контрагентов предложено применять современные финансовые инструменты в исследуемой организации, что позволит снизить уровень кредитного риска.

Ключевые слова

Взаиморасчеты, контрагенты, кредитный риск, просроченная дебиторская задолженность,

ускорение расчетов, кредитная политика.

Кредитный риск организации в основном проявляется ростом просроченной дебиторской задолженности, что, в свою очередь, приводит к «выпадению» большого объема средств из хозяйственного оборота. Как следствие, предприятие сможет потерять свою финансовую устойчивость.

Эффективное управление кредитным риском предприятия связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением своевременной инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги [1, с.235].

Один из наиболее эффективных методов снижения кредитного риска организации - ускорение расчетов с дебиторами. Организация, которая применяет схемы сокращения срока возврата платежей, сможет получить дополнительный источник увеличения прибыли в виде возврата от вложений в оборот досрочно поступивших сумм.

В настоящее время к основным направлениям ускорения и повышения эффективности расчетов с контрагентами относятся: предоставление скидок дебиторам за сокращение сроков возврата платежей; использование векселей, факторинговые операции; предоставление отсрочки платежей с получением процентов от использования коммерческого кредита дебиторами [2, с. 11].

Нами был проведен анализ возможности ускорения расчетов с помощью предоставления скидки дебиторам в СХПК «Салтыково» Пензенской области. Эффективность данного метода определяется путем сопоставления отдачи вложенных средств в производственный оборот со ставкой предоставляемой скидки за день ускорения расчетов от дебиторов.

При определении размера скидки, предоставляемой кредиторам, следует ориентироваться на то, чтобы величина скидки не превышала величину средней ставки по кредиту в банках. [3, с.57].

В таблице 1 представлены исходные данные и результативные показатели предоставления скидки дебиторам.

Таблица 1

Анализ операций по сокращению сроков поступления средств на счета СХПК «Салтыково»

Показатель Величина

Объем продаж, тыс. руб. 8589

Сумма дебиторской задолженности от продаж, тыс. руб. 84,33

Число дней в отчетном периоде, дн 30

Период погашения дебиторской задолженности по данному виду расчетов, дн. 90

Издержки производства, тыс. руб. 6128

Переменные издержки, тыс. руб. 4719

Прибыль от продаж, тыс. руб. 2460

Рентабельность переменных затрат, % 52,12

Ставка предоставляемой скидки дебиторам за поступление средств без отсрочки, % 9

Ставка скидки дебиторам за каждый месяц ускорения расчетов от суммы, полученной досрочно, % 3

Ставка скидки за каждый день ускорения расчетов с дебиторами от суммы, полученной досрочно, % 0,1

Запас прочности для ускорения расчетов, % 49,12

Сумма уменьшения долга (экономия) дебиторов от поступлений без отсрочки, тыс. руб. 7,59

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Продолжение таблицы 1

Сумма уменьшения долга дебиторов за каждый день сокращения срока возврата платежей, руб. 84,33

Дополнительная прибыль от суммы поступлений без отсрочки, тыс. руб. 32,39

Дополнительная прибыль, полученная за каждый день сокращения сроков поступления средств на счета предприятия, руб. 359,89

На рисунке 1 представлена зависимость величины экономии дебиторов и суммы прибыли организации от сроков погашения коммерческого кредита.

Рисунок 1 - Эффект ускорения расчетов между СХПК «Салтыково» и его дебиторами График отражает тенденцию, при которой увеличение договорных сроков поступления средств по расчетам сокращает эффект расчетных операций как предприятия, так и его дебиторов.

Рассмотрим, как изменились показатели кредитной политики предприятия после реализации указанного мероприятия. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели кредитной политики СХПК «Салтыково» при ускорении расчетов с дебиторами

Показатель Факт Проект Отклонение (+,-) проекта от факта.

Выручка, тыс. руб. 103063 103063 0

Дебиторская задолженность, тыс.руб. 3588 3335 -253

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 28,7 30,9 2,2

Период оборачиваемости дебиторской задолженности, дни 13 11 -2

Таким образом, расчет эффективности проведенного мероприятия показал, что ускорение расчетов с дебиторами путем предоставления скидок, положительно влияет на кредитную политику СХПК «Салтыково». Об этом свидетельствует увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности с 38,7 до 30,9 и соответственно уменьшение периода оборачиваемости дебиторской задолженности на 2 дня.

В таблице 3 представлены данные, на основании которых можно сравнить уровень кредитного риска предприятия до и после ускорения расчетов.

Таблица 3

Оценка уровня кредитного риска СХПК «Салтыково»

Показатель Факт Проект Отклонение (+ -) проекта от факта

Дебиторская задолженность покупателей, тыс. руб. 1012 759 -253

Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. 291,1 176,3 -114,8

Уровень кредитного риска, % 0,3 0,1 -0,2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Как видно из таблицы 3, уровень кредитного риска предприятия снижается. Об этом свидетельствует снижение уменьшение суммы безнадежных долгов на 43,3 %, а соответственно уменьшается уровень кредитного риска.

Таким образом, применение данного способа ускорения расчетов является эффективным. СХПК «Салтыково» может получить дополнительную прибыль, снизить риск потерь от предоставления коммерческого кредита своим покупателям. Снижение кредитного риска положительно сказывается в целом на финансовом состоянии предприятия.

Список использованной литературы:

1. Бланк, И.А. Управление финансовыми рисками: учебник / И.А. Бланк. - К.: Ника - Центр, 2005. - 600 с.

2. Вахрушина, Н. Создание системы управления дебиторской задолженностью / Н. Вахрушина // Финансовый директор. - 2012. - №5. - С. 10-12

3. Кинев, Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения / Ю.Ю. Кинев // Менеджмент в России и зарубежом. - 2011. - № 5. - С. 57

© Новичкова О. В., 2015

УДК33

Л.В. Прасолова, к.э.н., старший преподаватель Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, РФ

ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема влияния геополитики на производство продуктов питания в стране, на изменение цен на основные виды товаров продовольственной группы, на покупательскую способность населения. Дана оценка изменения экономического положения населения Тюменской области в ближайшей перспективе.

Ключевые слова

Геополитика, Таможенный союз, экономические санкции, цены, покупательская способность населения

Геополитика - наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Традиционная геополитика делает упор на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов при захвате чужих территорий, являясь (по Хаусхоферу) «географическим разумом» государства. Геоэкономика в отличие от традиционной геополитики акцентируется на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счет расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях [1].

Последние годы прослеживается зависимость отношений между странами на политическом уровне и их экономического взаимодействия от геополитических факторов.

Так, например, тенденции сближения с Белоруссией и Казахстаном проявляются в активном развитии Таможенного союза (ТС). Снят таможенный контроль перемещения товаров на внутренних границах стран - членов ТС, что ускорило процесс транзитной доставки грузов, применяются единые тарифные и нетарифные меры к товарам из третьих стран, сформировано единое таможенное законодательство ТС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.